Клиническая и специальная психология
2024. Том 13. № 1. С. 176–192
doi:10.17759/cpse.2024130111
ISSN: 2304-0394 (online)
История и перспективы развития специальной психологии: к 100-летию со дня рождения В.И.Лубовского
Аннотация
В статье представлен исторический обзор становления специальной психологии как особого направления психологической науки, ключевую роль в котором сыграл Владимир Иванович Лубовский. В.И. Лубовский длительное время возглавлял НИИ Дефектологии и стал организатором и первым заведующим кафедры «Специальная психология» в МГППУ. В статье описаны этапы развития кафедры, изменения в профессорско-преподавательском составе, смена различных образовательных программ и направлений, реализуемых в рамках подготовки специалистов для психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями в развитии. Факультет клинической и специальной психологии МГППУ продолжает развиваться, сохраняя традиции, заложенные В.И. Лубовским. В статье рассмотрено современное состояние специальной психологии и ее перспективы, отмечены актуальные проблемы специальной психологии, когда-то сформулированные В.И. Лубовским: развитие ранней специальной психологической службы, изучение возможностей и условий интеграции детей с особенностями развития в общеобразовательные учреждения, разработка единого подхода к использованию терминологии. Все обозначенные проблемы имеют актуальное значение и по сей день, они пересматриваются в контексте развития инклюзивного образования в нашей стране.
Общая информация
Ключевые слова: специальная психология, дефектология, высшее образование, подготовка специалистов
Рубрика издания: Проблемы подготовки специалистов
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2024130111
Финансирование. Исследование выполнено на базе МГППУ в рамках НИР.
Получена: 16.02.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Артемова Е.Э., Басилова Т.А., Куртанова Ю.Е., Мешкова Т.А., Щербакова А.М. История и перспективы развития специальной психологии: к 100-летию со дня рождения В.И.Лубовского [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2024. Том 13. № 1. С. 176–192. DOI: 10.17759/cpse.2024130111
Полный текст
Отмечая в 2023 году столетие со дня рождения выдающегося отечественного психолога, доктора психологических наук, профессора, академика РАО Владимира Ивановича Лубовского (1923–2017), нельзя не попытаться проанализировать прошлое, нынешнее и будущее развитие специальной психологии в нашей стране и, в частности, историю факультета и кафедры специальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ), в создании которых он принимал самое активное участие [2; 3].
Термин «Специальная психология» впервые упоминается в замечательном двухтомном труде российского психиатра Г.Я. Трошина (1874–1938), который вышел в 1915 г., но из-за высылки его автора из Советской России в 1921 г. эти книги были практически изъяты из научной литературы на долгие годы [14]. В дальнейшем в СССР определение «специальный» употреблялось в основном по отношению к образовательным учреждениям для детей с особыми образовательными потребностями, а область психологического изучения таких детей долгое время являлась частью другой научной дисциплины — дефектологии, которая определялась в СССР как «наука о психофизиологических особенностях развития детей с физическими и психическими недостатками (глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, умственно отсталых, логопатов, с двигательными нарушениями и др.), закономерностях их воспитания, образования и обучения» [5, с. 87]. В Дефектологическом словаре (1970), где на нескольких страницах приводится определение дефектологии как науки, можно встретить только одно упоминание специальной психологии: «Вскрывая особенности чувственного познания у аномальных детей и развития их высших психических процессовспециальная психология установила специфические закономерности различных ступеней в их познании и этим содействовала развитию научно обоснованных педагогических и методических систем обучения аномальных детей» [5, с. 88]. Специальная психология как отдельная отрасль психологических знаний формально стала упоминаться в перечне научных специальностей вузов только в 1960-х гг. Основой этому стали психологические работы учеников Л.С. Выготского — И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Р.М. Боскис, Р.Е. Левиной, результаты исследований которых были объединены в коллективной монографии «Основы обучения и воспитания аномальных детей» (1965).
