Работа с родителями подростков (материалы к проведению родительских собраний в средней школе)

1963

Общая информация

Рубрика издания: Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды

Тип материала: документ

Для цитаты: Прихожан А.М. Работа с родителями подростков (материалы к проведению родительских собраний в средней школе) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2008. Том 5. № 4. С. 92–100. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2008_n4/28560 (дата обращения: 23.11.2024)

Полный текст

Эффективная работа психолога невозможна без привлечения к ней родителей подростков. По сравнению с начальной школой, здесь возникает ряд сложностей, связанных, прежде всего, с тем, что родители тех подростков, которые действительно нуждаются в помощи психолога, по собственной инициативе обращаются к нему достаточно редко. Это связано и с большой занятостью родителей на работе, и с неверием в результативность психологической помощи или разочарованием в ней на предшествующем этапе обучения, но наиболее частой причиной является неблагополучие в семье (которое чаще всего и служит прямой или косвенной причиной проблем подростка). Нередки также случаи, когда обращению мешают чувства стыда и вины, переживание себя как «неудачного, плохого, неумелого» родителя.

Поэтому для установления контакта с родителями нужно в полной мере использовать родительские собрания. Задача психолога на родительском собрании — не просто рассказать родителям о возрастных особенностях детей, а ясно, на конкретных примерах показать, как, каким образом эти особенности могут проявляться в особенностях поведения ребенка, в его учебе, развитии интересов и пр.

ПЯТЫЙ КЛАСС

Проблемы адаптации

Первое собрание в пятом классе должно быть посвящено, конечно, проблемам перехода из начальной школы в среднюю. Психологу необходимо рассказать родителям об особенностях адаптации детей к обучению в средней школе, о том, что способствует успешному прохождению адаптационного периода и что этому мешает. Важно подчеркнуть, что основное внимание родителям в это время следует уделять развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки.

В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель — учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах. Нередко дети меняют школу (например, поступают в гимназию), у них появляются не только новые учителя, но и новые одноклассники.

В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства — достаточно стабильным периодом развития. Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием и с определенной гордостью рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о «доброй» математичке или «вредном» историке. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся ранее отношения с педагогами.

Вместе с тем, с переходом из начальной школы в среднюю существенно возрастает нагрузка на психику ученика. Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям учебной деятельности, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе. Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней — все это является довольно серьезным испытанием для школьника.

В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. Нередко у них снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70—80% школьников.

У большинства детей такие нарушения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2—4 недели после начала учебы. Однако есть школьники, у которых процесс адаптации затягивается на

2—3 месяца и даже больше. С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей, которые нередко носят психосоматический характер. В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.

К школьному психологу необходимо обращаться при слишком длительном процессе адаптации (более месяца), а также при наличии множества функциональных отклонений.

Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку — с одной, а по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному. Учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т. д. Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника. Важно обратить внимание родителей на позитивную сторону такого рассогласования. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований, и если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни. Поэтому надо, чтобы родители объяснили подростку, с чем связаны эти различия, помогли ему справиться с возникающими трудностями (составить расписание с указанием требований по каждому предмету, например: «история — составить план ответа по учебнику», «иностранный язык — приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем» и т. п.).

Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Необходимо, чтобы школьники правильно понимали употребляемые учителем и встречающиеся в текстах учебников термины. Сейчас много специальных школьных словарей, и хорошо, если дети будут иметь их и научатся ими пользоваться. Важно разъяснить, что неполное, неточное понимание слов нередко лежит в основе непонимания школьного материала.

Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны также с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. В начальной школе учитель хорошо его знал, обычно звал по имени, а в средней школе все иначе. У некоторых пятиклассников в связи с этим возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы — они бегают по школе, исследуя «тайные уголки», иногда даже задирают ребят из старших классов. У определенной части детей может появляться повышенная зависимость от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей.

Иногда за одной и той же формой поведения (например, посещение первого класса, в котором работает бывшая учительница) скрываются совершенно разные потребности и мотивы. Это может быть желание вновь оказаться в знакомой, привычной ситуации опеки и зависимости, когда тебя знают, о тебе думают. Но может быть и стремление утвердить себя как «старшего», «выросшего», того, кто может опекать малышей. Причем у одного и того же подростка может иметь место и то и другое. Необходимо показать родителям, что некоторое «обезличивание» подхода к школьнику — очень значимый момент для его развития, укрепления у него чувства взрослости. Важно помочь подростку освоить эту новую позицию.

