Современная зарубежная психология
2024. Том 13. № 3. С. 113–122
doi:10.17759/jmfp.2024130311
ISSN: 2304-4977 (online)
Детское чтение в цифровую эпоху
Аннотация
В статье представлен обзор современных исследований, посвященных проблеме детского чтения в цифровом обществе. Рассматривается трансформация практик детского чтения в связи с переходом от печатного формата книг к цифровому. Проанализированы результаты исследований, показывающих влияние разных форматов книг (печатных, цифровых, аудиокниг) и различных интерактивных функций, как в печатных, так и в цифровых книгах, на понимание детьми содержания прочитанного, обучение, общение, способность концентрировать и удерживать внимание, процесс взаимодействия взрослого и ребенка во время совместного чтения. Как показывает большинство проведенных исследований, в качестве первых книг для ребенка родители выбирают традиционные печатные книги с иллюстрациями. Цифровые книги вызывают у них неоднозначное отношение. В книгах с интерактивными функциями родители видят, в первую очередь, обучающий потенциал для ребенка, хотя они могут оказывать как положительное влияние, так и отрицательное. Опасения родителей относительно новых форматов книг связаны, в первую очередь, с возможным вредом для здоровья ребенка из-за времени, проведенного у экрана цифрового устройства. В процессе чтения цифровых книг родители уделяют ребенку существенно меньше времени, чем при чтении печатных. Дальнейшие перспективы развития цифрового формата детских книг делают очень важными исследования их влияния на развитие ребенка и формирование у него навыков чтения.
Общая информация
Ключевые слова: детское чтение, совместное чтение, печатные книги, цифровые книги, книги с дополненной реальностью, интерактивные функции
Рубрика издания: Психология развития и возрастная психология
Тип материала: обзорная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2024130311
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ) в рамках научного проекта № 24-28-00432.
Получена: 14.07.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Клопотова Е.Е., Смирнова С.Ю. Детское чтение в цифровую эпоху [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2024. Том 13. № 3. С. 113–122. DOI: 10.17759/jmfp.2024130311
Полный текст
Введение
Традиционные печатные книги
Цифровые книги
Интерактивные функции в книгах
Новое поколение интерактивности в детских книгах
Отношение родителей к новым форматам детских книг
Выводы
Литература
- Кожевникова Е.А. Книжный формат «графический роман» как инструмент управления чтением [Электронный ресурс] // Культура: теория и практика. 2022. Том 47. № 2. С. 7—8. URL: https://sciup.org/144162278 (дата обращения: 20.08.2024).
- Кожевникова Е.А., Динер Е.В. Современные тенденции представления иллюстративного материала в детской книге [Электронный ресурс] // Общество. Наука. Инновации (НПК—2021): Сборник статей XXI всероссийской научно-практической конференции: 12 апреля—30 апреля 2021 г. Киров: Вятский государственный университет, 2021. Том 1. С. 248—253. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46138427 (дата обращения: 21.08.2024).
- Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 года № 1155-р [Электронный ресурс] / Правительство Российской Федерации // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/436739637?ysclid=ly4xobusue175728353 (дата обращения: 20.06.2024).
- Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Иванова А.И. Любимые книги современных дошкольников [Электронный ресурс] // Современное дошкольное образование: Теория и практика. 2013. Том 41. № 9. С. 30—38. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21582918 (дата обращения: 21.08.2024).
- Солнцева О.В., Езопова С.А., Каганец С.В. Феноменология читательской компетентности детей старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. 2023. Том 119. № 5. С. 4—17. DOI:10.24412/2782-4519-2023-5119-4-17
- Cheng K., Tsai C. The interaction of child-parent shared reading with an augmented reality (AR) picture book and parents' conceptions of AR learning // British Journal of Educational Technology. 2016. Vol. 47. № 1. P. 203—222. DOI:10.1111/bjet.12228
- Children and young people’s reading in 2024 [Электронный ресурс] / C. Clark, I. Picton, A. Cole, F. Bonafede. London: National Literacy Trust, 2024. 33 p. URL: https://nlt.cdn.ngo/media/documents/Children_and_young_peoples_writing_in_2024.pdf (дата обращения: 23.08.2024).