В начале 90-х гг. прошлого столетия, уже в новой России, наконец, появляется профессия практического психолога. Такие специалисты получают возможность работать во всех типах школьного и дошкольного образования, в том числе и для детей с нарушением развития. Специальная психология становится обязательной учебной дисциплиной для всех психологических и педагогических специальностей в среднем и высшем профессиональном образовании. Открываются кафедры специальной психологии в вузах и появляется отдельная форма такой специализации для психологов. Создаются первые учебники по специальной психологии, открываются новые возможности сбора, анализа и обобщения экспериментальных данных о детях и взрослых с нарушениями психофизического развития. Специальная психология начинает выходить за рамки дефектологии, становясь самостоятельной отраслью психологии. Это означает начало разработки общей теории специальной психологии и определение ее предмета.
Известно, что первая кафедра «Специальная психология» была организована в Санкт-Петербургском государственном университете в 1995 г., но она не являлась выпускающей.
В 1997 г. был осуществлен первый набор студентов в только организованный Московский городской психолого-педагогический институт (ныне МГППУ), один из факультетов которого (факультет специальной психологии) ставил своей основной задачей подготовку как раз специальных психологов. Ведущей выпускающей кафедрой на факультете стала кафедра «Специальная психология», первая в нашей стране. В.И. Лубовский стал организатором и первым заведующим этой кафедры. Вместе с ним на кафедру в МГППИ пришли и его коллеги, более 40 лет проработавшие в НИИ дефектологии (НИИД) — Т.В. Розанова, В.Г. Петрова и В.И. Лонина.
Первая группа студентов для специализации по специальной психологии была набрана 25 лет назад в 1998 г. на второй курс факультета «Специальная психология» МГППИ. Первый выпуск (32 человека) по специальности «020400 — Психология» с квалификацией «Психолог. Преподаватель психологии» и специализацией «Специальная психология» состоялся в 2002 г. [9].
Как уже упоминалось, основой преподавательского состава кафедры «Специальная психология» стали тогда бывшие ведущие научные сотрудники НИИ Дефектологии АПН СССР (с 1992 г.— Институт коррекционной педагогики, ИКП РАО), ведущего научного учреждения в области обучения и изучения детей с нарушениями развития, известного в начале 1920-х гг. как Институт экспериментальных школ. В этом институте работали до конца своей жизни и сам Л.С. Выготский, и его ученики: Л.В. Занков, Р.Е. Левина, Н.Г. Морозова, М.С. Певзнер, В.И. Соловьев, Ж.И. Шиф и др. В начале 1950-х гг. в НИИД стали приходить первые выпускники психологического отделения философского факультета МГУ, такие как Г.Л. Выгодская, Н.Д. Зислина, Ю.А. Кулагин, В.И. Лубовский, Е.Н. Марциновская, А.И. Мещеряков, В.Г. Петрова, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева, Л.И. Тигранова и др. [2; 3].
В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, В.Г. Петрова и В.И. Лонина, признанные специалисты в области специальной психологии, принесли в МГППУ традиции научной школы Л.С. Выготского [4]. Вхождение в состав МГППУ таких известных ученых позволило включить специальность «19.00.10 — Коррекционная психология» сначала в состав кандидатского, а затем докторского диссертационных советов МГППУ. Были защищены ряд диссертационных исследований выпускниками аспирантуры по кафедре специальной психологии, в том числе и по достаточно редким темам, касающимся психологии глухих и детей с выраженными интеллектуальными нарушениями. Кафедра специальной психологии МГППУ была очень востребована в качестве ведущей организации для защиты кандидатских и докторских диссертаций по этой специальности.
Чуть позже штатными профессорами кафедры стали также бывшие научные сотрудники ИКП РАО А.М. Щербакова и Т.А. Басилова. На этой кафедре также в течение нескольких лет преподавали известные специальные психологи, профессора Н.Л. Белопольская (в качестве штатного сотрудника), Е.Р. Баенская и Е.Л. Гончарова (как совместители), их профессиональная деятельность также была тесно связана с ИКП РАО. Профессорами, совмещающими многие годы свою работу в других вузах с преподаванием на этой кафедре, продолжают быть также известные специальные психологи — доктора наук и профессора И.Ю. Левченко и В.В. Ткачева.
