Опыт воспитания старшеклассников с учетом условий и возможностей социальной инфраструктуры монопрофильного города

498

Аннотация

Предметом обсуждения в настоящей работе являются психолого-педагогические основания управления процессом проектирования жизненных траекторий учащихся в условиях монопрофильного города (с одним градообразующим предприятием). Предложена система воспитания старшеклассников (15—17 лет) в условиях жизни монопрофильного города. Рассматриваются психолого-педагогические особенности совместной деятельности учащихся и педагогов над созданием и реализацией проектов, направленных на решение актуальных социальных проблем города. Выделены основные этапы и предварительные результаты этой работы.

Общая информация

Ключевые слова: социальное проектирование, воспитание, представление о будущем, старшеклассник, проектная работа, монопрофильный город

Рубрика издания: Инновационные модели

Для цитаты: Баннов И.И. Опыт воспитания старшеклассников с учетом условий и возможностей социальной инфраструктуры монопрофильного города // Психологическая наука и образование. 2003. Том 8. № 4.

Полный текст

Предметом обсуждения в настоящей статье являются психолого-педагогические основания управления процессом проектирования жизненных траекторий учащихся в условиях моно- профильного города.
Социальная ситуация. На современном этапе модернизации общего образования важное значение имеет определение ориентиров воспитательной работы со школьниками. Особенно остро стоит вопрос об организации системы воспитания старшеклассников. Сейчас в нашей стране происходят кардинальные изменения, связанные с переходом к новым формам общественных отношений. Вчерашнему выпускнику школы, какую бы он ни выбрал для себя профессию, необходимо предпринимать самостоятельные действия, связанные с учетом социальных и экономических условий своего жизненного пути. Проблема заключается в том, что современное многообразие этих условий еще не отражено в школьных программах.
В монопрофильном городе (т. е. с одним градообразующим предприятием) проблема усугубляется тем, что старшеклассник сталкивается с ситуацией, когда спектр реалий современной жизни представлен в утрированном виде. Одни части этого спектра даны полно, а другие — слегка или совсем отсутствуют. Рассмотрим в качестве примера город Нефтеюганск Ханты-Мансийского национального округа. Он появился и вырос исключительно за счет нефтяной отрасли. Поэтому вся инфраструктура была нацелена на обеспечение добычи нефти. Отсутствие многих элементов социальной инфраструктуры людей не смущало — всегда можно было съездить на большую землю. Многие семьи несколько раз в год посещали культурные центры страны. Благо зарплата нефтяника это позволяла. Теперь многое изменилось. Люди оказались привязанными к городу. У передовой части городского сообщества появилось понимание необходимости обустройства своей малой родины. И вот тут обнаружились проблемы. Например, школы города обеспечивают достаточно хорошую подготовку по основным учебным дисциплинам. Это определяется солидной материальной базой, высокой конкуренцией среди учителей, большой целенаправленной работой органов власти и управления образованием округа и города по модернизации школы. А возможностей для продолжения образования в городе мало. Многие родители, которые сами окончили вузы, ориентируют своих детей на получение высшего образования, так как могут себе это позволить. Но ведь родительский опыт детей не убеждает. Юноши и девушки должны как-то осмыслить и пережить саму возможность будущей интеллектуальной работы. А в обыденной жизни они не сталкиваются с тем, что называется университетским духом. Только недавно появился филиал одного из сибирских вузов, а с ним и первые студенты. Даже почитать детям нечего. Развлекательная литература в магазинах представлена почти в таком же объеме, как и в столице, а книг, позволяющих осмыслить современные тенденции развития человека и общества, дающих пищу пытливому уму молодого человека, почти нет. В продолжение этой же темы другой пример. В силу сложившихся условий жители города хорошо представляют себе многообразие и значение различных профессий в нефтяной отрасли, так как часто встречаются со специалистами и на производстве, и в быту. А другие профессии представлены скупо, в основном это специальности из сферы образования, обслуживания и торговли. Столь же однобоко представлена сфера досуга и развлечений. Доминирует то, что приносит устроителям быстрый доход: кафе, массовые развлекательные мероприятия. Но, к сожалению, нет развитой выставочной и музейной деятельности, спорта, мало кружков для развития творческих способностей, не показываются современные высокохудожественные, но малоприбыльные фильмы. В результате в конце 90-х гг. среди школьников появились пивной алкоголизм, наркомания и прочие атрибуты «рыночной экономики». Благодаря достаточно высокой, по российским меркам, платежеспособности населения такие перегибы есть практически во всех сферах социальной жизни.
