Педология и психотехника: исторический опыт методологического оформления и обоснования комплексных научно-технических дисциплин

Аннотация

Вопросы предметно-теоретического и социально-организационного статуса профессионально-практических дисциплин в их единстве и отличии от дисциплин академического круга все еще остаются открытыми. Для их решения представляет интерес исторический опыт становления советской педологии и психотехники, который был прерван административным путем в середине 1930-х гг. И педология, и психотехника к тому времени только вырабатывали свои программы и обе стояли перед выбором пути развития: для педологии это был выбор между предметно-методологическим и предметно-онтологическим основаниями интеграции и внутреннего единства, для психотехники – между познавательно-психологическим или организационно-психологическим основаниями интеграции и внутреннего единства. Лишь адекватная рефлексия этого опыта способна предотвратить повторение его ошибок в деле взаимодействия академической психологии с новыми психопрактиками.

Общая информация

Ключевые слова: история психологии, практическая психология, педология, психотехника, психология труда, эргономика, объяснение, преобразование, программа, общая наука, фундаментальная наука, прикладная наука

Рубрика издания: История отечественной психотехники и педологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Пископпель А.А. Педология и психотехника: исторический опыт методологического оформления и обоснования комплексных научно-технических дисциплин // Методология и история психологии. 2006. № 2. С. 47–56.

Литература

  1. Басов М.Я. О некоторых задачах предстоящей перестройки педологии // Педология. № 5–6. 1931.
  2. Блонский П.П. Возрастная педология. М.–Л., 1930.
  3. Выготский Л.С. Итоги съезда // Народное просвещение. 1928. № 2.
  4. Выготский Л.С. К вопросу о педологии и смежных с нею наук // Педология. 1931. № 3.
  5. Выготский Л.С. К вопросу о педологии и смежных с нею наук // Педология. 1931. № 7–8.
  6. Выготский Л.С. К вопросу о психологии и педологии. // Психология. 1931. Т. 4. Вып. 1.
  7. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 1. М., 1981.
  8. Моложавый С.С. Наука о ребенке в ее принципах и методах // Педология. 1928. Кн. 1. Сер. Б.
  9. Пископпель А.А., Щедровицкий Л.П. Мифическое и реальное в судьбе советской педологии // Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 6.
  10. Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» // Правда. От 5 июля 1936 г.
  11. Розеноер-Вольфсон Р.А. Пути старой и новой педологии // Труды БГУ. Минск, 1928. № 19.

Информация об авторах

Пископпель Анатолий Альфредович, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник НИИ Культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, Москва, Россия, e-mail: piskoppel@mtu-net.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1164
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4