Психологическая наука и образование
2006. Том 11. № 3. С. 17–25
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Методика исследования мотивационной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: мотивационная сфера, иерархия мотивов, игровой мотив, широкий познавательный мотив, познавательно-учебный мотив, методика, старший дошкольный возраст
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Гуткина Н.И. Методика исследования мотивационной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. 2006. Том 11. № 3. С. 17–25.
Полный текст
Проблема развития мотивационной сферы ребенка в онтогенезе была и остается одной из самых малоизученных в психологии личности. Помимо трудностей методологического характера здесь существуют трудности и методического порядка (небольшое число экспериментальных методик исследования мотивационной сферы ребенка). Наиболее часто при исследовании мотивации применяются проективные методики и опросники. В тех и других о мотивах поведения судят по высказываниям испытуемого, что помогает с определенной долей вероятности установить наличие или
отсутствие, характер и выраженность того или иного мотива. Экспериментальные методики исследования мотивации позволяют создать модель жизненной ситуации, в которой исследуемый мотив либо побуждает, либо не побуждает реальное поведение испытуемого, в результате с большей степенью вероятности можно судить о присутствии или отсутствии исследуемого мотива в мотивационной сфере, о его месте в иерархической мотивационной структуре, о борьбе, конфликте и доминировании различных мотивов. Все сказанное относится как к осознаваемым, так и неосознаваемым мотивам.
Изучение проблемы психологической готовности к школе поставило вопрос о том, в каком возрасте у детей появляется учебная мотивация и в каком соотношении в старшем дошкольном возрасте находятся игровой, широкий познавательный и познавательно-учебный мотивы (два последних мотива входят как составляющие в учебную мотивацию). Известное в отечественной психологии положение о том, что учебная мотивация возникает и развивается в младшем школьном возрасте вместе с появлением новой ведущей (учебной) деятельности, сегодня не имеет достаточного подкрепления экспериментальными фактами. Напротив, проведенные в последние годы исследования [3, 4] показывают, что в младшем школьном возрасте в современной школе учебная мотивация имеет отрицательную динамику на протяжении первых лет обучения, причем в самом плохом положении оказываются дети, пришедшие в школу с уже имеющейся учебной мотивацией.
Для ответа на вышеприведенный вопрос было задумано экспериментальное исследование соотношения игрового, широкого познавательного и познавательноучебного мотивов в мотивационной сфере детей 5, 6 и 7 лет. Для решения поставленной задачи необходимо было разработать экспериментальную методику, позволяющую устанавливать иерархию указанных мотивов в мотивационной сфере ребенка. Созданная методика получила название «Игрушки-книжки-цифры». Ниже приводится ее описание.
В основе методики «Игрушки-книжки-цифры» лежит методика «Сказка» [1, 2], которая до 2002 г. называлась «Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка», а с 2002 г. получила краткое название «Сказка». Суть методики «Сказка» в том, что ребенку предлагается сделать выбор между игрой с малопривлекательными для него игрушками Т8- и дослушиванием до конца сказки, прерванной на самом интересном месте, когда непонятно, кто из героев победит. Фактически в эксперименте актуализируются слабый игровой и широкой познавательный мотивы. Если ребенок хочет дослушать сказку, то делается вывод, что в его мотивационной сфере широкий познавательный мотив доминирует над слабым игровым. Если его выбор падает на игрушки, то явно, что широкий познавательный мотив актуализирован у такого ребенка очень слабо. Иначе говоря, дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают послушать сказку, дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть с предложенными им игрушками.
В методике «Игрушки — книжки — цифры» после осуществления ребенком первого выбора, о котором рассказано выше (выбор между игрушками и сказкой), испытуемый должен осуществить еще ряд выборов между различными занятиями, в результате чего можно определить иерархию изучаемых мотивов в его мотивационной сфере. Иерархия мотивов определяется по предпочтению ребенком того или иного занятия, связанного с актуализацией соответствующего мотива. Эксперимент строится таким образом, что поочередно актуализируются и сталкиваются между собой три мотива: игровой, широкий познавательный и познавательно-учебный.
Актуализация слабого игрового мотива заключается в предложении ребенку поиграть с малопривлекательными игрушками, выставленными на столе.
Широкий познавательный мотив представлен в двух видах: 1) как интерес к художественной литературе (слушание малоизвестной русской народной сказки «Почему зайцы зимой белые шубки носят»); 2) как интерес к природным явлениям окружающего мира (слушание рассказа «Почему бывает день и ночь» из книги «Астрономия в картинках» [5]).
