Роль игры в жизни и развитии детей: новый подход к правам ребенка

2594

Аннотация

В статье представлены комментарии к 31 статье Декларации о правах ребёнка, провозглашающей право на игру, сделанные Международной ассоциации игры (IPA – International Play Assotiation). Данная ассоциация ставит своей задачей объединение усилий специалистов для утверждения ценности игры и для исследования её состояния в разных странах мира. В настоящей статье представлены основные положения, связанные с пониманием игры и её значения, сформулированные представителями Международной Ассоциации Игры. Приводится также текст дополнений к 31 статье Декларации о правах ребёнка, принятые ООН.

Общая информация

Ключевые слова: детская игра, право на игру, Международная ассоциация игры (IPA – International Play Assotiation), декларация о правах ребёнка ООН, предложения по реализации права на игру, условия для детской игры, площадки для игр и приключений (APG – Adventure playground)

Рубрика издания: Психология развития и возрастная психология

Тип материала: обзорная статья

Для цитаты: Смирнова Е.О., Соколова М.В. Роль игры в жизни и развитии детей: новый подход к правам ребенка [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2013. Том 2. № 2. С. 6–18. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2013_n2/61155 (дата обращения: 21.11.2024)

Полный текст

 

В последние десятилетия во всем мире разворачивается движение в защиту детской игры. Лидером этого движения стала Международная Ассоциация Игры (International Play AssociationIPA ) [5]. Одна из задач данной ассоциации заключается в исследовании состояния детства и детской игры в разных странах мира. Исследования IPA выявили следующие тревожные тенденции, касающиеся детства и детской игры.

•    Безразличие общества к пониманию важности игры.

•    Излишние акценты на теоретических и научных занятиях в школах.

•    Увеличение числа детей, живущих в несоответствующих условиях для выживания и развития.

•    Дефицит элементарных удобств и соответствующих жилищных и дорожно-транспортных условий.

•    Увеличение коммерческой эксплуатации и отрыв детей от культурных и народных традиций.

•    Дефицит и недоступность образовательных программ для женщин ( в особенности из стран третьего мира), направленных на развитие и воспитание детей.

•    Излишние акценты на нездоровой соревновательности и «победе любой ценой» в детских спортивных и иных состязаниях.

•    Отсутствие адекватной подготовки детей для адаптации к жизни в быстро изменяющемся обществе.

•    Увеличение сегрегации детей в сообществе

•    Увеличивающиеся числа работающих детей, и их недопустимые условия труда.

Главной проблемой является то, что взрослые и прежде всего правительства разных стран мира не понимают природу детской игры и недостаточно учитывают ее значение для здоровья и благополучия ребенка.

В настоящей статье представлены основные положения, связанные с пониманием игры и её значения, сформулированные представителями Международной Ассоциации Игры.

Право ребенка на игру и значение игры в жизни детей

Международная Статья 31 конвенции ООН о Правах Ребенка (CRC) гласит:

1.   Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

2.   Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха [6]; [7].

Право ребенка на игру в данной статье Декларации представлено наряду с другими сферами активности, включёнными в повседневную жизнь детей и не контролируемыми взрослыми (правом на отдых, досуг и развлечения). Однако современные исследования показали особое значение игры для здоровья и благополучия детей. В мае 2008 Международная Ассоциация Игры направила в ООН Комитет по Правам Ребенка предложение о пересмотре Общего Комментария к статье 31 ООН Конвенции о Правах Ребенка. Это предложение позволило уточнить содержание данной статьи и придти к соглашению по вопросам, связанным детской игрой, в разных странах мира.

За период рассмотрения запроса в Комитете ООН, IPA предприняла множество мер для утверждения ценности детской игры. Первый ряд мер включает серию консультаций о правах ребенка на игру в восьми городах мира. Следующая мера — назначение ответственных за создание концепции развития игры — Стюарта Лестера и Венди Расселл, университет Глостершира, Великобритания. Концепция доступна на вебсайте IPA с начала 2010 г [5].

