Консультативная психология и психотерапия
2016. Том 24. № 1. С. 8–23
doi:10.17759/cpp.2016240102
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Житейская и профессиональная психологическая помощь: понятийное поле и проблематика
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психологическая помощь, эмпатия, утешение, эмоциональная поддержка, сопереживание
Рубрика издания: Теория и методология
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2016240102
Для цитаты: Шерягина Е.В. Житейская и профессиональная психологическая помощь: понятийное поле и проблематика // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Том 24. № 1. С. 8–23. DOI: 10.17759/cpp.2016240102
Полный текст
В статье рассматриваются феномены профессиональной и непрофессиональной («житейской») помощи, анализируются основные подходы к из- учению стратегий и форм помощи, связываемых с эмпатией, утешением, поддержкой. Предлагаются подходы к описанию, анализу и классификации таких форм помощи. Изложены результаты пилотажного исследования стратегий утешения на материале проективной методики «Ситуации утешения».
Ключевые слова: психологическая помощь, эмпатия, утешение, эмоциональная поддержка, сопереживание.
Обзор исследований по проблеме
Для описания феноменов житейской и профессиональной психологической помощи необходимо рассмотреть такие понятия, как «эмпатия», «социальная поддержка», «эмоциональная поддержка», «утешение» в контексте сопереживания.
В трудной жизненной ситуации человек может нуждаться в профессиональной помощи психолога, но по опыту известно, что непрофессиональная помощь друга, родственника, который вовремя и тактично поддержал, утешил, оказывается порой не менее эффективной помощь, чем психотерапевта. Обращаясь к психотерапевту, люди также ищут поддержки и участия.
Их ожидания открывают перед психологией широкое поле для исследова- ний — изучения психологической культуры утешения. Эти исследования необходимы, в частности, для выработки эффективных стратегий совла- дания с различными кризисными ситуациями. Несмотря на всю важность подобных исследований, можно констатировать, что феномен утешения недостаточно описан в отечественной психологии. На сегодняшний день можно обнаружить немного работ, посвященных утешению [4; 7; 8; 12, 13; 14; 16; 20, 21]. Существует ряд исследований, посвященных защитным ме- ханизмам и стратегиям совладания [2; 5; 11; 15; 27]. Однако в этих исследо- ваниях феноменологии помощи не уделялось достаточно внимания.
Одно из наиболее развивающихся направлений изучения стратегий совладания с различными стрессами касается социальной поддержки — естественной системы помощи со стороны ближайшего социального окружения. Она включает в себя две основные формы: инструменталь- ную и эмоциональную поддержку. Если инструментальная поддержка касается разного рода «технической» помощи (например, передача нуж- ной информации, помощь по дому или в рабочих делах, освобождение от нагрузки и т. д.), то эмоциональная поддержка направлена на нор- мализацию душевного состояния. Особое внимание уделяется эмоци- ональной поддержке как наиболее эффективному способу совладания со стрессом. Доказано, что высокий уровень эмоциональной поддержки является важнейшим фактором, смягчающим различные стрессы и сбе- регающим как психическое, так и соматическое здоровье человека [18; 19]. В качестве одной из форм эмоциональной поддержки можно рас- сматривать такой способ совладания со стрессом, как утешение.
Отдельно хотелось бы отметить понятие, встречающееся в работах за- рубежных коллег, comforting messages (дословный перевод: утешительные сообщения) [28; 29; 33], с которым, можно соотнести понятие «утеше- ние». Так, в частности, в работе С.М. Джонс (S.M. Jones) подчеркивается эффективность личностно-центрированных реплик в коммуникации для эмоциональной поддержки [26].