 

Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети уже делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе. Следует обратить внимание родителей на то, что ухудшение успеваемости в пятом классе в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.

Родителей полезно познакомить с рекомендациями специалистов Филадельфийского детского центра по обеспечению «гармонии между домашней и школьной жизнью ребенка», опубликованными в книге «Эмоциональное здоровье вашего ребенка» (М., 1966, с. 260—262). Желательно предложить родителям сделанную на материале этих рекомендаций памятку.

Памятка для родителей пятиклассника

Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.

Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа «как прошел твой день в школе?». Обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.

Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка, или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.

Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.

Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.

Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.

Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.

Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится и как его учат. Следует также иметь информацию о квалификации учителя, дисциплинарных правилах, установленных в школе и классе, различных возможностях обучения, предоставляемых школой вашему ребенку.

Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако, если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что- нибудь новое.

Ищите любые возможности для того, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.

Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

Учебные трудности пятиклассников

Учебные трудности — одна из важнейших тем на родительских собраниях пятиклассников. Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны («не огорчались и не переживали», «радовались», «чтобы мама, когда посмотрит дневник, не наказывала и не плакала»), достаточно сильно у детей этого возраста. Снижение интереса к учебе к концу занятий в начальных классах, «разочарование» в школе сменяются ожиданием перемен. Дети ждут, что им станет в школе интересно. Однако столкновение с учебными трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это столь похвальное желание. Педагогам и родителям важно знать основные причины трудностей, возникающих у пятиклассника в учении, и помогать ему их преодолевать.

У многих пятиклассников существуют пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, у них могут быть не сформированы учебные умения и навыки. Например, трудности понимания дробей могут быть связаны с неправильно сформированным представлением о числе, ошибки правописания — с неумением правильно определять корни слов, а значит, и подбирать проверочное слово.

Проблема заключается в том, что такие пробелы не всегда легко определить. Это бывает трудно сделать даже высокопрофессиональному педагогу, поскольку тот или иной пробел нередко скрывается за другими, полностью или частично усвоенными знаниями и навыками. Поэтому, помогая школьнику в учебе, важно добиться, чтобы он досконально понял даже мельчайшие детали выполнения задания. Можно попросить школьника выполнить одно—два аналогичных задания, подробно объясняя, что и как он делает.

Трудности могут быть также связаны с несформи- рованностью необходимых мыслительных действий и операций (анализа и синтеза), с плохим речевым развитием, с недостатками развития внимания и памяти. Надо сказать, что пятый класс — благоприятное время для преодоления этих недостатков. Пятиклассники очень интересуются способами развития мышления, внимания, памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и других.

В жизни детей этого возраста значительное место еще занимает игра, поэтому развитие психических процессов первоначально лучше проводить на неучебном материале. Это успешно могут делать и родители. Хорошо зарекомендовали себя в качестве методов тренировки и коррекции внимания и памяти многочисленные игры по развитию сосредоточенности, зрительной памяти, наблюдательности (в сыщика, следопыта и др.). Все эти игры особенно эффективны при включении в них элемента соревнования, что отвечает потребностям детей данного возраста.

Вместе с тем, надо иметь в виду, что, во-первых, навыки в игре формируются при достаточно сильном мотиве и потому оказываются более ярко выраженными, чем в учебной деятельности, а во-вторых, перенос сформированных таким образом навыков на учебную ситуацию составляет отдельную задачу. Делать это необходимо постепенно, по мере вовлечения школьников в занятия приближать ситуации к учебной деятельности.

В пятом классе дети часто учатся хуже, чем в начальной школе. Как мы уже говорили выше, плохая успеваемость пятиклассников часто бывает обусловлена особенностями адаптационного периода. Кроме того, причиной снижения успеваемости может быть слабая произвольность поведения и деятельности — нежелание, «невозможность», по словам школьников, заставить себя постоянно заниматься. Хотя школьники уже могут выполнять достаточно сложную деятельность, преодолевая значительные препятствия ради непосредственно привлекательной цели, они испытывают немалые затруднения в преодолении и внешних, и, тем более, внутренних препятствий в тех случаях, когда цель их не привлекает.

