Реализация программы формирования универсальных учебных действий через учебно-методический комплект

277

Аннотация

В предложенной работе дается анализ проблем, связанных с введением Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, рассматриваются вопросы формирования универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников на основе учебно-методических комплектов.

Общая информация

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Салтыкова М.А., Крестинина И.А., Дрягина И.С. Реализация программы формирования универсальных учебных действий через учебно-методический комплект [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2012. Том 9. № 3. С. 39–45. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2012_n3/Saltykov_Krestinina_Dryagina (дата обращения: 05.12.2024)

Полный текст

 

В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования (НОО), содержательный раздел основной образовательной программы включает в себя программу формирования УУД.

В ФГОС НОО определена структура программы формирования УУД: ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования; механизмы связи УУД с содержанием учебных предметов, характеристики УУД обучающихся и типовые задачи их формирования; преемственные связи программы формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.

Программа формирования УУД направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС. Целью программы является создание условий для реализации технологии формирования УУД на ступени начального общего образования средствами УМК. Программа формирования УУД дополняет традиционное содержание образовательных и воспитательных программ, служит основой разработки примерных учебных программ. Педагогу, реализующему ФГОС НОО, необходимо овладеть механизмом взаимосвязи УУД и содержания учебных предметов, уточнить характеристики личностных и ме- тапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов, учить младших школьников решать типовые задачи формирования УУД.

1.   Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования

Ценностные ориентиры содержания образования формируются через урочную, внеурочную и внешкольную деятельность. К ним относятся:

— формирование основ гражданской идентичности личности на базе воспитания чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

 

—   формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

—   развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;

—   развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности;

—   развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуали­зации.

Ценностные ориентиры заложены в содержании конкретных учебных предметов. Например:

—   русский язык: родной язык русского народа как средство межнационального общения и национального самосознания;

—   литературное чтение: ценность патриотизма, гражданственности — любовь к Родине, своему народу, своему краю;

—   математика: умение строить логическую цепочку рассуждений, выдвигать гипотезы, воспринимать окружающий мир как единое и целостное при познании фактов, процессов, явлений, происходящих в природе и обществе, средствами математических отношений (время, форма, размер и т. д.);

—   окружающий мир: планета Земля, экологическое сознание, научная картина мира.

Ценностные ориентиры составляют личностный блок УУД: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделять нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Выделяются три вида личностных результатов: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

2.   Механизмы связи УУД

с содержанием учебных предметов

Во всех учебных предметах комплекта должно быть показано, какие УУД могут быть сформированы при изучении конкретных тем и решении типовых задач в каждом учебнике.

При формировании УУД необходимо исходить из специфики учебного предмета, учитывать его главную функцию и ведущие компоненты. Так, например, главной функцией учебного предмета «Литературное чтение» является художественное познание действительности, трансляция и присвоение социокультурного нравственного опыта. Формирование читательской позиции предполагает развитие способности учащегося воссоздавать в воображении картины жизни, нарисованные писателем; мир чувств и переживаний литературных героев; «прослеживать судьбу героя»; видеть авторскую позицию и оценку; устанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи, отбирать материал для характеристики героев, делать выводы и обобщения; давать собственную самостоятельную оценку. Очевидно, что литература как учебный предмет открывает зону ближайшего развития для широкого круга УУД: личностных, познавательных, регулятивных. Формирование познавательных УУД (информационных) идет через выполнение таких видов заданий, как поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями); перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, оценка прагматики текста, поиск нужных частей текста, нужных строчек, поиск и постановка нужных слов; определение темы и главной мысли текста, поиск и выделение необходимой информации в словарях; поиск нужной библиографической и содержательной информации при помощи страницы «Содержание» в учебнике и других пособиях; поход в школьную библиотеку с целью выполнения конкретного задания; работа с маркированными в тексте словами и строчками (цветное маркирование для чтения по ролям, смысловое выделение жирным шрифтом, рамочками и цветом), самостоятельное маркирование; работа с музыкальными произведениями; работа с дидактическими иллюстрациями;

Предмет «Математика» является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь, логических, включая и знаково-символические, а также такие, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение этот предмет имеет для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия. Регулятивные УУД формируются через систему заданий типа «Проверь свое решение по таблице сложения» или «Какое правило поможет тебе выполнить это задание?», «Проверь правильность решения данной задачи с помощью обратной», «Выполни проверку выбранного варианта решения, сопоставив его с условием (таблицей)». Они ориентируют младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, по алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т. д., что позволяет ученику научиться контролировать свою деятельность по ходу или по результатам выполнения задания.

