Вестник практической психологии образования
2016. Том 13. № 4. С. 23–31
ISSN: 2658-3100 (online)
Механизмы регулирования вопросов профессиональной этики психологов образования
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профессиональная этика, этические принципы профессиональной деятельности педагога-психолога, Этический комитет Федерации психологов образования России
Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Умняшова И.Б., Новикова Г.В., Гильяно А.С., Мурафа С.В., Запорожская Д.Е. Механизмы регулирования вопросов профессиональной этики психологов образования [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2016. Том 13. № 4. С. 23–31. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2016_n4/Umnyakova_Novikova_et_al (дата обращения: 25.11.2024)
Полный текст
И.Б. Умняшова, Г.В. Новикова, А.С. Гильяно, С.В. Мурафа, Д.Е. Запорожская
В статье представлен проект Положения Этического комитета Федерации психологов образования России, который был подготовлен инициативной группой на основе проведенного исследования и обсуждался на форуме «Обучение. Воспитание. Развитие — 2016». Авторами обсуждаются некоторые объективные обстоятельства профессиональной деятельности практических психологов образования, которые требуют разработки, определения и конкретизации в связи со спецификой этических понятий, принципов и требований, регулирующих профессиональную деятельность психологов. Авторами вынесены на обсуждение ключевые вопросы Положения, касающиеся миссии, компетенции и регламента деятельности данного органа. Определен круг задач, которые необходимо решить для начала функционирования Этического комитета в рамках общественной общероссийской организации «Федерация психологов образования России». Текст проекта Положения предлагается для широкого обсуждения в профессиональном сообществе.
Умняшова Ирина Борисовна — кандидат психологических наук. Почетный работник высшего профессионального образования. Доцент кафедры педагогический психологии ФГБОУ ВО МГППУ. Председатель Московского отделения ООО «Федерация психологов образования России» (ФПОР). Победитель профессионального конкурса «Психолог года города Москвы — 2002».
Научные интересы: психологическое сопровождение образовательного процесса, формирование и развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса общего и высшего образования, психолого-педагогическая экспертиза в сфере образования.
Новикова Галина Викторовна — кандидат психологических наук, доцент, доцент факультета педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова, руководитель программы повышения квалификации «Семейная педагогика». Член Московского отделения ФПОР. Работала преподавателем в системе повышения квалификации МГППУ, в Институте семейного воспитания (г. Астана), в Родительском университете на Юго-Западе. Автор более 70 научных и научно-методических трудов.
Профессиональные интересы: психология семьи и семейного воспитания, коррекционная педагогика и коррекция семейных отношений.
В рамках X Всероссийского психологического форума «Обучение. Воспитание. Развитие — 2016» 8 октября 2016 года прошел круглый стол «Механизмы регулирования вопросов профессиональной этики психолога образования». В работе круглого стола приняли участие представители региональных отделений Федерации психологов образования России (ФПОР) и специалисты Службы практической психологии образования 14 регионов РФ: Москва, Камчатский край, Липецкая область, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Калининград, Казань, Самара, Ульяновская область, Псковская область, Сочи, Челябинская область, Магаданская область, Кострома.
Данная тема является продолжением обсуждения вопросов профессиональной этики специалистами Службы практической психологии образования. По результатам проведенного Московским отделением ФПОР в январе—марте 2016 года исследования [2], 98% (153 человека) участников поддержали необходимость и актуальность создания Этического комитета Федерации психологов образования России. Более 50% принявших в опросе специалистов отмечают, что нарушение принципов профессиональной этики, к сожалению, имеет место в сфере образования.
В настоящее время отсутствует статистика количества обращений в региональные органы исполнительной власти в сфере образования в связи с нарушениями этики педагогом-психологом. Однако представители профессионального сообщества (в том числе, участники круглого стола 08.10.2016) отмечают, что существуют обращения в методические службы и региональные отделения ФПОР. Так, субъекты образовательных отношений (администрации образовательных организаций, родители и законные представители обучающихся) обращаются по вопросам несоблюдения психологами образования принципов профессиональной этики. Сами же специалисты обращаются по вопросам, связанным с методической и правовой поддержкой их деятельности. А также в тех случаях, когда запрос к педагогу-психологу содержит необходимость нарушения этического кодекса педагога-психолога.
