Введение
Под эмоциональным (профессиональным) выгоранием медицинских специалистов понимают выраженное снижение рабочей мотивации, формализация работы как следствие столкновения с профессиональными стрессорами в условиях системы «человек—человек». Традиционно в нем выделяют: эмоциональное истощение (ощущение постоянной усталости на работе и снижение чувствительности к нуждам пациентов); деперсонализацию от работы (цинизм и равнодушие в работе); редукцию личностных достижений (негативную оценку собственной работы). В настоящее время синдром эмоционального выгорания внесен в международные классификации болезни (DSM-V, CDI-11), что указывает на серьезную угрозу для здоровья специалистов. Подобное неблагополучие специалиста может проявляться на психологическом, соматическом, социальном уровнях
[Клипинина, 2019; Diagnostic and statistical, 2022; Burnout Precursors in, 2019; Colvill, 2018; Is burnout affecting, 2021].
Проблема эмоционального выгорания медицинских работников (врачей, медицинских сестер/братьев) и специалистов психосоциальных служб (психологов, педагогов, социальных работников) изучается в детской онкологии/гематологии на протяжении трех десятилетий.
В последнее время профилактика выгорания рассматривается как один из основных параметров заботы о благополучии профессиональных кадров, сохраняющей специалиста как на работе, так и в жизни
[Клипинина, 2019; Is burnout affecting, 2021]. Организация поддержки специалистов в условиях рисков выгорания также гарантирует оказание высокого качества помощи пациентам и их близким, являясь международным стандартом работы, утвержденным мультидисциплинарными группами специалистов
[Профессиональный стресс и, 2020; Burnout in oncology, 2021; Burnout, Moral Distress, 2018; Pediatric psycho-oncology care, 2015; Strengthening the Oncology, 2015].
Проблемы и сложности исследования выгорания в онкогематологии
Однако в некоторых исследованиях ставится под сомнение адекватность интерпретации результатов теста по шкале деперсонализация. Не было обнаружено полного соответствия получаемых баллов теста и оценок реального состояния специалистов. В связи с этим встает вопрос о необходимости адаптации данного теста для специалистов, работающих именно в детской онкологии/гематологии
[Mukherjee, 2020]. Тем не менее, данный инструмент широко применяется для изучения проблемы выгорания в детской онкологии/гематологии.
Характерно, что число исследований профессионального выгорания среднего медицинского персонала значительно превышает число исследований врачей и других специалистов. Сравнение результатов, опубликованных данных, как между различными специализациями, так и выполненными в разных странах, затрудняется отсутствием единой методологической базы проведения исследований и использованием различного инструментария
[Клипинина, 2019; Is burnout affecting, 2021; Mukherjee, 2020].
Во многих исследованиях когорты медицинских специалистов не всегда разделены на взрослых и детских специалистов, в исследования нередко объединяются клинические онкологи, радиологи, хирурги, сотрудники отделений реанимаций и паллиатива
[Клипинина, 2019; Is burnout affecting, 2021].
Тем не менее, несмотря на определенные сложности анализа и обобщения данных, в исследовании выгорания в детской онкологии/гематологии выявляются четкие направления, обзор которых приводится ниже.
Исследования распространенности и уровня выгорания
Исследования демонстрируют высокий уровень и распространенность эмоционального выгорания у большинства медицинских специалистов. Обобщенное исследование 1017 различных специалистов онкологического профиля (клинических онкологов, онкологов-радиологов и других профессионалов) в Средней и Северной Африке (в 15 арабских странах) выявило высокий уровень эмоционального выгорания у 68% респондентов (эмоциональное истощение у 35%, деперсонализацию у 57%, редукцию личностных достижений у 49%)
[Is burnout affecting, 2021].