Формирование моделирования как универсального учебного действия осуществляется в рамках практически всех учебных предметов начальной школы. Моделирование включает в свой состав знаково-символические действия: замещение, кодирование, декодирование. С их освоения и начинается овладение моделированием. Кроме того, учащиеся осваивают систему социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых как для обучения, так и для социализации.

Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка, усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивают развитие знаково-символических действий: замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). В учебниках по русскому языку достаточно часто используется графическая символика, схемы для проведения различного вида анализа слов (выделение гласных, согласных, слогов) и текста (выделение членов предложения). Формирование личностных УУД, таких, как самоопределение, влечет система заданий, нацеленная на децентрацию младшего школьника, ориентирующая его на учет чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач.

Предмет «Окружающий мир» способствует осознанию личностных УУД, усвоению первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов и явлений, характерных для природной и социальной действительности, учит наблюдать, исследовать объекты и явления окружающего мира. На уроках формируются умения осуществлять информативный поиск в словарях, справочниках, картах, определителях (в том числе на электронных носителях), в интернете; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве (при работе в группе, паре); формируется способность использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта, схемы маршрутов) и их условные обозначения для поиска необходимой информации и объяснения социальных и природных явлений.

3.   Характеристики УУД обучающихся и типовые задачи их формирования

Основным механизмом формирования УУД являются типовые задачи. Типы задач (заданий) соответствуют личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, а виды связаны с показателями (характеристиками) планируемых результатов.

Так, типу личностных задач соответствуют следующие виды заданий: самоопределение, смыслообразо- вание, нравственно-этическая ориентация. Например: вид задач на самоопределение предполагает выполнение заданий, ориентирующих младшего школьника на учет другой точки зрения, отличной от собственной.

Типу регулятивных задач соответствуют виды заданий: целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. Задания, ориентирующие младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, словаря, рисунка и т. д.

Типу познавательных задач соответствуют виды заданий: общеучебные, знаково-символические, информационные, логические. Например, умение применять правило и пользоваться инструкциями и основными закономерностями. Задания типа: «из всех слов, выделенных жирным шрифтом, выпиши только те, которые подтверждают новое правило».

Коммуникативным задачам соответствуют виды заданий: инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией. Например, задания типа: «Составь задачу, вычисли и запиши ее ответ, сравни свой ответ с ответом соседа по парте» (работа в паре).

Следовательно, в УМК должны быть типовые задачи, формирующие личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные уУд. Они могут быть представлены ситуацией-проблемой, ситуацией-иллюстрацией, ситуацией-оценкой, ситуацией- тренингом, проектной и учебно-исследовательской деятельностью. Задачи строятся на предметном содержании УМК и носят надпредметный характер. Учителя необходимо научить видеть потенциал каждой задачи и соотносить ее с формируемыми УУД. Исходя из этого в Институте развития образования Кировской области курсовая подготовка учителя по реализации требований ФГОС строится в рамках системно-деятельностного подхода на материале того УМК, по которому он работает. Одной из наиболее эффективных форм курсовой подготовки является методическая школа. Методическая школа создается в соответствии с положением «О методической школе». Статус методической школы имеют право получить образовательные учреждения:

—   внедряющие экспериментальные, научно-методические проекты в сфере образования;

—   имеющие в своем составе учителей-тьюторов (учителей, прошедших научно-методическую подготовку на базе Института развития образования Кировской области).

Основной целью методической школы является создание научно-методических, информационных и организационных условий для внедрения ФГОС на территории Кировской области. Состав методической школы представлен директором (представитель Института развития образования Кировской области), учителем-тьютором (координатор деятельности) и слушателями методической школы.

Результатом работы методической школы являются примерные рабочие программы по каждому предмету. Так как основным документом для учителя является рабочая программа, то от того, как она будет разработана, зависит достижение планируемых результатов освоения образовательной программы и программы формирования УУД. Содержание рабочей программы должно отражать основные виды учебной деятельности обучающихся при решении типовых задач. В соответствии с требованиями, в структуре рабочей программы должно быть тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. Как показывает практика введения стандарта, педагогу недостаточно учебно­тематического планирования. Необходима детальная проработка содержания каждого урока с планируемыми результатами (личностные, метапредметные, предметные) и типовыми задачами, на основе которых они формируются (технологическая карта урока).

 

Технологическая карта урока включает в себя следующие графы: тема, тип урока, предметные, личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) результаты, возможные виды деятельности учащихся (табл. 1).

