Современная зарубежная психология
2015. Том 4. № 3. С. 67–72
doi:10.17759/jmfp.2015040308
ISSN: 2304-4977 (online)
Реферативный обзор диссертации Жасмин Пердю "Эффективность видеомоделирования в обучении социальным навыкам «молодых взрослых» с расстройствами аутистического спектра"
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями развития, психолого-педагогическое сопровождение, поведенческий анализ, социальные компетенции, аутистические расстройства, переходная программа
Рубрика издания: Презентация научных работ
Тип материала: обзорная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2015040308
Для цитаты: Флорова Н.Б. Реферативный обзор диссертации Жасмин Пердю "Эффективность видеомоделирования в обучении социальным навыкам «молодых взрослых» с расстройствами аутистического спектра" [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2015. Том 4. № 3. С. 67–72. DOI: 10.17759/jmfp.2015040308
Полный текст
В предисловии научного руководителя Брайана Кевитта указан основополагающий момент данной работы — теория социального научения Альберта Бандуры, постулирующая, что новое поведение, которого ожидают от индивида, изначально им моделируется, имитируется. Автор рассматривает эффективность видеомоделирования как инструмента обучения социальным поведенческим навыкам индивидов с расстройствами аутистического cneKTpa.(ASD). Участники эмпирического исследования обучались по специальной образовательной программе для лиц с такими ограничениями здоровья, разработанной в Университете штата Небраска. Показано преимущество такого подхода по сравнению с традиционными (лекционными) методами обучения для лиц с ASD.
Изложение работы очень компактно.
В качестве предпосылки к исследованию рассмотрена совокупность литературных данных об особенностях психолого-педагогической работы с лицами, страдающими ASD.
Цель исследования — выявить, насколько эффективно применение видеомоделирования в обучении социальным навыкам лиц возрастной группы «молодые взрослые» с расстройствами аутистического спектра.
Опираясь на данные информационных ресурсов, автор утверждает, что актуальность исследований в этом направлении стремительно возрастает. Многие больные ASD, в том числе «Молодые взрослые», отличаются трудностями социализации, так как не имеют социальных навыков (Allen, Wallace, & Renes, 2010). Уже установлено, что видеомоделирование, или использование видеоматериалов для обучения и воспроизведения (моделирования) социальных навыков, представляет собой эффективный инструмент научения. Автор исследовала эффективность видеомоделирования в работе с пятью молодыми взрослыми с ASD, имеющими три специфичных формы поведения. Параллельно для сравнения было проведено обучение традиционным лекционным методом.
Описывая природу ASD по имеющимся в литературе последнего десятилетия данным, автор подчеркивает множественный характер проявления этого расстройства, что послужило поводом для формулировки «аутистический спектр». На одном условном полюсе спектра находятся индивиды с низкими когнитивными способностями и низкой адаптивностью поведения. Они, как правило, практически не обладают навыками взаимодействия с окружающими (невербальны или маловербаль- ны). У таких индивидов также могут наблюдаться тяжелые поведенческие проблемы. На другом условном полюсе спектра находятся инвидвиды с высокими когнитивными способностями и высокой адаптивностью поведения. Они, как правило, могут общаться вербально и не демонстрируют сколько-нибудь тяжелых поведенческих проблем (Rao, Biedel, & Murray, 2008). Таких индивидов обычно характеризуют как аутистов, имеющих высокий уровень когнитивного функционирования.
В группе «Молодые взрослые с ASD» может встречаться самая разная сформированность навыков взаимодействия, социализации и когнитивных способностей — от полностью невербальной до высоковербальной.
