Психологическая наука и образование
2018. Том 23. № 5. С. 112–123
doi:10.17759/pse.2018230511
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Оценка выпускниками педагогического направления подготовки своей готовности к осуществлению профессиональной педагогической деятельности
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: выбор профессии, профессиональная педагогическая субъектность, профессиональная адаптация, молодые педагоги, педагоги первого года работы (стажеры)
Рубрика издания: Психология образования
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230511
Для цитаты: Будникова С.П. Оценка выпускниками педагогического направления подготовки своей готовности к осуществлению профессиональной педагогической деятельности // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 5. С. 112–123. DOI: 10.17759/pse.2018230511
Полный текст
Введение
Фундаментальная миссия педагога заключается в участии в формировании мировоззрения и личности учеников . Особая социальная историческая ответственность учителя требует стратегического отношения государства к педагогическому образованию. Профессиональное обучение будущих педагогов, реализуемое в рамках высшего образования, переживает сегодня серьезную трансформацию, которая обусловлена не только уточнением задач, но и изменением технологии подготовки к профессии. В числе прочего новый образовательный стандарт педагога и стандарт школьного образования определяют увеличенную практическую направленность как фактор, катализирующий формирование профессиональных компетенций . Будущий учитель должен максимально эффективно научиться проявлять комплексность в проектировании собственной деятельности и деятельности обучаемых, следовательно, строить свою профессиональную субъектность . Формирование же последней возможно в условиях профессиональной определенности, когда будущая профессия является результатом личного осознанного выбора. Студент, будущий учитель, должен уже в процессе обучения осознавать свои карьерные перспективы как связанные со сферой образования . Если же для него это не очевидно, то возникает вопрос об осмысленности обучения, следовательно, о мотивах и успехах в формировании требуемых компетенций Важным является факт связи успешной реализации в профессии и последовательной, системной подготовки к ней в рамках соответствующего образования На сегодняшний день обучение будущего учителя — процесс сложный и затратный . Совершенно обоснованно, что государство рассчитывает на трудоустройство подготовленных специалистов в соответствии с их профилем Однако в условиях отсутствия обязательного распределения выпускников решение о месте и сфере трудоустройства является открытым Как показывает практика, достаточно часто молодые люди ищут себе работу, весьма далекую от профиля подготовки в вузе . Являясь вполне распространенным фактом, это не перестает быть проблемой . А вопросы профессиональной самореализации молодых людей и восполнения трудовых ресурсов являются взаимосвязанными Если исключать особые ситуации, то поступление в образовательное учреждение, а впоследствии и достаточно длительное обучение без цели дальнейшего профильного трудоустройства являются алогичными, и совершенно очевидно, что эта проблема требует изучения .
Реализуемая в нашей стране система ежегодного государственного мониторинга эффективности деятельности вузов позволяет получить развернутую информацию о характере трудоустройства выпускников Наш университет — ТГПУ им . Л . Н . Толстого — демонстрирует стабильно хорошие показатели Однако не все выпускники трудоустраиваются и, главное, хотят трудоустраиваться по специальности Причин достаточно много, они носят субъективный и объективный характер Вполне очевидно, что трудоустройство в соответствии с полученным образованием будет свидетельствовать о востребованности и конкурентоспособности реализуемых вузом направлений подготовки, о желании и возможности студентов реализовать себя в соответствии с полученной специальностью, о том, что выбор профессии не был случайным
Заканчивая обучение, студенты серьезно задумываются о своем трудовом будущем, конкретном месте работы, своей готовности к осуществлению профессиональной деятельности Важно, чтобы молодые педагоги были сориентированы на педагогическую деятельность, ощущали ее как свою миссию — дело своей жизни, поступательно строили себя как субъекта профессиональной педагогической субъектности Знание об ограниченности своих знаний, проблемах рождает потребность действовать, развиваться. Рефлексивная оценка собственных перспектив, являясь компонентом субъектности, направляет образование и деятельность Она определяет перспективы сознательного выбора, сообразуясь с ценностями, смыслами и формами самореализации и саморазвития.