Врачи-онкологи по оценкам метаанализов и систематических обзоров в среднем сталкиваются с выгоранием в 32% случаев. Уровень высокого выгорания врачей в онкологии варьируется от 40—60%
[Okan, 2021]. В детской онкологии у 72% отмечается средний уровень выгорания, у 38% высокий (что выше, чем в других областях педиатрии)
[Okan, 2021]. Эмоциональное истощение наблюдается у 37,5%, деперсонализация у 25%, редукция личностных достижений у 41,4% онкологов
[Okan, 2021].
Средний медицинский персонал в онкологии, ввиду большей вовлеченности во взаимодействие с пациентами и их семьями, более подвержен выгоранию, чем врачи и специалисты психосоциального профиля [1; 3;
4; 12; 24; 33]. Не менее 25% среднего персонала рискуют столкнуться с проявлениями профессионального выгорания
[A model of, 2000]. 30—37% переживают эмоциональное истощение, 15—16% деперсонализацию, 27—35% сталкиваются с редукцией личностных достижений
[A model of, 2000; Burnout Syndrome in, 2020; Prevalence of burnout, 2018; Prevalence of burnout, 2018а]. Уровень выгорания у медицинских сестер варьируется от среднего (46—49%) к высокому (24—27%)
[A model of, 2000; Burnout Syndrome in, 2020; Prevalence of burnout, 2018; Prevalence of burnout, 2018а].
Риски выгорания специалистов
психосоциальных служб ниже, чем у медицинских сотрудников. Всего 2—3% сотрудников сталкиваются с серьезными проявлениями выгорания. Этот уровень оказывается примерно одинаковым в работе с разными клиентами/пациентами (в онкологии, при работе с насилием, в общей практике)
[Burnout in psychosocial, 2020]. Уровень эмоционального истощения оказывается средним, а деперсонализации — низким. При этом уровень выгорания у психологов выше, чем уровень выгорания у социальных работников. В целом, даже в случае имеющегося стресса, работники психосоциальных служб обнаруживают глубокую удовлетворенность помощи окружающим, лучше справляются со стрессом
[Burnout in psychosocial, 2020].
Уровень эмоционального выгорания оказывается не однородным в разных онкологических/онкогематологических отделениях. Так, выгорание медицинских сестер в стационарных отделениях обычно выше, чем в амбулаторных
[Associations of Job, 2021; Burnout Precursors in, 2019]. В некоторых исследованиях у амбулаторных сестер оказывалось выше эмоциональное истощение. Редукция личностных достижений была выше в отделениях, где проходили лечение более взрослые пациенты
[Davis, 2013].
На некоторых этапах лечения
, как было показано в американском исследовании выгорания в отделениях Трансплантации гемопоэтических стволовых клеток (ТГСК), уровень выгорания повышается у всех специалистов. Так, критическим в ТГСК оказалось выгорание у фармакологов (до 53%), практических онкологов (до 45%), терапевтов (до 41%), медицинских сестер (до 38%), социальных работников (до 30%). Высокий уровень выгорания у фармакологов был связан со спецификой их работы в США, где данные специалисты (в отличие от обычных фармакологов) активно участвовали в лечении пациентов на этапе ТГСК и несли ответственность за выбор протокола лечения
[Burnout in psychosocial, 2020; Burnout, Moral Distress, 2018].
Исследования факторов профессионального выгорания специалистов
Демографические и индивидуальные характеристики специалистов. Противоречивые данные 26 исследований не позволяют сделать однозначные выводы о демографических характеристиках (влияния пола, возраста, а также семейного статуса) на подверженность специалистов выгоранию. В целом, уровень выгорания выше у более молодых врачей и медсестер
[Is burnout affecting, 2021; Okan, 2021; Yates, 2019]. Особенно это касается эмоционального истощения. Формальный семейный статус не оказывает влияния на риск развития профессионального выгорания, однако наличие близких отношений со значимым другим, наличие детей может быть фактором защиты
[Okan, 2021; Yates, 2019]. Исследователи также обращают внимание на возможную связь демографических и индивидуальных характеристик. Так, например, более высокий уровень выгорания обнаруживается у специалистов-женщин, что может быть связано с большими трудностями соблюдать баланс рабочей и семейной жизни
[Is burnout affecting, 2021; Okan, 2021].