С появлением на кафедре специальной психологии Т.А. Басиловой в МГППУ были продолжены традиции научной школы Соколянского–Мещерякова по обучению и изучению слепоглухих детей. МГППУ стал единственным вузом, в котором на двух факультетах (Психология образования и Специальная психология) появилась дисциплина «Обучение слепоглухих». Она знакомила студентов с историей и современным состоянием в этой области знаний, показывала возможности обучения слепоглухих для лучшего понимания общих и возрастных особенностей психического развития обычного ребенка. К преподаванию на кафедре специальной психологии удалось также привлечь других исследователей в области слепоглухоты, таких как Е.Л. Гончарова (практикум «Диагностика и коррекция читательского развития в работе психолога специальной школы»), а также слепоглухого ученика А.И. Мещерякова и Э.В. Ильенкова — А.В. Суворова (1953–2023), который начал свою преподавательскую деятельность на кафедре с учебной дисциплины «Совместная педагогика» и до конца жизни был штатным профессором кафедры. Продолжился обмен научными знаниями со специалистами из других стран мира, участие в международных семинарах и конференциях Deafblind International (DBI) — Всемирной организации по развитию служб для слепоглухих. Была организована 8-месячная стажировка двух выпускников кафедры специальной психологии в знаменитой Школе Перкинса для слепых и слепоглухих в Бостоне (США). По заказу Департамента социальной защиты населения г. Москвы на кафедре дважды были организованы курсы повышения квалификации для переводчиков жестового языка «Психологическая поддержка и сопровождение глухих и слепоглухих» и подготовлено методическое пособие для социальных работников Москвы «Независимая жизнь и социальная адаптация слепоглухих инвалидов в современном мегаполисе» (2008) [4].
В.И. Лубовский, начиная свою работу в МГППУ вместе со своими ближайшими коллегами и друзьями, стремился сделать этот университет одним из немногих, а может быть и ведущим по подготовке студентов по специальной психологии. С момента создания кафедры и до конца своей жизни В.И. Лубовский оставался ее профессором (по совместительству), читал лекции по особенностям развития детей с задержкой психического развития, руководил курсовыми, дипломными и аспирантскими работами, был активным членом диссертационного совета и редакционных советов журналов «Культурно-историческая психология» и «Клиническая и специальная психология». Его основной работой также до конца жизни оставалась работа в качестве главного научного сотрудника лаборатории инклюзивного образования Института специального образования и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета (МГПУ).
Начав активную преподавательскую деятельность, он вскоре воплотил в жизнь создание учебника по специальной психологии, который стал самым популярным в этой области знаний и пережил к 2014 г. уже 7 переизданий, постепенно расширяя состав соавторов и совершенствуясь [13]. Вместе с В.И. Лубовским членами первого авторского коллектива этого учебного издания в 2003 г. были преподаватели кафедры специальной психологии МГППУ В.Г. Петрова, Т.В. Розанова, В.А. Лонина и Т.А. Басилова. Именно в этом учебнике Владимир Иванович отстаивал определение специальной психологии как «отдельной отрасли психологической науки, изучающей закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками» [13, с. 25]. Следует отметить, что уже тогда существовала определенная полемика среди авторов первых учебников по специальной психологии, появившихся почти одновременно в начале 2000-х гг., по поводу определения предмета специальной психологии. Специальная психология определялась либо как самостоятельная область психологической науки, либо как направление возрастной психологии, как «психология особых состояний», «развитие в стесненных обстоятельствах» [8; 10; 12; 15]. Как бы ни разнились между собой эти определения, все они подтверждали, что с конца ХХ–начала ХХI века специальная психология вышла за рамки дефектологии. И теперь дефектологию В.И. Лубовский определял уже не как науку, а как «область научных знаний».
В.И. Лубовский не раз отмечал, что создание специальной психологии как целостной области психологических знаний произошло сравнительно недавно, хотя ее отдельные разделы (психология глухих, психология слепых, психология умственно отсталых) начали формироваться еще в конце XIX–начале ХХ века. Он также настаивал, что специальная психология является продуктом именно российских ученых, и что в странах Запада «отдельные ветви специальной психологии остаются не связанными друг с другом» [13, с. 182]. Он видел объяснение таких различий в отечественной научной традиции поиска общего и различного не только между нормальным и нарушенным развитием, но и внутри разных типов недостатков развития у детей, идущей от Г.Я. Трошина и Л.С. Выготского.
