Вестник практической психологии образования
2012. Том 9. № 4. С. 80–82
ISSN: 2658-3100 (online)
Некоторые вопросы психологии учителя
Общая информация
Рубрика издания: События
Для цитаты: Крутецкий В.А. Некоторые вопросы психологии учителя [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2012. Том 9. № 4. С. 80–82. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2012_n4/Krutetskiy (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
Учитель — основной организатор учебно-воспитательного процесса в школе. Уровень общеобразовательной подготовки и развития самостоятельного, творческого мышления, уровень воспитанности юноши, девушки зависит не только от программы и учебников, не только от индивидуальности самого ученика, но главным образом от учителя, его профессиональных и гражданских качеств.
Совершенно необходимой предпосылкой успешной учебно-воспитательной работы является любовь к детям, педагогическому труду, склонность работать и общаться с детским коллективом...
А ведь не все учителя, к сожалению, обладают такими качествами. Некоторые не скрывают, что случайно выбрали педагогическую профессию, что не любят школу и детей, работа их тяготит, вызывает чувство неудовлетворенности. Отдельные учителя вообще не пригодны для работы в школе: они желчны, раздражительны, черствы, сухи, обнаруживают мрачную неприязнь к детям. Можно представить себе хорошего бухгалтера, не любящего свое дело, но хорошего учителя, воспитателя, не любящих детей, представить невозможно. Учащиеся очень наблюдательны и тонко чувствуют, искренне любит учитель свое дело или выполняет тягостную обязанность. В этой связи очень серьезно следует отнестись к установленному социологами, педагогами и психологами факту, что в педагогические институты поступают не только те, кто чувствует интерес и склонность к педагогической работе.
Социологи, педагоги, психологи в настоящее время серьезно занимаются этой проблемой и вырабатывают научно обоснованную систему рекомендаций по отбору достойных кандидатов для обучения в пединститутах.
Так называемые педагогические способности характеризуют как умственную, так и эмоционально-волевую сторону личности. Все эти качества тесно связаны друг с другом, влияют друг на друга и образуют единое целое.
1. Дидактические способности — способность передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. Учитель с дидактическими способностями умеет, в случае необходимости, соответствующим образом реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное — простым, непонятное, неясное — понятным.
Он умело стимулирует самостоятельную мысль ученика. В основе этих способностей лежит постоянная установка на учет психологии учащегося. Способный педагог учитывает уровень подготовки школьников, уровень их развития, представляет, что они знают и чего еще не знают, что уже могли забыть. Многим, особенно малоопытным, преподавателям материал часто кажется простым, понятным и не требующим каких-то особых разъяснений. Эти учителя ориентируются на себя, а не на учащихся, рассматривают материал применительно ксебе. Способный,опытный учительумеет представить себя на месте учащегося, он исходит из того, что ясное и понятное взрослому может быть неясным и непонятным учащимся. Поэтому он специально продумывает и планирует характер и форму изложения.
В процессе изложения материала способный учитель по целому ряду признаков составляет верное впечатление о том, как различные ученики усваивают объяснение, и перестраивается в случае необходимости.
Способный педагог учитывает также, что необходимо подготовить почву для усвоения, дать учащимся некоторое минимальное время на переключение с отдыха, расслабления на рабочее состояние, мобилизовать их внимание, «погасить» возбуждение одних и тонизировать других, преодолеть их расслабленность, вялость, апатию. Он не начнет урока, пока не наступит соответствующая обстановка. Например, слишком напряженное, бурное начало урока может вызвать у учащихся так называемое охранительное торможение, деятельность мозга будет заторможена, и слова учителя не будут восприниматься в достаточной степени.
2. Академические способности — способности к соответствующей области науки (к математике, физике, биологии, литературе и т. д.). Такой учитель знает предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своем науке, абсолютно свободно владеет материалом, проявляет к нему большой интерес, ведет хотя бы очень скромную исследовательскую работу.
3. Перцептивные способности — способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний. Способный учитель, воспитатель по незначительным признакам, небольшим внешним проявлениям улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика.
4. Речевые способности — способность ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Это одна из важнейших способностей в профессии учителя, так как передача информации от учителя к учащимся носит в основном второ- сигаальный, словесный характер. Здесь имеются в виду как внутренние (содержательные) особенности речи, так и внешние ее особенности.
Речь способного учителя на уроке всегда обращена к учащимся. Сообщает ли учитель новый материал, комментирует ли ответ ученика, выражает ли одобрение или порицание, речь его всегда отличается внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит. Выражение мысли ясное, простое, понятное для учащихся.
5. Организаторские способности — это, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу.
Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать ее. У опытных учителей вырабатывается своеобразное чувство времени - умение правильно распределять работу во времени, укладываться в намеченные сроки.
6. Авторитарные способности — способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета (хотя, конечно, авторитет создается не только на этой основе, а, например, и на основе прекрасного знания предмета, чуткости и такта учителя и т. д.). Авторитарные способности зависят от целого комплекса личностных качеств учителя, в частности его волевых качеств (решительности, выдержки, настойчивости, требовательности и т. д.), а также от чувства ответственности за обучение и воспитание школьников, от убежденности учителя в том, что он прав, от умения передать эту убежденность своим воспитанникам.
