Выездное заседание Президиума Российской академии образования в Брянске «Детство как стратегический ресурс развития общества»

627

Общая информация

Рубрика издания: События

Тип материала: отчет о событии

Для цитаты: Выездное заседание Президиума Российской академии образования в Брянске «Детство как стратегический ресурс развития общества» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2011. Том 8. № 1. С. 3–8. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2011_n1/47600 (дата обращения: 22.11.2024)

Полный текст

 

10—11 февраля 2011 года в городе Брянске состоялось выездное расширенное заседание Президиума РАО, в котором приняли участие академики, члены Президиума: Президент Российской академии образования Николай Дмитриевич Никандров, вице-президенты РАО Виктор Александрович Болотов и Давид Иосифович Фельдштейн, директор Психологического института РАО, ректор Московского городского психолого-педагогического университета Виталий Владимирович Рубцов, директор Федерального института развития образования Александр Григорьевич Асмолов, — всего 33 академика и члена-корреспондента Российской академии образования и около 36 ведущих педагогических работников из разных регионов Российской Федерации.

Собравшихся расширенного совещания Президиума РАО приветствовали Президент РАО Николай Дмитриевич Никандров, губернатор Брянской области Николай Васильевич Денин, глава города Брянска Николай Александрович Патов. На пленарном заседании выступили с докладами Любовь Николаевна Глебова — руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, доктор педагогических наук; Алексей Львович Семенов — академик РАО, член Президиума РАО; Виталий Владимирович Рубцов — академик РАО, член Президиума РАО; Николай Николаевич Малофеев — академик РАО, член Президиума РАО; Марьяна Михайловна Безруких — академик РАО, член Президиума РАО.

Главной темой всех обсуждений в рамках шести заседаний круглых столов стали проблемы детей и развитие образовательного процесса. Были затронуты такие вопросы, как содержание школьного образования в информационном обществе, теория и практика работы с одаренными детьми, проблема сохранения здоровья подрастающего поколения. Результатом работы выездного расширенного заседания стало принятие проекта постановление резолюции Президиума Российской академии образования.

ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРЕЗИДИУМА
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСТВО КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС
РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА»

Президиум РАО отмечает:

В условиях модернизации российского государства и общества актуализируются вопросы становления подрастающих поколений как стратегического ресурса поступательного развития страны. Формируется новая законодательная база правовой защиты детства, действует Семейный кодекс РФ, приняты федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «О развитии государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», другие правовые акты. Существенное значение для развития социально­педагогической практики, создания реальных условий для положительной динамики жизнедеятельности детей имеют реализация Федеральной целевой программы «Дети России», Национального проекта «Образование», образовательной инициативы «Наша новая школа».

Развитие фундаментальных и прикладных исследований детства, модернизация системы образования и воспитания являются приоритетом деятельности Российской академии образования. Научные результаты Академии активно используются в социально-педагогической практике, федеральными и региональными органами власти. В последние годы РАО приняла участие в разработке проекта федеральных государственных стандартов образования, создании комплекса школьных учебников нового поколения; подготовлены фундаментальные монографические работы, инновационные проекты развития образования. Проведенные исследования позволили разработать такие крупные проекты федерального уровня, как Общенациональная программа развития воспитания и социализации детей, Концепция государственной семейной политики, периодические доклады о положении детей в РФ, о состоянии и перспективах развития воспитания в РФ, о патриотическом воспитании детей.

В то же время, несмотря на позитивную динамику, проблемы сегодня обострены, беспокоят российское общество, требуют новых стратегических решений.

Стратегическое значение для будущего страны имеют идеология сохранения и развития детства, модернизации государственной политики в отношении детей, содержащаяся в Послании Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию (30 ноября 2010 г.). Послание, в частности, ориентировано на решение таких приоритетных задач государственной политики, как создание проекта «Школы будущего»; формирование общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей; раскрытие способностей каждого ребенка, подготовка его к выбору профессии; использование в обучении современных информационных программ и высокотехнологичных продуктов; развитие воспитания как общенациональной задачи (а не только системы образования); активизация и обновление форм патриотического воспитания детей и молодежи; формирование и развитие ценностей здорового образа жизни.

В целях теоретико-методологического и научно-методического обеспечения реализации Послания Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию (30 ноября 2010 г.), государственной политики в отношении подрастающих поколений российских детей, Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», нацеленных на оптимизацию условий жизнедеятельности, образования, воспитания и социализации детей как стратегического ресурса развития общества

Президиум Российской академии образования постановляет:

1.   Доработать и представить на утверждение проект Программы научно-практических мероприятий по реализации основных направлений развития образования и воспитания детей, изложенных в Послании Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ (30 ноября 2010 г.).