Признание Человека высшей ценностью современного общества и особенности профессиональной деятельности практического психолога образования определяют сущность и специфику ценностно-этического регулирования деятельности специалистов. Это обусловливает требования к личностным и профессиональным качествам психологов системы образования. Понимание специалистами этико-аксиологического подхода в организации профессиональной исследовательской, научной и практической деятельности, формирование целостного системного представления об этических основаниях деятельности практического психолога образования — затруднено многими обстоятельствами, среди которых укажем следующие.
1. Этика является разделом философского знания, который описывает нравы и формы поведения в обществе, вырабатывает критерии оценки поступков, формулирует общие правила нравственности, соотношение сущного и должного. Этика не только отражает нравственность, но и утверждает конкретные моральные нормы и ценности, дает определенную интерпретацию нравственной сфере профессиональной деятельности. Для того чтобы философское знание стало прикладным, специалистам нужен опыт решения моральных дилемм как применительно к специфике профессиональной деятельности практического психолога образования, так и к конкретным конфликтным ситуациям. Существующая система основного и последипломноого образования психологов не располагает возможностями для такой подготовки. О необходимости специальной подготовки психологов образования в области решения этических дилемм высказались большинство психологов, принимавших участие в исследовании этого вопроса [2].
2. Происходят изменения законодательства в сфере образования, изменяются социо-культурные условия, в которых функционирует школьный социум, — что может создавать психологическую напряженность в педагогических и ученических коллективах, способствовать повышению конфликтности, импульсивности в поступках и приводить к нарушению этических принципов и правил.
3. В силу того, что психологи системы образования в России получали разное профессиональное образование, по различным образовательным программам и имеют существенные различия в уровне готовности осуществлять рефлексию своего профессионального опыта, не у всех специалистов сформировано в достаточной спетени умение применять этико-аксиологический подход в анализе своей профессиональной деятельности. Этико-аксиологический подход позволяет выявить действительные ценности и этические принципы, положенные в основу профессиональной деятельности, сформулировать и скорректировать цели, уточнить смысл и содержание конечного результата профессиональной деятельности. В деятельности психологов этот момент особенно затруднен, так как психолого-педагогическое воздействие имеет отстроченные во времени результаты и эффекты. Но, в любом случае, подбор методов и методик для профессиональной деятельности необходимо проверять с точки зрения соответствия представлениям о благе человека и общества как на стадии теоретического осмысления будущей деятельности и подготовки к ней, так и в процессе деятельности.
4. Наряду с универсальными этическими принципами и нормами, значимыми для всех работников системы образования, педагоги-психологи в своей деятельности реализуют и специфические нравственные требования, нормы поведения как в отношениях с коллегами, так и с обучающимися и их родителями (законными представителями), всеми клиентами, обращающимися за психологической помощью. Проведенное нами исследование [2] показало, что у психологов существуют определенные трудности в определении специфических требований профессии, в формулировке таких категорий, как профессиональный долг, профессиональная ответственность, профессиональная совесть.
Содержание профессиональной этики составляют и такие понятия, как профессиональная честь и профессиональное достоинство. В них раскрываются отношение специалиста к самому себе и отношение к нему со стороны других лиц, общества в целом. Целенаправленная и организованная работа по выработке и конкретизации понятий профессиональной этики должна проводиться профессиональным сообществом. Для этого во многих странах мира создаются и действуют этические комитеты.
Мы считаем, что в будущем деятельность Этического комитета Федерации психологов образования России поможет профессиональному сообществу сформулировать специфические понятия профессиональной этики психолога образования.
Мы приглашаем представителей профессионального сообщества к обсуждению проекта Положения об Этическом комитете Федерации психологов образования России. В проекте документа курсивом выделены вопросы и позиции, которые, с нашей точки зрения, требуют особого внимания при обсуждении: по этим вопросам пока нет готовых ответов, но есть определенные мнения и размышления. Но мы предлагаем не ограничиваться только выделенными рабочей группой темами: приветствуются все высказывания, замечания и предложения по любому пункту или конкретной формулировке проекта Положения. Ждем ваши предложения к проекту документа на адрес московского отделения ФПОР: mofpor@gmail.com (тема письма — Этический комитет). Для того чтобы читателям было удобно вносить правки и пометки в текст проекта, копия данной статьи размещена в электронной версии журнала на CD-диске, откуда ее можно скопировать. Форма для представления предложений размещена в Приложении и на сайте Федерации психологов образования России http:// www.rospsy.ru
Гильяно Альбина Сергеевна — кандидат психологических наук, доцент. Член Московского отделения ФПОР. Доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева. Автор более 50 публикаций, в том числе 9учебных и 8 учебно-методических пособий.