Кросс-культурные факторы. Распространенность эмоционального выгорания оказывается разной в различных странах и культурах. У специалистов-онкологов в арабских странах он сравним с европейскими (около 70%), но оказывается значительно выше, чем у онкологов в США (45%). Это может быть связано как с различием в инструментах исследования, так и с участием в исследовании специалистов из арабских стран непосредственно из зон военных конфликтов, усиливающих дистресс, дефицитом опыта менторства и профессиональных связей
[Is burnout affecting, 2021].
Организационные аспекты. Среди организационных факторов, повышающих риск профессионального выгорания у онкологических специалистов, выделяют большое число рабочих часов, дефицит свободного времени, нарушение баланса работы и личной жизни
[Клипинина, 2019; Is burnout affecting, 2021; Leung, 2017; Yates, 2019], вовлеченность в административную работу более 25% в день
[Is burnout affecting, 2021]. Эмоциональное выгорание среди врачей-онкологов оказывалось выше у ассистентов, специалистов менее чем с 3-летним опытом работы, графиком работы более 40 часов в неделю, низким доходом, отсутствием хобби и физической нагрузки
[A Cross-sectional Analysis, 2020; Okan, 2021].
Разочарование в работе, дефицит административной поддержки, времени, отсутствие возможности заботиться о себе, некомпетентные кадровые перемещения — это существенные предикторы выгорания медицинских сестер
[Associations of Job, 2021].
Взаимодействие в коллективе. Низкие риски выгорания у медицинских сестер связаны с кооперативным рабочим окружением, приводящим к эффективной заботе о пациентах. Сестры уже на завершающих этапах образования демонстрируют более высокий риск выгорания в случае плохой командной работы и менеджмента и неопределенности на рабочем месте
[Клипинина, 2019; Colvill, 2018].
Мотивация работы. Ощущение низкой социальной значимости и признания, невысокая оплата труда, обесценивание со стороны общества значительно снижают мотивацию работы специалистов в детской онкологии. Наличие высокой мотивации и заинтересованности в работе помогают быть успешными и защищать от выгорания
[Клипинина, 2019; A model of, 2000].
Моральный дистресс. Список функций и обязанностей медицинских специалистов в детской онкологии/гематологии не сводится только к медицинскому уходу, он неизбежно включает духовную, психологическую поддержку детей и их родителей, имеющих множественные внутриличностные нужды. Неизбежное соприкосновение с чужими страданиями, умиранием и смертью, ощущение ограниченности своих профессиональных возможностей определяют высокое психологическое и физическое напряжение, низкую удовлетворенность работой у медиков с истинным призванием
[Клипинина, 2019; Assessment of Pediatric, 2022; Burnout and career, 2014; Burnout in psychosocial, 2020; Strengthening the Oncology, 2015].
Моральный дистресс медицинских сестер определяется близостью отношений и заботой о тяжелобольном или умирающем ребенке, целостным подходом к заботе о семье, ощущением несправедливости возникновения болезни у детей, влекущими трудности принятия происходящего. Он чаще связан с вовлечением медсестер в выполнение непростых задач и решений (причинением дискомфорта детям во время процедур/терапии, сложным взаимодействием с семьей в ситуациях отсутствия комплаентности и происходящих конфликтов, присутствием при сложных разговорах, переходе на паллиативное лечение)
[Клипинина, 2019; Boyle, 2018; Chaves, 2018].
