Многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников

3341

Аннотация

Представлены результаты разработки многомерной шкалы удовлетворенности жизнью (ШУДЖИ) у детей младшего школьного возраста на основе опросника MSLSS Е.С.Хюбнера.Методика позволяет получить оценку удовлетворенности жизнью по пяти шкалам: «Семья», «Школа», «Учителя», «Я сам», «Друзья», а также общий показатель удовлетворенности жизнью. На детях младшего школьного возраста (3—4-й классы, N=483) показаны надежность и валидность методики.Пятифакторная структура методики подтверждается с помощью конфирматорного факторного анализа.Все шкалы опросника обладают высокой надежностью (0,82 < α < 0,89) и демонстрируют ожидаемые связи с показателями субъективного благополучия и различными шкалами самооценки, оцененными с помощью методики Дембо—Рубинштейн.В статье представлены текст опросника, а также нормативные данные для детей младшего школьного возраста.

Общая информация

Ключевые слова: удовлетворенность жизнью, субъективное благополучие, диагностика, младшие школьники, самооценка

Рубрика издания: Психологическая диагностика

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230601

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект 18-013-00386 «Внутренняя и внешняя мотивация школьников, обучающихся по разным образовательным программам».

Тематический сетевой сборник: Психологическое благополучие субъектов образовательных отношений

Для цитаты: Сычев О.А., Гордеева Т.О., Лункина М.В., Осин Е.Н., Сиднева А.Н. Многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 6. С. 5–15. DOI: 10.17759/pse.2018230601

Полный текст

 

В последние годы растет интерес исследователей к позитивному психологическому развитию детей и подростков, во многом стимулированный развитием нового направления — позитивной психологии, а также пониманием того, что благополучие ребенка не сводится к отсутствию у него неблагоприятных характеристик, таких как тревожность, депрессия, асоциальное поведение и др. Исследования показывают, что удовлетворенность жизнью (УЖ), понимаемая как «глобальная оценка человеком своей жизни», является важной составляющей психологического благополучия личности В соответствии с концепцией Э . Динера УЖ является одной из основных составляющих предложенного им конструкта субъективного благополучия, ее когнитивным компонентом наряду с позитивной и негативной аффективностью личности.

Исследования УЖ фокусируются на том, как и почему люди переживают свою жизнь в позитивном ключе . Они показывают, что УЖ связана с показателями адаптивного и не­адаптивного жизненного функционирования В частности, позитивная УЖ считается основополагающим фактором, предсказывающим отсутствие психопатологических симптомов, а также фактором, способствующим достижению ряда позитивных жизненных результатов, таких как улучшение академической успеваемости, межличностных отношений и физического здоровья у подростков.

В психологии сложилось два подхода к оценке УЖ: одномерный и многомерный. Первый из них рассматривает УЖ как одномерный конструкт, который измеряется с помощью глобальных, не привязанных к конкретным сферам жизни формулировок либо путем суммирования коррелирующих пунктов, оценивающих удовлетворенность в разных значимых сферах . В рамках второго подхода УЖ рассматривается как многомерный конструкт, образованный из относительно независимых показателей, характеризующих удовлетворенность в разных сферах жизни В опубликованном недавно обзоре Т . О . Арча­ковой и А . Н . Вераксы с соавторами описаны методики, соответствующие разным подходам. Многомерные опросники обеспечивают более информативный и в целом более надежный подход к диагностике УЖ, так как они позволяют не только оценить общий уровень, но и понять индивидуальный профиль удовлетворенности по разным сферам

В 1994 г . Е . С . Хюбнер разработал многомерную шкалу УЖ (Multidimensional Students' Life Satisfaction Scale, MSLSS), самоотчетный опросник из 40 пунктов, предназначенный для оценки УЖ учащихся начиная с 3-го класса. MSLSS продемонстрировала хорошие психометрические свойства, включая приемлемую внутреннюю согласованность, ретестовую надежность и факторную структуру

Методика основана на многомерной модели УЖ, в которой выделяется один общий фактор и пять факторов второго уровня, соответствующих разным сферам жизни ребенка Выделяются следующие важные для школьников сферы жизни: «Семья», «Друзья», «Школа», «Я сам(а)», «Условия жизни». Содержание пунктов шкалы «Семья» относится к удовлетворенности респондентов их отношениями с членами семьи Шкала «Школа» оценивает удовлетворенность детей школьной жизнью с точки зрения поддержки их интересов и общего отношения к школе и учебной деятельности . Шкала «Друзья» направлена на изучение удовлетворенности отношениями со своими сверстниками . Шкала «Я сам» касается уровня удовлетворенности самим собой, позитивного отношения к себе и мнения других людей . Шкала «Условия жизни» направлена на изучение удовлетворенности ребенка соседями и районом проживания .