Учебные трудности пятиклассников могут быть связаны и с особенностями их отношения к себе. Во-первых, в это время формируются уже достаточно отчетливые представления о своей успешности/ неуспешности в той или иной сфере, парциальные самооценки. Во-вторых, складывается достаточно устойчивое сочетание этих парциальных самооценок с общим (преимущественно положительным) отношением к себе. Преобладающее общее положительное отношение к себе проявляется в том, что дети обязательно считают себя к чему-либо способным. Исследования показывают, что практически все пятиклассники считают себя способными к тому или иному учебному предмету, причем критерием такой оценки служит не реальная успешность по этому предмету, а субъективное отношение к нему (Дубро­вина И.В., 1991). Другими словами, складывающиеся в этот период относительно устойчивые парциальные самооценки базируются преимущественно на эмоциональных переживаниях, вызываемых тем или иным учебным предметом, той или иной сферой деятельности. Такое отношение к собственным возможностям создает благоприятные условия для развития способностей, умений, интересов школьника, так как для этого нужно только, чтобы учебные занятия вызывали у него положительные эмоциональные переживания (а если вспомнить, что дети в этот период характеризуются в основном жизнерадостным настроением, то задача представляется еще более простой).

Однако в этом таится и большая опасность. Такое превалирование значения эмоционального фактора в самооценке способностей является выражением более общего явления, характерного для этого периода, — доминирования эмоций, подчиняющего себе всю психическую жизнь ребенка, в том числе «работу» психических процессов. Для ребенка этого возраста характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют. Но известно, что слишком сильные или слишком длительные позитивные эмоции могут оказать такое же отрицательное влияние, как сильные и длительные отрицательные, и способствовать возникновению своеобразной «эмоциональной усталости», проявляющейся в раздражении, капризах, «скандалах», плаче, унынии и т. п. Таким образом, чрезмерное увлечение эмоциональной стороной, стремление максимально позитивно окрасить любую деятельность школьника может привести к обратному эффекту.

Кроме того, общее положительное отношение к себе и представление о своих возможностях, не опирающееся на оценку своей реальной успешности, нередко приводит к тому, что дети охотно берутся за многие дела, искренне уверены, что они смогут это сделать, но при первой же трудности их бросают, не испытывая при этом особых угрызений совести. Стандартное объяснение этого — «разонравилось, не хочется, не смогу» отражает, как это ни странно для взрослых, реальную причину: теряется положительное отношение к делу и, как следствие, снижается самооценка в этой области. Из-за преобладания эмоциональной регуляции такие ситуации не влияют на общее положительное отношение школьника к себе. Негативные оценки окружающих, собственные неудачи воспринимаются детьми как ситуативные, временные, а главное, не имеющие прямого отношения к их способностям и возможностям.

Родителям необходимо объяснить, что важно специально обучать детей вырабатывать объективные критерии успешности и неуспешности, формировать у них стремление проверить свои возможности и находить (с помощью взрослых) пути их развития и совершенствования. Начать можно с выработки собственных критериев того, насколько полно и хорошо выполнены домашние задания. В этом может помочь памятка для школьников. Она может быть создана самим школьником с помощью родителей. Желательно, чтобы первоначально родители помогли детям готовиться к урокам, пользуясь этой памяткой. Ниже предлагается вариант такой памятки

Памятка для школьников

Как готовить домашние задания

1.   Активно работай на уроке: внимательно слушай, отвечай на вопросы.

2.   Задавай вопросы, если чего-то не понял или с чем-то не согласен.

3.    Точно и как можно подробнее записывай, что задано по каждому предмету.

4.    Научись пользоваться словарями и справочниками. Выясняй значение незнакомых слов, находи нужные факты и объяснения, правила, формулы в справочниках.

5.    Научись находить нужную информацию в интернете, производить расчеты на компьютере с помощью электронных таблиц и др.

6.    Если то, что проходили на уроке, показалось тебе трудным, повтори материал в тот же день, даже если следующий урок будет через несколько дней.

7.    Приступая к выполнению каждого задания, думай не только о том, что надо сделать (то есть о содержании задания), но и о том, как (с помощью каких приемов, средств) это можно сделать.