Последнее десятилетие обогатило специалистов знанием о том, что молодые взрослые с ASD характеризуются утратой способности к пониманию невербальных посылов (Bellini, 2004). Они с огромным трудом создают взаимоотношения со сверстниками, ценой напряженных усилий находят с ними общие интересы, часто тотально дефицитарны по эмоциональной составляющей общения (Neisworth & Wolf, 2005); у них резко сужены интересы вплоть до одной— нескольких тем, притом что они не должны часто меняться. Индивиды с ASD часто совершают стереотипные движения (хлопают руками, крутят какой- либо предмет в пальцах). Наконец, у молодых взрослых с ASD с высоким уровнем когнитивного функционирования даже трудно заметить какие-либо значительные когнитивные задержки или трудности в поведенческой адаптации (Neisworth & Wolf, 2005).
Автор акцентирует внимание на фактах, свидетельствующих о сильных сторонах личности у больных с диагностированным ASD: это, например, их способность обучаться визуально (в отличие от аудиальной формы). Так, достаточно давно показано, что аутистам легче понять смысл задания с помощью изображений (картинок) (Ayers & Lagone, 2005). На этом наблюдении в дальнейшем была разработана обучающая технология с применением видеоматериалов. С помощью этого подхода стало возможным обучать аутистов широкому набору социальных навыков, от самых простых до профессиональных.
Постепенно сформировалось убеждение, что видеомоделирование представляет собой эффективный инструмент обучения аутистов (Darden-Brunson, Green, & Goldstein, 2008; Allen et al., 2010). Есть и гораздо более ранние данные (1995 г. Ogletree и Fischer), подтверждающие, что способности к выполнению заданий можно таким методом повысить вдвое.
Такие подтверждения, как показывает автор, можно найти у исследователей, работавших с разными возрастными группами больных. Однако в основном работа проводилась с детьми дошкольного и школьного возраста.
Автор констатировала, что исследований с молодыми взрослыми в данном направлении проводилось мало. Так, исследование Mason, Rispoli, Ganz, Boles, and Orr (2012) продемонстрировало опыт разработки таких навыков, как «контакт взглядом», мимика, ведение беседы у молодых взрослых, что позволило им впоследствии посещать колледж. Mason et al. (2012) получили аналогичные данные на своей группе участников.
Allen et al. (2010) показали возможность формирования профессиональных компетенций у таких больных (на примере переодевания в костюм талисмана для рекламной работы в магазине). Эти больные, просмотрев видеоролик с записью демонстрации их обязанностей, смогли воспроизвести требуемые действия.
Опираясь на эти данные, автор провела свое собственное исследование.
Методический раздел содержит описание алгоритма работы с участниками — пятью молодыми взрослыми с ASD с высокой когнитивной функциональностью, возраста 20—26 лет.
На момент проведения исследования эти молодые люди участвовали в Transitions program[I].
Участники исследования были отобраны из программы, ориентированной на повышение социальной активности молодых взрослых с аутистическими расстройствами — четверо мужчин и одна женщина. Все они имели подтвержденный диагноз синдрома Аспергера (для которого характерны трудности социального взаимодействия. — Ред). Имена участников были изменены в целях соблюдения конфиденциальности.
Описывая особенности программы Transitions, автор подчеркивает, что она основана на «обучении равных равному» в небольших группах, т. е. на погружение аутистов в среду обычных сверстников под контролем специалистов. Небольшие по численности группы состояли из двух аутистов и двух сверстников (такие же молодые взрослые с обычными навыками социализации). Исследования последних лет (например, Buck et al., 2012) показали, что переходные программы действительно эффективны.
Один раз в месяц группа должна была выехать на загородную прогулку (пикник) в своем составе, один раз в месяц — выехать на такое же мероприятие совместно с другими малыми группами и один раз в месяц — посетить урок по социальным навыкам. Такие уроки по формированию различных социальных поведенческих навыков проводились в учебных классах на территории университета. Изначально предполагалось, что такие уроки также оказывают реальную помощь в социализации.
При описании процедуры исследования автор указывает, что участники работали с планшетами (a tablet computer), прорабатывая на них каждый навык.
