Понятие социальной компенсации у Выготского: исследуя психическое развитие человека и его нарушения

1024

Аннотация

В данной статье исследуется понятие компенсации, введенное Л.С. Выготским и представленное в его работах, вышедших под общим названием «Основы дефектологии». В стремлении как можно глубже понять развитие человека Выготский поднимает вопросы, касающиеся нарушений и отклонений раз- вития, биологических и социальных его составляющих. Цель настоящей работы — проанализировать понятие компенсации в рамках культурно-исторической традиции и выявить его влияние на современные практики в системе образования. В статье также рассматривается несколько ситуаций из повседневной жизни одной государственной средней школы г. Сан-Паулу, Бразилия. В контексте инклюзивного образования особое внимание уделяется противоречию между теорией и действительностью, сигнализирующему о необходимости обновления теории и обогащения её во взаимосвязи с практикой. Рассмотренные ситуации сжато и точно иллюстрируют всю драматичность отношений в школе. Они также свидетельствуют о том, что понятие компенсации в значительной степени усиливается гуманизирующей функцией образования, которое предстает, таким образом, неотъемлемым условием того, что означает «быть человеком».

Общая информация

Ключевые слова: образование, Выготский Л.С., нарушения развития, компенсация, человеческое развитие

Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Даниез Д. Понятие социальной компенсации у Выготского: исследуя психическое развитие человека и его нарушения // Культурно-историческая психология. 2013. Том 9. № 3. С. 74–80.

Литература

  1. Adler A. (1967). A ciencia da natureza humana. Campanha Editora Nacional: S~ao Paulo, 6. ed.
  2. Adler A. (2003). A educac,~ao das crianc,as. Salvador: Arteem Palavras.
  3. Akhutina T. (2011). Mini Curso: A neuropsicologia de Vigotski-Luria e a correc,~ao das dificuldades do ensino. In: Semana de Psicologia — A Psicologia historico-cultural. Evento organizado pela coordenac,~ao do curso de Psicologia, direc,~ao FACES, administrac,~ao superior do UniCEUB (Brasilia-DF) e Universidades da Russia.
  4. Bakhtin M. (2003). Estetica da criacao verbal. Sao Paulo: Martins Fontes, 4. ed.
  5. Bakhtin M. (2006). Marxismo e filosofia da linguagem. S~ao Paulo: Hucitec, 12.ed.
  6. Borges D.S., Kittel R. (2002). Constituindo-se sujeito: uma historia de compensac,~ao social. Ponto de Vista, 3 (4), 47—58.
  7. Carvalho M.F. (2004). A relacao do sujeito com o con- hecimento: condic,oes de possibilidades no enfrentamento da deficiencia mental. Tese (Doutorado em Educacao), Universidade Estadual de Campinas (Faculdade de Educac,~ao).
  8. Cunha N.V.S., Ayres N., Moraes B. (2010). A teoria da compensac,~ao em Adler e em Vigotski. Revista Eletronica Arma da Critica, 2, 61—71.
  9. Dainez D., Smolka A.L.B. (2011). Praticas de educac,~ao inclusiva e condic,о~es de desenvolvimento: o conceito de com- pensac,~ao em discuss~ao. In: Anais do VIII Congresso Brasileiro de Psicologia do Desenvolvimento. Brasilia-DF: Associac,~ao brasileira de psicologia do desenvolvimento.
  10. De Carlo M.M.R, do. (2001). Se essa casa fosse nossa...: Instituic,о~es e processos de imaginacao na educac,~ao especial. S~ao Paulo: Plexus.
  11. Eilam G. (2003). The philosophical foundations of Aleksandr R. Luria’s neuropsychology. Science in context, 16 (4), 551—577.
  12. Ezpeleta J., Rockwell E. (1986). Pesquisa Participante. S~ao Paulo: Cortez: Autores Associados.
  13. Garcia M.T., Beaton G.A. (2004). Necessidades educa- tivas especiais: desde o enfoque historico-cultural. S~ao Paulo: Linear B.
  14. Gindis B. (1995). The social/cultural implication of disability: Vygotsky’s paradigm for special education. Educational Psychologist, 30 (2), 77—81.
  15. Glozman J. M. (1999). Russian Neuropsychology after Luria. Neuropsychology review, 9 (1), 33—44.
  16. Goes M.C.R. de. (2002). Relac,о~es entre desenvolvimen- to humano, deficiencia e educac,~ao: contribuic,о~es da abor- dagem historio-cultural. In: Oliveira M.K.; Souza D.T.R.; Rego T.C. (org.). Psicologia, Educac,~ao e as tematicas da vida contemporanea (95—114). Sao Paulo: Moderna.
  17. Hazin I., et al. (2010). Contribuic,о~es da Neropsicologia de Alexsandr Romanovich Luria para o debate contemporaneo sobre relac,о~es mente-cerebro. Mnemosine, 6 (1), 88—110.
  18. Korkman M. (1999). Applying Luria’s diagnostic principles in the neuropsychological assessment of children. Neuropsychology review, 19 (2), 89—105.
  19. Kozulin A., Gindis B. (2007). Sociocultural theory and education of children with special needs - from defectology to remedial pedagogy. In: Daniels, H.; Cole, M; Wetsch, J. The Cambridge Companion to Vygotsky (pp. 332—362), Cambridge University Press.
  20. Kramer S. (1982). Privac,~ao cultural e educac,~ao com- pensatoria: uma analise critica. Cad. Pesquisa, S~ao Paulo, v. 42, 54—62.
  21. Prestes Z., Tunes E. (2011). Notas biograficas e bibli- ograficas sobre L.S. Vigotski. Universitas: Ciencias da Saude, Brasilia, 9 (1), 101—135.
  22. Rivie`re A. (1985). La psicologia de Vygotski. Madrid: Visor, 2 ed.
  23. Siems M.E.R. (2010). Identidade docente em questao: educacao especial em tempos de educacao inclusiva. Sao Carlos, SP: Pedro & Jo~ao Editores.
  24. Smolka A.L.B. (1989). O trabalho pedagogico na diver- sidade (adversidade?) da sala de aula. Cadernos do CEDES (UNICAMP), 23 (23), 39—47.
  25. Van Der Ver R., Valsiner J. (2001). Vygotsky uma sin- tese. S~ao Paulo: Loyola, 4 ed.
  26. Vigotski L.S. (1996). Teoria e metodo em psicologia. S~ao Paulo: Martins Fontes.
  27. Vygotski L.S. (1995). Problemas del desarrollo de la psique — Obras Escogidas, v. III. Madrid: Visor Distribui- ciones, S.A.
  28. Vygotski L.S. (1997). Fundamentos de Defectologia - Obras Escogidas, v.V. Madrid: Visor Distribuiciones, S.A.
  29. Vygotsky L.S. (1993). The fundamentals of Defectology (abnormal psychology and learning disabilities). The collected Works of L.S. Vygotsky., v.II, New York, London: Plenum Press.
  30. Vygotsky L.S. (1994). The problem of environment. In: Van Der Ver, R.; Valsiner.J. (Orgs). The Vygotsky Reader (pp. 338—354). Oxford -UK: Blackwell Publishers.

Информация об авторах

Даниез Дебора, аспирантка факультета образования Государственного университета в Кампинасе, Бразилия, e-mail: ddainez@yahoo.com.br

Метрики

Просмотров

Всего: 3030
В прошлом месяце: 66
В текущем месяце: 34

Скачиваний

Всего: 1024
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 5