Связи проблемного использования смартфона с проявлениями психологического неблагополучия

137

Аннотация

Проблемное использование смартфона — распространенное явление, связанное со многими проявлениями психологического неблагополучия. В данной обзорной статье представлены выявленные зарубежными исследователями положительные связи проблемного использования смартфона с кибербуллингом, виктимизацией, всеми чертами «темной триады» (макиавеллизмом, нарциссизмом, психопатией), импульсивностью, нейротизмом, продолжительностью ежедневного использования смартфона и отрицательная корреляция с коммуникативными навыками у наиболее активных пользователей смартфона. В обзор вошли результаты, подтвержденные рядом исследований, выполненных в разных странах на выборках респондентов разного пола и возраста (преимущественно студентов и подростков). Предлагаемый обзор зарубежных результатов может способствовать пониманию сущности проблемного использования смартфона и инициировать проведение аналогичных исследований в русскоязычном социуме. Преодоление в практическом плане обнаруженных негативных проявлений проблемного использования смартфона может включать использование полученных данных в разъяснительной работе с учащимися и студентами об опасностях чрезмерного увлечения смартфонами.

Общая информация

Ключевые слова: проблемное использование смартфона, психологическое неблагополучие, макиавеллизм, кибербуллинг, виктимизация, нарциссизм, психопатия, импульсивность, нейротизм, коммуникативные навыки

Рубрика издания: Медицинская психология

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2023120411

Получена: 27.12.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Шейнов В.П. Связи проблемного использования смартфона с проявлениями психологического неблагополучия [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2023. Том 12. № 4. С. 123–133. DOI: 10.17759/jmfp.2023120411