Познавательно-учебный мотив проявляется через выбор ребенком занятия, связанного с приобретением конкретных знаний, умений и навыков (изучение неизвестных ему римских цифр).
Ниже приводится 8 различных вариантов актуализации и столкновения исследуемых в эксперименте мотивов.
Вариант 1Ребенок выбрал слушание сказки «Почему зайцы зимой белые шубки носят», а не игру с игрушками, выставленными на столе. Экспериментатор дочитывает сказку и предлагает послушать рассказ «Почему бывает день и ночь» из «Астрономии в картинках», при этом показывает ребенку иллюстрацию к рассказу. После прочтения рассказа экспериментатор задает испытуемому вопрос: «Что ты сейчас больше хочешь - послушать еще один рассказ из книжки про планеты или поиграть с теми игрушками на столе?» Если ребенок выбирает рассказ, то экспериментатор вместо чтения рассказа показывает ему карточки с римскими цифрами от I до X и говорит: «А теперь посмотри на эти карточки. Знаешь, что на них нарисовано?» Если ребенок не знает, то экспериментатор объясняет, что это римские цифры, и показывает цифры I, II и III. Затем экспериментатор задает вопрос: «Что ты сейчас больше хочешь - выучить оставшиеся римские цифры или послушать новый рассказ из книжки про планеты?» Если ребенок выбирает римские цифры, то экспериментатор обучает его этим цифрам: сначала показывает, где какая цифра, а потом предлагает испытуемому самому выложить их по порядку.
В конце эксперимента взрослый спрашивает ребенка: «Когда я приду в следующий раз, что мы с тобой будем делать: читать новую сказку или учить новые римские цифры?»
Если ребенок выбирает римские цифры , то получается следующий ряд предпочитаемых им занятий: на первом месте - изучение римских цифр, на втором - слушание книг (отдельно дается заключение о преобладающем интересе к художественной или научно-познавательной литературе), на третьем - игра с игрушками. Следовательно, доминирующее положение в иерархии исследуемых мотивов занимает познавательно-учебный, за ним идет широкий познавательный и на последнем месте находится игровой мотив.
Чтобы выяснить, какую литературу (художественную или научно-познавательную) предпочитает испытуемый, ему предлагалось сделать выбор между новой сказкой и новым рассказом о планетах. Экспериментатор говорит: «У нас осталось еще немного времени, чтобы почитать. Что ты хочешь послушать - новую сказку или новый рассказ из книжки про планеты?» Таким образом определяются предпочтения внутри широкого познавательного интереса.
Если ребенок выбирает сказку, то получается такая последовательность предпочитаемых им занятий: на первом месте - слушание сказки, на втором - изучение римских цифр, на третьем - слушание рассказа про планеты, на четвертом - игра с игрушками. Таким образом, доминирующее положение в иерархии исследуемых мотивов занимает широкий познавательный мотив в виде интереса к чтению художественной литературы (сказки), за ним следует познавательно-учебный (изучение римских цифр), затем широкий познавательный мотив в виде интереса к природным явлениям окружающего мира (научнопознавательная литература), на последнем месте находится игровой мотив.
Вариант 2
Ребенок выбрал слушание сказки «Почему зайцы зимой белые шубки носят», а не игру с игрушками, выставленными на столе. Экспериментатор дочитывает сказку и предлагает ребенку послушать рассказ «Почему бывает день и ночь» из «Астрономии в картинках», при этом показывает ребенку иллюстрацию к рассказу. После прочтения рассказа экспериментатор задает испытуемому вопрос: «Чего ты сейчас больше хочешь - послушать еще один рассказ из книжки про планеты или поиграть с игрушками на столе?» Если ребенок выбирает рассказ, экспериментатор вместо чтения рассказа показывает ему карточки с римскими цифрами от I до X (см. вариант 1). Затем экспериментатор задает вопрос: «Чего ты сейчас больше хочешь - выучить оставшиеся римские цифры или послушать новый рассказ из книжки про планеты?» Если ребенок выбирает рассказ , то экспериментатор читает ему рассказ «Что больше - Солнце или Луна?». Закончив чтение рассказа, экспериментатор спрашивает: «Чего ты сейчас больше хочешь - выучить римские цифры или поиграть с игрушками на столе?»