Взрослые, включая официальные государственные структуры, должны понимать это особое значение, признать, уважать и продвигать это право. Для этого необходимо более чёткое определение игры и её роли в детском развитии.

Определение игры

Существует множество различных, зачастую противоречивых определений природы и ценности игры [1]; [3].

Научные и популярные статьи зачастую ориентированы прагматически, и отражают доминирующие в обществе взгляды на детство и на игру. Отношение взрослых к детской игре может варьироваться от ее полного игнорирования, до неверного понимания игры как тривиальной двигательной активности или пустой траты времени, которая к тому же может быть опасной и разрушительной. Достаточно часто даже в среде профессионалов игре присваивается статус механизма, формы обучения или социализации.

Статус игры в рамках Конвенции о правах ребенка отражает эти тенденции. Часто право на игру пропускается как отдельное право, оно даже было названо «правом, о котором все забывают», или «самым заброшенным из всех прав». Вместе с тем исследования свидетельствуют о том, что игра имеет фундаментальное значение в развитии детей; поэтому определение игры и ее роли — одна из важнейших задач, стоящих перед неврологией, этологией, психологией,образованием и социальными науками в целом. Только через понимание природы игры в самом широком смысле, мы сможем приблизиться к пониманию её влияния на судьбу человека, а возможно и судьбу человеческих сообществ [6]; [7].

Внутреннее напряжение в Конвенции о правах ребёнка выражается в двух противоположных тенденциях: с одной стороны, ребенок имеет право делать свой выбор и выражать свои взгляды, с другой — взрослые должны действовать в интересах ребенка и несут ответственность за его благополучие. Вместе с тем, эти позиции могут противоречить друг другу. Кто будет принимать окончательное решение, если выбор детей окажется в противоречии с их интересами. Чье право окажется первостепенным — детей или взрослых? Большинство споров о правах ребенка сфокусировано именно на этом вопросе. По мере того как ребенок развивается, возрастет его самостоятельность и уменьшается ответственность взрослых. С этих позиций детство рассматривается как подготовительный период к взрослости. Проходя через ряд универсальных стадий, дети приходят к рациональной, самостоятельной и ответственной жизни. Игра с этой точки зрения понимается как средство развития способностей, требующихся во взрослой жизни. Это деятельность, в которой потребности ребёнка и задачи его развития не противоречат друг другу.

Этнографические исследования показывают, что дети всегда стремятся к участию в народных играх, характерных для их культуры. Исследования игр животных и современные данные о работе мозга показывают, что влияние игры может быть не отсроченным, а реально влияющим на актуальное взаимодействие ребенка с его физическим и социальным окружением. Кроме того игра конечно имеет пролонгированное воздействие на будущее взросление и зрелость человека.

Например, дети племени Камаиура (Camaiura) играют в игру «Где огонь?» Они роют две норки в песке и связывают их тоннелем. Один из детей засовывает свою голову в нору, а другие дети полностью засыпают его песком. Он дышит через тоннель, в то время как другие с насмешками его подначивают вопросами «где огонь?». Его задача — показать правильное местоположение солнца в этот момент. Игра заканчивается тогда, когда ребенок дает правильный ответ. Почему же, спросите вы, такая смешная, нелепая, возможно даже жестокая игра детей, так фундаментально важна? Дело в том, что в своих играх дети опробуют различные аспекты своей повседневной жизни, переворачивают все вверх дном, выворачивают их наизнанку, преобразуют свой мир, делая его менее страшным, непонятным или менее скучным. В обычной игре-преследовании (догонялки) дети физически активны, они сотрудничают друг с другом, чтобы поддержать игру, выполняют ее правила. Важна мотивация включения в такую игру — острые переживания, возможность пережить страшное, но безопасное преследование, острая эмоциональная составляющая игрового события. Правила игры обеспечивают уверенность, в том, что «это — только игра», это обеспечивает безопасность, а эмоции могут быть пережиты и выражены без последствий, без выноса в «реальный» мир. Множество детских игр отражает различные аспекты их мира, поэтому игру можно понимать как своего рода подготовку, репетицию взрослой жизни. Однако в настоящее время не так много эмпирических доказательств, подтверждающих это утверждение.