Научные интересы: психология развития, специальная, педагогическая и социальная психология.
Мурафа Светлана Валентиновна — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета. Член Московского отделения Российского психологического общества. Член Московского отделения ФПОР.
Запорожская Дарья Евгеньевна — руководитель социально-психологической службы ГБОУ Школа №904, педагог-психолог, магистр психологопедагогического образования. Член Московского отделения ФПОР.
Научные интересы: детская и возрастная психология, психология зависимостей, психологическое сопровождение основных образовательных программ.
ПРОЕКТ
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ЭТИЧЕСКОМ КОМИТЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
1.Общие положения
1.1. Этический комитет Федерации психологов образования России (далее — Этический комитет) является постоянно действующим консультативным и регулирующим органом Федерации психологов образования России (далее — ФПОР) по вопросам профессиональной этики педагога-психолога, психолога в сфере образования.
1.2. В своей работе Этический комитет руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами Министерства образования и науки, Уставом ФПОР и настоящим Положением.
1.3. Настоящее Положение устанавливает статус, цели деятельности, структуру, компетенцию и регламент работы Этического комитета ФПОР.
1.4. Основными принципами деятельности Этического комитета являются:
1) соблюдение общепринятых норм морали и норм профессиональной этики педагога-психолога, психолога образования;
2) приоритетное соблюдение интересов ребенка;
3) независимость суждений в ситуации принятия решений;
4) соблюдение границ компетентности и профессиональной ответственности;
5) профилактика и помощь в решении конфликтных ситуаций между субъектами образовательных отношений, связанных с вопросами профессиональной этики педагога-психолога, психолога образования;
6) научно-методическое сопровождение деятельности педагогов-психологов, психологов образования по вопросам профессиональной этики.
1.5. Организационно-техническое обеспечение деятельности Этического комитета осуществляет Исполнительная дирекция и Московское региональное отделение ФПОР.
2. Основные цели и функции Этического комитета ФПОР
Цели и задачи создания Этического комитета — самая актуальная и дискуссионная тема. Данный проект Положения отражает формулировки целей и задач, которые поступили в рабочую группу до обсуждения документа на форуме в Сочи. Во время первого обсуждения проекта документа 08.10.2016 прозвучали два важных комментария, которые мы предлагаем обсудить для оформления окончательного варианта текста данного раздела.
Первая позиция отражает опасение, что Этический комитет станет очередной структурой, в деятельность которой будет входить проверка и контроль профессиональной деятельности педагогов-психологов (психологов в сфере образования). Рабочая группа разделяет эти опасения и считает, что точная формулировка целей и задач поможет нашему профессиональному сообществу избежать вовлечения Этического комитета ФПОР в деятельность по оцениваю и контролю специалистов. Мы считаем, что главная миссия Этического комитета связана с контролем соблюдения этического кодекса и реакции на несоблюдение основных принципов специалистами, выполняющими функции педагога-психолога в образовательных организациях Российской Федерации. При этом в системе образования РФ существует достаточное количество организаций, осуществляющих контроль за качеством и результативностью (эффективностью) профессиональной деятельности психологов образования.
В тоже время, мы глубоко убеждены, что качество профессиональной деятельности не может быть высоким без соблюдения специалистами принципов профессиональной этики. А значит, мнение Этического комитета о деятельности специалиста, проходящего, к примеру, аттестацию, может быть востребовано специалистами, проводящими данную аттестацию. Это возможное направление деятельности Этического комитета мы обозначили в п. 6.8.
Вторая позиция по поводу формулировок целей и задач связана с анализом мирового опыта деятельности этических комитетов профессиональных сообществ, в том числе представленного в публикации А.О. Орлова об опыте Американской психологической ассоциации в разработке этического кодекса [1].
Эта точка зрения отражает мнение о том, что основная миссия этических комитетов заключается в формулировке экспертного мнения о целесообразности использования профессионального инструментария (диагностических методик, программ, технологий и т. д.) и регуляции применения данных методов специалистами.