8.   Приступая к выполнению уроков, раскрой дневник, посмотри, все ли задания записаны.

9.    Убери со стола все лишнее — то, что может отвлекать. Приготовь то, что нужно для выполнения первого задания (учебник, тетради, карты, карандаши, словари, справочники и пр.). После того как подготовишься к первому уроку, все убери и приготовь то, что нужно для выполнения следующего, и т. д.

10.  Сначала постарайся понять материал, а затем его запомнить.

11.  Прежде чем выполнять письменное задание, пойми и выучи правила, на которые оно направлено.

12.  При чтении параграфа учебника задавай себе вопросы: о чем или о ком говорится в этом тексте, что об этом говорится.

13.  Ищи связь каждого нового понятия, явления, о котором ты узнаешь, с тем, что ты уже знаешь. Соотноси новое с уже известным. Следи за тем, чтобы это были не случайные, внешние связи, а главные связи, связи по смыслу.

14.  Если материал, который надо выучить, очень большой или трудный, разбей его на отдельные части и прорабатывай каждую часть в отдельности. Используй метод ключевых слов[I] [II].

15.  Не оставляй подготовку к докладам, сочинениям, творческим работам на последний день, поскольку это требует большого количества времени. Готовься к ним заранее, на протяжении нескольких дней, распределяя нагрузку равномерно.

16.  При подготовке устных уроков используй карты, схемы. Они помогут тебе лучше понять и запомнить материал. К ним необходимо обращаться и при ответах на уроке. Чем лучше ты умеешь пользоваться картами, схемами, таблицами, тем выше будет оценка.

17.  Попробуй использовать при подготовке устных заданий метод «5 П», разработанный американскими психологами2. По данным психологов США, такой метод позволяет сосредоточить внимание на самом важном в тексте и способствует лучшему его запоминанию.

18.   Составляй план устного ответа.

19.   Проверяй себя.

У тебя все получится!

Помни — мы лучше всего запоминаем:

—   то, чем постоянно пользуемся;

—   то, к чему нам надо будет вернуться (прерванные действия);

—   то, что нам нужно;

—   то, что связано с нашими переживаниями (и приятными, и неприятными).

ШЕСТОЙ КЛАСС

Увлечения и интересы

Внимание родителей в этот период следует обратить на особенности развития интересов подростка. Школьнику становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы и гороскопы. Очевидно, что эта любознательность отражает увеличивающийся интерес школьника к окружающему миру. Подросток ощущает свои возросшие возможности, что имеет существенное значение для «подпитки» чувства взрослости.

Многие исследователи рассматривают этот возраст как период «зенита любознательности» (по сравнению с младшими и старшими детьми). В то же время, надо отметить поверхностность, разбросанность этих проявлений любознательности, а также практически полное отсутствие их связи со школьной программой. Недаром среди психологов распространена шутка, что подросток знает все и интересуется всем, что не входит в школьную программу.

В это время школьные интересы уступают свое место внеучебным: лишь у части учеников интересы связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и далеко выходят за рамки школьной программы. Вместе с тем, эти интересы еще достаточно неустойчивы, легко меняются.

Нередко можно прочитать, услышать, что у шестиклассников наблюдается резкое возрастание познавательной активности и любознательности, возникновение познавательных интересов. Однако важно понимать, что любознательность в этом возрасте носит еще довольно инфантильный характер. Это пока еще не собственно интересы, а создание некоторой основы, которая может позволить ребенку в дальнейшем найти область подлинных, имеющих личностный смысл интересов и обеспечить полноценный профессиональный выбор.

Специфика интересов подростков заключается в том, что они во многом обслуживают потребность в общении со сверстниками: общие увлечения дают повод для общения, обеспечивают его содержание и средства. В значительной части случаев подросток интересуется тем, чем интересуются его друзья, и если хочет войти в какую-то компанию, подружиться с кем-нибудь, то начинает действительно интересоваться тем, что интересно этой компании (например, какой-нибудь компьютерной игрой, музыкальной группой или направлением в моде). С этим связана и характерная для подростков «мода на интересы», когда какое-либо увлечение как бы внезапно охватывает весь класс, параллель, а иногда даже чуть ли не всю школу и так же внезапно гаснет. Подобная «мода» может причудливо соединять в различные комбинации самые разные интересы — от достаточно возвышенных до простых и даже вредных. Известны, например, случаи, когда детская токсикомания возникала вследствие появившейся в школе моды нюхать различные бытовые химические препараты. Нередки случаи, когда мода перерастает в подлинное, устойчивое увлечение. Если увлечение носит позитивный характер, то родителям важно помочь ребенку в его делах.