Хотя игра напоминает реальную жизнь, она все же сильно отличается от неё: движения, интонации голоса утрированы, последовательность действий искажена, основные сюжетные линии непредсказуемы, обычное поведение нарушено, правила игры меняются, и все это используется для продолжения и развития игры. Это скорее создание своего мира, где дети удерживают контроль над ситуацией, где они преднамеренно стремятся одержать победу, что, впрочем, несерьёзно, поскольку это — только игра. Таким образом, дети опробуют репертуар гибких, вариативных действий и ответов на ситуации, которые они сами создают или с которыми неожиданно сталкиваются. Игра, увлекательна сама по себе, она существует для удовольствия и радости, поскольку ребёнок чувствует, что он сам способен создавать и контролировать ситуации.

Однако, не следует романтизировать игру. В ней отражаются различные аспекты детских отношений, в том числе отношения власти и подчинения. Большая часть детских игр предполагает управление другими, менее сильными детьми и поддержание культурных, гендер­ных и этических норм поведения. Вместе с тем игра предполагает возможность преодоления существующих стереотипов, возможность их трансформации. Наряду с этим, игра разрушает сложившиеся представления взрослых о детях. Традиционно взрослые ценят игру детей как способ социализации, в то же время игра даёт начало взрослым проблемам: дети могут угрожать друг другу, конкурировать, враждовать, что приводит к санкциям и запрещениям старших. Дети, однако, оценивают эти игровые отношения иначе; они остаются игровыми, т.е. «не настоящими» и конечно неодобрение взрослых может придать им особую ценность.

Конвенция о правах ребенка (CRC) об игре

Право на игру связано со всеми статьями Конвенции [8]; [9]. Статьи Конвенции охватывают три важнейших аспекта: защита, участие и создание возможностей . Право на игру предусматривает возможность детей отстаивать свою самостоятельность и защищать себя через игру, которая является специфическим способом существования детей в разных культурах. Ответственность взрослых заключается в обеспечении права детей участвовать в игре и в создании адекватных возможностей для игры детей.

1.    Защитная функция игры

Возможно самым фундаментальным из всех принципов Конвенции (CRC) является право на выживание. Выживание — это не просто вопрос поддержания жизни; выживание относится также к условиям, в которых организм может комфортно чувствовать себя, и которые позволяют удерживать свою целостность, быть в состоянии ответить на требования среды, поддерживать как актуальное, так и будущее существование

Детская игра может рассматриваться как процесс самозащиты, который усиливает адаптивные способности ребёнка, гибкость и устойчивость его поведения. Опыт игры стимулирует позитивные изменения в строении головного мозга, особенно в тех системах, которые имеют отношение к эмоциональному развитию, мотивации и компенсации. Это позволяет утверждать, что не только развитие мозга стимулирует игру, но и игра формирует мозг [3]; [4].

Игра, действуя через разные физиологические и психологические системы, способствует физическому и психическому здоровью, благополучию и устойчивости ребёнка. Эти системы связаны с чувством удовольствия и удовлетворённости собой. Несмотря на то, что в игре возможны стрессовые моменты (ссоры, случайности, применение силы), она всегда несёт удовольствие, которое связано с переживанием контроля над реальными и воображаемыми мирами и с эмоциями, которые они вызывают. Переживания радости и удовольствия в игре связаны с чувством самостоятельности, с контролем над ситуацией, с успешным решением проблем. Опыт, полученный в игровых ситуациях, может быть полезен в реальных стрессовых или трудных жизненных ситуациях.

Игра как способ регуляции эмоций. Игра создаёт относительно безопасную атмосферу, в которой дети могут испытать радость, гнев, страх, печаль, и даже шок или отвращение — и все это без особых реальных последствий. Эти первичные эмоции изображаются в игре в условном плане («как будто»). Переживания в игре предшествуют реальным социальным эмоциям, таким как гордость, симпатия, стыд и др. Например, в грубой игре-свалке», игроки могут испытать гнев, страх, боль, но при этом все понимают, что эта агрессия ненастоящая, через различные выражения лица и другие сигналы игроки дают сообщение: «это — просто игра».

