Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей «Говорулькины истории» (окончание)*

948

Аннотация

Курс коррекционно-развивающих занятий для совместной работы психолога и логопеда с дошкольниками. Занятия представлены в доступной и увлекательной форме. Направлены на развитие произвольного внимания, образной и словесно-логической памяти, воображения, фонематического восприятия и автоматизации звуков.

Общая информация

* Окончание. Начало см. в «Вестнике практической психологии образования» №1 за 2010 год.

Ключевые слова: коррекционно-развивающие занятия для детей 6 лет

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Постоева Л.Д., Мартыненко Л.А. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей «Говорулькины истории» (окончание) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2011. Том 8. № 2. С. 81–91. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2011_n2/47690 (дата обращения: 22.11.2024)

Полный текст

Окончание. Начало см. в «Вестнике практической психологии образования» №1 за 2010 год.

Занятие 4. Поход в цирк

Оборудование: кукла Говорулька, компьютер, «Музыка для тела», спокойная музыка, цветные мячики, 2 гимнастические палки, 50 колец, пузырьковая колонна, следы-ориентиры.

Ход занятия:

Приветствие (см. занятие 2)

Логопед:

— Сегодня Говорулька приглашает нас в цирк! Как вам такое приглашение?! (Дети отвечают.) По-моему, тоже замечательное предложение.

Упражнение «Поход в цирк»

Звучит «Музыка для тела». Психолог предлагает детям начать поход в цирк с ходьбы по ограниченной поверхности, по ориентирам — следам. Дети идут по следам с разведенными в стороны руками. Второй круг идут только на носочках.

Вот мы и в цирке!

Игровое упражнение «Жонглеры»

Логопед предлагает детям превратиться в «жонглеров», работающих в цирке: взять цветные мячики и с их помощью разделить слова на слоги. Логопед говорит:

— Цирк, цир-кач, цир-ко-вой, цир-ко-ва-я (дети произносят слова и на каждый слог перебрасывают мячик из руки в руку). После этого они убирают мячики и отвечают на вопросы логопеда:

— какое слово самое короткое?

— какое слово состоит из трех слогов?

— какое слово самое длинное?

— сколько слогов в слове «циркач»?

— какие это слова?

Упражнение «Разноцветные пузырьки»

Психолог включает пузырьковую колонну и предлагает детям и Говорульке подойти к пузырьковой колонне и представить, будто бы они поднимают шарики и пузырьки вверх.

— Ребята, вы чувствуете напряжение в мышцах рук при подъеме пузырьков вверх и расслабление в момент опускания их вниз. Теперь отдыхаем... (так повторить несколько раз, чтобы дети почувствовали напряжение в мышцах и расслабление). Психолог и Говорулька благодарят детей, выключают пузырьковую колонну.

Логопед говорит детям, что Говорулька хочет рассказать им о цирковом представлении, предлагает разделиться на 2 команды, каждой команде взять гимнастическую палку, набор (25) колец.

— Ушки растопырьте,

Слушайте внимательно!

Как услышите звук [ц],

Кольцо накиньте обязательно!

Уточняется, как дети поняли задание. От имени Говорульки логопед рассказывает:

Довелось мне как-то побывать на представлении: «Цирк со звездами». Вначале вышли гонцы и представили артистов и жюри. Затем первая участница — певица, как настоящая гимнастка, подкидывала разноцветные кольца и на конце веревки поднималась под купол цирка. А цыганский артист в форме офицера, стоя, скакал на лошади целых двенадцать кругов. Один умелец дрессировал куриц, которые прямо на сцене несли золотые яйца. Всем знакомый певец выступал как клоун. С пунцовым лицом он доставал из рукавицы то леденец, то луковицу, то огурец и, пританцовывая, ел их. Жюри ему сказало: «Насмешил нас. Молодец!» Вот на таком представлении я побывал.

После того как команды сравнивают накинутые кольца, логопед говорит, что лишних колец остаться не должно. Каждая команда проверяет себя и называет слова со звуком [ц].

Упражнение «Настроение циркового артиста»

Психолог включает спокойную музыку и предлагает детям сесть на ковер в круг.

— Ребята, закройте глаза... Представьте, что вы цирковые артисты. (2—3 мин.) Музыка выключается. Откройте глаза и расскажите, кем вы себя представили, что вы делали на арене? (Ответы детей.)

Психолог раздает карточки с изображением лиц с разным настроением.

— Ребята, покажите, какое настроение у вашего циркового артиста и, расскажите, почему у него такое настроение. (Дети показывают настроение и объясняют его причину.)

Упражнение «Возвращение»

Психолог предлагает детям вернуться в детский сад по следам, которые привели их в цирк. Дети идут по следам с разведенными в стороны руками. Второй круг идут на носочках.

— Вот мы и в детском саду!

Прощание

Логопед предлагает детям закончить слово и попрощаться с Говорулькой. Рукави(ца), лукови(ца), ов- (ца), сини(ца), едини(ца), маслени(ца), медуни(ца), пти(ца), разни(ца), верени(ца), гусени(ца), лестни(ца), колесни(ца), тепли(ца), пятни(ца), умни(ца).

Занятие 5. Встреча с лягушкой

Оборудование: кукла Говорулька, игрушка-лягушка, «Звуки природы», музыка Бетховена «Лунная соната», зеленые круги диаметром 1,5м, фломастеры, карточки с камышами для каждого ребенка, картинки.