В университете в рамках мониторинга карьерных ожиданий ежегодно проводится исследование факторов, определяющих профессиональный выбор выпускников Также ведется работа с выпускниками, уже ставшими педагогами, согласно плану стажерской практики В этих исследованиях нас прежде всего интересуют те переменные, на которые возможно повлиять, совершенствуя профессиональное обучение Некоторые сложные моменты, выявленные нами, дают возможность скорректировать определенные аспекты организации образовательного процесса в университете, делая подготовку к дальнейшему трудоустройству по специальности более логичной и ожидаемой
Представленное в данной статье исследование было задано целью выявить характерные особенности рефлексивной оценки студентами — выпускниками педагогических направлений подготовки и педагогами первого года работы (стажерами) своей готовности к осуществлению профессиональной педагогической деятельности .
Предполагалось, что рефлексивная оценка результатов собственного профессионального обучения и профессиональной деятельности как один из компонентов профессиональной субъектности позволяет студентам и молодым педагогам лучше понимать стратегию построения профессиональной перспективы, обнаруживая в них проблемные точки, корректировать и направлять профессиональное обучение и деятельность .
Особенности выборки, методики и процедуры исследования оценки будущими педагогами своей подготовки к осуществлению профессиональной деятельности
Исследование проводилось в течение трех лет Применяемая в нем анкета составлена так, чтобы учесть отношение студента к полученным профессиональным знаниям и сформированным умениям, готовность и желание к осуществлению профессиональной педагогической деятельности . В работе приняли участие студенты-выпускники уровня подготовки бакалавриат очной формы обучения, 65% — женщины, 35% — мужчины: 2015 г . — 429 студентов (общий выпуск — 1025 студентов), 2016 г . — 459 студентов (выпуск — 624 студента) и 2017 г . — 552 студента (выпуск — 806 студентов) (табл . 1) . Выборка превышала репрезентативный порог, возможная погрешность, согласно статистическим требованиям, не превышала 5% Опрос проводился анонимно Варьирование переменных и коррекционное исследование не осуществлялись
Результаты и обсуждения
Полученные результаты показали, что некоторая часть студентов ощущают свою неготовность к профессиональной деятельности Если в 2015 и 2016 гг . на это указывали 9% выпускников, то в 2017 г — 12% Немного, но выросло число испытывающих недостаток знаний и практических навыков: 16% (2015 г . ), 22% (2016 г . ) и 21% (2017 г . ), еще больше изменилась оценка психологической готовности: в 2015 г психологически не готовы были 4%, в 2016 г . — 10% и в 2017 г . — 13% . Для нас это стало сигналом к началу более широкого исследования тенденций, а также причин, вызвавших у выпускников изменения в представлениях о своей готовности к осуществлению профессиональной деятельности и своих профессиональных качествах Вместе с тем количество студентов, желающих работать в педагогической сфере, за три года мало изменялось — 76% (2015 г ), 70% (2016 г . ), 75% (2017 г . ) . Это соотносится с официальными данными о числе трудоустраиваемых в образовательные учреждения выпускниках нашего вуза. Согласно статистическим данным, собираемым нами на протяжении последних семи лет, можно обозначить некоторую общую тенденцию: так, в образовательные учреждения в течение года после выпуска в 2010 г . трудоустроилось 44% выпускников-педагогов, в 2011 г . — 46%, в 2012 г — 50%, в 2013 г — 50%, в 2014 г — 46%, в 2015 г . — 52%, в 2016 г . — 50% . Остальные выпускники-педагоги продолжили обучение в магистратуре, находились в отпуске по уходу за ребенком или служили в Российской армии В результате естественных процессов кадрового движения в течение последующих трех лет в сферу образования приходят и остаются 69% выпускников Согласно данным, размещенным на сайте http:// vo.graduate. edu . ru, по результатам мониторинга эффективности деятельности вузов выпускники ТГПУ им Л Н Толстого в 2015 г по направлению подготовки «Образование и педагогические науки» были трудоустроены на 85%, в 2016 г . — на 85,5% .
