Вестник практической психологии образования
2010. Том 7. № 2. С. 43–49
ISSN: 2658-3100 (online)
Служба практической психологии образования как инструмент социального развития
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Метелькова Е.И. Служба практической психологии образования как инструмент социального развития [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2010. Том 7. № 2. С. 43–49. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2010_n2/34613 (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
С середины 80-х годов отечественная система образования стала развиваться в направлении демократизации: появилась вариативность образования, возникли инновационные движения. Система образования быстро адаптировалась к принципиально новым социально-политическим условиям: развитию демократии, гражданского общества, рыночной экономики. В 1992 году был принят Закон «Об образовании», утвердивший принципы академической и экономической автономии учебных заведений, свободу выбора в системе образования. Вместе с тем, в полном объеме новые принципы организационно-экономического функционирования средней и высшей школы реализованы не были. В наибольшей степени указанные принципы удалось утвердить в системе высшего образования, что объяснялось влиянием и традициями академической независимости вузов, существенно меньше — в системе начального и среднего профессионального образования. Более того, непоследовательное осуществление реформ в системе образования в сочетании с сокращением объемов финансирования привели к формализации государственных гарантий в части общедоступности и бесплатности общего среднего образования. Произошла также структурная деформация образования (высокий уровень высшего инженерного образования, высшего профессионального образования в области естественных, точных наук — и низкий уровень начального и среднего профессионального образования), что привело к резкому падению культуры массового производства.
Российское общество достигло предельно-критических порогов развития в социально-экономической, социально-демографической, социально-экологической сферах [2], что привело к актуализации российского варианта модернизации: рациональному использованию социальных ресурсов, росту горизонтальных социальных коммуникаций, формированию сетевых структур [1]. Весомый вклад в разработку теории социальных ресурсов внесли российские социологи Ядов В.А., Заславская Т.И., Лапин Н.И., Голенкова З.Т. Социальные ресурсы понимаются как совокупный потенциал активных групп населения, связанный со становлением социально-инновационного поведения, и представляют собой диапазон возможностей и способностей непосредственных участников экономической деятельности с учетом их социальных позиций, а также культурных и иных норм, предписаний и требований в наиболее важных сферах общественной жизни. Социальный потенциал различных социальных групп регулируется через социальную стратификацию (расслоение общества на классы) и социальный контроль (система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов, в обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций). «Социальным заказом» общества и государства определяются направления развития и изменения системы образования России, поскольку именно «социальному заказу» принадлежит ведущая роль в решении задач, стоящих перед Россией в социальной и экономической сферах, в сфере обеспечения национальной безопасности и укрепления институтов государства.
Модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития определена Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р [5], в качестве одной из четырех приоритетных задач в контексте развития человеческого потенциала, наряду с обеспечением инновационного характера базового образования, созданием современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров и формированием механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей. Согласно определению Фролова С.С. [9], социальный институт — это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Социологи считают, что в развитых обществах пять основных социальных институтов: семейные, политические, экономические, образовательные и религиозные. Вместе с тем, многие виды деятельности, включая научную, социальную и медицинскую, тоже начинают определяться жестко установленными образцами и нормами поведения, обладают системой социальных статусов и ролей и по этой причине могут быть отнесены к институтам. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом.
Служба практической психологии в системе образования Российской Федерации (далее — Служба) является организованной системой связей (сплетение ролей и статусов, посредством которых профессиональное поведение педагога-психолога осуществляется и удерживается в определенных рамках) и норм, которая объединяет значимые ценности (разделяемые идеи и цели системы образования) и процедуры (стандартизованные образцы поведения педагогов-психологов в групповых процессах), удовлетворяющие основным потребностям системы образования, и на этом основании может быть отнесена к социальным институтам системы образования.