- Current status opportunities and challenges of augmented reality in education / H.K. Wu, S.W.Y. Lee, H.Y. Chang, J.C. Liang // Computers & Education. 2013. Vol. 62. P. 41—49. DOI:10.1016/j.compedu.2012.10.024
- Digital or Print? A Comparison of Preschoolers’ Comprehension, Vocabulary, and Engagement From a Print Book and an e-Book / S.M. Reich, J.C. Yau, Y. Xu, T. Muskat, J. Uvalle, D. Cannata // AERA Open. 2019. Vol. 5. № 3. 16 p. DOI:10.1177/2332858419878389
- Eggleston C., Wang X.C., Choi Y. Mother-toddler shared reading with electronic versus print books: Mothers’ language use and perspectives // Early Education and Development. 2021. Vol. 33. № 5. P. 1152—1174. DOI:10.1080/10409289.2021.1943638
- Embedding dialog reading into AR picture books / K.E. Chang, Y.W. Tai, T.C. Liu, Y.T. Sung // Interactive Learning Environments. 2023. 17 p. Preprint. DOI:10.1080/10494820.2023.2192758
- Etta R.A. Parent preferences: E-books versus print books // Reading in the digital age: Young children’s experiences with e-books / Eds. J.E. Kim, B. Hassinger-Das. Cham: Springer, 2019. P. 89—101. DOI:10.1007/978-3-030-20077-0_6
- Exploring factors influencing young children's learning from storybooks: Interactive and multimedia features / L. Hui, T. Zhang, J. Woolley, J. An, F. Wang // Journal of Experimental Child Psychology. 2023. Vol. 233. Article ID 105680. 5 p. DOI:10.1016/j.jecp.2023.105680
- Frederico A. Embodiment and agency in digital reading: Preschoolers making meaning with literary apps: doctor of philosophy dissertation. Cambridge, 2018. 332 p. DOI:10.17863/CAM.31007
- Higher theta-beta ratio during screen-based vs. printed paper is related to lower attention in children: An EEG study / M. Zivan, S. Vaknin, N. Peleg, R. Ackerman, T. Horowitz-Kraus // Plos one. 2023. Vol. 18. № 5. Article ID e0283863. 16 p. DOI:10.1371/journal.pone.0283863
- Kindergartener’s meaning making with multimodal app books: The relations amongst reader characteristics, app book characteristics, and comprehension outcomes / T. Christ, C. Wang, M.M. Chiu, H. Cho // Early Childhood Research Quarterly. 2019. Vol. 47. № 6. P. 357—372. DOI:10.1016/j.ecresq.2019.01.003
- Korat O., Or T. How new technology influences parent — child interaction: The case of e-Book reading // First Lang. 2010. Vol. 30. № 2. P. 139—154. DOI:10.1177/0142723709359242
- Kucirkova N., Flewitt R. Understanding parents’ conflicting beliefs about children’s digital book reading // Journal of Early Childhood Literacy. 2022. Vol. 22. № 2. P. 157—181. DOI:10.1177/1468798420930361
- Kucirkova N., Grøver V. The Importance of Embodiment and Agency in Parents’ Positive Attitudes Towards Shared Reading with Their Children // Early Childhood Education Journal. 2024. Vol. 52. P. 221—230. DOI:10.1007/s10643-022-01415-1
- Labbo L.D., Kuhn M.R. Weaving chains of affect and cognition: a young child’s understanding of CD-ROM talking books // Journal of Literacy Research. 2000. Vol. 32. № 2. P. 187—210. DOI:10.1080/10862960009548073
- Lauricella A.R., Barr R., Calvert S.L. Parent—child interactions during traditional and computer storybook reading for children’s comprehension: Implications for electronic storybook design // International Journal of Child-Computer Interaction. 2014. Vol. 2. № 1. P. 17—25. DOI:10.1016/j.ijcci.2014.07.001
- McNab K., Fielding-Barnsley R. Digital texts, iPads, and families: An examination of families’, Shared Reading Behaviours [Электронный ресурс] // The international journal of learning. 2014. Vol. 20. P. 53—62. URL: https://figshare.utas.edu.au/articles/journal_contribution/Digital_Texts_iPads_and_Families_An_Examination_of_Families_Shared_Reading_Behaviours/22921388/1 (дата обращения: 26.08.2024).
