Объяснение и понимание в диалоге «объяснительной» и «описательной» психологий

Аннотация

Объяснение и понимание в истории психологии были противопоставлены друг другу, как две линии, два различных принципа методологической организации самой психологии. В частности, В. Дильтей сознательно и последовательно противопоставлял «понимание» рациональным (конструктивным) функциям, и в этом отношении «объяснению». Для этой линии особенность «понимания» в том, что оно сохраняет и выражает переживание связи и связности, т.е. само является в той или иной степени переживанием («постижением»). Продуктивно исходить из идеи взаимодополнительности в психологии понимания и объяснения и из уместности каждого из соответствующих типов постижения и познания в разных психологических предметах и дисциплинах. В свете знаково-семиотической трактовки знания и сознания тезис В. Дильтея о приоритете понимания над объяснением впервые получает реальное обоснование. Выдвижение на первый план «понимания» означает смену приоритетной парадигматики – переход от системы координат «человек – объяснение – природа» к системе «человек – понимание – культура». Оно позволяет выделять, с одной стороны, виды понимания, основанные на объяснении, – объясняющее понимание, а с другой, виды объяснения, основанные на понимании, – понимающее объяснение.

Общая информация

Ключевые слова: описательная психология, объяснительная психология, понимание, объяснение, сознание, переживание, данность, мышление, логика, смысл, знак, герменевтика

Рубрика издания: Проблема объяснения в истории психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Пископпель А.А. Объяснение и понимание в диалоге «объяснительной» и «описательной» психологий // Методология и история психологии. 2008. № 1. С. 47–57.

Литература

  1. Выготский Л.С. Сочинения. Т. 1. М., 1982.
  2. Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Новые идеи в философии. Сб. 1: Философия и ее проблемы. СПб., 1912.
  3. Дильтей В. Описательная психология. СПб., 1996.
  4. Дильтей В. Введение в науки о духе: опыт полагания основ для изучения общества и истории // Дильтей В. Собрание сочинений. Т. 1. М., 2000.
  5. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблема объективного метода в психологии // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 3: Метод психологии / Под ред. В.В. Новикова и др. Ярославль, 2005.
  6. Кассирер Э. Что такое человек? // Проблемы человека в западной философии. М., 1988.
  7. Мазилов В.А. Пятая психология // Проблемы психологии и эргономики. 1999. № 1.
  8. Миль Дж.С. Система логики. М., 1900.
  9. Роговин М.С. Введение в психологию. М., 1969.
  10. Розин В.М. Методологические соображения о путях преодоления кризиса в современной психологии // Кентавр. 1994. № 1 [http://www.circle.ru/kentavr/].
  11. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. I и II. М., 1966.
  12. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М., 1995.
  13. Щедровицкий Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия. М., 2005.

Информация об авторах

Пископпель Анатолий Альфредович, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник НИИ Культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, Москва, Россия, e-mail: piskoppel@mtu-net.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1417
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 3