Становление и пути развития факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

934

Общая информация

Рубрика издания: События

Тип материала: доклад

Для цитаты: Ждан А.Н. Становление и пути развития факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2006. Том 3. № 4. С. 4–11. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2006_n4/29032 (дата обращения: 22.11.2024)

Полный текст

 
 

Факультет психологии МГУ, созданный в 1966 г., находится в историческом центре Москвы — а значит, и России — недалеко от Красной площади и Кремля, в глубине архитектурного комплекса Московского университета на Моховой. Центральное пространственное положение здания — словно символ того места, которое занимает факультет психологии в отечественной психологической науке как ее научно-методический центр, вокруг которого объединяются психологи всей страны. По результатам Всероссийского национального конкурса «Профессиональные итоги столетия», который проводился в 1999—2000 гг., он стал победителем в номинации «Коллективный вклад в психологическое образование».

Создание факультета лишь оформляет немалый путь, пройденный психологией в университете за 250 лет его существования.

Факультет психологии выделился из структуры философского факультета. С момента основания университета психологическая мысль развивалась здесь, прежде всего, в рамках философии. Психология была важной частью воззрений известнейших философов: К.Д. Кавелина, П.Д. Юркевича, М.М. Троицкого, Н.Я. Грота, Л.М. Лопатина, Г.Г Шпета. Их труды и деятельность способствовали делу воспитания высокой философской культуры психологического знания как отличительной черты университетской психологии.

 

Профессор философии в Московском университете М.М. Троицкий, считая необходимым привлечение специалистов разных областей знания к решению психологических проблем, выступил с инициативой создания в Московском университете научного психологического общества, в состав которого входили бы представители многих наук, представленных в университете и затрагивающих психологические вопросы. В 1885 г. при Московском университете было создано Психологическое общество (прекратило свою деятельность в 1922 г.). Его первым председателем был М.М. Троицкий, в последующие годы — Н.Я. Грот, Л.М. Лопатин, И.А. Ильин. На заседаниях Психологического общества обсуждались актуальные проблемы психологии, многие из которых связывались с самыми злободневными вопросами, волновавшими общество. Приветствовался новый экспериментальный метод, только начинавший проникать в психологические исследования.

Психологическое общество издавало свой журнал «Вопросы философии и психологии» — первый философский и психологический журнал в России (издавался с 1889 до 1918 г.). В журнале был опубликован полный отчет о защите докторской диссертации Н.Н. Ланге «Психологические исследования» (1894), представлявшей собой материалы экспериментальных исследований высших психических процессов. Защита превратилась в научный диспут о значении эксперимента в психологии.

Другим источником развития психологии была медицина. Врачи-психиатры С. С. Корсаков, А. А. То- карский, А.Н. Бернштейн, Н.А. Вырубов, В.П. Сербский, П.Б. Ганнушкин, невропатолог Г.И. Россо­лимо — выпускники медицинского факультета университета внесли большой вклад в исследование психологических проблем. Их обращение к психологии было вызвано практическими задачами понимания причин психических и нервных болезней, их диагностики и лечения. Ими предпринимались попытки применения экспериментального метода к исследованию психических явлений. В 1895 г А.А. Токарским в структуре Психиатрической клиники медицинского факультета была создана Психологическая лаборатория. В лаборатории студенты на практических занятиях овладевали методами психологического эксперимента. Создание лаборатории способствовало соединению преподавания психологии с научным исследованием.

Естествоиспытатели и физиологи Московского университета, его выпускники К.Ф. Рулье, И.М. Сеченов (работал здесь в период с 1889 по 1901 гг.), В.А. Вагнер (читал лекции по сравнительной психологии в период с 1885 по 1906 гг), А.Н. Северцов заложили основы естественнонаучной традиции в области сравнительной психологии, изучения эволюции психики и поведения животных. На основе идеи о рефлекторной природе психического И.М. Сече­нов разработал программу построения психологии как самостоятельной объективной науки.

Так в течение XIX столетия в Московском университете на разных факультетах развивалась психология — прежде всего, как предмет общего образования: в те времена она не была отдельной специальностью.

В первом десятилетии XX в. с приходом в университет ГИ. Челпанова (1907) в развитии университетской психологии началась новая эпоха. Статус психологии претерпел коренные преобразования: по инициативе Г.И. Челпанова и по его проекту на пожертвования купца и мецената С.И. Щукина при Московском университете был создан Психологический институт (1912).

ГИ. Челпанов окончил историко-филологический факультет Новороссийского университета (Одесса), где учился у Н.Я. Грота. В Московском университете Г И. Челпанов сдал магистерские экзамены и получип место доцента (1892 г.), а после защиты в Московском университете (1896) магистерской диссертации на тему «Проблема восприятия пространства. Ч. 1» был назначен профессором в Киевском университете. В 1904 г он защитил докторскую диссертацию на тему «Проблема восприятия пространства. Ч. 2). В 1907 г Г.И. Челпанов избран профессором философии и психологии Московского университета.

