Исследование семейных ценностей у студентов педагогического университета

2382

Аннотация

В статье представлены результаты исследования знаний и представлений о семье у студентов педагогического университета. Выявленные особенности представлений студентов о семье дают ориентиры для будущей работы в области семейного образования и воспитания в условиях обучения в вузе.

Общая информация

Ключевые слова: психология семьи, знания и представления студентов о семье, представления об идеальном родителе, представления о семейных ролях, подготовка молодежи к семейной жизни

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Бокуть Е.Л., Губина Е.В. Исследование семейных ценностей у студентов педагогического университета [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2010. Том 7. № 2. С. 64–68. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2010_n2/34632 (дата обращения: 23.11.2024)

Полный текст

 

Российское общество переживает сейчас кризис ценностей семейного образа жизни. К проблемам семьи обращаются педагогика, социология, психиатрия, психотерапия, а также социальная, возрастная, клиническая психология. Важной задачей является, на наш взгляд, не только помощь семье, но и подготовка молодежи к семейной жизни, пропаганда семейных ценностей. Поиск путей формирования семейных ценностей лежит через изучение знаний и представлений современной молодежи о семье.

В данной статье представлены результаты диагностического исследования знаний и представлений о семье у студентов педагогического университета, проведенного в 2008—2009 гг. В исследовании принимали участие студенты Московского городского педагогического университета. Обширный эмпирический материал был собран благодаря студентам 4 курса психологического факультета МГПУ.

Изучение знаний и представлений о семье у студентов именно педагогического университета нам представляется вдвойне важным и необходимым. С одной стороны, мы имеем дело с возрастом интенсивного становления личности, с другой — изучаем особенности будущих учителей и воспитателей, от которых в недалеком будущем будет во многом зависеть личностное развитие их учеников, в том числе и формирование у них семейных ценностей и представлений.

За исходное мы принимаем определение семьи, которое дает А.Я. Варга: «семейная система — это группа людей, связанных общим местом проживания, совместным хозяйством, а главное — взаимоотношениями». Важнейшими характеристиками семьи являются: функции, динамика, структура (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, С.И. Голод, А.Г. Харчев, А.Н. Елизаров, Д. Фримен, М.С. Мацковский, Г. Навайтис и др.).

Исследование знаний и представлений о семье у студентов педагогического университета проводилось с помощью различных методов.

Анкетирование с целью выявления представлений студентов о семье

Исходя из определения семьи, а также выделенных психологами ее важнейших характеристик, мы предложили студентам ответить на следующие вопросы анкеты:

1.   Перечислите функции семьи, которые вы знаете.

2.   Назовите этапы развития семьи, как вы их представляете.

3.    Как происходит распределение семейных ролей? 4. Каковы, на ваш взгляд, мотивы создания семьи?

В анкетировании участвовали студенты 1—3 курсов МГПУ, обучающиеся различным специальностям. Всего 297 человек (177 девушек и 120 юношей), возраст студентов от 16 до 20 лет.

Функции семьи — это ее жизнедеятельность, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов. «Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет» (Н.Я. Соловьев). Выполнение семьей основных функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом. Нормально функционирующая семья — это семья, которая ответственно и диффе­ренцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена [12].

Психологи выделяют следующие функции семьи [12]: воспитательная, хозяйственно-бытовая, эмоциональная, функция духовного (культурного) общения, функция первичного социального контроля, сексуально-эротическая функция.

Студенты в своих ответах отмечают следующие функции семьи:

4.   эмоциональная функция — «любовь, удовлетворение потребности в эмоциональной поддержке, в признании, симпатии»;

5.    воспитательная функция — «забота о детях, передача им знаний, нравственных ценностей, воспитание, помощь в получении образования»;

6.   репродуктивная функция — «это деторождение, продолжение рода, желание стать матерью и отцом»;

7.   социальная функция — «семья как ячейка общества, независимость и самостоятельность от общества»;

8.   развивающая функция — «личностный рост, самоактуализация и самореализация, духовное общение»;

9.   хозяйственно-экономическая функция — «быт, деньги, ведение хозяйства»;

10. сексуально-эротическая функция — «регулярный, постоянный секс с супругом».