Таблица 1
Результаты анкетирования выпускников университета
Вопрос анкеты |
2015 г., %* |
2016 г., %* |
2017 г., %* |
1) Считаете ли вы, что, окончив ТГПУ им . Л . Н . Толстого, вы готовы к профессиональной деятельности? |
|||
Да |
71 |
59 |
54 |
Нет |
9 |
9 |
12 |
Готов психологически, но нет достаточно знаний и практических навыков |
16 |
22 |
21 |
Достаточно знаний и навыков, но не готов психологически |
4 |
10 |
13 |
2) Хотели бы вы работать по специальности, полученной в ТГПУ им . Л . Н . Толстого? |
|||
Да |
76 |
70 |
75 |
Нет |
24 |
30 |
25 |
3) Работаете (работали) ли вы по специальности? |
|||
Да |
21 |
25 |
16 |
Нет |
79 |
75 |
84 |
4) На ваш взгляд, поможет ли вам опыт, приобретенный в процессе прохождения производственной практики, в дальнейшем трудоустройстве? |
|||
Да |
77 |
75 |
82 |
Нет |
23 |
25 |
18 |
5) Совпадают ли ваши ожидания на 1-м курсе с результатами обучения? |
|||
Да |
60 |
56 |
49 |
Нет |
40 |
44 |
51 |
6) Рекомендовали бы вы обучение в ТГПУ им . Л . Н . Толстого своим знакомым, родственникам, друзьям и т . д . ? |
|||
Да |
87 |
84 |
85 |
Нет |
13 |
16 |
15 |
в качестве фактора, облегчающего им профессиональный выбор и адаптирующего к нему, — 77% (2015 г. ), 75% (2016 г. ), 82% (2017 г . ) . Производственная педагогическая практика — первое прикосновение к педагогической реальности будущего учителя в качестве субъекта деятельности, это едва ли не главное мотивирующее на будущую профессию звено обучения Выпускники указывают, что испытывают недостаток в практических умениях и навыках, которые, по их мнению, лучше всего формируются в условиях профессиональных практик Студенты ощущают также недостаточность временных рамок, которые отводятся на практику для формирования необходимых умений Общая тенденция сокращения длительности практик, характерная для высшего образования, снижает качество практической подготовки
На сегодняшний день многими исследователями указывается на необходимость большей практической ориентированности образования педагогов без ущерба для серьезной теоретической подготовки. Выпускники, главным образом работающие, указывали на дефицитарность компетенций в вопросах психологической и методической подготовки . Можно оценить как позитивный факт то, что студенты формируют такие образовательные запросы, т е понимают, какие знания им необходимы . Это стимулирует дальнейшее профессиональное обучение и свидетельствует о серьезных мотивах С другой стороны, полученные результаты указывают на сложности первых шагов в профессии
Работа по специальности среди студентов старших курсов является еще одним фактором, стимулирующим профессиональное субъектное созревание. Число студентов, имеющих опыт педагогической работы, колеблется в диапазоне от 16% в 2017 г . до 25% в 2016 г . В пояснениях к опросу они указывают на неудачные попытки поиска работы, трудности трудоустройства по специальности при отсутствии документа о высшем образовании, конкуренцию на рынке труда, опасения не соответствовать требованиям руководства школы
Относительная стабильность количества студентов, желающих работать в соответствии с полученной специальностью, по нашему мнению, указывает и на то, что большинство выпускников не разочаровалось в своем профессиональном выборе: 76% в 2015 г. , 70% в 2016 г . , 75% в 2017 г . В то же время выросло число студентов, отметивших несовпадение ожиданий от процесса и результатов обучения, имевших место у них на 1-м курсе, и результатов обучения на выпускном курсе: 40% (2015 г . ), 44% (2016 г . ), 51% (2017 г . ) . Они по-другому представляли себе работу учителя и соответствующую подготовку В комментариях студенты указывали на неожиданные сложности в процессе обучения, слишком интенсивно меняющиеся требования к их профессиональным качествам, предъявляемым в школах в период прохождения практики, и тем качествам, которые формируются в процессе профессионального обучения Студенты указывали на несоответствие ожиданиям той «реальности» профессии, с которой они столкнулись на производственной практике Свою будущую профессию они видели иначе, определяли ее как более творческую, менее бюрократизированную, более свободную в построении коммуникаций и отношений Можно предположить, что здесь имеет место недостаточно зрелое представление о профессии и профессиональных функциях, складывающееся на этапе профессионального обучения или даже до него Результаты анкетирования уже работающих в сфере образования выпускников свидетельствуют о большей ориентированности на педагогическую профессию в будущем, и только 4% из них желают сменить сферу деятельности
Большинство обучающихся в целом комплементарно относятся к обучению в университете и тем результатам, которых достигли, и рекомендовали бы вуз другим абитуриентам — 87% (2015 г. ), 84% (2016 г . ), 85% (2017 г. ) .