Если ребенок выбирает римские цифры , то экспериментатор обучает его этим цифрам. При этом получается следующий ряд предпочитаемых ребенком занятий: на первом месте - слушание книг (отдельно делается заключение о преобладающем интересе к художественной или научно-познавательной литературе), на втором - изучение римских цифр, на третьем - игра с игрушками. Таким образом, доминирующее положение в иерархии исследуемых мотивов занимает широкий познавательный мотив, за ним идет познавательноучебный мотив, на последнем месте находится игровой мотив.
Если ребенок выбирает игрушки, то экспериментатор отпускает его играть с ними. Получается такая последовательность предпочитаемых ребенком занятий: на первом месте - слушание книг (отдельно делается заключение о преобладающем интересе к художественной или научно-познавательной литературе), на втором - игра с игрушками, на третьем - изучение римских цифр. Следовательно, доминирующее положение в иерархии мотивов занимает широкий познавательный мотив, затем идет игровой мотив, на последнем месте находится познавательно-учебный мотив.
Для прояснения того, что предпочитает испытуемый, художественную или научнопознавательную литературу, ему предлагается сделать выбор между новой сказкой и новым рассказом о планетах. Экспериментатор говорит: «У нас осталось еще немного времени, чтобы почитать. Что ты хочешь послушать - новую сказку или новый рассказ из книжки про планеты?» Таким образом определяются предпочтения внутри широкого познавательного интереса.
Вариант 3
Ребенок выбрал слушание сказки «Почему зайцы зимой белые шубки носят», а не игру с игрушками, выставленными на столе. Экспериментатор дочитывает сказку и предлагает послушать рассказ «Почему бывает день и ночь» из «Астрономии в картинках», при этом показывает ребенку иллюстрацию к рассказу. После прочтения рассказа экспериментатор задает испытуемому вопрос: «Чего больше ты сейчас хочешь - послушать еще один рассказ из книжки про планеты или поиграть с игрушками на столе?» Если ребенок выбирает игрушки, то экспериментатор не отпускает его играть, а показывает ему карточки с римскими цифрами от I до X (см. вариант 1). Затем экспериментатор спрашивает: «Чего больше ты сейчас хочешь - выучить оставшиеся римские цифры или поиграть с игрушками на столе?»
Если ребенок выбирает римские цифры , то экспериментатор обучает его этим цифрам, а потом задает вопрос: «Когда я приду в следующий раз, что мы с тобой будем делать - читать новую сказку или учить новые римские цифры?»
Если ребенок выбирает римские цифры , то получается следующий ряд предпочитаемых им занятий: на первом месте - изучение римских цифр, на втором - слушание сказки, на третьем - игра с игрушками, на четвертом месте - слушание рассказа про планеты. Следовательно, доминирующее положение в иерархии исследуемых мотивов занимает познавательноучебный мотив, за ним идет широкий познавательный мотив в виде интереса к чтению художественной литературы (сказка), далее следует игровой мотив, на последнем месте находится широкий познавательный мотив в виде интереса к природным явлениям окружающего мира (научнопознавательная литература).
В данном случае нельзя сделать однозначного вывода относительно доминирования широкого познавательного мотива над игровым, поскольку при выборе между сказкой и игрушками ребенок предпочитает сказку, а между рассказом про планеты и игрушками - игрушки. То есть в одном случае у данного испытуемого широкий познавательный мотив в виде интереса к чтению художественной литературы доминирует над игровым, а в другом - игровой мотив доминирует над широким познавательным мотивом в виде интереса к природным явлениям окружающего мира (научно-познавательная литература). Фактически данная методика позволяет ставить вопрос о содержательной направленности широкого познавательного интереса испытуемого. Однако это предположение требует специальной экспериментальной проверки.
Если ребенок выбирает сказку, то получается такая последовательность предпочитаемых им занятий: на первом месте - слушание сказки, на втором - изучение римских цифр, на третьем - игра с игрушками, на четвертом месте - слушание рассказа про планеты. Следовательно, доминирующее положение в иерархии исследуемых мотивов занимает широкий познавательный мотив в виде интереса к чтению художественной литературы (сказка), затем идет познавательно-учебный мотив, за ним - игровой мотив, на последнем месте - широкий познавательный мотив в виде интереса к природным явлениям окружающего мира (научно-познавательная литература).