Продолжительность каждого ролика с обучающим видеоматериалом — около 8 минут. Содержание каждого видео — вступительная часть с описанием конкретного поведения и примеры его позитивного и отрицательного воплощения. В начале сюжета около двух минут описывалось какое-то конкретное поведение, затем в течение трех минут демонстрировались его позитивные примеры с 30-секундным комментарием и еще три минуты — отрицательные примеры со своим 30-секундным комментарием. Последние две минуты видеосюжета посвящались повторной демонстрации без комментариев.
Роли в сюжетах были выполнены волонтерами-учащимися, девушками 20—27 лет. Участники, посещавшие только уроки, получали только материалы презентаций, выполненные в формате Power Point; их содержание полностью соответствовало материалу видеосюжетов.
В формате The Power Point материалы начинались с описания какого-то определенного поведения на слайде, затем следовали примеры на другом слайде с текстами, проговариваемыми вслух в «видео»группах. Еще один слайд не содержал примеров, но содержал перечень ролевых сценариев. Последний слайд содержал информацию о приобретаемом навыке. Моделями этой ролевой игры были участники, получающие устные инструкции в виде урока. Такое занятие занимало около 20 минут.
Предметом оценки в исследовании были три поведенческих навыка: соответствующее ситуации вербальное взаимодействие, невербальное взаимодействие, этикет приема пищи (поведения за столом). Три этих социальных поведенческих навыка были выбраны в связи с тем, что они препятствуют взаимодействию участников с социумом, ухудшая качество этого взаимодействия.
Автор дает четкое определение каждому оцениваемому навыку. Так, Appropriate verbal engagement (соответствующее ситуации вербальное взаимодействие) определяется как употребление способов коммуникации с окружающими, соответствующих моменту. В качестве позитивных примеров приведены навыки участия в разговоре: оставаться в рамках темы, делиться соответствующей информацией, не перебивать говорящего и говорить самому только если остальные молчат, отвечать на прямые вопросы. В качестве отрицательных примеров приведены привычки прерывать говорящего, рассуждения на тему, не относящуюся к разговору. Non-verbal engagement (невербальное взаимодействие) определяется как взаимодействие иным путем, нежели через речь. Позитивные примеры — кивать головой, зрительный контакт в положении сидя прямо перед говорящим. Отрицательные примеры — избегать прямого зрительного контакта, сидеть сгорбившись и сбоку от говорящего, вертеть головой во все стороны, как бы рассматривая комнату. Food etiquette (поведение при приеме пищи) определяется как надлежащие манеры во время еды и общения. Позитивными навыками считаются умение жевать с закрытым ртом, не разговаривать с едой во рту, убирать за собой обеденную зону (крошки и иной мусор), Отрицательными навыками считаются разговор с полным ртом, жевание с открытым ртом, оставление на столе мусора и крошек после еды.
Мониторинг поведения проводился через определенные временные интервалы. Все три перечисленные поведенческие паттерны отслеживались в течение 15-минутных сеансов наблюдения с 10-секундными интервалами.
Все участники исследования были дефицитарны по этим трем поведенческим паттернам.
Рабочая гипотеза исследования: применение видеоматериалов в качестве обучающих социальным навыкам должно способствовать значительному повышению эффективности обучения по сравнению с традиционными лекционными материалами.
Описана процедура проведения занятий в группах экспериментальной (видео) и контрольной (лекционные), сбора и анализа данных, график действия участников и оценки релевантности результатов на протяжении 4-х месяцев. При этом данные были собраны в течение одного—трех месяцев до вмешательства и в течение оставшихся месяцев спустя (эти границы различны для трех поведенческих паттернов и обозначены синей ломаной линией на графиках). Таким образом, на овладение разными навыками отводилось разное время.
Описана динамика социализации каждого из участников.
В качестве оценочного параметра использовалось время, которое приходилось внутри всего периода исследования на поведение, соответствующее задачам
эксперимента, относительно длительности всего эксперимента. Иными словами, в относительных величинах оценивалась успешность овладения поведенческими навыками.