Своеобразной чертой подростковых интересов является безоглядность увлечения, когда интерес, часто случайный и ситуативный, вдруг приобретает сверхценный характер, становится чрезмерным. «Сверхценными» могут стать и ситуативные, и достаточно устойчивые желания, то есть любые мотивы и потребности подростка. Подобные интересы обычно достаточно быстро проходят, однако при отсутствии каких-либо других сильных конкурирующих мотивов и наличии поддержки группы сверстников они могут приобрести характер длительного сверхцен­ного увлечения. Примером этого служат многочисленные фан-клубы спортивных команд, музыкантов, актеров и т. п.

 
 

Особо следует сказать о музыкальных пристрастиях школьников. Именно в это время у подростков обычно возникает интерес к различным ансамблям, группам, исполнителям. Во многом он определяется существующей в школе, в компании сверстников модой на те или иные музыкальные направления. Но, кроме того, интерес, можно сказать, даже страсть к определенным музыкальным стилям связаны с особенностями эмоциональной жизни подростков. Они испытывают потребность в эмоциональном насыщении, в соответствующем эмоциональном резонансе, а слова песен являются как бы ответом на многие мучающие подростка вопросы. Известный рок-музыкант Ди Снайдер писал по этому поводу, что слушая рок-н-ролл — и притом громко... он хотя бы на время находил спасение от неуверенности и сумятицы чувств (Снайдер Д., 1995).

Подростку становится неинтересным многое из того, чем он увлекался раньше. С этим связано чрезвычайно сложное и серьезное по своим последствиям полное отсутствие интересов, которое можно наблюдать в этот период, но чаще — в начале старшего подросткового возраста.

Как уже отмечалось, значение интересов в подростковом возрасте чрезвычайно велико. По их содержанию во многом можно судить о развитии личности ребенка. Причины устойчивого и полного отсутствия интересов у подростка кроются часто в отсутствии каких-либо ярких увлечений у окружающих взрослых. Отрицательно может повлиять и их чрезмерная активность, направленная на развитие какого-либо интереса у школьника.

Влияют на отсутствие интересов у детей также социальные условия: нехватка кружков, книг в библиотеках, спортивных секций, высокая, не доступная семье школьника стоимость средств удовлетворения этих интересов (инструментов, оплаты секций и др.).

Развитие интересов в подростковом возрасте определяется общей атмосферой школы: увлеченностью педагогов собственным предметом и наличием у них более широких интересов, желанием передать это ученикам, поддержкой увлечений школьников. Нередко интересы школьника быстро гаснут, так как он испытывает вполне закономерную для деятельности в новой сфере неуверенность в себе. Сталкиваясь с первым неуспехом (или недостаточным успехом), он быстро разочаровывается в этой сфере или в самом себе. Поэтому поддержка подростка, укрепление его самооценки, обучение анализу причин неудач являются значимыми факторами развития интересов.

Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что часто отсутствие интересов отмечается у подростков с ярко выраженной тенденцией к «отказу от усилия». Они легко поддаются чужому влиянию и готовы пойти за любым, кто покажет им, как можно без особого труда преодолеть скуку и чем-нибудь занять себя. Поэтому такие подростки составляют основной контингент всевозможных асоциальных группировок. Эти школьники нуждаются в особом внимании и родителей, и педагогов. «Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка является проблема интересов в переходном возрасте, — писал Л.С. Выготс­кий. — Все психологические функции человека на каждой ступени развития действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые определенными, сложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами» (Выготский Л.С., 1984, с. 6).

Формализм в усвоении знаний

Формализм в усвоении знаний — еще одна важная тема выступления психолога на родительском собрании. Возрастание интереса к миру за пределами школы и значимости общения со сверстниками ведет к проблемам, связанным с так называемым «отходом подростка от школы». Школа, учение закономерно отходят на второй план. Это важный и необходимый этап развития. Однако подобное снижение значимости учения у ребенка требует от взрослых особого к нему внимания.