Для того чтобы профессиональная помощь была более эффективной, специалисту необходимо представлять, какие стратегии утешения че- ловек использует в своей повседневной жизни, т. е. стратегии, которые сложились в процессе его становления как личности. При этом важно учитывать, насколько он способен использовать помощь других людей и насколько способен вести внутренний диалог, направленный на норма- лизацию своего эмоционального состояния. Наивно считать, что у кли- ента нет никакой собственной системы психологической помощи самому себе. Однако, как правило, предполагается, что она неэффективна, поэтому именно психолог в профессиональной коммуникации выступает как «специалист», «эксперт» в области человеческих взаимоотношений.
На наш взгляд, все гораздо сложнее. Клиент, переживающий критиче- скую ситуацию, совершает тяжелую работу — работу переживания. Процесс переживания по своей природе диалогичен. Клиент задает себе один и тот же вопрос, на который пока нет ответа, ругает себя или жалеет, приказывает или уговаривает, и психотерапевт должен встроиться в этот поток, поддер- живать его, осуществлять «сопереживание» как особую деятельность [2; 3; 21]. Таким образом, это не просто воздействие, а встреча двух людей, твор- чески соучаствующих в преодолении кризиса. Поток переживания у клиента по своей сути представляет внутренний диалог; жанр и стиль этого диалога демонстрируют психологу ту систему психологической помощи, на которую он может опираться в своей работе. Например, если высказывания клиента свидетельствуют, что он убеждает себя в том, что «все еще будет хорошо», то можно предполагать, что основной внутренний механизм совладания с кри- тической ситуацией у данного клиента — надежда. Эта стратегия может быть неэффективной в одних ситуациях, но оказаться полезной в других.
Мы предполагаем, что способность к самоутешению в качестве одной из форм переживания можно рассматривать как высшую психическую функцию и что первичной интерпсихологической формой этой функции является утешение в системе коммуникации «взрослый — ребенок».
Вероятно, что в зависимости от стратегий утешения, которые использо- вались взрослыми по отношению к ребенку, у него будут складываться различные стратегии переживания, совладания, самоподдержки.
Таким образом, психологический анализ феноменов утешения имеет двойную значимость и актуален как в контексте житейской, так и в кон- тексте профессиональной психологической помощи. Понимание этих феноменов важно как для развития знаний о процессе продуктивного переживания, так и для разработки системы методов профессиональной и личностной подготовки специалистов помогающих профессий.
Классификации стратегий помощи
Т. Гордон — автор «Тренинга эффективного родителя» (обучающий тренинг эффективной коммуникации между родителями и их детьми) выделил и описал ряд типов коммуникаций между взрослым и ребенком [25]. Данная классификация демонстрирует стратегии поведения взрос- лых по отношению к детям, оказавшимся в проблемной ситуации или в ситуации конфликта между родителем и ребенком. По мнению Т. Гордо- на, человек в трудной ситуации использует заложенные в нем взрослы- ми стратегии коммуникации, которые применительно к чужой ситуации горя превращаются в стратегии помощи.
Типы коммуникации. 1. Посылание сообщения в виде готового решения, которое содержит в себе указание на то, что следует сделать в сложившейся ситуации. Они подразделяются на следующие категории: — команда, приказ (например, «Немедленно сделай то, что я сказала»); — предупреждение, угроза, предостережение (например, «Если ты сейчас это не сделаешь, то я …»); — призыв, мольба, морализация (например, «Никогда не перебивай старших»); — советы, предложения, решения (например, «Тебе следует посту- пить именно так, как я говорю»). 2. Принижающие сообщения: передают порицания, осуждение, насмеш- ку, критицизм. Так, среди таких принижающих сообщений выделяют: — осуждение, критику, порицание (например, «Из тебя не получится ничего путевого», «Ты ничего не умеешь/не знаешь»); — высмеивание, обзывание, попытки пристыдить (например, «Как тебе не стыдно», «У тебя руки растут из другого места»); — интерпретацию, диагноз (например, «Тебе нравится трепать мне нервы»); — обучение, инструкцию (например, «Иди и помирись с …»); 3. Активное слушание. Когда родитель в ситуации общения со своим ре- бенком применяет активное слушание, то он использует коммуникацию по типу «открытые двери». Это дает ребенку понять, что родителю инте- ресно услышать, что скажет ребенок и что он по этому поводу думает. «Ак- тивное слушание» безоценочно. Оно направлено на побуждение ребенка делиться своими переживаниями и мыслями, демонстрирует, что ребенок ценен как личность. Данный тип коммуникации отражает переживание ребенка, при этом закрепляя факт, что переживание действительно суще- ствует, что ребенок имеет на него право. В классификации Гордона ком- муникация типа «активное слушание» в большой степени эквивалентна коммуникации эмпатической. Известно, что Карл Роджерс считал «ак- тивное слушание» способом выражения эмпатии [29].