Отв.: Болотов В.А.

Срок: до 20 февраля 2011 г.

2.   В процессе научно-методического обеспечения реализации положений Послания Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ по вопросам государственной политики в сфере образования и воспитания детей РАО совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, государственными, общественными, научными организациями особое внимание обратить на следующие стратегические направления исследований и приоритетные проекты:

2.1.   В области совершенствования государственной политики в сфере детства

Теоретические и эмпирические исследования социально-психологической природы современного детства, закономерностей и методологии успешной социализации детей и молодежи, культурной и цивилизационной идентичности подрастающих поколений. Проектирование стратегии обеспечения благополучной жизнедеятельности детей как ресурса устойчивого развития общества.

Новые подходы к разработке методологии и технологий развития растущего человека как личности в условиях изменяющегося общества. Концепция Общенационального плана действий в интересах детей (Основные направления государственной социальной политики по улучшению жизнедеятельности детей).

Система ознакомления детей с Конвенцией о правах ребенка, законодательством Российской Федерации по вопросам защиты прав и интересов детей с учетом возрастных особенностей и жизненного опыта.

2.2.   В области модернизации воспитания как общенациональной задачи

Междисциплинарные исследования воспитания как института социализации личности с учетом современных достижений наук о социальном развитии человека.

Концепция развития воспитания и механизмы ее реализации в условиях современного общества, включая новую парадигму патриотического воспитания, отвечающую социокультурным реалиям современной России.

Общенациональная программа развития воспитания и социализации детей в РФ. Программно­методическое обеспечение развития воспитания детей в системе образования.

Стратегия развития воспитательного потенциала федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивающего успешную социализацию учащихся, формирование у них социальных компетенций, нравственных ценностей.

Модели воспитания духовно-нравственной культуры учащихся в условиях общеобразовательной школы. Формирование их гражданской идентичности.

Социально-педагогические и психологические механизмы противодействия детской маргинализации. Общенациональная система диагностики,

предупреждения социальных рисков и психолого-педагогической помощи детям в сложной (кризисной) жизненной ситуации.

— Программно-целевое обеспечение противодействия любым формам насилия в отношении детей, их развращения, сексуальной эксплуатации, вовлечения в криминальную среду; социальной поддержки и оказания помощи детям и подросткам в случаях жестокого обращения с ними (Поручение Президента РФ от 07.12.2010 г.).

— Научно-методическое обеспечение деятельности общественных объединений родителей по защите интересов детей.

— Духовно-нравственные принципы и психолого-педагогические критерии создания художественных, мультипликационных, документальных, научно­популярных фильмов с учетом потребностей, интересов детей, целей воспитания.

— Методология прогнозирования и проектирования развития воспитательных систем как ведущей социальной деятельности общества.

2.3.   В области формирования у детей толерантного поведения, противодействия экстремистским, националистическим взглядам и их проявлениям в детской среде

— Мониторинг и диагностика проявлений экстремизма, прогнозирование социально-педагогических рисков и их последствий.

— Стратегия противодействия экстремизму и формирования толерантного сознания в детском сообществе.

— Учебные программы и пособия для различных ступеней, форм образования и воспитания, ориентированные на формирование у детей культуры межнационального общения.

— Программы социальной интеграции детей из семей мигрантов, направленные на формирование этнической толерантности, развитие межэтнического взаимодействия в условиях многонациональной и поликонфессиональной среды. Учебно-методический комплекс для обучения русскому языку детей-мигрантов.

— Социально-педагогическая и психологическая экспертиза детских журналов и газет, теле- и ра­диопрограмм с целью выявления и анализа негативных тенденций, разрушительно действующих на внутренний мир юного человека и культивирующих в его сознании агрессивность, экстремизм, национализм, религиозную нетерпимость. Мониторинг качества детской и юношеской прессы.

2.4.   В области обеспечения прав на образование детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

— Разработка специальных федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) как дифференцированной системы условий и требований, обеспечивающей получение образования детям с ОВЗ.

— Усовершенствованные комплекты программ для воспитания и обучения детей с ОВЗ, находящихся в специализированных детских дошкольных учреждениях (Поручение Председателя Правительства РФ от 12 января 2011 г.).

— Модели организации дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому (Поручение Минобрнауки России, 2012 г.).

— Современные программы и технологии дополнительного, послевузовского образования педагогов, обучающих и воспитывающих детей с ОВЗ, особенно в условиях интегрированного инклюзив­ного образования.

