Консультативная психология и психотерапия
2025. Том 33. № 1. С. 142–153
doi:10.17759/cpp.2025330108
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Психологическое сопровождение процедуры донорства гемопоэтических стволовых клеток у доноров-сиблингов: описание случая
Аннотация
В статье анализируется опыт психологического сопровождения доноров-сиблингов при процедуре трансплантации гемопоэтических стволовых клеток на примере рассмотрения клинического случая сопровождения донора-брата девочки 6 лет с диагнозом острый миелобластный лейкоз. Описывается опыт взаимодействия команды специалистов клиники, работы медицинского психолога с семьей и потенциальным донором. В результате психологического сопровождения было достигнуто снижение уровня дистресса у донора стволовых клеток костного мозга, повышение уровня удовлетворенности принятым решением и включенность членов всей семьи в процесс лечения. При взаимодействии с семьей необходимо учитывать индивидуальные потребности донора-сиблинга при выборе формы и объема психологического сопровождения процедуры донорства.
Общая информация
Ключевые слова: доноры, трансплантация гемопоэтических стволовых клеток, клинико-психологическое сопровождение
Рубрика издания: Анализ случая
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2025330108
Получена: 22.01.2025
Для цитаты: Нольд Н.В., Мисявичуте Е.С., Волкова А.Г., Рахманова Ж.З., Зубаровская Л.С. Психологическое сопровождение процедуры донорства гемопоэтических стволовых клеток у доноров-сиблингов: описание случая // Консультативная психология и психотерапия. 2025. Том 33. № 1. С. 142–153. DOI: 10.17759/cpp.2025330108
Полный текст
Введение
Понимание потенциальных эмоциональных и психологических рисков процедуры донорства гемопоэтических стволовых клеток для детей-сиблингов является актуальной областью исследований. Результаты опубликованных исследований говорят о том, что доноры-сиблинги испытывают широкий спектр эмоциональных реакций, как положительных, так и отрицательных [3; 4; 5; 6; 8; 9]. Это связано с различными экзистенциальными переживаниями, ожиданиями со стороны родителей и других родственников, взаимодействием с медицинских персоналом клиники, сложностью процедуры забора стволовых клеток, а также особенностями семейных взаимоотношений до начала процесса трансплантации.
Мотивация доноров-сиблингов как правило основана на альтруистических мотивах — желании спасти жизнь брату или сестре, но также может сопровождаться ожиданиями взаимной преданности и непременного выздоровления [1]. Доноры-сиблинги проходят через сложный процесс, поскольку они изначально не собирались становиться донорами, они случайно оказываются перед выбором, который они зачастую не воспринимают как выбор: их просят стать донорами, на них рассчитывают.
Об экзистенциальных переживаниях, таких как: «рад быть подходящим», «добавление смысла в мою жизнь», «изменение восприятия жизни» говорят многие доноры. Такие переживания отражаются на самооценке, ощущении близости и важности своего положения в семье. Но при этом доноры редко говорят с родителями и родными о своих опасениях по поводу долгосрочных последствий донорства, о чувствах страха и одиночества [3].
Встречаясь с возможностью стать донором для своего брата или сестры сиблинги сталкиваются с целым комплексом психологических трудностей, таких как: психологический стресс, включая страх и беспокойство, связанное процедурой забора крови для типирования; давление со стороны семьи, связанное с необходимостью сдавать кровь; опасения, что что-то может пойти не так во время трансплантации; чувство вины, когда выздоровление брата или сестры не наступает; эмоциональная и физическая разлука с родителями в процессе лечения [6].
Многие доноры сообщают о необходимости большей информационной и эмоциональной поддержке в период до трасплантации и непосредственно в период восстановления после трансплантации [1].
Одной из целей реабилитационной команды в Научно-исследовательском институте детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р.М.Горбачевой (далее - НИИ ДОГиТ им. Р.М.Горбачевой) является разработка комплексной модели сопровождения доноров-сиблингов при донорстве гемопоэтических стволовых клеток. В данной статье представлено описание случая как часть такой работы по созданию протокола сопровождения доноров-сиблингов.
Материалы и методы
В настоящее время лечением и сопровождением пациентов в НИИ ДОГиТ им. Р.М. Горбачевой занимается мультидисциплинарная команда специалистов, состоящая из медицинского персонала: врачей (детских гематологов, детских онкологов, врачей-трансфузиологов, врачей-анестезиологов), медицинских сестер и реабилитологов (медицинских психологов, инструкторов ЛФК, воспитателей). Также в команду включается пациент и его окружение.
