Вестник практической психологии образования
2014. Том 11. № 3. С. 29–35
ISSN: 2658-3100 (online)
Особенности психологической поддержки педагогов с различной структурой личности: психодинамический подход
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Рыженко С.К. Особенности психологической поддержки педагогов с различной структурой личности: психодинамический подход [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2014. Том 11. № 3. С. 29–35. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2014_n3/Ryzhenko_2 (дата обращения: 24.11.2024)
Полный текст
Основу каждо личности составляет ее структура, то есть относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон как целостного образования. Структура личности достаточно устойчива во времени и обладает потенциалом медленных изменений. Направленность педагогической деятельности, мотивация, представление о себе как педагоге, отношения с коллегами, родителями и учащимися тесно связаны с доминирующими компонентами основных структур личности, выделяемых психоанализом. Психодинамическая теория личности рассматривает сформировавшуюся в онтогенезе структуру личности в тесной связи с внут- риличностными конфликтами, невротическими формами поведения, защитными механизмами, позицией самости, в том числе в отношении с миром объектов.
Для оказания эффективной психологической поддержки важно понимать обусловленность некоторых психологических проблем педагога в профессиональной сфере его личностной структурой. Данное понимание позволяет осуществлять своевременную профилактику возможных конфликтов и негативных эмоциональных состояний с учетом слабых сторон характера, а также определять оптимальный путь дальнейшего личностного развития и раскрытия потенциала личности на основе её сильных черт. Для диагностики структуры личности психолог может использовать такие методики, как СМИЛ (MMPI), Диагностический тест личностных расстройств (В.П. Дворщенко), Опросник личностных акцентуаций (Леонгард — Шмишек), Опе- рационализированную психодинамическую диагностику (ОПД-2).
В данной статье мы не рассматриваем личностные расстройства, имеющие патологический характер и являющиеся стойким характерологическим нарушением, препятствующим адаптации и развитию личности. Каждый человек, как правило, сочетает в себе две, реже три личностные структуры, и поэтому вряд ли характер конкретного педагога полностью совпадёт с описанием типа. Однако всё же большинство людей могут быть отнесены к определённой «нише» в общем ряду, и это помогает психологу ориентироваться и быть полезным.
Рассмотрим основные структуры личности в соответствии с психодинамическим подходом, их проявления в актуальных ситуациях педагогической профессии и особенности оказания психологической поддержки педагогам с различной структурой личности.
Шизоидная структура
Педагоги шизоидной структуры личности выбирают сферой профессиональной самореализации чаще высшие учебные заведения и научную деятельность, чем среднюю школу. Это связано с тем, что их притягивает область абстрактного (ядерная физика, математика, астрономия, кибернетика и т. д.) и отталкивают сферы, требующие интенсивных контактов с людьми и проявления эмоций. Поэтому в школе шизоидные структуры могут встречаться среди предметников, но практически исключены в профессиях учителя начальных классов или социального педагога.
К отрицательным чертам шизоидного типа можно отнести потребность в изоляции, холодность, чрезмерное стремление к независимости, иногда бестактность и грубость. К положительным чертам: объективность, неподкупность, ясность видения, креативность, правдолюбие, самостоятельность. Педагог с шизоидной структурой личности интересуется более своим предметом, чем личностью ученика или отношениями в классе. Обычно он знает свой предмет превосходно. Поэтому, по возможности, педагогу с шизоидной структурой не следует поручать классное руководство, более продуктивна будет его деятельность по ведению элективных курсов, кружков по углублённому изучению предмета, особенно научно-исследовательского характера.
Личности с шизоидной структурой подчеркивают свою индивидуальность, которая отличает их от других людей. Некоторые демонстрируют ее эксцентричной одеждой, другие пренебрегают своим внешним видом. Коллеги ему важны в той мере, насколько они компетентны и заинтересованы сферой его собственных увлечений. Близкие отношения с коллегами избегаются потому, что шизоидные личности опасаются близости из-за страха слияния и потери идентичности. Иногда они даже специально нагнетают напряжение. Большинство из них ненавидят пустое времяпровождение. Говорить о банальностях они не могут.
