Культурно-историческая психология
2022. Том 18. № 2. С. 98–107
doi:10.17759/chp.2022180211
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Русскоязычная версия опросника духовных переживаний
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: духовность, религиозность, вера, мораль, связь с природой
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2022180211
Благодарности. Авторы благодарят за помощь в сборе данных своих коллег Е.В. Разгоняеву, С.Б. Орлова и И.С. Шестакову.
Получена: 13.02.2020
Принята в печать:
Для цитаты: Сычев О.А., Беспалов А.М., Аношкин И.В., Власов М.С. Русскоязычная версия опросника духовных переживаний // Культурно-историческая психология. 2022. Том 18. № 2. С. 98–107. DOI: 10.17759/chp.2022180211
Полный текст
Введение
В последние десятилетия в науке отмечается рост интереса к духовности [1; 2; 5; 8; 15; 23]. Проблема духовности в публикациях теснит более традиционную тему религиозности, что отражает не только смену научной моды, но и происходящие социокультурные изменения, связанные с распространением различных форм «нетрадиционной» духовности. Понятие «духовность» отличается широтой, позволяющей охватить разнообразные формы религиозной духовности (включая внецерковную, индивидуальную религиозность) и различные проявления духовной жизни, которые вовсе не связаны с религиозной верой.
Отечественная психодиагностика испытывает дефицит методик диагностики духовности. Среди методик, применяющихся в российских исследованиях, в первую очередь необходимо указать учитывающую лишь религиозную духовность методику «Инспирит» [4; 21] и недавно адаптированную методику «Духовная личность» [7]. В нашей стране также была разработана методика «Иерархия личности» Е.В. Шестуна с соавторами, позволяющая выявить духовный уровень в иерархии личности, характеризуемый авторами через приоритетность реализации своего предназначения, духовного роста и развития [14]. Другие методики не получили распространения по причине теоретических или психометрических проблем.
Ввиду доступности множества статей с теоретическим анализом духовности [5; 8; 15 и др.], рассмотрим лишь наиболее важные для диагностики духовности теоретические положения. К их числу относится мнение о сложной многокомпонентной, многоуровневой структуре духовности [5; 8; 23], из которого следует, что попытки измерения духовности с помощью одношкальных методик едва ли оправданы. Разнообразие форм и проявлений духовности, сложность ее структуры объясняют разнообразие подходов к диагностике духовности в зарубежной психологии: в обзоре 2010 года рассмотрены 24 методики [20].
Среди основных характеристик духовности многие исследователи отмечают свойственное духовным людям переживание близости к священному, возвышенному, в роли которых могут выступать различные объекты: бытие Бога, Бог, Дух, высшая истина, человечество и т. п. [20]. По словам В.В. Знакова, «…духовные устремления человека отражают его попытки выйти за пределы обыденной жизни и прикоснуться к иным, более глубоким и одновременно возвышенным уровням человеческого бытия» [5, с. 29—30].
В числе других важных характеристик духовности отмечается ее связь с верой в сверхъестественное, причем некоторые считают подобные верования одним из определяющих признаков духовности [22]. В пятифакторной модели духовности Д.А. Макдональда вера в сверхъестественное образует отдельный фактор, умеренно связанный с фактором духовного опыта [23]. Известное теоретическое представление о связи духовности и нравственности [5; 8] подтверждается лишь редкими эмпирическими исследованиями: например, было показано, что духовные переживания являются медиатором связи религиозности с моральными чувствами [18].
Духовность рассматривается как признак психологического благополучия, однако результаты исследований показывают, что разные компоненты духовности связаны с ним в разной мере: существенную корреляцию показывает лишь одна составляющая духовности, которую обозначают как экзистенциальное благополучие [24]. В контексте современных представлений о гедоническом и эвдемоническом благополучии [19; 25] разумным выглядит предположение о том, что духовность должна быть связана с эвдемоническим благополучием, отражающим стремление человека к осмысленной жизни, направленной на реализацию собственного потенциала и предназначения.