Вместе с тем для социокультурной ситуации города характерны высокая плотность общения и общественная активность людей. Это связано с особенностями развития города, в котором существует одно градообразующее предприятие. Люди приезжают сюда в молодом возрасте и в процессе становления своей профессиональной карьеры знакомятся со значительной частью жителей города. Сначала на буровых установках, потом в управлении или дочерних предприятиях, далее в общественных организациях или местных органах власти. Соответственно, также пересекаются линии жизни семей, друзей, детей. Здесь каждый человек на виду. В результате создается особый микроклимат широкого человеческого общения, общность интересов. Статусные лица города хорошо известны каждому жителю. Велико значение общественного мнения. В последнее время есть общее понимание необходимости совместными усилиями бороться за будущее детей.
Для города и округа характерна также довольно «короткая дорога» от принятия решения к его реализации. Это опять же определяется наработанными связями управления на основе одного градообразующего предприятия. Если есть понимание необходимости решения какой-либо задачи, то люди на всех уровнях прилагают усилия для ее решения.
В условиях такой социальной ситуации, естественно, возникает вопрос, каким образом в воспитательной работе, опираясь на положительные тенденции в развитии города, можно преодолевать имеющиеся негативные факторы. С психологической точки зрения проблема состоит в том, что старшеклассникам нужно дать возможность во время учебы в школе со- ориентироваться в области идей, ценностей и условий жизни людей в современной социальной действительности.
Теоретические основания. Исходным основанием для разработки этой проблемы для нас является традиция культурно-исторического и деятельностного подхода к анализу развития высших психических функций (Л. С. Выготский, А. Р. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и их последователи). Не умаляя достоинств других школ и направлений отечественной и зарубежной психологии, в этом подходе отметим идею о принципиальной взаимосвязи процессов обучения и развития в становлении высших форм сознания человека (ребенка в том числе). Причем в содержании и методах обучения должны воспроизводиться в адекватной для конкретного возраста детей форме культурно сложившиеся виды деятельности, определяющие существо ориентации человека в окружающей действительности. В утрированной формулировке это положение выглядит так: «Тип обучения определяет тип будущего сознания ученика». Наиболее полно это положение реализовано в дидактической системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова применительно к обучению младших школьников. Цель обучения в данной системе — развитие у детей основ теоретического мышления и сознания. Соответственно, содержанием обучения являются теоретические знания (в логико-философском понимании этого термина), а методом — совместная коллективно распределенная деятельность учеников и учителя, организованная в форме квазиисследовательской деятельности. Этот подход определил целое направление исследований в области учебной деятельности на разных этапах обучения в школе. В частности, эти идеи находят свое продолжение в способах организации обучения подростков в форме исследовательской и проектной деятельности (А. Б. Воронцов, В. А. Гуружапов, В. В. Львовский, В. В. Рубцов, В. Л. Соколов, Е. Чудинова, Б. Д. Эльконин и др.). При этом особое значение придается организации взаимодействия учеников на различных этапах обучения. В концепции школы культурно-исторического типа (В. В. Рубцов, А. А. Марголис, В. А. Гуружапов) высказана гипотеза о возможностях организации целостной образовательной среды на основе идей развития, причем, по мысли авторов, старшее звено школы должно создаваться именно как школа проектной деятельности. Методы проектной работы несут в себе существенные элементы мыслительной деятельности вообще. Они могут служить инструментом для развития мышления в различных видах современной деятельности (Н. Г. Алексеев, Ю. В. Громыко, В. И. Слободчиков, Г. П. Щедровицкий и др.). Исходя из этого, мы выдвинули следующую гипотезу.
Гипотеза. На наш взгляд, надо строить содержание воспитательной работы как составляющей образовательной среды школы на основе идей развития. В монопрофильном городе современные старшеклассники не могут непосредственно наблюдать все многообразие современной социальной жизни, но им доступно изучение различных аспектов социальной среды, позволяющих планировать свой жизненный путь. Они могут опираться на непосредственно окружающий их социальный материал, анализировать действия своих сверстников, хорошо знакомых им, когда могут видеть положительные и отрицательные аспекты того или иного способа действия в процессе специально организованной проектной деятельности. Таким образом, надо создать новое содержание и методы учебной деятельности старшеклассников, ориентированной на воспитательные задачи в условиях монопрофиль- ного города.