Подкаст

Полный текст

Смартфоны оказывают значительное влияние на повседневную жизнь людей, изменяя их привычки и поведение. Возможности смартфонов постоянно расширяются, и уже сейчас смартфон представляет собой портативный компьютер, умещающийся в кармане. Смартфоны имеют много очевидных преимуществ: легкую доступность связи в личном и деловом общении, удобство выхода в Интернет и социальные сети, просмотра видео и т. д.
В силу своего меньшего, чем планшет, размера, смартфон удобнее для голосовой связи. Кроме того, если Wi-Fi, а значит, и доступ к Интернету, можно встретить даже в самых бюджетных смартфонах, то далеко не все планшеты поддерживают работу в мобильных сетях, или же некоторые модели имеют урезанный функционал, не позволяющий использовать звонки и СМС.
Ввиду указанных преимуществ количество пользователей смартфонов в 2000-х годах стремительно возрастало и к 2019 году их доля по всему миру достигла 41,5% от общей численности населения [42].
Поскольку смартфоны имеют много полезных функций, ими часто и подолгу пользуются, а это нередко приводит к формированию зависимости от этого гаджета. При этом масштабность проблемного использования смартфона, известного как смартфон-аддикция, опасно увеличивается. Технические возможности этих устройств расширяются, вследствие чего прогнозируется, что количество пользователей, зависимых от смартфона, будет постоянно возрастать.
Поэтому в последние годы растет общественный интерес к возможным негативным последствиям зависимости от смартфона, поскольку злоупотребление смартфонами может привести к серьезной проблеме.
При этом имеются существенные различия в процентной доле населения, затронутой данной проблемой. К примеру, распространенность зависимости от смартфона среди британских подростков в возрасте 11—14 лет составила 10% [34, p. 91], а в Индии для этой возрастной группы зависимость — 39—44% [14, p. 1500].
Зависимость от смартфона оказалось связанной со многими неблагоприятными свойствами личности. В авторском аналитическом обзоре [2] зарубежных публикаций представлены положительные связи зависимости от смартфона со следующими проявлениями психологического неблагополучия: тревожностью, депрессией, стрессом, снижением самоконтроля и самооценки, неудовлетворенностью жизнью, проблемами в семье, со здоровьем и сном, риском стать жертвой кибербуллинга, ухудшением успеваемости у школьников и студентов, снижением производительности труда, пристрастиями к алкоголю и курению. Более подвержены зависимости от смартфона молодые его пользователи и женщины [2].
Во втором авторском обзоре зарубежных публикаций [3] показаны связи смартфон-аддикции с проявлениями психического и физического нездоровья (отрицательные эмоции, плохой сон, бессонница, слабая физическая активность). При чрезмерном общении посредством смартфона его активные пользователи утрачивают чуткость в отношениях с окружающими, теряют способность к эмпатии. Зависимость от смартфона напрямую связана с застенчивостью, ощущением одиночества, гиперактивностью, синдромом дефицита внимания, прокрастинацией, компульсивным и аддиктивным поведением. Смартфон-аддикции больше подвержены пользователи, не состоящие в браке [3].
Как в зарубежных исследованиях, так и в русскоязычной среде обнаружена положительная связь проблемного использования смартфона с одиночеством и отрицательные корреляции с настойчивостью, самообладанием, саморегуляцией, здоровым образом жизни и состоянием здоровья [4].
Связи зависимости от смартфонов со многими показателями психологического неблагополучия у их наиболее активных пользователей побудили ввести термин «проблемное использование смартфона» (problematic smartphone use). В специальном исследовании, в котором изучался вопрос, является ли расстройством (немедицинская, психологическая) зависимость от смартфонов, удовлетворяет ли это расстройство принятым критериям зависимости (аналогичным «медицинским» зависимостям от наркотиков, алкоголя, табака) был сделан вывод, что предпочтительнее все же использовать понятие «проблемное использование смартфонов», поскольку поведение людей, «зависимых от смартфонов», не сопоставимо с химическими и другими медицинскими зависимостями. Люди становятся зависимыми не от смартфонов, а от предоставляемых смартфоном возможностей: участия в социальных сетях, азартных игр, просмотра порно и т. д. [27].
На данный момент исследования проблемного использования смартфонов осуществляются при отсутствии утвержденных диагностических критериев или стандартизированных мер оценки этого конструкта. Некоторые авторы определяют «проблемное использование смартфона» как «любой тип его использования, приводящий к субъективному дистрессу или нарушению важных областей функционирования» [26, p. 1].
Проблемное использование смартфона может включать в себя все возрастающую потребность в мобильной связи, большие расходы на ее оплату и время, потраченное на смартфон в ущерб учебе и работе, неблагоприятные последствия для отношений с окружающими и для психического и физического здоровья (проблемы со сном), использование смартфона в социально или физически неприемлемых ситуациях, таких, например, как вождение автомобиля [6].
Постоянная потребность в смартфоне характеризуется следующими показателями: 70% обследованных респондентов проверяют свои смартфоны утром в течение часа после пробуждения; 56% проверяют их перед сном; 48% проверяют свои смартфоны в выходные; 51% постоянно проверяют их во время отпуска; 44% сообщили, что они чувствовали бы себя очень тревожно и раздражительно, если бы не общались со своим телефоном в течение недели [32].
Более того, люди часто чувствуют себя неполноценными без своих смартфонов: 61,41% респондентов полностью согласились с утверждением: «Я чувствую себя неполноценным, когда моего смартфона нет со мной» [5, р. 103].
Другое исследование показало, что 43% людей в возрасте до 25 лет испытывают беспокойство или даже раздражение, если они не могут получить доступ к своему смартфону, когда захотят [43].
Представленные данные объясняют широко известный факт, что многие не могут отвлечься от смартфона во время управления автомобилем: действительно, выявлена прямая связь между чрезмерным использованием смартфона и пользованием им во время вождения [35].
Критики смартфонов особенно обеспокоены далеко не позитивным воздействием этого гаджета на молодежь [15]. Чрезмерное увлечение смартфонами влияет на социальные взаимодействия подростков: имеющиеся данные показывают, что смартфоны не только уменьшают количество социальных взаимодействий между подростками «лицом к лицу», но и снижают частоту общения молодежи со взрослыми, что также не идет им на пользу [9]. Исследователи обнаружили, что количество личных взаимодействий сократилось из-за увеличения контактов через социальные сети, обмена видео и цифровыми мгновенными сообщениями [49].
Однако есть исследования, показывающие, что от использования смартфона возможен и позитивный эффект. Был проведен эксперимент с участием 148 женщин и мужчин в возрасте 20 лет [48]. Участники были разделены на 3 группы по следующему признаку: 1) смартфоны имелись у всех и их использование поощрялось; 2) смартфоны имелись у всех, но с ограничением в пользовании ими; 3) доступа к смартфону в группе не было. Испытуемые подвергались воздействию стрессора (социальной изоляции), при этом на протяжении всего исследования в образцах их слюны измерялись уровни альфа-амилазы (sAA) — гормонов стресса. Результаты показали, что в обеих группах, имевших смартфон, уровни sAA и кортизола были ниже, чем в группе без телефона, что позволяет предположить, что наличие смартфона, даже если он не используется, может уменьшить негативные последствия социальной изоляции [48].
Этот обнадеживающий результат не может компенсировать ущерб от проявлений психологического неблагополучия, связанных с проблемным использованием смартфона; показатели которого представлены в сводной табл. 1.
Таблица 1
Связи проблемного использования смартфона с показателями психологического неблагополучия

Публикации

Положительные связи

Отрицательные связи

Первая обзорная статья [2]

Тревожность, депрессия, стресс, проблемы в семье, риск стать жертвой кибербуллинга, тяга к алкоголю и табакокурению

Самоконтроль, самооценка, удовлетворенность жизнью, качество здоровья и сна, успеваемость школьников и студентов, производительность труда

Вторая обзорная статья [3]

Застенчивость, гиперактивность, синдром дефицита внимания, прокрастинация, компульсивное и аддиктивное поведение

Чуткость в отношениях с окружающими, способность к эмпатии,

психическое и физическое здоровье, физическая активность

Исследовательская

статья [4]

Ощущение одиночества

Настойчивость, самообладание, саморегуляция, здоровый образ жизни, состояние здоровья

