Психологическая служба на современном этапе развития общего среднего образования

8075

Аннотация

В статье анализируется современное состояние научно-теоретической и научно-практической психологии в области образования. Даются прогнозы и предлагаются новые направления ее дальнейшего развития.

Общая информация

Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Дубровина И.В. Психологическая служба на современном этапе развития общего среднего образования [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2011. Том 8. № 3. С. 8–16. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2011_n3/47700 (дата обращения: 22.11.2024)

Полный текст

 

С середины 80-х годов отечественная система обра- , зования стала развиваться в направлении демократизации: появилась вариативность образования, возникли инновационные движения. В системе образования создается психологическая служба с целью психологической поддержки, психологической защиты детства, социально ответственного введения растущего человека в современное общество, обеспечения психологического благополучия всех участников образовательного процесса.

Психологическая служба в системе образования — одна из служб этой системы. Ее деятельность, как и деятельность других служб, осуществляется в смысловом контексте обучения и воспитания молодого поколения страны. Все службы (педагогическая, управленческая, социальная, медицинская, юридическая, служба питания и гигиены, и пр.) взаимодействуют между собой во имя реализации основных целей современного образования. Но при этом каждая из служб имеет свою конкретную цель в общей целевой перспективе образования и свои конкретные задачи, которые решают профессионально подготовленные специалисты. В психологической службе такими специалистами являются педагоги-психологи.

В настоящее время возрастает уровень востребованности психологических услуг системой образования, так как в новых стандартах образования большое внимание уделяется вопросам психического, личностного и социального развития ребенка, его возрастным и индивидуальным особенностям, сохранению и укреплению его психического и психологического здоровья. По существу, речь идет об осознанной обществом необходимости направить усилия системы образования на реализацию интеллектуального и личностного потенциала, творческой энергии растущих людей как главного богатства страны и основного ресурса для прогресса во всех сферах общественной жизни. Эффективность решения этих сложных вопросов в значительной степени связана с дальнейшим развитием и укреплением психологической службы. В связи с этим необходимо пересмотреть основные задачи, направления и научно-методическое обеспечение практической психологии с позиции ее большей эффективности в решении приоритетных проблем современного образования.

1.   Система образования как социокультурная составляющая современного общества

Прежде всего, следует осознать, что психологическая служба, обслуживая систему образования, не может оставаться в стороне от решения насущных социальных проблем, связанных с качеством воспроизводства нации. Система образования существует не сама по себе, а в пространстве современного общества, социальный и культурный уровень которого определяет социальную ситуацию развития молодого поколения страны.

Изучение психологического аспекта социокультурной реальности выявляет многочисленные примеры ее негативного влияния на становление личности растущего человека. «В системе ценностных потенциалов, которые характеризуют нравственную атмосферу общества, на первый план выдвигаются такие ценности, как деньги, вещи, власть ... триада этих ценностей может иметь очень негативные последствия, ибо она напрямую ведет к разложению общества и растлению личности» [2, с. 47].

Общественное сознание стало терять главное — понимание ценности человека, его жизни, люди стали эмоционально более глухими, циничными, часто не понимают и не хотят понимать чужого горя, происходит девальвация нравственных идеалов, обесценивание нравственных устоев, развиваются этнические предубеждения, формируется отношение к преступлению как явлению обыденному и пр.

Свою лепту в сложившуюся социокультурную действительность вносят все социальные институты, отвечающие за воспитание растущего человека: семья, средства массовой информации, образовательные учреждения — от детского сада до вуза, общество в целом.

Институт семьи — самый чувствительный показатель духовного и социального здоровья общества.

Образ жизни и поведение родителей в значительной степени предопределяют нравственную позицию формирующейся личности ребенка. Проблемы культурного развития, накопившиеся в дошкольном детстве, проявляются и часто усугубляются на последующих этапах онтогенеза. Для детей опаснее всего разрушение нормальной семейной среды. Наверное, самое ценное, что получает ребенок в семье, это ощущение себя любимым, нужным, что дает ему спокойствие и уверенность в отношениях с окружающим миром. Именно родительская любовь создает основу для гуманного и благожелательного отношения растущего человека к людям и миру. Чувство любви есть тот общий центр, который упорядочивает все остальные чувства, формирует и обогащает эмоциональный мир человека, позволяет ребенку соприкоснуться с такими чувствами, как человеколюбие, великодушие, милосердие, бескорыстие и пр.

К сожалению, в жизни многих детей отсутствует любовь как явление культуры, как тип нормальных отношений между людьми. Не может не вызывать тревогу тот факт, что в нашем обществе сейчас много детей-сирот, детей, лишенных попечения родителей, ставших в силу обстоятельств безнадзорными, детей из неблагополучных семей с низким уровнем культуры, экономической обеспеченности, с аморальной или криминальной атмосферой и пр. Дети нередко живут в атмосфере насилия, тяжелых негативных переживаний, ощущения ненужности. Это ведет или к развитию у них повышенной тревожности, неуверенности в себе, или вызывает у них соответствующие душевные качества: ложь, ненависть, недоверие, лицемерие, агрессивность, бесчувственность и пр. У многих детей и подростков даже как будто из благополучных семей — глубокая неудовлетворенность потребности в личностном общении со взрослыми, так как живое общение нередко замещается общением виртуальным (мобильный телефон, компьютеры и пр.), что приводит к разрушению механизма культурной преемственности поколений, осложняет протекание процессов социализации и индивидуализации.

