Вестник практической психологии образования
2016. Том 13. № 1. С. 68–70
ISSN: 2658-3100 (online)
Факторы создания благоприятного психологического климата урока
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: модернизация образования, УУД, самостоятельная деятельность, психологическая атмосфера урока
Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Кнышова Н.В. Факторы создания благоприятного психологического климата урока [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2016. Том 13. № 1. С. 68–70. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2016_n1/Knyshova (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
Н.В. Кнышова
Кнышова Наталья Валерьевна — педагог-психолог МАОУ Гимназия №39, Камчатский край, г. Елизово.
В статье автор рассказывает о том, какие требования нужно соблюдать учителю на уроке, чтобы установить благоприятный для учебы психологический климат.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года п. 2.1 указывается: «Доступность качественного образования означает государственные гарантии: обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность». Кроме того, в п. 2.2. отмечается: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся», «инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».
Подобная личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, где ребенку с первого класса обеспечиваются следующие условия для развития:
— предоставляется возможность выражать свое «я», делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями;
— поощряется генерирование идей, выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений;
— развиваются готовность и умение брать на себя ответственность;
— даются возможности и условия для самоутверждения ребенка с учетом сильных сторон его личности;
— формируется взгляд на другого человека как на безусловную личность.
К сожалению, сегодня в образовательном процессе присутствуют негативные тенденции и явления: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащимися, жалобы родителей и учащихся на поведение учителей, конфликтные ситуации, возникающие на уроках. Постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроках приводит к нервным срывам. Согласно статистике, комфортно чувствуют себя в школе лишь 58% учащихся, 28% — часто конфликтуют с учителями.
Все это приводит к тому, что в школе ребенок не чувствует себя безопасно и комфортно, а ведь задача школы — создать такое психологическое пространство, чтобы в нем было хорошо каждому ребенку.
Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.
Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.
Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на «хороших» и «плохих», «умных» и «глупых». Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.
Задача учителя — организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта школьников на уроке. Такую систему мер и факторов мы попробуем разработать в данной статье.
Психологический комфорт современного урока можно наблюдать в самом его начале: учитель обращается с учащимися с приветливой улыбкой, интригующим сообщением, что сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным материалом, знание которого пригодится не только при дальнейшей учебе, но и в жизни. Учитель с первых минут стремится обратить внимание на всех учащихся: сильных, средних и слабых. При этом на уроке создается атмосфера доброжелательности, комфорта и ориентации на победное учение.
Важен психологический климат урока, который проявляется в эмоционально-психологическом настрое учителя и учащихся. В нем на эмоционально-нравственном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения учителя и учащихся, а также проявляется степень совпадения или несовпадения их моральных норм и интересов..
Позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению. Особое значение приобретает слово учителя. Еще А.С. Макаренко говорил, обращаясь к учителям: «...Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». При этом он отмечал, что этому надо учиться. Действительно, овладение культурой слова — неотъемлемый компонент подготовки учителя, его профессионального становления. Этот аспект обучения самый сложный и требует от учителя трезвой самооценки. «Когда постоянно находишься в позиции обучающего, воспитывающего, руководящего, организующего, когда сама позиция учителя, — пишет А.В. Мудрик, — предопределяет возможность постоянно что-то изрекать, поучать, надо обладать немалым мужеством, чтобы сказать самому себе: «Этому мне надо научиться, а вот от этого надо себя отучить».
Благоприятный климат на уроке зависит от многих и многих факторов. Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинается создаваться вне урока. Отношение учащихся к учителю — это важнейшая детерминанта психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоции, как он ими владеет — все это и многое другое оказывает воздействие на учащихся и на их отношение к учителю.
Выделяется ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату:
— учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную параллель с детьми. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме;
— любое эмоциональное состояние, в том числе негативное, можно выразить в деликатной форме;
— учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке;
— одним из самых «взрывоопасных» этапов урока является регулирование и коррекции поведение учащихся, оценка их знаний. Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащимися. Психологически важно не захвалить хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса (А.В. Макаренко);
— обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С. Сухомлинский);
— психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для учащихся часто идет от чувства профессионального бессилия в педагогической деятельности, поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство;
— приходить в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока;
— не тратить время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале, следует отметить ее закладкой заранее, приучить дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих учащихся;
начинать урок нужно энергично. Не задавать вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок надо вести так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом;
необходимо увлекать учеников содержанием материала, контролировать темп урока, помогать «слабым» поверить в свои силы. Держать в поле зрения весь класс. Особенно следить за теми, у кого внимание неустойчиво. Попытки нарушить рабочий ритм необходимо предотвращать сразу. Обращаться чаще с вопросами к тем ученикам, которые могут на уроке отвлечься;
мотивируя оценку знаний, нужно говорить ученику, над чем ему стоит поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно;
заканчивать урок нужно общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Необходимо искать и замечать положительное в работе недисциплинированных ребят, но делать это не слишком часто;
— прекращать урок нужно со звонком. Напоминать дежурному о его обязанностях. Удерживаться от излишних замечаний;
— помнить, что налаживание дисциплины — это единственное направление педагогической практики, где помощь ученику в выполнении его обязанностей не идет ему на пользу;
— в ситуациях, когда кто-то нарушает дисциплину, нужно обращаться за помощью к самим ученикам. С нарушителями, которых класс не поддерживает, легче справиться;
— нельзя допускать конфликт с целым классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути разрешения;
— нужно помнить слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый учитель — это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.
Таким образом, благоприятный психологический климат создается гуманным отношением учителя к ученику и способствует интеллектуальному росту каждого ученика в сфере образовательного процесса.
Литература
- Картушина Е.П., Романенко Т.В. Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары. — Волгоград, 2009.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 833
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 29
Скачиваний
Всего: 450
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1