Тема,

учебные пособия,

тип урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные УУД

 

Познавательные УУД

1. Новый учебник «Русский язык». «Алфавит» (У., с. 5-7, Т. с. 3, РТ). Первичное предъявление новых знаний.

Знание алфавита. Правильное название букв, знание их последовательности. Восприятие и понимание звучащей речи. Знакомство с учебником русского языка, интригой и героями учебника. Закрепление навыка письма заглавных и строчных букв, близких по написанию.

Мотивация учебной деятельности через организацию участия детей в действиях интриги, содержащей гуманистический пафос восстановления нарушенного порядка. Проявление познавательной инициативы в оказании помощи героям интриги (У. №1,Т. №1,2).

Формирование умения поиска начала урока по условным обозначениям.

Умение работать с вертикальным столбиком алфавита. Формирование умения читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами и словосочетаниями. Умение понимать информацию (достройка алфавитного списка).

Умение работать с разными источниками информации (учебник, тетрадь, РТ).

2. Расположение слов в алфавитном порядке

(У. с. 8-10, Тс. 4, РТ).

Овладение новыми умениями.

Знание алфавита. Правильное название букв, знание их последовательности. Умение пользоваться алфавитом. Знакомство с новыми словарными словами (картина, пальто, карман, морковь, окно, лимон).

Организация участия детей в действиях интриги, содержащей гуманистический пафос восстановления нарушенного порядка (У. №2).

Формирование умения читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами и словосочетаниями. Формирование умения поиска начала урока по условным обозначениям. Умение работать с вертикальным столбиком алфавита.

Умение понимать информацию («примерки» фамилий писателей к звеньям алфавита на библиотечных табличках). Оценка достоверности получаемой информации («Прав ли Миша?»). Установление связи между отсутствием некоторых букв на библиографических табличках в библиотеке и отсутствием фамилий, начинающихся на эти буквы. Умение работать с разными источниками информации (учебник, тетрадь, РТ).

Предлагаемые технологические карты составляют раздел рабочей программы «Учебно-тематическое планирование».

4.    Преемственные связи программы формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию

Произошедшие изменения в системе российского образования позволяют по-новому подойти к решению проблемы дошкольного и начального общего образования. Принятие ФГОС НОО и ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования является важным моментом для продвижения проблемы преемственности. Сопоставление ФГОС и ФГТ показывает, что создана нормативная основа для реализации на практике непрерывного образования: единые общетеоретические основания и принципы построения образовательной работы с детьми, согласованность и преемственность целей образования, выделение в качестве результатов освоения образовательной программы интегративных качеств ребенка (табл. 2).

В настоящее время на территории Российской Федерации отрабатываются различные модели организации предшкольного образования. Цель пред- школьной подготовки — обеспечение равных стартовых возможностей для детей старшего дошкольного возраста. Новой составляющей содержания дошкольного образования становится понятие «интегративные качества», которые рассматриваются нами как предпосылки формирования УУД (табл. 3).

Из таблицы видно, что предшкольная подготовка должна в полной мере (с точки зрения планируемых результатов) обеспечивать предпосылки формирования УУД на ступени дошкольного образования.

5.    Система оценки освоения образовательной программы

Оценка достижения планируемых результатов освоения образовательной программы представлена в каждом учебном предмете и включает в себя: задания на контроль и оценку процесса и результата деятельности, задания повышенной сложности в учебниках и тетрадях для самостоятельной работы, сборники самостоятельных и контрольных работ по каждому предмету и классу, сборник контрольных работ на основе единого текста.

 

 

 

Критерии оценки

ФГТ

ФГОС НОО

Теоретические основания

Системно-деятельностный подход

Системно-деятельностный подход

Цели

формирование общей культуры;

—  развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств;

—  формирование предпосылок учебной деятельности.

укрепление физического и духовного здоровья обучающихся;

формирование основ умения учиться и способностей к организации своей деятельности;

развитие личности обучающегося на основе формирования УУД.

Основные принципы

—  единство воспитательных, развивающих и обучающих целей;

—  интеграция образовательных областей.

единство воспитательных, развивающих и обучающих целей;

учет индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей обучающихся, видов деятельности и форм общения для определения целей образования.

Формы образовательной работы

совместная деятельность детей;

совместная деятельность взрослого и детей;

—  самостоятельная деятельность.

совместная деятельность детей;

совместная деятельность взрослого и детей;

—  самостоятельная деятельность.