Поскольку для измерения духовности необходимо операционализируемое определение этого понятия, опираясь на рассмотренные выше общепризнанные характеристики, можно определить духовность как чувство связи или единения с чем-либо священным и стремление к нему [16]. Подобное определение не исчерпывает духовности во всей ее полноте, однако в нем отмечен один из важнейших признаков, позволяющий не только отграничить духовное от бездуховного, но и систематизировать разнообразные формы духовного опыта в зависимости того, что именно субъект рассматривает в качестве священного.
В основанной на таком понимании духовности концепции Э. Вортингтона [27] духовность разделяется в зависимости от объекта, вызывающего чувство связи или единения, на четыре типа: религиозную (близость к Богу), гуманистическую (близость к человечеству), натуралистическую (близость к природе) и трансцендентную (близость к космосу, бесконечности, трансцендентности). Религиозная духовность включает в себя переживание близости, связанности, единения с Богом, с высшей силой. Гуманистическая духовность характеризуется переживанием связанности и единения с другими людьми или человечеством в целом. Натуралистическая духовность характеризуется переживанием близости и единения с природой. Трансцендентная духовность включает переживание близости, связанности и единения с чем-то сверхъестественным, выходящим за пределы физической реальности и невыразимым словами.
На основе данной концепции Д. Дэвис с коллегами [16] разработали «Опросник духовных переживаний», измеряющий опыт переживаний, связанных с каждым из перечисленных выше объектов. К числу объектов духовных переживаний авторами была добавлена самость, как источник переживаний целостности «Я», однако позднее они отказались от соответствующей шкалы ввиду дискуссионности ее обоснования [26]. В ходе адаптации опросника мы сохранили эту шкалу, оставляя решение о ее необходимости пользователям методики.
Методы
Целью данного исследования стала разработка русскоязычной версии опросника духовных переживаний. На основе результатов прошлых исследований были выдвинуты следующие предположения.
-
Шкала «Бог» тесно связана с религиозной духовностью.
-
Шкала «Человечество» тесно связана с глобальной социальной идентификацией.
-
Шкала «Природа» коррелирует с чувством связи с природой.
-
Шкала «Трансцендентность» тесно связана с верой в сверхъестественные явления.
-
Все шкалы опросника связаны с моралью, эвдемонической ориентацией и субъективным благополучием.
-
Профиль по шкалам позволяет выделить разные типы духовности.
Общая выборка объемом в 412 человек была образована из двух групп. Первая группа, проходившая опрос в бланковой форме, включала 250 студентов очного и заочного отделений двух вузов г. Бийска (68% женщин, ср. возраст M = 24,04; SD = 7,93). Эта группа отвечала на вопросы всех перечисленных далее методик, за исключением BIDR. Вторая группа из 162 человек (74% женщин, ср. возраст M = 31,06; SD = 10,51) проходила онлайн-опрос, включающий ОДП и опросник социальной желательности BIDR.
Методики. Опросник духовных переживаний (ОДП) Д. Дэвиса с соавторами [16] состоит из 18 пунктов, описывающих различные духовные переживания, связанные с различными источниками: Богом, трансцендентностью, человечеством, природой и самостью. Два специалиста сделали перевод текста на русский язык (см. Приложение), который затем обсуждался и уточнялся с участием трех экспертов, занимающихся философскими и психологическими исследованиями духовности.
В ходе валидизации использовался комплекс методик, измеряющих различные проявления духовности и близкие к ней психологические конструкты.
-
Методика «Инспирит» Дж. Касса с соавторами [4; 21], измеряющая религиозную духовность.
-
Шкала веры в паранормальное Дж. Тобасика в адаптации Д.С. Григорьева [3], включающая семь субшкал: «Традиционная религиозная вера», «Пси-способности», «Колдовство», «Суеверия», «Спиритизм», «Экстраординарные формы жизни» и «Предсказания».
-
Методика «Глобальная социальная идентификация» Г. Риза в адаптации Т.А. Нестика [6] для измерения готовности личности отождествлять себя с человечеством.
-
Шкала связи с природой Ф.С. Майера и С.М. Франц в адаптации К. А. Чистопольской с соавторами [13].