Несомненно, для нравственного развития растущего человека очень важно, какие ценности, формы поведения и отношения людей общество «выставляет» как образцы, прежде всего, в средствах массовой информации. Сейчас много пишут и говорят о тлетворном влиянии телевидения и других средств массовой информации на нравственное развитие детей. Для всех очевидно полное отсутствие культуры вообще и психологической культуры, в частности, у многих деятелей, работающих в области телевидения, где реализуется даже не рынок, даже не базар, а торговля пошлым ширпотребом. Демонстрируется неуважение к человеку, к его сокровенному внутреннему миру. Режиссеры как бы соревнуются между собой, в чьих бесконечных сериалах больше и более изощренными способами будет убито людей, больше выпито водки и пр. Пусть это будет на их совести, если у них хоть что-то еще от нее осталось. Известный литературовед Н. Скатов справедливо говорит, что и раньше было и злое, и плохое, и бесстыдное. Но не внедрялось такого равнодушия к их различению. «В этом смысле нет более жесткого драматурга, чем Шекспир: почти все пьесы на крови. Да и почти все великое «пятикнижье» Достоевского — серия детективов с убийствами и расследованиями. Но там — у Достоевского, Шекс­пира — это катастрофы и потрясения. Там отучают от убийства. Здесь к убийству приучают. Да и обучают тоже» [10, с. 307].

Школьное образование могло бы значительно ослабить негативное влияние социума на развитие личности детей, если бы более энергично и последовательно утверждало гуманистические ориентиры человеческого существования.

Школа — один из важнейших социальных институтов. Влияние школы распространяется на все дру-

гие социальные институты: семью, детский сад, вуз и пр., — и на общество в целом. Все они, так или иначе, входят в образовательное пространство школы и испытывают ее влияние. Каким образом?

Во-первых, школа оказывает влияние на воспитание детей дошкольного возраста в семье и дошкольных образовательных учреждениях. Именно она задает определенные требования к уровню и характеру их предшкольного развития.

Во-вторых, школа «выпускает» молодых людей, получивших общее среднее образование, в самостоятельную жизнь. К моменту окончания школы у каждого выпускника формируется своя внутренняя (психологическая) готовность к жизни вне школы, к самоопределению в ней в личностном, социальном и профессиональном плане. В вузы, в армию, на работу в различные учреждения, в загсы приходят молодые люди с уже сформировавшимся мировоззрением, сложившимися ценностными ориентациями, представлениями о смысле жизни, уровнем общей и психологической культуры и пр.

Многие проблемы современной общественной жизни в своей основе имеют отсутствие культуры и, прежде всего, психологической культуры граждан, что в большой степени объясняется психологической неграмотностью населения, так как общее среднее образование не предусматривает серьезного знания психологии человека и воспитания психологической культуры личности.

А между тем, школьные годы являются сензитив­ным периодом для приобщения растущего человека к культуре и формирования его мировоззрения в контексте этой культуры. Однако, в настоящее время «растущая личность не является высшей ценностью и в системе образования, она не обеспечивает ни человеколюбие, ни гуманистические формы общения и отношений. А этому тоже надо учить, ибо надеяться, что это может возникнуть и существовать стихийно, можно только в очень благополучной общественной среде» [2 , с. 51].

Современное образование в большей степени акцентирует свое внимание, а следовательно, и внимание педагогов и психологов на проблеме успеваемости школьников, развития их интеллектуальной сферы, на их подготовке к сдаче ЕГЭ. И значительно меньше внимания уделяет вопросам воспитания, хотя известно, что обучение и воспитание — это единый процесс образования человека. «Образование без воспитания есть дело ложное и опасное, ибо оно создает людей самомнительных и заносчивых, напористых и беззастенчивых карьеристов» (Ильин И.А., с. 194). Поэтому важно относиться с большим вниманием не только к интеллектуальному, но нравственному и эмоциональному развитию детей и школьников. Вообще учить чувствовать — это самое трудное, что есть в воспитании. Растущий человек воспринимает мир, понимает его и относится к нему сквозь призму своих переживаний. «Жизнь эмоциональная есть основной факт и фон человеческой жизни. Без эмоциональности невозможно и познание» [1, с. 138]. В различного рода переживаниях отражается суть человека, его отношение к людям, к значимым явлениям общественной жизни, к тем культурным и социальным ценностям, которые существуют в обществе. Сам процесс освоения знаний должен пониматься как средство «вхождения» в культуру, ориентированную на развитие чувств, мыслей и созидательных начал в человеке. Ю.М. Лотман задавал вопрос: «Чему же учатся люди?» И отвечал: «Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести». Он подчеркивал, что «как совесть без интеллекта слепа, но не опасна, так опасен интеллект без совести» [7, с. 167].