Учащиеся (и особенно мальчики, юноши — подчеркиваем это) очень уважают учителей, умеющих требовать, добиваться своего без грубого принуждения и угроз, а также без ненужного педантизма.
Наряду с этим школьники единодушно порицают мягкотелость, наивную доверчивость, вялость, беспринципную снисходительность, безволие учителя.
7. Коммуникативные способности — способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.
Одним из проявлений педагогического такта является чувство меры в отношении применения любого педагогического воздействия (поощрения, наказания, поучения). Тактичный учитель внимателен и чуток к детям, считается с их индивидуально-психологическими особенностями.
Отсутствие педагогического такта нередко приводит к тяжелым последствиям.
8. Педагогическое воображение — это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с преставлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника. Эта способность связана с педагогическим оптимизмом, верой в могущество воспитания, верой в человека
9. Способность к распределению внимания. Для учителя важно, чтобы хорошо были развиты все свойства внимания — и объем, и сила
Способность распределять внимание одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы учителя. Способный, опытный учитель внимательно следит за содержанием и формой изложения материала, за развертыванием своей мысли (или мысли ученика), в то же время держит в поле внимания всех учащихся, чутко реагирует на признаки утомления, невнимательности, непонимания, замечает все случаи нарушения дисциплины и, наконец, следит за своим собственным поведением (позой, мимикой и пантомимикой, походкой). Неопытный учитель, нередко увлекаясь изложением материала, не замечает в это время учащихся, упускает их из-под контроля, а если пытается внимательно наблюдать за учащимися, то теряет при этом нить изложения.
Помимо перечисленных способностей, учитель, разумеется, должен обладать и целым рядом положительных качеств личности — целеустремленностью, настойчивостью, трудолюбием, скромностью и т. д. Как уже говорилось, он воспитывает и личным примером, своим собственным поведением, всей своей личностью. Особое значение среди этих качеств имеет выдержка, умение владеть собой, управлять своими чувствами, настроением, переживаниями, темпераментом.
Конечно, тип нервной системы (темперамент) является весьма устойчивым образованием, и произвольно и быстро изменить его нельзя. Но в каком-то смысле им можно управлять, в частности сдерживать отрицательные проявления типа. Учителем может быть представитель любого типа нервной системы, если он сумеет использовать положительные стороны своего типа и преодолеть отрицательные. Например, представитель сильного, неуравновешенного типа с преобладанием возбуждения (безудержный тип, по И.П. Павлову) должен использовать такие свои положительные стороны, как страстность, активность, энтузиазм, энергичность, и сдерживать такие отрицательные проявления, как вспыльчивость, аффективность, резкость, раздражительность. Представитель слабого типа должен использовать такие свои положительные черты, как мягкость, отзывчивость, тактичность, и преодолевать такие, как податливость, внушаемость, нерешительность, излишняя впечатлительность и душевная ранимость.
Помимо такого устойчивого образования, как тип нервной системы, важнейшее влияние на успешность работы учителя оказывают и временные психические состояния (настроения), обусловленные различными причинами. Многие учителя по своему опыту знают, что, если они «не в настроении», урок у них не ладится, и наоборот. Своим психическим состоянием надо владеть. Учитель не должен быть рабом своего настроения. Психологическая подготовка учителя к уроку ставит своей целью, в частности, создание оптимального для преподавательской работы психического состояния, которое отличается уверенностью, бодростью, жизнерадостностью, достаточной живостью, но без излишней возбудимости.
Разумеется, разные учителя имеют разные индивидуально-психологические черты. Одни более подвижны, другие более медлительны, одни более строги, другие более мягки. И то и другое не только приемлемо, но и хорошо. Сказанное не означает также, например, что учителю должны быть чужды чувства, эмоции. Он должен и может и радоваться, и гневаться, и печалиться, и обижаться. Речь идет не о необходимости равняться на некую стандартную личность учителя, а о том, чтобы учитель умело использовал свои индивидуальные качества, формировал у себя необходимые черты личности, преодолевал свои недостатки. Учитель, например, имеет право (а в иных случаях и должен) возмущаться и гневаться. Но, даже возмущаясь, он не должен выходить из себя, терять над собой контроль, переходить на крикливо-злой, грубый и оскорбительный тон. С другой стороны, спокойствие и выдержка не должны переходить в безразличие и равнодушие.
В заключение скажем, что когда речь идет об учителе, его качествах, то мелочей здесь нет. Даже внешний облик учителя влияет на формирование его авторитета. Подтянутость, опрятность, аккуратность учителя, его хорошие манеры, красивая поза и походка производят очень хорошее впечатление на учащихся.
Черты учителя, выполняющего благородную и важную государственную задачу обучения и воспитания молодого поколения, творческая деятельность которого будет проходить в конце XX и начале XXI века, формируются и развиваются в основном в практической работе, в процессе приобретения педагогического опыта. Вместе с этим необходима постоянная работа учителя по повышению своей квалификации, самовоспитанию тех качеств личности, которые максимально способствуют успеху его работы.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 510
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 216
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1