Технология организации и ведения группы взаимоподдержки опекунов

824

Общая информация

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Власенко И.И. Технология организации и ведения группы взаимоподдержки опекунов [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2006. Том 3. № 4. С. 104–109. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2006_n4/29053 (дата обращения: 22.11.2024)

Полный текст

Ирина Ивановна Власенко — выпускница Института экзистенциального консультирования и осмысления религиозного опыта. Ранее закончила филологический факультет Ростовского государственного университета и психологический спецфакуль- тет при ИПКПРО. В 2002 году прошла стажировку по программе «Семейные формы жизнеустройства детей-сирот» (Румыния, Бухарест).
В 2003 году представляла опыт работы с родительскими группами на Международном конгрессе «Психотерапия и консультирование больших городов». Работала учителем и педагогом-психологом в общеобразовательной школе. С 2000 года является сотрудником Центра диагностики и консультирования в г. Ростове-на-Дону.
Соавтор монографии «Опекунские семьи как альтернатива сиротству». Автор публикаций по проблемам воспитания в газете «Комсомольская правда» (ростовские выпуски) и в журнале «Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия».
Ведущая семинаров для руководителей школ, учителей и педагогов-психологов по теме «Психологические основы конструктивного педагогического взаимодействия с родителями учащихся». Имеет многолетний опыт организации и ведения родительских клубов. В настоящее время является ведущей городского родительского клуба «Теплый дом».
Любимая идея: организация в нашей стране большого количества родительских клубов, в которых психологическая помощь осуществлялась бы на трех уровнях: просветительском, личностном и поведенческом.

 

                                                               

 