Целью деятельности Психологического института, называемого в официальном документе «учено­учебным заведением», была разработка психологии и распространение знаний в этой области. В институте разрабатывались различные отрасли психологии, но первенствующее место отводилось общей психологии. ГИ. Челпанов читал лекции по общему курсу. Институт был также и образовательным учреждением: в нем велись практические занятия со студентами, читались лекции. Складывалась продуманная система психологического университетского образования, сочетавшая высокий уровень теоретической подготовки с культурой в области проведения экспериментальных исследований. В университете ГИ. Челпановым была создана научно-образовательная психологическая школа: подготовлено целое поколение психологов, ставших впоследствии крупными учеными, основателями собственных научных школ. Среди них — С.В. Крав- ков, Н.И. Жинкин, А.А. Смирнов, Н.А. Добрынин, В.М. Экземплярский, П.А. Рудик, Б.М. Теплов, А.Н. Леон­тьев и многие другие, всего свыше 150 человек.

Институт начал издавать журнал «Психологическое обозрение» под редакцией Г.И. Челпанова и Г.Г. Шпета (выходил в 1917—1918 гг). Журнал отражал основные направления работы Психологического института: здесь публиковались статьи теоретического и методологического содержания, материалы экспериментальных исследований ощущения, памяти, мышления, внимания, реакций, материалы критико-библиографического содержания.

После ликвидации в университете историко-филологического факультета (1921 г.), при кафедре философии которого находился Психологический институт, преподавание психологии было перенесено на новый факультет общественных наук (ФОН). Психологический институт перешел в ведение ФОНа (1921—1926 гг). Проводимые здесь занятия по психологии давали возможность Институту иметь приток сотрудников и аспирантов из числа студентов, оканчивающих ФОН. В 1924 г. этот факультет окончил А.Н. Леонтьев (основатель и первый декан факультета психологии).

В двадцатые годы прошлого столетия происходила неоднократная реорганизация Института, менялась тематика научно-исследовательской и учебно­педагогической работы. В ситуации развернувшейся кампании по внедрению марксизма в психологию Г И. Челпанов был отстранен с поста директора Института, уволен из университета (1923 г.). Назначенный директором К.Н. Корнилов произвел реорганизацию структуры Института. Увеличился и обновился состав сотрудников. С 1924 г в их числе — А.Р Лурия, Л.С. Выготский, А.Н Леонтьев. Результатом их совместной работы при несомненном лидерстве Л.С. Выгот­ского явилось создание культурно-исторической теории Л.С. Выготского, на базе которой в Институте сложилась научная школа культурно-исторической психологии, ставшая фундаментом развития психологии в Московском университете в последующие годы.

В 1926 г Психологический институт был выведен из состава университета Вслед за этим в университете прекратилось исследование и преподавание психологии и восстановилось оно вновь в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. .В декабре 1941 г Институт был включен в состав философского факультета, а в октябре 1942 г. в его структуре была создана кафедра психологии. Заведующим кафедрой был назначен крупнейший советский психолог С.Л. Рубинштейн, книга которого «Основы общей психологии» (1940 г.) в 1942 г. была удостоена государственной премии. В 1943 г. он был избран членом-корреспондентом АН СССР

В 1943 г для подготовки психологов на философском факультете было открыто отделение психологии. С.Л. Рубинштейн провел огромную работу по созданию профиля профессии психолога, составлению учебных планов и программ, пособий, подбору кадров и организации учебного процесса в целом. В результате его деятельности в университете была воссоздана система университетского психологического образования. В 1947 г. на филологическом факультете было создано также руководимое С.Л. Рубинштейном отделение русского языка, логики и психологии (существовало до 1957 г). Преподавание осуществлялось специалистами Психологического института. Штатный список профессорско-преподавательского состава кафедры психологии на 1942—43 уч. г., включавший семь единиц, состоял из совместителей, сотрудников Института. Это, прежде всего, заведующий С.Л Рубинштейн, в те годы директор Института, профессора В.А. Артемов, Б.М. Теплов, А.А. Смирнов, доценты А.В. Запорожец, П.М. Якобсон. Только один сотрудник — им был А.Н. Леонтьев — состоял в штате. В последующие годы занятия вели и другие сотрудники Института — Д.Б. Эльконин, К.М. Гуревич, Н.Д. Небылицын и другие.

