Культурно-историческая психология
2023. Том 19. № 1. С. 30–34
doi:10.17759/chp.2023190104
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Орудия изучения поведения и деятельности: изобретения психологов как составляющая культурно-исторического процесса
Аннотация
В статье рассматриваются особые специально разрабатываемые вещественные средства, культурные орудия исследовательской деятельности психологов и этологов. Это объекты, стимулирующие другое живое существо, обладающее психикой (человека или животное), развернуть свое поведение, деятельность, процессы психического функционирования и позволяющие тем самым изучать их. Данные культурные орудия служат одним из оснований психологической науки и включены в систему отношений со многими людьми. История изобретения этих объектов, начиная с проблемных ящиков бихевиористов, экспериментального инструментария гештальт-психологов и экспериментальных объектов в научной школе А.Н. Леонтьева и заканчивая последними новинками в данной области, — это часть интеллектуальной истории человечества, история развертывания его творческого потенциала в направлении саморазвития и самопознания. Часть этих объектов в трансформированном виде становятся объектами массовой культуры (например, игрушками). В целом, данные объекты — изобретения психологов и этологов — являются составляющей культурно-исторического процесса и структур деятельности современного человечества.
Общая информация
Ключевые слова: орудия, деятельность человека, теория деятельности, Леонтьев А.Н., изобретательность, творчество
Рубрика издания: Памятные даты
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2023190104
Получена: 02.03.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Поддьяков А.Н. Орудия изучения поведения и деятельности: изобретения психологов как составляющая культурно-исторического процесса // Культурно-историческая психология. 2023. Том 19. № 1. С. 30–34. DOI: 10.17759/chp.2023190104
Полный текст
В каждом предмете, который создан человеком — от ручного орудия до современной счетной электронной машины, — воплощен исторический опыт человечества и вместе с тем воплощены те умственные способности, которые в этом опыте сформировались. То же, и может быть еще более ярко, выступает в языке, в науке, в произведениях искусства.
А.Н. Леонтьев. Проблемы развития психики [7, с. 308].
Стимульные объекты экспериментальной психологии как орудия исследовательской деятельности
В данной статье мы рассмотрим экспериментальные объекты, создаваемые психологами и этологами с особой целью. Эта цель — стимулировать, провоцировать другое живое существо, обладающее психикой, на такое развертывание определенного поведения или деятельности, которое позволяет исследователю изучать закономерности и особенности этого поведения или деятельности. Можно сказать, что данные объекты являются одним из видов материальных орудий исследовательской деятельности психологов и этологов. А.Н. Леонтьев писал: «Выготский выделял два главных взаимосвязанных момента, которые должны быть положены в основание психологической науки. Это орудийная ("инструментальная") структура деятельности человека и ее включенность в систему взаимоотношений с другими людьми. Они-то и определяют собой особенности психологических процессов у человека» [6, с. 45]. Не будет преувеличением сказать, что рассматриваемые нами орудия психологов и этологов составляют очень важную часть структуры их исследовательской деятельности, служат одним из оснований психологической науки и включены в их систему отношений с другими людьми — коллегами-исследователями и многими другими людьми — не психологами и этологами.
В этом контексте может быть расширена классификация вещественных средств, орудий труда, которую дал Е.А. Климов. Он включал в нее следующие средства познания (приема, получения, «добычи», обработки информации).
- «1. Приборы, машины, дающие изображение (бинокль, микроскоп, телевизионная система).
- Приборы, машины, дающие условный знак, символ, сигнал (вольтметр, термометр, мнемоническая схема на сигнальном табло диспетчерского пульта управления).
- Приборы, машины, обрабатывающие информацию (счетчики, электронные вычислительные машины)» [4, с. 75].
С нашей точки зрения, сюда следует добавить материальные устройства, стимулирующие другое живое существо (человека или животное) развернуть свое поведение, деятельность, процессы психического функционирования и позволяющие изучать их (собирать и обрабатывать информацию о них).
