Консультативная психология и психотерапия
2008. Том 16. № 1
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Переживание экзистенциальных ситуаций онкологическими больными и сопровождающими их людьми
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: экзистенциальная психотерапия, экзистенциальная ситуация, онкология, сопровождение, переживание
Рубрика издания: Психотерапевтический цех
Для цитаты: Орестова Е.В., де Грааф Ф. Переживание экзистенциальных ситуаций онкологическими больными и сопровождающими их людьми // Консультативная психология и психотерапия. 2008. Том 16. № 1.
Фрагмент статьи
В результате многолетнего опыта работы с онкологическими больными, стоящими на пороге смерти, мы обнаружили, что характер процесса умирания напрямую зависит от принятия или непринятия пациентом факта близости собственной смерти. В случае ее принятия, что бывает примерно в 20% случаев, больные уходили из жизни спокойно, умиротворенно, их физические страдания относительно купировались, если возникали отдельные негативные эмоциональные проявления, то они носили слабовыраженный характер и также легко преодолевались. Однако около 80% больных, ввиду неприятия близящейся кончины, умирали неспокойно, с тяжелыми симптомами, почти не поддававшимися купированию.
Отрицание приближающейся смерти служит разрушительным фактором по отношению к важнейшим сторонам жизни умирающего. Это проявляется в тяжелом душевном состоянии – в эмоциональной угнетенности (нередко, агрессии), в возникновении смыслового вакуума, в дисгармонии социальных отношений.
На уровне физического состояния влияние данного фактора может проявляться в усилении болей, тошноте и рвоте, потере аппетита, бессоннице, головных болях, высоком давлении.
На эмоциональном уровне проявляется тревога, которая может сопровождаться яростью, раздражением, требовательностью, сарказмом или крайней замкнутостью, депрессией, отчаянием, апатией, различными страхами. Если смерть не принимается человеком, то есть возможность и близость собственной кончины не воспринимается как часть бытия, то пациент ни в чем не может найти покоя и боится заснуть. Его преследует мысль: «А вдруг я не проснусь». Такой человек закрыт для самого себя, для его родных и близких, для оставшейся ему жизни.
Другой важный аспект проблемы близящейся смерти и ее принятия больным – отношение к данному факту окружающих (родных, врачей, медперсонала). Принятие всеми этими людьми события смерти в ее неизбежности способствует более доверительному, глубокому контакту с больным и большему примирению умирающего с реальностью. Отрицание же родственниками (и врачами) приближения смерти близкого человека, а тем самым и своей собственной смерти, усиливает у умирающего чувства страха и одиночества, при этом все его симптомы – физические, душевные (эмоциональные), духовные (осмысленные) – свидетельствуют о неуклонном ухудшении состояния. Кроме того, такое положение делает больного крайне одиноким. Чувство одиночества особенно усугубляется, крайне отрицательно влияя на больного, на последней стадии болезни, когда сам умирающий, чаще всего, уже знает, что он умирает (это знает и об этом говорит его тело, которое невозможно обмануть), а близкие и врачи продолжают не принимать, «не понимать» этого факта. От невозможности поделиться своим страхом и тревогой с врачами и близкими людьми, умирающему становится труднее расслабиться и предать свой дух и тело в руки судьбы. В результате, продлеваются его физические, душевные и духовные страдания, достигая нередко степени отчаяния. Самые последние дни и часы он проводит в крайнем одиночестве, в невозможности поделиться тем, что происходит в его душе. Физические боли часто усиливаются, не снимаются и другие многочисленные симптомы. Часто мы наблюдаем, что человек не может умереть, пока родственники «держат» его, не дают ему перейти решающую грань.
Неприятие всеми нами факта собственной смерти вызывает в нас самих тревогу, которая влияет бессознательно на отношение к умирающему. Собственные скрытые тревоги близких и медперсонала передаются больному разными способами. Отношение к нему может становиться поверхностным, несострадающим, жестким. Вследствие этого страх больного увеличивается, одиночество углубляется, усиливаются все жалобы.
Отметим, что когда общество в целом, защищаясь от собственного страха перед смертью, отворачивается от факта ее неизбежности, – редуцируется само общество как таковое. И тогда каждый человек, который напоминает другим, что на самом деле все не так прекрасно, как хотелось бы верить, отвергается жестоким образом. Естественной реакцией на тех, кто расшатывает чувство ложной безопасности, является их отвержение (Тиллих, 1994; Шмеман, 2005).
Полный текст
Литература
- Антоний, митрополит Сурожский. Жизнь, болезнь, смерть. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001.
- Антоний, митрополит Сурожский. О слышании и делании. – М.: Б-ка журнала «Альфа и Омега», 1999.
- Арьес Ф.Человек перед лицом смерти. – М.: Прогресс, 1992.
- Бинсвангер Л. Бытие в мире. – М.: Изд. Вакклер, 1999.
- Василюк Ф.Е. Пережить горе / Человеческое в человеке. – М., 1991, с.230-247.
- Роджерс К. Становление личности. – М.: Эксмо Пресс, 2001.
- Тиллих П. Бытие, небытие, тревога // Моск. психотерапевтический журнал, 1994, № 1.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990.
- Шмеман А., протоиерей. Дневники. – М.: Русский путь, 2005.
- Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999.
- Ялом И. Шопенгауэр как лекарство. – М.: ЭКСМО, 2006.
- Kybler-Ross E. On Death and Dying. – MacMillan Publishing Comp. N.-Y, 1969.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2859
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 14
Скачиваний
Всего: 1027
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3