-
Опросник моральных оснований (MFQ) Дж. Грэхема и др. в адаптации О.А. Сычева, И.Н. Протасовой и К.И. Белоусова [12]. Опросник включает пять шкал: «Забота», «Справедливость», «Лояльность», «Уважение» и «Чистота». Первые две шкалы относятся к индивидуализирующим моральным основаниям (ИМО), а последние три — к сплачивающим (СМО).
-
Опросник гедонической и эвдемонической ориентаций (ОГЭ), разработанный О.А. Сычевым и И.В. Аношкиным [11] на основе методики К. Петерсона [25].
-
Шкала субъективного благополучия Э. Динера в адаптации Е.Н. Осина и Д.А. Леонтьева [9].
-
Для оценки тенденции к социальной желательности использовалась методика BIDR Д. Паулуса в адаптации Е.Н. Осина [10].
Результаты
С целью анализа соответствия теоретической пятифакторной структуры опросника данным был выполнен конфирматорный факторный анализ (КФА) с использованием алгоритма MLR. В ходе КФА каждый пункт рассматривался в качестве индикатора соответствующего шкале латентного фактора, все факторы могли свободно коррелировать друг с другом. Результаты показали хорошее соответствие модели (рис. 1) данным: χ2 = 260,16; df = 125; p < 0,001; CFI = 0,962; TLI = 0,953; RMSEA = 0,051; N = 412.
Рис. 1. Факторная модель ОДП (все коэффициенты значимы при p < 0,01)
Таблица 1
Описательная статистика, интеркорреляции и надежность по шкалам ОДП (N = 412)
Шкалы |
Бог |
Трансцендентность |
Человечество |
Природа |
Самость |
Бог |
— |
||||
Трансцендентность |
0,55* |
— |
|||
Человечество |
0,48* |
0,35* |
— |
||
Природа |
0,52* |
0,34* |
0,61* |
— |
|
Самость |
0,62* |
0,41* |
0,55* |
0,53* |
— |
Средние |
2,85 |
2,94 |
3,44 |
3,35 |
2,74 |
Стандартные отклонения |
0,90 |
1,17 |
0,79 |
1,05 |
1,03 |
Надежность (α-Кронбаха) |
0,73 |
0,95 |
0,79 |
0,92 |
0,92 |
Примечание: «*» — p < 0,001.
Рис. 2. Результаты анализа латентных профилей по шкалам ОДП
Таблица 2
Коэффициенты корреляции шкал ОДП с внешними критериями валидности (N = 250)
Методики и шкалы |
Шкалы ОДП |
||||
Бог |
Трансцендентность |
Человечество |
Природа |
Самость |
|
Инспирит, Религиозная духовность |
0,80*** |
0,47*** |
0,25*** |
0,23*** |
0,19** |
ОГЭ, Эвдемония |
0,32*** |
0,36*** |
0,46*** |
0,43*** |
0,41*** |
ОГЭ, Гедонизм |
0,00 |
0,12 |
0,15* |
0,14* |
0,24*** |
Глобальная социальная идентификация |
0,32*** |
0,44*** |
0,63*** |
0,40*** |
0,44*** |
Связь с природой |
0,32*** |
0,48*** |
0,47*** |
0,58*** |
0,45*** |
MFQ, Забота |
0,20** |
0,27*** |
0,25*** |
0,38*** |
0,34*** |
MFQ, Справедливость |
0,10 |
0,15* |
0,15* |
0,30*** |
0,33*** |
MFQ, Лояльность |
0,38*** |
0,23*** |
0,27*** |
0,32*** |
0,28*** |
MFQ, Уважение |
0,49*** |
0,28*** |
0,28*** |
0,24*** |
0,25*** |
MFQ, Чистота |
0,38*** |
0,32*** |
0,30*** |
0,37*** |
0,33*** |
MFQ, ИМО |
0,16* |
0,22*** |
0,21*** |
0,36*** |
0,35*** |
MFQ, СМО |
0,47*** |
0,31*** |
0,32*** |
0,35*** |
0,32*** |
PBS, Традиционная религиозная вера |
0,70*** |
0,45*** |
0,22*** |
0,21*** |
0,16* |
PBS, Пси-способности |
0,37*** |
0,33*** |
0,14* |
0,07 |
0,02 |
PBS, Колдовство |
0,40*** |
0,39*** |
0,16* |
0,17** |
0,05 |
PBS, Суеверия |
0,29*** |
0,26*** |
0,13* |
0,05 |
-0,02 |
PBS, Спиритизм |
0,42*** |
0,44*** |
0,16** |
0,18** |
0,05 |
PBS, Экстраординарные формы жизни |
0,17** |
0,32*** |
0,10 |
0,08 |
0,04 |
PBS, Предсказания |
0,42*** |
0,36*** |
0,18** |
0,22*** |
0,07 |
SWLS, Субъективное благополучие |
0,18** |
0,10 |
0,23*** |
0,13* |
0,31*** |
Примечание: «*» — p < 0,05; «**» — p < 0,01; «***» — p < 0,001.