Существует подход к классификации форм помощи, основанный на пересечении двух параметров: сближение против избегания, нацелен- ность на проблему против нацеленности на эмоции [22]. Пересечение этих измерений дает типологию из 4-х стратегий поддержки:
1) утешение, милосердие: демонстрация близости, направленность на эмоции, сближение с собеседником, намерение вызвать положительные эмоции; 2) решение проблемы: демонстрация близости, направленность на проблему, поиск ответов и решений в стрессовой ситуации; 3) избегание: основано на уклонении от помощи, направленность на эмоции, препятствует выражению отрицательных эмоций; 4) игнорирование: уклонение от помощи, направленность на проблему, минимизация важности проблемы.
В рамках исследований социальной поддержки разные авторы пред- лагают различные классификации. Так, например, Г. Зоммер и Т. Фю- дрик предлагают выделять следующие ее виды: 1) эмоциональная, связанная с переживанием позитивного чувства близости, доверия и общности; 2) поддержка при решении проблем: возможность обсуждать проблему, получать нужную информацию, ободрение и обратную связь о собствен- ном поведении и переживаниях; 3) практическая или материальная поддержка: деньги или вещи, по- мощь в выполнении тяжелой работы или другая практическая помощь, освобождение от нагрузок; 4) поддержка в форме социальной интеграции: включенность в опреде- ленную сеть социальных интеракций, в рамках которых отмечается со- впадение ценностей и представлений о жизни; 5) поддержка в виде стабильности отношений, дающая чувство уве- ренности в них и чувство доверия [28].
Нами предложена следующая типология социальной поддержки: 1) эмоциональная — сфокусированная на чувствах другого человека; 2) инструментальная — включающая любые виды практической помощи; 3) формальная — выражающаяся в нормативно-вежливом поведении, но не предполагающая ни эмоциональной включенности, ни практиче- ской помощи; 4) рефлексивно-деятельная — направленная на осмысление ситуации и активизацию собственных ресурсов человека, которому нужна помощь [17].
В отечественной традиции в рамках христианской психотерапии Ф.Е. Василюк выделил и описал типы духовного утешения. Духовное утешение включает несколько фаз. Суммарный образ духовной психо- терапии — молитвенная лествица переживаний, выстраивающая духов- ную лествицу, на нижней ступени которой — скорбь, а на верхней — ду- ховная радость. «Душевное переживание не отвергается …оно бережно принимается все без остатка, но вводится в духовную вертикаль как ее элемент, так что само естественное движение переживания начинает со- вершать духовную преображающую работу» [4].
Фазы духовного утешения. 1. Фаза «душевного сопереживания»: душевное переживание принимается безусловно и безоценочно, оно подлинное и имеет право на существование; оно исходит изнутри, принимается с душевным сочувствием, соболезнованием, со-страданием. 2. Фаза «духовной прививки»: духовные картины, образы и молитвен- ные указания прививаются прямо к живому телу процесса переживаний. 3. Фаза «вознесения»: духовная вертикаль переживаний позволяет из душевного смотреть на духовное, на переживание и радость в обратной перспективе. 4. Фаза «пути»: утешение имеет и горизонтальный путь, переживание в жизненном мире.