Знания, которые учащийся должен теперь усвоить, существенно отличаются от тех, которые он получал в начальной школе. Там знания в основном соответствовали повседневному опыту ребенка, в средних классах школы связь школьных знаний с окружающей действительностью, как правило, опосредована. Для того чтобы научиться видеть эту связь, требуются специальные усилия. Школьнику необходимо усвоить систему понятий и различные закономерности, научиться оперировать абстрактными понятиями. Если этого не происходит, то школьные знания усваиваются формально.

Формализм в усвоении знаний — существенная причина трудностей в учении в средних классах школы. Известный отечественный психолог Л.И. Божо­вич выделяет два вида такого формализма. При первом виде формализма школьники, как правило, не пытаются проникнуть в суть того, что они изучают, а механически, не задумываясь, без осмысления «зазубривают» написанное в учебнике или сказанное учителем. Такой вид формализма наблюдается у подростков, стремящихся хорошо учиться, прилежных, но характеризующихся несформированностью необходимых мыслительных операций и отсутствием познавательных интересов. Второй, наиболее часто встречающийся вид формализма наблюдается у школьников, которые относительно легко оперируют абстрактными понятиями, владеют необходимыми способами теоретического мышления, но испытывают трудности, говоря словами известного отечественного психолога В.В. Давыдова, «в восхождении от абстрактного к конкретному». Интересный пример подобного отношения приводит педагог М.Н. Скаткин:

Ученик VI класса окапывает яблоню... Перевернув пласт почвы и обнаружив длинные корневища пузырея, он старательно рубит их лопатой на мелкие куски и закапывает в землю. Экспериментатор спрашивает:

— Для чего ты это делаешь? — Как для чего? Чтобы сорняки не росли под яблоней.— А разве ты не учил по ботанике, что такое корневище? — Учил: корневище — это видоизмененный стебель, на нем есть почки, из которых вырастают измененные побеги. Это вегетативное размножение. — Правильно! А тогда зачем ты их оставляешь в земле: чтобы они вегетативно размножались и из них выросло много новых побегов пузырея?

Мальчик сконфуженно молчит.

Как отмечает Л.И. Божович, «...бросается в глаза наличие как бы сосуществования в сознании учеников полученных в школе знаний с теми представлениями и понятиями, с которыми они приступают к обучению. Основным способом объяснения остается для них прежнее «донаучное» объяснение... однако формально, «для учителя», они привлекают и новые знания, которые остаются в их сознании обособленными, связанными с их прежними представлениями через союз «и»... Система научных понятий, данная в учебной дисциплине, оказалась для школьника самостоятельной действительностью, отгороженной от реальных законов природы плотной стеной школьного знания» (Божович Л.И., 1968, с. 311—312).

Одна из основных причин, как и в первом случае, — низкий уровень развития познавательной потребности, отсутствие стремления понять суть явлений действительности и реально существующие причинно­следственные связи.

Формализм в усвоении школьных знаний отрицательно влияет не только на развитие познавательной сферы учащихся, но и на формирование их личности. Кроме того, формализм первого вида нередко ведет к учебной перегрузке ребенка и его повышенной утомляемости.

Перед проведением родительского собрания на эту тему можно предложить школьникам заполнить приводимый ниже опросник. С результатами этого опроса (конечно, в целом, не называя фамилий) полезно познакомить родителей

«Я и школьные знания»
Опросник для учащихся

Обработка результатов. В соответствии с ключом подсчитывается общая сумма баллов, которая затем сопоставляется с показателями оценки.

 

 

Совсем

не похоже на меня

Пожалуй, не похоже на меня

Иногда похоже, иногда нет

Похоже на меня

Точно про меня

 

 

1

2

3

4

5

1.

 

1

2

3

4

5

2.

 

1

2

3

4

5

3.

 

1

2

3

4

5

4.

 

5

4

3

2

1

5.

 

1

2

3

4

5

6.

 

5

4

3

2

1

7.

 

1

2

3

4

5

8.

 

5

4

3

2

1

9.

 

1

2

3

4

5

10.

 

5

4

3

2

1

11.