Вариант 4
Ребенок выбрал слушание сказки «Почему зайцы зимой белые шубки носят», а не игру с игрушками. Экспериментатор дочитывает сказку и предлагает послушать рассказ «Почему бывает день и ночь» из «Астрономии в картинках», при этом показывает ребенку иллюстрацию к рассказу. После прочтения рассказа экспериментатор задает испытуемому вопрос: «Чего больше ты сейчас хочешь - послушать еще один рассказ из книжки про планеты или поиграть с игрушками на столе?» Если ребенок выбирает игрушки, экспериментатор не отпускает его играть, а показывает карточки с римскими цифрами от I до X (см. вариант 1). Затем экспериментатор спрашивает: «Чего больше ты сейчас хочешь - выучить оставшиеся римские цифры или поиграть с игрушками на столе?» Если ребенок выбирает игрушки, то экспериментатор отпускает его играть с ними. Дав ребенку некоторое время поиграть, экспериментатор задает вопрос: «Чего больше ты сейчас хочешь - выучить римские цифры или послушать новый рассказ из книжки про планеты?» Если испытуемый выбирает новый рассказ про планеты, то ему читают рассказ «Что больше - Солнце или Луна?» из «Астрономии в картинках».
Если ребенок не желает больше ничего выбирать, а хочет уйти, то экспериментатор задает ему вопрос: «Когда я приду в следующий раз, что мы с тобой будем делать - учить римские цифры или читать новый рассказ из книжки про планеты?»
Если ребенок выбирает римские цифры , то получается следующий ряд предпочитаемых им занятий: на первом месте - слушание сказки, на втором - игра с игрушками, на третьем - изучение римских цифр, на четвертом месте - слушание рассказа про планеты. Следовательно, доминирующее положение в иерархии исследуемых мотивов занимает широкий познавательный мотив в виде интереса к чтению художественной литературы (сказка), за ним идет игровой мотив, затем познавательно-учебный мотив и на последнем месте - широкий познавательный мотив в виде интереса к природным явлениям окружающего мира (научно-познавательная литература).
Если ребенок выбирает рассказ про планеты, то получается следующий ряд предпочитаемых им занятий: на первом месте - слушание сказки, на втором - игра с игрушками, на третьем - слушание рассказа про планеты, на четвертом месте - изучение римских цифр. Следовательно, доминирующее положение в иерархии исследуемых мотивов занимает широкий познавательный мотив в виде интереса к чтению художественной литературы (сказка), за ним идет игровой мотив, затем широкий познавательный мотив в виде интереса к природным явлениям окружающего мира (научно-познавательная литература), на последнем месте - познавательно-учебный мотив.
Необходимо заметить, что в варианте и мотивы, занимающие в иерархии два последних места, а именно познавательноучебный мотив и широкий познавательный мотив в виде интереса к природным явлениям окружающего мира (научно-познавательная литература), могут вообще занимать в иерархии одно место в силу своей слабой выраженности в мотивационной сфере ребенка.
Вариант 5
Ребенок выбрал игрушки, а не сказку. Экспериментатор не отпускает ребенка играть, а предлагает ему послушать рассказ «Почему бывает день и ночь» из «Астрономии в картинках», при этом показывает ребенку иллюстрацию к рассказу. После прочтения рассказа экспериментатор спрашивает испытуемого: «Чего больше ты сейчас хочешь - послушать еще один рассказ из книжки про планеты или поиграть с теми игрушками на столе?» Если ребенок выбирает рассказ про планеты, то экспериментатор вместо чтения рассказа показывает ему карточки с римскими цифрами от I до X (см. вариант 1). Затем экспериментатор задает вопрос: «Чего больше ты сейчас хочешь - выучить оставшиеся римские цифры или послушать новый рассказ из книжки про планеты?» Если ребенок выбирает римские цифры, то экспериментатор обучает его этим цифрам. В результате получается такая последовательность предпочитаемых ребенком занятий: на первом месте - изучение римских цифр, на втором - слушание рассказа про планеты, на третьем - игра с игрушками, на четвертом месте - слушание сказки. Следовательно, доминирующее положение в иерархии исследуемых мотивов занимает познавательно-учебный мотив, за ним идет широкий познавательный мотив в виде интереса к природным явлениям окружающего мира (научно-познавательная литература), затем игровой мотив, на последнем месте широкий познавательный мотив в виде интереса к чтению художественной литературы (сказка).
