Экстремальная психология и безопасность личности
2024. Том 1. № 1. С. 26–33
doi:10.17759/epps.2024010103
ISSN: 3034-3666
Арт-терапия в формате стресс-преодолевающего поведения в условиях организации творческой работы студентов
Аннотация
Авторы научной публикации в условиях организации творческой работы студентов изучают влияние арт-терапии на последствия стрессового воздействия. С целью экспериментального подтверждения влияния элементов изобразительного искусства на психоэмоциональное благополучие студентов (снижение уровня стресса), авторами проведено эмпирическое исследование на выборке студентов Московского государственного психолого-педагогического вуза. Всего в исследовании приняли участие 82 испытуемых. В качестве основных методов авторы используют наблюдение, опрос, анализ учебной и научной литературы, формализованные методы: шкалу психологического стресса PSM25 (шкала психологического стресса Лемура-Тесье-Филлиона) и «Шкалу субъективной комфортности А. Леоновой». Математическими критериями выступали непараметрический U-критерий Манна-Уитни и Т-критерий Вилкоксона. Основное заключение исследовательской работы сводится к констатации факта влияния изотерапевтических занятий на уровень стресса и субъективной комфортности обучающихся.
Общая информация
Ключевые слова: эмоциональные состояния, стресс, травматический стресс, арт-терапия, изотерапия, студенты, образовательная среда
Рубрика издания: Технологии обеспечения деятельности в экстремальных условиях
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/epps.2024010103
Получена: 14.03.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Деулин Д.В., Петров В.Е. Арт-терапия в формате стресс-преодолевающего поведения в условиях организации творческой работы студентов [Электронный ресурс] // Экстремальная психология и безопасность личности. 2024. Том 1. № 1. С. 26–33. DOI: 10.17759/epps.2024010103
Подкаст
Полный текст
Введение
Человечество переживает сложный исторический этап своего развития. Мы можем констатировать слом прежнего мироустройства с ревизией шкалы традиционных ценностей, началом глобальных военных конфликтов, социально-экономической рецессией, увеличением риска техногенных катастроф, распространением опасных заболеваний в форме эпидемий и пандемий, увеличением угроз в сфере экологической безопасности, климатические бедствия и т.д. Важным событием в сфере образовательных услуг сегодня является технологический переход, выражающийся в развитии принципиально новых цифровых технологий.
Под влиянием этих многочисленных факторов психика человека испытывает колоссальную нагрузку. Обучающиеся в высших образовательных организациях вынуждены адаптироваться под новые образовательные стандарты, переживать стресс-испытания от трансформации образовательных сред, процесса изучения цифрового пространства и освоения передовых электронных средств обучения, учиться новой коммуникации и т.д. Стрессоры оказывают негативное воздействие на психическое здоровье студентов, приводят к психосоматическим осложнениям, трудностям в обучении: снижению посещаемости и успеваемости и др. В связи с этим актуализируется проблема поиска и внедрения методов преодоления стресса.
На наш взгляд, эффективной может быть творческая работа студентов, в том числе и самозанятость в форме творческой инерции. Ведь именно она является составной частью учебной деятельности и процесса воспитания. Творческий процесс не требует дополнительных усилий в сфере организационных мероприятий, поскольку органично включен в образовательный процесс.
Теоретико-методологические основы исследования
Проблема стрессового давления изучается разными научными направлениями и школами. Как отмечает Н.Е. Водопьянова, привлечение внимания ученых и практиков к проблемам управления организационными и профессиональными стрессами связано с очевидными потребностями в новых технологиях развития стрессоустойчивости и стабильности персонала [2]. Существует разное понимание проблемы стресса, в целом под ним понимают все раздражители (физические, социально-психологические), которые вызывают состояние высокой напряженности, физического и психического дискомфорта, душевного потрясения и другие стресс-эффекты [2, с. 8]. Стрессоры могут быть физиологическими или психологическими.