Стресс специалистов психосоциальных служб связан с интенсивной природой психотерапевтического взаимодействия в работе с онкологическими пациентами с депрессией (склонными к катастрофизации) и возрастает в связи с усталостью сострадания и вторичной травматизацией среди специалистов. Факторами, снижающими выгорание являются: сопровождение пациентов до момента восстановления; возможность проработки травм и проблем семьи, меньшее число обязанностей и моральной нагрузки; удовлетворенность работой, культура профессиональной поддержки на супервизиях и интервизиях
[Assessment of Pediatric, 2022; Burnout in psychosocial, 2020].
Повторная травматизация. Моральный дистресс оказывается тесно связан с так называемой повторной травматизацией, когда имевшие место в прошлом неприятные события из жизни специалистов при наблюдении и соприкосновении с аналогичными страданиями пациентов и их близких снова оживают, причиняя сильный дискомфорт. Этому способствует чрезмерная близость и открытость специалистов в отношениях с семьями, повторяющиеся неприятные события, концентрация тяжелых пациентов в отделении или череда смертей пациентов
[Клипинина, 2019; Boyle, 2018; Burnout in psychosocial, 2020; Sekol, 2014; Strengthening the Oncology, 2015].
Усталость сострадания и удовлетворенность от сострадания. В последние несколько лет активно изучаются взаимосвязанные с выгоранием такие феномены, как усталость от сострадания/усталость от эмпатии («compassion fatigue”) и ее противоположность удовлетворенность от сострадания. Усталость от сострадания рассматривают как результат вторичной травматизации человека, оказывающего помощь
[Клипинина, 2019; Boyle, 2018; Burnout Syndrome in, 2020]. В противоположность этому удовлетворенность состраданием описывает как удовлетворенность специалиста при оказании помощи пациенту
[Algamdi, 2022; Cross, 2019; Determinants of compassion, 2018; Jarrad, 2020; Sekol, 2014]. Усталость сострадания повышает риск выгорания и, наоборот, высокие показатели удовлетворенности ассоциированы с низкими показателями выгорания и усталости от сострадания.
Ощущения фрустрированности, беспомощности, одиночества, тревожное и депрессивное состояния характерны как для выгорания, так и для усталости от сострадания
[A model of, 2000; Algamdi, 2022]. Вместе с тем они не являются абсолютно аналогичными феноменами, существует специфика как проявлений, так и факторов, связанных с ними. При исследовании медицинских сестер было обнаружено, что наличие морального стресса и негативного аффекта более ассоциированы с усталостью сострадания, чем с выгоранием. Устойчивость к выгоранию, в свою очередь, больше связана с удовлетворенностью состраданием
[A Cross-sectional Analysis, 2020; Determinants of compassion, 2018; Jarrad, 2020].
Горевание специалистов. Разлука специалистов с пациентами и их семьями, к которым за время длительного и интенсивного лечения обычно формируется привязанность, активирует процесс, который назван учеными «горевание специалистов». Исследования показывают, что в случае смерти пациента, неэффективного лечения, специалисты часто (сознательно или бессознательно) ассоциируют эти ситуации с недостатком собственных профессиональных навыков, неудачей, испытывают беспомощность и чувство вины
[Клипинина, 2019; Boyle, 2018; Burnout and Resilience, 2015].
Программы профилактикии выгорания и сниженяи уровня профессионального стресса
Раннее выявление проблем. Различные профессиональные ассоциации предлагают начинать профилактические программы предотвращения выгорания со скрининговых мероприятий по раннему выявлению феноменов, связанных с ним. В свою очередь, возможность их проведения связана с необходимостью разработки и апробации специальных валидированных инструментов для оценки как выгорания, так и специфических факторов (морального дистресса, травматического опыта, усталости сострадания, профессионального горевания и т. д.)
[Boyle, 2018; Strengthening the Oncology, 2015].
Профилактика выгорания рассматривается как часть каждодневной работы специалиста в онкологии и оказывается эффективней и экономически выгодней, чем последующая реабилитация специалистов, испытавших чрезмерно сильное влияние профессионального стреcса. Положительный результат в плане снижения выгорания показывают программы совершенно разной направленности. Любое активное участие специалистов уменьшает профессиональный дистресс, процент выгорания и повышает уровень удовлетворенности работой
[Strengthening the Oncology, 2015].