Рис. 3. Средние значения по шкалам ОДП в разных возрастных группах
Таблица 3
Гендерные различия по шкалам ОДП
Шкалы |
Средние |
Стд. откл. |
d-Коэна |
U |
Z |
p |
||
Ж |
М |
Ж |
М |
|||||
Бог |
3,04 |
2,70 |
1,12 |
1,23 |
0,29 |
14473,5 |
2,57 |
0,010 |
Трансцендентность |
2,86 |
2,64 |
0,92 |
1,06 |
0,22 |
15217 |
1,88 |
0,060 |
Человечество |
2,77 |
2,65 |
0,96 |
1,15 |
0,12 |
16329,5 |
0,99 |
0,322 |
Природа |
3,46 |
3,12 |
0,98 |
1,16 |
0,33 |
14426,5 |
2,75 |
0,006 |
Самость |
3,44 |
3,48 |
0,77 |
0,83 |
-0,05 |
16795 |
-0,56 |
0,578 |
Примечание: Ж — женщины; М — мужчины; в скобках указан объем выборки N; Стд. откл. — стандартные отклонения; U — значения U-критерия Манна—Уитни; Z — значения Z-статистики для U-критерия; p — уровень значимости.
Рис. 4. Средние значения по шкалам ОДП в группах с различным уровнем образования
Описательная статистика по шкалам (табл. 1) свидетельствует о том, что средние значения близки к центру пятибалльной шкалы, а стандартное отклонение близко к единице. Все шкалы коррелируют между собой.
Для анализа валидности были вычислены коэффициенты корреляции шкал ОДП с другими шкалами (табл. 2). В пользу конвергентной валидности шкалы «Бог» свидетельствует ее высокая корреляция с религиозной духовностью и религиозной верой. Конструктная валидность этой шкалы подтверждается корреляциями со шкалами СМО, измеряющими приверженность консервативным моральным ценностям.
Конструктная валидность шкалы «Трансцендентность» подтверждается корреляциями с такими показателями, как религиозная духовность и вера, глобальная социальная идентификация, связь с природой, вера в спиритизм, колдовство и предсказания. Конвергентная валидность шкалы «Человечество» подтверждается тем, что наибольшую по величине корреляцию она показывает с глобальной социальной идентификацией. В пользу ее конструктной валидности свидетельствует связь с эвдемонической ориентацией.
Конвергентная валидность шкалы «Природа» подтверждается тем, что наибольшую корреляцию она показала со шкалой связи с природой. Также выявлены корреляции этой шкалы с глобальной социальной идентификацией, эвдемонической ориентацией, моральными основаниями заботы и чистоты. Конструктную валидность шкалы «Самость» подтверждают корреляции с эвдемонической ориентацией и субъективным благополучием.
Духовные переживания (кроме шкалы «Трансцендентность») показали прямую связь с субъективным благополучием. Выявлены связи духовных переживаний с моральными основаниями, причем наиболее тесные связи с ИМО показывают шкалы «Природа» и «Самость», в то время как с СМО наиболее тесно коррелирует шкала «Бог». Шкалы «Бог» и «Трансцендентность» демонстрируют существенные связи со шкалой традиционной религиозности и многими другими шкалами веры в паранормальные явления. Шкалы «Человечество», «Природа» и «Самость» показывают лишь отдельные умеренные корреляции с верой в паранормальные явления, а связи с традиционной религиозностью, хотя и значимы, но довольно малы по величине.