Умеренное и временное напряжение, которое дети отчасти могут контролировать, подготавливает к настоящим более серьёзным переживаниям, что чрезвычайно полезно.

Игра помогает детям справиться с требованиями непредсказуемой окружающей среды, помогает стать более гибкими и осмотрительными. Играя, дети понимают, что партнёры могут их обидеть или нанести им физический или психологический ущерб, но они не принимают все это в серьез, потому что понимают, что ситуация игры условна.

Привязанность также может пониматься как процесс взаимного регулирования эмоции (синхронзация аффекта). В благоприятной среде, игра становится важным средством установления привязанности к взрослым и дружеских отношений со сверстниками. Дружба очень важна для психического здоровья ребёнка, это своего рода буфер между стрессом и беспокойством. Разные формы игры существуют в пространстве доброжелательного взаимодействия сверстников, дружбы между ними. Эти дружеские отношения являются важным источником положительных эмоций. Они смягчают напряжение, особенно там, где дети имеют дело с отрицательными эмоциями, трудными и иногда болезненными событиями, которые нередко возникают в процессе детской игры. Привязанность к сверстникам связана с привязанностью к месту. Игра всегда связана с определённым и общим для детей временем и пространством, и через эту общность между детьми возникают дружеские отношения, чувства близости и привязанности. Игра формирует и поддерживает положительное отношению к самому месту игры, заботу об этом пространстве и его окружении.

Влияние игры на творческий потенциал и обучение связано не столько с формированием навыков и решением задач, сколько с гибкостью и творческой интерпретацией различных предметов и явлений. Удовольствие от игры дает возможность по-новому взглянуть на привычные вещи, дети начинают думать и действовать по-другому. Это своего рода «обычное волшебство»: для многих игра — это что-то простое, что происходит повседневно, но это «что- то» может поддержать позитивное настроение и дает настоящую радость и уверенность в себе.

2.    Право на участие в игре

Детская игра является главной формой участия в культурной, социальной и практической жизни общества. Качество среды, окружающей детей, будет влиять на саму способность играть, а, следовательно, на их выживание, здоровье и благополучие. Для некоторых детей окружающая среда может стать источником страха и насилия; многие вещи могут быть недоступными из-за ограничений взрослых; среда может быть мало привлекательной и скучной для детей, если в ней нет чего-то таинственного. Именно взрослые создают среду для детей, определяют назначение и способ и использования пространства и времени, а дети всегда находят возможность поиграть. Организация пространства в разных культурах зависит от понимания ценности детства.

Многочисленные исследования указывают на избыточную институализа­цию детского времени и пространства и связанное с этим снижение свободной активности детей. Это выражается в сокращении игр на открытом воздухе, в повсеместном усилении контроля за детьми со стороны взрослых. Эта позиция получила название «helicopter strategy» (англ. — «стратегия вертолета»), где взрослые постоянно «как вертолеты» патрулируют деятельность ребенка. Кроме того, игра рассматривается прежде всего как средство обучения и вследствие этого часто используется в организованных формах детской деятельности, которая осуществляется под руководством взрослых.

Характерно, что в менее урбанизированных сообществах, дети пока увлеченно играют, несмотря на ежедневную работу по дому, обучение и пр. Однако, глобализация рынка ведёт к нарастающей индустриализации, где труд многих специалистов автоматизируется; это приводит к тому, что ребенок удаляется все дальше от смыслов работы взрослых, взаимовлияние игры детей и работы взрослых нарушатся, а игра редуцируется.

Характер участия в игре зависит от многих факторов, среди которых можно выделить следующие:

Гендерные различия: По сравнению с девочками, большинство мальчиков предпочитают играть на открытом воздухе, (хотя бывают и исключения). Они договариваются о времени и пространстве для игры, различают тонкие нюансы игры.