Вариант 6
Ребенок выбрал игрушки, а не сказку. Экспериментатор не отпускает ребенка играть, а предлагает послушать рассказ «Почему бывает день и ночь» из «Астрономии в картинках», при этом показывает ребенку иллюстрацию к рассказу. После прочтения рассказа экспериментатор задает испытуемому вопрос: «Чего больше ты сейчас хочешь - послушать еще один рассказ из книжки про планеты или поиграть с игрушками на столе?» Если ребенок выбирает рассказ про планеты, экспериментатор вместо чтения рассказа показывает ему карточки с римскими цифрами от I до X (см. вариант 1). Затем экспериментатор спрашивает: «Чего больше ты сейчас хочешь - выучить оставшиеся римские цифры или послушать новый рассказ из книжки про планеты?» Если ребенок выбирает рассказ про планеты, то экспериментатор читает ему рассказ «Что больше - Солнце или Луна?». Закончив чтение рассказа, экспериментатор задает вопрос: «Чего больше ты сейчас хочешь - выучить римские цифры или поиграть с игрушками на столе?»
Если ребенок выбирает римские цифры , то экспериментатор обучает его этим цифрам. В результате получается следующий ряд предпочитаемых ребенком занятий: на первом месте - слушание рассказа про планеты, на втором - изучение римских цифр, на третьем - игра с игрушками, на четвертом месте - слушание сказки. Таким образом, доминирующее положение в иерархии исследуемых мотивов занимает широкий познавательный мотив в виде интереса к природным явлениям окружающего мира (научно-познавательная литература), за ним идет познавательно-учебный мотив, затем игровой мотив, на последнем месте - широкий познавательный мотив в виде интереса к чтению художественной литературы (сказка).
Если ребенок выбирает игрушки, то экспериментатор отпускает его играть с ними. Получается такая последовательность предпочитаемых ребенком занятий: на первом месте - слушание рассказа про планеты, на втором - игра с игрушками. Чтобы определить, какое занятие будет на третьем месте, а какое - на четвертом, ребенку, после того как он поиграл, задается вопрос: «Когда я приду в следующий раз, что мы с тобой будем делать - учить римские цифры или читать новую сказку?» Но поскольку оба эти мотива выражены у испытуемого весьма слабо, то надо иметь в виду, что выбор может быть случайным.
Соответственно расположению занятий по степени их предпочтения делается вывод об иерархии мотивов: доминирующее положение в иерархии занимает широкий познавательный интерес к природным явлениям окружающего мира (научно-познавательная литература), за ним идет игровой мотив, затем - в зависимости от места выбора соответствующего занятия - познавательно-учебный мотив или широкий познавательный мотив в виде интереса к чтению художественной литературы (сказка). Не исключено, что два последних мотива занимают в иерархии мотивов одно место в силу своей слабой выраженности в мотивационной сфере ребенка.
Вариант 7
Ребенок выбрал игрушки, а не сказку. Экспериментатор не отпускает ребенка играть, а предлагает послушать рассказ «Почему бывает день и ночь» из «Астрономии в картинках», показывая при этом ребенку иллюстрацию к рассказу. После прочтения рассказа экспериментатор задает испытуемому вопрос: «Чего больше ты сейчас хочешь - послушать еще один рассказ из книжки про планеты или поиграть с теми игрушками на столе?» Если ребенок выбирает игрушки, то экспериментатор не отпускает его играть с ними, а показывает ему карточки с римскими цифрами от I до X (см. вариант 1). Затем экспериментатор задает испытуемому вопрос: «Чего больше ты сейчас хочешь - выучить оставшиеся римские цифры или поиграть с игрушками на столе?» Если ребенок выбирает римские цифры, то экспериментатор обучает его этим цифрам. В результате получается следующий ряд предпочитаемых ребенком занятий: на первом месте - изучение римских цифр, на втором - игра с игрушками, на третьем месте - чтение книг (как художественных (сказка), так и научно-познавательных (рассказ про планеты). Итак, доминирующее положение в иерархии исследуемых мотивов занимает познавательноучебный, за ним идет игровой, а затем широкий познавательный.
Чтобы установить, что предпочитает ребенок - художественную или научно-познавательную литературу, ему предлагают сделать выбор между новой сказкой и новым рассказом о планетах. Экспериментатор говорит: «У нас осталось еще немного времени, чтобы почитать. Что ты хочешь послушать - новую сказку или новый рассказ из книжки про планеты?» Таким образом определяются предпочтения внутри широкого познавательного интереса.
Необходимо отметить, что в варианте 7 даже слабый игровой мотив доминирует над широким познавательным в любой из исследуемых его форм. Это свидетельствует об очень слабом развитии последнего. Не совсем понятно, что означает доминирование познавательно-учебного мотива. Возможно, в этом случае у ребенка проявляется узконаправленный интерес, связанный с изучением римских цифр или цифр вообще.