Ход занятия:

Приветствие (см. занятие 2)

Психолог включает «Звуки природы», дети слушают кваканье лягушки, а логопед говорит:

— Говорулька сегодня приглашает нас, как вы думаете, куда? (дети отвечают) Ну, конечно, на болото. Он предлагает прогуляться и попроведовать лягушку, жительницу этого необычного места.

Игровое упражнение «Дорога на болото»

Логопед говорит, что Говорулька пойдет впереди и покажет дорогу на болото, а дети пойдут за ним, повторяя слова и движения.

— Говорулька шел, шел (шагают), Дорогу пере.шел, шел.

Деревья обо.шел, шел (кружатся), За кустики за.шел, шел (приседают), К болоту подо.шел, шел (шагают), Лягушку там на.шел, шел (наклоняются), В гости к ней при.шел, шел (приседают).

Подвижная игра «Прыгай как лягушка!»

А лягушка удивилась, в гости деток пригласила. Психолог держит в руке лягушку и говорит:

— Ребята, покажите, как лягушка удивилась (дети показывают «удивление»).

Далее психолог предлагает детям встать на ковер, поставить ноги на ширине плеч, затем присесть и положить руки между коленок на ковер ладонями вниз (поза лягушки). Дети по сигналу прыгают, как лягушки, на «болото».

— Вам понравилось прыгать? (Дети отвечают.) Лягушка очень рада, что вы прыгали как она! Покажите, как лягушка радуется (дети показывают «радость»). А теперь присядьте, отдохните.

Упражнение «Кого видела лягушка»

Логопед от имени Говорульки говорит:

— Пока вы отдыхали, лягушка рассказала мне кого она видела за последнее время. Я предлагаю вам угадать кто это был, слушая гласные звуки. Логопед выкладывает картинки, называет гласные, выделяя голосом ударный звук.

. я . у . . а (лягушка), . ы . . а (мышка), . о . . а (мошка), . а . ы . (малыш), . е . у . . а (дедушка), . о . а . . а (лошадка).

Упражнение «Отдых на природе»

Психолог расстилает зеленые круги из подкладочной ткани на ковер, включает спокойную музыку, например, «Лунную сонату» Бетховена, в результате чего повышается чувство бренности жизни и своей принадлежности к природе, частью которой мы являемся, и предлагает лечь, расслабиться и послушать музыку.

«Говорулькина история»

Логопед говорит детям, что Говорулька хочет рассказать им про жизнь лягушки на болоте, предлагает взять карточки с камышами, фломастер и сесть за стол.

— Ушки растопырьте,

Слушайте внимательно!

Как услышите звук [ш],

Камыш зачеркните обязательно!

Уточняется, как дети поняли задание.

Шесть лет живет моя знакомая лягушка на болоте. Каждое утро она забирается на кувшинку и ловит мошек, которые летают возле камышей. После того как она и ее приятельницы-лягушки насытятся, они начинают шутить, шалить и поднимают страшный шум по всей округе. Тогда к ним, в эту болотную глушь, приплывают ерши. Чтобы не спугнуть их, лягушки- шутницы перестают шалить и шуметь, а начинают шептаться между собой. Когда им надоедает шептаться, они перепрыгивают с кувшинки на камушек, с камушка на донышко болота и наступает тишина. И так проходит день за днем вот уже шесть лет подряд.

Дети сравнивают количество вычеркнутых камышей и называют слова со звуком [ш], логопед говорит, что должно остаться 4 незачеркнутых камыша, каждый ребенок проверяет себя. Далее логопед предлагает детям пройти в игровую зону, громко произнести и протопать каждое слово:

Сидит на кувшинке лягушка-квакушка.

Около лягушки летают мушки.

Затем произнести эти слова тихо, перекладывая каждое слово в ладошку.

Прощание

Логопед предлагает изменить и назвать Говоруль- ке слово, заменив в нем первый звук на звук [ш]. После этого сказать Говорульке «До свидания!».

Мышка — шишка; губы — шубы; Гарик — шарик; топот — шепот; мыло — шило; толк — шелк; майка — шайка; тапки — шапки.

Занятие 6. Путешествие в джунгли

Оборудование: кукла Говорулька, компьютер, диски «Релакс», «Звуки природы», кувшин, жук-игрушка и лист бумаги для каждого ребенка, фломастеры, игрушечный Джинн, зеркальный шар с мотором и профессиональным источником света.

Ход занятия:

Приветствие (см. занятие 2)

Логопед держит куклу Говорульку в руках и говорит:

— Говорулька принес нам журнал, а в журнале жирными буквами написано: «Джинн исполняет желания!». (Дети помогают логопеду прочитать.)

«Говорулькина история»

Логопед говорит детям, что Говорулька хочет рассказать им про этого Джинна, предлагает взять листочек, фломастер и сесть за стол.

— Ушки растопырьте,

Слушайте внимательно!

Как услышите звук [ж],

Кружок рисуйте обязательно!

Уточняется, как дети поняли задание.

Я знаю, что Джинн, о котором написано в журнале, сейчас живет в джунглях. Он часто меняет место своего жительства, потому что очень веселый, подвижный, любит вежливо знакомиться, дружить с животными и людьми разных стран. Его знают и жирафы, которые живут в жарких странах, и северные моржи, и медвежата. Его знает рыжая белочка и колючий ежик. Этот Джинн знаком с художником и жонглером, с пожарником и монтажником. Джинн очень дорожит дружбой с каждым, и старается исполнять желания своих друзей. А вы хотели бы стать его друзьями? (Дети отвечают.)