2.5.   В области развития образования как института социализации и развития личности детей

— Методология и технологии проектирования школы будущего и ее образовательно-воспитательного пространства. Разработка на основе инициативы «Наша новая школа» вариативных моделей перспективного развития школы и механизмов их реализации (Поручение Президента РФ от 07.12.2010 г.).

— Новая модель общероссийской системы оценки качества общего образования. Разработка инструментария реализации модели «Комплексный электронный мониторинг качества образования» (Минобрнауки России, 2011—2012 гг.).

— Разработка, апробация и внедрение модели оценки качества работы общеобразовательных учреждений в области социализации личности (Поручение Минобрнауки России, 2012—2015 гг.).

— Стратегии, условия и механизмы создания равных образовательных возможностей для детей, происходящих из разных социальных сред. Профилактика рисков школьной дезадаптации у учащихся.

— Общенациональная система поиска и поддержки талантливых детей, обеспечения опережающего развития их способностей с раннего возраста, оценки индивидуальных достижений. Требования к социально-педагогическому и психологическому сопровождению одаренных детей. Программы и учебно-методические комплексы. Создание федеральной базы данных (Поручение Президента РФ от 07.12.2010 г.).

— Концепция самоопределения личности (социального, профессионального, жизненного). Технологии индивидуализации развития личности в системе образования.

— Стратегия и методология дополнительного образования детей в контексте их социальной ориентации, творческого развития, выбора профессии, жизненного самоопределения. Комплекс инновационных внеучебных программ, ориентированных на развитие компетенций личности детей, их творческого потенциала, мотивации к познанию. Игровая развивающая среда.

— Приоритеты и механизмы взаимодействия образовательного учреждения с другими социальными


партнерами (семья, система профобразования, медицинские, коррекционные, правоохранительные и другие службы).

— Система психолого-педагогической подготовки педагогических кадров. Проект федеральных требований к содержанию и организации повышения квалификации педагогических работников (Поручение Минобрнауки России, 2011 г.).

2.6.   В области социально-педагогической и психологической поддержки семьи с детьми и профилактики социального сиротства

— Концепция развития государственной семейной политики в РФ, направленной на оптимизацию жизнедеятельности семьи.

— Диагностика и развитие воспитательного потенциала семьи. Система социально-педагогической работы с родителями. Педагогическое, культурологическое, историко-культурное просвещение родителей с целью более углубленного использования ими воспитательного потенциала современного социума.

— Концепция гуманизации семейных отношений, направленная на искоренение жестокости и насилия в семье, учет индивидуально-психологических особенностей ребенка, раннее выявление и развитие его творческих способностей, формирование правовой культуры, ответственного отношения к своим обязанностям. Разноуровневая система социально-психологической коррекции дисфункционального поведения родителей.

— Концепции, модели, технологии социальной поддержки и психолого-педагогического сопровождения семьи как института воспитания и социализации детей.

— Новая парадигма воспитательной работы с детьми по месту жительства.

— Вариативные модели дошкольного образования, в том числе негосударственных детских организаций и семейных детских садов, создания дошкольных групп в общеобразовательных школах. Психолого-педагогические требования к проектированию детских садов (Поручение Президента РФ от 07.12.2010 г.).

— Стратегии гуманизации жизнедеятельности детей в детских домах и коррекционных образовательных учреждениях. Модель деятельности попечительского совета (Поручение Президента РФ от 07.12.2010 г.).

— Межведомственная система профилактики социального сиротства на ранних стадиях семейного неблагополучия. Модели эффективного устройства детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей, в приемные семьи.

— Программы социальной, психолого-педагогической адаптации и сопровождения выпускников детских домов, ориентированные на обеспечение полноценной интеграции их в общество, включение в активную жизнь (Поручение Президента РФ от 07.12.2010 г.).

— Развитие семейных форм устройства детей, пат- ронатного воспитания, эффективных систем мотивации принятия в семьи детей-сирот, психолого-педагогической поддержки приемных родителей. Совершенствование технологий профилактической и реабилитационной работы с семьями «группы риска».

— Система общественно-государственного контроля (социальная экспертиза, наблюдательные, экспертные Советы и иные формы) в контексте стратегии государственной семейной и демографической политики, актуальных задач социального развития, в том числе за развитием семейных форм устройства детей-сирот, включая иностранные усыновления.

2.7.   В области формирования условий для здорового и безопасного образа жизни детей

— Система работы школы по обеспечению здорового образа жизни, укреплению здоровья учащихся. Разработка программ, развитие здоровьесберега­ющей инфраструктуры, повышение профессиональной грамотности педагогов. Апробация паспорта здоровья школьника (методические рекомендации, Минобрнауки России, 2012 г.).