Согласно определению Рубцова В.В. [8], Служба решает главную задачу психологического обеспечения образования — задачу эффективной защиты детства и социально ответственного введения растущего человека в социальные институты общества. Психологические проблемы возникают и должны найти свое решение в дидактике (процессах обучения), в принципах и приемах воспитания, но главное — в современных наукоемких развивающих технологиях сопровождения детства. Рубцов В.В. важнейшими формами сопровождения называет: защиту и поддержку ребенка, коррекцию отклонений на жизненном пути становящегося человека. При этом достижение социальных эффектов является результатом комплексного психолого-педагогического обеспечения интеллектуального и нравственного развития ребенка, интеграции в образовательном пространстве линий его культурного, профессионального и личностного развития, решения проблем обучения и развития ребенка на основе активного взаимодействия с семьей, прогнозирования возможных рисков и реализации мероприятий по профилактике негативных социальных феноменов, которые могут возникнуть на этапе детства как результат педагогических ошибок и недоработок (ксенофобии, утраты толерантности, агрессии, асоциального поведения и др.). Вместе с тем, решение указанной задачи в контексте деятельности Службы практической психологии образования обеспечивается совокупностью всех форм профессиональной деятельности ее специалистов — педагогов-психологов образовательных учреждений как профессионалов и граждан России, сознательно ориентированных на решение задач, стоящих перед системой образования и обществом в целом в данный исторический период.
В соответствии с упомянутой ранее Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [5] стратегическая цель государственной политики в области образования — повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. В рамках реализации указанной цели приоритетной задачей, наряду с формированием механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг, обеспечением инновационного характера базового образования и созданием современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, определена задача модернизации институтов образования как инструментов социального развития, включающая:
— создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения;
— создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социализацию;
— создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;
— создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся.
Модернизация системы образования становится основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны и необходимым условием формирования инновационной экономики.
По результатам исследования, в котором приняли участие 6922 педагога-психолога, в настоящее время работающие в образовательных учреждениях различных видов и типов во всех восьми федеральных округах Российской Федерации, выявлены следующие ключевые особенности структуры Службы, фактически сложившейся в рамках действующего нормативно-правового поля:
1) отсутствует нормативная правовая база, законодательно закрепляющая право обучающегося, воспитанника на получение бесплатной доступной качественной психологической помощи в образовательном учреждении, в котором он обучается;
2) модели региональных психологических служб в основном различаются особенностями системы управления структурными подразделениями указанных служб (или ее отсутствием) со стороны органов власти, осуществляющих управление в сфере образования;
3) отмечается единообразие подразделений службы, непосредственно обеспечивающих оказание психологической помощи обучающимся, воспитанникам:
— на уровне образовательного учреждения, в котором обучается ребенок, — педагог-психолог; психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк); психологическая служба образовательного учреждения;
— на уровне муниципального образования — муниципальные образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, и муниципальные психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК);
— на уровне субъекта Российской Федерации — государственные образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, и региональные (республиканские, краевые и областные) ПМПК. Указанные подразделения имеются в том или ином сочетании во всех субъектах Российской Федерации.
Материально-техническая база подразделений Службы, обеспечивающих нормативно-правовое регулирование и разработку научно-методического инструментария, позволяет им решать поставленные задачи на высоком профессиональном уровне.
Вместе с тем, внедрение и реализация научнометодических разработок осуществляется педагогом- психологом образовательного учреждения при непосредственной работе с ребенком. Данные мониторинга свидетельствуют о том, что только 29% педагогов-психологов располагают помещениями для индивидуальной и групповой работы, 29,8% — для индивидуальной работы, то есть в 41,1% случаев поставленные задачи не могут быть эффективно решены педагогом-психологом из-за отсутствия отдельного помещения для работы. Это усугубляется тем, что у 28,9% специалистов отсутствуют необходимые психологические методики и инструментарий, у 37,9% — нет компьютера, а у тех, кто располагает персональным компьютером, только в 12,4% случаев он подключен к Интернету. Таким образом, материально-техническая база Службы в части обеспечения профессиональной деятельности педагога-психолога образовательного учреждения (за исключением образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи) не позволяет ему эффективно решать поставленные задачи.