Опыт решения проблемы. При содействии и понимании руководителей города, различных предприятий, общественности в 1994 г. в г. Нефтеюганске было открыто МОУ «Лицей», коллектив которого взял на себя ответственность за построение принципиально новой практики образования, позволяющей ребенку открывать в себе новые способности, позволяющие ему увидеть за конкретным текстом культурные способы мышления, самому разбираться в реалиях сегодняшней жизни. Это особенно важно в условиях манипуляции сознанием населения со стороны средств массовой информации.
По итогам почти десятилетней работы можно определить основные психологопедагогические особенности уже сложившейся системы воспитания на основе проектной деятельности.
Выбор тем для проектной работы является специальным моментом учебной деятельности. Придавая социальным образовательным проектам ведущее значение в воспитательной работе с учащимися как механизму реального функционального, а не вербального включения подростка в разрешение существующих социальных проблем в городе и тем самым на деле подготавливая его к жизни после школы, мы начинаем учебный год практико ориентированным семинаром для всего детско-взрослого состава МОУ «Лицей», на котором корректируются или ставятся задачи проектной деятельности на предстоящий учебный год как коллектива в целом, так и персонально каждого участника образовательного процесса. Цель игры — выбрать действительно социально значимые темы для проектной деятельности. Учащиеся
XI класса, имеющие больший опыт проектной деятельности, выступают в качестве организаторов и ведущих рабочих групп, в которые наряду со школьниками на равных входят и учителя. Учителя могут повлиять на выбор той или иной темы, только убеждая и аргументируя свое мнение. Таким образом, они оказываются в ситуации вынужденного педагогического риска, и школьники это чувствуют. Они ведь тоже рискуют, так как понимают, что потом им придется отвечать за результаты работы над проектом. Учащиеся начинают относиться к учителям как своим партнерам.
В результате складываются действительно партнерские отношения. Это изменение содержания взаимоотношений между учителем и учеником является одним из важных оснований изменения всего содержания и формы воспитательного процесса. Результатом этого взаимодействия стали следующие темы: «Роль и значение прессы в социализации молодежи», «Некоторые аспекты формирования социальных ценностей и нравственных ориентиров современной молодежи», «Различение понятий «культура» и «псевдокультура» как необходимое условие формирования сознания молодежи», «История становления экологического образования в Среднем Приобье (постановка проблемы на примере Нефтеюганска)», «О некоторых аспектах негативного влияния ролевых компьютерных игр на становление подростка», «Социальное проектирование как механизм формирования жизненного социокультурного уклада».
Работа над проектом начинается как теоретическая. Сначала идет проработка целей, задач и ресурсов для решения выбранных социальных проблем. Этот этап работы проводится для всех проектных групп одновременно. Здесь уже ведущим является педагог, имеющий достаточный опыт проведения такого рода методологической работы. Конечно, каждый проектант ставит себе конкретную задачу. Это позволяет удерживать интерес учеников в процессе обсуждения общих вопросов. Одновременно в детско-взрослом сообществе складывается система рабочих понятий и терминов. Практика показала, что удачным является включение на этом этапе работы бывших выпускников «Лицея». В этом случае поддерживается лицейская традиция мыслительной работы. Как правило, это студенты вузов. Они вносят в дискуссии «университетский дух». Одновременно лицеисты видят перед собой людей, которые олицетворяют их возможное недалекое будущее.
Как только юные проектанты научились понимать и грамотно формулировать цели и задачи проекта, определять ресурсы, необходимые для их решения, работа ведется уже внутри конкретных групп. Педагоги на этом этапе выступают в качестве консультантов.
В дальнейшем деятельности обязательно придается практическая действенная направленность. Это обеспечивается путем включения детей в различные общешкольные и городские программы и конкурсы, где надо на деле доказать правомочность своего теоретического анализа ситуации. Сначала, конечно, ученикам следует доказать реальность проекта в образовательном пространстве школы. Поэтому в учебном плане по основным предметам предусмотрены лакуны для предъявления учениками своих проектных наработок. Примером может быть обучение литературе педагога С. М. Бойко, который опирается на идеи курса Г. Н. Кудиной иЗ.Н. Новлянской. Средством обеспечения проектной деятельности уроков литературы является позиционный анализ текста. Современному человеку необходимо уметь работать с текстом: понимать, как он устроен, каков замысел автора, какое воздействие он оказывает, в чьих интересах действует. Чтобы уметь отделить свое сознание от массового, уметь формировать собственное суждение, молодой человек должен обладать такой техникой чтения, которая позволит ему самоопределяться на основе своих, а не чужих ценностей, поможет найти ему нравственные основания для верного решения. Находятся различия в позициях героев произведения. Позиционирование строится на выявлении противоречий сначала в намерениях, а затем в поступках; таким образом читатель учится понимать поступок как следствие наличия разных намерений. Это позволяет анализировать на уроке литературы тексты проектов учеников как публицистические.