Между тем, в школьных программах сокращается объем предметов гуманитарного цикла, в том числе по литературе, в которой человек предстает в богатстве и сложности своих мыслей, чувств, переживаний, сомнений, которая помогает ученику осознать назначение и ценность человеческой жизни, приобщиться к психологической культуре человеческих отношений и деяний. Чтение классической литературы, где раскрываются движения человеческой души, заменяется легким чтивом в виде кратких переложений или просмотром телевизионных версий великих творений. Ослабление гуманитарной составляющей образования обедняет область духовной культуры. Поэтому разговоры о развивающем образовательном пространстве школы — во многом пустые разговоры. Не может быть полноценного развития личности там, где сокращается гуманитарное образование, где сужаются рамки общего образования. Все это ведет к тому, что ученик может испытывать трудности в присвоении и объективизации высших общественных ценностей, норм. У него «не образуется для этого внутренних предпосылок: тонкого социального мышления, живого и чуткого нравственного сознания, рефлексивной способности, художественного воображения. Но именно они делают возможным перевод идеальных моделей воспитания в реальность жизненных отношений и в план самовоспитания личности. Такой перевод — конечная цель педагогики гуманизма» [11, с. 15].

2.   Ресурсный потенциал психологической службы образования

Психологическая служба в системе образования нужна не только для оказания помощи учащимся, испытывающим трудности в освоении общегосударственных программ, и образовательным учреждениям, в которых эти дети учатся. Для обеспечения такой помощи создаются специальные психолого-педагогические медико-социальные центры.

Изучение многолетнего опыта работы психологической службы образования показывает, что каждое образовательное учреждение имеет свои особенности, которые, так или иначе, определяют социальную ситуацию развития школьников и, тем самым, оказывают влияние на психическое и личностное развитие каждого из них. Психолог должен понимать проблемы, сосредоточенные именно в данном учреждении (возрастные, социальные, образовательные, национальные, межнациональные и пр.), и строить свою работу в соответствии с этим пониманием. Работа в конкретной школе позволяет психологам вникнуть в учебно-воспитательную ситуацию, узнать как учителей, так и учащихся, понять особенности их взаимоотношений, вступить в контакт с родителями. Психологи имеют возможность сочетать изучение личности и поведения ребенка в реальных жизненных условиях с углубленным анализом его индивидуальных особенностей. Конечно, по конкретно возникающим сложным вопросам школьные психологи сотрудничают с психолого-педагогическими медико-социальными центрами, в которых работают специалисты определенного профиля.

К неиспользованным еще ресурсам психологической службы, которые могут стать источником дальнейшего развития современного образования, относится, прежде всего, культурно-нравственный, гуманистический потенциал научной и практической психологии, способный выступить основой уникальной атмосферы позитивного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса и гарантом их личностного развития.

Психология и как наука, и как практика является существенным компонентом общей культуры. Как и другие сферы человеческой деятельности (литература, искусство, наука, техника и др.), психология обогащает общую культуру. Она вносит в нее свое понимание уникальности, сложности и ценности человека как такового и его жизни. Без исходного представления о масштабности и ранимости внутреннего мира человека нельзя полноценно объяснить никакое психическое проявление и реальное поведение людей любого возраста и любого общественного статуса.

Психологическая культура предполагает, что человек обладает серьезными знаниями научной психологии и реализует эти знания в обществе с гуманистических позиций уважения, любви, совести, сочувствия, сострадания, ответственности, бережного отношения к чувству личного достоинства, как своего, так и другого человека. Психологическая культура обуславливает толерантный характер взаимодействия людей и служит регулятором этого взаимодействия. Она исключает манипулирование сознанием, чувствами, отношениями людей, с чем мы сейчас встречаемся на каждом шагу (пиар, реклама, политика, средства массовой информации и пр.).

Ученые выделяют такое присущее человеку психологическое свойство, как интеллигентность. Свойство интеллигентности, по определению Ю.М. Лотма­на, является определенным культурным достижением человечества, принадлежит человечеству в целом. Интеллигентность не является монополией какой-то профессии или какого-то рода занятий, это психологическое качество личности, присущее людям вообще. Личностными качествами интеллигентного человека являются привязанность к своему народу, к своей Родине, к своей культуре и уважение культуры других народов; развитое чувство справедливости, чести, совести, человеческого достоинства, правдивости, порядочности, отвращение к деспотизму, цивилизованные манеры поведения и пр.

Интеллигентность — это человеческое отношение к миру и к людям. Д.С. Лихачев замечал: «Общество только тогда общество, а не толпа, не “население”, когда оно состоит из личностей, обращенных друг к другу, способных охотно понять друг друга» [6, с. 385].

Можно предположить, что интеллигентность — это высшая форма проявления сущности психологической культуры человека.

Сейчас мы наблюдаем парадоксальное явление. С одной стороны, психология активно входит в систему образования. Предмет «психология» включен в учебный процесс большинства факультетов вузов вне зависимости от их специализации. Многие вузы страны готовят профессиональных психологов. Во всех регионах проводятся многочисленные психологические тренинги и всевозможные психологические курсы, издается весьма большое количество психологической литературы — научной, учебной, популярной, психологические вопросы и проблемы обсуждаются на страницах газет и журналов, в радио- и телепередачах.