Ф. Е. Василюк рассматривает три типа стратегий утешения: — «Духовно-безучастное» — утешение без утешения, в котором нет человеческого тепла. Такое утешение проходит мимо человеческого пе- реживания, не содержит в себе тепла и поддержки, а скорее наоборот, обвиняет. Его бытовой прототип: «Сам виноват»; — «Душевно-соблазнительное» утешение — в таком утешении есть душевный отклик, оно способно согреть, но облегчение кратковремен- но, так как глубина переживания не принимается во внимание. Челове- ческое переживание также игнорируется: «Не переживай»; — «Духовно-участливое» утешение — в его основе сострадание, оно погружается в переживание, воздвигает духовную лествицу и в конечном итоге переживание преображается.
Можно видеть, что стратегии утешения бывают разнообразными, од- нако прослеживается общая черта — все типы утешения призывают к какому-либо действию над переживанием. «Духовно-безучастное» уте- шение призывает к анализу своего поведения и происходящей ситуации, т. е. в нем преобладает когнитивный компонент. «Душевно-соблазни- тельное» утешение представляет собой призыв к действию, не учитывая глубины переживания. «Духовно-участливое» утешение подталкивает к эмоциональному переживанию. Таким образом, утешение призвано по- мочь человеку совладать с ситуацией.
М.М. Бахтин писал о трех типах этических реакций на беду другого человека: содействие, совет и сочувствие [1]. Это также можно рассма- тривать как виды и стратегии утешения, помощи.
Утешение может быть выражено не только в вербальной форме, но и виде молчаливого участия и присутствии с утешаемым. Таким об- разом, можно выделить утешение как вид коммуникации. Утешение в вербальной форме как вид коммуникации находит свое отражение в исследованиях Н.Г. Немеца и А.О. Ханского. Так, Н.Г. Немец рассматривает утешение как некий акт, который диалогичен по своей природе и выступает как единица познания внутреннего мира человека [12].
По его мнению, вербальные формы утешения определяются как особое пространство взаимодействия между клиентом и терапевтом в контексте психотерапевтического процесса. Опираясь в своем исследовании на ра- боты М. Фуко, он описывает психотерапевтический процесс как особый дискурс и делает вывод о том, что его трансформация во времени и по отношению к клиенту есть залог успешности терапии. В свою очередь дискурс должен быть тщательно построен: дискурс утешения возникает при использовании слов-суггестем, которые посредством невербально-лингвистического программирования переводят дискомфортное переживание в продуктивное переживание. Под «стратегией» Немец понимает «аргументированный выбор средств оптимальных действий и достижения результирующего эффекта...» [12]. Он рассматривает два вида утешения: 1) реальное утешение — это грамотное утешение, обращенное к клиенту и улучшающее его состояние; 2) мнимое утешение — это неглубокое утешение, оно не соответствует переживанию и ухудшает общее состояние. Помимо упомянутых стратегий Н.Г. Немец выделил еще ряд стратегий утешения, таких как религиозное утешение, переори- ентация, моральная поддержка, смена фокуса, фатализм, изоморфизм и преодоление [12].
А.О. Ханский в своем исследовании продолжает линию Н.Г. Неме- ца; кроме того, он делает акцент на принадлежность стратегий утешения к области языкознания и культуры, а также ставит вопрос о стратегичности вербального утешения. Он проводит филологический анализ вербального утешения, отмечая близость понятий «утешение» и «понимание». В ходе исследования он выделил свободную схему стратегий вербального утешения: переинтерпретация, смена фокуса, фатализм, преодоление и изоморфизм [16].
Очевидно, что имеющиеся классификации довольно разнообразны, и так как они созданы в различных научных традициях и школах, до- вольно трудно их сравнивать и обобщать. На основе проведенного ана- лиза может быть предложена следующая рабочая модель, предназначен- ная для описания феноменов вербального утешения. 1. Выделение базовых стратегий. В этом качестве можно выделить стратегии содействия, сочувствия и «содумания». 2. «Степень совместности»: «мы вместе» — «ты сам», «близость — дистанцирование». 3. «Предмет» утешения: центрированность на чувствах — центриро- ванность на проблеме — центрированность на человеке.