На уроках естественнонаучного цикла предусмотрено освоение некоторых тем в форме проектной деятельности с последующим предъявлением результатов в виде доклада авторов. При этом обязательно должны выступать оппоненты из числа учеников.
На городском уровне предъявления результатов проектной деятельности учеников важным моментом является участие ответственных лиц города. Это не только повышает статус того или иного мероприятия, но и существенно ориентирует учеников в ценностях мира взрослых. Вообще, момент предъявления результатов — это не отчет педагогов о проделанной работе, а важнейший момент воспитательного процесса.
Публичное предъявление задач, инициатив каждым учащимся и учителем, т. е. обозначение себя в лицейском пространстве, еще раз позволило оценить масштаб и реалистичность задуманного, определить категорию труда (инициатива, проект или работа по заданию), взвесить свое отношение к делу (исполнительность или ответственность), а с помощью остальных участников семинара и достаточно верно проблематизировать исходное социальное явление. Таким образом, выстраивается весь спектр проектной работы. На первом шаге у новичков это трудовые инициативы (поддержание порядка в раздевалке, организация и проведение внутришкольных праздников и КВН, текущий ремонт классной мебели и др.), затем исследование социального явления и вычленение проблемы (влияние музыки на молодежь, ненормативная лексика, социальное сиротство, влияние загрязнения среды обитания на здоровье и т. п.) и наконец проектирование шагов по устранению (или снижению негативных последствий) социальной проблемы. О серьезности проработок таких проектных работ может свидетельствовать факт проведения городской конференции «Я — нефтеюганец» с участием главы местного самоуправления, руководителей комитетов социальной инфраструктуры, директоров общеобразовательных школ. На материалах, предъявленных учащимися школы «Лицей», разворачивалась дискуссия «Социальное проектирование как механизм социокультурного развития общества». По сути, статусным взрослым нужно было сделать заключение — таких ли молодых людей они хотят видеть нефтеюганцами и является ли социальное проектирование средством «взращивания» нефтеюганцев. Темы выступлений ребят были очень разными («Анализ явления преступности и перевод его в проблему» (В. Ли), «Семья как фактор становления подростка» (М. Намазова), «Роль СМИ в организации сознания молодежи» (М. Корнилова), «Негативное влияние ролевых компьютерных игр» (М. Зоренко), «Наличие позиции как основное условие самоопределения подростка» (А. Баннов), «Постановка конкретной задачи по изменению ситуации» (В. Посохов), «Школа как отражение существующих реалий» (В. Складчиков), «Культура — категория нравственная» (М. Сьянов), «Рефлексия жизненного опыта как условие формирования собственной позиции молодого человека» (Н. Рудакова), «Самоуправление как основа построения гражданской позиции» (Д. Михуля), но объединяло их неравнодушное отношение к обозначенным социальным явлениям, наличие конфликта между молодым человеком и обществом, желание позитивногосдвига ситуации с помощью личного участия, более или менее осмысленные, проработанные направления выхода из кризисной обстановки.
По общему мнению, ребята, включенные в социальное проектирование как тип деятельности, отличаются от обычных сверстников умением выдвигать и аргументированно, на основе собственных исследований, защищать точку зрения на обсуждаемый предмет. Они могут видеть проблему за социальным явлением и принимать на себя ответственность за ее снятие в качестве разработчика и реализатора.
Социальные проекты выпускников — это обычно довольно глубокое исследование негативного социального явления, вскрытие его механизмов, проблематизация, проектные шаги и рекомендации, основанные на личном опыте.
Проектирование должно идти в пространстве интересов ученика, а не учебника, тем более не учителя. В школе необходимо создавать индивидуально ориентированные практики образования, которые и должны лежать в основе строительства индивидуальной траектории роста ученика с учетом его познавательных интересов и в рамках его персональных задач развития. В этом случае проблемную ситуацию, требующую проблемного подхода к разрешению, следует понимать прежде всего в контексте межличностного взаимодействия, результатом которого должно становиться порождение новых знаний, новаторских действий, достижение более высокого уровня понимания. Таким образом, через практику проектирования будущего строится практика работы с будущим в лице ученика, буквально «физически» несущего будущее на себе.
Результаты такого подхода определяются достижениями наших учеников. Они заняли первые и призовые места на окружном этапе программы «Шаг в будущее» (г. Ханты- Мансийск, Сургут), и не случайно.