Исследование гендерных, возрастных, образовательных и квалификационных характеристик педагогов-психологов позволили сформировать портрет среднестатистического педагога-психолога образовательного учреждения: это женщина зрелого возраста (от 25 до 50 лет), имеющая базовое высшее психологическое образование, работающая в школе, детском саду (чаще единственным педагогом-психологом) или в образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (в этом случае, в составе команды из 5—10 специалистов), преданная профессии и желающая в ней совершенствоваться, хорошо владеющая технологиями индивидуализации образовательного процесса, современными методами психолого-педагогической диагностики; обладающая объемом теоретических знаний, позволяющим осуществлять психологическую работу в образовательном учреждении на высоком уровне; умеющая учитывать психологические особенности обучающихся (воспитанников) при отборе содержания, методов и форм учебно-воспитательного процесса; способная решать педагогические задачи с различными по уровню развития, склонностей, способностей, интересов и состояния здоровья категориями обучающихся (воспитанников), обеспечивающая высокий уровень подготовки обучающихся, воспитанников.
Сопоставительный анализ содержания профессиональной деятельности и основных видов профессиональных действий педагогов-психологов образовательных учреждений и приоритетных задач Службы как социального ресурса образования позволяет сделать следующие выводы.
Решение задачи по созданию образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется педагогами-психологами в рамках преодоления следующих проблем: школьная неуспеваемость (систематически этим занимаются только 69,3% педагогов-психологов), конфликт с учителем (45,2%), интеграция ребенка с ограниченными возможностями здоровья в массовой школе (19%), низкий темп учебной деятельности, снижение учебной мотивации, адаптация ребенка-мигранта (15,6%), конфликт со сверстниками (72,2%).
Решением задачи создания и развития системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи систематически занимаются только 21,6% педагогов-психологов. При этом, лишь 4% включают это направление в еженедельный план работы.
Психологическим обеспечением системы образовательных услуг в сфере раннего развития детей (до 3-х лет) педагоги-психологи практически не занимаются.
Учитывая, что Служба является частью инфраструктуры социальной мобильности обучающихся, воспитанников, решение указанной задачи осуществляется в рамках оказания помощи в осуществлении личностного и профессионального выбора (систематически этим занимаются 45,8% педагогов-психологов), адаптации детей-мигрантов (15,6%), профилактики и преодоления безнадзорности и беспризорности (21,7%), работы с детьми, включенными в асоциальные группы (23,5%), профилактики и преодоления асоциального поведения детей (50,7%), преодоления недисциплинированности (67%), интеграции в массовое обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (18,9%).
Вместе с тем, преодоление указанных проблем позволит обучающимся, воспитанникам реализовать свой потенциал, получить желаемое образование, спланировать и реализовать профессиональную карьеру, занять достойное социальное положение.
В части сохранения и укрепления здоровья (соматического, психологического, социального) школьников педагоги-психологи работают с проблемами насилия в детском коллективе (систематически этим занимаются только 17,6% педагогов-психологов), проблемой употребления детьми психоактивных веществ (22,7%), страха и неуверенности при сдаче экзаменов (26,3%), конфликта с учителем (45,2%), нарушения семейных отношений (58,8%).
Таким образом, содержание профессиональной деятельности в основном отвечает приоритетным задачам Службы как социального ресурса образования.
Решение указанных задач предполагает активное и компетентное участие педагогов-психологов в психологическом проектировании, психологической экспертизе и психологическом мониторинге образовательной среды и психолого-педагогических программ и проектов, разработке психолого-педагогических программ, организации и проведении психологических консультаций для обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогов, развивающих и коррекционно-развивающих занятиях с детьми.
Вместе с тем, 52% педагогов-психологов никогда не работали в образовательном проекте, 67% не участвовали в экспертизе образовательных программ и проектов, 38,5% педагогов-психологов образовательных учреждений не занимались проектированием индивидуальных образовательных траекторий.