Для апробации такого подхода к описанию и классификации нами было спланировано и проведено пилотажное исследование стратегий утешения.
Общая характеристика исследования
Мы исходили из предположения, что представители помогающих профессий имеют особый опыт оказания помощи и поддержки, а так- же набор стратегий (способы) утешения. Поэтому в данном пилотажном исследовании изучались стратегии утешения представителей помогаю- щих профессий, к которым традиционно относятся психологи, педагоги и воспитатели, медицинские сотрудники и работники социальной сферы, имеющие определенную специфику деятельности и большую часто- ту встреч с трудными жизненными ситуациями.
Для сбора данных использовалась проективная методика «Исследование стратегий утешения» [21]. Для решения задач исследования была разработана авторская проективная методика, позволяющая исследовать стратегии утешения в интерактивном ключе. В данный момент тест находится в процессе дальнейшей валидизации с целью разработки бо- лее подробного описания и дифференциации стратегий утешения и по- следующего определения стандартной процедуры обработки. Методика и ее различные модификации неоднократно использовалась в ряде ди- пломных работ студентов и научных исследований в МГППУ1, а также для проведения психологического обследования лиц, проходящих су- дебную экспертизу по делам о сексуальных преступлениях [6].
Методика представляет собой 10 жалоб ребенка и взрослого. Напри- мер, «Я подрался с Андреем и теперь мы с ним враги. Я потерял своего лучшего друга», «Марина пригласила весь отдел в кафе отметить свой день рождения, а меня единственную из всех не позвала, представляешь?». Испытуемым предлагается дать вариант ответа на эти фразы.
В пилотажном исследовании приняли участие 20 человек, все испытуемые — женщины в возрасте от 22 до 50 лет, с высшим образованием. Испытуемые — работники социальной сферы: психологи, педагоги, воспитатели, медицинские работники. В обработке были использованы данные предыдущего исследования2, в котором принимали участие 16 человек, все испытуемые — женщины, возраст от 23 до 65 лет, име- ющие высшее и средне-специальное образование — психологи, специалисты по социальной работе, социальные педагоги, воспитатели, меди- цинские работники, учитель-логопед.
Цель исследования — выделить и описать стратегии утешения, ис- пользуемые представителями помогающих профессий.
1 Дипломные работы А.В. Ивановой, И.И. Квасовой, Е.Н. Огнянниковой, В.Г. Келехсаевой. 2 Келехсаева В.Г. Психологический анализ стратегий утешения у представите- лей помогающих профессий: дипломная работа. М.: МГППУ, 2014. 81 с.
Обработка текстовых данных, полученных в ходе заполнения испытуемыми проективного теста, осуществлялась качественными метода- ми, основанными на технике конденсации смысла [10]. Анализ включал в себя следующие этапы: 1) прочтение текста; общее впечатление, возможные гипотезы; 2) выделение смысловых единиц, соответствующих теме исследования; 3) «конденсация смысла» выделенных единиц; 4) выделение тем, их обозначение; 5) обобщение тем (центральных тенденций), выделение внутри каж- дой темы вариаций.