Однако, с другой стороны, психологическая культура общества в целом остается на весьма низком уровне. Психологическая неграмотность и низкая психологическая культура взрослых усугубляют проблемы культурного развития детей на всех этапах онтогенеза. Отсутствие культуры отношений в том жизненном пространстве, в котором живут многие дети, создают условия, при которых ребенок нередко с момента рождения попадает в «зону риска» — риска не стать человеком. Возникают извечные российские вопросы: кто в этом виноват? И что делать?

Каждая наука создает свою практику и отвечает за результаты своей практики, обеспечивая содержание научно-практических учебных курсов, методический аппарат, уровень профессиональной грамотности и профессиональной культуры специалистов, работающих в этой практике.

Известно, что использование в практике любых научных знаний тесно связано с проблемой человеческой нравственности: ради чего, во исполнение каких целей они используются? Вопрос о благе или вреде использования научных знаний в практике весьма важен применительно к психологии. Ведь психологические знания касаются на практике не абстрактных понятий, не безликих формул, чисел или химических реакций. Это знания о живом человеке, его внутреннем мире, душевных переживаниях, страстях и страданиях, желаниях и надеждах.

К сожалению, психологи в большей степени вносят в учебные программы и в общественную практику техники, приемы, диагностические методики, всевозможные тренинги, бесконечные вопросники и опросники и в меньшей степени реализуют культурно-нравственный потенциал своей науки. Быть может, именно это объясняет тот факт, что сейчас в нашем обществе в большей мере востребованы психологические зна-

ния, нежели психологическая культура. Это создает благоприятную почву для всевозможного манипулирования людьми. А ведь еще Д.С. Лихачев предупреждал о том, что «. ученые не всегда бывают интеллигентны (в высшем смысле, конечно). Неинтеллигентны они тогда, когда, слишком замыкаясь в своей специальности, забывают о том, кто и как может воспользоваться плодами их труда. И тогда, подчиняя все интересы своей специальности, они жертвуют интересами людей или культурными ценностями» [6, с. 373].

Как можно реализовать культурно-нравственный потенциал психологической службы в системе образования? Наверное, следует переосмыслить все виды и направления ее деятельности в контексте психологической культуры. Обратим в связи с этим внимание на несколько моментов.

1.   Психологическая служба по самой сути своей призвана создавать особую образовательную среду в учебном заведении, стимулирующую личностное развитие субъектов образовательного процесса. Образовательная среда — это не только учебный процесс и его материально-техническое обеспечение. Это, по определению В.А. Пономаренко [9], духовное поле единомышленников, ценностная ориентация которых представлена востребованностью обществом их профессиональной деятельности. Социально-психологическая характеристика этой среды включает активное личностное взаимодействие взрослых в контексте акмеологической парадигмы духовно­нравственного развития всех участников образовательного процесса.

Нельзя упускать из виду, что школа помогает ученику войти в культуру и мир знаний не только содержанием своих учебных курсов, но и культурным взаимодействием всех работающих в школе взрослых друг с другом, с учениками и их родителями. Формы поведения и отношения взрослых воспринимаются школьниками как допустимые и одобряемые обществом, а следовательно, могут стать образцом для подражания. Культурное и уважительное взаимодействие взрослых участников образовательного процесса вводит школьников в психологическую культуру человеческих отношений и служит источником развития внутренней культуры учащихся, так как создает условия развития, превышающие сиюминутные возможности ребенка в области становления и укрепления его личности.

Психолог понимает, что любые преобразования школы должны начинаться с укрепления позиции учителя в области образования. Именно учитель реализует то, что предусматривают новые образовательные инициативы, «... учитель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотою его личного убеждения, она не может иметь никакой силы» [13, с. 18]. Он является духовным посредником между культурой и растущим человеком. Однако это «посредничество» может состояться только тогда, когда учитель для ученика — уважаемый человек. Поэтому очень важно укреплять авторитет учителя в глазах учеников, их родителей, педагогического коллектива, администрации образовательного учреждения.

К сожалению, сейчас образование попало в сферу обслуживания населения, и родители быстро превратились в это самое население, которое должны обслуживать, и стали предъявлять учителю свои претензии, нередко противоречащие всякому здравому понятию о смысле образования. Оказались актуальными наблюдения К.Д. Ушинского (в истории все повторяется!), сделанные им давным-давно: «Два желания, часто противоположные, борются в душе каждого отца и каждой матери, они желали бы видеть в детях своих все нравственные совершенства. Но в то же время желают им таких успехов в жизни, из которых некоторые не всегда ладят с нравственным совершенством» [13, с. 26].

Уметь пробудить или укрепить у педагогов и родителей желание сотрудничать друг с другом на основе взаимного уважения, найти способы организации такого сотрудничества — одна из важнейших и труднейших задач школьного психолога.

Важно не только знать, но помнить и всегда учитывать, что каждый школьник (школьница) является и учеником (ученицей) данного класса, и в то же время сыном (или дочерью), членом определенной семьи. Ребенок растет, переходит из одного социального института в другой. Но семья как базовый социальный институт неизменно присутствует на всех жизненных этапах ребенка, оказывает на него свое влияние.

Зная семейную обстановку, в которой живет ребенок, важно не дать угаснуть, поддержать сформированную в семье эмоциональную предрасположенность к миру и людям у одних детей, и окружить вниманием и любовью других, дав им возможность соприкоснуться с абсолютной ценностью человеческих отношений как отношений любовных в широком смысле этого слова. Это и составит основу развития их позитивного отношения к школе, знаниям, культуре, одноклассникам, учителям.