В процессе обхода по вопросу ТКМ (трансплантации костного мозга) обсуждается потенциальный подходящий для пациента донор. После того как члены семьи типированы и известно, что подходящим для пациента является его сиблинг, медицинский психолог составляет план знакомства с семьей и потенциальным донором. Сразу при поступлении в стационар психолог предоставляет семье возможность психологического сопровождения донора-сиблинга, запрашивает разрешение на знакомство с ним и договаривается о встрече. Задачей психолога является наладить контакт с семьей, объяснить, в чем будет состоять сопровождение, оказать необходимую психологическую помощь и организовать взаимодействие членов реабилитационной команды. Встреча с донором-сиблингом происходит до процедуры забора гемопоэтических стволовых клеток.
Описание случая. Пациент — реципиент гемопоэтических стволовых клеток: девочка, 6 лет. Основной диагноз — острый миелобластный лейкоз, группа высокого риска, первая клинико-гематологическая ремиссия. Во время госпитализации находилась в отделении в сопровождении мамы. На контакт с психологом и девочка, и мама шли охотно. По результатам типирования донором костного мозга был выбран старший брат в возрасте 20 лет, который самостоятельно приехал для прохождения процедуры в клинику из родного города. В процессе знакомства и беседы с мамой пациентки психолог предложил сопровождение процедуры донорства. Мама девочки была очень заинтересована в психологическом сопровождении как дочери, так и сына, но сообщила, что врачи уже предложили брату-донору помощь психолога, и тот отказался. Психолог проявил инициативу и предложил договориться с братом-донором о проведении одной встречи, по результатам которой должно быть принято решение о необходимости дальнейшего психологического сопровождения.
Мама согласилась и помогла договориться о первой встрече. Встреча и знакомство психолога с братом-донором состоялись после беседы юноши с врачами-трасфузиологами и врачами-анестезиологами.
Беседа с донором-сиблингом проводилась при помощи специально разработанного авторского полуструктурированного интервью. Оценка уровня дистресса у донора проводилась с использованием «Термометра дистресса» по шкале от 0 до 10 баллов до интервью и после [7]. Оценка удовлетворенности принятым решением проводилась после процедуры донорства по «Шкале удовлетворенности принятым решением о донорстве и психологическим сопровождением в процессе принятия решения», созданной на основе The Satisfaction with Decision Scale (SWD) [2].
Психологу удалось в значительной мере установить контакт с братом-донором. Уровень дистресса юноши в процессе интервью снизился с 8 до 5 баллов. В заключение интервью на вопрос психолога, в какой помощи нуждается юноша, сформировался запрос в сопровождении его на миелоэксфузию, которая была назначена на следующий день. Это было обусловлено потребностью в снижении тревоги и страха перед процедурой. Таким образом, на следующий день психолог сопровождал брата-донора до операционной, оказывал необходимую психологическую поддержку до операции, а также сопровождал в процессе восстановления после наркоза и наблюдения на дневном стационаре после операции. По результатам такой работы получен высокий балл удовлетворенности принятым решением и психологическим сопровождением в процессе донорства (34 балла из максимальных 35).
Обсуждение результатов
Таким образом, психологическое сопровождение процедуры донорства гемопоэтических стволовых клеток у сиблингов является необходимой частью работы психолога в отделении ТКМ. Форма и интенсивность такого сопровождения в значительной степени зависит от потребностей самого донора. Но зачастую представление у доноров-сиблингов о работе психолога ограничено и меняется в процессе знакомства и беседы с ними, поэтому предложение со стороны врача о психологической помощи не эффективно без непосредственного знакомства и встречи с психологом отделения.
В процессе беседы с донором-сиблингом работа психолога направлена на установление контакта, выявление индивидуальных страхов и опасений донора, обсуждение объема и формы психологической помощи. Потребности доноров-сиблингов могут различаться, но предварительное знакомство с психологом помогает им чувствовать себя спокойнее, снижает тревогу перед предстоящей процедурой, облегчает работу и взаимодействие с медицинским персоналом клиники, а также помогает родителям чувствовать необходимую в таких случаях психологическую поддержку.