Сравнив функции семьи, выделенные психологами, с функциями семьи, которые выделяют студенты, можно сделать вывод, что юноши и девушки в возрасте от 16 до 21 года выделяют основные функции семьи: назначение, роль семьи, круг ее деятельности.

Однако, проранжировав функции выделенные студентами, мы видим, что большая часть из них выделяет в качестве основных эмоциональную, воспитательную и репродуктивную. Мы полагаем, что выделение студентами репродуктивной и воспитательной функций семьи связано со сложившимся на протяжении всего исторического этапа существования семьи традиционным пониманием ее назначения. Незначительное число студентов называют также следующие функции: социальную, развивающую, хозяйственно-экономическую, сексуально-эротическую (только 5% студентов выделяют данную функцию семьи). Первое место по частоте упоминания заняла эмоциональная функция семьи. 25% юношей и девушек называют «любовь, удовлетворение потребности в поддержке, в признании, симпатии», как одну из основных семейных функций.

Действительно, основой супружеского союза в современной семье является любовь, эмоциональное принятие и поддержка. Еще в XIX веке супруги считали любовь желательным, но отнюдь не непременным условием заключения семейного союза и жили по принципу «стерпится-слюбится». Сегодня супруги рассматривают семью без любви как величайшее несчастье, личную нереализованность и, не желая мириться с этим, готовы разорвать семейные узы даже при относительно благополучном функционировании семьи и наличии в ней детей [4].

На втором месте по частоте упоминания стоит воспитательная функция, которую называют 20% студентов. На третьем месте по частоте — «репродуктивная функция», ее выделяют 16% студентов. В.Н. Дружинин [3] полагает, что во все времена у всех народов главной и единственной специфической функцией семьи было и есть воспитание, социализация ребенка, а прочие функции были дополнительными и менялись на протяжении веков. Многие исследователи придерживаются аналогичной точки зрения (T. Parsons, R. Bales). Именно социализация и воспитание детей сохраняется в качестве основной функции семьи на протяжении всего исторического этапа ее существования, а также в качестве кристаллизующего, объединяющего момента в семейной системе [9]. В современной семье особую роль играет роди­тельство [6]. В условиях, когда период детства все удлиняется, именно на родителей возлагается ответственность за воспитание и обучение детей. Правовую, материальную и морально-нравственную ответственность за детей родители несут вплоть до приобретения детьми статуса взрослого члена общества [4].

Поскольку семья представляет собой структурно-функциональную систему, как и любая система, она может быть охарактеризована в историческом аспекте в терминах генезиса, развития и ликвидации (прекращения своего существования). Соответственно, можно говорить о жизненном цикле семьи и определенной последовательности стадий ее трансформации от возникновения до прекращения жизнедеятельности. Известны различные периодизации развития семьи в значительной степени повторяющие друг друга (Ю.Е. Алешина, А.Н. Волкова, Т.М. Трапезников, А.В. Черников). Наиболее известна система «стадий», где в качестве основного признака разграничения периодов использован факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст. Примером такой периодизации развития семьи может быть вариант Э.К. Васильевой:

1.   зарождение семьи: с момента заключения брака до рождения первого ребенка;

2.   рождение и воспитание детей: заканчивается с началом трудовой деятельности хотя бы одного ребенка;

3.    окончание выполнения семьей воспитательной функции: с начала трудовой деятельности первого ребенка до момента, когда на попечении родителей не останется ни одного из детей;

4.    дети живут с родителями, и хотя бы один из детей не имеет собственной семьи;

5.   супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.

Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис в основу выделения этапов жизненного цикла семьи положили не факт наличия или отсутствия детей, а признак развития супружеских отношений [12]:

1.   знакомство, выбор партнера;

2.   романтизация отношений, взаимная адаптация;

3.    индивидуализация стиля супружеских отношений, формирование правил, супружеский симбиоз;

4.    стабильность/изменяемость, расставания/ встречи супругов;

5.   фаза экзистенциальной оценки. Супруги подводят итоги совместной жизни. Решают вопрос, был ли брак подлинным или случайным.

