Об опыте изучения роли символических сновидений в художественном творчестве учащихся

1768

Аннотация

В данной работе сделана попытка изучить характер сновидений учащихся 9-х классов в связи с особенностями их подхода к решению творческих заданий. Основной задачей исследования было проведение сравнительного анализа сновидений учащихся, занимающихся и не занимающихся изобразительной деятельностью. Полученные данные показали, что существует взаимосвязь между характером сновидений и особенностями подхода к решению художественных задач. Автор описывает четыре следующих подхода: метафорический, формально-акцентированный, иллюстративный, упрощенный. Метафорический подход наиболее присущ одаренным учащимся художественной школы.

Общая информация

Ключевые слова: символические сновидения, одаренность, творческая личность, метафора

Рубрика издания: Междисциплинарные исследования

Для цитаты: Завгородняя Е.В. Об опыте изучения роли символических сновидений в художественном творчестве учащихся // Психологическая наука и образование. 1997. Том 2. № 3.

Полный текст

Сложность исследования художественного творчества состоит прежде всего в том, что в его процессе происходит символическое выражение неосознаваемого. Каким путем проникнуть в этот мир? В данной работе сделана попытка изучить характер сновидений в связи с особенностями подхода учащихся к решению творческих заданий. «Изучая психологию сновидений... мы будем иметь важные основания для познания поэтической фантазии и поэтического творчества» (И. Франко).

Основной задачей исследования было проведение сравнительного анализа сновидений учащихся, занимающихся и не занимающихся изобразительной деятельностью. Испытуемыми стали девятиклассники двух школ: специализированной художественной и общеобразовательной.

Ставились следующие задачи:

1) изучение и сравнительный анализ особенностей сновидений учащихся художественной и общеобразовательной школ;

2) изучение зависимости между характеристиками сновидений и уровнем оригинальности продуктов изобразительной деятельности учащихся художественной школы.

Применялись методы опроса, решения творческих задач, экспертных оценок. Методы опроса состояли из бесед, письменных самоотчетов испытуемых о своих сновидениях, заполнения формализованного опросника по поводу частоты, характера и запоминаемости сновидений.

Выделяя художественную оригинальность как показатель одаренности учащихся, мы исходили из положений тех исследований, которые проводились в эстетике (Т. Виану и др.). Художественная оригинальность определяется уникальностью и — неограниченно символическим характером. Уникальность состоит в слитности смысла художественного произведения и формы его воплощения. Неограниченно-символический характер определяется тем, что художественное произведение несет в себе смысл, который нельзя свести к ряду понятий или связи между ними. Оригинальное произведение выражает глубинное мироощущение автора, а подражательная работа является результатом применения чужих художественных приемов, не оправданных наличием личного мироощущения.

Уровень художественной оригинальности выполненных учащимися работ определялся экспертами-искусствоведами, для чего использовался метод независимых оценок по пятибалльной системе.

Результаты исследования на основе сравнительного анализа характера сновидений старшеклассников художественной и общеобразовательной школ показали следующее. Часто видят сны 71 % девятиклассников художественной школы и 23 % — общеобразовательой; почти всегда помнят сновидения соответственно 33 и 4 %; относительно часто видят тревожные сны — 31 и 8 % учащихся. Необычные, фантастические сны снятся 55 % учащихся художественной и 39 % общеобразовательной школ. Когда-либо летали во сне соответственно 79 и 54 % учащихся.

Таким образом, можно сделать вывод, что испытуемые из художественной школы чаще, чем их ровесники из общеобразовательной, видят сны и лучше их помнят. Этот факт можно рассматривать как проявление более интенсивного взаимодействия бессознательного и осознанного в их психике. Грань между сознательным и бессознательным у занимающихся художественным творчеством подвижная, проницаемая; бессознательное активно проявляет себя в образах сновидений и закрепляется в памяти.

Учащиеся художественной школы чаще, чем их ровесники из общеобразовательной, видят тревожные, беспокойные или страшные сны. Это явление можно объяснить их более высокой эмоциональностью и впечатлительностью. Беседы с этими учащимися показали, что они очень эмоционально реагируют на все, могут расплакаться, хотя и стесняются этого. Они болезненно переживают сложность в отношениях с людьми. Например, А.Д. рассказывает:

«Я могу что-то услышать по радио или прочитать, а потом не могу заснуть всю ночь...

‚..Я стараюсь сдерживаться, но могу легко расплакаться, иногда неожиданно для себя.

‚..Бывает, мне снятся страшные, тяжелые сны, после которых трудно прийти в себя. Я пытаюсь выразить эти кошмары в рисунках, но такие рисунки я никому не показываю».