Логопед предлагает отправиться на поиски Джинна, который живет в джунглях, после того как дети сравнят количество нарисованных кружков и назовут слова со звуком [ж].

Подвижная игра «Победи свой страх!»

Психолог включает диск «В джунглях» и предлагает детям по очереди подпрыгнуть на батуте и оказаться в джунглях... Выключает диск и говорит:

— Остановитесь, пожалуйста, на месте и почувствуйте биение своего сердца. Положите руку на левую сторону своей груди. Вы чувствуете, как бьется ваше сердце? (Дети отвечают.) Но вот проходит время, и биение вашего сердца замедляется. Вы успокаиваетесь. Вы спокойны. Вы победили свой страх!

Игровое упражнение «Переложи жука»

Логопед предлагает детям стать в круг и повторять за ним слова, перекладывая жука на каждый слог из руки в руку:

— Жу — жу — жу — я на веет-ке си-жу и жу-жжу;

Жу — жу — жу — вы-со-ко си-жу и гля-жу;

Жи — жи — жи — вни-зу пол-за-ют у-жи;

Жа — жа — жа — бе-гут е-жа-та от у-жа;

Жу — жу — жу — я тут жи-ву;

Жу — жу — жу — и день и ночь жу-жжу, жу-жжу.

Упражнение «Встреча с Джинном»

Психолог предлагает детям сесть на ковер.

— Ребята, а, что держит в руках Говорулька? (Дети отвечают.)

Говорулька, ты согласен с ответами ребят, что это кувшин и что он не простой, а волшебный? (Логопед от имени Говорульки отвечает.) Я думаю, Говорулька прав, волшебный он потому, что внутри кувшина живет Джинн. Только мы его не видим. Он очень маленький. Но загадать свое желание мы можем. Далее дети, передавая кувшин по кругу, называют свое имя и высказывают желание... Для усиления эффекта волшебства можно приглушить свет и включить шар с мотором и профессиональным источником света. Когда все дети выскажут желание, предлагается всем послушать тишину. После этого выключить шар с мотором и включить свет.

Прощание

Психолог и логопед предлагают детям поделиться впечатлениями о путешествии. Попрощаться с Джинном, который живет в джунглях, и вернуться в группу: психолог касается «волшебной» палочкой каждого ребенка. Дети говорят Говорульке «До свидания!».

Занятие 7. Поездка на дачу

Оборудование: кукла Говорулька, игрушка-Чиппо- лино, спокойная музыка, пучок фиброоптических волокон с боковым свечением, карточки (рис. 1) и карандаши для каждого ребенка.

Ход занятия:

Приветствие (см. занятие 2)

Логопед:

— Говорулька сегодня приглашает нас прокатиться на дачу к Чипполино. Кто поедет? Назовите свое имя так, чтобы в нем слышался звук [ч]. Каждый ребенок изменяет и называет свое имя: Людочка, Ванечка, Дашечка и т. д.

Игровое упражнение «Поезд»

Логопед предлагает детям встать друг за другом и повторять слова и движения.

Чу-чу-чу — прокатиться я хочу

(берут друг друга за пояс и бегут по кругу).

Че-че-че — чемоданы на плече

(правую руку кладут на свое плечо).

Чу-чу-чу — я на дачу укачу

(держат друг друга за локти и двигают руками). Чух-чух-чух — мчимся, мчимся во весь дух (бегут по кругу).

Вот мы и на даче Чипполино!

Игровое упражнение «Разложи и расскажи»

Логопед говорит детям, что на даче Чипполино и вокруг нее очень много предметов со звуком [ч], но это звук слышится то в начале слова, то в середине, то в конце. Затем предлагает детям разложить картинки с предметами под схемы:

Ч ....................................... Ч .................................... Ч

с проговариванием, например, в слове человек звук [ч] находится в начале. В слове тучка звук [ч] находится в середине. В слове печь звук [ч] находится в конце.

Чайник — удочка — ключ

Червяк — бочка — мяч

Чемодан — очки — луч

Чулок — бабочка — грач

Чайка — кузнечик — кирпич

Чеснок — ручка — врач

Логопед с Говорулькой благодарят детей за выполнение задания ( по необходимости взрослые оказывают помощь при выполнении задания).

Упражнение «Отдыхаем у ручья»

Психолог включает пучок фиброоптических волокон с боковым свечением, спокойную музыку и предлагает детям сесть вокруг.

— Ребята, представьте, что это ручей, который течет на даче Чипполино. На улице тепло, солнце светит ярко, лучики нежно касаются вашего тела. Вам хорошо и приятно. Вы зашли в ручей, и вашим ногам стало так легко, прошла усталость. Вода теплая и приятная. Вы присели на берег, ноги в воде. Вы отдыхаете. Вы спокойно дышите, смотрите на ручей, трогаете его руками, любуетесь красотой природы. Вы хорошо отдохнули. Вы жизнерадостны, бодры, у вас хорошее настроение! Психолог выключает «ручей» и музыку.

«Говорулькина история»

Логопед от имени Говорульки рассказывает детям, как Чипполино помог девочке.

— Возьмите карточки и карандаши, ребята.

Ушки растопырьте,

Слушайте внимательно!

Как услышите звук [ч],

Соединяйте точки обязательно!

Уточняется, как дети поняли задание.