Лишь одна из пяти шкал — «Самость» — показала слабую, но статистически значимую связь с тенденцией к социально-желательным ответам (r = 0,17; p < 0,05). Слабая связь на уровне тенденции (p < 0,10) с социальной желательностью обнаружилась для шкал «Природа» и «Человечество» (r = 0,15 для каждой).
Чтобы проверить гипотезу о возможности выделения по шкалам опросника разных типов духовности был проведен анализ латентных профилей с числом латентных классов от двух до семи. На основе величины энтропии (0,86) и максимального снижения величины Байесовского информационного критерия было выбрано решение с четырьмя классами. Представленные в наглядной форме на рис. 2 результаты анализа свидетельствуют о наличии одного «светского» типа духовности (класс 1) и трех «гармоничных» типов, сочетающих компоненты как религиозно-мистического, так и светского характера на низком, умеренном или высоком уровне (классы 2—4).
Анализ распределения по шкалам ОДП свидетельствует о значимом отклонении от нормального закона: значения критерия Шапиро—Уилка лежат в пределах 0,970—0,986 (p < 0,01), однако величина коэффициентов асимметрии является небольшой: от -0,35 до 0,16 для разных шкал. Духовные переживания, выражающиеся в чувстве связи Богом и природой, оказались более свойственны женщинам (табл. 3).
Для анализа возрастных различий по шкалам ОДП с помощью критерия Краскела—Уоллиса была проверена гипотеза об однородности медианных значений в разных возрастных группах. Статистически значимый эффект возраста обнаружен по шкалам: «Бог» (χ²(4) = 50,33; p < 0,001), «Трансцендентность» (χ²(4) = 23,02; p < 0,001), «Человечество» (χ²(4) = 18,12; p < 0,01) и «Природа» (χ²(4) = 27,69; p < 0,001).
Представленные на рис. 3 средние значения иллюстрируют тенденцию к росту духовных переживаний в зрелом возрасте, причем наиболее ярко эта тенденция проявляется в отношении шкал «Бог» и «Трансцендентность». Группы с разным уровнем образования также показывают статистически значимые различия по всем шкалам (рис. 4) по критерию Краскела—Уоллиса (p < 0,01).
Наиболее различающиеся по шкалам опросника группы (с неоконченным высшим и высшим образованием) существенно отличаются друг от друга по возрасту. Ковариационный анализ при контроле возраста показал, что для шкалы «Бог» статистически значимым остается только вклад возраста, для шкалы «Самость» — вклад уровня образования, для остальных шкал значимыми факторами являются как возраст, так и образование.
Обсуждение результатов
Результаты исследования свидетельствуют о том, что русскоязычная версия ОДП характеризуется высокой надежностью шкал, а ее факторная структура хорошо соответствует данным. Конвергентная валидность шкал «Бог», «Человечество» и «Природа» подтверждается высокими корреляциями с методиками, измеряющими аналогичные психологические конструкты. Для шкал «Трансцендентность» и «Самость» проверялась конструктная валидность: она подтверждается ожидаемыми корреляциями с другими психологическими конструктами, которые должны быть связаны с соответствующими аспектами духовности. Шкала «Трансцендентность» показала тесные связи с верой в сверхъестественные явления, выступающей в качестве одной из составляющих духовности [23]. Тесная связь шкалы «Самость» с субъективным благополучием подтверждает важный вклад в благополучие переживания единства и целостности «Я».
В ходе проверки конструктной валидности шкал подтвердилось распространенное в теоретических работах, но слабо исследованное представление о связи духовности и нравственности [5; 8]. Можно отметить, что СМО показали наибольшую корреляцию с религиозной духовностью (измеренной по шкале «Бог»), в то время как ИМО сильнее всего связаны со шкалами, характеризующими, скорее, светский тип духовности (шкалы «Природа» и «Самость»), что хорошо соответствует положениям теории моральных оснований [17]. Несмотря на позитивную общественную оценку духовности, влияние тенденции к социально-желательным ответам на результаты в условиях анонимного опроса оказалось несущественным для большинства шкал.