Необычный, фантастический характер сновидений учащихся можно рассматривать как проявление их творческого воображения, активно преобразующего впечатления, создающего образы-символы, реконструкции, истолкования. Творческий характер воображения проявляется не только в активных его формах, но и в богатстве, разнообразии, нетривиальности образов сновидений. Полученные данные согласуются с исследованиями Б. Сильвиа, Ф. Кларк, Л. Монро, показавшими, что у высококреативных испытуемых отчеты о сновидениях более плавные, гладкие, беглые, разнообразные по содержанию, «действие» происходит в обстановке, более отдаленной от повседневности, сновидения более сложные, чем у лиц с низкими показателями креативности1.

Можно предположить, что слабая запоминаемость сновидений у некоторых учащихся обусловлена «заблокированностью» их сознания, наличием плотного слоя психологических защит, отделяющих сознание от непредсказуемой стихии бессознательного. Следствием этого является обеднение, уплощение внутренней жизни, утрата спонтанности, недоверие к своим порывам, чувствам, желаниям.

В дальнейшем мы изучали связь между характеристиками сновидений учащихся и особенностями их подхода к решению творческих заданий. Перед испытуемыми было поставлено задание методами графики и аппликации создать образы на тему «Человек и природа».

Анализ работ и высказываний учащихся позволил выделить четыре подхода при решении задания: метафорический, формально-акцентированный, иллюстративный, упрощающий.

Первый подход мы условно назвали метафорическим. Метафору определяют как символическую трансформацию, когда один объект (например, визуальный образ) выражает его в целостности (Х. Файнстайн). Метафора рождается в стремлении к чувственной конкретности и выражает жизнь и смысл того, что не может быть выражено другим способом (Р. Арнхейм). Визуальная метафора характеризуется сложностью и многослойностью значений, что возвышает ее над простой иллюстрацией. Особенностью метафорического подхода является стремление испытуемого к художественному осмыслению темы. Направленность его поиска воплощается в набросках, устных пояснениях. Создаваемые при этом образы несут в себе особую символику, их содержание значительно богаче, чем возможные словесные пояснения. Примерами использования метафорического подхода являются работы девятиклассников художественной школы А. Д., З.Т. и других.

Из беседы с А. Д.: «Тема «Человек и природа» вызвала у меня много ассоциаций. Впереди — разрушенный путь, мы летим на полной скорости — страх катастрофы. А тут я изобразила людей-деревья. Они растут вдоль загрязненной зараженной реки. Они по разные стороны, тянутся друг к другу, но не могут соединиться. Собственно, это люди превратили речку в грязный поток, разъединяющий их. В этой работе (показывает аппликацию) — та же тревога. Ангел света покидает нас, закрывает за собой двери, нам остается колеблющийся огонек надежды, но и он может угаснуть».

Из беседы с 3. Т.: «Когда я работала над темой, на душе у меня было беспокойно. Первая ассоциация, пришедшая в голову, — сплетение человека и природы. А потом я нарисовала большое дерево жизни. Смотрите, в нем все разрушается, мир сходит с ума! Человеческий глаз треснул, зло свило гнездо в ветвях...»

Второй подход мы назвали формально-акцентированным. Поиск своего стиля, своих средств художественного выражения является необходимым условием воплощения действительно неповторимого индивидуального содержания. В этом заключается смысл формальных поисков. Эксперименты с художественными средствами могут приобретать самодостаточный характер. Иногда, отмечал французский художник Морис Дени, молодой актер, желая утвердить себя, начинает гордиться малейшими особенностями своей импровизированной техники. При формально-акцентированном подходе основные усилия испытуемого концентрируются на поиске оригинальных средств выражения. В самоотчетах преобладают высказывания о формальных характеристиках и способах работы.

Из беседы с А. Я.: «Я увидел тему в цветных ассоциациях, попытался сделать из них композицию, но это мне не совсем удалось. А когда я занялся аппликацией, мне было интересно обратиться к этой технике (А.Я. сделал аппликацию из рваных кусочков цветной бумаги) и составить цветовую гамму. Как будто вышло удачно».

Из беседы с Д. Е.: «Пришло в голову решить тему на контрастах: темные силуэты на светлом фоне. Когда делала аппликацию, взяла оранжевую бумагу, фиолетовый хорошо соединяется с оранжевым. Соединила эти два цвета — вышла композиция».

Третий подход мы назвали иллюстративным. Главную задачу испытуемый видит в иллюстрации своих размышлений по поводу темы. Решение темы однозначно, его содержание легко передается словами. Более утонченным вариантом иллюстративного подхода является кодирование. В этом случае испытуемый обозначает, визуально кодирует сложное внехудожественное содержание, например философское. Художественная форма при этом не создается.