Особое значение и термину «Специальная психология», и дискуссии по поводу ее предмета, В.И. Лубовский стал придавать при переходе отечественного высшего образования на единую международную двухуровневую систему, когда возникла необходимость обосновать специальную психологию как новую учебную дисциплину, а значит и специализацию, для которых нет прямых аналогов за рубежом. Он постоянно обращался к англоязычной научной и справочной литературе в поисках адекватного перевода отечественных терминов и нашел в американском психологическом словаре А. Ребера, что область знаний, которую мы определяем как специальная психология, представлена в подразделе педагогической психологии, входящей в раздел специального образования (Special Education): Он писал, что термины «специальная психология» и «дефектология» широко употребляется только в нашей стране и странах СНГ, они также знакомы специалистам из ряда стран Восточной Европы, которые ранее получали высшее образование в СССР, заканчивали здесь аспирантуру и получали научные звания. Терминология в области дефектологии разрабатывалась этими странами в 1970–80-е гг. совместно с российскими специалистами. В Берлинском Университете им. Гумбольдта в 2006 г. вышла (только для участников этой совместной работы) электронная версия «Сравнительного словаря терминологии дефектологии» на немецком, болгарском, венгерском, польском, чешском, русском языках с добавлением к ним английских эквивалентов терминов [8].
Со времен своей работы в НИИД В.И. Лубовский много сил отдавал развитию международного сотрудничества в области специальной педагогики и психологии. Он был самым осведомленным сотрудником в области зарубежной специальной психологии и педагогики в институте, впервые стал выезжать за рубеж в середине 1950-х гг., с тех пор часто участвовал в международных конференциях. Он был одним из создателей первого международного глоссария «Терминология дефектологии» на четырех языках (английском, испанском, французском и русском), изданного по программе ЮНЕСКО в 1977 г. и пересмотренного в 1983 г., где русскому термину «Дефектология» соответствовал английский термин «Special Education». Термин «специальная психология» был также включен в этот глоссарий, где в качестве английского аналога этого термина предлагалось словосочетание «psychology of the exceptional child» (психология исключительного ребенка) и отмечалось, что этот термин не является общеупотребительным [8].
По его инициативе была переведена и опубликована в 1982 г. книга А. Анастази «Психологическое тестирование», под редакцией, с предисловием и комментариями В.И. Лубовского и К.М. Гуревича. В период директорства В.И. Лубовского в НИИ дефектологии с 1986 по 1992 гг. возобновилось активное международное научное сотрудничество по проблемам специального и инклюзивного образования. По его инициативе была организована совместная со специалистами США работа по подготовке к изданию на английском языке работ Л.С. Выготского по дефектологии, проводился обмен делегациями ученых из разных стран.
Он всячески приветствовал включение дисциплин, традиционно входящих в отечественную специальную психологию, в учебные планы подготовки всех бакалавров, в магистерские программы МГППУ, создающиеся не только на факультете специальной психологии, но и в других направлениях психологии и педагогики.
Если говорить о судьбе первой в России выпускающей кафедры «Специальная психология» и в целом факультета специальной психологии, то следует упомянуть, что за время после их создания в МГППУ произошло много преобразований, связанных с реформами высшего образования в Российской Федерации.
Учитывая высокую потребность в подготовке клинических психологов широкого профиля и большой интерес к такой специализации у абитуриентов, в 2004 г. был открыт первый набор на специальность «Клиническая психология» по двум специализациям: «Психология дизонтогенеза» (выпускающая кафедра нейро- и патопсихологии) и «Клиническая психология раннего детства» (выпускающая кафедра «Клиническая психология раннего детства»). Соответственно, в 2007 г. факультет получил новое название «Клиническая и специальная психология». В 2009 г. состоялся первый выпуск по специальности «Клиническая психология», и специальность была аккредитована.