В монографии «Проблемы развития психики» [7] А.Н. Леонтьев обсуждает результаты исследований с использованием такого рода устройств. Это, например, изогнутые лопатки для изучения процесса овладения ручными орудиями детьми, использованные П.Я. Гальпериным [2] (заметим, что лопатки здесь выступают в двух функциях — это ручные орудия для ребенка и орудия изучения орудийной деятельности для психолога), аквариум с марлевой перегородкой для изучения поведения американских сомиков, отыскивающих путь к пище, в эксперименте А.В. Запорожца, и, конечно же, оригинальный аппарат для изучения возможностей формирования светочувствительности кожи на ладони. В более ранней работе А.Н. Леонтьева в соавторстве с В.И. Асниным представлено исследование интеллектуальной деятельности ребенка методом оригинального вариационного проблемного ящика [1].
Монография «Развитие произвольных движений» А.В. Запорожца, представителя деятельностного подхода, коллеги и друга А.Н. Леонтьева, также содержит описание многих экспериментальных объектов, специально разработанных для предъявления участникам психологических экспериментов и решения ими тех или иных задач, важных для понимания психического развития [3].
С нашей точки зрения, специально разработанные психологами и этологами объекты для изучения поведения и деятельности могут быть интерпретированы в терминах акторно-сетевой теории Б. Латура как исследовательские инструменты — «нечеловеческие актанты» (nonhuman actants). «Я предлагаю называть тех, кого кто‑то представляет, будь то люди или вещи, актантами» [5, c. 143; цит. по: 12, с. 250]. Описываемые нами объекты представляют их разработчиков — например, экспериментальная установка взаимодействует с участником психологического эксперимента неким предписанным разработчиком образом, реагируя на одни действия и не реагируя на другие и т. д. Значит, она, в терминах Латура, является нечеловеческим актантом.
По Латуру, исследовательский инструмент (экспериментальная установка) обеспечивает возможность «записи, используемой на финальном уровне научного текста» (“the set-up provides an inscription that is used as the final layer in a scientific text” [19, p. 68]) — в статье, диссертации и пр. Если говорить о психологических исследованиях, то экспериментальная установка (например, для изучения мышления) позволяет исследователю интерпретировать деятельность с ней участника, отраженную в записях протокола, в терминах норм рационального мышления и отклонения от этих норм, эвристик, алгоритмов и т. д. [10].
Часть этих орудий исследовательской деятельности психологов в трансформированном виде становится объектами массовой культуры. Например, исследовательские экспериментальные объекты для изучения любознательности и исследовательского поведения детей становятся отправными пунктами для разработки массовой продукции — фабрично изготовляемых исследовательских наборов и игрушек (cause-and-effect toys, discovery toys) [11].
Творческое мышление изобретателя объекта для психологического изучения чужого поведения и деятельности
Зададимся вопросом: как Карл Дункер изобрел свою знаменитую задачу об Х-лучах, которая стала классикой психологических исследований мышления и продолжает использоваться до сих пор? Как был изобретен «Математический образный тренажер для изучения пропорций», реагирующий на соотношение высоты правой и левой руки участника над столом? Экран горит зеленым, если правая рука участника с зажатой коробочкой расположена в два раза выше левой с другой зажатой коробочкой, а во всех остальных случаях экран горит красным [13; 14; 17]. Как такой объект мог прийти в голову? Кем и как был изобретен ящик-головоломка, предназначенный для изучения мышления и решения задач: а) парой капуцинов; б) парой шимпанзе; в) парой детей-дошкольников? [16]. А объекты для изучения «орудийной деятельности» птиц [20] и шмелей [8; 15]? Эти примеры можно продолжать и продолжать — многие психологи и этологи наверняка предложат свои батареи примеров такого рода экспериментальных объектов.
Обратимся к изучению творческого мышления людей как важнейшей части человеческой психологии и деятельности.