Рабочая группа разделяет данную позицию, но считает, что в настоящее время, на этапе создания Этического комитета ФПОР, важнее начать деятельность по повышению уровня грамотности в области применения принципов профессиональной этики как у специалистов, реализующих данные принципы в своей профессиональной деятельности (педагогов- психологов, психологов в сфере образования), так и среди других субъектов образовательных отношений (обучающихся, их родителей и законных представителей, педагогов), чьи права могут быть нарушены в результате несоблюдения принципов профессиональной этики.
При этом вопросы сертификации профессионального инструментария также могут быть одной из функций Этического комитета. Данный вопрос уже не раз был предметом обсуждения на мероприятиях, посвященных проблемам профессиональной этики. В настоящее время данные задачи частично решаются благодаря проведению Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы», организатором которого с 2009 года выступает Федерация психологов образования России. Результаты конкурса публикуются на сайте ФПОР http://www.rospsy.ru. Мы приглашаем всех заинтересованных в развитии данной темы присылать свои предложения на адрес Московского отделения ФПОР. У нас организована рабочая группа по данному вопросу (руководитель — Новикова Г.В.). В теме письма нужно указывать: «Сертификация инструментария». Также предлагаем обсуждение данной темы в рубрике Вестника практической психологии образования «Проблемы профессиональной этики», требования к публикациям размещены на CD к №2 (47) / 2016.
Возвращаясь к теме «Цели и задачи Этического комитета», хочется еще раз подчеркнуть, что предложенный в настоящем проекте документа вариант — не окончательный и, с точки зрения рабочей группы, требует наиболее пристального внимания профессионального сообщества. В том числе ,и потому, что после утверждения данного раздела потребуется корректировка раздела 6. Компетенция и регламент деятельности Этического комитета ФПОР. Просьба при внесении предложений в данный раздел указывать также дополнения к описанию деятельности Этического комитета по предложенным вами новым направлениям деятельности.
2.1. Цели деятельности Этического комитета:
— повышение уровня психологической культуры участников образовательного процесса в области профессиональной этики педагога-психолога, психолога образования;
— выражение позиции ФПОР в ситуациях, связанных с предполагаемыми нарушениями этических норм в деятельности педагогов-психологов, психологов образования.
2.2. Функции Этического комитета:
2.2.1. Просветительская:
— информирование субъектов образовательных отношений о деятельности Этического комитета ФПОР;
— разъяснение принципов профессиональной этики и отдельных положений Этического кодекса педагога-психолога специалистам службы практической психологии образования.
2.2.2. Консультативная:
— оказание научно-методической консультационной помощи педагогам-психологам, психологам образования по вопросам этического характера, возникающим в процессе их профессиональной деятельности;
— рассмотрение обращений педагогов-психологов, психологов образования с целью оказания помощи в решении этических дилемм;
— рассмотрение запросов и жалоб физических или юридических лиц по факту нарушения Этического кодекса педагога-психолога службы практической психологии образования и подготовка соответствующих заключений по итогам такого рассмотрения;
— помощь в решении сложившихся конфликтных ситуаций (медиации в конфликте) с участием педагога-психолога (психолога образования);
— участие в работе аттестационной комиссии на соответствие занимаемой должности «педагог-психолог».
2.2.3. Методическая:
— выработка алгоритма действий Этического комитета по вопросам нарушения принципов профессиональной этики педагогами-психологами (психологами образования);
— совершенствование Этического кодекса педагога-психолога службы практической психологии образования.
3. Состав и структура Этического комитета ФПОР
3.1. Состав Этического комитета формируется Президиумом ФПОР из членов ФПОР на добровольной основе.
3.2. В состав Этического комитета входят председатель Этического комитета, заместитель председателя Этического комитета, технический секретарь Этического комитета и члены Этического комитета.
3.3. Председатель Этического комитета предлагается и утверждается Президиумом ФПОР сроком на 3 года.
3.4. Заместитель председателя, технический секретарь Этического комитета утверждаются Президиумом ФПОР по представлению председателя Этического комитета.
3.5. Кандидатуры для включения в состав членов Этического комитета представляются руководителями региональных отделений ФПОР. Норма представительства — не более 2-х человек от региональной организации ФПОР, исключая Председателя Этического комитета. Кандидатуры членов Этического комитета утверждаются.Президиумом ФПОР.