Важно отметить, что в 2007 г. в МГППУ была начата разработка нового направления подготовки — «Психологическая реабилитация» в рамках Национального инновационного проекта «Образование», реализуемая силами сотрудников кафедры специальной психологии [17]. И уже в 2009 г. на факультете Клинической и специальной психологии была открыта еще одна выпускающая кафедра — кафедра «Психологическая реабилитация» по специальности «Клиническая психология» со специализацией «Психологическая реабилитация и коррекция». В этом же году был осуществлен набор на специализацию «Психологическая реабилитация», которая реализовывалась до 2015 г., а с 2014 по 2020 гг. студенты продолжили обучаться уже на уровне магистратуры по направлению «Психологическая реабилитация в социальной сфере». Учебный план этой магистратуры периодически модифицировался как в связи с изменениями образовательного стандарта, так и вследствие обновления, модификации и усовершенствования нормативной и теоретико-методологической базы данного направления. Важными мероприятиями для разработки учебных программ высшего образования по направлению психологической реабилитации стало знакомство с международным опытом в этой сфере. В настоящее время такие дисциплины, как «Актуальные проблемы реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Реабилитационная психология», «Методы психологической коррекции и реабилитации», «Социально-творческая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья», «Психолого-педагогическая реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей», включены в учебные планы подготовки бакалавров и магистров по специальностям и направлениям, реализуемым на факультете «Клиническая и специальная психология». Кроме того, одним из результатов разработки направления «Психологическая реабилитация» в рамках Национального инновационного проекта «Образование» стала уникальная программа профессиональной переподготовки «Реабилитация творческими видами деятельности», осуществляемая и ныне, теперь с новым название «Арт-методы в комплексной реабилитации».
Закономерно, что по инициативе МГППУ и усилиями его сотрудников был разработан профессиональный стандарт специалиста по реабилитационной работе в социальной сфере (утвержден в 2013 г., актуализирован в 2019 г.). Выполненный разработчиками профессионального стандарта анализ открытых источников позволил им оценить нуждаемость в реабилитации более 40 млн. человек населения всех возрастов. Это дети и подростки, взрослые и пожилые люди уязвимых категорий, находящиеся в трудной жизненной ситуации либо пережившие ее с последствиями в виде ограничений жизнедеятельности и, далее, в виде проблем социального включения [11; 16].
В 2011 г. факультет начал обучение по программам бакалавриата — по направлениям подготовки 030300.62 «Психология» (профиль «Специальная психология») и 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» (профиль «Специальная психология и педагогика»). В том же году факультет открыл первую магистерскую программу «Клиническая психология развития» по направлению 030300.68 «Психология». Подготовка таких специалистов позволила сотрудникам кафедры специальной психологии организовать и провести три Всероссийские конференции, по результатам работы которых изданы сборники материалов: «Коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья» (2011), «Психолого-педагогическая коррекция нарушений интеллектуального развития у детей в современном образовании» (2013), «Альтернативные средства общения в обучении слепоглухих, детей с тяжелыми нарушениями двигательного и психоречевого развития» (2017).
В 2012 г. была открыта первая магистерская программа по направлению 050400.68 «Психолого-педагогическое образование» — «Психолого-педагогическая коррекция нарушений развития у детей». Ее первым научным руководителем стала доктор психологических наук, профессор Н.Л. Белопольская. Эта магистерская программа направлена на подготовку специалистов, которые способны комплексно анализировать проблемы нарушений развития у детей разного возраста, разрабатывать коррекционные программы и создавать психолого-педагогические условия для нормализации детского развития или компенсации выраженного дефекта развития. Программа предусматривает обучение проведению научно-исследовательской работы по разработке индивидуальных и групповых программ, методов и подходов к психологической коррекции развития детей с разнообразными нарушениями развития. В процессе обучения магистранты на практике знакомятся с работой специалистов, реализующих психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, а также обучаются взаимодействию и консультированию родителей детей. Эта магистерская программа сочетает в себе и теоретическую, и практическую подготовку специалистов. Учебный план включает модули, дающие возможность освоить различные профессиональные компетенции: теоретико-методологические основы профессиональной деятельности, основы научно-исследовательской и практической деятельности в работе с детьми с нарушениями в развитии. За время реализации этой магистерской программы обучение прошли более 200 специалистов. В последнее время она стала востребована среди педагогов и психологов общеобразовательных школ, так как в рамках развития инклюзивного образования в России во всех школах стали обучаться дети с ограниченными возможностями здоровья.