В одно чудесное солнечное утро Чипполино, как обычно, поставил на печку чайник, чтобы попить чайку. И вдруг, прибегает к нему соседская девочка, вся чумазая, и громко плачет. Оказалось, что она уронила в ручей мячик. Чипполино взял сачок, пошел к ручью и вытащил мяч. После этого он прямо в ручье умыл девочку, и они счастливые вернулись на дачу, где стали вместе пить чай с печеньем.

 

Дети сравнивают карточки, на которых должны соединиться все точки и получиться чайник, и называют слова со звуком [ч].

Игровое упражнение «Возвращение»

Логопед предлагает детям встать друг за другом и повторять слова и движения.

Чу-чу-чу — прокатиться вновь хочу

(берут друг друга за пояс и бегут по кругу).

Че-че-че — чемоданы на плече

(правую руку кладут на свое плечо).

Чу-чу-чу — в детский сад я укачу

(держат друг друга за локти и двигают руками).

Чух-чух-чух — мчимся, мчимся во весь дух (бегут по кругу).

— Вот мы и вернулись с дачи, на которой живет Чипполино.

Прощание

Дети обмениваются впечатлениями и прощаются с Говорулькой.

Занятие 8. Игра со щенком

Оборудование: кукла Говорулька, компьютер, диски «Релакс», цветные шифоновые платочки размером 50х50 см, картинки (рис. 2), веревочки и ванночки с прищепками (20 штук) по количеству детей, игрушка-щенок.

Ход занятия:

Приветствие (см. занятие 2)

Далее психолог говорит:

— Посмотрите, ребята, а Говорулька сегодня не один. Кто же с ним? (Дети отвечают.) Какой милый щенок. Он хочет поприветствовать каждого из вас...

(дети сидят на ковре и передают игрушечного щенка по кругу, здороваясь с ним). А теперь улыбнитесь, ведь у нас такие замечательные гости, которые пришли с вами поиграть и приготовили интересные задания.

Упражнение «Подбери-ка!»

Детям предлагается подобрать картинку к фразеологизму (выражению):

—    щенячий восторг;

—    собачья верность;

—    собачий нюх;

—    голодный как собака.

После этого дети продолжают предложение, вставляя подходящий фразеологизм (выражение) и поднимают соответствующую картинку:

Андрей целый день ничего не ел, он был.

Рома может найти что угодно, у него.

Вове купили компьютер, он прыгал, визжал, пел, словом выражал.

Саша не отходил от Маши ни на шаг, всюду следовал за ней, проявлял.

«Говорулькина история»

Логопед говорит детям, что Говорулька хочет рассказать им про щенка. Предлагает подойти к натянутым веревочкам и прищепкам.

— Ушки растопырьте,

Слушайте внимательно!

Как услышите звук [щ],

Прищепку прищепните обязательно!

Уточняется, как дети поняли задание.

Непоседливый щенок всюду совал свой нос и любил таскать разные вещи, предметы, которые попадались ему. Однажды утащил он у хозяйки щетку и затащил ее под крыльцо. Хозяйка долго искала щетку, а когда нашла, пожурила щенка. Но он не унимался и продолжал таскать все, что попадалось: щепки, прищепки, носки, сапоги и даже большущие пакеты. А потом вилял хвостиком, выпрашивая у хозяйки прощение. Хозяйка знала, что щенок вырастет и поумнеет, поэтому щекотала ему бока, и давала ему пищу, чтобы он рос. Щенок с большим аппетитом поглощал угощение.

Дети сравнивают количество прищепок и по очереди называют слова со звуком [щ], логопед говорит, что у каждого должно остаться по 3 прищепки, дети проверяют себя. После этого предлагает им пройти в игровую зону, громко произнести и протопать каждое слово:

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

(С. Маршак.)

Затем произнести эти слова тихо, перекладывая каждое слово из ладошки в ладошку.

Подвижная игра «Прогулка»

Психолог:

— Щенок, ребята, очень любит прогулку, а вы любите гулять? (Дети отвечают.) Но у нас с вами будет необычная прогулка. Вы будете двигаться по комнате и менять направление и характер движения, когда я скажу. Будьте внимательны, чтобы не столкнуться с другими детьми и не удариться. Старайтесь двигаться там, где есть свободное место. Идите вперед, держа руки на бедрах... Продолжая идти, положите руки на спину. А теперь на колени.

Прыгайте, держась руками за кончики ног.

А сейчас поднимите руки вверх и идите на носочках. Продолжая так идти, положите руки на плечи. Опустите руки и идите на пяточках. Остановитесь. Вытяните руки вперед и идите боком. Продолжая идти боком, правую руку положите на левое колено, а левую — на правое колено. Остановитесь. Идите снова вперед. Вытянитесь так, как только можете. Продолжайте идти вперед, пригнитесь и станьте совсем маленькими. Выпрямитесь. Остановитесь!

Молодцы, ребята!

Упражнение «Щенок вырос»

Логопед читает детям стихотворение В. Левина «Обыкновенная история»:

— Гулял по улице щенок —

Не то Дружок, не то Пушок.

Гулял в метель и солнцепек,

И под дождем гулял и мок,

И если даже шел снежок,

Гулял по улице щенок.

Гулял в жару, в мороз и в сырость,

Гулял,

Гулял,

Гулял...

И вырос.

Ребята, когда щенок вырос, у него все туловище и другие части тела стали очень большими: стали не лапки, а лапища,

не глазки, а (ответ детей по аналогии) глазища,

не носик, а (ответ детей) носище,

не зубки, а (ответ детей) зубища,

не хвостик, а (ответ детей) хвостище,

не ушки, а (ответ детей) ушища,

не голосок, а (ответ детей) голосище.