Начальники шизоидной структуры пренебрегают личными отношениями с подчиненными. Если шизоидному педагогу мешать работать, он становится беспокойным, раздраженным. Например, если в школе проводятся бесконечные заседания педсовета, планерки, совещания, педагог с шизоидной структурой может реагировать гневом или попросту их игнорировать.
Шизоидная личность стремится подчеркнуть свою индивидуальность по отношению к другим людям и поэтому стремится все сделать по-своему. Иногда это доходит до того, что ему трудно читать публикации других, так как он «боится» принять в себя прочитанное и разрушить свою индивидуальность из-за того, что прочитанное может заполнить его и изменить его позицию.
Педагога с шизоидной структурой личности мотивируют идеи, а не люди из окружения. Деньги, признание, власть существенной роли для них не играют. Важна сама идея и «дело», связанные с чем-то абсолютным, общечеловеческим, может быть, даже божественным, но не с конкретным человеком. Это позволяет им воплощать те идеи педагогики, в которые они искренне верят. Так как шизоидная личность не «цепляется» за детали, она может открывать взаимосвязи, которые не видны другим людям, «не видящим за деревьями леса». К сожалению, их теоретические поступления в основном оторваны от реальной практики школы. Однако в вопросах написания различных программ и проектов просто необходимо использовать способности шизоидной структуры личности. Осуществление его теорий в школе может привести к отрицательным результатам тогда, когда он выбирает для них слишком широкое поле приложения, не замечая ограничивающие факторы.
Педагоги с шизоидной структурой личности готовы обратиться за психологической помощью в том случае, если они убеждены в том, что психология не «лженаука». Психологу нужно помочь обратить внимание педагогов с шизоидной структурой на важные аспекты, которые они обычно игнорируют. Они не придают большого значения своему здоровью, не обращают внимания на сигналы своего тела, мало спят, лишают себя «простого общения», столь необходимого для межличностного взаимодействия. Сложность психологического консультирования педагогов с шизоидной структурой состоит в том, что они выражаются очень абстрактно, не хотят затрагивать конкретных взаимосвязей с реалиями своей жизни. Им часто бывает трудно найти конкретные примеры тому, что они описывают на абстрактном уровне.
Строя доверительные отношения с личностью шизоидной структуры, не стоит форсировать события, контакт и доверие должны устанавливаться постепенно. В психологическом консультировании педагог с шизоидной структурой личности находится чаще в эго-состоянии Взрослого, поэтому психологу нужно в первую очередь, опираться на логику и оперировать фактами.
Депрессивная структура
Личности с депрессивной структурой часто выбирают профессию педагога. Они социально направлены, способны к эмпатии и принятию других. Положительными чертами личности с депрессивной структурой является любовь к людям, установка на заботу и готовность к помощи, умение терпеливо ждать, способность к самоотречению, легкая адаптация к трудным жизненным условиям. Отрицательные черты характера в большей степени сказываются негативно на самом человеке, чем окружающих. Это частые самообвинения, упадок жизненных сил, хроническая усталость, чувство безнадежности, беспомощность, безынициативность и страдания от чрезмерной привязчивости. Педагоги с депрессивной структурой находятся в материнской позиции не только по отношению к ученикам, но часто по отношению к коллегам и родителям, с которыми они всеми путями стараются избежать конфликтов. К вопросам воспитания и обучения педагоги с таким характером относятся с повышенной эмоциональностью, оберегая детей от трудностей, которые на самом деле необходимы для их развития.
Продуктивность своей работы в школе педагоги с депрессивной структурой зачастую оценивают не по конечным результатам, а по количеству затраченных усилий. Хорошо трудится лишь тот, кто работает, «высунув язык». Коллеги, которые умеют структурировать свою работу и определять границы, часто кажутся человеку с депрессивной структурой личности эмоционально холодными или враждебными, даже если у них лучшие результаты труда. Коллег, которые всегда требуют деньги за дополнительную работу, они считают алчными. Многие педагоги с депрессивной структурой личности показывают окружающим, как тяжело им приходится работать. Они жалуются на непомерные нагрузки, но в то же время со скрытой гордостью.