 
Как показывает табл. 1, зарубежными исследователями выявлено довольно много признаков психологического неблагополучия, связанных с проблемным использованием смартфона. В то же время продолжение изучения зарубежных публикаций по данной теме показало, что список рассмотренных в предыдущих обзорах [2; 3; 4] и представленных в табл. 1 связей не является исчерпывающим.
Среди обнаруженных новых связей проблемного использования смартфона оказались его связи с кибербуллингом, виктимизацией, всеми чертами «темной триады» (макиавеллизмом, нарциссизмом, психопатией), импульсивностью, нейротизмом, продолжительностью ежедневного использования смартфона и коммуникативными навыками.
Проведенный О.Ю. Филиппу библиометрический анализ показал, что с 2013 г. наблюдается резкое возрастание интереса российского и зарубежного научного сообщества к изучению понятия «макиавеллизм»: автор обнаружил, что за 6 лет (в 2013—2019 гг.) было опубликовано столько же трудов о макиавеллизме, сколько за предыдущий 42-летний (1970—2012 гг.) период; соответственно, возрос интерес к исследованию «темных» спутников макиавеллизма — депрессии, моральной разобщенности, садизму, «темной дюжине», кибербуллингу [1].
Одной из причин повышенного интереса к изучению понятия «макиавеллизм» послужило то, что в цифровую эпоху к традиционным его проявлениям — манипулированию в оффлайне — добавились манипуляции в онлайне. И среди наиболее часто встречающихся манипуляций в онлайне — кибербуллинг [2]. Последний приводит к виктимизации его жертв.
Ослабление чуткости в отношениях с окружающими и способности к эмпатии при проблемном использования смартфона [5] актуализирует исследования его связи с коммуникативными навыками.
 Исходя из вышесказанного, цель данной обзорной статьи — представить новые результаты о выявленных в зарубежных исследованиях взаимосвязях проблемного использования смартфона с проявлениями психологического неблагополучия.

Взаимосвязи проблемного использования смартфона с макиавеллизмом, импульсивностью и нейротизмом

В онлайне проявления макиавеллизма (в частности кибербуллинг, как одна из его реализаций) осуществляются посредством смартфонов и социальных сетей (которые чаще всего выходят через смартфон). КДж. Мехия-Суасо (C.J. Mejía-Suazo) с соавторами проанализировали влияние макиавеллизма на расстройство, связанное с мобильными телефонами. Выборка состояла из 450 взрослых жителей Гондураса, из которых 55,33% составляли женщины и 44,67% — мужчины, со средним возрастом 25,52 года (SD = 6,79). Авторы обнаружили положительное влияние макиавеллизма на конфликты, связанные с проблемным использованием смартфонов [13].
В исследовании С. Идальго-Фуэнтес (S. Hidalgo-Fuentes) 202 респондентов (52,48% мужчин) в возрасте от 18 до 58 лет корреляционный анализ показал, что проблемное использование смартфона значительно коррелирует со всеми чертами «темной триады» (макиавеллизм, нарциссизм, психопатия) [16].
Большим количеством исследований установлена положительная связь проблемного использования смартфона с импульсивностью [11; 17; 22; 24; 25].
Аналогично в ряде зарубежных публикаций показана положительная корреляция проблемного использования смартфона с нейротизмом [21; 29; 30; 33; 38].

Взаимосвязь проблемного использования смартфона с коммуникативными навыками

Установлена связь проблемного использования смартфона с коммуникативными навыками. Б. Серит, Н. ЧитакБилги и Б. Ак (B. Cerit, N. ÇıtakBilgi & B. Ak) в процессе обследования 214 студенток, обучающихся на медицинских сестер, установили, что зависимость от смартфона негативно влияет на их коммуникативные навыки: выявлена отрицательная, значимая, хотя и слабая связь между зависимостью студентов от смартфонов и их коммуникативными навыками (r = −0,149) [8].
Проведенный К. Осорио-Молина и М.Б. Мартос-Кабрера (C. Osorio-Molina & M.B. Martos-Cabrera) метаанализ исследований зависимости от смартфона показал, что чрезмерное использование смартфона напрямую связано с низкими навыками общения с другими людьми, худшим качеством сна, низкой самооценкой и высоким социальным дистрессом [40].
Кросс-секционное исследование среди студентов медицинского факультета (502 участника, 70,9% — женщины), проведенное У. Челиккалп (U. Celikkalp) с соавторами установило, что респонденты использовали смартфоны в среднем 5,07 ± 3,32 часа в день, в основном для обмена сообщениями, и что продолжительность ежедневного использования смартфона является наиболее важным предиктором зависимости от смартфона. Между средними баллами зависимости от смартфона и показателями продолжительности ежедневного использования смартфона и годами использования смартфона была обнаружена положительная связь от слабой до умеренной, тогда как между средними баллами зависимости от смартфона и оценкой коммуникативных навыков — слабая отрицательная связь [47].
В процессе изучения С.Р. Сок (S.R. Sok) с соавторами 139 студенток-медсестер в двух городах Южной Кореи были обнаружены значительные различия в самоконтроле (t = 3,02, p = 0,003) и ежедневном стрессе (t = 3,56, p <0,001): студентки из группы риска зависимости от смартфонов имели худший самоконтроль и более высокий ежедневный стресс, чем студентки из общей группы, но не было существенной разницы в коммуникативных навыках (t = 1,72, p = 0,088) между этими группами [44]. В то же время в работе Д. Аяр и К.П. Гюркан (D. Ayar & K.P. Gürkan) показано, что существует значительная отрицательная связь между коммуникативными навыками студенток-медсестер и их зависимостью от смартфонов [7].
Результаты исследования Р. Хасана и Н. Даулай (R. Khasana & N. Daulay) 155 студентов-пользователей смартфонов показывают, что существует значительная отрицательная связь между зависимостью от смартфона и навыками общения со сверстниками: чем выше использование смартфонов, тем ниже способность общаться со сверстниками, и, наоборот, чем меньше использование смартфонов, тем выше способность общаться со сверстниками [19].