Успешное профессиональное обучение, хорошо организованная педагогическая практика, безусловно, способствуют формированию профессиональной субъектности будущего педагога Однако внешними индикаторами становления профессиональной субъектности выступают следующие показатели: трудоустройство в образовательные организации, сохранение верности профессиональному выбору, дальнейшие профессиональные достижения
Особенности методов и процедуры исследования самооценки реализуемой профессиональной деятельности среди педагогов первого года работы (стажеров)
Профессиональная деятельность на начальном этапе сопровождается интенсификацией процесса развития профессиональной педагогической субъектности Вхождение в профессию молодого учителя сопровождается серьезным адаптационным стрессом, который, как показывает практика, в некоторых случаях приводит к отказу от профессии и смене вида деятельности. Чаще всего это обусловлено несовпадением ожиданий молодого специалиста и школьной реальности, переживанием состояния фрустрации, что иногда приводит к разочарованию в профессии, в себе Первый год работы представляет собой серьезное испытание для учителя Однако службы ТГПУ им Л Н Толстого продолжают сопровождать выпускника в течение года после выпуска, а в некоторых случаях и дольше Молодой педагог включается в стажерскую программу В университете эта деятельность регулируется положением «О стажировке выпускников ТГПУ им Л Н Толстого в образовательных организациях (учреждениях) Тульской области» Координацией стажерской практики занимается Центр профессиональной ориентации, довузовской подготовки и содействия трудоустройству выпускников Сотрудники центра организуют обучающие мероприятия с участием стажеров, оказывают консультативную помощь по вопросам адаптации и соблюдению трудовых прав и мер социальной защиты, проводят систематический сбор статистических данных. Молодые педагоги вовлечены в адаптирующую программу, которая реализуется согласно утвержденному плану через консультативные встречи на факультетах, проблемные семинары, мастер-классы от ведущих педагогов, методистов и психологов . Собираемые данные позволяют нам проследить особенности вхождения выпускников-педагогов в профессию, определить типичные сложности, с которыми они сталкиваются, обнаружить тенденции, скорректировать процесс обучения в вузе и взаимодействие с работодателями с целью преодоления адаптационных рисков Важно иметь обратную связь, знать мнение молодого учителя о его готовности к профессиональной деятельности, его самоощущение в процессе работы
Таблица 2
Результаты анализа субъективной готовности стажера к профессионально-педагогической деятельности
Стороны профессиональной подготовки |
Уровень готовности (по 5-балльной шкале) |
2016 г. (всего %) |
2017 г. (всего %) |
1. Теоретическая подготовка |
5 |
54 |
49 |
4 |
40 |
49 |
|
3 |
6 |
2 |
|
2 |
- |
- |
|
1 |
- |
- |
|
2 . Методическая подготовка |
5 |
27 |
27 |
4 |
47 |
62 |
|
3 |
25 |
11 |
|
2 |
1 |
- |
|
1 |
- |
- |
|
3 . Психолого-педагогическая подготовка |
5 |
48 |
29 |
4 |
35 |
69 |
|
3 |
17 |
2 |
|
2 |
- |
- |
|
1 |
- |
- |
Стороны профессиональной подготовки |
Уровень готовности (по 5-балльной шкале) |
2016 г. (всего %) |
2017 г. (всего %) |
4 . Подготовка в области организации учебного процесса |
5 |
42 |
36 |
4 |
45 |
60 |
|
3 |
13 |
4 |
|
2 |
- |
- |
|
1 |
- |
- |
|
5 . Подготовка в области организации воспитательного процесса |
5 |
51 |
29 |
4 |
40 |
65 |
|
3 |
8 |
6 |
|
2 |
1 |
- |
|
1 |
- |
- |
|
6 . Подготовка в области проектной деятельности |
5 |
36 |
36 |
4 |
50 |
58 |
|
3 |
14 |
6 |
|
2 |
- |
- |
|
1 |
- |
- |
|
7 . Уровень знания федерального и регионального законодательства в сфере образования |
5 |
25 |
31 |
4 |
44 |
62 |
|
3 |
27 |
7 |
|
2 |
4 |
- |
|
1 |
- |
- |