В ходе исследования и обобщения материала нами были получены следующие результаты. 1. Умение распознавать и понимать эмоции другого человека испытуемы- ми. В ходе анализа материалов теста было выявлено, что распознавание и понимание эмоций доступно испытуемым, однако зачастую и даже по большей части, представители помогающих профессий не опираются на них при построении ответных реплик. 2. Выделенные типы «смысловых единиц». Были выделены следующие «смысловые единицы»: «тенденция к совместности» и «тенденция к от- страненности», «тенденция к участию» и «тенденция рекомендаций», «тенденция сочувствия», «тенденция поучений», «тенденция отрицания переживаний», «тенденция “поиск приоритета”». Все эти «тенденции» отражают смысловое ядро стратегий утешения, прослеживаемой в ре- пликах испытуемых. В ряде случаев мы наблюдаем возможность прямо- го соотнесения «тенденций» и базовых стратегий утешения, выделенных нами на основе анализа различных подходов к их классификации. Это относится к «совместности», «участию», «сочувствию» — это стратегии содействия и сочувствия; «тенденция поиска приоритета» — стратегия «содумания». По сравнению с предыдущим этапом и выборкой новых тенденций выявлено не было, можно отметить повторение тенденций. 3. Выделение и описание стратегий утешения. Выделение и описание стратегий утешения осуществлялось посредством метода конденсирова- ния смысла. Так, нами были выделены в качестве базовых: стратегия со- действия, стратегия сочувствия и стратегия «содумания». Под стратегией содействия мы понимаем активное или пассивное участие утешителя в проблемной ситуации ребенка или взрослого. Активное участие означает присоединение к беде в деятельностном плане («мы вместе решаем» или «я за тебя решаю»), пассивное — дается направление или совет как посту- пить и дистанцированность («ты сам»). Стратегия сочувствия — утешение наполнено чувствами, утешающий человек эмпатичен и принимает не- посредственное участие в беде. Участие также может быть активным или пассивным (по вышеописанной схеме). Стратегия «содумания» — здесь утешение осуществляется посредством вовлечения в познавательную де- ятельность, т. е. в ответной реплике есть мыслительный компонент («по- думай»). Как правило, нами было отмечено пассивное участие утешителя при активности ребенка («ты сам») и активное «вместе».
В ходе анализа было выявлено несколько смешанных типов страте- гий утешения. Ниже приведены примеры таких реплик.
Таким образом, можно говорить о трех типах стратегий утешения: а) стратегия содействия — утешение как действие, как совет и прак- тическая рекомендация; б) стратегия сочувствия — утешение как эмоциональная поддержка в виде эмпатической или нормализующей эмоциональное состояние реплики; в) стратегия «содумания» — утешение как форма вовлечения в по- знавательную деятельность: в размышление, переоценку ситуации и т. п.
Примеры трех типов стратегий утешения. 1) Стратегия содействия «мы вместе»: «Пойдем, заберем его вме- сте». Стратегия содействия «я за тебя»: «Нужно мне с ними поговорить» (в контексте ситуации, когда ребенок меньше, чем обидчики, главная роль отводится взрослому), «Я тебе помогу, поговорю с Колькой». Стра- тегия содействия «ты сам»: «Вызови его на футбольную дуэль и докажи, что ты лучший нападающий», «Тебе нужно обязательно обратиться к учителю или родителям за помощью». 2) Стратегия сочувствия «мы вместе»: «Представляю, как тебе обид- но», «Если это был настоящий друг для тебя, то потеря серьезная. Со- чувствую», «Обидно, понимаю, но ничего страшного, у меня в жизни тоже был такой случай». Стратегия сочувствия «я за тебя»: не отмечено.
Стратегия сочувствия «ты сам»: «Не расстраивайся, ты в следующий раз обязательно сможешь перепрыгнуть эту лужу». «Здоровье самое ценное.
Впереди бархатный сезон, и вообще жизнь прекрасна!». 3) Стратегия «содумания» «вместе»: «Если тебе дорог твой друг, давай подумаем, как его вернуть». Стратегия «содумания» «ты сам»: «Сделай вид, что ничего не произошло, но подумай: у тебя нет дружеских отно- шений с Мариной или всем коллективом?».
Кроме того, встречались смешанные типы стратегий, например, стратегия сочувствия с компонентом «содумания» («ты сам»). Пример реплики: «Это тебя огорчило? Она для тебя что-то значит?» (утешающий спрашивает о чувствах, но и разбирает ситуацию, подталкивая подумать обиженного над ней).
