Коррекционно-развивающая программа «Играем и познаем» по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе

461

Аннотация

Программа является коррекционно-развивающей, направлена на развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста 5,5–7 лет, в том числе с ОВЗ, в период подготовки к обучению к школе. Программа призвана обеспечить успешное овладение предпосылками учебной деятельности через развитие познавательных процессов, любознательности, формирование познавательных интересов и действий, а также навыков коммуникативной деятельности в группе сверстников. Программа ориентирована на создание единой образовательной среды, где активными участниками воспитательно-образовательной среды являются не только дети, а также педагоги и родители. Формирование и развитие познавательного интереса требует создания благоприятных психо-лого-педагогических условий и поиска эффективных средств, которые позволят не только развивать психические процессы и творческие способности ребенка, но и укрепить его веру в свои силы и возможности, развить чувство собственного достоинства, что, в свою очередь, может стать ресурсом для успешной адаптации к школе. Мастерство педагога на данном этапе должно проявляться в умении подобрать подходящие игровые средства и методы для решения познавательных задач и заданий таким образом, чтобы подготовка к школе стала не рутинным занятием, а полезной и увлекательной игрой.

Общая информация

Ключевые слова: дошкольное детство, ОВЗ, коррекционно-развивающие занятия с детьми, детская игра, подготовка к обучению в школе, коррекционно-развивающая программа, психолого-педагогическая программа

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2021180103

Для цитаты: Соболева М.В. Коррекционно-развивающая программа «Играем и познаем» по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 1. С. 24–30. DOI: 10.17759/bppe.2021180103

Полный текст

 

Описание целей и задач программы

Цель программы: развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста для более успешной подготовки к обучению к школе.

Задачи:

развивать познавательные процессы;

развивать сенсорную и двигательную сферу;

развивать познавательный интерес, мотивацию к познанию;

активизировать словарь, развивать фонематический слух, чувство ритма.

развивать умение оценивать успешность или недостатки своей деятельности;

развивать чувство собственного достоинства;

способствовать сохранению и укреплению психологического здоровья;

способствовать формированию благоприятного эмоционального фона;

развивать навыки коммуникативной деятельности;

воспитывать групповую сплоченность;

повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста;

повысить педагогические знания родителей в вопросах подготовки ребенка к обучению в школе.

Отличительные особенности программы:

В программе представлены авторские разработки конспектов коррекционно-развивающих занятий в стихах.

Возраст детей, участвующих в реализации программы

Дети старшего дошкольного возраста, 5-7 лет (в том числе, дети с ОВЗ).

Сроки реализации программы

Продолжительность реализации программы — 6 месяцев.

Занятия проводятся с группами детей от 8-10 человек.

Длительность занятия — 25-30 минут. Периодичность — 1 раз в неделю.

При составлении программы учитывались следующие принципы:

учет уровня развития детей и их интересов, самочувствия, эмоционального состояния;

принцип последовательности;

принцип постепенного усложнения действий;

принцип повторяемости;

принцип вариативности;

принципы наглядности, систематичности, доступности.

Требования к условиям проведения занятий

Занятия проводятся в просторном, хорошо проветриваемом помещении.

Требования к специалистам, реализующим программу

Специалист, реализующий программу, должен иметь высшее психологическое образование, обязан знать психологические и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, в совершенстве владеть технологией организации и проведения занятий, методами и приемами, позволяющими реализовать задачи, поставленные в данной программе. Проявлять эмпатию, чуткость, толерантность, тактичность.

Этапы реализации программы

Реализация программы осуществляется в три этапа.

Подготовительный этап.

1.           Оценка уровня развития познавательных процессов и навыков моторной деятельности.

2.          Содействие в усвоении детьми ритуалов и структуры занятия.

3.          Стимулирование познавательной активности и интереса детей.

Основной этап.

1.          Проведение развивающих занятий с детьми.

2.         Проведение практических занятий с родителями и педагогами с целью повышения педагогических знаний в вопросах подготовки детей к обучению в школе, проведение индивидуальных и групповых консультаций.

3.          Оформление информационных листов, размещение информации на сайте и стенде детского сада.

Заключительный этап.

1.          Закрепление полученных знаний, умений и навыков в процессе реализации программы.

2.          Повторное обследование.

3.          Проведение открытого занятия.

4.          Проведение совместного мероприятия с родителями и детьми по итогам реализации программы.