Выделяя этапы развития семьи, студенты ориентируются на традиционный признак наличия или отсутствия детей в семье и их возраст:

1.   знакомство, дружба;

2.   брак, свадьба, ЗАГС;

3.    рождение и воспитание детей;

4.    воспитание внуков;

5.   совместная старость.

В целом у современных студентов есть знания и представление о динамике семьи. Основой деления жизненного цикла семьи на этапы студенты считают наличие или отсутствие детей в семье, их возраст, не рассматривая при этом факт развития супружеских отношений. Это согласуется с мнением студентов, что рождение детей и их воспитание является главными функциями семьи.

5% студентов не придерживаются данной периодизации и рассматривают жизнь семьи без детей. Действительно, социально-психологическая потребность в детях трансформируется у современных супружеских пар. Появляется категория сознательно бездетных семей [9].

Можно отметить, что 48% студентов выделяют отношения до брака, как важный этап в развитии семьи. Это не только романтические отношения, но и гражданский брак. Это согласуется с мнением О.А. Кара­бановой, «...что момент регистрации брака лишь подводит черту под одной фазой развития семьи и начинает другую». Период поиска брачного партнера и ухаживания вплоть до принятия решения о заключении брака имеет важное значение для последующего развития и функционирования семьи. История семьи начинается с момента знакомства будущих супругов [11].

44% студентов считают, что жизнь семьи начинается с момента вступления в брак. Можно предполагать, что эти студенты не придают важного значения знакомству, дружбе, ухаживанию или то, что гражданский брак для них неприемлем.

У 10% студентов выделена такая стадия развития семьи, как «развод». Это может быть связано с отрицательным опытом, полученным в родительской семье, — развод родителей. Мнение данных студентов согласуется с мнением А.А. Клецкина, который считает, что глобальная модернизация общества влечет за собой и трансформацию отдельных его институтов, в частности, трансформацию семьи, поэтому превращение развода в атрибут брака ни в коем случае не должно ассоциироваться с кризисом семьи.

У 8% студентов нет четкого представления о стадиях жизненного цикла семьи, может быть, данные студенты еще глубоко не задумывались над этим вопросом, так как для них эта тема пока не является актуальной.

Структура семьи — это состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. Анализ структуры семьи дает возможность ответить на вопрос, каким образом реализуется функция семьи: кто в семье осуществляет руководство, как распределены права и обязанности.

Представления студентов о структуре семьи, «распределение семейных ролей» можно обобщить в четыре модели:

1.   «муж — глава семьи, зарабатывает деньги, жена — домохозяйка, занимается воспитанием детей»;

2.   «равноправие мужа и жены»;

3.    «муж — основной добытчик денег, жена занимается хозяйством и воспитанием детей, но оставляет за собой право работать в свое удовольствие»;

4.    «неважно, кто глава семьи, важна гармония в доме»

Анализ ответов студентов показал следующее.

Большинство студентов придерживается традиционной патриархальной модели семьи (45%): «Муж — глава семьи, зарабатывает деньги, жена — домохозяйка, занимается воспитанием детей» (1 модель семьи). Сходные данные были получены и отечественными психологами. По данным Т.В. Андреевой и Т.Ю. Пипченко, более половины женщин считают женщину ответственной за выполнение роли воспитателя детей, хозяйки, «психотерапевта». При исследовании ценностных ориентаций молодежи в различных регионах России (Т.Г. Поспелова) было выявлено, что традиционную (патриархальную) модель семьи выбрали 49% юношей и 30% девушек. Для патриархальной модели семьи характерна определенная психология супругов. На протяжении веков замужество для женщины было прагматичным шагом. Отдавая себя мужчине, женщина перекладывала на него ответственность за свое выживание и благополучие. «Мужчина — это средство решение всех проблем». Женщина же для мужчины — средство укрепления своего мужского и социального статуса, то есть средство самоутверждения.