В 2016 г . (выпуск 2015 г . ) 149 выпускников-стажеров участвовали в анкетировании (трудоустроились в образовательные организации 165), в 2017 г . (выпуск 2016 г . ) — 156 (трудоустроились в образовательные организации 179) . В исследовании приняли участие стажеры первого года, работающие в образовательных и воспитательных учреждениях и принимающие участие в реализуемой университетом программе стажировки выпускников, 86% — женщины, 14% — мужчины . Выборка превышала репрезентативный порог, возможная погрешность, согласно статистическим требованиям, не превышала 5% . Опрос проводился анонимно . Варьирование переменных и коррекционное исследование не осуществлялись
В опросе мы фокусировались на следующей задаче: определить характер самоощущения и самооценку в части общетеоретической, методической, психолого-педагогиче- ской, организационной, проектной подготовки, а также качества владения необходимой законодательно-нормативной базой (табл . 2) .
Результаты и обсуждения
Из материалов видно, что стажеры в 2016г . (выпуск 2015 г . ) определяют свою готовность в теоретическом компоненте как высокую — 54% и хорошую — 40%, а в 2017г . (выпуск 2016 г . ) — 49 и 49% соответственно . Оценена степень владения методикой преподавания: в 2016 г . как высокая — 27% и хорошая — 47%, а в 2017 г . — 27 и 62% соответственно. Здесь мы видим, что оценка «хорошо» значительно преобладает над оценкой «отлично»; к тому же 25% (2016 г . ) и 11% (2017 г . ) оценили ее как удовлетворительную . Вполне естественным является то, что в начале трудового пути молодой специалист ощущает несовершенство своих профессиональных умений и навыков . Также стажеры обозначают сложности в части психолого-педагогической подготовки. Это совпадает с результатами анкетирования выпускников, приведенными в табл 1, что свидетельствует о том, что, еще не приступив к систематической профессиональной деятельности, имея опыт только педагогической практики, будущие учителя предполагали такие проблемы в будущем В комментариях стажеры указали на неожиданно большое количество случаев нестандартных ситуаций в работе, требующих психологической и педагогической компетентности, которые были связаны с особенностями построения коммуникации с участниками педагогического процесса, с распространяющейся инклюзией в образовании Также часть стажеров столкнулась с проблемами в организации воспитательной работы Они указали на отсутствие опыта, страх ошибиться, и, как следствие, некоторые старались воздерживаться от проблемных для них видов деятельности Стажеры высказывали мнение, что если бы на занятиях больше уделялось времени разборам конкретных педагогических ситуаций, решению кейсов, содержащих типичные и атипичные примеры, то это помогло бы им в работе . Можно отметить более низкий уровень оценки стажерами знаний в области владения технологиями проектной деятельности Так, «высоко» свои компетенции здесь оценили 36%, «хорошо» — 50%, «удовлетворительно» — 14% Опрошенные отмечают, что не имеют достаточной подготовки в организации проектной деятельности учеников, однако считают ее одним из наиболее современных и перспективныхметодов обучения, что действительно согласуется с мнением современных исследователей [7; 9] . Уровень знания федерального и регионального законодательства в сфере образования: «высоко» — 25%, «хорошо» — 44%, «удовлетворительно» — 27%, «неудовлетворительно» — 4% . Это подтверждается результатами объективного контроля в ходе промежуточной и итоговой аттестации Однако значимость этого важного компонента профессиональной подготовки выпускники полностью осознают, только начав профессиональную деятельность . Для студентов нормативно-правовая грамотность во многом носит декларативный характер
Таблица 3
Результаты анкетирования стажеров в 2017 г. по методике М.А. Дмитриева «Опросник для оценки уровня социально-психологической адаптации учителя средней школы»