Покажите, как тявкают щенки и как лают собаки. Дети озвучивают тявканье и лаянье, меняя тембр голоса.

Упражнение «Собачка» (К. Фопель)

Звучит спокойная музыка. Психолог предлагает детям взять шифоновые платочки и говорит:

— Ребята, возьмите платок двумя пальцами за уголок. Край платочка касается пола. Представьте, что платок — это маленькая собачка, с которой вы идете гулять. Начинаем медленно двигаться под музыку по комнате и смотрим, что делает наша собачка. Сегодня она особенно любопытна: то забегает немножко вперед, то отбегает в одну сторону, то в другую.

А теперь встаньте парами и вместе гуляйте с вашими собачками. Возьмите друг друга за руки, а собачек держите свободными руками. Обязательно смотрите, что делают ваши собачки. Может, им захочется поиграть друг с другом?

А сейчас снова идем вперед и смотрим, что делают собачки. Наши собачки устали и хотят поспать: плавно опустите платочки на пол и посмотрите, как мирно лежат собачки.

Прощание

Логопед и психолог предлагают детям поделиться впечатлениями. Говорулька и щенок прощаются с детьми.

Занятие 9. Отдых летом

Оборудование: кукла Говорулька, компьютер, диски «Релакс», не слишком быстрая музыка, зеркальный шар с мотором и профессиональным источником света, цветы, клей и зеленые листы бумаги по количеству детей.

Ход занятия:

Приветствие (см. занятие 2)

Логопед:

— Сегодня Говорулька просит вас объяснить ему смысл пословицы: «Люди рады лету, а пчела цвету» (дети рассуждают). А давайте представим, что уже наступило лето, и мы отправились отдыхать.

Игра «Море, камушки, песок»

Психолог включает красивую музыку и предлагает детям повторять за ним движения:

— Мы гуляем по берегу моря. Останавливаемся, видим красивые камушки, нагибаемся и поднимаем понравившиеся нам камушки. Решили искупаться, входим в воду, брызгаемся, зачерпывая воду руками, идем дальше, плаваем              Выходим из воды, садимся

на песок и играем с камушками: то подбрасываем их вверх и ловим, то кидаем вдаль.

«Говорулькина история»

Логопед от имени Говорульки рассказывает детям, как он представляет летний отдых. Предлагает детям объединиться в пары, взять заготовленные цветы (по 20 штук), зеленый лист бумаги, клей и выполнять задание совместно.

— Ушки растопырьте,

Слушайте внимательно!

Как услышите звук [л],

Цветок наклейте обязательно!

Уточняется, как дети поняли задание.

Когда наступает лето и светит ласковое солнце, мне хочется взять палатку и отправиться на море вместе с друзьями, чтобы вдоволь поплавать, погреться под солнечными лучиками, покататься на лодочке или просто понаблюдать, как летают над волной белые чайки. Теплой летней ночью очень приятно лежать и смотреть на луну, мечтать и наслаждаться тишиной.

Дети рассматривают полученные аппликации и называют слова со звуком [л]. Логопед говорит, что по 2 цветочка должно остаться, дети проверяют себя.

Упражнение «Летняя ночь»

Психолог включает зеркальный шар с мотором и профессиональным источником света, спокойную музыку и говорит:

— Садитесь поудобнее, кто хочет, может лечь, расслабьтесь... Наступила чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Они медленно плывут по небу. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Вы наблюдаете за движением звезд на темном небе. Вам приятно. Легкий ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Дышите легко. ровно. глубоко. У вас прекрасное настроение! Гаснут звезды (психолог выключает зеркальный шар с мотором и музыку), наступило утро. Вы полны сил и энергии.

Упражнение «Моя песенка»

Логопед предлагает детям перейти в игровую зону и повторять за ним слова и движения.

— Нам солнышко светило

(руки над головой в виде круга),

Нас ветер обвевал (машут кистями рук на себя), В пути не скучно было (шагают на месте),

И каждый напевал. (берут карточки со слогами и пропевают по очереди: ла-ла-ла, ал-ал-ал, ло-ло-ло, ол-ол-ол, лу-лу-лу, ул-ул-ул, лы-лы-лы).

Логопед предлагает поменяться карточками и еще раз каждому пропеть слог.

Упражнение «Капельки слова»

Дети делятся на две группы. Каждой группе логопед от имени Говорульки дает слоги и предлагает собрать из них слова, составить из этих слов предложение (например, лан-дыш, пче-ла; лод-ка, вол-на)

Упражнение «Моя мечта»

Психолог предлагает детям взять свои аппликации, найти удобное место (сесть или лечь). Включает очень тихо спокойную музыку и говорит:

— Ребята, посмотрите на свою картинку (дети еще раз рассматривают свои работы). Какого цвета ваши цветы? (Ответ детей). А знаете ли вы, что определенные цвета могут притягивать к нам удачу, помогать осуществлять наши мечты? К таким цветам относится розовый — это цвет Венеры, цвет любви и добра. А теперь, расслабьтесь. Закройте глаза. Как можно ярче представьте свою мечту!.. «Раскрасьте» ее в розовый цвет. Помечтайте. (1—2 мин.) А сейчас улыбнитесь. Вам приятно. У вас хорошее настроение!.. И ваша мечта обязательно сбудется, но для этого нужно время. Вы только верьте.

Психолог выключает музыку и предлагает детям открыть глаза.

Прощание

Дети делятся своими впечатлениями и прощаются с Говорулькой.