Дискуссия
Ведущий: «В начале нашей встречи я просила вас вспомнить сказочных героев. Что у нас получилось?» Записывает на листе бумаги черным и красным маркерами:
Злодеи    Герои
Карабас-Барабас    Буратино
Лиса    Заяц
Волк    Поросята
Мачеха    Золушка
Упражнение «Кораблекрушение»
Образовались две команды. Ведущий: «Представим, что на одной лодке собрались все злодеи. Это первая команда. А на другой — все герои, это вторая команда. Давайте обсудим, что объединяет всех собравшихся на одной лодке персонажей, их достоинства и недостатки. Есть ли чему поучиться героям у злодеев? Что это за качества?» Обсуждение.
Упражнение «Кулак»
Один участник команды сжимает кулак, а остальные пытаются его разжать (1 мин.). Ведущий: «Как вы это делали? Как герои, как злодеи?» Обсуждение. Понятие толерантности и плюрализма. Повторение упражнения. Обсуждение.
Мини-лекция
Ведущий: «Гармонично воспитанный с детства ребенок более защищен в жизни, он не станет жертвой вредных привычек, он не попадет в зависимость, просто она его обойдет стороной.
Что это значит: гармонично воспитанный? Для нормальной жизнедеятельности человеку необходимо научиться равномерно распределять силы и душевную энергию по четырем основным сферам жизни:
— физические потребности (питание, жилище...)
— труд (учеба, работа...)
— контакты (семья, друзья, общество...)
— вопросы смысла жизни (интуиция, мечты, духовно-религиозные вопросы).
Повторю слово: равномерно! Давайте подумаем вместе — чего не хватает в жизни нашего ребенка? Кто научит его этой равномерности? Кто поведет за собой?
У детей (как и у умудренных жизнью стариков) есть способность к усвоению высших смыслов. Если эту способность в детстве не развить, ее место займет что-нибудь другое. Все эти псевдогерои, о которых мы сегодня говорили, даже не боролись за Вашего ребенка, палец о палец не ударили, место было пусто — они и заняли его, просто плюхнулись туда, как поросята в лужу, и визжат от удовольствия. Свято место пусто не бывает». Пауза. Обсуждение.
Информация о наркомании и алкоголизме. Статистика. Мифы: мы не знаем, значит, этого нет; с моим ребенком этого не случится. Подростки употребляют наркотики в 7 раз больше, чем взрослые. 20% всех наркоманов — школьники. Не правда ли в это трудно поверить! Обсуждение.
Ведущий: «Как научить ребенка противостоять давлению группы? Мне рассказывала одна американская студентка-психолог (человек очень мягкий и деликатный), что когда ей предстояло идти к друзьям на вечеринку, где предполагались курение и питье, она договаривалась с одной из подруг, что та будет на один только вечер ее «Ангелом-хранителем». И что бы с ней ни случалось в этот вечер, «Ангел» был тут как тут и ломал все злодейские замыслы. Следующий раз «Ангелом» для кого-то другого могла быть она. Вот такая игра. Давайте поиграем».
Упражнение «Ангел-хранитель»
Обсуждение. Ведущий: «Какие еще приемы противостояния агрессии Вы знаете?»
Упражнение «Я могу сказать “нет!”»
Выполняется в парах. Обсуждение.
Процедура прощания
Упражнение «Мне давно хотелось сказать, и сейчас я скажу, что^»
Клубное общение.
Прощание.
Тема Ns 7. Основы православной семьи.
Возрождение традиций
Цели занятия:
— напомнить православные традиции семьи;
— способствовать проявлению высоких устремлений души;
— закрепить понятие духовно-нравственного воспитания;
— оказать молитвенную и эмоциональную поддержку.
Процедура знакомства
Ведущий: «Посмотрите внимательно друг на друга. Что вы заметили особенного в лицах людей? Да. Я тоже вижу эту какую-то особенную просветленность, умиротворение. Эта маленькая свечечка, стоящая перед репродукцией иконы Святой Троицы, так осветила нас. И пока тихонько звучат «Колокольные звоны Москвы», я раздам ваши именные карточки (в виде колокольчиков). А теперь проверим домашнее задание “Любовь называется так: в-р-е-м-я”». Обсуждение.
«Погружение в детство»
Ведущий: «Детство наших бабушек и дедушек пришлось на советское время с его атеистическим мировоззрением. Но дети так любознательны и проницательны. Они начинают догадываться о чем-то Высоком и задавать взрослым свои непростые вопросы. Вспомните, пожалуйста, как Вы узнали о Боге? Кто Вам сказал об этом, при каких обстоятельствах? Какое впечатление это произвело на Вас? Известны ли Вам были какие-то православные праздники, обряды? Какое впечатление они на Вас произвели?» Пауза. Обсуждение.
Упражнение «Мудрец»