Различия в социально-экономическом статусе. Исследования показали, что дети родителей высшего класса гиперст­руктурированы, дети родителей среднего класса чаще участвуют в структурированных и организованных игровых действиях; у детей из менее обеспеченных слоев общества игры более спонтанные и свободные, в то же время они более рискованные и травматичные.

Дети с особенностями в развитии. По сравнению с обычными детьми, дети, с ограниченными возможностями и дети-инвалиды полностью зависят от взрослых, в то время как они хотели бы чувствовать себя более самостоятельны в мире детей. Совместная игра и специальная организация среды даёт им такую возможность.

3.    Создание возможностей для игры

Право на игру подразумевает гораздо больше, чем предоставление места и времени. Нарушения прав детей на эмоциональный комфорт и благополучие оказывает прямое влияние на их способность играть, в равной степени, как и лишение возможности играть будет иметь влияние на их здоровье, благополучие и развитие.

Можно видеть, что право на игру связано со всеми статьями Конвенции. Сегодня потребности детей в игре часто неправильно понимаются или вообще игнорируются. Учитывая взаимосвязь между способностью играть, развитием и благополучием детей, мы можем предположить, что отсутствие игры будет иметь стойкие отсроченные последствия. Отсутствие игры может нарушить эмоциональное развитие ребёнка, которое в свою очередь будет негативно влиять на физические, социальные и когнитивные показатели развития.

Есть много примеров стресса, с которым дети сталкиваются в своей жизни, и которые имеют серьезные последствия для их способности играть. Хронический стресс от насилия, страха, дискриминации, унижения, от чрезмерной учебной нагрузки, потеря поддержки в семье, переезды, и другие острые и хронические стрессы могут тяжело переживаться детьми. Игра помогает смягчить последствия стрессов.

Учитывая все описанные выше достоинства и преимущества игры, можно утверждать, что игра связана с правами ребёнка в целом. Игра — это не дополнительная роскошь и не развлечение, она является жизненно важным и неотъемлемым правом, лежащим в основе всех четырех принципов Конвенции о правах ребенка: отсутствие дискриминации, выживание, развитие, соблюдение интересов ребенка [6]; [7]. Тем не менее, нельзя делать игру предметом чрезмерного и пристального внимания взрослых. Детская игра принадлежит детям, а взрослым нужно быть чрезвычайно осторожным в своем вмешательстве. Планирование, контроль взрослых, преследование дидактических целей могут разрушить игру. Взрослые должны поддерживать игру и создавать адекватные для неё условия, но не управлять ею.

Нельзя нивелировать ценность игры, или ограничить самостоятельность детей из-за возможных рисков, или использовать ее в инструментальных и образовательных целях. Взрослые должны обеспечить такую физическую и социальную среду, которая поддерживает возможности детей играть, в противном случае их права на благополучие и развитие может быть нарушены.

Данные принципы являются ключевыми в поправке к статье 31 Конвенции о правах ребенка.

Учитывая многочисленные доказательства значения игры для жизнедеятельности детей, Международная Ассоциация Игры (IPA) направила в Комитет по Правам Ребенка ООН предложение о пересмотре Общего Комментария к статье 31 Конвенции о Правах Ребенка. Предложенное дополнение должно способствовать общему для разных стран пониманию сущности игры и выработке единой стратегии мероприятий по обеспечению прав ребёнка на игру.

1 февраля 2013 года данные дополнения и комментарии к статье 31 внесены в текст Декларации о правах ребёнка и утверждены ООН. Текст этих дополнений в переводе авторов статьи приводится ниже [8].

Определение термина «игра»

Игра — это способ понимания жизни и главная форма активности ребёнка.

Потребность в игре является жизненно важной для ребенка, наряду с базовыми потребностями в питании, здоровье, защите, обучении. Играя, ребёнок укрепляет чувство собственного достоинства и своей идентичности.

•  Игра это добровольная, свободная детская деятельность, предполагающая единство мысли и действия, коммуникации и самовыражения (экспрессии)

•   Игра приносит позитивные эмоции, переживание своих достижений и уверенности в себе

• Игра интуитивна и спонтанна, она не может быть запрограммирована и уп­равляема извне, автоматизирована.