Занятие 10. Разговор на рыбалке

Оборудование: кукла Говорулька, диски «Релакс», картинки с магнитами, удочка с магнитом, рыбки и ведерки на каждого ребенка, прибор динамической заливки света, голубая ткань, цветные полоски.

Ход занятия:

Приветствие (см. занятие 2).

Логопед от имени Говорульки предлагает детям отправиться на рыбалку.

Упражнение «Рыбалка»

Дети подходят к голубой ткани, на которой расположены картинки с нарисованными рыбками (к картинкам прикреплены магнитики), рассматривают и называют их:

— Ерш, карась, окунь, осетр, форель, сом, горбуша, щука, ряпушка, карп, хариус, красноперка.

Логопед предлагает детям подобрать родственные слова к слову «рыба» (рыбак, рыбалка), отгадать загадку:

— Играла я на все лады,

Пела, напевала,

Оказалась у воды —

И букву потеряла. (Дудочка — удочка.)

В. Волина

После этого поймать удочкой рыбку, в названии которой есть звук [р]. Дети выполняют задание, называя рыбку.

«Говорулькина история»

Логопед от имени Говорульки говорит детям, что один рыбак поделился с ним впечатлениями о рыбалке. Предлагает детям взять ведерко, подойти к «речке» (узкая голубая ткань), на которой лежат картонные рыбки.

— Ушки растопырьте,

Слушайте внимательно!

Как услышите звук [р],

Поймайте рыбку обязательно!

Уточняется, как дети поняли задание.

Рассказал мне рыбак о том, что ходить на рыбалку лучше всего ранним утром. В это время — самый клев! Вот однажды пришел он на берег реки, а там такая красота!.. Прошел дождь, над рекой повисла разноцветная радуга. В воде плещется рыба, и на утреннем солнце ее чешуя переливается разными красками. Полной грудью рыбак вдыхал чистый и свежий воздух, наслаждаясь пением птиц. Не торопясь, он размотал свою удочку, закинул ее, и тут же его поплавок спрятался под водой. На крючок попалась большая щука. Долго пришлось тащить ее рыбаку на берег, потому что щука трепыхалась, сопротивлялась. Полюбовался рыбак своим уловом, замерил щуку, чтобы похвастаться перед другими рыбаками, и отпустил ее в реку. Вот такая рыбалка!

Дети называют слова со звуком [р], сравнивают, у кого сколько рыбок в ведерке, объясняют смысл слов: клев, улов, трепыхалась.

Упражнение «Радуга»

Психолог показывает детям картину «Радуга» и предлагает детям заучить формулу-правило художников:

Каждый (красный)

Охотник (оранжевый)

Желает (желтый)

Знать (зеленый)

Где (голубой)

Сидит (синий)

Фазан (фиолетовый)

— Ребята, это правило вам пригодится при расположении цветов. (Психолог раздает полоски всех цветов радуги — они могут быть из бумаги, из ткани — каждому ребенку). Дети, проговаривая формулу- правило, делают радугу. После выполнения этого задания психолог включает красивую музыку, прибор динамической заливки света и предлагает детям наблюдать за переливами цветов, отмечая про себя цвета радуги (2—3 мин.).

Упражнение «Через реку»

Дети перепрыгивают через «реку» (узкую голубую ткань) после каждого предложения, затем после каждого слова, ускоряя темп.

Ехал Грека через реку,

Видит Грека — в реке рак.

Сунул Грека руку в реку —

Рак за руку Греку ЦАП!

Релаксация «Радуга»

Психолог предлагает детям лечь на мягкое покрытие или пуфики. Звучит спокойная, красивая музыка.

— Закройте глаза и просто слушайте мой голос. Дыхание ровное и спокойное... Представьте себе, что вы лежите на мягкой зеленой траве в очень красивом месте. Светит солнце, вам спокойно и тепло. Над вами голубое небо, а на небе яркая разноцветная радуга. Она переливается. Радуга передает вам свое настроение, наполняет вас энергией с головы до пят. Это особенная радуга, и она волшебная.

Красный цвет дает вам тепло и силу. Вы становитесь сильнее. Вам тепло и приятно.

Оранжевый цвет побуждает вас преодолевать трудности, идти вперед.

Желтый цвет приносит радость. Солнышко тоже желтого цвета, лучики солнца гладят вас, и вы улыбаетесь.

Зеленый цвет — это цвет травы и листьев, он усыпляет. Вы отдыхаете. Вам хорошо и спокойно.

Голубой и синий — цвета неба и воды. Голубой — мягкий и успокаивающий, освежающий, как вода в жару.

Фиолетовый — цвет тайны и волшебства.

Запомните ощущения, которые приносил вам каждый цвет радуги. Вы чувствуете себя сильными, счастливыми, самыми лучшими. У каждого из вас своя радуга. А сейчас потянитесь и возвращайтесь. Откройте глаза и улыбнитесь себе и радуге внутри себя. Психолог выключает музыку.

Прощание

Логопед вместе с Говорулькой предлагает детям вспомнить и назвать ту рыбку, которую поймали на удочку в начале занятия. После этого говорят «До свидания!».

Занятие 11. Беседа на острове

Оборудование: кукла Говорулька, емкость с водой, кораблик, песня «Чунга-Чанга», диски «Релакс», «Звуки природы», карточки-шишки, «чудо-дерево» (рис. 3), сенсорная тропа, пузырьковая колонна.