По параметру «предмета утешения» были выделены следующие стра- тегии. 1) Центрированность на проблеме: «Что между вами произошло, почему подрались?», «Если тебе дорог твой друг, давай подумаем, как его вернуть». 2) Центрированность на человеке: «Я знаю, что ты очень бережливый и аккуратный, давай подумаем, как это показать твоим друзьям», «Ну и не расстраивайся, а гордись своей индивидуальностью», «А ты не такая как все, в тебе есть изюминка». 3) Центрированность на чувствах: «Представляю, как тебе обидно», «Это неприятно», «Понимаю, как тебе неприятно», «Да, ты чувствуешь опустошенность, но дружба не может закончиться». 4. Преобладающие стратегии утешения. В выделенных стратегиях уте- шения преобладают стратегия содействия «ты сам» — «сделай так-то» — и стратегия сочувствия «вместе» и «ты сам». Наименьшая частота встре- чаемости у стратегий «содумания». 5. Дополнительные результаты.
А) Для интерпретации результатов исследования мы опирались на идеи Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Можно проследить, что различия ответов ребенку по типу «тенденция совместности» и в стратегии содействия, когда «мы вместе (решаем)» и «я за тебя (решаю)», связаны с восприятием проблемных ситуаций как таких, в которых ре- бенку еще сложно действовать самому без помощи взрослого человека.
Примеры: «Я тебе помогу, поговорю с Колькой», «Если тебе дорог твой друг, давай подумаем, как его вернуть».
Б) Представители помогающих профессий при утешении детей применяли стратегии содействия «вместе» или «ты сам», при утешении взрослых — в основном стратегии содействия «ты сам» и стратегии со- чувствия «вместе».
Выводы
Таким образом, на основе анализа современных исследований по стратегиям и формам помощи, связанных с эмпатией, утешением, эмо- циональной поддержкой, следует отметить малоизученность данной проблематики. Существующие подходы развиваются в основном либо в сугубо практических целях (тренинги общения), либо в рамках фило- логических исследований.
Для дифференциации феноменов этой проблематики представляет- ся целесообразным следующее разделение: инструментальная поддерж- ка — эмоциональная поддержка. Инструментальная поддержка касается разного рода «технической» помощи (например, передача нужной ин- формации, помощь по дому или в рабочих делах и т. д.). Эмоциональная поддержка направлена на нормализацию душевного состояния. Доказа- но, что высокий уровень эмоциональной поддержки является важней- шим фактором, смягчающим различные стрессы и сберегающим как психическое, так и соматическое здоровье человека. Утешение рассма- тривается как форма эмоциональной поддержки.
На материале проективного теста «Ситуации утешения» выделены следующие параметры стратегий утешения: 1) базовые стратегии: содей- ствие, сочувствие и «содумание»; 2) параметр «степень совместности»: «мы вместе» — «ты сам», «близость — дистанцирование»; 3) «предмет» утешения: центрированность на чувствах — центрированность на про- блеме — центрированность на человеке.
Дальнейшее исследование будет направлено на конкретизацию и операционализацию выделенных стратегий, анализ «микропроцессов» эмпатии и других форм межличностного познания, а также личностных и ценностно-мотивационных факторов, определяющих выбор и реали- зацию различных форм утешения и поддержки, в том числе в професси- ональной деятельности помогающих специалистов.
Литература
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423 с.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических си- туаций. М.: Издательство Московского университета, 1984. 191 с.
- Василюк Ф.Е. Семиотика и техника эмпатии // Вопросы психологии. 2007. № 1. C. 3—14.
- Василюк Ф.Е. Молитва и переживание в контексте душепопечения // Москов- ский психотерапевтический журнал. 2003. № 3. С. 114—129.
- Грановская Р.М., Никольская И.М. Психологическая защита у детей. СПб: Речь, 2010. 352 с.
- Демидова Л.Ю., Шерягина Е.В. Возможности и перспективы изучения эмпатии у лиц с аномалиями сексуального влечения [Электронный ресурс] // Психо- логия и право. 2013. № 3. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n3/63784. shtml (дата обращения: 2.03.2016).