Организация работы. Организационные решения/стратегии предполагают развитие программ поддержки персонала
[Boyle, 2018; Strengthening the Oncology, 2015]. Среди организационных условий работы ведущим является обеспечение физической и психологической безопасности труда (прежде всего медицинских сестер) за счет обучения, обеспечения должным снаряжением, системами защиты в тяжелых условиях (проведение химиотерапии, лучевой терапии, работа с кровью и инфекциями)
[Boyle, 2018; Strengthening the Oncology, 2015]. Эффективным (особенно в среде медицинских сестер) оказывается поддержание комфорта работы: обустройство рабочего места, распределение функций и продумывание логистики выполнения рабочих задач, подбор смен на дежурствах, соблюдение баланса нагрузки и отдыха (выходных, отпусков), рабочего и личного времени
[Клипинина, 2019; Burnout Precursors in, 2019; Sekol, 2014; Strengthening the Oncology, 2015]. Продуктивной является также организация справедливой системы поощрения, снижение конкуренции и уменьшение субъективизма оценок, создание дополнительной мотивации работы. Важно анализировать соответствие работы и индивидуальных ожиданий, установок, помогать в постановке профессиональных целей и построении карьеры
[Strengthening the Oncology, 2015]. В ситуациях возникновения конфликтов и напряжения, аккумуляции тяжелых пациентов в отделении руководству предписывается сохранять чуткость к психологическому состоянию сотрудников, оказывать дополнительную эмоциональную поддержку коллективу
[Клипинина, 2019; Psychosocial interventions for, 2017; Strengthening the Oncology, 2015].
Командообразование. Прекрасным ресурсом в борьбе с выгоранием становятся любые инвестиции в тимбилдинг.
[Клипинина, 2019; A model of, 2000; Algamdi, 2022; Boyle, 2018; Davis, 2013]. Эффективными методами по совладанию с тяжелыми эмоциями и с высоким стрессом в команде являются: междисциплинарные программы эффективного взаимодействия внутри коллектива, управление конфликтами, повышение толерантности, развитие горизонтальных связей, создание атмосферы общности, поддержки, открытость обсуждению сложных рабочих ситуаций, создание внутренних ритуалов и протоколов согласованного решения проблем (комплаентности, информирования, ритуалы прощания и горевания)
[Клипинина, 2019; Boyle, 2018; Burnout Precursors in, 2019; Sekol, 2014; Strengthening the Oncology, 2015].
Непрерывное образование. Большей психологической устойчивости и готовности справляться со стрессовыми ситуациями и собственным дистрессом у медицинских специалистов способствует участие в непрерывном профессиональном обучении.
Программы, направленные на улучшение
непосредственных профессиональных навыков и рабочих компетенций, повышают чувство профессиональной эффективности у специалистов. К сожалению, до сих пор их дефицит наблюдается в странах со средним и низким уровнем развития
[Strengthening the Oncology, 2015]. Но там, где подобные программы есть, медицинские специалисты в онкологии демонстрируют низкий уровень выгорания и высокий уровень удовлетворенности работой и сострадания. Решающим здесь является передовой опыт дополнительного образования и традиция менторства в онкологии/гематологии, интеграция междисциплинарных программ оказания ранней паллиативной помощи и программ по работе с семьями в конце жизни, направленными на поддержку и комфорт детей и их родителей
[Клипинина, 2019; Sekol, 2014]. Обучение может проводиться внутри госпиталя, в региональных центрах, по программам международного обмена опытом, в международных школах специалистов, как очно, так и дистанционно с помощью передовых технологий. Таковы примеры программ госпиталя Св. Иуды (St. Jude Children’s Research Hospita), в Мэмфисе, США
[Strengthening the Oncology, 2015]. Участие в различных мастер-классах, тренингах по позиционированию, немедикаментозному менеджменту различных симптомов и состояний, тайм-менеджменту, сопровождение рабочего процесса менторами и супервизорами — все это укрепляет профессиональную мотивацию и удовлетворенность работой, улучшает интеграцию в профессиональные сообщества, становясь «противовесом» рабочему дистрессу
[Boyle, 2018; Burnout Precursors in, 2019; Sekol, 2014; Strengthening the Oncology, 2015].