В настоящее время в большей степени студенты подвержены второму виду стрессоров. Как отмечают М.А. Одинцова и Н.Л. Захарова психологические стрессоры связаны с информационной перегрузкой, соревнованиями, угрозой социальному статусу, самооценке, благополучию, ближайшему окружению и др. [9, с. 11]. Комплекс психических состояний при стрессе включает в себя следующие группы: психические состояния, связанные с процессом восприятия и когнитивной переработкой информации стресс-фактора (тревога, отчаяние, раздражение, разочарование, страх, фрустрация, эйфория, возбуждение, монотония и др.); переживания психологической адаптации (тревога, напряженность, интерес и др.); психические состояния, возникающие при мобилизации ресурсов организма (установка, бодрствование, мотивационные состояния и др.); эмоциональные состояния процесса психологической дезадаптации (утомление, депривация и др.) [9, с. 12].
Безусловно, такие состояния крайне негативно отражаются на результатах обучения, приводят к снижению посещаемости занятий, негативному изменению академической успеваемости, в целом учебной мотивации и др.
Вместе с тем, в многочисленных отечественных и зарубежных исследованиях представлены результаты влияния арт-терапии на психоэмоциональное состояние различных категорий обследуемых лиц. В частности, как известно, стресс может обуславливать профессиональное выгорание. В этом случае групповые занятиями арт-терапией, в рамках которых используется творческая художественная и пластическая активность для выражения проблематики как отдельных членов группы, так и группы в целом.
Рисунки предоставляют разнообразную информацию о членах группы, которая подвергается рассмотрению и интерпретации [10, с. 163]. В этом случае арт-терапия рассматривается как стресс-преодолевающее поведение, как механизм психологической защиты от неблагоприятных факторов. А.В. Либина в своей работе указывает на то обстоятельство, что в целях конструктивного или незащищенного способов решения психологических проблем возникает феномен совладающего поведения [8, с. 22].
В некоторых случаях человек, переживающий негативные эмоциональные состояния может спонтанно рисовать графические объекты, бессознательно с применением такой психомоторной реакции преодолевать стресс. Как пишет З. Фрейд иногда защитный механизм актуализируется автоматически и неосознанно в попытке достичь разрешения эмоционального конфликта, освобождения от эмоционального напряжения и облегчения тревожности [11, с. 6].
В рамках творческой работы можно использовать содержание арт-терапевтических технологий (изотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, драмтерапия, куклотерапия, танцетерапия). Данная технология ориентирована на взаимодействие обучающихся как между собой, так и с воспитателем, где может происходить самопознание, самовыражение, активизируется собственный потенциал личности через продукт художественной деятельности, осознающий общность и различие своего «Я» в мире других.
В целях повышения уровня самовыражения, саморазвития, утверждения и самопознания студенты могут в том числе эксплуатировать коррекционный потенциал арт-терапии. Этот процесс положительно отзывается также – в случае успеха – и на самооценке и самопризнании непосредственно педагога. [1, с. 43]. В своих исследованиях мы уже показывали роль изотерапии в учебном процессе. Этот инструмент позволяет проводить диагностику и самодиагностику; удовлетворяет эстетические потребности; осуществляет психокоррекцию; обеспечивает развитие когнитивных функций; формирует общепрофессиональные и универсальные компетенции у обучающихся [4].
А.И. Копытин демонстрирует эффективность применениям арт-терапевтических технологий даже в борьбе с последствиями травматического стресса. В своей работе он утверждает, что занятия арт-терапевтическим процессом способствует когнитивному переформатированию и рефлексии личных переживаний благодаря их богатому метафизическому содержанию в виде метафор, символизма и образов [5, с. 172]. В рамках предыдущих исследований мы также смотрели влияние творческой самодеятельности на уровень психоэмоционального благополучия студентов [7, с. 282-295].
Таким образом, мы наблюдаем теоретическую разработанность проблемы применения психопрактик в форме арт-терапии в преодолении негативных эмоциональных состояний.
Организация и методология исследования
Наше исследование предполагало проведение пилотажного эксперимента с целью верификации гипотезы о положительном воздействии изотерапевтического инструментария на эмоциональный регистр обучающихся (значительное снижение уровня стресса). Всего в исследовании принимало участие 82 студента из Московского государственного психолого-педагогического университета (далее – МГППУ). Средний возраст испытуемых составил 20 лет (рисунок 1). Основное предположение базировалось на факте того, что существуют гендерные различия эмоционального реагирования и восприятия «эстетических стандартов». Девушки проявляют большую чувствительность к творчеству, канонам прекрасного и так далее. Это обстоятельство определяет обоснованность нашей выборки.