Вариант 8
Ребенок выбрал игрушки, а не сказку. Экспериментатор не отпускает его играть, а предлагает послушать рассказ «Почему бывает день и ночь» из «Астрономии в картинках», показывая при этом иллюстрацию к рассказу. После прочтения рассказа экспериментатор задает испытуемому вопрос: «Чего больше ты сейчас хочешь - послушать еще один рассказ из книжки про планеты или поиграть с игрушками на столе?» Если ребенок выбирает игрушки, экспериментатор не отпускает его играть, а показывает ему карточки с римскими цифрами от I до X (см. вариант 1). Затем экспериментатор спрашивает ребенка: «Чего больше ты сейчас хочешь - выучить оставшиеся римские цифры или поиграть с игрушками на столе?» Если ребенок выбирает игрушки, то экспериментатор отпускает ребенка поиграть с ними. В результате получается, что ребенок всем познавательным занятиям предпочитает игру с малопривлекательными игрушками. Следовательно, доминирующее положение в иерархии исследуемых мотивов занимает игровой мотив.
Для того чтобы выяснить, на каких местах в мотивационной иерархии стоят остальные исследуемые мотивы, испытуемому, после того как он немного поиграет, задают дополнительные вопросы.
Экспериментатор говорит, обращаясь к ребенку: «У нас осталось еще немного времени, мы можем дочитать сказку или почитать новый рассказ из книжки про планеты, а можем выучить римские цифры. Какое занятие ты выбираешь?» Если испытуемый выбирает чтение книг, то на второе место в иерархии попадает широкий познавательный мотив в одной из исследуемых форм, а третье место достается познавательно-учебному мотиву. Если испытуемый выбирает изучение римских цифр, то второе место занимает познавательноучебный мотив, а третье - широкий познавательный мотив.
Чтобы узнать, что предпочитает испытуемый - художественную или научно-познавательную литературу, ему предлагают сделать выбор между сказкой и новым рассказом о планетах. Экспериментатор говорит: «У нас осталось еще немного времени, чтобы почитать. Что ты хочешь - дослушать сказку или почитать новый рассказ из книжки про планеты?» Таким образом определяются предпочтения внутри широкого познавательного интереса.
Если, поиграв с игрушками, ребенок отказывается осуществлять выбор нового занятия и хочет уйти, то обращенный к нему вопрос может звучать следующим образом: «Когда я приду в следующий раз, что мы с тобой будем делать: читать продолжение сказки, читать новый рассказ из книжки про планеты или учить римские цифры?» В зависимости от ответа ребенка определяются соответственно второе и третье места в исследуемой иерархии мотивов.
Примечание.
Если ребенок знает римские цифры до X (10), то ему показывают карточки с цифрами до XX (20) и предлагают выучить их. Если ребенок знает римские цифры до XX (20), то ему предлагают выучить цифры от L (50) до LX (60) и C (100).
Если эксперимент проводится с 5-летними детьми, то дополнительно проверяется знание ими арабских цифр. Перед тем как показать ребенку римские цифры, экспериментатор достает карточки с арабскими цифрами и спрашивает: «Знаешь ли ты, что это такое?» Если ребенок отвечает утвердительно, то его просят найти цифру 1, потом цифру 2 и т. д. Если испытуемый знает все арабские цифры до 10, то ему показывают римские цифры. Если ребенок не знает некоторых арабских цифр, то ему предлагают их выучить.
***
Апробация методики «Игрушки - книжки - цифры» была проведена в 2005 г. научным сотрудником лаборатории «Психологическая готовность к школе» МГППУ, аспиранткой МГППУ В.В. Назаренко. Результаты, полученные с помощью этой методики, представлены в ее кандидатской диссертации (руководитель - Н.И.Гуткина) и в статье, публикуемой в настоящем номере журнала «Психологическая наука и образование» [6].
Литература
- Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению. М., 1993, 1996, 2002.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. 3-е изд. М., 2000.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд. СПб., 2004.
- Гуткина Н.И., Печенков В.В. Динамика учебной мотивации учащихся от первого ко второму классу // Вестник практической психологии образования. 2005. № 4 (5).
- Левин Б.Ю., Радлова Л.Н. Астрономия в картинках. М., 1988.
- Назаренко В.В. Экспериментальное исследование особенностей мотивационного развития современных дошкольников 5, 6 и 7 лет // Психологическая наука и образование. 2006. № 3.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 7935
В прошлом месяце: 84
В текущем месяце: 61
Скачиваний
Всего: 3546
В прошлом месяце: 47
В текущем месяце: 19