В последние два десятилетия работа над валидизацией MSLSS велась в США, Канаде, Испании, Франции, Ирландии, Китае, Южной Корее, Турции, Великобритании, Иране, Сербии, Италии, Гонконге, Чили и других странах. Анализ этих работ показывает, что результаты конфирматорного факторного анализа и индексы соответствия моделей различаются по разным выборкам . В некоторых исследованиях удалось подтвердить пя­тифакторную модель с оригинальной 40-пун- ктовой версией методики, в то время как в других индексы соответствия моделей оказались неудовлетворительными. В свете проблем, возникающих в ряде выборок в связи с 10 обратными утверждениями, была предложена сокращенная версия MSLSS, состоящая из 30 пунктов, однако в данном исследовании не удалось показать ее соответствие теоретической пятифактор­ной структуре Канадскими исследователями разработана сокращенная англоязычная 18-пунктовая версия MSLSS, включающая только прямые утверждения.

Ряд отечественных исследователей используют различные версии опросника MSLSS, однако не известны надежность и другие психометрические показатели этих шкал, так как ни одна из них не была опубликована Например, мы в своих работах неоднократно использовали MSLSS. С .А. Водяха на основе MSLSS разработал опросник школьного благополучия, заменив «Условия жизни» на «Отношения с учителями», и апробировал его на выборке детей от 11 до 17 лет. Этот опросник не был опубликован, его описание же не содержит необходимой психометрической информации Таким образом, можно сделать вывод о назревшей необходимости разработки надежной русскоязычной версии MSLSS, пригодной для применения в исследованиях и практической деятельности школьного психолога

Адаптация русскоязычной версии методики велась в соответствии с принципами кросс-культурной адаптации опросников, оценивающих качество жизни, и с учетом опыта предыдущих адаптаций В ходе работы над русскоязычной версией опросника MSLSS мы исходили из того, что одним из главных личностных предикторов УЖ являются показатели самооценки. Особенно тесную связь следует ожидать между самооценкой и шкалой «Я сам», отражающей удовлетворенность собой Удовлетворенность в других сферах жизни также должна быть связана с самооценкой, особенно в тех случаях, когда речь идет о самооценке качеств, значимых для успеха в этой сфере жизни В частности, можно ожидать, что удовлетворенность школой будет связана с самооценкой качеств, влияющих на успешность учебной деятельности: способностей, ума, старательности .

Целью нашей работы стало создание русскоязычной версии многомерной методики УЖ подростков на основе опросника MSLSS Е . С . Хюбнера. В ходе проводимого исследования проверялись следующие гипотезы:

1) эмпирическая структура методики, образованная из пяти коррелирующих факторов, обладающих высокой внутренней согласованностью, соответствует теоретической модели, включающей пять показателей: удовлетворенность отношениями в семье, школой, учителями, собой и отношениями с друзьями;

2) внешняя валидность шкал УЖ школьников характеризуется связями с другими невербальными оценками благополучия и самооценкой

Участники исследования. В исследовании приняли участие учащиеся младших классов (3—4-й классы, N = 483) из четырех общеобразовательных средних школ г. Москвы . Среди испытуемых было 257 мальчиков, 222 девочки, четверо учащихся пол не указали . Средний возраст — 9,64 года (8—12 лет, SD = 0,69), подавляющее большинство детей (95%) — в возрасте от 9 до 11 лет .