Директор с депрессивной структурой личности в отношении с педагогическим коллективом стремится, как можно больше дать, помочь советом и делом. Но если данная установка проявляется чрезмерно, она может вызывать стресс у педагогов, так как от них также чрезмерно требуется заботиться о детях, родителях и т. п. Такой «добро-депрессивный» директор нуждается в «злом» заместителе по учебной или воспитательной работе. Иногда директор с депрессивной структурой личности включается в выполнение задач, которые не являются его непосредственным обязанностями и которые могут выполнить другие. В таких случаях ему кажется, что он «жертвует» себя школе. Личные аргументы особенно значимы для директора с депрессивной структурой личности. Если у сотрудника заболеет родственник, то он может предоставить ему отпуск, хотя другие сотрудники перегружены.
Трудно дается педагогам депрессивного типа структурирование материала, написание планов урока. Часто они собирают «кладбища» книг и методических материалов, которые потом не могут использовать в работе.
Мотивацией к труду является полезность их деятельности другим людям, прежде всего, тем, кого они лично знают. Поэтому педагог с депрессивной структурой всегда «доводит» какой-то класс, детей, которым он очень нужен. Это часто мешает ему не только уйти на пенсию, но и взять больничный лист. Педагоги с депрессивной структурой личности дольше остаются на работе, уходя последними. Если они могут рано вставать, то они раньше приходят утром на работу. Так как перед началом и после окончания рабочего дня они часто единственные оказываются в школе, им могут поручать сверхурочную работу, которую больше поручить некому. Это приводит к переработкам, что истощает силы, а это, в свою очередь, снижает мотивацию к труду.
Педагог с депрессивной структурой личности стремится удовлетворить человека, с которым общается в данный момент, будь то коллега, родитель или ученик. Этот человек для него актуален, а тот, с кем ещё только предстоит встреча, в данный момент нет, что приводит иногда к опозданиям. Разговор обычно затягивается, ведь такому педагогу необходимо проявить сочувствие, поддержку тому, кто сейчас рядом с ним и, по его мнению, в этом нуждается.
Людям с депрессивной структурой личности трудно брать деньги за свою работу, поэтому такие педагоги часто не имеют дополнительных заработков за счёт репетиторства, зато совершенно бескорыстно готовы заниматься в своё свободное время с неуспевающими учениками. Свободное время может стать мукой для человека с депрессивной структурой личности, так как у него недостаточно развита способность получать и испытывать удовольствие. Нет для этого ни инициативы, ни мотивации. Он не разрешает себе получать удовольствия, пожить немного для себя, не умеет и не хочет этого делать. Поэтому, находясь в отпуске, педагоги с депрессивной структурой личности либо остаются в школе, задействованными в летних лагерях и площадках, либо начинают активно помогать своим родственникам и друзьям.
Несмотря на то, что у педагогов с депрессивной структурой есть готовность и желание работать с психологом, оказание психологической помощи сталкивается с таким препятствием, как отсутствие личных желаний, когда человек ничего не хочет для себя. Многие из таких педагогов жалуются большую часть встречи на то, какие плохие люди и какой плохой мир. Это состояние возникает при осознании того, что отдаешь людям больше, чем получаешь. Психологу иногда нужно усилить данное переживание для того, чтобы помочь педагогу с депрессивной структурой, который наиболее подвержен синдрому эмоционального выгорания, восстановить свои границы, научиться иногда говорить «нет», получать признание от окружающих.
Например, учительница начальных классов депрессивной структуры личности имеет признаки эмоционального выгорания. Она жалуется на то, что не может расслабиться ни на минуту нигде, ни в школе, ни дома, где у неё двое собственных детей. Муж ей совсем не помогает, и он, по её мнению, не способен к продуктивному общению с детьми. Мало того, даже её друзья при совместном отдыхе на пикнике перестают беспокоиться о собственных детях, ожидая, что о них позаботится она. И ей приходится следить за всеми детьми, организовывать для них досуг, пока остальные взрослые могут спокойно отдыхать.