До 30 апреля 2014 г. в состав факультета входили 6 кафедр, четыре из которых были выпускающими — специальной психологии, клинической психологии раннего детства, нейро- и патопсихологии, психологической реабилитации. Две кафедры — дифференциальной психологии и возрастной психофизиологии — были призваны осуществлять общую подготовку студентов в указанных областях, и выпускающими не являлись.
В 2014 г. на факультете впервые был открыт набор бакалавров на направление подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» (профили «Логопедия», «Сурдопедагогика» и «Педагогическая поддержка детей с трудностями в обучении»).
В связи с добавлением новых специализаций была проведена реорганизация кафедр факультета и открыта новая кафедра. В настоящее время на факультете функционируют три выпускающих кафедры: кафедра специальной психологии и реабилитологии (выпускающая), кафедра нейро- и патопсихологии развития (выпускающая), кафедра специального (дефектологического) образования (выпускающая), кафедра дифференциальной психологии и психофизиологии (не выпускающая).
С 2016 г. по 2021 г. на кафедре специальной психологии успешно существовала магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение слепоглухих и лиц с тяжелыми множественными нарушениями» (научный руководитель Т.А. Басилова) по направлению подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование». Единственная программа в нашей стране, готовящая специалистов, помогающих детям и взрослым с ТМНР. За годы работы этой программы было подготовлено 60 магистров, которые успешно работают в учреждениях образования, социальной защиты населения и различных НКО.
С 2019 г. на кафедре «Специальная психология и реабилитология» реализуется магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей с хроническими соматическими заболеваниями». Уникальность этой программы в том, что она также является первой и единственной магистерской программой в России, которая готовит психологов для работы с детьми, находящимися на длительном лечении. Дети с соматическими заболеваниями нуждаются в специализированном психолого-педагогическом сопровождении, так как наличие жизнеугрожающего заболевания, длительная госпитализация, тяжелое течение болезни и лечения влияет на их психологическое развитие. Все эти факторы важно учитывать при построении программ психологической реабилитации детей с соматическими заболеваниями. Магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей с хроническими соматическими заболеваниями» открылась при сотрудничестве с проектом госпитальных школ России «УчимЗнаем», который предоставляет стажировочные площадки для магистрантов. Обучающиеся могут наблюдать за работой психологов, педагогов, дефектологов, работающих в различных медицинских учреждениях с детьми с соматической патологией. Магистранты проводят научные исследования в области реабилитации и психологического сопровождения детей с соматическими заболеваниями, разрабатывают коррекционные программы, апробируют и внедряют их в практику работы педагогов и психологов госпитальных школ. Учебный план включает в себя дисциплины, освещающие медико-психолого-педагогические основы профессиональной деятельности госпитального педагога-психолога. Дисциплины «Клиника внутренних болезней», «Психиатрия детского возраста» дают понимание клинических основ работы специалистов. Также программа обучения предполагает модули по организации психолого-педагогического сопровождения, психолого-педагогической диагностики и реабилитации детей, находящихся на длительном лечении. Отдельным направлением работы госпитального педагога-психолога является работа в детских паллиативных службах и хосписах. Магистранты получают знания об особенностях работы с детьми с неясным интеллектуальным статусом, нуждающихся в постоянной медицинской поддержке, в том числе с использованием специальных устройств (аппараты ИВЛ, трахеостомы, гастростомы и т.п.). Важно понять, как можно наладить взаимодействие с таким ребенком, увидеть его реакции на различные стимулы, наполнить его жизнь положительными эмоциями, поддержать родителей в сложный период их жизни. В настоящее время по всей стране открываются новые госпитальные школы. Поэтому специалисты из разных регионов России нуждаются в специальной профессиональной подготовке для работы с детьми, находящимися на стационарном лечении. В связи с этим было принято решение о необходимости проводить обучение по магистерской программе в смешанном формате — и очно, и дистанционно. Таким образом педагоги и психологи из разных городов могут получать знания, не выезжая из своего региона [1].