25% студентов считают, что в семье должно быть равноправие (2 модель семьи). Это эгалитарная модель семьи, где муж и жена в равной степени занимаются и домашним хозяйством, и профессиональной деятельностью. По данным Т.В. Андреевой и Т.Ю. Пип- ченко, треть опрошенных мужчин и женщин считает, что обеспечивать материальные средства должны оба супруга, и каждую из ролей в семье супруги должны делить между собой поровну.

20% студентов считают, что неважно, кто глава семьи, важна гармония в доме (4 модель). Для этих студентов важно эмоциональное благополучие всех членов семьи.

10% студентов считают что, муж должен быть основной добытчик денег, жена должна заниматься хозяйством и воспитанием детей, но оставляет за собой право работать в свое удовольствие (3 модель семьи).

Заключение брака побуждается системой мотивов. Данные мотивы реализуют значимые отношения личности к миру, составляют основу иерархии человеческих потребностей, отраженных в пирамиде А. Маслоу. Наиболее значимыми являются мотивы: 1. реализующие потребность любить и быть любимым;

2.   самоутверждения и самореализации;

3.    мотивы, удовлетворяющие потребности в чувстве безопасности;

4.    мотивы, реализующие потребность в аффилиации; 5. мотив самоактуализации через разделение идентичности в отношениях со значимым другим;

6.    мотив продолжения рода и стремление к реализации роли родителя;

7.    сексуальное влечение к партнеру и желание иметь стабильные сексуальные отношения;

8.    прагматический мотив (улучшение жилищных условий, материального положения и др.) [4].

На основе анализа ответов студентов на вопрос «Каковы мотивы создания семьи?» можно выделить семь групп мотивов:

1.    «любовь» — в эту группу вошли следующие ответы студентов: «любовь, счастье, общие интересы, взаимное чувство, желание прожить с человеком всю жизнь»;

2.    секс;

3.    «социальные требования» — такие ответы, как «настояли родители, из-за религии, для создания ячейки общества, сохранение и передача традиций»;

4.    потребность в поддержке и уважении — следующие ответы: «поддержка, уважение, взаимопонимание»;

5.    рождение детей — такие ответы студентов: «дети, рождение детей, беременность, незапланированная беременность»;

6.    расчет/деньги — «из-за имущества, деньги, расчет»;

7.    «чтобы было» — собственно ответы «чтобы было», «от нечего делать», «чтобы было кому готовить», «боязнь одиночества».

45% студентов считают, что критерием выбора брачного партнера является любовь. Это согласуется с ответами студентов на вопрос о функциях семьи (25% юношей и девушек называют «любовь, удовлетворение потребности в поддержке, в признании, симпатии» как одну из основных функций семьи). 15% студентов выделяют социальные требования как мотив вступления в брак, 15% студентов выделяют рождение детей как мотив вступления в брак. Другие мотивы занимают незначительное место в ответах студентов.

Выводы по результатам исследования с помощью метода анкетирования.

1.   Представления о функциях семьи.

Студенты выделяют следующие функции семьи: эмоциональную, воспитательную, репродуктивную, социальную, развивающую, хозяйственно-экономическую, сексуально-эротическую. Сравнив функции семьи, выделенные психологами, с функциями семьи, которые выделяют студенты, можно сделать вывод, что молодые люди и юноши и девушки в возрасте от 16 до 21 года представляют себе основные функции семьи, то есть назначение, роль семьи, круг ее деятельности.

Однако, проранжировав выделенные студентами функции, мы видим, что в основном студенты выделяют три функции семьи: эмоциональную, воспитательную, репродуктивную. Незначительное число студентов называют остальные функции семьи. Необходимо расширять представления студентов о следующих функциях семьи — социальной, развивающей, хозяйственно-экономической, сексуально-эротической. Мы согласны с тем, что выделенные студентами репродуктивная и воспитательная функции семьи — очень важные, но огромное количество семейных разводов происходит, когда дети выросли и воспитательная функция выполнена. Супруги не представляют, ради чего теперь жить вместе, что может еще связывать двух людей, в чем еще заключается назначение семьи.