Ход занятия:

Приветствие (см. занятие 2)

Логопед:

— Сегодня Говорулька приглашает нас снова на свой корабль, чтобы вспомнить все истории, которые он нам рассказывал, и побеседовать о них. Логопед показывает детям корабль, который находится в емкости с водой, и предлагает подуть на корабль, делая глубокий вдох носом и плавный, медленный выдох через рот. Звучит музыка «Морской прибой», дети по очереди выполняют упражнение.

— Вот мы и на острове!

Психолог включает песню «Чунга-Чанга» и предлагает детям взяться за руки, подпевать, двигаясь по кругу.

Чунга-Чанга

Слова Ю. Энтина музыка В. Шаинского

Чунга-Чанга! Синий небосвод!

Чунга-Чанга! Лето круглый год!

Чунга-Чанга! Весело живем!

Чунга-Чанга! Песенки поем!

Припев:

Чудо-остров, чудо-остров!

Жить на нем легко и просто, Жить на нем легко и просто, Чунга-Чанга!

Чунга-Чанга! Места лучше нет!

Чунга-Чанга! Мы не знаем бед!

Чунга-Чанга! Кто здесь прожил час!

Чунга-Чанга! Не покинет нас!

Припев.

Упражнение «Чудо-дерево»

Говорулька говорит детям, что на его острове растет чудо-дерево, проводит детей по сенсорной тропе и показывает его. Предлагает детям собрать по две шишки, из которых получится слово.

— Чтоб историю узнать, Шишки нужно нам собрать.

Шишка обрывается, Слог на ней читается.

Слог плюс слог равно уж слово.

Вот история готова!..

Дети выполняют задание, прочитывая слова и прикрепляя их на панно «Ежик».

Са-ша, ро-за, жа-ра, ли-цо, лу-га, ко-за, ры-ба (возможны другие варианты слов).

«Говорулькины истории»

Дети сидят на ковре, передают Говорульку по кругу, говоря ему, какая история им запомнилась и понравилась. После этого логопед от имени Говоруль- ки предлагает встать в круг, взяться за руки и повторять за ним слова и движения:

— Мы по саду погуляли

(идут по кругу, держась за руки),

В небо к звездам полетали

(встают на носочки, руки поднимают вверх),

В цирк ходили (шагают на месте),

В джунглях были (поддерживают подбородок ладонями и покачивают головой),

С щенком, с лягушкой говорили (повороты головы вправо-влево), У Чипполино отдыхали (стоят на месте), О лете вместе помечтали (присели), Рыбаками побывали (закидывают руку вперед), Дружно, весело играли

(идут по кругу, держась за руки)!

Рис. 3

Подвижная игра «Берег, парус, океан!»

Психолог объясняет правила игры:

— Когда я скажу слово «океан», вы сделаете шаг вперед; на слово «парус» — руки поднимите вверх; на слово «берег» — шаг назад сделаете. Слушайте внимательно!

(Дети играют.)

Упражнение «Отгадай-ка!»

Дети сидят на ковре. Логопед от имени Говоруль- ки загадывает детям загадки:

Всегда он в работе,

Когда говорим,

А отдыхает,

Когда мы молчим.

(Язык.)

Надо вверх — ты ставишь вниз:

Не шипенье слышишь, свист.

Если ты за ним следишь, Тогда красиво говоришь.

(Язык.)

Один твердый и свистит,

Другой мягкий и шипит,

Третий вовсе запоет...

Хоть кто его произнесет.

(Звук)

Звук я слышу, говорю.

Ее вижу и пишу.

(Буква.)

Сначала я никак не мог

Прочесть с двух букв

Свой первый.

(Слог.)

Звук я к звуку подберу

И его произнесу.

Если буквы в ряд сложу,

То его потом прочту.

(Слово.)

Дети из букв выкладывают отгадки.

Упражнение «Океан»

Психолог включает пузырьковую колонну и обращает внимание детей на движение воды. Звучит спокойная красивая музыка (1—2 мин.). Выключает пузырьковую колонну и предлагает детям сесть удобно на мягкие пуфики.

— Закройте глаза и представьте себе океан. Вы видите уходящую в бесконечность водную гладь, волны поднимаются, растут и, останавливаясь на песке у ваших ног, отползают обратно. Продолжайте наблюдать за тем, как волны набегают на берег и откатываются назад. Смотрите на океан. Вы чувствуете запах океана, слышите шум волн. Вы смотрите вдаль и приятные чувства переполняют вас. Вы отдохнули. Полны сил и энергии. У вас хорошее настроение! Сделайте глубокий вдох и медленный выдох... Откройте глаза. Потянитесь. Улыбнитесь!

Упражнение «Возвращение» (см. занятие 1)

Прощание

Дети делятся впечатлениями и прощаются.

Занятие 12. Прощание с Говорулькой

Оборудование: кукла Говорулька, шары с буквами, зеркальный шар с мотором, диски «Релакс», «Звуки природы», «фанты» с заданиями, ребус В. Степа­нова.

Ход занятия:

Приветствие

Логопед вместе с Говорулькой заносит связку разноцветных воздушных шариков, на которых написаны буквы: с, з, ц, ш, ж, ч, щ, л, р, — и приветствует детей:

— Добрый день, ребята!

Рад вас видеть я!

(Дети здороваются с Говорулькой.)

Долго с вами мы дружили,

Звуки правильно произносили,

Слова — четко говорили.

И сегодня мы, друзья,

Проверим свои знания!

Игра «Буквы и слова»

Логопед вместе с куклой бросает шарики, дети ловят их. Логопед просит детей назвать букву на шарике и придумать как можно больше слов с заданной буквой.