Ведущий: «Вы только что рассказали о своих детских воспоминаниях,связанных с Богом, верой, православием, а теперь представьте, что Вы — седоволосый древний-древний мудрец. Вы услышали этот рассказ ребенка и вывели из него какую-то важную мысль». Пауза. «Кто из мудрецов хочет поделиться мыслями?» Обобщение. «Многое в жизни меняется: времена года, наш возраст, экономика, политика, но есть что-то центральное, важное в жизни, что поддерживает нас своим прочным и незыблемым основанием, что является основой нравственной жизни человека».
Релаксационное упражнение «Ручеек — полноводная река»
Мини-лекция по теме «Традиции воспитания в православной семье»
Ведущий: «В православии никогда не было принято создавать специальные трактаты о воспитании и семейной жизни. Сама жизнь воспитывала ребенка.
Позвольте я прочитаю вам в подтверждение этих слов небольшой фрагмент из книги Ивана Шмелева «Лето Господне». (Ведущая сообщает информацию о русском писателе Иване Сергеевиче Шмелеве, написавшем в эмиграции автобиографическую повесть, насквозь пронизанную «токами православного созерцания».) В эпизоде речь пойдет о мальчике из зажиточной культурной купеческой семьи и его повседневном воспитателе и наставнике — старом плотнике:
“Я вспоминаю, что скоро радостное придет, «покров» какой-то, и будем мочить антоновку... И все только и говорят: «Вот подойдет покров — всему развязка». Я спрашивал Горкина, почему — «развязка». Говорит: «А вот все дела развяжутся, вот и «покров»... И я жду с нетерпением, когда же придет Покров. Сколько же дней осталось?.. — А ты вот так считай — и ждать тебе будет веселей... На той неделе, значит, огурчики посолим... а там и Вздвиженье... капустку будем рубить... а за ней, тут же на-скорях и антоновку мочить, под самый под Покров. До покрова три радости (выделено мной — И.В.) те будет. А там... будем с тобой снег сгребать, лопаточку тебе вытешу, мой Михайлов день подойдет, уж у нас с тобой свои посиделки будут. Будем про святых мучеников вычитывать, запалим в мастерской чугунку с сосновыми чурбаками... а над нами Владычица, Покровом своим укроет... под ее Покровом и живем...
Так вот что это — Покров! Это там, высоко, за звездами: там — Покров, всю землю покрывает, ограждает”».
Пауза. Обсуждение. Уточняющие вопросы: «О каких трех радостях говорил старый плотник мальчику? Какие чувства вызвал у вас этот диалог старика и ребенка? Говорим ли мы своим детям о работе, как о чем-то радостном и значительном? Не бывает ли, что труд воспринимается ребенком как наказание? Не захотелось ли вам прочитать эту замечательную книгу вместе с детьми?
Мы живем в иных условиях. Жизнь взрослых и детей очень сильно отличается. Часто родители не видятся с детьми днями и лишь вечером, уставшие и нервные, начинают наспех «воспитывать» детей. Отсюда непонимание, обиды, еще большее отдаление. В меняющемся мире растерянные современные родители не видят образца, по которому надо воспитывать. А православные родители видели. Этот образец — Образ Божий. С малых лет дети росли в общем семейном труде, постепенно через семью познавая Заповеди Божьи — основу нравственной жизни человека. Воспитание ребенка в православной семье — от ограничений к свободе, а не наоборот. Не с этим ли связан так нам всем хорошо известный подростковый кризис, когда сначала баловали и все позволяли, а потом стали требовать послушания. Откуда же ему взяться?
Православная семья начинается со слова. «Что Бог сочетал, то человек да не разлучит». Четыре незыблемых основания для строительства православной семьи: отделение, постоянство, единство и физическая близость. Учение о добродетелях и пороках».
Дискуссия «Нравственные основы семьи»
Ведущий: «Мы живем в пространстве православной культуры, нам и предстоит передавать эту культуру детям. А достаточно ли мы богатые люди, чтобы не только на словах, но и делами своими передавать наследие прошлого?» Обсуждение.
Упражнение «Проступок»
В парах. Ведущий: «Ребенок совершил проступок. Как мы реагируем на него?» Ролевая игра. Обсуждение. «Во всех ли случаях мы смогли отделить поступок от самого человека. Не бывает ли так, что ребенок получил «двойку», а мы уже обвинили его: «Лентяй!»; не убрал постели, а у нас уже новое обвинение: «Неряха!». Давайте воспользуемся советом православного священника Св. Иоанна Кронштадтского: “Не смешивай человека — этот Образ Божий — со злом, которое в нем, потому что зло есть только случайное несчастье, болезнь, мечта бесовская, но существо его — Образ Божий — все-таки в нем остается”».
Повторение упражнения. Обсуждение.
Процедура прощания.
Упражнение «Мое послание потомкам»
Ведущий передает одному из участников группы зажженную свечку, он выполняет упражнение, передает свечку другому. И так по кругу.