Содержание программы

В программе представлены три основных направления работы с участниками образовательного процесса:

1.          коррекционно-развивающие занятия с детьми;

2.          просвещение и практическая работа с педагогами в период подготовки детей к обучению

в школе в условиях детского сада;

3.          просвещение и практическая работа с родителями по вопросам подготовки детей к обуче­

нию в школе в условиях семьи, а также через проведение совместных практических мероприятий.

Содержание коррекционно-развивающей работы представлено пятью модулями.

1    модуль включает игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, речи, мышления, воображения.

2     модуль включает комплекс кинезиологических упражнений, направленных на развитие межполушарной специализации.

3     модуль включает игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, в том числе с использованием массажного мячика Су-Джок и массажного колечка.

4     модуль включает игры и упражнения, направленные на снижение уровня нервно­психического напряжения, профилактику переутомления.

5     модуль состоит из игр и упражнений, направленных на развитие навыков коммуникативной деятельности.

Структура занятий

I.     Вводная часть:

•        приветствие (эмоциональный настрой на занятие, формирование навыков группового спло­

чения).

II.     Основная часть.

•             игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов, координации

движений, зрительно-моторной координации;

•             логоритмические игры и упражнения;

•             кинезиологические упражнения и упражнения для развития мелкой моторики;

•           игры и упражнения, направленные на снижение уровня психоэмоционального напряжения, снятие мышечных зажимов, тревожности;

•              упражнения, направленные на профилактику нарушений зрения, зрительного переутомления.

III.     Заключительная часть:

•              подведение итогов;

•              рефлексия.

Планируемые результаты освоения программы

Промежуточные:

•              снижение тревожности, ослабление мышечного и нервно-психического напряжения;

•              улучшение коммуникативных навыков;

•              повышение познавательного интереса к играм и упражнениям.

Итоговые:

•              формирование стойкого познавательного интереса к выполняемым упражнениям, понимание их значимости для успешной подготовки к обучению в школе;

•              улучшение навыков рисования, пространственной ориентировки, зрительно-моторной коор­

динации, межполушарной специализации;

•              улучшение процессов памяти, внимания, воображения, речи, мыслительной деятельности;

•              повышение педагогических знаний педагогов и родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе;

•              повышение интереса родителей к совместным мероприятиям, проводимым в ДОУ

Критерии оценки достижения планируемых результатов

Качественные:

•              психологический комфорт ребенка;

•              улучшение показателей познавательного развития, мелкой моторики, зрительно-моторной

координации среди детей, посещающих занятия;

•              овладение определенным объемом знаний, умений, навыков выполнения упражнений;

•              отсутствие отрицательных эффектов и последствий.

Количественные:

•              увеличение количества детей, по результатам диагностики имеющих средний и высокий уровень познавательного развития, мелкой моторики, уровня развития межполушарных связей.

 

Литература

  1. Артемов С.Д. Социальные проблемы адаптации. М., 2000. 180 с.
  2. Артюхова И.С. В первом классе — без проблем. М.: Чистые пруды, 2008. 32 с.
  3. Богачкина Н.А. Пора в школу! Подготовка будущего первоклассника. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. 223 с.
  4. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1948. С. 42–47.
  5. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 356 с.
  6. Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2–8 лет: мир природы и мир человека: Метод. пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 2015. 208 с.
  7. Ермолаева М.В., Ерофеева И.Г. Психолого-педагогические средства познавательного развития до-школьников: Учебное пособие для вузов. М.: МПСИ, 2006. 223 с.
  8. Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. СПб: Питер, 2007. 208 с.
  9. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. 190 с.
  10. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 2. С. 118–124. DOI:10.17759/chp.2020160213
  11. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 368 с.
  12. Павлова Т.Л. Диагностика готовности ребенка к школе. М.: ТЦ Сфера, 2006. 128 с.
  13. Психологическая диагностика готовности к обучению в школе детей 5–7 лет / Авт.-сост. Ю.А. Афонькина, Т.Э. Белотелова, О.Е. Борисова. Изд. 2-е. Волгоград: Учитель, 2016. 62 с.
  14. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе / Авт.-сост. Ю.В. Останкова. Волгоград: Учитель, 2007. 130 с.
  15. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. М.: Академия, 2003. 184 с.

Информация об авторах

Соболева Марина Владимировна, педагог-психолог, Центр развития ребенка — детский сад № 30 «Цветик-семицветик» (МДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 30 «Цветик-семицветик»), Вологда, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7874-4681, e-mail: marina.soboleva.70@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 942
В прошлом месяце: 44
В текущем месяце: 27

Скачиваний

Всего: 461
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 9