Рисунок 1. Соотношение по половому признаку испытуемых в рамках исследования
Испытуемыми являлись студенты факультета экстремальной психологии МГППУ (с 1 по 4 курс обучения), которых мы рандомизировано разделили на контрольную и экспериментальную группы. Объем контрольной группы составил 40 человек, экспериментальной – 42 человека. Основными исследовательскими методами выступали: методика «Шкала субъективной комфортности А. Леоновой» [6] и Шкала психологического стресса PSM-25 [3]. В качестве методов математической статистики использовались: оценка различий в группах по U-критерию Манна-Уитни, частотный анализ, описательная статистика и оценка сдвига в группах по Т-критерию Вилкоксона.
Анализ результатов исследования
Научное исследование состояло из следующих этапов:
- Пре-тестовая сессия психического состояния испытуемых с помощью «Шкалы субъективной комфортности А. Леоновой» и Шкалы психологического стресса PSM-25 (Таблица1). Основу экспериментальной выборки составили студенты, вовлеченные во внеучебную работу (проявление творческой активности, посещение выставок, галерей, создание коллажа, плакатов, элементов рисунков и др.). Организация такой работы предполагала использование как классических изобразительных средств выражения своей творческой направленности (бумага, аппликация, применение красок, мастихина, цветных карандашей и ватмана), так и современных цифровых (программных продуктов изобразительного творчества). Специально задавалась тематика такой работы (День Победы, праздник 8 Марта, 23 Февраля, конкурс лучшего рисунка на обложку журнала факультета и т.п.)
Рисунок 2 Пример «цифровой живописи» студентки Окопной Дарьи для конкурса лучшей обложки на журнал «Экстремальная психология и безопасность личности»
Такие мероприятия проводились регулярно со студентами в групповых формах, где каждый участник выполнял определенную функцию, был приобщен к творческому процессу. Обучающиеся в рамках внеучебной деятельности погружались в социокогнитивную ситуацию со сменой обстановки с формальной на неформальную. Студенты могли на больших ватманах или экранах планшетов (компьютеров) выражать свои переживаемые эмоции, перерабатывать и рефлексировать их в своем творчестве (Рисунок 2). Эксперимент проводился в течение 9 месяцев (исследование носило лонгитюдный характер), в том числе в зачетно-экзаменационный период (в предположении о значимом стрессогенном воздействии на обучающихся).
2. По итогам таких мероприятий была проведена пост-тестовая «сессия». Также использовались: «Шкала субъективной комфортности А. Леоновой» и Шкала психологического стресса PSM-25. Для удобства обработки данных все результаты были приведены к шкале стэнов. Для оценки эквивалентности контрольной (группа 1) и экспериментальной (группа 2) групп применялся непараметрической U-критерий Манна-Уитни. Для показателя выраженности психологического стресса сумма рангов в группах составила – 1603,5 (гр. 1) и 1799,5 (гр. 2) единиц, для индикатора субъективной комфортности – 1618,5 и 17,84,5, соответственно. Фактические значения U-критерия по исходным данным – 783,5 (р=0,59) и 798,5 (р=0,697), что показало отсутствие статистически значимых различий в группах и возможность их участия в эксперименте.
В рамках проведенного исследования был установлен ряд фактов. Психическое состояние обучающихся в контрольной группе в данных пре- и пост-тестов статистически значимо не изменилось (отсутствуют статистические сдвиги, табл. 1, 2).
В экспериментальной группе, напротив, существенно изменились показатели по результатам пост-теста. По шкале «Психологического стресса» уровень стресса заметно снизился. По методике «Шкала субъективной комфортности» преобладающая часть значений повысилась с низкого уровня субъективной комфортности до сниженного уровня или приемлемого уровня. Студенты, которые имели приемлемый уровень по результатам пре-теста, демонстрировали высокий уровень субъективной комфортности по окончании эксперимента (таб.1, 2).