Позитивное взаимодействие родителей с учителями складывается постепенно на основе взаимного признания ребенка как ценности. Психолог проводит и с учителями, и с родителями беседы, консультации, совместные обсуждения конкретных вопросов, касающихся детей. Сверхзадача всего этого — пробудить у них потребность и научить их воспринимать друг друга с позиции взаимного уважения, доверия и благодарности. Да, именно благодарности. Почему?

Родители могут быть благодарны учителям за то, что те учат и воспитывают их ребенка, тратят на него свои душевные силы, развивают его творческий потенциал, помогают стать образованным и культурным человеком.

Учителя могут быть благодарны родителям за то, что те поверили в их профессионализм и доверили обучение и воспитание своего ребенка именно им.

В связи с этим стоит прислушаться к словам В.А. По­номаренко: «.мотивом к нравственной организации поступков выступает не столько профессиональный долг, юридическая ответственность, страх наказания и потери профессии, сколько духовная субстанция в виде доверия, которое люди оказали тебе.» [9, с. 92].

При таком восприятии друг друга учитель и родитель всегда найдут общий язык, смогут понять друг друга и помочь друг другу в решении тех или иных проблем школьника. Ведь и семья, и школа, каждая по-своему, отвечает за воспитание молодого поколения, и решать эту задачу можно только совместно.

2.   Одна из специфических особенностей психологической культуры состоит в том, что данностью признается индивидуально-неповторимое в человеке. Осознание этой данности составляет основу позитивной деятельности педагога-психолога. «Надо уважать своеобразие, не пресекать его, начиная со школы, ведь уже в школе люди уравниваются» [7, с. 283]. Поэтому так важно научно обосновать и операционализировать более эффективные психолого-педагогические способы и средства индивидуального подхода к любому ребенку в контексте его индивидуального варианта возрастного развития с целью реализации ресурсов его творческого и нравственного потенциала в образовательных учреждениях различного типа и уровня.

Известно, как важно учитывать возраст ребенка при определении оптимальных условий его развития, при разработке программ обучения и воспитания. Возрастные особенности существуют как наиболее типичные, наиболее характерные общие особенности конкретного этапа развития. Они указывают на общее направление этого развития, так как тот или иной возрастной период сензитивен к развитию определенных психических процессов и свойств, психологических качеств личности, а поэтому и к определенному типу воздействий.

Однако возрастной подход не предполагает стандарта психического развития. Возрастные особенности существуют в единстве и взаимосвязи с особенностями индивидуальными, которые свойственны именно данному растущему человеку и обуславливают своеобразие его психики и личности. Поэтому к каждому ребенку следует подходить как к единственному и неповторимому растущему человеку, как к зарождающейся индивидуальности. В основе этого подхода лежит понимание важнейших закономерностей психического развития. Это постепенность, неравномерность, асинхронность психического развития; наличие периодов, когда развитие происходит в скрытом, не доступном для наблюдения виде и проявляется лишь через некоторое время в виде резкого «рывка»; переживание, которое определяет «социальную ситуацию развития», и др. Все это обуславливает индивидуальные варианты прохождения ребенком возрастных этапов онтогенеза.

Прогноз относительно уровня развития ребенка, особенно в начальной школе, должен быть очень осторожным. Ранняя стандартная диагностика ведет к селекции детей, что пагубно отражается на их психическом и личностном развитии. У каждого ребенка есть индивидуальные особенности, которые можно развивать и которые могут превратиться в его сильные стороны.

Л.С. Выготский подчеркивал, что одним из центральных факторов детского развития является его сотрудничество с взрослым. Сотрудничество с учителем в учебной деятельности, в общении создает «зону ближайшего развития» школьника. Однако, «зона ближайшего развития» для каждого ученика индивидуальна. Это осложняет деятельность учителей, работающих по стандартным программам, каждая из которых, даже самая инновационная, ориентируется на некую общую «зону ближайшего развития» учащегося определенного возраста. И не всякий конкретный ученик в нее «прицельно» попадает: одни еще не готовы туда войти, другим там уже скучно, нечего делать. В таком случае взаимодействие ребенка с учителем не является сотрудничеством, а следовательно, и фактором его развития. А от этого зависят и результаты обучения, и самочувствие ребенка, и характер его различных межличностных отношений — со сверстниками, учителями, родителями.

А между тем, быть способным — это не исключение, а правило при профессионально грамотной организации условий развития растущего человека. Формирующаяся личность не может быть понята и не может рассматриваться вне способностей, которые являются центральным моментом становления ее индивидуальных особенностей. Развитие способностей имеет свои особенности на каждом возрастном этапе и тесно связано с индивидуальным развитием ребенка — развитием его интересов, самооценкой, переживаниями успехов или неудач в той или иной деятельности. К успеху ведет собственная активность ребенка, основанная на заинтересованности, любознательности, жажде поисков и открытий. Пробудить такую активность в школе непросто. Но без нее ни о каком развитии способностей говорить не приходится. К успеху, к развитию способностей и личности нельзя привести ребенка через насилие, указы, приказы, мониторинги и пр.