Взаимосвязи проблемного использования смартфона с кибербуллингом

Кибербуллинг беспокоит специалистов из-за того, что этот тип издевательств распространен среди подростков и имеет тенденцию к увеличению.
М.Ф.А. Куда (M.F.A. Qudah) с соавторами, изучая 449 студентов мужского и женского пола в возрасте от 17 до 24 лет, обнаружили, что: 1) 67,3% респондентов используют смартфоны более 4 часов в день; 2) имеют место значительные различия между мужчинами и женщинами в кибербуллинге, который выражен в большей степени у мужчин; 3) зависимость от смартфона у студентов университетов является предиктором кибербуллинга [37].
При этом проблемное использование смартфона оказывается важным, но не независимым предиктором того, чтобы стать электронной жертвой и/или электронным хулиганом. Это показано Х. Гюль (H. Gül) с соавторами, которые в процессе изучения 150 подростков установили, что: 1) распространенность кибервиктимизации и кибербуллинга составила среди них 62,6% и 53,3% соответственно; 2) недостаточная осведомленность об опасности кибербуллинга является фактором риска стать жертвой кибербуллинга; 3) электронные хулиганы имеют более высокую враждебность и виктимность, но более низкие показатели «неосведомленности» об опасности кибербуллинга. Авторы предполагают, что повторная виктимизация и актуализация враждебности могут усилить кибербуллинг среди подростков [12].
Опрос школьников, в котором приняли участие 2959 учащихся 12 средних школ в г. Неаполь (Италия) привел Г. Катоне (G. Catone) с соавторами к выводу о том, что зависимость от смартфона (номофобия) и кибербуллинг широко распространены среди подростков, причем номофобия положительно коррелирует с ростом киберпреступлений. Эти явления связаны с эмоциональными проблемами, гиперактивностью и проблемами в поведении [45].
Изучив ответы 5590 учащихся 30 средних и 21 старшей школы (в возрасте 12—18 лет), З. Цимциу (Z. Tsimtsiou) с соавторами обнаружили, что за последний год 403 из них (7,3%) подверглись кибербуллингу в качестве жертв и 367 (6,6%) — в качестве кибер-хулиганов. Вероятность кибербуллинга возрастает с увеличением количества времени нахождения в онлайне через смартфоны, особенно в выходные дни. Жертвами кибербуллинга чаще становятся пожилые женщины, пользователи соцсетей и чатов, а кибер-хулиганами чаще являются мужчины, пожилые пользователи Интернета и посетители порнографических сайтов. Кибер-хулиган со значительно большей вероятностью также может стать жертвой кибербуллинга [28].
По данным К.И. Кан, К. Кан и К. Ким (K.I. Kang, K. Kang & C. Kim), из 2590 учащихся корейских средних школ 36,3% заявили, что подвергались кибербуллингу. Авторы выявили несколько факторов, в значительной степени связанных с кибербуллингом: зависимость от смартфона, использование смартфона в выходные дни, правонарушения, агрессия. Установлены прогностические факторы, повышающие вероятность кибербуллинга: мужской пол, правонарушения вне Сети, агрессия, использование смартфона в будние дни (1—3 часа), использование компьютера в выходные дни (1—3 часа) и негативное воспитание [18].
Дж.-Дж. Ву, Э.-М. Квак и Х.-Дж. Ли (J.-J. Woo, E.-M. Kwak & H.-J. Lee) по результатам исследования 328 старшеклассников установили, что кибербуллинг имеет положительную корреляцию с чрезмерным использованием смартфона (r = 0,321, p <0,001) и агрессией (r = 0,397, p < 0,001). Чрезмерное использование смартфона оказало прямое влияние на агрессию, а агрессия оказала прямое влияние на кибербуллинг, что показывает опосредующее влияние агрессии на взаимосвязь между чрезмерным использованием смартфонов и кибербуллингом [51].
В исследовании З. Ванг и С. Цзян (Z. Wang & S. Jiang) на выборке из 728 китайских подростков 10—12-х классов средних школ показано, что подростки, которыми пренебрегают родители, более склонны к кибербуллингу. Зависимость от смартфона значительно опосредует указанную связь [50].
В. Ву (W. Wu) с соавторами было опрошено 1297 старшеклассников и установлено, что зависимость от мобильных телефонов играет роль посредника между родительской автономией и виктимизацией старшеклассников вследствие кибербуллинга [46].
В исследовании С. Ли и И.Б. Мун (S. Lee & I.B. Mun), по данным панельного опроса 2364 корейских детей и молодежи, авторы обнаружили, что воспринимаемое родительское неприятие было положительно связано с совершением кибербуллинга и что взаимосвязь между этими переменными была независимо и последовательно опосредована детской депрессией и зависимостью от смартфона. Эти результаты показывают, что при оценке кибербуллинга со стороны детей следует одновременно учитывать поведение родителей и психологическое состояние детей (Lee, Mun, 2022) [23].