Существует необходимость разработки образца представления на кандидата в Этический комитет ФПОР, которое будет размещено в Приложении 1 данного документа. Просьба высказать своё мнение по поводу нормы представительства в состав членов комитета от региональной организации. Возможен не количественный, а качественный подход к данному вопросу.
3.6. Состав Этического комитета, кандидатуры председателя, заместителя председателя и технического секретаря пересматриваются по мере необходимости, но не чаще одного раза в год. Изменения в составе Этического комитета публикуются на сайте Федерации психологов образования России http:// www.rospsy.ru
Мы предлагаем создать на сайте ФПОР раздел, посвященный деятельности Этического комитета ФПОР.
4. Требования к квалификации и опыту работы членов Этического комитета ФПОР
Данный раздел также является дискуссионным и активно обсуждаемым на наших встречах. Описание требований было составлено в результате проведенного нами исследования [2], в результате которого были сформулированы требования к перечню компетенций кандидатов для работы в Этическом комитете ФПОР. Мы понимаем, что перечень достаточно обширный, и, возможно, возникнут сложности с привлечением к работе в Этическом комитете специалистов, обладающих всеми перечисленными требованиями и компетенциями. Но в тоже время, мы видим данный раздел как описание основных характеристик кандидатов, которые должны быть отражены в представлении на кандидата от регионального отделения ФПОР, на основании которого члены Президиума ФПОР смогут принять решение о включении данного специалиста в состав Этического комитета (п. 3.5 Положения об Этическом комитете ФПОР).
4.1. Общие требования:
— стаж профессиональной деятельности в области психологии образования не менее 10 лет;
— опыт работы в конфликтных комиссиях;
— профессиональные достижения, подтвержденные документами (грамоты, сертификаты);
— наличие публикаций по вопросам профессиональной этики.
4.2. Профессиональные навыки и компетенции:
— умение работать с нормативно-правовой документацией;
— навык анализа и решения вопросов профессиональной этики;
— способность принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях;
— способность выстраивать социальное взаимодействие с участниками образовательного процесса на принципах толерантности и безоценочности;
— способность разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных ситуациях участникам образовательного процесса;
— высокий уровень развития профессиональных способностей в области психологического консультирования.
4.3. Личностные качества:
— высокий уровень общей и психологической культуры;
— высокий уровень развития нравственной сферы, способность строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами, соблюдение правовых и этических принципов (безоценочная позиция, уважение человеческого достоинства, забота о благополучии участников образовательного процесса, профессиональная и научная ответственность);
— аналитические способности: способность к оценке рисков принимаемых решений, анализу ситуации, прогнозированию развития ситуации, к рефлексивной оценке собственной профессиональной деятельности;
— коммуникативная компетентность, умение работать в команде, взаимодействовать с коллегами в решении профессиональных задач, организаторские способности;
— эмпатия, умение слушать собеседника, толерантность;
— эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю, стрессоустойчивость;
— наличие собственной профессиональной позиции, понимание границ собственной профессиональной компетентности;
— стремление к личностному и профессиональному развитию, непрерывному повышению профессиональной компетентности;
— мотивация к участию в работе Этического комитета.
5. Права и обязанности членов Этического комитета ФПОР
5.1. Председатель Этического комитета:
— организует работу Этического комитета и председательствует на его заседаниях;
— распределяет обязанности между членами Этического комитета и координирует их работу;
— взаимодействует с Исполнительной дирекцией и Президиумом ФПОР по вопросам реализации решений Этического комитета;
— принимает меры по предотвращению и/или урегулированию конфликта интересов у членов Этического комитета.
5.2. Заместитель председателя Этического комитета:
— по поручению председателя Этического комитета председательствует на заседаниях в его отсутствие;
— исполняет иные обязанности по поручению председателя Этического комитета.
5.3. Технический секретарь Этического комитета:
— осуществляет документально-техническое обеспечение деятельности Этического комитета;
5.4. Члены Этического комитета являются представителями комитета во взаимоотношениях с образовательными организациями, другими общественными организациями, с органами исполнительной власти в сфере образования РФ.
