Особенности конструктивного совладания и личностно-профессионального развития учащихся психолого-педагогических классов
Аннотация
Исследование направлено на изучение особенностей стратегий совладающего поведения и личностно-профессионального развития учащихся психолого-педагогических классов. Проведено эмпирическое исследование с учащимися психолого-педагогических классов (n = 55) общеобразовательных школ г. Арзамаса. В результате было выявлено: основными способами совладания со стрессом старшеклассников являются неконструктивные стратегии — копинг, ориентированный на избегание (58,18%), дистанцирование (56,36%), бегство-избегание (49,09%), конфронтация (40%); также у большинства учащихся выявлен низкий уровень личностно-профессионального развития (60%), что подтверждает ранние исследования о неготовности и, в некоторых случаях, нежелании большинства учащихся в дальнейшем развиваться в педагогической профессии. Автором продемонстрирована взаимосвязь интегральных личностных характеристик и стратегий совладающего поведения: выявлена прямая связь интегральных характеристик (направленность, компетентность, гибкость) и самосознания с конструктивными стратегиями совладания и обратная — с неконструктивными стратегиями.
Общая информация
Ключевые слова: совладание, личностно-профессиональное развитие, личностные ресурсы, психолого-педагогические классы, профильное обучение
Рубрика издания: Психология самоопределения личности в образовании и профессии
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2024000002
Финансирование. работа выполнена по научной теме Госзадания Минобрнауки «Ресурсно-прогностическая детерминация личностного и профессионального развития учащихся и педагогов как субъектов непрерывного образования: психологические основы, технологии, факторы эффективности» (FNRE-2024-0017).
Получена: 03.08.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Щелина С.О. Особенности конструктивного совладания и личностно-профессионального развития учащихся психолого-педагогических классов [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. DOI: 10.17759/bppe.2024000002
Литература
- Ансимова Н.П., Тарханова И.Ю. Системогенез педагогической деятельности как методология обеспечения преемственности результатов различных уровней подготовки педагога // Педагогика. 2021. Том 85. № 5. С. 97–104.
- Груздев М.В., Тарханова И.Ю., Харисова И.Г. Анализ ценностно-смысловых ориентаций обучающихся психолого-педагогических классов [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 5 (122). С. 8–17. doi:10.20323/1813-145X-2021-5-122-8-17
- Дубровина И.В. Профессиональное самоопределение в контексте непрерывного образования [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 2. С. 9–16. doi:10.17759/bppe.2024210201
- Ксенофонтова В.В. К проблеме профессионального выбора старшеклассника в проекте «психолого-педагогические классы» // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75 (2). С. 380–382.
- Кулагина И.Ю., Апасова Е.В. Отношение к неопределенности современных школьников и студентов [Электронный ресурс] // Мир психологии. 2023. № 4 (115). С. 5–19. doi:10.51944/20738528_2023_4_5
- Митина Л.М. Профессионально-личностное развитие педагога: диагностика, технологии, программы: Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2022. 430 с.
- Митина Л.М., Щелина С.О. Ресурсная детерминация личностно-профессионального развития студентов-психологов: Монография. М.: Психологический институт Российской академии образования, 2021. 312 с.
- Степченко Т.А., Симукова С.В., Егоров Г.В., Серая Г.В., Тасоева Е.В., Гуторова Г.А. Особенности совладающего поведения подростков с различной самооценкой [Электронный ресурс] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2022. № 8 (210). С. 495–500. doi:10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p495-501
- Хабибуллина Р.Т., Митина Г.В. Особенности эмоциональной саморегуляции в конфликтной ситуации в подростковом и юношеском возрасте // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2023. № 1 (68). Специальный выпуск. Том 3. С.175–179.
- Хитрова А.В. Профильные классы психолого-педагогической направленности: проблемы и перспективы // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-2. С. 387–390.
- Черемисина А.А. Особенности профессионального самоопределения обучающихся психолого-педагогических классов // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 80-3. С. 305–307.
- Шерешкова Е.А., Саунина А.С. Формирование конструктивных копинг-стратегий у подростков // Ученые записки Шадринского государственного педагогического университета. 2024. № 1 (3). С. 119–128.
- Щелина С.О. Совладающее поведение как ресурс личностно-профессионального развития студентов-психологов: бакалавриата и специалитета: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2020. 29 с.
- Щелина С.О., Левкина Е.В., Щеулова Е.А. Профессиональные ориентиры потенциальных учащихся психолого-педагогических классов [Электронный ресурс] // Мир психологии. 2024. № 1 (116). С. 219–221. doi:10.51944/20738528_2024_1_219
- Щелина Т.Т., Патрикеева Э.Г., Щелина С.О., Лёвкина Е.В. Психолого-педагогические проблемы ранней профессиональной ориентации на педагогические профессии [Электронный ресурс] // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2023. № 4 (72). С. 217–225. doi:10.52452/18115942_2023_4_217
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 15
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 12
Скачиваний
Всего: 6
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 4