Взаимосвязи проблемного использования смартфона с виктимизацией

На основе данных 2837 участников национальной репрезентативной выборки испанских пользователей смартфонов Дж. Эрреро (J. Herrero) с соавторами было показано значительное влияние зависимости от смартфонов на виктимизацию от киберпреступности [36].
Основываясь на трехлетних данных 716 пользователей смартфонов из национальной репрезентативной выборки, А. Уруэнья (A. Urueña) с соавторами установили, что вероятность виктимизации от кибермошенничества уменьшается со снижением зависимости от смартфонов и увеличением социальной поддержки [41].
К.К. Лю (Q.Q. Liu) с соавторами на выборке из 1265 подростков (с 7-го по 12-й класс) показали, что виктимизация сверстников положительно связана с зависимостью от мобильных телефонов, причем эта связь была сильнее у девочек, чем у мальчиков [31].
В лонгитюдном исследовании В. Чен, Дж. Чжу и В.Чжан (Y. Chen, J. Zhu, W. Zhang) выборка включала 1987 подростков (56,10% юношей) из средних школ китайских провинций Гуандун и Шаньдун. При переходе учащихся из 7-го в 8-й класс с интервалом в полгода были собраны три волны анкетных данных. Показано, что виктимизация сверстников в предыдущий период предсказывала зависимость от мобильных телефонов в следующем периоде. Обратная зависимость также была значимой: зависимость от мобильных телефонов в предыдущий период положительно предсказывала виктимизацию сверстников в следующем периоде. При этом двунаправленная связь между виктимизацией сверстников и зависимостью от мобильных телефонов была опосредована подростковой депрессией [10].
В исследовании В.К. Ву, В.Л. Цай и М.Й. Ли (W.C. Wu, W.L. Tsai & M.J. Lee) в общей сложности 1712 случайно выбранных учащихся младших и старших классов из 34 средних школ Тайваня изучались: многосторонняя поддержка (т. е. поддержка со стороны матери, отца, бабушки и дедушки, сверстников и учителей), положительные и отрицательные связи со сверстниками, зависимость от смартфона и семейные характеристики (т. е. семейное положение родителей и самооценка финансового положения) в качестве предикторов. Регрессионные модели показали, что зависимость от смартфона для учащихся обоего пола положительно связана с кибервиктимизацией. Поддержка отца и учителя, а не другие источники поддержки, являются защитными факторами от кибер-виктимизации подростков [52].
Изучение Х. Ким (H. Kim) 502 учащихся четырех южнокорейских средних школ выявило, что 17,9% подростков оказались в группе тех, кто склонен к зависимости от смартфона. Факторами, связанными с тенденцией к зависимости от смартфонов, были академический стресс и виктимизация вследствие издевательств [20].
Ф.С. Чанг (F.C. Chang) с соавторами изучили ответы 2155 тайваньских учащихся 5-х классов из 30 начальных школ, затем провели наблюдения за ними в следующем учебном году. Установлено, что дети, которые сообщали о зависимости от смартфонов, домогательствах в Интернете и школьных издевательствах/виктимизации с большей вероятностью испытывали возникновение и сохранение проблем со сном, в результате чего также с большей вероятностью испытывали депрессию [39].

Выводы

В данной обзорной статье представлены выявленные за рубежом положительные связи проблемного использования смартфона с кибербуллингом, виктимизацией, всеми чертами «темной триады» (макиавеллизмом, нарциссизмом, психопатией), импульсивностью, нейротизмом, продолжительностью ежедневного использования смартфона и отрицательная корреляция с коммуникативными навыками у наиболее активных пользователей смартфона.
Зарубежными исследователями показано, что проблемное использование смартфона является предиктором кибербуллинга и положительно коррелирует с ростом киберпреступлений. Имеются значительные различия между мужчинами и женщинами в кибербуллинге, который выражен в большей степени у мужчин. Выявлено опосредующее влияние агрессии на взаимосвязь между чрезмерным использованием смартфонов и кибербуллингом, причем в детских популяциях влияние агрессии сильнее выражено у девочек.
В данном обзоре представлены результаты, подтверждаемые рядом исследований, выполненными в разных странах (Италия, Испания, Греция, Китай, Тайвань, Республика Корея, США, Турция, Австралия, Индонезия, Гондурас и др.) на выборках респондентов разного пола и возраста, но преимущественно — на студентах и подростках (начиная с 12-летнего возраста). Наибольшее внимание к этим возрастным группам объясняется тем, что именно эти представители поколения Z наиболее подвержены феномену проблемного использования смартфона и потому вызывают особое беспокойство.
В представленных связях, полученных разными авторами, не обнаружено существенных расхождений. Различия касаются лишь силы установленных связей — от значительных до слабых.
Исключение составляет результат С.Р. Сок (S.R. Sok) с соавторами, которые не обнаружили существенной разницы в коммуникативных навыках между группами зависимых и не зависимых от смартфона студенток-медсестер. Не исключено, что отсутствие статистической значимости в данном случае является следствием малой выборки — всего лишь 139 испытуемых.
Преодолению обнаруженных проявлений психологического неблагополучия при проблемном использовании смартфона может способствовать использование полученных данных в разъяснительной работе с учащимися и студентами об опасностях чрезмерного увлечения смартфонами. Ведь в исследованиях установлено, что, недостаточная осведомленность об опасности кибербуллинга является существенным фактором риска стать его жертвой.
Особенно в разъяснительной работе полезна информация о том, что именно негативное отношение (к злоупотреблению смартфонами), проявляемое отцами и учителями значительно эффективнее других источников влияния на подростков и действительно служит защитными факторами от кибервиктимизации подростков.