Одно из существеннейших условий успешности учебной деятельности, общего развития, становления творческой индивидуальности растущего человека — воспитание у него с первых дней пребывания в школе чувства личностного достоинства. В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Одна из важнейших задач состоит в том, чтобы в процессе овладения знаниями каждый ребенок переживал чувство гордости. Учитель не только открывает мир перед учеником, но и утверждает ребенка в окружающем мире как активного творца, создателя, испытывающего чувство гордости за свои успехи» [12, с. 166].

Становление способностей требует терпения со стороны взрослых, внимания и бережного отношения к малейшим успехам и переживаниям ребенка, а этого взрослым (не только родителям и педагогам, но, к сожалению, и психологам) часто не хватает. И они успокаивают свою совесть неверной, но расхожей формулой о том, что способности — это исключение, а не правило.

Задачей психологической службы является не столько поиск, ну, хотя бы не только поиск одаренных, а создание условий, при которых каждый школьник мог бы почувствовать себя способным, талантливым хотя бы в одной из многочисленных сфер человеческой деятельности. Конечно, уровень развития и содержательная специфика способностей у учеников будут различными, различными будут и задачи, которые решает психолог вместе с учителями и родителями по отношению к каждому из них.

3.   Любую работу в школе, связанную с вопросами психического и психологического характера, имеет право выполнять только человек со специальным психологическим образованием. Грамотное практическое применение различных психодиагностических методик представляет собой целенаправленный развернутый процесс научного познания психики и личности человека (ребенка, взрослого), поэтому работать в этой области может лишь специалист, получивший соответствующую научную подготовку.

Широкое привлечение к таким сложнейшим видам работы, как психологическая диагностика, психологическая коррекция, людей неподготовленных, непрофессионалов может скомпрометировать саму идею психологической службы.

Непосредственное использование учителем диагностических методик и других психологических технологий часто оказывается неэффективным, так как они не обладают необходимым уровнем профессиональной психологической подготовки. Чтобы понять суть проблем в психическом или личностном развитии конкретного ребенка — младшего школьника, подростка или старшего школьника — недостаточно определить, зафиксировать в соответствии с показателем того или иного диагностического теста уровень развития той или иной функции или всех функций, того или иного психического свойства, психологического качества. Важно понять, как все эти полученные данные свести воедино, соотнести с возрастом ребенка, с его индивидуальными особенностями, индивидуальным темпом развития, его отношениями и переживаниями и пр. В.Н. Мясищев специально подчеркивал, что функциональные возможности человека в любом направлении могут быть определены лишь на уровне его активно-положительного отношения к задаче.

Необходимый уровень профессиональной подготовки практического психолога включает не только безусловное знание психологии и безупречное владение самыми разнообразными психологическими техниками, методиками, диагностическими и иными психологическими средствами, но и сформированное особое мышление, оригинальность которого заключается в сочетании теоретического и практического ума.

Интеллектуальная деятельность практического психолога заключается, прежде всего, в глубинном анализе всех полученных данных, фактов, сведений, в мыслительной обработке внешних данных, в синтезе всего известного о ребенке или взрослом. Именно на этой основе психолог производит сложнейшую интеллектуальную операцию — интерпретацию, которая позволяет проникнуть во внутреннюю сущность проблемы.

Именно компетенция практического психолога позволяет своевременно фиксировать качественные изменения в психическом развитии учащихся, понимать их возрастные и индивидуальные особенности и помогать на основе этого педагогическому коллективу школы максимально эффективно использовать средства и методы учебно-воспитательной работы.

Конечно, психолог (или психологическая служба) может и должен работать в теснейшем взаимодействии с педагогами образовательного учреждения. Однако это взаимодействие будет эффективным только в том случае, если психолог и учитель будут работать совместно, но строго в пределах своей компетентности. Е.А. Ямбург справедливо пишет: «Низкая психологическая культура части педагогов и слабая ориентация в педагогике психологов приводит к неоправданному смешению жанров, когда педагог без должной подготовки бросается во все тяжкие диагностики (воспринимая результаты обработки тестов не как относительный прогноз, но как приговор), а психолог, проработав некоторое время в школе, берется управлять учебно-воспитательным процессом» [15, с. 59].

Каждый специалист должен заниматься своим делом, а необходимым условием для успешной работы образовательного учреждения является взаимодополняемость профессиональных позиций и знаний психолога и педагога на всех стадиях работы и с отдельными детьми, и с детскими коллективами, уважение, поддержка и развитие профессиональных — как психологических, так и педагогических — методов деятельности. «Тысячу раз мы убеждались, что интуиция опытного учителя — не менее надежный инструмент, чем методы иных, более точных наук... Однако, постоянный диалог со «смежниками» позволяет уточнить педагогические позиции, грамотно сформулировать дидактические и воспитательные задачи, организовать учебно-воспитательный процесс наилучшим для конкретного ребенка образом» [15, с. 84].

4.    Учитывая психологическую неграмотность и низкую психологическую культуру населения страны, одной из актуальных сфер деятельности психолога в школе является преподавание психологии как учебного предмета.