Педагогу, который воспринимает работу как «давящую гору», нужно помочь разбить её на порции, окинуть взглядом весь предстоящий объем работ, расставить приоритеты. В процессе психологического консультирования человек с депрессивной структурой обычно быстро регрессирует из заботящегося Родителя в эго-состояние Ребёнка. Если психолог не будет достаточно эмпатичный, «тёплый» и по-матерински поддерживающий, то педагог с депрессивной структурой личности почувствует обиду и, возможно, обвинит его в холодности и равнодушии. Так как педагоги с депрессивной структурой часто подавляют агрессивные чувства, то в процессе работы с психологом они должны стать свободными.
Навязчивая структура
К позитивным чертам педагога с навязчивой структурой личности можно отнести надежность, аккуратность, пунктуальность, корректность, ответственность, выдержку, стремление к чистоте, порядку. Но из-за постоянных сомнений люди с навязчивой структурой личности сильно затрудняются в принятии решений. Вместо того, чтобы в случае сомнений сознательно принять компромиссное решение — отчетливо понимая, что в некоторых аспектах оно хорошо, а в других плохо, — такие люди чаще принимают либо однозначное крайне решение, либо отказываются принять решение вообще и затягивают осуществление действий. Вред от промедления и нерешительности может быть при этом больше, чем от неправильно принятого решения.
Педагоги с навязчивой структурой личности имеют свое, завышенное представление о масштабе точности и тщательности. Поэтому коллег, которые работают с меньшей, но адекватной тщательностью, они не уважают и считают неосновательными и не заслуживающими доверия. В школе педагоги с навязчивой структурой личности редко занимают руководящие позиции. В основном они исполнители. Кооперация на равных дается им с большим трудом, так как в отношении с коллегами они стремятся либо доминировать, либо подчиняться. Должно быть четко определено, кто определяет, что должно быть сделано.
Если всё же педагог с навязчивой структурой занимает в школе административные должности, то он скептически относится ко всем нововведениям. Его консервативность и нерешительность ограничивают способность адаптации школы к меняющимся условиям образования и бесконечному процессу модернизации. С другой стороны, результаты поданных в вышестоящие инстанции отчетов будут выгодно отличаться особой надежностью, достоверностью и точностью. На сотрудников с истерической структурой личности, которые пытаются подменить профессиональную компетенцию шармом и обаянием, они реагируют агрессивно, потому что не доверяют им в деловом отношении. Правда, иногда назначают их своими заместителями, чтобы скомпенсировать свою жесткость и улучшить рабочую атмосферу.
Педагоги с навязчивой структурой стремятся к систематике, порядку, полноте и точности изложения учебного материала. Большое внимание уделяется деталям, иногда в ущерб целому и межпредметным взаимосвязям. Сильной стороной их педагогической деятельности является четкость требований и критериев оценивания. Если учитель с депрессивной структурой готов завысить оценку или не поставить «два» ученику, к которому испытывает сочувствие и желание помочь, то учитель навязчивой структуры изолируется от собственных эмоций и четко следует установленным правилам. Причем его внутренние правила и законы не менее важны, чем внешние, ведь иначе возникнет «беспорядок».
Изучая новый материал, педагог с навязчивой структурой личности читает все ссылки, детально изучает всё от «корки до корки», чтобы ничего не пропустить. По мнению коллег, он тратит неоправданно много времени на изучение новых документов, будь то новый трудовой договор или новый закон об образовании. Педагоги с навязчивой структурой страдают перфекционизмом — стремлением все делать только на отлично. Сверхтщательность и постоянное контролирование приводят к тому, что требуемая работа выполняется за более долгое время. Это не обязательно проявление навязчивого стремления работать или зависимости от работы. Это именно невозможность сделать что-то не тщательно и не совершенно.
Мотивация к работе у педагогов с навязчивой структурой опирается на два основных компонента: моральное и материальное удовлетворение. Такой учитель должен быть уверен в правильности своих действий и получать соответствующие вкладу вознаграждение. Человеку с навязчивой структурой деньги и собственность наряду с порядком обеспечивают чувство спокойствия и безопасности. Ему трудно что- то отдавать, делиться чем-то личным, например, своими разработками, авторскими программами, это не всегда понимают коллеги по работе.