Обучение завершается защитой магистерских диссертаций. Самые выдающиеся научные работы традиционно отправляются на открытую защиту, на которой присутствуют как студенты, их научные руководители, рецензенты, так и представители госпитальных школ, педагоги, психологи. По результатам открытых защит некоторые студенты получают предложения о работе в различных педагогических учреждениях для детей с соматическими заболеваниями.
Факультет клинической и специальной психологии МГППУ продолжает развиваться, сохраняя традиции, заложенные В.И. Лубовским. Молодые ученые пополняют ряды преподавателей кафедр. Сегодня на факультете обучается свыше семисот студентов, реализуются программы подготовки по четырем направлениям — «Психология», «Клиническая психология», «Психолого-педагогическое образование» и «Специальное (дефектологическое) образование», представлены все возможные уровни подготовки от бакалавриата до аспирантуры.
В образовательном процессе участвуют преподаватели из разных областей науки — психологии, педагогики, биологии, медицины. Преподаватели готовы делиться со студентами своими знаниями, опытом, навыками практической деятельности в профессиональной области.
Факультет активно включился в апробацию и внедрение профессионального (демонстрационного) экзамена для студентов направлений «Психолого-педагогическое образование» и «Специальное (дефектологическое) образование», который позволяет оценить уровень сформированности именно профессиональных навыков будущих педагогов-психологов.
Но наука и высшее образование в нашей стране постоянно колеблется из-за политических изменений, которые влияют на экономику и финансирование количества бюджетных мест. Меняется паспорт специальностей в аспирантуре. В.И. Лубовский определял дефектологию как область научных знаний, а не как отдельную науку, и, наверное, его, как и нас, не устроило бы новое название нашей научной специальности — «Коррекционная психология и дефектология».
Сокращается международное сотрудничество, уменьшается бюджетное финансирование, что не может не сказываться на сокращении бюджетных мест и закрытии таких востребованных магистерских программ как «Психолого-педагогическая коррекция нарушений развития у детей». Планируется переход на новую систему высшего образования, пока недостаточно понятный, но который потребует новых изменений в учебных планах.
Однако, несмотря на происходящие изменения в современном мире и образовательном пространстве, остаются актуальными проблемы специальной психологии, когда-то сформулированные В.И. Лубовским:
- Развитие ранней специальной психологической службы, включающее раннее выявление, диагностику, психологическое сопровождение ребенка и его семьи.
- Фундаментальное изучение возможностей и условий интеграции детей с недостатками развития в образовательных учреждениях общего назначения.
- Разработка единого подхода к использованию терминологии. Непродуманная «борьба со стигматизацией» и непонимание различий между использованием терминологии в средствах массовой информации и в научной литературе привели к размыванию понятий и неадекватному использованию терминов.
- Разработка методик дифференциальной психологической диагностики нарушений развития. До настоящего времени в диагностике нарушений развития господствует интуитивно-эмпирический подход и «кустарная» организация диагностической работы. Это проявляется в произвольном выборе методик для проведения обследования, интуитивно-эмпирической оценке результатов выполнения диагностических заданий обследуемым и вытекающей из этого невозможности сопоставления результатов обследования. Для решения многочисленных вопросов этой проблемы необходима коллективная работа, которую сообразно начать сопределения унифицированного набора диагностических методик, основанного на представлениях Л.С. Выготского о сложной специфической структуре нарушенного психического развития.
- Разработка нового содержания и методов обучения детей с недостатками развития. При больших успехах в коррекции «специфических» (первичных) недостатков (недостатков зрительного восприятия у детей с дефектами зрения, речевого развития у детей с ОНР, пространственного развития у детей с ДЦП) содержание и методы обучения общеобразовательным предметам в большинстве случаев остаются традиционными, перенесенными из обычной системы образования [6; 7].