Школьные годы являются сензитивным периодом для приобщения человека к культуре. Взаимодействуя, культура и образование определяют не только сущность и общий уровень развития общества, но и оказывают глубокое влияние на каждого человека, на перспективы его личностного и социального развития.

Любая образовательная программа в школе включает в себя много разных учебных предметов — литературу, математику, биологию, физику, химию и др. Каждый учебный предмет представляет собой область определенной науки и дает возможность ученику соприкоснуться с этой наукой как с частью общей культуры. Содержание любого учебного предмета вводит ребенка на доступном для него уровне в пространство своих культурных смыслов, значений, расширяет тем самым мировоззренческий горизонт ребенка, создает условия для его развития, предоставляет ему возможность самостоятельного осознанного выбора своего места в жизни.

К сожалению, психология как наука о человеке в этом поликультурном образовательном пространстве сегодня не представлена, и среди базовых ценностей культуры, которые вносят в это пространство различные науки, сам человек как ценность отсутствует. Между тем, еще в начале прошлого века Г.И. Челпанов, основатель Психологического института Российской академии образования, замечал: «Жизнь очень скоро предъявит свои неумолимые требования. Психология начинает приобретать слишком важное научное значение, чтобы ее отсутствие среди предметов гуманитарного образования не было замечено. Я уверен, что этот пробел будет очень скоро заполнен» [14, с. 386].

Необходимость преподавания психологии в школе признавали крупнейшие отечественные педагоги и психологи (П.П. Блонский, К.Н. Корнилов, А.П. Не­чаев, А.В. Петровский, Б.М.Теплов, Г.А. Фортунатов, Г.И. Челпанов, и др.). Они рассматривали преподавание психологии в школе как важное направление деятельности психологов в системе общего среднего образования. Утверждали, что психология участвует в формировании целостного мировоззрения ребенка: раздвигает границы познаваемого им мира, позволяет лучше понимать себя, учит его позитивному взаимодействию не только с окружающей действительностью, но и с людьми, и с самим собой.

Школьник, достигнув определенного возраста, познает себя в физическом отношении. Признаки физиологической зрелости во многом самоочевидны. А понимание себя как личности — процесс сложный. Выводы о самом себе нередко бывают ошибочными, так как знаниями о себе как человеке школьник не располагает. Учащиеся разного возраста пытаются как-то разобраться в самих себе. Но их интерес к самопознанию превышает их возможности. Отсюда неадекватные способы познания себя и других, неудовлетворенность этим познанием, неопределенность в оценках и самооценках, намерениях, поступках и т. д. Неумение понять личностные проблемы, отсутствие представлений о возможных способах их разрешения нарушают позитивное отношение школьников к себе и к другим, деформируют образ жизни в целом, толкают детей к социально не одобряемым формам поведения. Слабая ориентировка школьников в собственном внутреннем мире, в своих интеллектуальных и личностных качествах негативно сказывается на формировании важнейшего личностного образования — психологической готовности к самоопределению. Неслучайно Б.Г. Ананьев отмечал, что расплывчатые или грубо схематические представления о будущем самого человека, его таланте и характере — слабейший пункт всех прогностических построений.

Психологическая безграмотность затрудняет выбор своего жизненного пути. Немало личных трагедий возникает из-за неумения молодого человека понять, определить направление его собственного дарования. Ведь самоопределение связано с процессом постепенного постижения самого себя, развитием личностной рефлексии, с осознанием своих интересов, склонностей, способностей, призвания и пр.

Поэтому важным содержательным аспектом психологической грамотности является собственно научная — пусть элементарная, но истинная — осведомленность о фактах и закономерностях, характеризующих субъективный мир человека. «Задача школьной подготовки должна состоять в том, чтобы обеспечить каждому человеку минимум доступных средств индивидуального развития, которые составили бы базу для освоения необходимых ему культурных ценностей» [8, с. 301]. Без этой базы никакая культура — культура искусств, религии, отношений и пр. — не может стать личностным достоянием человека. Вообще это парадокс, когда самое сложное явление в природе и социуме — человек, его развитие как личности и индивидуальности — в школе практически не изучается.

Уроки психологии помогают учащимся постепенно понимать, как сложен и уникален внутренний мир человека. Важно при этом, чтобы школьник осознал и помнил, что такой сложный внутренний мир имеет не только он сам, но и каждый человек. И если какой-то человек отличается от него, это не значит, что он хуже. Он просто другой, и нужно научиться уважать этого другого человека с его индивидуальными особенностями.

Психологическая грамотность необходима не только для развития личности, но и для более успешной учебной деятельности школьников. То или иное универсальное учебное действие может быть полноценно освоено лишь при условии его осознания, понимания сущности психологических механизмов, лежащих в основе его формирования, что представляется возможным благодаря постижению учащимися научных знаний в области психологии.

Целью психологического образования в школе можно считать овладение школьниками основами психологической культуры. Знания психологии нужны каждому растущему человеку, какую бы профессию он для себя ни выбрал — врача, учителя, психолога, продавца, полицейского, политика, банкира, юриста и пр. Изучение психологии в школе можно рассматривать в ракурсе ответственности самого человека за определение смысла своей жизни и нахождение путей его реализации.