Важное место в детской онкологии/гематологии занимает
обучение специалистов психологическим навыкам и компетенциям. Получение психологических знаний и рекомендаций по поводу работы (психообразование), понимание индивидуальных и возрастных потребностей семей, правил взаимодействия с семейной системой способствует осознанию триггеров рабочего дистресса
[Boyle, 2018; Burnout Precursors in, 2019; Sekol, 2014; Strengthening the Oncology, 2015]. Развитие навыков коммуникации с детьми разных возрастов и их родителями (умение соблюсти баланс между отстраненностью и чрезмерной вовлеченностью; разрешать конфликтные ситуации и умение поддержать семьи в кризисе, бережное информирование) помогает справляться с усталостью сострадания, травматизацией. Немаловажным является и улучшение навыков коммуникации в команде и с руководством
[A model of, 2000; Algamdi, 2022; Boyle, 2018; Burnout Precursors in, 2019; Strengthening the Oncology, 2015]. Развитие навыков эмоциональной регуляции (эмоционального интеллекта, эмоциональной поддержки коллег, семей и самоподдержки, навыков горевания) защищает специалистов от травматического опыта и помогает приобрести новые смыслы в профессии.
Подготовка к работе с пациентами и семьями в кризисах и в конце жизни. Для онкологов, работающих в отделениях интенсивной терапии, паллиативных отделениях все чаще появляются программы, направленные на формирование более специфических профессиональных навыков (ухода за пациентами и близкими в конце жизни), а также проработку психологических переживаний самих специалистов, их установок по поводу тяжелых болезней, горя, умирания и смерти. Это позволяет специалисту меньше чувствовать свою профессиональную беспомощность и личностную уязвимость перед лицом смерти, позволяет лучше понимать, эффективней и безопасней для самих профессионалов поддерживать пациентов и их близких эмоционально
[Клипинина, 2019; Burnout and Resilience, 2015; Burnout Precursors in, 2019; Sekol, 2014; Strengthening the Oncology, 2015].
Практики заботы о себе (wellness-программы) и стратегии снижения напряжения. Основой многих комплексных программ профилактики и снижения профессионального выгорания (особенно для среднего медицинского персонала) становятся так называемые wellness-программы, «программы хорошего самочувствия». Обычно центральное место в них уделяется комплексной заботе о благополучии специалистов (эмоциональном, физическом, личностном, духовном); обучению навыкам снятия напряжения и релаксации; развитию осознанности и контроля за образом жизни, питанием, сном, балансом работы/отдыха, расходом и пополнением психологических и физических ресурсов. Нередко программы заботы о себе дополняются различными практиками регуляции эмоций, развитием навыков самоподдержки (практик ведения дневников, навыков позитивного мышления, практик осознаннсоти и майндфулнесс). Возможность понимать себя и поддерживать в сложных ситуациях позволяет найти опору в ситуации отсутствия внешней поддержки. Популярными в последнее время стали программы по предотвращению курения среди медицинских онкологических сестер
[Клипинина, 2019; Strengthening the Oncology, 2015]. Программы заботы о здоровье могут совмещать в себе теоретические, дискуссионные и практические активности в разное время дня
[Cross, 2019]. Для врачей-онкологов более популярны программы управления стрессом и выгоранием, использующие интервенции когнитивно-бихевиоральной терапии, релаксации, визуализации и стратегии поддерживающей дискуссии [22; 28; 35; 38,]. Данное направление поддержки специалистов активно интегрирует новинки самых разных модальностей: практик йоги, духовных практик, ароматотерапии, сенсорного насыщения. Нередко подобные программы строятся в виде марафонов. Забота о духовном комфорте снижает уровень эмоционального истощения и диперсонализациии, забота о физическом комфорте предотвращает редукцию личных достижений. Высокий уровень жизнестойкости коррелирует с надеждой и способствует уменьшению дистресса
[Burnout and Resilience, 2015]. Навыки заботы о себе и снижение стресса улучшают отношения в коллективе, предотвращают усталость сострадания и, соответственно, выгорание
[A model of, 2000; Algamdi, 2022; Boyle, 2018; Burnout and Resilience, 2015; Strengthening the Oncology, 2015].