— Стратегии и технологии профилактики вредных привычек, противодействия табакокурению, употреблению алкоголя, наркотических средств. Мониторинг здоровья обучающихся и ситуации с употреблением наркотических и психоактивных веществ несовершеннолетними (Минобрнауки России, 2011—2015 гг.).

— Современные инновационные технологии физического воспитания обучающихся (методические рекомендации, Минобрнауки России, 2013 г.).

— Система формирования экологического мышления и навыков экологической безопасности.

— Методология и технологии реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью, физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. Участие в разработке проектов федеральных и региональных целевых программ обеспечения информационной безопасности детей, разработке порядка проведения и проведении экспертизы информационной продукции для детей (ФЗ №436-ФЗ от 29 декабря 2010 г.).

— Концепция противодействия терроризму в условиях системы образования. Разработка стандартов безопасного поведения детей. Программы и технологии обучения педагогов и детей адекватному поведению в ситуации террористической опасности. Организация и методика проведения специальных занятий «Как вести себя в случаях угрозы жизни». Использование мирового опыта.

2.8.   В области информационно-аналитического обеспечения государственной политики в сфере детства

— Мониторинг социального и личностного развития подрастающих поколений, социальной компетентности, ценностных установок и готовности к жизненному самоопределению выпускника общеобразовательной школы, воспитательного потенциала семьи; благополучия и личностного развития дошкольников и учащихся младшей школы, качества детской и юношеской прессы и др.

— Периодические государственные доклады «О положении детей в РФ», «О положении семей в РФ», «О состоянии и перспективах развития воспитания детей в РФ».

— Система информационной поддержки фундаментальных и прикладных исследований в области проблем чтения как основы обучения, воспитания, духовно-нравственного развития детей. Пропаганда культуры чтения.

— Методология и технологии создания современной информационной среды в образовательных учреждениях. Типовые проекты детских электронных библиотек.

II

В целях научно-организационного, информационно-аналитического, кадрового, экспертного обеспечения научно-практических мероприятий по реализации основных направлений развития образования и воспитания детей, изложенных в Послании Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ (30 ноября 2010 г.)

Президиум Российской академии образования постановляет:

1.   Расширить участие РАО в научно-методическом обеспечении, разработке и реализации федеральных нормативно-правовых актов, программно-целевых мер, других стратегических проектов по вопросам развития государственной политики в отношении детей, их образования, воспитания, личностного развития. В этих целях активизировать системное взаимодействие с федеральными и региональными органами власти, научными, общественными, другими организациями.

Отв.: вице-президенты РАО, Главный ученый секретарь Президиума РАО, академики-секретари.

Срок: весь период

2.   Совместно с Минобрнауки России разработать перспективный План научно-методического обеспечения приоритетных проектов развития образования и воспитания. Определить основные направления системного взаимодействия с профильными подразделениями Минобрнауки России.

Отв.: Главный ученый секретарь Президиума РАО, академики-секретари, директора научных учреждений.

Срок: май 2011 г.

3.   В Плане фундаментальных исследований РАО на 2013—2017 гг., предусмотреть системные исследования по всему комплексу проблем современного детства. Разработать Основные направления приоритетных исследований институтов РАО, обеспечив их фундаментальность, инновационность, адекватность острым проблемам социальной практики, междисциплинарный характер.

Отв.: Главный ученый секретарь Президиума РАО, академики-секретари, директора научных учреждений.

Срок: сентябрь 2011 г.

4.   Подготовить проект Плана-заказа Минобрна­уки России на создание актуальных разработок в области образования и воспитания детей для Российской академии образования на 2013—2017 гг. и представить его для обсуждения в министерство. Расширить участие РАО в разработке научно обоснованных критериев и механизмов оценки качества образования. Обратиться в Рособрнадзор с предложением подготовить проект Плана-заказа для Российской академии образования на разработку критериев и механизмов оценки качества образования в условиях введения новых образовательных стандартов.

Отв.: вице-президенты РАО, Главный ученый секретарь Президиума РАО, академики-секретари.

5.   Институтам РАО расширить исследования и разработки в области психолого-педагогической подготовки педагогических кадров, принять участие в научном и научно-методическом обеспечении программ подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, ориентированных на решение наиболее актуальных проблем современного детства.

Отв.: Главный ученый секретарь Президиума РАО, академики-секретари, Кравцов С.С. Срок: 2011 г.