Если педагог депрессивной структуры не позволяет себе испытывать злость и гнев, то у педагога с навязчивой структурой чаще происходит смещение агрессии с недоступного объекта на более доступный. Это приводит к проблемам в семейной жизни. Типична следующая картина. Подросток на уроке оскорбительно повёл себя по отношению к учительнице. Учительница, зайдя домой, увидела немытую посуду и разразилась криком на дочь. Дочь дала подзатыльник младшему брату, который слишком медленно делает уроки, а брат пнул собачку, чтобы не вертелась под ногами. В итоге наказаны все, кроме обидчика.
Педагог с навязчивой структурой готов обращаться за психологической помощью, особенно в ситуациях неопределённости. Взаимосвязи он обдумывает вновь и вновь, часто застревает на одной и той же теме, постоянно пережёвывая одни и те же детали, в которых теряется. «Переваривания» и «усвоения» при этом не происходит, так как его одолевают постоянные сомнения в правильности того или иного вывода. Приобретенный в процессе психологического консультирования опыт ему трудно претворять в жизнь, так как это требует эмоциональной вовлеченности и расшатывает привычные условия существования. При этом психолога он часто воспринимает доминирующим, принимающим за него решения и дающим готовые и, главное, правильные рецепты в той или иной жизненной ситуации. Психологическая поддержка будет эффективна при проработке конкретных повседневных ситуаций, она также должна быть направлена на создание чувства безопасности и уверенности в завтрашнем дне. Педагог с навязчивой структурой личности нуждается в развитии эмпатии, социальной рефлексии, в телесном раскрепощении от мышечных зажимов «строгой позы».
Истерическая структура
Истерическая структура личности характеризуется стремлением быть в центре внимания окружающих, про таких в народе говорят «на миру и смерть красна». Педагоги с истерической структурой личности стремятся быстро добиться успеха и популярности, поэтому производят впечатление нетерпеливых людей. Однако систему образования не отнесёшь к сфере быстрых и лёгких достижений, поэтому педагоги с истерической структурой в её чистом виде встречаются здесь довольно редко.
Педагог с истерической структурой считает, что достаточно быть обаятельным, показывать свои чувства, чтобы добиться успеха и симпатии. Педагогическую профессию он выбирает, чтобы задействовать свой шарм и влияние на окружающих. При этом может вести себя в соответствии с тем, что от него ожидается. Учитель с истерической структурой личности может создавать впечатление «холодного» человека, если именно это от него нужно или он считает, что это нужно. Например, новая молоденькая учительница литературы была очень обаятельна, на уроках часто отходила от темы, рассказывала ученикам о своей жизни, приключениях (кстати, люди истерического типа склонны и привирать для красного словца), вела себя панибратски с учениками и на хорошие оценки не скупилась. Однажды она пришла, преобразившись в строгую чопорную даму. На этом уроке учащиеся писали контрольную работу, она следила за ними с пристрастием, высказывалась неодобрительно по поводу их знаний. Эти перемены вызвали вначале недоумение, а потом бунт учащихся, и ей пришлось использовать все свои таланты, чтобы справиться с ситуацией.
Однако у педагога с истерической структурой личности много и положительных качеств: готовность рисковать, ориентация на новое, гибкость, пластичность, живость, спонтанность, оптимистичное настроение, коммуникабельность, развитое воображение. В школе они могут быть педагогами-организаторами, ведущими творческих кружков и даже Снегурочкой или Дедом Морозом на новогоднем представлении.
Педагоги с истерической структурой личности многим интересуются и многим восхищаются, но их увлеченность быстро ослабевает. Поэтому они могут быть хорошими инициаторами, но нуждаются в сотрудничестве с другими. Производительность их труда зависит от кооперации с другими сотрудниками, которые могут доводить начатые ими проекты до конца. Если человеку с навязчивой структурой личности из-за сомнений и продумывания деталей трудно решиться начать действовать, то человек с истерической структурой личности, переполненный идеями, начинает действовать, не продумав и не взвесив все до конца.