Результаты освоения программы

Интегративные качества

Личностные, метапредметные, предметные

Табл. 2. Сопоставительный анализ ФГТ и ФГОС НОО

 

 

Возможные виды

Метапредметные

деятельности

Регулятивные

Коммуникативные

учащихся

Контроль деятельности при выполнении заданий, проверка правильности их выполнения по образцу (столбику алфавита). Адекватное восприятие предложений учителя и товарищей по исправлению ошибок.

Умение слушать и вступать в диалог, учитывать позицию собеседника.

Знакомятся со столбиком алфавита. Играют. Письменно восстанавливают алфавит. Записывают алфавит по инструкции. Самостоятельно работают по образцу. Дописывают пропущенные заглавные и строчные буквы (Т. №2, 3).

Выбор действия в соответствии с поставленной задачей. Самоконтроль процесса и результатов деятельности, взаимоконтроль.

Договариваться о распределении работы между собой и соседом (У. №2). Учитывать позицию собеседника («Миша предположил. .. Прав ли Миша?»).

Соотносят фамилии авторов книг с буквами на библиографических табличках. Письменно «расставляют» книги на полки. Определяют отсутствие фамилий на некоторые буквы. Доказывают свою точку зрения. Работают в парах.

 

Табл. 3. Планируемые результаты освоения детьми старшего дошкольного возраста основной общеобразовательной программы

 

Показатели

Критерии

Степень сформированности

Осознанные,

грамотное письмо учащихся

1 2 3

прочные и

вычислительная культура детей

1 2 3

действенные

владение терминологией предмета

1 2 3

знания

умение работать с картой

1 2 3

по предмету

умение находить решение задач

1 2 3

Надпредметные

умения

развернутые ответы детей, умение выделять и использовать при ответах опорные слова, прозвучавшие в вопросах учителя

1 2 3

навыки самоконтроля

1 2 3

 

умение работать с учебником и на компьютере

1 2 3

 

умение использовать словари и справочники, лаборат. оборудование

1 2 3

Умение

в условиях парной работы

1 2 3

делового

в условиях групповой работы

1 2 3

сотрудничества

в условиях коллективной работы

1 2 3

Устойчивый интерес

активность детей

1 2 3

учащихся к предмету

желание и умение задавать вопросы и отвечать на них

1 2 3

 

самостоятельное выполнение задания без помощи учителя

1 2 3

Наличие

организованное начало и окончание урока

1 2 3

дисциплинарных

подготовленность рабочих мест и классной доски

1 2 3

традиций

внимательное отношение к ответу каждого ученика

1 2 3

 

отсутствие выкриков с места

1 2 3


Табл. 4. Показатели результативности (критерии оценки) работы учителя (1 — низкий, 2 — средний, 3 — высокий уровень сформированности)

 

 

 

Результаты индивидуальных достижений обучающихся не подлежат итоговой оценке. К ним относятся: ценностные ориентации обучающегося, индивидуальные и личностные характеристики, в том числе гуманизм, патриотизм, толерантность и др. Обобщенная оценка личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.

Итоговая оценка выпускника начальной школы формируется на основе результатов внутришкольно- го мониторинга образовательных достижений по всем предметам, в том числе за комплексные работы на межпредметной основе, оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам, оценки за выполнение и защиту проекта.

В Институте развития образования Кировской области разработаны показатели оценки результативности работы учителя по достижению планируемых результатов, обозначенных в стандарте (табл. 4).

Данная система оценки позволяет оценить качество работы учителя, выявить проблемные моменты и вовремя внести коррективы в работу по формированию результатов, заявленных в стандарте, а Институту развития образования — скорректировать работу по повышения квалификации педагога по теме «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: содержание и механизмы реализации в учебно-методических комплектах».

Литература

  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. — 2009. — №4. — С. 18.
  2. Управление введением стандартов второго поколения в образовательном учреждении / Под общ. ред. Р.Г. Чураковой. — М.: Академкнига, Учебник, 2012.

Информация об авторах

Салтыкова Марина Алексеевна, старший преподаватель, кафедры начального общего и специального (коррекционного) образования, зав. ресурсным центром инклюзивного образования, Института развития образования (ИРО), член Российской общественной организации «Федерация психологов образования России» (РОО ФПОР)

Крестинина Ирина Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой начального общего и специального (коррекционного) образования, ИРО Кировской области, член РОО ФПОР

Дрягина Ирина Сергеевна, преподаватель, кафедра начального общего и специального (коррекционного) образования, ИРО Кировской области, соискатель кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии НИРО

Метрики

Просмотров

Всего: 661
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 277
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0