6.   Активизировать работу по координации научных исследований РАО, преодолению дублирования научной тематики, ввести в практику создание совместных временных научных коллективов институтов Академии и других научных организаций, вузов для разработки наиболее актуальных проектов развития образования, воспитания, социализации детей. Определить головные научные профильные институты, ответственные за координацию соответствующих исследований, разработать эффективные механизмы этой работы.

Отв.: вице-президенты РАО, Главный ученый секретарь Президиума РАО, академики-секретари, Кульпединова М.Е. Срок: март 2011 г.

7.   Усовершенствовать критерии и механизмы оценки результативности исследований РАО в области современного детства как ресурса развития общества, прогнозирования и проектирования происходящих в детской среде процессов, создания


инновационных стратегий и технологий их реализации в социально-педагогической практике, их влияния на сознание и поведение подрастающих поколений, масштабов использования государственными органами власти в процессе разработки социальной политики в отношении детей, их образования и воспитания.

Отв.: вице-президенты РАО, академики-секретари, Кульпединова М.Е.

Срок: апрель 2011 г.

8.   Особое внимание обратить на инновационные разработки по наиболее острым проблемам детства, обеспечить их обсуждение и апробацию на экспериментальных площадках РАО, в учреждениях и организациях федеральных и региональных органов власти. Подготовить предложения по созданию при институтах РАО инновационных малых предприятий и перечни разработок, готовых к внедрению.

Отв.: Главный ученый секретарь Президиума РАО, академики-секретари, отдел координации внебюджетных исследований.

Срок: III кв. 2011 г.

9.   Обеспечить дальнейшее развитие информационного пространства РАО, интенсивный обмен научной информацией между учреждениями РАО, другими профильными научными организациями по приоритетным проблемам развития образования и воспитания детей. В этих целях создать Информационно-ресурсный центр Академии с включением в его сеть отраслевых и региональных отделений, институтов, других подразделений Академии. Организовать выпуск Информационно-аналитического бюллетеня РАО.

Отв.: Главный ученый секретарь Президиума РАО.

Срок: весь период

10.   Активизировать работу со средствами массовой информации по пропаганде научных результатов, внедрению эффективных разработок в социально-педагогическую практику. Обосновать стратегию системного взаимодействия Академии с медиасфе­рой, предложений по включению в нее теле-, радио-, интернет-программ для детей.

Отв.: Главный ученый секретарь Президиума РАО, академики-секретари.

11.   Осуществить меры по активному включению молодых ученых, аспирантов в разработку проблем государственной политики в сфере детства. При определении тем диссертационных исследований, разработке основных направлений диссертационных исследований в системе аспирантуры и докторантуры РАО обеспечить их высокую актуальность, направленность на решение задач, поставленных в Послании Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ (2010 г.).

Отв.: вице-президенты РАО, председатели диссертационных советов.

Срок: апрель 2011 г.

12.   В целях совершенствования механизмов исследований РАО по проблемам современного детства, интеграции научной деятельности ученых Академии подготовить каталог научных разработок, тезаурус основных понятий, используемых учеными, а также статистический справочник «Дети России».

Отв.: Главный ученый секретарь Президиума РАО,

академики-секретари, директора научных учреждений,

Кульпединова М.Е.

Срок: 2011 г.

13.   Организовать в 2011—2012 гг. в РАО цикл научных и научно-практических мероприятий, в том числе Всероссийскую конференцию «Детство как стратегический ресурс развития российского общества»; съезд учителей-новаторов по проблемам психолого-педагогического сопровождения одаренных детей; общероссийскую дискуссию по проблемам развития воспитания и социализации детей в новых условиях жизнедеятельности общества; профильные научные мероприятия институтов РАО.

Отв.: Главный ученый секретарь Президиума РАО, академики-секретари.

Срок: 2011—2012 гг.

14.   Провести расширенное заседание Президиума РАО по реализации Послания Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ (2011 г.), посвященное подведению итогов научно-исследовательской деятельности Академии по обеспечению государственной политики в сфере детства, внедрению инновационных разработок в социальную практику в 2011 г. Включить вопрос о научно-методическом обеспечении государственной политики в сфере детства в программу работы Общего годичного собрания РАО 2011 г

О'тв'.: ВИЩе'-ПрезИДеНТЫ^ РАО'. Главный ученый секретарь Президиума РАО, академики-секретари.

Срок: декабрь 2011 г.       • . ■

15.   Направить в адрес федеральных органов власти предложения по вопросам развития государственной политики в сфере детства (прилагаются).

Отв.: Главный ученый секретарь

Президиума РАО.

Срок: апрель 2011 I.

Метрики

Просмотров

Всего: 1150
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 627
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0