На первый взгляд не посвященному в «кухню» получения результатов в таких проектах выводы подростков могут показаться очевидными или банальными. Но за этим у каждого автора стоит процесс событийного проживания, становления как гражданина, эмоционального сопереживания, интеллектуального напряжения, организационных усилий, умения наблюдать, экспериментировать, исследовать, находить средства в настоящем времени, оставляющие в его сознании неизгладимый след, который зачастую определяет дальнейший выбор области профессиональной подготовки.
Работа над расширением содержания современных социальных понятий осуществляется как переход от рабочих определений к содержательным определениям социальных явлений. Принимая участие в конкурсе на лучшую организацию работы учебных заведений Ханты-Мансийского автономного округа по профилактике наркомании, учащиеся школы «Лицей» в отчетном году подготовили ряд работ, позволяющих рассматривать антисоциальное явление «наркомания» в проектном залоге с разных сторон, что дает возможность расширить спектр подходов по снятию проблемы. Это такие работы, как «Построение понятия наркомания», «Позиционирование как средство проблематизации гражданского сообщества», «Перевод явления в проблему», «Типологизация профилактических действий (перевод объекта в субъект», «Формирование ценностей как основное условие профилактики», «Создание клубного пространства как механизма включения молодежи в проблему» и др. Упомянутые темы отражают широту охвата проблемной ситуации и одновременно характеризуют личный вклад исследователей (учащихся) в поиск средств для снятия проблемы.
Наработки городской экспериментальной площадки были представлены на городском и окружном этапах Всероссийской акции «Я — гражданин России» и признаны лучшими. Группа активных ребят — участников этого проекта на летних каникулах успешно предъявляла свой опыт по социальному проектированию в международном молодежном центре в Болгарии.
Расширение сферы социального взаимодействия происходит через проектную деятельность. Опыт управленческой деятельности как средство рефлексии, поиск стратегии своего жизненного пути. Отдельным видом деятельности для учащихся и педагогического коллектива стали обучающие практико ориентированные детско-взрослые семинары по включению старшеклассников и педагогов школ города и округа в проектную деятельность. В течение года осуществлен ряд рабочих встреч школьников и учителей города, на которых обсуждались насущные проблемы социальной инфраструктуры и выявлялись конкретные инициативы, способствующие единению молодежи для противостояния социальному беспределу.
На окружном уровне силами школы «Лицей» проведены два семинара по теме «Социальное проектирование как средство построения активной гражданской позиции», на которых были представлены все 22 территории округа.
Такая деятельность стала для старшеклассников «Лицея» хорошей школой воспитания управленческих качеств: целеположенность деятельности, организация и поддержка содержательной коммуникации, удерживание предмета обсуждения, соорганизация различных точек зрения на общем основании, принятие на себя ответственности за результат работы группы и т. д.
Распространение социального проектирования как типа деятельности старшеклассников за пределы школы «Лицей» через сеть городских семинаров и личное общение школьников позволили этой деятельности оформиться структурно. На общегородском представительском учредительном собрании под патронажем городской Думы и Департамента по социальным вопросам и развитию 1 июня 2002 г. было принято решение о создании городского гражданского клуба самоопределения «Нефтеюганск—2010».
Результаты. Проектная деятельность в МОУ «Лицей» стала органическим звеном учебного процесса в старшей школе. Социальное проектирование позволяет старшеклассникам овладевать универсальными умениями управленческой деятельности (целеполагание, моделирование, проблематизация, рефлексия, программирование, анализ ситуации и т. д.), планировать свое будущее, разбираться в сложной организации социума. Это в конечном итоге формирует у будущих выпускников активную гражданскую позицию, ответственность за себя, своих близких и за будущее страны, в которой они живут. Об этом свидетельствуют данные обследования учащихся одиннадцатых классов по модифицированной методике мотивационной индукции Нюттена. Причем представления об отдаленном будущем у учеников в целом совпадают с представлениями их педагогов о желаемом будущем этих учеников. Это говорит о том, что в педагогической среде МОУ «Лицей» на данный момент созданы благоприятные условия для формирования социальной зрелости учеников, выраженной в большей проработанности, детализированности временной перспективы.
Следовательно, можно говорить о положительной тенденции в развитии воспитательной системы и ее влиянии на развитие личности учащихся МОУ «Лицея». Более того, началось распространение данной системы на организацию воспитания старшеклассников в масштабах Ханты-Мансийского автономного округа.

Информация об авторах

Баннов И.И., кандидат психологических наук, директор МОУ "Лицей", Нефтеюганск, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1029
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 498
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2