Методики. Для диагностики психологического благополучия школьников был разработан опросник, основанный на многомерной шкале удовлетворенности жизнью Е С Хюб- нера (за основу был взят перевод Е Н Осина, применявшийся ранее в наших исследованиях и исследованиях коллег) . Ввиду значимости учебной деятельности в школьном возрасте (в младшем школьном возрасте выступающей ведущим типом деятельности) было принято решение дополнить методику шкалой удовлетворенности отношениями с учителем . При этом шкала удовлетворенности условиями жизни была исключена для обеспечения компактности опросника, а также в силу ее малой полезности для практической деятельности школьного психолога и ее кросс-культурной специфичности В отличие от США, где была разработана методика, в России разброс между различными районами проживания значительно меньше, что сказывается на меньшей рефлексии этой сферы и ее вкладе в УЖ детей В результате анализа и отбора наиболее согласованных пунктов была составлена итоговая версия опросника, включающая 30 утверждений . Использовалась пятибалльная шкала ответов от «никогда» до «всегда» Текст методики с инструкцией и ключом приведен в приложении

Для анализа валидности предложенного опросника использовались две следующие невербальные методики диагностики субъективного благополучия и самооценки детей, соответствующие данной возрастной группе (3—4-й классы):

• Для диагностики субъективного благополучия использовалась шкала «Отношение к школе и жизни», представляющая собой два набора из 7 символических изображений лиц с различными эмоциональными состояниями — от веселого, улыбающегося к грустному и очень печальному . Ребенку предлагается обвести одно лицо, соответствующее его отношению к школе и учебе (в первом наборе) и к своей жизни (во втором) . При подсчете каждому лицу приписывается оценка в баллах (от 7 до 1) . Коэффициент корреляции между показателями отношения к школе и к жизни составил 0,35 (p < 0,001) . Такое умеренное значение указывает на специфичность школьного благополучия и его несводимость к общему субъективному благополучию

• Для диагностики самооценки использовалась методика Дембо—Рубинштейн. В соответствии с инструкцией дети на подписанных вертикальных шкалах (линеечках) отмечали, насколько выражены у них следующие восемь качеств: красота, доброта, способности к учебе, везение, ум, старательность, честность, общительность В ходе анализа наряду с оценкой по исходным шкалам использовался также суммарный балл по всем шкалам как интегральный показатель самооценки (альфа Кронбаха = 0,81) .

Методики предъявлялись фронтально двумя психологами, все инструкции и утверждения зачитывались вслух, дети заполняли специальные бланки с опросниками

Результаты

Соответствие структуры методики теоретической модели проверялось при помощи конфирматорного факторного анализа Модель, в которой каждый пункт опросника был отнесен к одному из пяти коррелирующих факторов (см рис ), соответствующих шкалам опросника, оценивалась в программе MPLUS 7 . В результате анализа были получены хорошие показатели соответствия модели исходным данным: х2 = 762,43; df = 395; p < 0,001; CFI = 0,936; NNFI = 0,929; RMSEA = 0,044; 90%-ный доверительный интервал для RMSEA (0,039—0,049); PCLOSE = 0,985; N = 483. Иерархическая модель с одним общим фактором второго уровня показала меньшее соответствие данным: х2 = 897,35; df = 400; p < 0,001; CFI = 0,913; NNFI = 0,905; RMSEA = 0,051. Следовательно, эмпирическими данными лучше подтверждается модель опросника, включающая пять взаимозависимых факторов Вместе с тем иерархическая модель, судя по показателям соответствия, также является приемлемой, так что возможным является использование общего показателя по всем шкалам О высокой внутренней согласованности шкал свидетельствуют значения коэффициентов надежности а Кронба­ха, превышающие 0,80 (см . табл . 1) Для суммарного показателя было получено высокое значение коэффициента а Кронбаха — 0,94 .

 