Заключительное слово ведущего: «Сегодня на этом маленьком пространстве, в совсем короткое время нам удалось, мне кажется, сделать многое. Мы с благоговением прикоснулись к духовным ценностям православного русского человека. Мы обратились к сокровищам собственной души и увидели, что многое нам еще предстоит сделать для ее духовного роста. От нас зависит, передадим ли мы идущим за нами горящий и ухоженный светильник или потушенный и попранный. Они его, конечно, очистят и зажгут, но уже без нас. В чем же тогда смысл нашей жизни? Давайте будем думать об этом. И пусть горит свеча!»
Прощание.
НЕКОТОРЫЕ КОММЕНТАРИИ
К КОНСПЕКТАМ ЗАНЯТИЙ
В программе групповых занятий необходимо выделить то, чего следует придерживаться предельно точно (по крайней мере, до того, пока не выработается свой стиль): три тематических блока, правила работы группы и структуру самого занятия. Но и в рамках этих ограничений достаточно простора для творчества. Рассмотрим это на примере. В начале некоторых занятий ведущий данной группы рисует участницам именные карточки. Я делаю это потому, что умею рисовать, но если Вы, к примеру, умеете играть на флейте — еще лучше! Играйте, попросив кого-то подписать именные карточки. Для пожилых людей это довольно сложное задание, но не для всех (вот это нужно учитывать).
«Погружение в детство» — авторский прием групповой работы, носящий терапевтический эффект. Сам по себе он, конечно, не нов и применяется в различных психотерапевтических методиках. Особенность данной психотехники заключается в том, что она используется систематически, предваряя групповую дискуссию и, тем более, лекцию по теме занятия. Этот метод оказался эффективным в связи с тем, что вытесненные у пожилых людей воспоминания детства (не столько на уровне мысленной локализации образов прошлого, сколько на уровне эмоций и чувств) в процессе направленной работы возрождаются, становятся ценностно значимыми. Разбуженный мир эмоций в свою очередь активизирует интерес к процессу обсуждения задач воспитания.
Мини-лекция по теме занятия никогда (!) не должна опережать эмпирического этапа занятия. «Умного учить — только портить». Сама лекция может служить подведением итога обсуждения, включать элементы беседы и даже дискуссии. Лекция в начале занятия подобна телеге впереди лошади. Дело с места не тронется, хотя ведущий может получить удовлетворение от внимания слушателей и даже восхищение глубиной его познаний. Но это ли является целью работы в группе?
В одном из занятий цикла описано упражнение «Забота». В клубе родителей-опекунов «Теплый дом» этому посвящается целая встреча под названием «Родители, позаботьтесь о себе!», она проходит в самом начале цикла. Эта тема, не вызывающая особых трудностей в аудитории молодых родителей, бывает достаточно сложной и болезненной для пожилых людей. В годы их молодости жизненные ценности принято было выстраивать примерно в таком порядке: партия, Родина, человек («Прежде думай о Родине, а потом — о себе» — слова популярной песни советского периода). Подобный альтруизм заслуживал бы всяческого уважения, если бы был действенным и позитивным, если бы существовал без «двойного стандарта» — для народа и для партийной элиты. Заботу о себе многие пожилые люди воспринимают как проявление эгоизма. Часто они говорят о том, что этот лозунг придумали современные политики, чтобы избежать ответственности за свою несостоятельность. Ведущему не стоит вступать в полемику, но с пониманием выслушивая приводимые аргументы, пригласить всех участников к обсуждению того, зачем родителю-опекуну необходимо заботиться о себе. Как это можно делать? Не перекладываем ли мы ответственность за свое здоровье на врачей, ответственность за порядок в жилище — на коммунальные службы, ответственность за образование наших детей — на учителей? Почему зачастую подростков, воспитанных под опекой (а тем более в детских домах или интернатах), характеризуют иждивенчество, безынициативность, потребительство, уход от ответственности?.. Но это уже вопросы следующей встречи в родительском клубе.