В основном, все профессиональные задачи педагоги-психологи образовательных учреждений пытаются решить в рамках осуществления психологической диагностики и консультирования. Исключение таких видов профессиональных действий, как психологическое проектирование, психологический мониторинг, психологическая экспертиза, работа в образовательном проекте, существенно снижает эффективность работы педагога-психолога и в целом потенциал Службы как социального ресурса образования.
Организационной формой, в рамках которой происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения ребенка, а также определенных групп учащихся в процессе обучения и воспитания, является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). Задача ПМПк — выявление характера трудностей, возникающих у ребенка и в работе с ним у педагогов и родителей, а также установление причин этих трудностей. Более чем в 65% образовательных учреждений педагоги-психологи которых приняли участие в исследовании, работает консилиум. Практически во всех случаях педагог-психолог принимает участие в его работе. В 93,6% случаев ПМПк действуют в специальных коррекционных образовательных учреждениях, далее по убывающей: школа-интернат (85,5%), образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (81,5%), детский дом (79%), гимназия, лицей (70,1%), общеобразовательная школа (63,1%), дошкольное образовательное учреждение (61,9%), учреждение дополнительного образования (11,7%). Около трети общеобразовательных школ (35,1%) и трети дошкольных образовательных учреждений (36,5%) не имеют собственных действующих ПМПк.
Одновременно с решением задач, совершенно очевидно связанных с образовательным процессом, таких как: школьная неуспеваемость ученика, недисциплинированность на уроке, низкий темп учебной деятельности, психолог в своей деятельности наиболее часто сталкивается с проблемами, опосредованно связанными с учебно-воспитательным процессом, а именно: включенность ученика в асоциальную группу, асоциальное поведение ученика, включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в массовый класс, нарушение семейных отношений.
Для эффективного решения указанных проблем педагогу-психологу необходимо взаимодействовать со специалистами педагогических, медицинских, социальных, административных учреждений. В качестве критерия совместной работы психолога со специалистами других учреждений может выступать частота их взаимодействия. В рамках исследования для анализа были выбраны профессиональные задачи, которые наиболее часто решают педагоги-психологи образовательных учреждений: асоциальное поведение ученика, включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в массовый класс, нарушение семейных отношений, включенность ученика в асоциальную группу. Количественным показателем взаимодействия является наличие прямой статистически значимой корреляции между частотой работы педагога-психолога с ребенком, имеющим специфическую проблему, и частотой его взаимодействия с учреждениями, которые могут оказать непосредственную специализированную помощь ребенку в ее решении.
Анализируя частоту взаимодействия педагогов- психологов образовательных учреждений со специалистами образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел, органов опеки и попечительства, социальной защиты населения и учреждений здравоохранения, можно сделать вывод о том, что сотрудничество педагогов-психологов образовательных учреждений со специалистами тех или иных учреждений в решении проблем ребенка, предполагающих такое взаимодействие, как ресурс используется незначительно (34,2% педагогов-психологов никогда не взаимодействуют со специалистами учреждений здравоохранения и органов управления образованием, взаимодействие со специалистами других учреждений и ведомств еще ниже).
Эффективность решения специфических задач Службы, выделенных нами на основе анализа нормативной базы системы образования, зависит от многих факторов: профессиональной подготовленности, мотивационной готовности специалистов, глубины осознания ими профессиональных задач, их ресурсной обеспеченности, грамотной организации труда и управления и т. д.
Перспективы развития Службы на современном этапе определяются, в первую очередь, качественным составом ее специалистов и предполагают все большее возрастание роли Службы в решении не только задач собственно системы образования, декларируемых в Законе Российской Федерации «Об образовании», но и в реализации основных приоритетов социальной и экономической политики, заявленных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, таких как: распространение стандартов здорового образа жизни; переход в образовании к индивидуализированному непрерывному образованию, доступному всем гражданам; улучшение качества социальной среды и здоровья нации; ускоренное развитие человеческого потенциала.