Профили духовности, выявленные в данном исследовании, оказались не тождественными тем, что были обнаружены авторами оригинальной англоязычной версии [16], в частности, не выявлен профиль с явным приоритетом религиозной духовности. Это может быть следствием либо недостаточной репрезентативности выборки, в которую могли не попасть глубоко верующие люди, либо редкости подобной формы духовности в российской популяции.
Заключение
Диагностика духовных переживаний с учетом их источника позволяет получить относительно дифференцированную и содержательную характеристику духовной сферы независимо от религиозности. С помощью предложенной версии ОДП, обладающей отличными психометрическими характеристиками, можно полнее исследовать проявления духовности с учетом разнообразных духовных переживаний.
Приложение
Опросник духовных переживаний
Пожалуйста, укажите степень Вашего согласия с приведенными утверждениями. Варианты ответа: 1 — совершенно не согласен; 2 — не согласен; 3 — ни да, ни нет; 4 — согласен; 5 — полностью согласен.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1. У меня было ощущение чего-то бесконечного |
|||||
2. Я чувствовал, что Бог рядом |
|||||
3. Я чувствовал себя полностью верным себе |
|||||
4. Я чувствовал единство с природой |
|||||
5. Я чувствовал свою связь со всем человечеством |
|||||
6. Я чувствовал свою связь с невыразимой силой бытия |
|||||
7. Я чувствовал свою близость к Богу |
|||||
8. У меня было ощущение единства своего внутреннего мира |
|||||
9. Я ощущал свою связь с природой |
|||||
10. Я ощущал свою близость ко всему человечеству |
|||||
11. Я чувствовал единство с чем-то, что не могу описать словами |
|||||
12. Я знал, что Бог со мной |
|||||
13. Я чувствовал себя соответствующим своей сущности |
|||||
14. Я ощущал свою близость к природе |
|||||
15. Я ощущал единство со всем человечеством |
|||||
16. Я чувствовал присутствие чего-то из другого мира или измерения |
|||||
17. Я чувствовал присутствие Бога |
|||||
18. У меня было чувство своей целостности |
Литература
- Братусь Б.С. Психология и духовность — две вещи несовместные? // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Том 16. № 3. C. 470—478. DOI: 10.17323/1813-8918-2019-3-470-478
- Воробьева Л.И. «Духовность» в психологии: философско-методологический анализ // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 3. C. 32—40. DOI: 10.17759/chp.2019150304.
- Григорьев Д.С. Адаптация и валидизация шкалы веры в паранормальное Дж. Тобасика // Социальная психология и общество. 2015. Том. 6. № 2. C. 132—145.
- Груздев Н.В., Спивак Д.Л. Базовые факторы индукции измененных состояний сознания (на примере физиологических родов) // Психологический журнал. 2006. Том 27. № 3. C. 78—85.
- Знаков В.В. Новые тенденции в исследовании психологии духовности // Вопросы психологии. 2018. № 4. C. 20—32.
- Нестик Т.А., Журавлев А.Л. Психология глобальных рисков. М.: Институт психологии РАН, 2018. 402 с.
- Ожиганова Г.В. Адаптация опросника «Духовная личность» на русскоязычной выборке // Экспериментальная психология. 2019. Том 12. № 4. C. 160—176. DOI: 10.17759/exppsy.2019120413
- Ожиганова Г.В. Духовные способности как ресурс жизнедеятельности. М.: ИП РАН, 2016. 282 с.
- Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008.
- Осин Е.Н. Проблема социальной желательности в исследованиях личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. C. 454—468.