Программы увеличения жизнестойкости. Некоторые из предлагаемых программ борьбы с эмоциональным выгоранием направлены на развитие навыка жизнестойкости. В целом, их целью является поддержание разных способов укрепления профессионалов в том, чтобы выдерживать каждодневный рабочий стресс, неприятные эмоции и толерантность к сложным ситуациям и опыту на работе. Программы часто дополняются контактом с менторами, развивают эмоциональную гибкость, позитивное отношение к юмору, развитие позитивного мышления, практики сохранения веры и благодарности, смысловой переоценке профессионального опыта. Неизбежный трудный профессиональный контент понимается как ресурс, способствующий профессиональному и личностному развитию, а понятию профессиональной травматизации противостоит понятие посттравматического роста. Опыт ежедневных групповых тренингов в течении шести недель с дискуссиями показали достаточно устойчивые результаты в плане выгорания
[Boyle, 2018; Burnout and Resilience, 2015; Colvill, 2018; Sekol, 2014].
Профессиональная психологическая поддержка. Программы групповой психологической поддержки (дебрифинга или дискуссии) все чаще используются в среде специалистов и предполагают обсуждение стрессовых или конфликтных ситуаций с тяжелыми переживаниями (чувством вины, печали, гнева). Это дает возможность быть понятым, способствует нормализации и адвокации разных эмоций и реакций, меняет и расширяет восприятие происходящего. Подобные программы позволяют улучшить навыки анализа ситуаций, получить психологическую поддержку, расширяют опыт и репертуар стратегий совладания со стрессом и решения профессиональных задач и моделей профессионального поведения. Одним из видов таких программ являются балинтовские семинары, которые проводятся под модерацией психолога по определенному алгоритму и правилам
[Boyle, 2018; Burnout and Resilience, 2015; Cross, 2019; Helping the Helpers, 2013; Occupational Stress Management, 2015; Psychosocial interventions for, 2017; Sekol, 2014; Strengthening the Oncology, 2015; Taking Care of, 2012].
Заключение
Высокий уровень эмоционального выгорания у различных специалистов в детской онкологии/гематологии обусловлен и варьирует в зависимости от содержания профессионального стресса. Фокус исследований выгорания в последние 10 лет сместился от внимания к индивидуально-психологическим факторам в сторону значимости изучения организационного рабочего сеттинга, а также особых феноменов работы, ассоциированных с выгоранием, взаимосвязи внешнего и внутреннего уровней профессионального стресса.
Многие из результатов требуют дальнейшего анализа и дополнительных исследований, потенциально проясняющих специфику и неоднозначность связей параметров выгорания. Актуальным направлением является разработка и верификация специального инструментария и методологии оценки данных феноменов.
Более глубокое понимание причин профессионального дистресса позволяет уже сейчас эффективно использовать различные организационные, психологические, образовательные и другие стратегии для управления уровнем эмоционального выгорания медицинских специалистов в детской онкологи/гематологии для улучшения качества оказываемой помощи пациентам и их семьям, а также благополучия самих специалистов (как в профессиональной, так и в личной жизни).