5.4.1. Имеют право:
— своевременно и оперативно получать всю необходимую для их деятельности информацию;
— возглавлять рабочие группы, формируемые Этическим комитетом;
— предлагать кандидатуры приглашенных лиц для участия в заседаниях Этического комитета;
— участвовать в подготовке материалов по рассматриваемым вопросам;
— представлять свою позицию по результатам рассмотренных материалов / направлять председателю Этического комитета свое особое мнение по оценке того или иного факта, ставшего предметом разбирательства Этического комитета;
— вносить предложения по улучшению деятельности Этического комитета;
— выйти из состава Этического комитета по собственному желанию / в любой момент по собственному желанию прекратить свое членство в Этическом комитете.
5.4.2. Обязаны:
— участвовать в деятельности Этического комитета;
— выполнять поручения Председателя Этического комитета;
— содействовать реализации решений Этического комитета;
— соблюдать в пределах своей компетенции конфиденциальность обсуждаемых вопросов в отношении личной (частной, приватной) информации или
информации о профессиональной деятельности физических или юридических лиц, подавших заявление на рассмотрение в Этический комитет.
6. Компетенция и регламент деятельности Этического комитета ФПОР
6.1. Этический комитет вправе самостоятельно принимать решения по вопросам, относящимся к его компетенции.
6.2. Для выполнения своих функций Этический комитет имеет право:
— привлекать к работе Этического комитета представителей региональных отделений ФПОР или других специалистов психолого-педагогического, социального, медицинского и юридического профиля, являющихся экспертами в обсуждаемых вопросах (далее — специалисты-эксперты);
— привлекать к работе Этического комитета представителей научного сообщества (далее специалистов научных организаций);
— привлекать к работе Этического комитета представителей других профессиональных сообществ;
— формировать (при необходимости) рабочие группы из числа представителей региональных отделений ФПОР, специалистов-экспертов, специалистов научных организаций, представителей профессиональных сообществ для подготовки вопросов, рассматриваемых на заседаниях Этического комитета.
6.3. Этический комитет вправе обращаться с запросами в государственные органы и учреждения с целью защиты прав педагогов-психологов и потребителей (пользователей) их услуг (участников образовательного процесса).
6.4. Заседания Этического комитета могут проходить как в очной форме, так и с использованием различных средств интернет-коммуникации (видео-конференция, скайп-конференция и т. д.).
6.5. С целью информирования субъектов образовательных отношений о деятельности Этического комитета:
— на официальном сайте ФПОР http:// www.rospsy.ru в рубрике «Этический комитет ФПОР» размещается информация о деятельности Этического комитета;
— производится информационная рассылка о деятельности Этического комитета региональным отделениям ФПОР и органам исполнительной власти в сфере образования;
— в журнале профессионального сообщества «Вестник практической психологии образования» ведется рубрика «Проблемы профессиональной этики», посвященная основным вопросам реализации принципов профессиональной этики педагога-психолога (психолога образования) и годовые отчеты о деятельности Этического комитета.
6.6. С целью оказания научно-методической и консультативной помощи специалистам службы практической психологии образования по вопросам реализации принципов профессиональной этики, в том числе разъяснения отдельных положений Этического кодекса педагога-психолога, Этический комитет:
— проводит сбор, обработку и анализ запросов специалистов службы практической психологии образования, связанных с затруднениями в реализации этических принципов профессиональной деятельности с последующей публикацией ответов на запросы на официальном интернет-ресурсе Этического комитета и в журнале «Вестник практической психологии образования»;
— организует научно-практические конференции, семинары, круглые столы, дискуссионные клубы, вебинары, краткосрочные курсы повышения квалификации (в том числе в дистанционной форме) по вопросам реализации этических принципов профессиональной деятельности педагога-психолога (психолога образования);
— консультирует (очно и дистанционно) специалистов службы практической психологии образования по вопросам реализации принципов профессиональной этики педагога-психолога, оказания помощи в решении этических дилемм, помощь в решении сложившихся конфликтных ситуаций с участием педагога-психолога.
Для реализации данного направления необходимо разработать форму запроса в Этический комитет ФПОР и разместить в Приложении 2 к данному документу. Если данное направление будет принято профессиональным сообществом — рабочая группа готова представить предложения по оформлению данного документа.
В практике деятельности профессиональных сообществ принято рассматривать обращения только от членов данного сообщества. Мы предлагаем не ограничиваться консультативной поддержкой только тех специалистов, которые в настоящее время являются членами ФПОР, а оказывать методическую поддержку всем заинтересованным в ней специалистам системы образования.