На руководящие позиции люди с сильно выраженными истерическими чертами выходят не часто, но им свойственно стремление к конкуренции. Директор с истерической структурой личности может убеждать коллектив в том, что конкуренция стимулирует производительность труда. Это может как способствовать, так и мешать делу. Он острее чувствует конкуренцию с подчиненными, даже если ее нет, и стремится разделить коллектив на фракции, чтобы укрепить свою власть по принципу «разделяй и властвуй». Директор с истерической структурой личности зачастую назначает своим заместителем личность с навязчивой структурой, чтобы компенсировать свои недостатки. Сотрудников, которые сами пытаются подменить профессиональную компетенцию шармом и обаянием, они недолюбливают, потому что считают шарм только своей прерогативой.
Рутинная работа им скучна. Если педагог с шизоидной структурой личности не может составлять какие-то отчеты, потому что считает описываемые в нем детали несущественными, педагог с истерической структурой личности избегает рутины, потому что он не хочет повторений, которые неизбежны. Он все время ищет чего-то абсолютно нового. Он даже не будет стремиться оптимизировать повторяемые действия, чтобы затрачивать меньше времени, как поступит педагог с навязчивой структурой.
Иногда педагоги с истерической структурой личности ищут свой успех не в работе, а межличностных отношениях. Тогда они работают только столько, сколько от них требуется минимально или даже меньше. Для них характерно пренебрежение к требованиям трудовой дисциплины. При ошибках и промахах они не склонны к самоупрекам, как педагоги с депрессивной структурой личности, зато склонны винить окружающих или обстоятельства. Так как увлеченность людей с истерической структурой личности вначале велика, но потом быстро ослабевает, они многое начинают, не доводя это до конца. Педагоги с истерической структурой личности часто разочаровываются, проработав недолгое время в школе, когда обнаруживают, что педагогическая деятельность требует больше усилий, чем они предполагали.
Педагоги с истерической структурой личности обычно с большим удовольствием обращаются за психологической помощью. Но работать над собой и длительное время посещать кабинет психолога им трудно. Поэтому с ними важно четко определить цели, условия и границы оказываемой психологической помощи. В процессе консультирования они легко ассоциируют, у них прекрасно развито образное мышление. Сновидения у человека с истерической структурой личности всегда яркие и интересные. Им бывает легко связать происходящее во сне с реальной жизнью, что делает продуктивным анализ сновидений.
В то время как педагоги с навязчивой структурой личности постоянно возвращаются к одной и той же теме, у педагогов с истерической структурой личности легко и живо возникают новые вопросы для обсуждения, несмотря на то, что прежняя тема еще не до конца проработана. Они склонны делать быстрые и поспешные выводы. Педагоги с истерической структурой личности стремятся произвести впечатление на психолога скорее своим обаянием, чем достижениями. Им неприятно, если психолог слушает их без особого восхищения или не смеется над их шутками. За фейерверком блестящих ассоциаций и впечатляющих образов часто скрывается желание быть принятым таким, какой ты есть.
Нарциссическая структура
Нарциссическая структура личности характеризуется концентрацией интереса к самому себе, поддержания эмоционального равновесия за счет внутренней уверенности в себе и высокой самооценки. Как и для шизоидной структуры, для человека с нарцисси- ческой структурой личности на первом месте может быть не человек, а «дело». Он может объяснять свои действия тем, что делает что-то для людей, но, по сути, это будет рационализация. Для нарциссических личностей работа — это «гора», которую нужно покорить. Их самооценка повышается, если это удается. Важно, чтобы работа приносила признание и восхищение. Поэтому они редко выполняют работу, не имеющую высокого общественного признания. Нарциссические личности больше других ориентированы на успех и карьерный рост, приобретение власти, что приводит к тому, что они занимают места в нише административного и управленческого аппарата системы образования.
Педагоги с нарциссической структурой личности на работе обычно не развивают личных отношений, относятся к другим людям с функциональных позиций, часто используют их в своих интересах. Если они понимают, что из-за плохих отношений могут пострадать сами, то могут имитировать межличностные отношения, что, например, невозможно для педагога с шизоидной структурой личности.