- Сычев О.А., Аношкин И.В. Апробация русскоязычной версии опросника эвдемонической и гедонической ориентаций [Электронный ресурс] // Психологическое благополучие современного человека : материалы Международной заочной научно-практической конференции (20 марта 2019 г.). Екатеринбург: УрГПУ, 2019. C. 167—171. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41381111_18544289.pdf (дата обращения: 03.02.2020)
- Сычев О.А., Протасова И.Н., Белоусов К.И. Диагностика моральных оснований: апробация русскоязычной версии опросника MFQ // Российский психологический журнал. 2018. Том 15. № 3. C. 88—115. DOI: 10.21702/rpj.2018.3.5
- Чистопольская К.А., Ениколопов С.Н., Николаев Е.Л., Семикин Г.И. Связь с природой: вклад в душевное благополучие // Перспективы психологической науки и практики: сб. статей Международной научно-практической конференции. М.: МГУДТ, 2017. C. 764—767.
- Шестун Е.В., Морозова Е.А., Подоровская И.А., Устюжанинова Е.Н. Возможности диагностики личностных уровней с помощью методики «иерархия личности» // Психологическая наука и образование. 2010. № 1. C. 69—81.
- Эммонс Р.А. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности. М: Смысл, 2004. 414 с.
- Davis D.E., Rice K., Hook J.N., Van Tongeren D.R., DeBlaere C., Choe E., Worthington Jr E.L. Development of the Sources of Spirituality Scale // Journal of Counseling Psychology. 2015. Vol. 62(3). P. 503—513.
- Graham J., Haidt J. Beyond beliefs: Religions bind individuals into moral communities // Personality and Social Psychology Review. 2010. Vol. 14(1). P. 140—150. DOI: 10.1177/1088868309353415
- Hardy S., Zhang Z., Skalski J., Melling B., Brinton C. Daily Religious Involvement, Spirituality, and Moral Emotions // Psychology of Religion and Spirituality. 2014. Vol. 6(4). P. 338—348. DOI: 10.1037/a0037293
- Huta V. Eudaimonic and hedonic orientations: Theoretical considerations and research findings // Handbook of eudaimonic well-being. Cham, Switzerland: Springer International Publishing, 2016. P. 215—231.
- Kapuscinski A.N., Masters K.S. The current status of measures of spirituality: A critical review of scale development // Psychology of Religion and Spirituality. 2010. Vol. 2(4). P. 191—205. DOI: 10.1037/a0020498
- Kass J.D., Friedman R., Leserman J., Zuttermeister P.C., Benson H. Health Outcomes and a New Index of Spiritual Experience // Journal for the Scientific Study of Religion. 1991. Vol. 30(2). P. 203—211. DOI: 10.2307/1387214
- Lindeman M., Blomqvist S., Takada M. Distinguishing spirituality from other constructs: Not a matter of well-being but of belief in supernatural spirits // The Journal of Nervous and Mental Disease. 2012. Vol. 200(2). P. 167—173. DOI: 10.1097/NMD.0b013e3182439719
- MacDonald D.A. Spirituality: Description, measurement, and relation to the five factor model of personality // Journal of personality. 2000. Vol. 68(1). P. 153—197.
- Migdal L., MacDonald D.A. Clarifying the Relation Between Spirituality and Well-Being: // The Journal of Nervous and Mental Disease. 2013. Vol. 201(4). P. 274—280. DOI: 10.1097/NMD.0b013e318288e26a
- Peterson C., Park N., Seligman M.E.P. Orientations to happiness and life satisfaction: the full life versus the empty life // Journal of Happiness Studies. 2005. Vol. 6(1). P. 25—41. DOI: 10.1007/s10902-004-1278-z
- Westbrook C.J., Davis D.E., McElroy S.E., Brubaker K., Choe E., Karaga S., Dooley M., O’Bryant B.L., Van Tongeren D.R., Hook J. Trait Sources of Spirituality Scale: Assessing Trait Spirituality More Inclusively // Measurement and Evaluation in Counseling and Development. 2018. Vol. 51(2). P. 125—138. DOI: 10.1080/07481756.2017.1358059
- Worthington E.L., Jr. Progress in physics and psychological science affects the psychology of religion and spirituality // The Oxford handbook of psychology and spirituality. Oxford, UK: Oxford University Press, 2012. P. 47—62.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 928
В прошлом месяце: 41
В текущем месяце: 31
Скачиваний
Всего: 384
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 7