Психологическое сопровождение доноров-сиблингов, как показывает описанный выше случай из практики, способствует снижению тревожности и стресса при процедуре забора гемопоэтических стволовых клеток и уменьшает вероятность возникновения у доноров отрицательных эмоциональных реакций в будущем, что позволяет повысить качество взаимодействия с донорами и оказать им и их окружению необходимую психосоциальную поддержку. Дальнейшие исследования в этом направлении необходимы для разработки обоснованного протокола сопровождения доноров-сиблингов и оценки его практической значимости.
Выводы
- Встречаясь с возможностью стать донором, многие братья и сестры демонстрируют высокий уровень дистресса, связанный с беспокойством и тревогой перед предстоящей процедурой.
- Для улучшения психологического состояния доноров-сиблингов в процессе забора гемопоэтических стволовых клеток важно взаимодействие между членами мультидисциплинарной команды клиники и организация психологического сопровождения.
- Форма и интенсивность психологического сопровождения зависит от потребностей донора-сиблинга.
- Психологическое сопровождение доноров-сиблингов способствует снижению у них уровня дистресса и повышает уровень удовлетворенности принятым решением.
- Необходимо дальнейшее изучение и совершенствование системы психологического сопровождения доноров-сиблингов.
Литература
- D'Auria J.P., Fitzgerald T.M., Presler C.M., & Kasow K.A. Through the eyes of young sibling donors: the hematopoietic stem cell donation experience // Journal of pediatric nursing. 2015. № 30 (3). С. 447—453. DOI: 10.1016/j.pedn.2014.12.012
- Holmes-Rovner M., Kroll J., Schmitt N., Rovner D.R., Breer M.L., Rothert M.L., Padonu G., Talarczyk G. Patient satisfaction with health care decisions: the satisfaction with decision scale // Medical decision making: an international journal of the Society for Medical Decision Making. 1996. № 16 (1). С. 58—64. DOI: 10.1177/0272989X9601600114
- Hutt D., Nehari M., Munitz-Shenkar D., Alkalay Y., Toren A., & Bielorai B. Hematopoietic stem cell donation: psychological perspectives of pediatric sibling donors and their parents // Bone marrow transplantation. 2015. № 50 (10). С. 1337—1342. DOI: 10.1038/bmt.2015.152
- Kisch A., Bolmsjö I., Lenhoff S., Bengtsson M. Having a sibling as donor: patients' experiences immediately before allogeneic hematopoietic stem cell transplantation // European journal of oncology nursing: the official journal of European Oncology Nursing Society. 2014. № 18 (4). С. 436—442. DOI: 10.1016/j.ejon.2014.03.004
- Kisch A., Bolmsjö I., Lenhoff S., Bengtsson M. Being a haematopoietic stem cell donor for a sick sibling: Adult donors' experiences prior to donation // European journal of oncology nursing: the official journal of European Oncology Nursing Society. 2015. № 19 (5). С. 529—535. DOI: 10.1016/j.ejon.2015.02.014
- Klippenstein A.D.W., Piotrowski C.C., Winkler J., West C.H. Growth in the face of overwhelming pressure: A narrative review of sibling donor experiences in pediatric hematopoietic stem cell transplant // Journal of child health care: for professionals working with children in the hospital and community. 2023. № 27 (1). С. 60—77. DOI: 10.1177/13674935211043680
- NCCN Guidelines for Patients Distress During Cancer Care (Дистресс во время лечения онкологических заболеваний, руководство для пациентов) [Электронный ресурс], 2020. URL: https://advita.ru/files/distress.pdf (дата обращения 20.01.2025).
- Pentz R.D., Alderfer M.A., Pelletier W., Stegenga K., Haight A.E., Hendershot K.A., Dixon M., Fairclough D., Hinds P. Unmet needs of siblings of pediatric stem cell transplant recipients // Pediatrics. 2014. № 133 (5). C. 1156—1162. DOI: 10.1542/peds.2013-3067
- Wiener L.S., Steffen-Smith E., Fry T., Wayne A.S. Hematopoietic stem cell donation in children: a review of the sibling donor experience // Journal of psychosocial oncology. 2017. № 25 (1). С. 45—66. DOI: 10.1300/J077v25n01_03
Информация об авторах
Метрики
Просмотров web
За все время: 12
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 12
Скачиваний PDF
За все время: 2
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2
Всего
За все время: 14
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 14