- Донец В.В., Федунина Н.Ю., Шерягина Е.В. Мотив утешения у передвижни- ков // Консультативная психология и психотерапия. 2007. № 3. C. 104—109.
- Донец В.В., Федунина Н.Ю. Тема утешения в русском классицизме XVIII века // Консультативная психология и психотерапия. 2008. № 2. C. 183—186.
- Карягина Т.Д., Иванова А.В. Эмпатия как способность: структура и развитие в ходе обучения психологическому консультированию // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 4. С. 182—207.
- Квале С. Исследовательское интервью. 2-е изд. М.: Смысл, 2009. 301с.
- Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии лич- ности // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 5. С. 20—30.
- Немец Н.Г. Утешение как механизм изменения структуры самосознания лич- ности: автореферат дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2007. 25 с.
- Федунина Н.Ю. «Горе» и «утешение» в русской языковой картине мира // Консультативная психология и психотерапия. 2008. № 4. С. 124—137.
- Федунина Н.Ю. Речевые формулы утешения // Консультативная психология и психотерапия. 2009. № 4. С. 98—123.
- Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы / Пер. Р. Гинзбурга. М.: Пе- дагогика, 1993. 144 с.
- Ханский А.О. Коммуникативные стратегии вербального утешения: дисс. … канд. филол. наук. Тверь, 2002. 126 с.
- Холмогорова А.Б., Московская М.С., Шерягина Е.В. Алекситимия и способ- ность к оказанию разных видов социальной поддержки // Консультативная психология и психотерапия. 2014. Т. 22. № 4. С. 115—129.
- Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Петрова Г.А. Социальная поддержка как пред- мет научного изучения и ее нарушения у больных с расстройствами аффектив- ного спектра // Социальная и клиническая психиатрия. 2003. № 2. С. 15—23.
- Холмогорова А.Б., Петрова Г.А. Методы диагностики социальной поддерж- ки при расстройствах аффективного спектра. Медицинская технология. М.: МНИИ психиатрии Росздрава, 2007. 24 с.
- Шерягина Е.В. Переживание и утешение в психологической практике // Ма- териалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчи- нения «Молодые ученые — московскому образованию». М.: МГППУ, 2006. С. 289—290.
- Шерягина Е.В. Проективная методика исследования стратегий утешения // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 2. С. 212—224.
- Barbee A.R., Cunningham M.R. An experimental approach to social support: interactive coping in close relationships // Communicative Yearbook. 1995. Vol. 18. Р. 381—413.
- Burleson B.R., Liu M., Liu Y. et al. Chinese evaluations of emotional support skills, goals, and behaviors // Communication Research. 2006. Vol. 33 (1). P. 38—63.
- Burleson B.R. Explaining recipient responses to supportive messages: develop- ment and tests of a Dual-Process theory // New directions in interpersonal com- munication research / S.W. Smith, S.R. Wilson (ed.). Sage Publications, 2009. P. 159—179.
- Gordon T. Parent effectiveness training: The proven program for raising responsible children. N.Y.: Three Rivers Press., 2000. 365 p.
- Jones S.M. Attachment style differences and similarities in evaluations of af- fective communication skills and person-centered comforting messages // Western Journal of Communication. 2005. Vol. 69 (3). P. 233—249. doi: 10.1080/10570310500202405
- Lazarus R.S. Coping theory and research: past, present and future // Psychosomatic Medicine. 1993. Vol. 55 (3). P. 237—247. doi: 10.1097/00006842-199305000-00002
- Sommer G. Fydrich T. Soziale Unterstützung — Konzepte, Diagnostik, F-SOZU. Tübingen: Deutsche Gesellschaft für Verhaltenstherapie, 1989. 60 p.
- Truax C.B., Carkhuff R.R. Toward effective counseling and psychotherapy: Training and practice. Transaction Publishers, 2007. 430 p.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5264
В прошлом месяце: 33
В текущем месяце: 27
Скачиваний
Всего: 2856
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 2