Представленный анализ формальных гендерных, возрастных, квалификационных и деятельностных характеристик педагогов-психологов системы образования в контексте решаемых ими профессиональных задач позволяет составить прогноз развития Службы с учетом целевых ориентиров развития системы образования на долгосрочную перспективу в случае сохранения выявленных тенденций.
К 2012 году в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года запланировано введение систем оплаты труда педагогического и административно-управленческого персонала образовательных учреждений, учитывающих качество и результативность их деятельности. Учитывая требование, изложенное в Концепции, о том, что в основу развития системы образования должны быть положены принципы проектной деятельности (открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений), и выявленное неумение большей части педагогов-психологов работать в образовательном проекте, неиспользование ресурсов межведомственного взаимодействия и другие факторы, можно прогнозировать снижение оплаты их труда в сравнении с другими специалистами образовательного учреждения и «вымывание» педагогов-психологов из учреждений общего, дошкольного и дополнительного образования для детей. Эту тенденцию усилит перевод всех учреждений общего образования и не менее 50% учреждений профессионального образования на нормативное подушевое финансирование.
В более выгодном положении окажутся педагоги- психологи образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Указанные учреждения также финансируются по нормативному принципу, но в отличие от учреждений общего образования он не привязан к количеству обучающихся, воспитанников. Более того, педагоги-психологи указанных учреждений существенно чаще работают в образовательных проектах на базе общеобразовательных учреждений, занимаются психологическим проектированием, экспертизой и мониторингом образовательных программ, проектов, условий и результатов образовательной деятельности, образовательной среды, индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Анализ программ социально-экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу, иных нормативно-правовых документов, определяющих стратегию и направления развития отечественного образования на современном этапе [3, 4,
6, 7], позволяет выделить следующие приоритетные задачи Службы в контексте модернизации институтов образования как инструментов социального развития:
на федеральном уровне
1) участие в разработке федеральных государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
2) разработка предложений по следующим направлениям:
— совершенствование процедуры проведения государственной итоговой аттестации;
— формирование механизмов общественно-профессиональной экспертизы образовательных программ;
— создание федеральной системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;
— разработка, реализация, экспертиза и мониторинг психолого-педагогических и психологических программ, проектов, методик, технологий (в том числе, методических рекомендаций по их внедрению) в сфере:
а) расширения возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях,
б) выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи; раннего развития детей (от 0 до 3-х лет),
в) социальной мобильности обучающихся; культуры здорового и безопасного образа жизни, формирования соответствующих поведенческих стереотипов и оценки организации здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях;
4) разработка и реализация модульных программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей образовательных учреждений, педагогических работников (в том числе, в дистанционной форме) по следующим направлениям:
— психологические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях;
— психологические аспекты выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;
— психология раннего развития детей;
— психологические аспекты здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательных учреждениях и формирования у обучающихся, воспитанников культуры здорового и безопасного образа жизни, профилактики социально значимых заболеваний и др.
5) разработка обучающих психолого-педагогических программ и методических рекомендаций по работе с родителями по следующим направлениям:
— психологическая подготовка детей и родителей к совместному обучению здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях;
— психологические особенности и воспитание одаренных детей в семье;
— психологические особенности и программы развития детей от 0 до 3-х лет;
— роль родителей в профессиональном и личностном самоопределении ребенка, психологические аспекты выбора и реализации профессиональной карьеры;
— культура здорового и безопасного образа жизни.