IPA предложила развернуть движение по реализации просветительских и практических мероприятий, направленных, с одной стороны, на понимание ценности игры и её роли в жизни и в развитии детей, а с другой — на конкретные меры по поддержке и развитию игровой деятельности.

Предложения по реализации права на игру

Первый ряд мер связан с организацией консультаций о праве ребенка на игру в различных регионах мира. Эти меры предусматривают:

— Включение игры в общественные программы поддержки психического и физического здоровья детей.

— Создание условий для игры во все сферы, где присутствуют дети, включая больницы, поликлиники, предприятия торговли и другие социальные учреждения. Для этого необходима организация детских игровых сред как целостной части всех социальных учреждений.

— Обеспечение базовых условий для здорового образа жизни детей и их развития, а именно предоставление места и времени для свободных игр детей, их свободной активности, как на улице, так и в помещении.

Игра должна занять достойное место в образовательных учреждениях, в семье, и местах досуга детей и в инфраструктуре городов[9].

Игра в образовательных учреждениях:

— Обеспечить возможности для инициативы, общения, проявления творческих возможностей через игру во всех образовательных учреждениях.

— Разработать и осуществить программу исследования значения игры для детского развития в разных возрастах; разработать методы развития и поддержки игры и включить их в обучении специалистов, волонтеров и всех специалистов, работающих с детьми.

— Усилить поддержку игры в начальной школе для повышения мотивации и эффективности обучения.

— Преодолеть разрыв между учебной работой и свободной активностью посредством включения игровых программ в жизнь школ, колледжей и других образовательных учреждений.

— Работающие дети обязаны иметь возможность играть вне официальной образовательной системы.

Игра в семейной и общественной жизни:

— Игра должна быть включена в жизнь семьи как интегрирующая часть социальной среды и как форма заботы взрослых о детях

— Любая инициатива, способствующая позитивным отношениям между детьми и родителями, должна быть всячески поддержана государством

— Игра должна быть включена в систему мер по интеграции детей с особыми нуждами в общество

— Для детей должна быть создана безопасная игровая среда, которая защищает их от любого рода насилия (сексуального, физического похищений и пр.)

Условия для детской игры

— Обеспечить специальное место, время и оборудование для игры с участием квалифицированных специалистов;

— Создавать для педагогов, родителей и других желающих взрослых программы поддержки игры, позволяющие детям свободно и творчески играть и получать удовольствия от игры

— Обеспечить возможности игрового взаимодействия между детьми разных возрастов, социальных страт, разных национальностей, физических и интеллектуальных возможностей

— Способствовать сохранению и распространению традиционных фольклорных игр

— Остановить коммерческое использование детской игры, предотвратить выпуск и продажу игр и игрушек, провоцирующих насилие, агрессию, разрушительные действия

—   Поддерживать осуществление командных игр и спортивных, подвижных игр с правилами

— Обеспечивать всех детей, включая детей с особыми нуждами, разнообразием игровых сред, адекватных игрушек, игровых материалов через общественные акции и программы, такие как дошкольные игровые группы, игротеки, игровые площадки, автобусы и др.

Планирование инфраструктуры населенных пунктов с учётом потребностей детей

Нужды детей должны быть приоритетными при планировании пространства жизни людей

— Дети и молодежь могут участвовать в обсуждении и принятии решений, когда дело касается их окружения и тех объектов, к которым они имеют непосредственный доступ

— При планировании новых построек и реконструкции имеющихся необходимо учитывать физические возможности и психологические особенности детей разных возрастов, возможности их активной деятельности.

Для этого важно:

• Распространять имеющиеся знания о роли игры, о средствах, и методах её поддержки среди специалистов и политических деятелей

• Выступать против постройки высотного жилья («точечных застроек») и по возможности нивелировать неблагоприятное воздействие городской среды на детей и семью

•    Создание условий для беспрепятственного передвижения детей в социальном пространстве, обеспечить безопасный пешеходный доступ к различным сооружениям, паркам и площадкам. Немаловажную роль в этом играет организация безопасного дорожного движения, и чёткая работа общественного транспорта.