Тема «Воспитание самостоятельности и ответственности у детей» (нераздельная по своей сути) является одной из центральных и требующих глубокой проработки с родителями-опекунами. Обсуждению этой экзистенциальной проблемы воспитания можно посвятить целое занятие, но затем, в течение года, непрерывно к ней обращаться (например, в теме «Растем и развиваемся вместе»), рассматривая под разными углами зрения. Один из них, наиболее драматичный, заключается в том, что дети, находящиеся под опекой, обычно раньше, чем дети из обычных семей, должны начать самостоятельную жизнь, лишившись поддержки взрослых. Быть родителем-опекуном — это исполнять свою важную жизненную роль, дорожа каждым прожитым днем. Как это сделать наилучшим образом, избегая грубых ошибок и разочарований? Во многом способствовать этому могут освоенные психологические знания и педагогические навыки. Барьером же служит собственный тяжелый жизненный опыт, а также уже иногда осознанная к этому возрасту неуспеш- ность воспитания своих кровных детей, зачастую лишенных родительских прав, или находящихся в заключении, или ставших алкоголиками либо наркоманами. Со временем родители-опекуны признают неверным стремление «пожалеть сиротинушку», а также спрятать дитятю от всех житейских невзгод («Еще наработается!»). Другие родители впадают в противоположную крайность: требуют от ребенка того, что он не в состоянии осилить в своем возрасте. Ограниченные в социальных контактах, пожилые люди не поспевают за стремительными изменениями, происходящими вокруг, ориентируясь лишь на свой жизненный опыт.
Памятка для родителей-опекунов является своеобразным продолжением занятия, но уже дома. Мы стараемся после каждого занятия вручить участникам полезную для них информацию. Например, памятка «Мой самостоятельный ребенок» сопровождалась соответствующим домашним заданием. Спустя некоторое время родители делились в группе результатами проведенной работы: были трудности и сопротивление, особенно со стороны подростков. Они объясняли это примерно так: бабушка дома, не работает, ей все равно нечего делать — пусть все остается по-прежнему. Однако те родители-опекуны, у которых хватило сил быть непреклонными, проявляя при этом некоторую гибкость, все же получили удовлетворительные результаты. Это вдохновило их на дальнейшую работу, а для группы их опыт тоже оказался полезен.
Следует отметить, что даже молодые родители довольно ригидны в осмыслении своего материнства-отцовства, еще в большей степени это характерно для родителей-опекунов. На одном из занятий родителям-опекунам была предложена выстроенная нами на основе возрастной периодизации Л.С. Выготского схема родительских ипостасей: родитель — нянька — воспитатель — учитель — наставник — друг. На занятии многие пожилые люди с печалью признавались, что сейчас только стали лучше понимать, почему у них не было должного взаимопонимания со своими кровными детьми. Чрезмерные «застревания» или «опережения» на пути, который предстояло пройти вместе, неизбежно влекли протесты, сопротивление, бунт и даже разрыв отношений, когда дети подрастали. В большинстве случаев такого рода семейное неблагополучие передавалось из поколения в поколение.
РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ ПРОГРАММЫ
КЛУБА ОПЕКУНОВ «ТЕПЛЫЙ ДОМ»
Данный цикл занятий апробирован в группе взаимоподдержки опекунов «Теплый дом» с 2000 по 2003 год в рамках работы по проекту «Вернем детям домашний очаг». С 2003 года по настоящее время клуб опекунов действует на постоянной основе при МОУ ДО Психологический центр образования г. Ростова-на-Дону.
Как ни многообразна тематика встреч, все же бывают моменты, когда группа нуждается в своеобразных «паузах» — встречах «без названия», на которых либо отрабатываются актуальные проблемы участников, либо проводятся совместные встречи «взрослые — дети». Несмотря на кажущуюся спонтанность подобных встреч, за три года можно отследить и определенную закономерность: 3—4 детско- родительских занятия в год — оптимальное их число.
Подобные групповые занятия позволяют опекунам получить положительный эмоциональный заряд, а наблюдение ведущего за взаимоотношениями конкретных диадных групп дают богатый материал для планирования дальнейших занятий, направленных на гармонизацию межличностных отношений в семьях. На следующем после совместной встречи занятии участники делятся своими впечатлениями, учатся безоценочно высказываться о неадекватных поведенческих реакциях детей или взрослых, рассказывают о собственном опыте преодоления подобных трудности. Все чаще родители-опекуны обращаются за советом к группе: «Что же мне делать в такой ситуации?».
Такой момент чрезвычайно важен для развития групповой динамики. Ведущий предлагает обсудить, представленную проблему в малых группах, затем участники разыгрывают ситуацию по ролям, общей дискуссией завершается отработка эпизода. Подобная практическая работа демонстрирует родителям-опекунам целый спектр воспитательных стратегий. Ответственность за выбор стратегии, наилучшей для данной семьи, лежит на самом участнике, заявившем о своей проблеме. В какой-то степени это может свидетельствовать о зрелости группы, о росте доверия друг к другу и к ведущему, об интересе участников к развитию детей и саморазвитию.