Из беседы с Т. Р.: «Меня беспокоит эта тема. Теперь много информации об экологии, о трагическом состоянии природы. Например, Аральское море. Его тема мне видится в черных тонах. В рисунках я хотела показать плохое отношение человека к природе» (изображены человек с топором, мертвое дерево, консервные банки, дымящие трубы).

Из беседы с Н. Т.: «На рисунке охотник, который целится в птипу. Человек часто выступает как потребитель природы. А здесь изображен музей, где детям демонстрируют чучело животного. Хотелось показать, что не воспитывается отношение к природе как к живому».

Четвертый подход — упрощающий. Он определяется тенденцией к превращению сложной, многомерной темы в более простую. При решении темы испытуемый опирается на знакомое, стремится отразить то, что уже есть в его опыте, памяти. Например, такая сложная тема, как «Человек и природа», решается как более простая — воспроизведение по памяти знакомого пейзажа или эпизода отдыха на природе.

Из беседы с Т. С.: «Попыталась изобразить озеро, где мне посчастливилось отдыхать летом... Это лодка, на которой мы катались. Чудесные впечатления...»

Описанные особенности подхода к решению творческой темы связаны с уровнем художественной оригинальности выполненных учащимися работ.

Анализ рисунков и аппликаций, получивших высокие оценки за оригинальность, показал, что это работы, выполненные в русле метафорического подхода; средние оценки — за работы в русле формально-акцентированного и иллюстративного подходов; низкие — при иллюстративном и упрощающем подходах.

Затем оценки за художественную оригинальность работ для каждого учащегося были сопоставлены с результатами изучения особенностей сновидений. Испытуемые (50 девятиклассников художественной школы) были поделены на ряд условных групп:

1а) испытуемые, которые часто видят сны и преимущественно их помнят;

1б) испытуемые, которые редко видят сны или сразу их забывают;

За) испытуемые со сновидениями часто тревожного характера;

2б) испытуемые, у кого такие сновидения бывают редко;

За) испытуемые, у которых преобладают необычные или фантастические сновидения;

3б) испытуемые, у которых такие сновидения бывают редко.

№ группы

Сопоставляемые группы

n

Средние оценки

t – критерий и уровень значимости

Частота и хорошая запоминаемость сновидений

5

3,5

Н t = ,32

Сновидения бывают редко или сразу забываются

5

2,9

Р = 0,5

Преобладает тревожный характер сновидений

ё7

3,7

М = 3,1

Такие сновидения бывают редко

17

3,1

р = 31

Преобладают фантастические необычные сновидения

10

3,6

t = 4,5

Такие сновидения бывают редко

10

2,9

р = 00,25

Сопоставление средних оценок оригинальности художественных решений в группах учащихся, различающихся характером сновидений.

Сопоставление средних оценок за оригинальность в подгруппах «а» и «б» свидетельствует о том, что у испытуемых, которые обычно видят и помнят сны, средняя оценка оригинальности выше, чем у тех, кто видит сны редко или их сразу забывает. Групповая оценка также высока у тех, чьи сновидения отличаются тревожностью, эмоциональностью, необычным, фантастическим содержанием. Использование критерия Стьюдента показало, что различия между подгруппами «а» и «б» статистически значимы.

Выводы. Опыт исследования по нашей методике учащихся, занимающихся изобразительным творчеством, показал, что существует взаимосвязь между характером сновидений и особенностями подхода к решению художественных задач. Выявилось различие в уровне оригинальности художественных решений между теми, кому часто снятся эмоциональные и фантастические сны, и теми, у кого подобные сновидения бывают редко. Анализ особенностей подхода позволил выделить такие четыре типа: метафорический, формальноакцентированный, иллюстративный, упрощающий. Метафорический подход наиболее присущ одаренным учащимся художественной школы.

Выделенные нами типы решения художественных задач могут представить интерес при разработке теоретических вопросов типологии творческой личности. В практическом плане можно рекомендовать при обучении изобразительному творчеству создавать условия для формирования у учащихся метафорического подхода.

 

 

1. Sylvia IV. Н., Clark Ph.M., Monro С. Y. Dream reports of subjects high and low in creative ability // J. of General Psychology. V. 99. Half I. 1978. P. 205—211

Информация об авторах

Завгородняя Е.В., кандидат психологических наук, научный сотрудник Института психологии, Украинская академия наук, Киев, Украина

Метрики

 Просмотров web

За все время: 1283
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 5

 Скачиваний PDF

За все время: 485
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1

 Всего

За все время: 1768
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 6

!
Портрет читателя
Пройти опрос