6.7. С целью рассмотрения обращений от административных и педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающихся о фактах нарушения принципов профессиональной этики специалистами службы практической психологии образования в Этическом комитете создается конфликтная комиссия, состоящая из 3-х представителей Этического комитета. Участники конфликтной комиссии изучают поступившее обращение и формулируют экспертное заключение по данному вопросу, которое оформляется в виде официального ответа обратившемуся.
Для реализации данного направления необходимо разработать форму обращения в Этический комитет ФПОР от административных и педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающихся и разместить в Приложении 3 к Положению.
Мы предлагаем также обсудить вопрос о возможности обращений по фактам нарушения профессиональной этики не только членами ФПОР, но и специалистами, не являющимися членами общественной организации, но выполняющими функции педагога- психолога, психолога в сфере образования. Приглашаем всех к обсуждению данного вопроса.
6.8. С целью участия членов Этического комитета в комиссии на соответствие занимаемой должности «педагог-психолог» региональные органы исполнительной власти в сфере образования предоставляют запрос в Этический комитет по установленной форме. После поступления соответствующего обращения председатель Этического комитета назначает из числа её членов эксперта для участия в заседании комиссии.
Как и указывалось ранее, данный вопрос требует особого обсуждения и формирования позиции профессионального сообщества — возможно ли вообще участие Федерации в такого рода процедурах. Если данный вопрос будет поддержан, необходимо более подробное описание механизма реализации данного направления, в частности, описание регламента действий в ситуациях, если запрос на работу в комиссию поступит от регионов, представителей которых нет в составе Этического комитета.
Если данный пункт останется в Положении, существует необходимсть разработать форму запроса в Этический комитет ФПОР на данный вид деятельности (Приложение 4 в разрабатываемом документе).
6.9. С целью выработки единого алгоритма действий Этического комитета по вопросам нарушения принципов профессиональной этики педагогами-психологами (психологами образования) Этический комитет проводит мониторинг (исследование) наиболее часто встречающихся нарушений Этического кодекса педагога-психолога и сбор этических дилемм, характерных для профессиональной деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования) не реже одного раза в 3 года. На основе данных мониторингового исследования Этический комитет:
— формулирует рекомендации профессиональному сообществу, направленные на профилактику нарушений принципов профессиональной этики, публикует их на официальном интернет-ресурсе Этического комитета и в журнале «Вестник практической психологии образования»;
— обсуждает и утверждает алгоритм действий Этического комитета по вопросам нарушения принципов профессиональной этики специалистами службы практической психологии образования.
6.10. С целью совершенствования Этического кодекса педагога-психолога службы практической психологии образования (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования 26-28 мая 2003 г.), Этический комитет:
— проводит подготовку проектов изменений и дополнений в документ;
— проводит обсуждение предложений об уточнении, дополнении и/или изменении документа с профессиональным сообществом;
— предоставляет проект нового документа в Президиум ФПОР / на Всероссийском съезде практических психологов образования России.
7. Заключительные положения
7.1. Положение об Этическом комитете ФПОР утверждается на Всероссийском съезде Службы практической психологии образования.
7.2. Этический комитет имеет право вносить предложения в Президиум ФПОР об изменениях и дополнениях ранее утвержденного документа. Все предложения должны быть обсуждены в профессиональном сообществе. Изменения и дополнения в Положение об Этическом комитете вносятся только Президиумом ФПОР.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Предложения по доработке документа необходимо выслать на адрес Московского отделения ФПОР mofpor@gmail.com
В теме письма необходимо указать — Этический комитет.
Электронный вариант формы для предложений размещен на сайте Федерации психологов образования России http://www.rospsy.ru
ФОРМА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ К ПРОЕКТУ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ЭТИЧЕСКОМ КОМИТЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
Литература
- Орлов А.О. Опыт Американской психологической ассоциации в разработке этического кодекса // Вестник практической психологии образования. — 2016. — №3 (48). — С. 18–22.
- Умняшова И.Б., Гильяно А.С., Кузнецова А.А., Новикова Г.В., Мурафа С.В. Анализ соблюдения принципов профессиональной этики специалистами Службы практической психологии образования РФ // Вестник практической психологии образования. — 2016. — №2 (47). — С. 19–26.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 703
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 10
Скачиваний
Всего: 537
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2