Таблица 1. Описательная статистика показателей в контрольной и экспериментальной группах
Показатель |
Среднее |
СКО |
КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА |
|
|
Шкала психологического стресса (до эксперимента) |
5,225 |
1,804 |
Шкала психологического стресса (после эксперимента) |
5,300 |
1,324 |
Шкала субъективной комфортности (до эксперимента) |
4,400 |
1,945 |
Шкала субъективной комфортности (после эксперимента) |
4,600 |
1,277 |
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА |
|
|
Шкала психологического стресса (до эксперимента) |
5,452 |
1,811 |
Шкала психологического стресса (после эксперимента) |
4,310 |
1,220 |
Шкала субъективной комфортности (до эксперимента) |
4,571 |
1,915 |
Шкала субъективной комфортности (после эксперимента) |
5,762 |
1,559 |
В качестве методов математико-статистической обработки данных для оценки эффективности арт-терапевтического воздействия на психоэмоциональное влияние студентов применялся Т-критерий Вилкоксона.
Таблица 2. Сравнение сдвигов в контрольной и экспериментальной группах
Показатель |
Т-критерий |
Р |
Т-критерий |
Р |
Шкала психологического стресса |
253 |
0,614 |
75 |
0,001 |
Шкала субъективной комфортности |
276 |
0,504 |
74 |
0,001 |
Статистически значимые сдвиги на уровне р=0,001 установлены по обоим диагностическим измерениям – в экспериментальной группе у студентов снизилась выраженность психологического стресса (Тэмп=75) и возросла субъективная комфортность (Тэмп=74). Несмотря на некоторую позитивную динамику соответствующих показателей (табл. 2) в контрольной группе статистически значимых изменений не отмечено. Можно предположить, что личностные ресурсы и «время» позволяют корректировать психоэмоциональное состояния студентов, но этого явно недостаточно для преодоления стрессовой проблематики.
Поскольку изменения произошли только экспериментальной группе, можно сделать вывод о том, что средства изобразительного искусства оказывают позитивное (гармонизирующее) влияние на психоэмоциональное состояние студентов в период обучения в условиях интенсивного стрессового воздействия, а именно – снижается выраженность субъективного восприятия психологического стресса и повышается уровень психологической комфортности.
Выводы
Наша исследовательская работа продемонстрировала важность внедрения в психолого-педагогический арсенал изотерапевтической методики. Именно использование этого метода позволяет серьезно амортизировать стрессовую нагрузку, формировать копинг-ресурс для продуктивной образовательной деятельности. Увлечение студентов креативной активностью, которая определенно имеет творческую выраженность, определяет развитие их компетенций в процессе обучения, повышает индекс академической успеваемости, посещаемости учебных занятий, учебной мотивации. Мы считаем, что изотерапия может стать элементом психологического совершенствования качества учебной деятельности.
Литература
- Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании: учебник для вузов / Е.А. Медведева [и др.] / под ред. Е.А. Медведевой. 2-е изд., испр. и доп. [Электронный ресурс]. М.: Юрайт, 2023. 274 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/515317/p.43 (дата обращения: 01.02.2024).
- Водопьянова Н.Е. Стресс-менеджмент: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2023. 283 с.
- Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с.
- Деулин Д.В., Усачева И.В. Использование элементов живописи в системе психолого-педагогического преодоления негативных эмоциональных состояний у курсантов образовательных организаций системы МВД России // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 3. С. 295-300.
- Копытин А.И. Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса. М.: Когито-Центр, 2014. 208 с.
- Леонова А.Б. Комплексная методология анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. 2004. № 2. С. 75-85.
- Личностные ресурсы антистарения: монография / кол. авторов; общ. ред. Т.Н. Березиной, А.В. Литвиновой. М.: РУСАЙН. 2024. 322 с.
- Либина А.В. Психология совладания: учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2024. 318 с.
- Одинцова М.А., Захарова Н.Л. Психология стресса: учебник и практикум для вузов. М.: Изд-во Юрайт, 2024. 291 с.
- Профилактика профессиональных деформаций в системе социальной работы: учебное пособие для вузов / М.В. Воронцова [и др.]; под редакцией М.В. Воронцовой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2023. 244 с.
- Фрейд З. Введение в психоанализ. М.: АСТ, 2019. 608 c.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 315
В прошлом месяце: 73
В текущем месяце: 56
Скачиваний
Всего: 80
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 16