Корреляции между шкалами методики свидетельствуют о том, что все они статистически значимо связаны между собой, однако сила связей варьируется в довольно широких пределах. Шкалы удовлетворенности школой и отношениями с учителем в соответствии с ожиданиями показали сильную взаимосвязь, подтверждая предположение о том, что отношения с учителем являются решающим фактором отношения младшего школьника к школе В то же время для некоторых шкал корреляции оказались довольно умеренными, как, например, для шкал «Я сам» и «Друзья» со шкалой удовлетворенности школой Это говорит о том, что, несмотря на важную роль школы в жизни ребенка, благополучие в других жизненных сферах сильно зависит также и от других, не связанных со школой факторов В ходе анализа валидности были вычислены корреляции каждой из шкал опросника с показателями благополучия по невербальной методике «Лица» и различными шкалами самооценки (см табл 2) Высокий коэффициент корреляции шкалы «Школа» с показателем отношения к школе по методике «Лица» свидетельствует о том, что они измеряют единый
конструкт, полностью подтверждая внешнюю валидность этой шкалы Отношение к жизни по методике «Лица» показало умеренные статистически значимые связи со всеми шкалами опросника при наличии наиболее тесной связи со шкалой удовлетворенности отношениями в семье Этот факт отражает, по-видимому, основной вклад семейных отношений в общее благополучие ребенка . Умеренные значения коэффициентов в данном случае можно объяснить тем, что опросник дает дифференцированную оценку благополучия в разных жизненных сферах в отличие от общего показателя по методике «Лица» Общая самооценка показала наиболее тесную связь со шкалой «Я сам», свидетельствуя о том, что удовлетворенность собой основывается на позитивной самооценке При этом самооценки личных качеств, имеющих значение для эффективной учебной деятельности (способности к учебе, старательность, ум), показали наиболее тесные корреляции со шкалами удовлетворенности школой и отношениями с учителями Удовлетворенность отношениями с друзьями наиболее тесно связана с самооценкой общительности

С целью стандартизации методики для каждой из шкал были вычислены средние значения и стандартные отклонения в целом по выборке, а также отдельно для мальчиков и девочек (см табл 3) Возрастных различий выявлено не было, что может быть следствием довольно узкого возрастного диапазона участников исследования

Рис. Факторная модель, отражающая структуру методики ШУДЖИ . Все приведенные коэффициенты значимы при p < 0,05, ошибки измерения опущены для упрощения рисунка 

Таблица 1

Интеркорреляции между шкалами опросника ШУДЖИ

Показатели

Семья

Школа

Учителя

Я сам

Друзья

Семья

 

 

 

 

Школа

0,39***

 

 

 

Учителя

0,60***

0,68***

 

 

Я сам

0,55***

0,32***

0,50***

 

Друзья

0,48***

0,26***

0,46***

0,56***

Надежность (альфа Кронбаха)

0,82

0,86

0,89

0,83

0,84

 
Примечания. Значимость коэффициентов: «*» — p < 0,05; «**» — p < 0,01; «***» — p < 0,001 (N = 483) . Полные названия шкал см . в приложении .
Таблица 2
Корреляции шкал опросника ШУДЖИ с другими шкалами и показателями
 

 

 

Семья

Школа

Учителя

Я сам

Друзья

Общий показатель

Благополучие (методика «Лица»)

 

Отношение к школе

0,39***

0,70***

0,63***

0,35***

0,29***

0,63***

Отношение к жизни

0,42***

0,24***

0,33***

0,34***

0,31***

0,42***

Самооценка (методика ДембоРубинштейн)

 

Красота

0,11*

0,01

0,06

0,44***

0,19***

0,20***

Доброта

0,21***

0,22***

0,25***

0,34***

0,26***

0,33***

Способности к учебе

0,29***

0,36***

0,36***

0,35***

0,24***

0,42***

Везение

0,26***

0,03

0,17***

0,35***

0,27***

0,27***

Ум

0,22***

0,26***

0,24***

0,32***

0,19***

0,32***

Старательность

0,30***

0,31***

0,34***

0,31***

0,22***

0,39***

Честность

0,31***

0,28***

0,28***

0,36***

0,36***

0,41***

Общительность

0,27***

0,17***

0,26***

0,35***

0,36***

0,36***

Самооценка (Сумма)

0,37***

0,30***

0,37***

0,54***

0,40***

0,51***

 
Примечания. Значимость коэффициентов: «*» — p < 0,05; «**» — p < 0,01; «***» — p < 0,001 (N = 476) .
 
В целом величина различий по отдельным шкалам между мальчиками и девочками невелика, так что при оценке результатов диагностики можно опираться на общие нормативные данные

Обсуждение результатов

Результаты конфирматорного факторного анализа свидетельствуют о подтверждении пятифакторной структуры методики ШУДЖИ . Полученные данные о валидности и надежности методики соответствуют показателям, полученным в исследованиях оригинальной версии, и позволяют говорить о высокой внутренней согласованности и внешней валидности шкал. Предложенная новая шкала удовлетворенности отношениями с учителями показывает ожидаемые корреляции с другими шкалами этой методики, а также с другими методиками, позволяя при этом получить ценные дополнительные сведения о благополучии школьника как субъекта учебной деятельности