При сравнении данных в начале и конце эксперимента видно, что в контрольной группе прирост овладения навыками либо очень незначителен, либо отсутствует, и имеет монотонный характер. Можно сказать, что в контрольной группе динамика выражена слабыми колебаниями тренда, причем как позитивной, так и отрицательной направленности. В экспериментальной группе прирост овладения неизменно присутствует, и по своей амплитуде он варьирует в зависимости от поведенческого паттерна и от личности обучаемого. Эти различия между группами по обучаемости отчетливо прослеживаются на графических иллюстрациях 1 и 2. Так, в поведенческом паттерне этикета за столом прирост навыка у одной участницы (экспериментальная группа) выразился резким скачком (рис. 1).
Рис. 1. Тренды изменений показателя овладения
поведенческими навыками в течение эксперимента
в экспериментальной группе, по данным Jasmine Perdue, 2015
Рис. 2. Тренды изменений показателя овладения
поведенческими навыками в течение эксперимента
в контрольной группе, по данным Jasmine Perdue, 2015
Анализируя полученные данные, автор подчеркивает, что налицо изменения в социальных навыках, как в экспериментальной (видео), так и в контрольной (лекции) группах, но они более отчетливо выражены в группе, получающей инструктаж с помощью видеоматериалов.
Описана динамика изменений в поведенческих паттернах у каждого участника. Так, по данным, представленным в таблице 1, в «группе видеомоделирования» Анна с успехом овладевала всеми тремя паттернами на протяжении 4-х месяцев. Она продемонстрировала высокие приросты овладения навыком вербального (в 2,5 раза к концу наблюдения) и невербального (в 1,6 раза к концу наблюдения) взаимодействия и особенно большие успехи сделала в овладении этикетом поведения за столом (в 36 раз). Зейн успешно овладел вербальным и невербальным взаимодействием (повысив овладение соответственно в 3,6 и 2,8 раза), тогда как навыки этикета у него остались практически на прежнем уровне. Брайлон успешно овладел навыками этикета (в 4,1 раза), тогда как навыки общения остались в среднем на том же уровне. В контрольной группе (Эл, Сет) приросты овладения навыками были, как уже упоминалось, незначительными.
Таблица 1
Достижения по овладению позитивными поведенческими навыками участниками эксперимента
в экспериментальной и контрольной группах (по данным Jasmine Perdue, 2015)
Участник, группа |
Позитивные навыки вербального взаимодействия, %* |
Позитивные навыки невербального взаимодействия, % |
Позитивные навыки поведения за столом, % |
|||
|
До вмешательства 1 месяц |
После вмешательства 3 месяца (раз) |
До вмешательства 2 месяца |
После вмешательств 2 месяца (раз) |
До вмешательства 3 месяца |
После вмешательства 1 месяц (раз) |
АННА, видео |
37 |
91 2,5 |
51 |
83 1,6 |
2 |
72 36 |
БРАЙЛОН, видео |
27 |
39 1,5 |
18,5 |
33 1,1 |
9,5 |
46 4,1 |
ЗЕЙН, видео |
18 |
64 |
15 |
44 2,8 |
28 |
37 1,2 |
ЭЛ, лекции |
29 |
53 1,8 |
75 |
60 спад |
29 |
33 1,1 |
СЕТ, лекции |
38 |
49 1,2 |
56,5 |
67 1,1 |
31 |
36 1,1 |
В разделе «Обсуждение»__автор подчеркивает:
«Результаты показали, что все пятеро участников исследования сделали успехи в овладении тремя социальными навыками. Участники группы видеомоделирования, получавшие инструктаж в формате видеороликов, весьма значительно продвинулись в выполнении этой задачи, по сравнению с группой, получавших инструктаж традиционным методом. При этом Анна была наиболее успешна на всем протяжении наблюдения и по всем его параметрам. Как было сказано ранее, до настоящего момента было всего три исследования, проведенных с молодыми взрослыми, имеющими расстройства аутистического спектра. Проведенное исследование восполняет этот пробел». В нем получены аналогичные данные, подтверждающие преимущества использования видеомоделирования в обучении социальным навыкам и согласующиеся с данными Allen et al. (2010), Mason et al. (2012) прежде всего в части вербальных и невербальных навыков. Вместе с тем, не удалось выяснить, насколько удачно закрепляется в памяти навык, освоенный на занятии по видеомоделированию. По мнению Allen с соавторами, обучавшимся необходимо было повторно видеть видеоролики от занятия к занятию с тем, чтобы закрепить использование навыка в дальнейшей профессиональной деятельности, и они могли просматривать один и тот же ролик многократно в течение исследования. По данным Ж. Пердю, участники просматривали свои ролики лишь однократно перед тем, как у них многократно снимали данные наблюдений. Была ли у них потребность в повторных просмотрах — неизвестно.