Литература

  1. Филиппу О.Ю. Библиометрический анализ понятия макиавеллизма в зарубежной и отечественной психологии // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 4. С. 120—128. DOI:10.17759/jmfp.2020090411
  2. Шейнов В.П. Взаимосвязи зависимости от смартфона с психологическими и социально-психологическими характеристиками личности: обзор зарубежных исследований // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021. Том 18. № 1. С. 235—253. DOI:10.22363/2313-1683-2021-18-1-235-253
  3. Шейнов В.П. Связи зависимости от смартфона с состояниями и свойствами личности // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. 2020. № 4. С. 120—127. DOI:10.33581/2521-6821-2020-4-120-127
  4. Шейнов В.П., Девицын А.С. Личностные свойства и состояние здоровья у страдающих зависимостью от смартфона // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2021. Том 6. № 1(21). С. 171—191. DOI:10.38098/ipran.sep.2021.21.1.007
  5. Alfawareh H.M., Jusoh S. The Use and Effects of Smartphones in Higher Education // International Journal of Interactive Mobile Technologies. 2017. Vol. 11. № 6. P. 103—111. DOI:10.3991/ijim.v11i6.7453
  6. Analysis of Problematic Smartphone Use Across Different Age Groups within the 'Components Model of Addiction / S. Csibi, M.D. Griffiths, Z. Demetrovics, A. Szabo // International Journal of Mental Health and Addiction. 2021. Vol. 19. P. 616—631. DOI:10.1007/s11469-019-00095-0
  7. Ayar D., Gürkan K.P. The Effect of Nursing Students' Smartphone Addiction and Phubbing Behaviors on Communication Skill // CIN: Computers, Informatics, Nursing. 2022. Vol. 40. № 4. P. 230—235. DOI:10.1097/CIN.0000000000000834
  8. Cerit B., Çıtak B.N., Ak B. Relationship between smartphone addiction of nursing department students and their communication skills // Contemporary Nurse. 2018. Vol. 54. № 4—5. P. 532—542. DOI:10.1080/10376178.2018.1448291
  9. Chan N.N., Walker C., Gleaves A. An exploration of students' lived experiences of using smartphones in diverse learning contexts using a hermeneutic phenomenological approach // Computers & Education. 2015. Vol. 82. P. 96—106. DOI:10.1016/j.compedu.2014.11.001
  10. Chen Y., Zhu J., Zhang W. Reciprocal longitudinal relations between peer victimization and mobile phone addiction: the explanatory mechanism of adolescent depression // Journal of Adolescence. 2021. Vol. 89. P. 1—9. DOI:10.1016/j.adolescence.2021.03.003
  11. Cho G.Y., Kim Y.H. Factors affecting smartphone addiction among university students // Journal of the Korea Academia-Industrial Cooperation Society. 2014. Vol. 15. № 3. P. 1632—1640. DOI:10.5762/KAIS.2014.15.3.1632
  12. Cyberbullying among a clinical adolescent sample in Turkey: effects of problematic smartphone use, psychiatric symptoms, and emotion regulation difficulties / H. Gül, S. Fırat, M. Sertçelik, A. Gül, Y. Gürel, B.G. Kılıç // Psychiatry and Clinical Psychopharmacology. 2019. Vol. 29. № 4. P. 547—557. DOI:10.1080/24750573.2018.1472923
  13. Dark and Light triad: relationship between personality traits and addiction to mobile phones, video games and internet / C.J. Mejía-Suazo, M. Landa-Blanco, G.A. Mejía-Suazo, C.A. Martínez-Martínez // PsyArXiv. 2021. 15 p. DOI:10.31234/osf.io/dp659
  14. Davey S., Davey A. Assessment of Smartphone Addiction in Indian Adolescents: A Mixed Method Study by Systematic-review and Meta-analysis Approach [Электронный ресурс] // International Journal of Preventive Medicine. 2014. Vol. 5. № 12. P. 1500—1511. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4336980/ (дата обращения: 27.10.2023).
  15. Gardner H.D., Davis K. The App Generation: How Today's Youth Navigate Identity, Intimacy, and Imagination in a Digital World. New Haven: Yale University Press, 2013. 256 p. DOI:10.12987/9780300199185
  16. Hidalgo-Fuentes S. Usoproblemático del smartphone: el papel de los Cinco Grandes, la Tríada Oscura y la impulsividad // Aloma: revista de psicologia, ciències de l'educació i de l'Esport. 2021. Vol. 39(1). P. 17—26. DOI:10.51698/aloma.2021.39.1.17—26
  17. Jang S.-H., Ha Y. The effects of self-determination, depression, self-esteem, and impulsivity on smartphone overdependence of college students // Journal of Digital Convergence. 2019. Vol. 17. № 1. P. 269—280. DOI:10.14400/JDC.2019.17.1.269
  18. Kang K.I., Kang K., Kim C. Risk factors influencing cyberbullying perpetration among middle school students in Korea: Analysis using the zero-inflated negative binomial regression model // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18. № 5. Article ID 2224. 12 p. DOI:10.3390/ijerph18052224
  19. Khasanah R., Daulay N. The Effect of Smartphone Addiction on Communication with Peers in Madrasah Tsanawiyah // Jurnal Basicedu. 2022. Vol. 6. № 4. P. 5549—5556. DOI:10.31004/basicedu.v6i4.2924