Школьное образование должно стать конкурентоспособным в плане приобщения учащихся к культуре, становления их человеческого достоинства, гуманистического мировоззрения. Выпускникам необходимо понимание того, как разобраться в том, что происходит в обществе, как вести себя в этом обществе по-человечески, как противостоять различным негативным влияниям. Вне психологической культуры очень трудно воспитать молодое поколение в духе толерантности, сотрудничества и гуманизма. Приобщение людей к психологической культуре в школьном возрасте, быть может, приведет наше общество к пониманию ценности человека самого по себе вне зависимости от национальности, должности, возраста, вероисповедования, к пониманию ценности самой человеческой жизни.

Психологическая культура личности является результатом глубинного взаимодействия развития, обучения и воспитания растущего человека. Поэтому в контекст ее понимания и рассмотрения входят такие феномены, как психическое здоровье, психологическое здоровье и психологическая грамотность, которые, при соблюдении определенных условий, обеспечивают в своем единстве, взаимодействии и взаимообусловленности устойчивость здоровья школьников и создают условия для воспитания психологической культуры [4]. Изучение этих условий — одна из актуальных задач как научной, так и практической психологии, а реализация этих условий зависит от сохранения и укрепления школьной психологической службы как важного звена психологического обеспечения системы современного образования.

Расширение поля деятельности психологов предъявляет все более высокие требования к незаурядности личности самого психолога. Масштаб личности практического психолога, работающего в системе образования, должен соответствовать масштабу профессиональных задач, которые ставят перед ними современная жизнь и общество. А это, в свою очередь, требует корректировки образовательных программ, в которых необходимо предусматривать не только формирование психологической грамотности и развитие профессиональной культуры, но и воспитание психологической культуры личности студентов [3]. Выпускников психологических вузов, факультетов необходимо готовить к выполнению одной из важных задач — способствовать ликвидации психологической неграмотности населения страны и развитию психологической культуры общества.

Итак, еще недостаточно реализуемый ресурс психологической службы образования связан с ее культурно-нравственным потенциалом, активизация которого может способствовать гуманизации образования, воспитанию психологической культуры молодого поколения страны. Конечно, психологическая культура формируется в личностно-ориентированном содержании всей совокупности социальных и учебно-воспитательных условий не только учреждений образования, но и семьи, и общества в целом. Тем не менее, именно развитие современной системы образования — от детского сада до среднего специального и высшего — может стать ключом к обеспечению психологической культуры и психологической безопасности народов России. Но чтобы подобрать такой ключ, система образования сама должна:

—   признать важность культуры, в том числе психологической, для сохранения и упрочения страны как цивилизованного государства;

—   рассматривать психологическую культуру как мощный ресурс развития образования и общества в целом;

—   почувствовать ответственность перед обществом за уровень развития общей и психологической культуры его граждан;

—   включить воспитание психологической культуры детей, школьников, студентов в программу психологического обеспечения системы образования;

—   считать психологическую культуру педагогов, преподавателей и руководителей образовательных учреждений любого уровня и профиля основой их профессиональной компетентности;

—   разработать общегосударственную программу психологического просвещения и воспитания граждан — детей, молодежи, взрослых, — включающую взаимообусловленные ступени — от психологической грамотности к психологической культуре.

Литература

  1. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божествен­ного и человеческого. — Париж, 1939.
  2. Буева Л.П. Проблемы нравственной культуры и разви­тие детей России // Государство и дети: реальности Рос­сии. Материалы международной научно­-практической конференции. — М., 1995.
  3. Дубровина И.В. О профессиональной подготовке прак­тического психолога образования // Гуманизация об­разования. — 2010. — №4.
  4. Дубровина И.В. Психологическая культура школьников в контексте современного образования // Известия Российской академии образования. — 2010. — №3. — С. 62—76.
  5. Климов Е.А. О профессиональной культуре психолога и психологической грамотности социальной среды // Вве­дение в психологию труда. — М., 1998. 6. Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой ли­тературе. — СПб, 2006.
  6. Лотман Ю.М. Воспитание души. — СПб, 2004.
  7. Малышевский А.Ф. Философия образования. — СПб, 2001.
  8. Пономаренко В.А. Профессия — психолог труда. — М.: ИП РАН, 2007.
  9. Скатов Н. О культуре. — СПб: СПб ГУП, 2010.
  10. Старовойтенко Е.Б. Жизненные отношения личности. — Киев: Лыбидь, 1992.
  11. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев, 1974.
  12. Ушинский К.Д. Избранные произведения. — М. — Л.: АПН РСФСР, 1946.
  13. Челпанов Г.И. Философия. Психология. Обра­зование. — М. — Воронеж, 1999.
  14. Ямбург Е.А. Школа для всех. — М.: Новая школа, 1996.

Информация об авторах

Дубровина Ирина Владимировна, доктор психологических наук, действительный член (академик) РАО, профессор, кафедра «Педагогическая психология» имени профессора В.А. Гуружапова, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), главный научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ ПИ РАО), главный научный сотрудник, лаборатория научных основ детской практической психологии, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (ФГБНУ «ФНЦ ПМИ»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2484-6073, e-mail: dubrovinaiv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2727
В прошлом месяце: 56
В текущем месяце: 25

Скачиваний

Всего: 8075
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 0