Эмоциональную функцию семьи («любовь, удовлетворение потребности в поддержке, в признании, симпатии») студенты выделяют как одну из основных. Сегодня супруги рассматривают семью без любви как величайшее несчастье и, не желая мириться с этим, готовы разорвать семейные узы даже при относительно благополучном функционировании семьи и наличии детей [4]. Следовательно, в процессе подготовки студентов к семейной жизни необходимо уделять огромное внимание изучению понятия «любовь», осмыслению этого явления, формированию этого высшего нравственного чувства. Необходимо помочь студентам осознать, что любовь-страсть это не единственный вид любви, психологи выделяют разные виды человеческой любви.

2.   Представление о жизненном цикле семьи.

В целом у современных студентов есть знания и представление о динамике семьи. Студенты выделяют следующие этапы развития семьи: знакомство, дружба; брак, свадьба, ЗАГС; рождение и воспитание детей; воспитание внуков, совместная старость.

За основу деления жизненного цикла семьи на этапы студенты берут факт наличия или отсутствия детей в семье, их возраст, не рассматривая факт развития супружеских отношений. Однако наличие гармоничных, развивающихся супружеских отношений очень важно для выполнения такой значимой для студентов воспитательной функции (по мнению респондентов, рождение детей и их воспитание является главными функциями семьи).

Почти половина опрошенных студентов не придают значения отношениям до брака, необходимо показать им важность знакомства, романтических отношений, важность периода ухаживания.

Незначительное число студентов рассматривают жизнь семьи без детей, у этих студентов надо формировать понимание важности репродуктивной и воспитательной функций семьи.

Необходимо обратить внимание на студентов, которые не имеют четкого представления о динамике развития семьи, и на студентов, которые выделяют развод как закономерный завершающий этап развития семьи. Студенты должны осознавать, что семья как структурно-функциональная система находится в постоянном развитии и развод — это не обязательный завершающий этап в жизни семьи.

3.   Представления о структуре семьи.

Структура семьи — это состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. Студенты выделяют следующие модели семьи.

1.   «Муж — глава семьи, зарабатывает деньги, жена — домохозяйка, занимается воспитанием детей». — Это типичная патриархальная модель семьи, ее придерживается большинство студентов.

2.   «Равноправие мужа и жены» — это эгалитарная модель семьи, где муж и жена в равной степени занимаются и домашним хозяйство и профессиональной деятельностью. Четверть опрошенных студентов считают, что в семье должно быть равноправие.

3.   «Муж — основной добытчик денег, жена занимается хозяйством и воспитанием детей, но оставляет за собой право работать в свое удовольствие».

4.   «Неважно, кто глава семьи, важна гармония в доме».

Необходимо расширять знания и представления студентов о моделях семьи. Помимо традиционной патриархальной модели семьи, большой популярностью пользуется эгалитарная модель. В современном развивающемся обществе сосуществуют разные модели, нет «плохой» и «хорошей». Основной критерий выбора для себя определенной модели является наличие взаимного комфорта всех членов семьи, живущих внутри общего социального пространства, возможность семьи реализовывать все ее важные функции.

5.   Представления о мотивах вступления в брак.

Заключение брака побуждается системой мотивов. Студенты выделяют следующие мотивы вступления в брак: любовь, секс, социальные требования, потребность в поддержке и уважении, рождение детей, расчет/ деньги, «чтобы было», боязнь одиночества.

Почти половина опрошенных студентов выделяют любовь как основной мотив вступления в брак, остальные мотивы занимают незначительное место. Необходимо расширять знания и представления студентов о мотивах вступления в брак.

Продолжение в следующем номере.

Информация об авторах

Бокуть Елена Леонидовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии Института психологии, социологии и социальных отношений , ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия

Губина Елена Владимировна, доцент кафедры педагогической, возрастной и социальной психологии, Института психологии, социологии и социальных отношений, Московский городской педагогический университет (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия, e-mail: Gubina_elena@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1987
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 2382
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 7