  20. Kim J.H. Factors associated with smartphone addiction tendency in Korean adolescents // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18. № 21. Article ID 11668. 11 p. DOI:10.3390/ijerph182111668
  21. Kita E., Luria G. The mediating role of smartphone addiction on the relationship between personality and young drivers' smartphone use while driving // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behavior. 2018. Vol. 59. Part A. P. 203—211. DOI:10.1016/j.trf.2018.09.001
  22. Lee E.J., Kim H.S. Gender differences in smartphone addiction behaviors associated with parent-child bonding, parent-child communication, and parental mediation among Korean elementary school students // Journal of Addictions Nursing. 2018. Vol. 29. № 4. P. 244—254. DOI:10.1097/JAN.0000000000000254
  23. Lee S., Mun I.B. How does perceived parental rejection influence cyberbullying by children? A serial mediation model of children's depression and smartphone addiction // The Social Science Journal. 2022. P. 1—16. DOI:10.1080/03623319.2022.2070826
  24. Lee Y.J., Park J.H. The effect of use motives, self-control and social withdrawal on smartphone addiction // Journal of Digital Convergence. 2014. Vol. 12. № 8. P. 459—465. DOI:10.14400/JDC.2014.12.8.459
  25. Lim J.A., Kim M.S. The influence of parental rearing attitudes on smartphone addiction — the mediating effect of aggression and impulse // Journal of Digital Convergence. 2018. Vol. 16. № 3. P. 395—405. DOI:10.14400/JDC.2018.16.3.395
  26. Merlo L.J., Stone A.M., Bibbey A. Measuring Problematic Mobile Phone Use: Development and Preliminary Psychometric Properties of the PUMP Scale // Journal of Addiction. 2013. Vol. 2013. Article ID 912807. 7 p. DOI:10.1155/2013/912807
  27. Panova T., Carbonell X. Is smartphone addiction really an addiction? // Journal of Behavioral Addictions. 2018. Vol. 7. № 2. P. 252—259. DOI:10.1556/2006.7.2018.49
  28. Pathological Internet use, cyberbullying and mobile phone use in adolescence: a school-based study in Greece / Z. Tsimtsiou, A.-B. Haidich, A. Drontsos [et al.] // International Journal of Adolescent Medicine and Health. 2018. Vol. 30. № 6. Article ID 20160115. DOI:10.1515/ijamh-2016-0115
  29. Pearson C., Hussain Z. Smartphone addiction and associated psychological factor // Addicta: The Turkish Journal of Addictions. 2016. Vol. 3. № 2. P. 1—15. DOI:10.15805/addicta.2016.3.0103
  30. Pearson C., Hussain Z. Smartphone use, addiction, narcissism, and personality: A mixed methods investigation // Gaming and technology addiction: Breakthroughs in research and practice. Vol. 1 / Information Reso Management Association. Hershey: IGI Global, 2017. P. 212—229. DOI:10.4018/978-1-5225-0778-9.ch011
  31. Peer victimization, self-compassion, gender and adolescent mobile phone addiction: Unique and interactive effects / Q.Q. Liu, X.J. Yang, Y.T. Hu, C.Y. Zhang // Children and Youth Services Review. 2020. Vol. 118. Article ID 105397. 9 p. DOI:10.1016/j.childyouth.2020.105397
  32. Perlow L.A. Sleeping with your smartphone: how to break the 24/7 habit and change the way you work. Boston: Harvard Business Review Press, 2012. 288 p.
  33. Personality and dissociative experiences in smartphone users [Электронный ресурс] / C. De Pasquale, F. Sciacca, D. Conti, C. Dinaro, S. Di Nuovo // Life Span and Disability. 2019. Vol. 22. № 1. P. 129—146. URL: http://shura.shu.ac.uk/24788/1/Conti_PersonalityAndDisscociative%28VoR%29.pdf (дата обращения: 30.10.2023).
  34. Prevalence of problematic mobile phone use in British adolescents" / O. Lopez-Fernandez, L. Honrubia-Serrano, M. Freixa-Blanxart, W. Gibson // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2014. Vol. 17. № 2. P. 91—98. DOI:10.1089/cyber.2012.0260
  35. Problematic Use of Mobile Phones in Australia…Is It Getting Worse? / O. Oviedo-Trespalacios, S. Nandavar, J.D.A. Newton, D. Demant, J.G. Phillips // Frontiers in Psychiatry. 2019. Vol. 10. Article ID 105. 15 p. DOI:10.3389/fpsyt.2019.00105
  36. Smartphone addiction and cybercrime victimization in the context of lifestyles routine activities and self-control theories: The user's dual vulnerability model / J. Herrero, A. Torres, P. Vivas, A. Hidalgo, F.J. Rodríguez, A. Urueña // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18. № 7. Article ID 3763. 11 p. DOI:10.3390/ijerph18073763
  37. Smartphone Addiction and Its Relationship with Cyberbullying Among University Students / M.F.A. Qudah, I.S. Albursan, S.F.A. Bakhiet, E.M.A. Hashem Hassan, A.A. Alfnan, S.S. Aljomaa, M.M.A. AL-khadher // International Journal of Mental Health and Addiction. 2019. Vol. 17. P. 628—643. DOI:10.1007/s11469-018-0013-7