С нашей точки зрения, изобретение проблемных ситуаций и объектов для изучения творческого мышления других людей — это особый вид креативности, творческого мышления, составляющий часть творческого цивилизационного потенциала человечества.
В это мышление входят минимум, три компонента [21].
- Ключевой составляющей способностей создавать проблемные ситуации и задачи для другого является особая часть модели представлений об этом другом — о том, как он (индивид, группа, представитель другого биологического вида и т. д.) будет справляться с трудностью и что получится в результате.
- Креативность в той области, к которой относятся свойства и связи создаваемого объекта, предназначенные для обследования и размышлений участников эксперимента (например, в математике, логике, механике и др.).
- Инженерно-дизайнерская креативность — способность изобретать дизайнерские и технические решения.
Интересен и этап практического конструирования такого объекта. А.Н. Леонтьев писал: «Когда я занимаюсь научной работой, то моя деятельность является, конечно, мыслительной, теоретической. В ходе ее передо мной, однако, выделяется ряд целей, требующих внешних практических действий. Допустим, что я должен, например, смонтировать (именно смонтировать, а не задумать, не спроектировать) лабораторную установку, и я принимаюсь натягивать провода, завинчивать, отпиливать, паять и проч.; монтируя установку, я совершаю действия, которые, будучи практическими, входят, тем не менее, в содержание моей теоретической деятельности и вне ее бессмысленны. Допустим далее, что способ включения какого-нибудь прибора, входящего в установку, требует принять во внимание величину общего сопротивления электрической цепи, и я, закрепляя провод в клемме данного прибора, мысленно подсчитываю эту величину; в этом случае в мое практическое действие входит, наоборот, умственная операция» [7, с. 188].
В свою очередь, я могу привести пример, когда умственная деятельность по разработке, проектированию экспериментального объекта и его практическое конструирование оказались связаны цепью обратной связи. Конструируя один из своих экспериментальных объектов и практически монтируя его электрическую схему (с диодами, электрическим выпрямителем и пр.), я понял, как ее можно сделать такой, чтобы объект мог функционировать еще в двух режимах помимо одного изначально задуманного и провоцировать участника на постановку и решение еще двух типов арифметических задач. Субъективно — это был мой инсайт. Его спровоцировал вид уже смонтированной мной электрической схемы — я понял, как ее можно развить, чтобы создаваемое мной орудие психолога-исследователя стало более многофункциональным [9]. Явление возникновения нового (в том числе новых целей и тем) в ходе практической разработки исследования анализируется в [18].
В целом же, креативность при изучении креативности, в том числе изучении с помощью специально создаваемых орудий, представляется явлением закономерным.
Заключение
Психологи и этологи создают особые вещественные средства, культурные орудия своей исследовательской деятельности. Это объекты, стимулирующие другое живое существо, обладающее психикой (человека или животное), развернуть свое поведение, деятельность, процессы психического функционирования и позволяющие тем самым изучать их. Данные культурные орудия служат одним из оснований психологической науки и включены в систему отношений со многими людьми. История изобретения этих объектов, начиная с проблемных ящиков Торндайка, экспериментального инструментария Кёллера и экспериментальных объектов в научной школе А.Н. Леонтьева, — это часть интеллектуальной истории человечества, история развертывания его творческого потенциала в направлении саморазвития и самопознания. Часть этих объектов в трансформированном виде становятся объектами массовой культуры (например, игрушками). В целом, данные объекты — изобретения психологов и этологов — являются составляющей культурно-исторического процесса и структур деятельности современного человечества.
Повторим высказывание А.Н. Леонтьева, вынесенное в эпиграф: «В каждом предмете, который создан человеком, — от ручного орудия до современной счетной электронной машины, — воплощен исторический опыт человечества и вместе с тем воплощены те умственные способности, которые в этом опыте сформировались». Можно задуматься о том, какой новый опыт человечества и какие умственные способности воплотятся в последующих изобретениях такого рода объектов и как это будет связано с наукой и, может быть, искусством.