Традиционный термин «участник группы» следовало бы уточнить словом «участница». Напомним, что возраст опекунов — от 52 до 70 лет, в основном это родные бабушки детей, по разным причинам потерявших родителей. Дедушки на занятия приходят крайне редко, бывают малоинициативны или, напротив, стараются привлечь к себе всеобщее внимание, уходя от сути обсуждаемого вопроса. Такое поведение мужчин в группе ни в коем случае нельзя считать типичным. Это лишь конкретный опыт конкретной группы.
Женщины-опекуны, длительное время посещающие занятия, преображаются внешне: стараются надеть красивую одежду, делают прическу, используют легкий макияж (на первых занятиях невозможно было уговорить некоторых снять пальто и шапку, так как пришли в Клуб «на минутку», в домашнем халате и без прически). Теперь многие стараются прийти заранее, чтобы поговорить друг с другом, помочь ведущему подготовить помещение к занятиям. С развитием группы стал расти интерес участниц к физической культуре.
На каждой встрече ведущий предоставляет слово одной-двум участницам, которые пропагандируют здоровый образ жизни, сами являются образцом хорошей физической формы, что немаловажно для родителя-опекуна. Минимальный комплекс физических упражнений входит в комплекс «домашнего задания». Кроме того, опекуны получают задания на отработку способов конструктивного взаимодействия с ребенком, задания на оптимизацию самооценки и на расширение или утверждение социального опыта: стали чаще посещать родительские собрания в школе, иногда «просто гулять», ходить в музей, на выставки, приглашать к себе гостей. Некоторые из опекунов стали читать специальную литературу по воспитанию детей и выстраиванию семейных отношений.
Каждый новый участник группы с первого же занятия попадает в атмосферу заботы и внимания, его сразу уважительно называют по имени и отчеству, в микрогруппах рассказывают о том, что было на предыдущих занятиях. Ему предлагают окунуться в приятные и радостные воспоминания детства, в конечном счете, ему помогают осознать собственные потребности и желания. И никто не собирается учить пожилого человека. Старость вообще невозможно учить. Старость можно научиться понимать.
На каждом занятии участники получают специально разработанные ведущим памятки — своеобразные «опорные конспекты» базовых психотехник конструктивного взаимодействия взрослого и ребенка. Кроме того, эти листочки являются напоминанием о следующей встрече, «якорем» собственного позитивного родительского опыта. Многие участницы занятий говорят о том, что хранят памятки в специальных папках, некоторые вывешивают их на стенке, даже копируют и дарят другим родителям. Можно подумать о том, чтобы уже на первом занятии вручать опекунам папку с пустыми файлами для накопления материала, а также тетрадь для ведения «Дневника участника Клуба».
Пятилетний опыт работы Клуба родителей-опекунов показывает, что пожилые люди, преодолевшие барьеры и ограничения, пройдя непростой путь самопознания и самопринятия, стали более компетентными, а значит и более счастливыми в своей семье.
В результате корректировки стилей воспитания участники группы преодолели трудности во взаимоотношениях с детьми. Опекуны с большим оптимизмом стали смотреть в будущее, зная, что с появлением новых трудностей они не растеряются, а будут больше доверять себе и своему ребенку.
Сейчас уже нет необходимости в доказательствах того, что никакое государственное учреждение не способно заменить ребенку особый мир семьи. Но мира-то во многих проблемных семьях не хватает. И тогда приходится признавать печальный факт: чем тяжелее проблема, тем отчетливее она видна, зато есть возможность ее зафиксировать, обозначить как данность.
Это серьезный шаг к выходу из трудной ситуации. Каждая семья уникальна. Многие пожилые люди интуитивно чувствуют причины неблагополучия и для своей семьи являются лучшими специалистами по «излечению недугов». Систематические занятия в Клубе повышают их самооценку, придают уверенность их действиям. Бесперспективное занятие — давать умудренным жизненным опытом людям какие-либо рекомендации в отношении строительства их собственной семьи. Но помочь из жалобы сформулировать вопрос, а затем обозначить цели и спланировать этапы выхода из трудной ситуации — задача вполне посильная. Ради этого приходят в родительский клуб.

Информация об авторах

Власенко Ирина Ивановна, консультант и ведущая семейного клуба «Теплый дом» в Центре диагностики и консультирования, Ростов-на-Дону, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 777
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 824
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0