Можно констатировать общую удовлетворенность педагогов-стажеров объемом и качеством собственных знаний и сформированных умений В целом большинство участвовавших в стажерской практике и принимавших участие в исследовании удовлетворительно переживают процесс профессиональной адаптации Однако, как указали участники, их профессиональную деятельность сопровождает большое количество сложных ситуаций, и они нуждаются в стандартизированном сопровождении со стороны вуза Стажеры отмечают необходимость более тесного сотрудничества школы и университета, указывают на необходимость унификации требований к современному учителю и особенностям содержательной подготовки будущего педагога, что, по их мнению, существенно облегчит адаптационный период .
Оценка уровня социально-психологической адаптации молодого педагога по методике М.А. Дмитриева
Сбор эмпирических данных о стажерах мы дополнили использованием методики М .А. Дмитриева «Опросник для оценки уровня социально-психологической адаптации учителя средней школы», позволившей сфокусировать наше внимание на некоторых аспектах феномена профессиональной адаптации. В этом исследовании приняли участие педагоги-стажеры выпуска 2016 г .в количестве 156 человек, 86% — женщины, 14% — мужчины . Выборка превышала репрезентативный порог, возможная погрешность, согласно статистическим требованиям, не превышала 5% Анкета была анонимной Варьирование переменных и коррекционное исследование не осуществлялись
Результаты и обсуждения
Полученные здесь результаты во многом совпадают с итогами предыдущего опроса (см . табл . 2) — большинство демонстрирует хорошую адаптацию: высокий уровень — у 31%, а выраженный — у 64%, 12% — низкий и 2% дезадаптированы (табл . 3) .
Как видно из табл . 3, наибольшая удовлетворенность обнаруживается характером отношений с другими педагогами образовательного учреждения и с учениками, труднее всего для стажеров оказалось выстраивать отношения с коллективом . Удовлетворение от работы в целом, от взаимоотношений с руководством, от условий труда находится на среднем уровне В комментариях стажеры указывали на сложности вхождения в коллектив, который к ним «присматривается слишком пристально», на стремление коллег и руководства слишком «назидательно», а иногда жестко комментировать результаты труда молодого учителя Вместе с тем, отмечая высокую удовлетворенность положением в коллективе, они указывают на меньшую удовлетворенность от своего отношения к коллективу, пишут, что «свежим взглядом» замечают многие несовершенства в работе образовательного учреждения и отдельных педагогов, хотя и стараются воздерживаться от критики . Часто и сами бывают не удовлетворены своей работой, считают, что делают педагогические и методические ошибки, за которые им потом неловко. Рефлексия деятельности является важной частью профессиональной субъектности педагога . Несколько человек, у которых выявлена дезадаптация, наибольший стресс испытывают от отношений в коллективе, указывая на невозможность построить нормальную коммуникацию, считают, что к ним относятся незаслуженно плохо и стараются принудить уйти из учреждения Они находятся в достаточно сильном стрессе, полагают, что им также не удается выстроить работу с учениками или воспитанниками, и планируют сменить сферу деятельности . При этом в результатах своей работы и профессиональных качествах эта группа практически не видит проблем, считая источником сложностей внешнюю недоброжелательную среду В то же время те выпускники-стажеры, которые критичнее относятся к результатам собственной работы, больше настроены на саморазвитие, повышение уровня квалификации, поиск решения сложных ситуаций, обращаясь к компетентным специалистам Они настроены повышать свой образовательный уровень, продолжать работу, развивая свою профессиональную педагогическую субъектность