Валидность методики подтверждается корреляциями субшкал с показателями невербальных шкал самооценки, в свою очередь выступающей в соответствии с данными предшествующих исследований в качестве одного из наиболее сильных предикто­ров УЖ и благополучия [8] . Показатели УЖ в различных сферах показывали наиболее высокие корреляции с самооценкой тех качеств, которые имеют наибольшее значение для успешности в соответствующей сфере, что говорит о дискриминантной валидности шкал

Таким образом, с помощью предложенной методики можно получить надежную и достаточно подробную информацию об общей УЖ, а также получить профиль удовлетворенности различными жизненными сферами . Методика может быть рекомендована исследователям, изучающим УЖ, а также практическим психологам для выявления риска низкого психологического благополучия учащихся начиная с 3-го класса

Таблица 3

Описательная статистика и гендерные различия по шкалам опросника

 

Шкалы

Семья

Школа

Учителя

Я сам

Друзья

Общий показатель

Общее среднее

24,96

19,74

22,68

21,48

24,18

113,04

Стд . отклонение

4,98

6,54

6,3

5,64

5,46

22,15

Среднее (мальчики, N = 257)

25,14

19,2

22,5

21,06

23,82

111,78

Стд. отклонение (мальчики)

4,86

6,48

6,24

5,58

5,58

22,33

Среднее (девочки, N = 222)

24,78

20,4

22,98

21,96

24,72

114,85

Стд . отклонение (девочки)

5,16

6,54

6,36

5,64

5,22

21,84

f-критерий

0,79

-2,09

-0,85

-1,74

-1,8

-1,52

Степени свободы (df)

477

477

477

477

477

477

p-уровень

незна­

чим

< 0,05

незна­

чим

незна­

чим

незна­

чим

незначим

U Манна—Уитни

27 683

25 407

26 930,5

25 680

25 778,5

26 223

Z-статистика

0,56

-2,07

-1,06

-1,89

-1,83

-1,52

р-уровень

незна­

чим

< 0,05

незна­

чим

незна­

чим

незна­

чим

незначим

Размер эффекта пола (d Коэна)

0,07

0,18

0,08

0,16

0,17

0,14

 

Приложение

Текст методики

Инструкция: «Перед тобой список предложений . Пожалуйста, отметь, как часто они оказываются верными для тебя: никогда, иногда, часто, почти всегда, всегда».

1. Мне нравится проводить время с родителями .

2. Утром мне хочется пойти в школу .

3. Большинство моих учителей мне нравятся .

4. Мне кажется, я выгляжу хорошо .

5. Мои друзья относятся ко мне хорошо .

6. Мои родители занимаются со мной интересными вещами .

7. Мне нравится в школе .

8. Я доволен своими учителями .

9. Другим со мной интересно .

10. Друзья хорошо обращаются со мной .

11. Моя семья лучше большинства других

12. В школе интересно

13. Я люблю слушать моих учителей

14. Я приятный человек .

15. У меня хорошие друзья

16. Члены моей семьи хорошо обращаются друг с другом .

17. Я бы хотел, чтобы можно было не ходить в школу .

18. Некоторые мои учителя — интересные люди

19. Большинству людей я нравлюсь

20. Мне нравится проводить время с друзьями .

21. Родители справедливо относятся ко мне .

22. Мне интересно на школьных занятиях .

23. Я всегда могу обратиться к учителям за помощью

24. Есть много вещей, которые у меня хорошо получаются .

25. У меня достаточно друзей

26. Дома я могу заняться множеством интересных вещей .

27. В школе я чувствую себя плохо .

28. С учителями интересно разговаривать .

29. Я нравлюсь себе как человек

30. Мои друзья помогут мне, если понадобится .