•   Учитывать повышенную уязвимость детей, живущих в стесненных условиях, арендуемых квартирах, а также бездомных детей

•    Сохранять соответствующее пространство для игры и отдыха согласно установленным законом требований.

IPA намерена продолжать свою деятельность по утверждению права детей на игру по созданию оптимальных условий для жизни и развития детей во всем мире. Это намерение отвечает духу Декларации Организации Объединенных Наций по Правам Ребенка, в соответствии с которой право на игру также важно, как и право на медицинское обслуживание и образование, и общество и органы государственной власти должны содействовать соблюдению этого права.

IPA признаёт, что каждая страна ответственна за подготовку ее собственных программ, общественных и политических мер, направленных на защиту детства в соответствии с ее культурой, природными, и социально-экономическими особенностями. Общество должно принимать активное участие в развитии программ и услуг для удовлетворения потребностей, желаний и стремлений детей.

IPA обращается ко всем странам и организациям, с призывом противостоять тревожным тенденциям современного детства, которые подвергают опасности детское развитие, и принять меры по осуществлению долгосрочных программ, обеспечивающих и подтверждающих

ПРАВО РЕБЕНКА НА ИГРУ

Совет IPA считает необычайно важно сотрудничать с организациями ООН. Экономический и Социальный Совет (ECOSOC) и ЮНИСЕФ поддерживают и подтверждают работу данной ассоциации следующим образом:

•   Право Ребенка на Игру, заявленное ООН в Декларация Прав Ребенка, признаётся приоритетным и отныне отражено в Соглашении по Правам Ребенка.

•   Приверженность IPA развитию каждого человека и к реализации его потенциала и к усилению важности семьи и сообщества получила поддержку ООН.

•   IPA была назначена Послом Мира ООН».

Данные дополнения и рекомендации уже стали руководством к действию во многих развитых странах мира (Великобритании, Швеции, Японии, Германии и др.) [5].

IPA не только провозглашает право на игру и вносит дополнения в декларацию прав ребёнка, но и осуществляет в ряде стран реальную работу по реализации этого права. Так, в ряде стран (Великобритания, Германия, Япония, Швеция и многие др.) Международная ассоциация игры реализует проект возрождения игры в условиях большого города («Город для детей»).

Суть этого проекта заключается в создании сети игровых центров («Adventure play ground» — APG — «Площадки для игр и приключений»), проектируемых силами детей, их родителей и специалистов [3]. Каждая площадка создаётся на основе уникального проекта, разработанного детьми, подростками и их родителями с участием приглашённых дизайнеров или специалистов в области игры. Проект создаётся с учётов местных условий, а именно имеющейся площади, количества и возраста детей, живущих в конкретном микрорайоне, потребностей и возможностей детей с особыми нуждами, природных и ландшафтных условий, профессиональных возможностей родителей, участвующих в проекте и пр.

Несмотря на уникальность, каждая площадка включает обязательные зоны, такие как система построек для игры (например, дома, крепости, корабли, ракеты и др. ), постройки для лазанья, площадка для подвижных игр, беседки для творчества, место для общения у костра, система водных каналов и песочниц, природная зона для ухода за животными и растениями. Каждая площадка имеет также внутреннюю часть, несколько игровых комнат и большую гостиную для общения, где дети могут играть в плохую погоду, заниматься творчеством и где находится кухня, где дети сами могут готовить еду, отмечать праздники, где есть и небольшое помещение для персонала.

Каждая площадка курируется командой специалистов по игре (3—5 человек). Это люди со специальным подготовкой в области игры детей разных возрастов — не только дошкольного, но и школьного и подросткового. В отличие от воспитателей и аниматоров, их основная задача — не руководство, и не управление игрой детей, а фасилитация игровой активности ребенка, поддержка самостоятельной и свободной игры детей. Программы подготовки этих специалистов (двухлетний курс обучения) тщательно разработаны, осуществляются при университетах и колледжах [1]. Площадки работают по 6-8 часов в день c перерывом, в каникулы ежедневно с 10 до 18 (22) ч. Дети от 5 до 18 лет приходят на площадку сами, с родителями, или школьными учителями (после уроков, по типу продлёнки) и остаются на 2— 3 часа под присмотром специалиста по игре, которые отвечает за их безопасность и при необходимости оказывает помощь в играх и занятиях.