на региональном и муниципальном уровнях:
1) включение в региональные и муниципальные программы развития Службы практической психологии образования, в региональные и муниципальные программы развития образования в качестве приоритетных задач по оказанию качественной доступной комплексной многопрофильной психологической помощи детям, семьям и педагогам следующие:
— создание системы психологического сопровождения детей раннего возраста (от 0 до 3-х лет); одаренных детей и талантливой молодежи; детей с ограниченными возможностями, обучающимися в неспециализированных образовательных учреждениях;
— инфраструктуры психологической помощи обучающимся, воспитанникам в профессиональном и личностном самоопределении с целью повышениях их социальной мобильности;
— создание системы психологической работы с обучающимися, воспитанниками, их родителями и педагогами по формированию у них мотивации к здоровому и безопасному образу жизни, присвоению соответствующих поведенческих стереотипов;
2) развитие сети образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, как базовых структурных подразделений Службы по оказанию комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи в системе образования, в том числе:
— детям с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся в неспециализированных образовательных учреждениях;
— одаренным детям и талантливой молодежи;
— детям с трудностям в обучении, поведении, развитии, профессиональном и личностном самоопределении;
— родителям по вопросам обучения, воспитания и развития детей, включая раннее развитие детей; а также оказанию методической и практической помощи образовательным учреждениям дошкольного, общего, начального и среднего профессионального образования.
3) создание психологических центров (пунктов, консультаций) на базе учреждений общего и профессионального образования, осуществляющих профессиональную ориентацию, планирование и психологическое сопровождение реализации профессиональной карьеры обучающихся, воспитанников;
в образовательных учреждениях:
1) психологическое проектирование, психологическая экспертиза и психологический мониторинг образовательной среды, а также программ и проектов, обеспечивающих:
— доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
— раннее выявление и психолого-педагогическую поддержку одаренных и талантливых обучающихся, включая, в том числе, работу с родителями и педагогами;
— разработку и сопровождение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, воспитанников, профориентацию, планирование и сопровождение их профессиональной карьеры;
— воспитание у обучающихся культуры здорового образа жизни и формирование соответствующих поведенческих стереотипов.
2) разработка психолого-педагогических программ раннего развития детей, создание развивающих групп кратковременного пребывания детей раннего возраста и организация психологических консультаций (консультационных пунктов) для их родителей (законных представителей): в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, учреждениях дополнительного образования детей;
3) организация психологических консультаций (консультационных пунктов) для родителей (законных представителей) дошкольников, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, на базе дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медикосоциальной помощи, учреждений дополнительного образования детей;
4) создание и развитие служб в образовательных учреждениях различных типов и видов, оказывающих психологическую помощь детям в обучении, личностном и социальном самоопределении, выборе профессии, обучающих навыкам эффективного поведения на рынке труда и т. д.
Кроме того, на федеральном уровне целесообразно внесение соответствующих изменений в законодательную базу в части предоставления обучающимся, воспитанникам государственных гарантий по оказанию им качественной и доступной психологической помощи как одного из условий реализации образовательных программ общего и профессионального образования и неотъемлемой части здоровьесберегающей образовательной среды образовательного учреждения.
Литература
- Дятлов А.В. Социальные ресурсы развития российского общества: Дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.04. — Ростов н/Д, 2005. — 268 c. — РГБ ОД, 71:05-22/43.
- Локосов В.В. Стабильность общества и система предельно-критических показателей его развития // Социологические исследования. — 1998. №4.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. № Пр-271, Москва, февраль, 2010 г. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/
- Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», Москва, декабрь, 2001 г. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=242634;fld=134;dst=4294967295
- Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»), Москва, ноябрь, 2008 г. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90601;div=LAW;mb=LAW;opt=1;ts=5AE50B2B0465CC3A8DB8A7338B9CD366
- Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1663-р «Об утверждении основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации», Москва, февраль, 2010 г. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=94902;fld=134;dst=4294967295
- Распоряжение Правительства РФ от 27 февраля 2010 г. № 246р «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Москва, февраль, 2010 г. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=406142;div=LAW;mb=LAW;opt=1;ts=E271D0135ED13EB158E92E8663E54156
- Рубцов В.В. Современное психологическое образование: проблемы и перспективы // Сборник материалов конференции «Психолог и общество: диалог о взаимодействии» 12 февраля 2008 г. — М., 2008. — 47 с.
- Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. — М.: Наука, 1994. — 256 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1439
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 837
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0