Автор полагает что различия в результатах обучения двух групп можно объяснить. Во-первых, может действовать фактор новизны метода видеомоделирования. Во-вторых, на эффективность обучения воздействует фактор продолжительности инструктажа: непосредственный (прямой) просмотр ролика занимает около 8 минут, тогда как традиционный (лекционный) инструктаж методом Power Point presentation занимает около 20 минут. Увеличение продолжительности занятия может провоцировать у участников потерю интереса к теме и пропуски фрагментов информации. Наконец, это фактор изменчивости самих моделей поведения. Обучавшиеся традиционным методом и посредством видеомоделирования получали в процессе инструктажа различные по форме модели, хотя и ориентированные на одни цели. Такие различия могут объяснить, почему обучавшиеся в группе видеомоделирования опережали участников группы традиционного метода.
Автор полагает, что полученные ею результаты могли бы с успехом использоваться в программах Transitions program. Основным аргументом в пользу этого предложения является малая продолжительность подачи информации в формате ролика, что гарантирует полное усвоение материала.
Основными вопросами будущих исследований, по мнению автора, должны стать:
1) генерализация навыков во времени у лиц, страдающих расстройствами аутистического спектра;
2) выяснение возможности трансфера полученных навыков поведения в другие сферы жизнедеятельности (домашнюю обстановку, трудовой коллектив);
3) выяснение состояния и социализации бывших обучаемых в период пост-вмешательства (спустя несколько лет).
В Заключении автор подчеркивает, что социальные навыки абсолютно необходимы человеку в любом возрасте, чтобы он мог выстроить нормальные здоровые отношения с социумом. Молодые взрослые с расстройствами аутистического спектра нуждаются в пролонгированной поддержке специалистов, которые могут оказать им содействие в освоении социальных навыков. Поэтому необходимы специальные программы вмешательства, ориентированные на поддержку тех молодых взрослых, которые выражают желание овладеть социальными навыками. Данное исследование предлагает видеомоделирование как эффективный инструмент обучения социальным навыкам в среде молодых взрослых с расстройствами аутистического спектра в рамках таких специальных образовательных программ.
[I] Transitions program — признанная на государственном уровне, уникальная специальная образовательная двухгодичная программа для учащихся с ограниченными возможностями обучения. Она может иметь различные цели и задачи, но в целом используется в учреждениях образования США в качестве переходного (промежуточного) образовательного инструмента для обеспечения будущей профессиональной адаптации учащихся с различными проблемами и обеспечения им рабочих мест. Например, речь может идти о подготовке офисных работников и работников сферы поддержки бизнеса после сдачи обязательного специального курса). [цит. по : https://www.middlesex.mass.edu/transitionprogram/]. (Прим. пер.)
Литература
- Perdue J. The effectiveness of video modeling to teach social skills to young adults with autism spectrum disorder [Электронный ресурс] / University of Nebraska at Omaha // ProQuest Dissertations & Theses Global. 2015. 26 p. URL: http://search.proquest.com/docview/1667768854?accountid=35419 (дата обращения: 15.08.2015).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1740
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 10
Скачиваний
Всего: 1186
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2