Специальная психология как довольно молодая наука продолжает свое развитие. Расширяются представления о психологической структуре типов нарушенного развития. Совершенствуются диагностические методики, позволяющие проводить более дифференцированный анализ структуры нарушений развития. Разработанный в МГППУ психолого-педагогический модуль в Ядре педагогического образования, который с 2023 года осваивают все студенты педагогических профессий (учителя начальных классов, учителя-предметники, воспитатели), дает возможность овладения более системными знаниями в области специальной психологии.
Владимир Иванович Лубовский внес значительный вклад в развитие специальной психологии. Его идеи дали основу для развития целого направления психологической науки и еще долго будут анализироваться и освещаться последователями.
Литература
- Артемова Е.Э., Тишина Л.А., Борякова Н.Ю., Куртанова Ю.Е. Актуальные вопросы подготовки специалистов службы психолого-педагогического сопровождения на уровне магистратуры // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2021. № 2. С. 56–66. DOI: 10.47639/2074-4986_2021_2_56
- Басилова Т.А. Владимир Иванович Лубовский (1923–2017) [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2017. Том 6. № 4. С. 187–193. DOI: 10.17759/cpse.2017060412
- Басилова Т.А. В.И. Лубовский — директор НИИ дефектологии и организатор кафедры и факультета специальной психологии в МГППУ // Коррекционная педагогика. 2018. № 1 (75). С. 9–14.
- Басилова Т.А. Научная школа Соколянского–Мещерякова в МГППУ // Московская психологическая школа: История и современность: в 4 т. Т. IV. Развитие Московской психологической школы в Московском городском психолого-педагогическом университете / Отв. ред. В.В. Рубцов, А.А. Марголис, И.А. Корепанова. М.: МГППУ; ПИ РАО, 2007. С. 28–34.
- Дефектологический словарь. 2-ое изд., дополненное. М.: Издательство «Педагогика», 1970.
- Лубовский В.И. Развитие и современное состояние специальной психологии / Московская психологическая школа: История и современность: В 4 т. Т. IV. Развитие Московской психологической школы в Московском городском психолого-педагогическом университете / Отв. ред. В.В. Рубцов, А.А. Марголис, И.А. Корепанова. М.: МГППУ; ПИ РАО, 2007. С. 182–186.
- Лубовский В.И., Басилова Т.А. Актуальные проблемы специальной психологии / Развитие специальной (коррекционной) психологии в изменяющейся России: Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения-2005» / Под. ред. Л.А. Цветковой, Л.М. Шипицыной. СПб.: СПбГУ, 2005. С. 246–247.
- Лубовский В.И., Басилова Т.А. О перспективах специальной психологии // Культурно-историческая психология. 2008. Том 4. № 3. С. 51–54.
- Мешкова Т.А., Басилова Т.А. Факультет специальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета // Специальная психология. 2004. № 1 (1). С. 77–80.
- Основы специальной психологии: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. / Под ред. Л.В. Кузнецовой. 3-е изд. стер. М.: Издательский центр «Академия», 2006.
- Ослон В.Н., Щербакова А.М. Возможности и перспективы внедрения нового профессионального стандарта специалиста по реабилитационной работе в социальной сфере // Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы / Под ред. Л.Ю. Ельцовой, В.В. Рубцова. М.: МГППУ, 2016. С. 112–116.
- Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научной ред. Л.М. Шипицыной. СПб: Речь, 2003.
- Специальная психология: В 2 т. / В.И. Лубовский [и др.] /Отв. ред. В.И. Лубовский. М.: Издательство Юрайт, 2014.
- Трошин Г.Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей: В 2 т. Петроград, 1915.
- Усанова О.Н. Специальная психология. СПб.: Питер, 2006.
- Щербакова А.М. Концептуально-институциональные основы профессиональной идентификации психологов-реабилитологов (на примере разработки магистерской программы по направлению «Психологическая реабилитация в социальной сфере») [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 3. С. 1–17. DOI: 10.17759/psylaw.2019090301
- Щербакова А.М. Психологическая реабилитация: содержание деятельности и подготовка специалистов (израильская модель) [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. Том 1. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2012_n1/49974 (дата обращения: 15.02.2024).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 937
В прошлом месяце: 224
В текущем месяце: 121
Скачиваний
Всего: 60
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 4