Анализируя результаты исследования, стоит учитывать и то обстоятельство, что качество оценки стажерами внешних факторов, опосредующих их работу, и оценка степени своей удовлетворенности/неудовлетворенности ею еще сами по себе не являются свидетельствами формирования субъектности Педагог может быть полностью удовлетворен, но при этом демонстрировать профессиональную непригодность, и наоборот Скорее всего, о построении профессиональной субъектности будет свидетельствовать определенная неудовлетворенность результатами своей деятельности и в то же время желание работать, построение перспективы профессионального и личностного развития
Заключение
Подготовка к реализации себя в профессии педагога, а потом и начало непосредственной педагогической деятельности, являясь достаточно сложным периодом, имеет значительный потенциал для создания условий, максимально их обеспечивающих . В частности, такой потенциал заключен в организации сопровождения выпускника-педагога с целью помощи в становлении профессиональной педагогической субъектности и преодолении адаптационного стресса Образование педагога не может прерываться с окончанием университета, оно продолжается в течение всего профессионального пути Становление профессионализма, развитие компетенций сопряжено одновременно и с личностным развитием Современное образование педагога должно не только учитывать необходимость технологичной подготовки, формирования нужных компетенций, но и решать задачу личностного развития будущего учителя в глубоком гуманистическом смысле
Организованное и проведенное исследование позволило констатировать, что рефлексивная оценка результатов собственного профессионального обучения, профессиональной деятельности молодыми педагогами создает поле интеллектуального напряжения, в котором рождается запрос на профессиональное саморазвитие, дальнейшее профессиональное обучение и самосовершенствование . Этот сложный процесс нуждается в сопровождении со стороны наставников, а систематическая работа со стажерами-педагогами способствует преодолению адаптационного стресса, более гармоничному вхождению в профессию и формированию профессиональной педагогической субъектности
Литература
- Андрущенко Т.Ю., Аржаных Е.В., Виноградов В.Л., Минюрова С.А., Федекин И.Н., Федоров А.А. Проблемы профессиональной адаптации молодых педагогов [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования.2017.Т.9.№ 2.С.1—16.doi: 10.17759/ psyedu.2017090201
- Болотов В.А. К вопросам о реформе педагогического образования // Психологическая наука и образование.2014.Т.19.№ 3.C.32—40.
- Гуружапов В.А., Марголис А.А. Проектирование модели практико-ориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и начального общего образования // Психологическая наука и образование.2014.Т.19.№ 3.С.143—159.
- Давыдов В.В., Слободчиков В.В., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии.1992.№ 3.С. 14—19.
- Диагностика профессионального становления личности: учеб.-метод.пособие: в 3 ч.Ч.3.// Сост.Я.С. Сунцова, О.В.Кожевникова.Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2012.144 с.
- Каспржак А.Г., Калашников С.П. Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей // Психологическая наука и образование.2014.Т.19.№ 3.C.87—104.
- Лазарев В.С. Проектная деятельность учащихся как форма развивающего обучения // Психологическая наука и образование.2015.Т.20.№ 3.C.25—33.
- Марголис А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование.2014.Т.19.№ 3.C.41—57.
- Рубцова О.В., Кривошеева Л.Б. Проектирование как способ организации учебной деятельности подростков на примере технического моделирования // Психологическая наука и образование.2015.Т.20.№ 3.C.133—145. doi: 10.17759/pse.2015200313
- Санина С.П., Енжевская М.В. Реализация деятельностного подхода в подготовке учителей начальных классов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru.2015.Т.7.№ 3.С.20—29.doi: 10.17759/ psyedu.2015070303
- Семенов И.Н., Савенкова И.А. Рефлексивно- психологические аспекты развития и профессионального самоопределения личности // Мир психологии.2007.№ 2.С.203—217.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1595
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 821
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1