В большинстве столиц мира подобные площадки являются крупным социальным проектом и поддерживаются правительством страны и местными органами власти. Для создания подобных игровых центров и поддержания их деятельности выделяются бюджетные средства, они поддерживаются различными грантами, частными предпринимателями и пр.

Площадки для игр и приключений во многом компенсируют отсутствие дворов, а также в некоторой степени отсутствие контакта с природой, и становятся центрами свободной и самостоятельной деятельности детей.

Здесь дети свободны в выборе материалов и оборудования, в выборе партнёров, в организации игр и в их динамике. Они удовлетворяют потребность в двигательной активности и в играх на свежем воздухе, помогают преодолеть зависимость от экрана, столь характерную и опасную для современных детей. Здесь дети могут придумывать, творить и реализовывать свои замыслы в разных областях — от создания и оформления пространства до придумывания игр.

Очень важно, что это пространство для разновозрастного общения, в котором остро нуждаются наши дети. В таком общении традиционные игры и игровые навыки естественным путём передаются от одного поколения другому.

Игровые площадки имеют особое значение для детей школьного и подросткового возраста, которые в настоящее время не имеют своего пространства за стенами дома или школы. В каникулы такие площадки могут стать формой городских лагерей для школьников.

Создание такого рода площадок в городах России могло бы способствовать возрождению игры и сделать столицу городом, более пригодным для жизни детей. Алгоритм создания подобных площадок детально разработан Международной ассоциацией игры и апробирован в ряде столиц мира, в большинстве стран Европы, США, Канады, Японии, Австралии [5].

Литература

  1. Hughes B. The first claim...a framework for playwork quality assessment. Play Wales. Baltic House. Cardiff CF105FH. 2008.
  2. Hughes B. A Playworker's Taxonomy of Play Types. 2nd Edition. Play Education, 2002.
  3. Playlink. Risk and Safety in Play: The Law and Practice for Adventure Playgrounds. London : Routledge, 1977.
  4. Sutton-Smith B. The Ambiguity of Play. Cambridge, Mass. : Harvard University Press, 1977.
  5. International play association [Electronic resource]: Promoting the child’s right to play / IPA. 2009. URL: http://ipaworld.org/.
  6. UN General Comment on Article 31 — purpose of this section [Electronic resource] / IPA // International play association: Promoting the child’s right to play. URL: http://ipaworld.org/general-comment-on-31/un-general-comment/what-is-a-un-general-comment-2/.
  7. The right of the child to rest, leisure, play, recreational activities, cultural life and the arts (Article 31) [Electronic resource]: General comment No. 17 (2013) / Committee on the Rights of the Child. 2013. 21 p. (Convention on the Rights of the Child). URL: http://www.crin.org/docs/CRC-C-GC-17_en.pdf.
  8. Un stands up for children’s right to play, arts and leisure in a landmark moment for children [Electronic resource]: United Nations adopts in-depth interpretation of ‘forgotten’ children’s rights / IPA. Geneva, 2013. 3p. URL: http://ipaworld.org/main/wp-content/uploads/2013/02/UN-Release.pdf.
  9. Committee on the Rights of the Child [Electronic resource]: Monitoring children's rights / OHCHR // Office of the United Nationals High Commissioner for Human Rights. 1996-2012. URL: http://www2.ohchr.org/english/bodies/crc/.

Информация об авторах

Смирнова Елена Олеговна, доктор психологических наук, профессор, начальник отдела, отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, Центра прикладных психолого-педагогических исследований, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия

Соколова Мария Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, факультет повышения квалификации, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, e-mail: sokolovamw@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4316
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 2594
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4