Так как педагоги с нарциссической структурой личности считают себя лучше других, им трудно сотрудничать с другими на равных. Для достижения собственного успеха они готовы буквально на всё, что, в свою очередь, может вызывать негативные эмоциональные реакции у коллег, если нарциссическая личность не скрывает или не считает нужным скрывать эту установку.
Педагоги с нарциссической структурой личности переоценивают свои результаты труда и недооценивают результаты труда других. Конструктивная критика субъективно воспринимается ими как деструктивная, вызывает гнев и поэтому не может быть использована с пользой для дела.
Нарциссический директор манипулирует педагогическим коллективом. Его подчиненные воспринимаются им как фигуры на шахматной доске. Если кто-то из сотрудников потерпит неудачу (например, сделает неудачный доклад), то для шефа-нарцисса он перестает существовать. Он пытается тогда открыто или косвенно выжить его. Если сотрудник воспринимается как своя рука или нога (или как продолжение своей руки), то это может помешать использованию собственных ресурсов сотрудника. Недостаточный учет результатов труда других может приводить к ошибкам в планировании и ненужной работе. Шеф-нарцисс не способствует развитию своих подчиненных и не принимает, что они могут делать что-то иначе или лучше, чем он. Начальнику с нарциссической структурой личности часто бывает трудно чему-то поучиться у своих сотрудников. Он сам должен все знать и уметь лучше других.
Педагоги с нарциссической структурой личности зависят от постоянного повторения переживания успеха и сразу же ищут новый успех. Они стремятся получить как можно больше званий и наград, участвуют в профессиональных конкурсах. В случе победы это имеет положительные стороны, но при низких результатах этого участия реакции личности с нарциссической структурой неадекватные. Если другие участники, не занявшие почетных мест, удовлетворены тем, что обогатились на конкурсе новыми знаниями, опытом и общением с коллегами, то у них поражение вызывает нар- циссическую ярость и переживается очень тяжело.
Для педагогов с нарциссической структурой личности характерно отождествление собственного успеха с успехами своих учеников. Поэтому они прилагают немало усилий для работы с одаренными учащимися, никогда не пропускают олимпиады и другие соревнования по своему предмету. Отрицательной стороной их педагогической деятельности является нежелание работать со «слабыми», «неперспективными» учащимися, стремление избавиться от детей, имеющих какие-либо проблемы в развитии и обучении.
Мнению других личности с нарциссической структурой не придают большого значения, поэтому ищут новые пути и имеют талант находить новое. Они склонны любить место работы больше из-за заинтересованности в успехе, чем из-за интереса к самой работе. На неудачи реагируют гневом, а гнев, в свою очередь, может направляться против собственной личности в форме ненависти к себе — презрения. Если на работе сопутствует успех и признание, то агрессивное состояние и депрессия ослабевают.
Поводом обращения к психологу у педагогов с нар- циссической структурой личности является не стремление измениться самому, а стремление повлиять на кого-либо для достижения своих целей. На консультации может сложиться ситуация, когда педагог с нар- циссической структурой личности стремится вести её сам, а психолог, по сути, может ему лишь «ассистировать». Проблема лабильности самооценки педагога данного характера является «взрывоопасной» и практически не поддается проработке в процессе консультирования. Поэтому основная форма психологической помощи педагогу с нарциссической структурой личности сводится к оказанию психологической поддержки за счет обсуждения оптимальных вариантов действий в той или иной ситуации, подтверждении правильности его выбора и в развитии зрелых механизмов психологической защиты — рационализации и сублимации.
В приведенном описании характеров заострены и обнажены, в первую очередь, профессиональные проблемы, типичные для педагогов с шизоидной, депрессивной, навязчивой, истерической и нарциссическими структурами личности. При отсутствии выраженных патологий характера данные проявления рассматриваются как личностные особенности педагогов, которые необходимо учитывать в процессе психологического сопровождения их профессиональной деятельности и оказания психологической поддержки.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 602
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 232
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1