 

Литература

  1. Арчакова Т.О., Веракса А.Н., Зотова О.Ю., Перелыгина Е.Б. Субъективное благополучие у детей: инструменты измерения и возрастная динамика // Психологическая наука и образование.2017.Т. 22.№ 6.C. 68—76.doi: 10.17759/ pse.2017220606
  2. Водяха С.А. Особенности психологического благополучия старшеклассников // Психологическая наука и образование.2013.№ 6.Особенности психологического благополучия старшеклассников // Психологическая наука и образование.2013.№ 6.С.114—120.
  3. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Диагностика оптимизма: детский опросник оптимистического стиля объяснения успехов и неудач // Культурно-историческая психология.2017.Т. 13.№ 2.C. 50—60.doi: 10.17759/chp.2017130206
  4. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: (Практическое руководство).Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике.Москва: Медицина, 1970.215 с.
  5. Фомина Т.Г., Ефтимова О.В., Моросанова В.И. Взаимосвязь субъективного благополучия с регуляторными и личностными особенностями у учащихся младшего школьного возраста // Психолого-педагогические исследования.2018.Т. 10.№ 2.C. 64—76.doi: 10.17759/ psyedu.2018100206
  6. Andrews F.M., Withey S.B. Social indicators of well-being: Americans’ perceptions of life quality.Social indicators of well-being.New York: Plenum Press, 1976.455 p.
  7. Diener E. Assessing subjective well-being: Progress and opportunities // Social Indicators Research.1994.Vol. 31(2).P. 103—157.doi: 10.1007/BF01207052.
  8. Diener E., Diener M. Cross-cultural correlates of life satisfaction and self-esteem // Diener E.(eds) Culture and well-being: Social indicators research series.Springer, Dordrecht, 2009.P. 71—91.
  9. Guillemin F., Bombardier C., Beaton D. Cross-cultural adaptation of health-related quality of life measures Guillemin: literature review and proposed guidelines.Journal of Clinical Epidemiology.1993.V.46.P.1417—1432.doi: 10.1016/0895-4356(93)90142-N
  10. Huebner E.S., Laughlin J.E., Ash C., Gilman R. Further validation of the Multidimensional Students’ Life Satisfaction Scale // Journal of Psychoeducational Assessment.1998.Vol. 16(2).P. 118—134.doi: 10.1177/073428299801600202.
  11. Huebner E.S. Preliminary development and validation of a Multidimensional Life Satisfaction Scale for Children // Psychological Assessment.1994.Vol. 6(2).P. 149—158.doi: 10.1037/1040-3590.6.2.149.
  12. Huebner E.S. Research on Assessment of Life Satisfaction of Children and Adolescents // Social Indicators Research.2004.Vol. 66(1—2).P. 3—33.doi: 10.1023/B:SOCI.0000007497.57754.e3.
  13. Huebner E.S., Zullig J., Saha R. Factor structure and reliability of an abbreviated version of the Multidimensional Students’ Life Satisfaction Scale // Child Indicator Research.2012.Vol.5.P.561—657.doi: 10.1007/s12187-012-9140-z
  14. Pavot W., Diener E.D., Colvin C.R., Sandvik E. Further validation of the Satisfaction with Life Scale: Evidence for the cross-method convergence of well-being measures // Journal of personality assessment.1991.Vol. 57(1).P. 149—161.doi: 10.1207/ s15327752jpa5701_17.
  15. Sawatzky R., Ratner P., Johnson, J., Kopec J., Zumbo B. Sample heterogeneity and the measurement structure of the Multidimensional Students’ Life Satisfaction Scale // Social Indicators Research.2009.Vol.94.P.273—296.doi: 10.1007/s11205-008-9423-4
  16. Schnettlera В., Orellanabc L., Sepúlvedabc J., Mirandaa H., Grunertd K., Lobose G., Huechec C.Psychometric properties of the Multidimensional Students’ Life Satisfaction Scale in a sample of Chilean university students // Suma Psicologica.2017.Vol.24.P.97—106.doi: https://doi.org/10.1016/j.sumpsi.2017.06.001

Информация об авторах

Сычев Олег Анатольевич, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина" (ФГБОУ ВО АГГПУ), Бийск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0373-6916, e-mail: osn1@mail.ru

Гордеева Тамара Олеговна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования и педагогики, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова), ведущий научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3900-8678, e-mail: tamgordeeva@gmail.com

Лункина Мария Владимировна, аспирант, факультета психологии, Московский государственный университет им. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: marusamendelevich@gmail.ru

Осин Евгений Николаевич, кандидат психологических наук, доцент, заместитель заведующего Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации, Высшая школа экономики (ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3330-5647, e-mail: eosin@hse.ru

Сиднева Анастасия Николаевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9815-9049, e-mail: asidneva@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5879
В прошлом месяце: 88
В текущем месяце: 86

Скачиваний

Всего: 3341
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 18