- Moody A.K., Justice L.M., Cabell S.Q. Electronic versus traditional storybooks: relative influence on preschool children’s engagement and communication // Journal of Early Childhood Literacy. 2010. Vol. 10. № 3. P. 294—313. DOI:10.1177/1468798410372162
- Nicholas M., Paatsch L. Mothers’ views on shared reading with their two-year olds using printed and electronic texts: Purpose, confidence and practice // Journal of Early Childhood Literacy. 2021. Vol. 21. № 1. P. 3—26. DOI:10.1177/146879841879261
- Parental perspectives on storybook reading in Indian home contexts / P. Pandith, S. John, M.L. Bellon-Harn, V. Manchaiah // Early Childhood Education Journal. 2022. Vol. 50. P. 315—325. DOI:10.1007/s10643-020-01147-0
- Piotrowski J.T., Krcmar M. Reading with hotspots: Young children’s responses to touchscreen stories // Computers in Human Behavior. 2017. Vol. 70. P. 328—335. DOI:10.1016/j.chb.2017.01.010
- Richter A., Courage M.L. Comparing electronic and paper storybooks for preschoolers: Attention, engagement, and recall // Journal of Applied Developmental Psychology. 2017. Vol. 48. P. 92—102. DOI:10.1016/j.appdev.2017.01.002
- Savva M., Higgins S., Beckmann N. Meta-analysis examining the effects of electronic storybooks on language and literacy outcomes for children in grades Pre-K to grade 2 // Journal of Computer Assisted Learning. 2022. Vol. 38. № 2. P. 526—564. DOI:10.1111/jcal.12623
- Shared picture book reading interventions for child language development: A systematic review and meta-analysis / N. Dowdall, G.J. Melendez-Torres, L. Murray, F. Gardner, L. Hartford, P.J. Cooper // Child Development. 2020. Vol. 91. № 2. P. e383—e399. DOI:10.1111/cdev.13225
- Son S.-H.C., Butcher K.R. Effects of varied multimedia animations in digital storybooks: A randomized controlled trial with preschoolers // Journal of Research in Reading. 2024. 20 p. Preprint. DOI:10.1111/1467-9817.12452
- Strouse G.A., Ganea P.A. A print book preference: Caregivers report higher child enjoyment and more high-quality adult-child interactions when reading print than electronic books // International Journal of Child-Computer Interaction. 2017. Vol. 12. P. 8—15. DOI:10.1016/j.ijcci.2017.02.001
- Sun H., Roberts A.C., Bus A. Bilingual children's visual attention while reading digital picture books and story retelling // Journal of Experimental Child Psychology. 2022. Vol. 215. Article ID 105327. 33 p. DOI:10.1016/j.jecp.2021.105327
- Takacs Z.K., Bus A.G. How pictures in picture storybooks support young children’s story comprehension: An eye-tracking experiment // Journal of Experimental Child Psychology. 2018. Vol. 174. P. 1—12. DOI:10.1016/j.jecp.2018.04.013
- The impact of shared book reading on children’s language skills: A meta-analysis / C. Noble, G. Sala, M. Peter, J. Lingwood, C. Rowland, F. Gobet, J. Pine // Educational Research Review. 2019. Vol. 28. Article ID 100290. 10 p. DOI:10.1016/j.edurev.2019.100290
- Undheim M., Vangsnes V. Digitale fortellinger i barnehagen // Nordisk Barnehageforskning. 2017. Vol. 15. № 3. P. 1—15. DOI:10.7577/nbf.1761
- Wang L., Lee H., Ju D.Y. Impact of digital content on young children’s reading interest and concentration for books // Behaviour & Information Technology. 2019. Vol. 38. № 1. P. 1—8. DOI:10.1080/0144929X.2018.1502807
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 140
В прошлом месяце: 72
В текущем месяце: 68
Скачиваний
Всего: 41
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 10