Упражнение «Разноцветные шары»

Психолог и логопед предлагают детям танцевать с шарами. Психолог включает веселую красивую музыку и говорит:

— Вы можете двигаться по всей комнате и делать это так, как вам хочется. Когда музыка остановится, вы должны остановиться и поменяться шарами. Музыка звучит снова. Вы опять танцуете.

Так повторяется несколько раз, пока все шарики не побывают у каждого ребенка.

Игра «Фанты»

Дети стоят в кругу и держат перед собой соединенные ладошки. Психолог проходит по кругу, проводит свои ладони между сложенными ладонями детей, вкладывая одному из них фант с заданием. После того как психолог прошел по кругу, все произносят слова:

— Раз, два, три,

Тот, кто с фантом, выходи!

Ребенок выходит в центр круга и выполняет задание, которое помогает зачитать логопед.

— Объясни пословицу: «Знайка все с полуслова понимает, а Незнайка все только рот раскрывает».

— Придумай рифму со словами: басня — башня (или репка — лепка).

— Составь предложение из слов: лужайкой, осы, и, кружились, над, стрекозы.

— Назови слова, чтобы звук [л] был в начале, середине и в конце слова;

— Повтори скороговорку: «ученица-озорница получила единицу»;

— Разгадай ребус:

По дорожке, по тропинке

Он придет к нам в синей дымке,

Звезд закружит хоровод,

Ночь на смену позовет.

Игра «Такие разные шары» (К. Фопель)

Психолог:

— Представьте, что каждый из вас — симпатичный яркий воздушный шарик. Но вы еще пока не шарики, шарики как бы внутри вас, поэтому ложитесь все на пол и лежите неподвижно. Выберите себе цвет шарика. Я буду ходить мимо вас, а вы скажете мне шепотом, какой цвет вы себе выбрали.

Сейчас начинайте надуваться. Сделайте глубокий вдох. Постепенно, таким образом, вы будете раздуваться и станете красивыми воздушными шариками, будете летать по комнате. Летая по комнате, вы будете сталкиваться с другими воздушными шариками или отталкиваться от стен или мебели. Подумайте о том, что вы — легкие и очень упругие, отталкивайтесь и отлетайте вверх или вниз.

Теперь представьте, что из вас — воздушных шариков — медленно выходит воздух, и через некоторое время вы вновь оказываетесь на полу.

А сейчас снова надуйтесь, как воздушные шарики, чтоб стать округлыми и упругими.

А теперь воздух выдувается быстро. Что тогда будет с шариком, как он будет изменяться?

Снова надуйтесь. И снова превратитесь в круглые воздушные шарики. Вас гонит ветер. Ветер задувает вас на дерево с острыми сучьями. Покажите мне, как все шары лопаются и падают на пол.

Сейчас все шарики дырявые, их нужно залатать. Я хочу, чтобы двое из вас помогли мне залепить дыры в воздушных шариках.

А теперь ваша оболочка снова в порядке — без дырок. Надуйте себя и начинайте медленно летать по комнате. Представьте, что шарик стал липким. Когда вы соприкасаетесь с другими шариком, вы склеиваетесь с ним, и в конце концов все вместе становитесь гроздью шариков. Склеенные шарики раскачиваются то вверх, то вниз. Теперь вы должны медленно выпускать из себя воздух и медленно опускаться на пол, и там, лежа, вы можете отдохнуть.

 

Дети выполняют самые разные движения и тренируют дыхательную систему. Логопед (индивидуально) показывает, как делать правильный вдох — выдох.

Игра «Имя и слоги»

Психолог приглушает свет, включает зеркальный шар с мотором, запись «Звуки природы» и предлагает детям сесть в круг. Логопед говорит:

— Назовите по слогам имя того ребенка с кем встретитесь глазами, и прохлопайте каждый слог.

Дети, по очереди, называют друг друга. Тому, кого назвали, педагоги дают шарик.

Психолог включает запись песни «Вместе весело шагать» и предлагает детям с шариками встать в круг и подпевать.

Вместе весело шагать

Слова М. Матусовского, музыка В. Шаинского

Припев:

Вместе весело шагать

По просторам, по просторам,

По просторам.

И конечно припевать

Лучше хором, лучше хором,

Лучше хором.

Спой-ка с нами

Перепелка, перепелочка,

Раз иголка, два иголка —

Будет елочка.

Раз дощечка, два дощечка —

Будет лесенка.

Раз словечко, два словечко —

Будет песенка!

Припев.

В небесах зари полоска

Заполощется.

Раз березка, два березка —

Будет рощица.

Раз дощечка, два дощечка —

Будет лесенка.

Раз словечко, два словечко —

Будет песенка!

Припев.

На счастливую тропинку

Выбрать надобно.

Раз дождинка, два дождинка —

Будет радуга.

Раз дощечка, два дощечка —

I Буде| 1|ее|||.,|.

Раз словечко, два словечко —

Будет песенка!

Припев.

Прощание

Звучит спокойная музыка, работает зеркальный шар с мотором. Дети обмениваются впечатлениями, прощаются с Говорулькой и уходят с шарами в группу.

 

Информация об авторах

Постоева Людмила Дмитриевна, педагог-психолог, МКДОУ "Родничок", Россия

Мартыненко Людмила Александровна, учитель-логопед высшей квалификационной категории , МДОУ компенсирующего вида «Родничок», Красноярск, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1386
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 948
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1