  38. Smartphone addiction and its relationship with indices of social-emotional distress and personality / A.M. Volungis, M. Kalpidou, C. Popores, M. Joyce // International Journal Mental Health Addiction. 2020. Vol. 18. № 5. P. 1209—1225. DOI:10.1007/s11469-019-00119-9
  39. Smartphone addiction and victimization predicts sleep problems and depression among children / F.C. Chang, C.H. Chiu, P.H. Chen, J.T. Chiang, N.F. Miao, H.Y. Chuang, W.Q. Huang, C.C. Tseng // Journal of Pediatric Nursing. 2022. Vol. 64. P. e24—e31. DOI:10.1016/j.pedn.2022.01.009
  40. Smartphone addiction, risk factors and its adverse effects in nursing students: A systematic review and meta-analysis / C. Osorio-Molina, M.B. Martos-Cabrera, M.J. Membrive-Jim´enez, K. Vargas-Roman, N. Suleiman-Martos, E. Ortega-Campos, J.L. G´omez-Urquiza // Nurse Education Today. 2021. Vol. 98. Article ID 104741. 8 p. DOI:10.1016/j.nedt.2020.104741
  41. Smartphone addiction, social support, and cybercrime victimization: a discrete survival and growth mixture model / J. Herrero, A. Torres, P. Vivas, A. Urueña // Psychosocial Intervention. 2022. Vol. 31. № 1. P. 59—66. DOI:10.5093/pi2022a3
  42. Smartphone Overuse and Visual Impairment in Children and Young Adults: Systematic Review and Meta-Analysis / J. Wang, M. Li, D. Zhu, Y. Cao // Journal of Medical Internet Research. 2020. Vol. 22. № 12. Article ID e21923. 16 p. DOI:10.2196/21923
  43. Smartphone overuse may 'damage' eyes, say opticians [Электронный ресурс] // BBC News. 2014. URL: https://www.bbc.co.uk/news/newsbeat-26780069.amp (дата обращения: 30.10.2023).
  44. Sok S.R., Seong M.H., Ryu M.H. Differences of Self-Control, Daily Life Stress, and Communication Skills between Smartphone Addiction Risk Group and General Group in Korean Nursing Students // Psychiatric Quarterly. 2019. Vol. 90. P. 1—9. DOI:10.1007/s11126-018-9596-1
  45. The drawbacks of Information and Communication Technologies: Interplay and psychopathological risk of nomophobia and cyber-bullying, results from the bullying and youth mental health Naples study (BYMHNS) / G. Catone, V.P. Senese, S. Pisano, M. Siciliano, K. Russo, P. Muratori, R. Marotta, A. Pascotto, M.R. Broome // Computers in Human Behavior. 2020. Vol. 113. Article ID 106496. 10 p. DOI:10.1016/j.chb.2020.106496
  46. The influence of parental autonomy support on cyberbullying victimization of high school students: A latent moderation analysis / W. Wu, Z. Guo, S. Li, F. Tu, X. Wu, X. Ma, Z. Teng, Y. Chen, Y. Zeng // Acta Psychologica. 2022. Vol. 230. Article ID 103739. 11 p. DOI:10.1016/j.actpsy.2022.103739
  47. The smartphone addiction levels and the association with communication skills in nursing and medical school students / U. Celikkalp, S. Bilgic, M. Temel, G. Varol // Journal of Nursing Research. 2020. Vol. 28. № 3. Article ID e93. 9 p. DOI:10.1097/jnr.0000000000000370
  48. The Use of Smartphones as a Digital Security Blanket: The Influence of Phone Use and Availability on Psychological and Physiological Responses to Social Exclusion / J.F. Hunter, E.D. Hooker, N. Rohleder, S.D. Pressman // Psychosomatic Medicine. 2018. Vol. 80(4). P. 345—352. DOI:10.1097/PSY.0000000000000568
  49. Twenge J.M. Have Smartphones Destroyed a Generation? [Электронный ресурс] // The Atlantic Retrieved. 2020. URL: https://www.theatlantic.com/magazine/archive/2017/09/has-the-smartphone-destroyed-a-generation/534198/ (дата обращения: 02.11.2023).
  50. Wang Z., Jiang S. Influence of parental neglect on cyberbullying perpetration: Moderated mediation model of smartphone addiction and self-regulation // Health & Social Care in the Community. 2022. Vol. 30. № 6. P. 2372—2382. DOI:10.1111/hsc.13787
  51. Woo J.-J., Kwak E.-M., Lee H.-J. The convergence study of smartphone overuse on cyberbullying: Focusing on mediating effects of aggression // Journal of the Korea Convergence Society. 2018. Vol. 9. № 5. P. 61—67. DOI:10.15207/JKCS.2018.9.5.061
  52. Wu W.C., Tsai W.L., Lee M.J. Virtual and reality: risk and protective factors of cyber and offline relational victimization // European Journal of Public Health. 2020. Vol. 30. Supplement 5. 1 p. DOI:10.1093/eurpub/ckaa166.878

Информация об авторах

Шейнов Виктор Павлович, доктор социологических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, профессор кафедры психологии и педагогического мастерства, Республиканский институт высшей школы, Минск, Беларусь, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2191-646X, e-mail: sheinov1@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 416
В прошлом месяце: 43
В текущем месяце: 23

Скачиваний

Всего: 137
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 7