 

1

2

3

4

5

12.

 

5

4

3

2

1

Оценка

12—28 баллов — низкий уровень познавательного отношения к учению, велика вероятность формализма в усвоении знаний, трудностей в учении. Поэтому родителям и педагогам следует уделять особое внимание профилактике формализма в усвоении знаний. Для этого необходимо, прежде всего, ориентировать школьника не на заучивание, а на понимание содержания, сути учебного материала. Важно помнить, что нередко причиной плохого понимания является незнание или неправильное толкование необходимых слов, терминов, неумение понять логику изложения материала, представить событие или явление по описанию. Наряду с формированием абстрактного мышления и развитием познавательных процессов необходимо специально демонстрировать подросткам связь между школьными знаниями и действительностью. Особое внимание следует обратить на формирование умения сравнительно легко переходить от абстрактных знаний к конкретным и видеть в конкретном факте действительности проявление той или иной теоретической закономерности.

 

 

Совсем не похоже на меня

Пожалуй, не похоже на меня

Иногда похоже, иногда нет

Похоже на меня

Точно про меня

 

 

1

2

3

4

5

1.

Я стараюсь найти ответы на вопросы, задаваемые учителем или напечатанные в конце параграфа

 

 

 

 

 

2.

Если в объяснении учителя или в учебнике мне что-то непонятно, я обязательно выясню это

 

 

 

 

 

3.

Читая параграф учебника, я всегда выделяю главное

 

 

 

 

 

4.

При подготовке уроков для меня важнее запомнить, чем понять

 

 

 

 

 

5.

Я выясняю значение незнакомых слов

 

 

 

 

 

6.

Обычно я не пытаюсь найти связь того, что изучается сейчас, с тем, что мы изучали раньше

 

 

 

 

 

7.

Мне интересно многое из того, что изучают в школе

 

 

 

 

 

8.

После объяснения учителя я часто не могу выделить главное в его рассказе

 

 

 

 

 

9.

Я люблю следить за рассуждениями учителя, одноклассников, за объяснением того, как получен результат

 

 

 

 

 

10.

Мне кажется, что многое из того, что мы изучаем в школе, не имеет никакого отношения к жизни

 

 

 

 

 

11.

Для меня важно понять причину явления, события

 

 

 

 

 

12.

Я не всегда могу точно определить, что я знаю, а чего — не знаю

 

 

 

 

 

29—45 баллов — средний уровень познавательного отношения к учению, отражающий несистема- тичность усвоения материала. Опасность таится в возникновении пробелов в знаниях, которые могут привести к непониманию и трудностям. Следует обратить внимание на последовательность в усвоении знаний, на установление связи между новым и старым учебным материалом. Необходимо проанализировать причины непонимания учебного материала.

Более 45 баллов — высокий уровень познавательного отношения к учению. Полезно также проанализировать ответы на каждый из пунктов (с учетом пунктов-«перевертышей»), для того чтобы выявить, какими навыками содержательного усвоения знаний школьник владеет, а какими — нет.

1. Читая абзац, выбери для него одно—два ключевых слова.

2. После выбора ключевых слов запиши их в той последовательности, которая нужна для выполнения задания.

3. К каждому ключевому слову поставь вопрос, который позволит понять, как оно связано с соответствующим разделом текста. Обдумай и постарайся понять эту взаимосвязь.

4. Соедини два соседних ключевых слова с помощью вопросов. После соединения каждого ключевого слова со своим разделом текста и с последующим ключевым словом образуется цепочка.

5. Запиши эту цепочку и постарайся ее выучить. Перескажи текст, опираясь на эту цепочку.



Метод ключевых слов

Ключевые слова — самые важные в каждом абзаце. Ключевое слово должно способствовать воспроизведению соответствующего абзаца. Вспоминая ключевые слова, мы сразу вспоминаем весь абзац.

— Просмотри текст (бегло). 2 П — Придумай к нему вопросы. 3 П — Пометь карандашом самые важные места. — Перескажи текст. 5 П — Просмотри текст повторно.

Информация об авторах

Прихожан Анна Михайловна, доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета "Психология образования", Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Старший научный сотрудник Психологического института Российской академии образования, ведущий научный сотрудник ПИ РАО, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1493
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 1963
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4