Литература
- Аснин В.И., Леонтьев А.Н. Перенос действия как функция интеллекта (Исследование интеллектуальной деятельности ребенка методом вариационного проблемного ящика) // Леонтьев А.Н. Становление психологии деятельности. М.: Смысл, 2003. С. 251—254.
- Гальперин П.Я. Психологическое различие орудий человека и вспомогательных средств у животных и его значение // П.Я. Гальперин. Психология как объективная наука / Под ред. А.И. Подольского. М.: Воронеж, 1998. С. 37—93.
- Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1960. 431 с.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. 350 с.
- Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. 384 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. 130 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Смысл, 2020. 407 с.
- Марков А. Поведенческие традиции у шмелей основаны на социальном обучении и конформизме [Электронный ресурс] // Элементы. 27.03.2023. URL: https://elementy.ru/novosti_nauki/434083/ (дата обращения: 29.03.2023).
- Поддьяков А.Н. Междисциплинарная позиция исследователя и инсайт: возможности и ограничения // Исследователь/Researcher. 2022. № 3-4. С. 21—24.
- Поддьяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: дисс. … д-ра психол. наук. М., 2001. 350 с.
- Поддьяков А.Н., Поддьяков Н.Н. Интерактивные исследовательские объекты: от лабораторных экспериментов к массовым практикам XXI века // Исследователь/Researcher. 2019. № 3. С. 8—29.
- Сивков Д. Рецензия на книгу: Латур Б. Наука в действии: следуя за учеными и инженерами внутри общества // Социология власти. 2014. № 1. С. 248—255.
- Abrahamson D., Lee R. G., Negrete A. G., Gutiérrez J. F. Coordinating visualizations of polysemous action: Values added for grounding proportion // ZDM Mathematics Education. 2014. Vol. 46. № 1. P. 79—93. DOI:10.1007/s11858-013-0521-7
- Abrahamson D., Trninic D., Gutie´rrez J. F., Huth J., Lee R. G. Hooks and shifts: A dialectical study of mediated discovery // Technology, Knowledge, and Learning. 2011. Vol. 16. № 1. P. 55—85. DOI:10.1007/s10758-011-9177-y
- Bridges А.D., MaBouDi H., Procenko O., Lockwood C., Mohammed Y., Kowalewska A., González J.E.R., Woodgate J.L., Chittka L. Bumblebees acquire alternative puzzle-box solutions via social learning // Plos Biology. 2023. March 7. DOI:10.1371/journal.pbio.3002019
- Dean L. G, Kendal R. L, Schapiro S. J, Thierry B., Laland K. N. Identification of the social and cognitive processes underlying human cumulative culture // Science. 2012. Vol. 335(6072). P. 1114—1118. DOI:10.1126/science.1213969.
- Flood V. J., Shvarts A., Abrahamson D. Teaching with embodied learning technologies for mathematics: responsive teaching for embodied learning // ZDM Mathematics Education. 2020. Vol. 52. № 1. P. 1307—1331. DOI:10.1007/s11858-020-01165
- Gaver W. W., Krogh P. G., Boucher A., Chatting D. Emergence as a feature of practice-based design research // Designing Interactive Systems Conference (DIS ’22). June 13—17, 2022. Virtual Event, Australia. ACM, New York, NY, USA. P. 517—526. DOI:10.1145/3532106.3533524
- Latour B. Science in action. How to follow scientists and engineers through society. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1987. 274 p.
- Osuna-Mascaró A.J., O'Hara M., Folkertsma R., Tebbich S., Beck S.R., Auersperg A.M.I. Flexible tool set transport in Goffin’s cockatoos // Current Biology. 2023. Vol. 33. № 5. P. 849—857. DOI:10.1016/j.cub.2023.01.023
- Poddiakov A. Creativity of creativity researchers: invention of problems and experimental objects to study thinking // Integrative Psychological and Behavioral Science. Vol. 57. № 1. P. 43—64. DOI:10.1007/s12124-022-09713-4.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 310
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 156
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 3