Среди воспитанников отделений — в последующем крупные ученые и организаторы психологической науки: А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова- Славская, О.К. Тихомиров, Л.И. Анцыферова, Ю.Б. Ги- ппенрейтер, В.В. Давыдов, О.А. Конопкин, В.П. Зин­ченко, В.И. Лубовский, А.М. Матюшкин, Н.Н. Поддъя- ков, Я.А. Пономарев, Е.Д. Хомская, Л.С. Цветкова и другие.

Научно-исследовательская работа кафедры под руководством С.Л. Рубинштейна проводилась по единому с Институтом научно-исследовательскому плану, была сосредоточена на принципиальных проблемах теории и истории психологии, общей психологии, решении задач прикладного характера по оборонной тематике: проблемы ночного зрения, восстановления функций руки после ранения, восстановления высших психических функций после локальных поражений мозга — этот цикл работ по проблемам функционального развития, нейропсихологии, психофизиологии проводился в период эвакуации университета в восстановительных госпиталях в г. Кисегач (Челябинская область), а также в Кауровке (под Свердловском). Общей основой всех работ были методологические принципы единства сознания и деятельности, детерминизма, выдвинутые и развиваемые С.Л. Рубинштейном, общепсихо­логическая концепция деятельности, разрабатываемая под руководством А.Н.Леонтьева. На этой же основе строилось также и обучение в университете, в котором основополагающая роль отводилась общей психологии. Значимость этого курса определялась и тем, что его читали С.Л. Рубинштейн, А.Н. Ле­онтьев, А.Р Лурия.

По причинам идеологического характера в апреле 1950 г. С.Л. Рубинштейн был освобожден от заведования кафедрой и отделением психологии. В период с апреля 1950 по июль 1951 гг. кафедрой заведовал Б.М. Теплов. С 1951 г заведующим кафедрой и отделением был назначен А.Н. Леонтьев.

Под руководством А.Н. Леонтьева на основе разработанной им психологической теории деятельности на психологическом отделении развернулась интенсивная научно-исследовательская деятельность по следующим направлениям: общая психология и теория психологии, теоретические проблемы функционального развития (рук. С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев); психофизиология сенсорных процессов (рук. Е.Н. Соколов), нейропсихология (рук. А.Р Лурия), патопсихология (рук. Б.В. Зейгарник), планомерное управляемое формирование умственных действий и понятий (рук. П.Я. Гальперин). С созданием в 1961 г лаборатории инженерной психологии, одной из первых подобных лабораторий в стране (рук. В.П. Зин­ченко) начинается научно-исследовательская работа в этой области. Сотрудниками отделения до середины 60-х гг прошлого столетия опубликовано свыше шестисот работ, среди которых крупные монографии. Книга А.Н. Леонтьева «Проблемы развития психики» удостоена Ленинской премии (1963).

Развитие научной и учебной работы уже в начале 1960-х гг. явно переросло организационные формы отделения; все более проявлялась тенденция превращения психологии в самостоятельную, широко разветвленную область научного знания, связанную не только с философской проблематикой, но и с нейронауками, некоторыми разделами технических наук и математики, с кибернетикой и др. Создавались новые научные институты, которые нуждались в психологических кадрах. Назрела необходимость изменить статус психологии в университете, и это потребовало огромной организаторской работы. Определяющая роль в создании факультета психологии принадлежала Алексею Николаевичу Леонтьеву. В этой работе он опирался на весь коллектив отделения. Ректор университета И. Г Петровский считал вопрос об организации самостоятельного факультета своевременным и поддерживал деятельность А.Н. Леонтьева по его строительству. В 1966 г вышел приказ о создании в университете факультета психологии, А.Н. Леонтьев стал его первым деканом.

Структура созданного в 1966 г. факультета предусматривала обучение на дневном и вечернем отделениях и включала три кафедры (общей и прикладной психологии, психофизиологии и нейропсихологии, педагогики и педагогической психологии) и научные лаборатории: психофизиологии ощущений, инженерной психологии, нейропсихологии, генетической психологии, программированного (управляемого) обучения.

Создание факультета совпало с другим крупным событием, также проходившим в университете и связанным с именем А.Н. Леонтьева. 4—7 августа 1966 г. на базе отделения психологии Московского университета и Института психологии (в то время находившегося в ведении Академии Педагогических наук РСФСР) состоялся XVIII Международный психологический конгресс, один из самых представительных форумов мировой науки. Ведущую роль в организации конгресса, в работе его программного комитета и секретариата играли ученые Московского университета. В нем участвовало 4500 ученых из 44 стран. Среди них виднейшие психологи США: К. Прибрам, Н. Мил­лер, X. Дельгадо, Ю. Бронфенбреннер, Дж. Брунер, Д.Б. Линдсли и др., Франции: П. Фресс, С. Флорес, Р Шовен, Р Заззо и др., Англии: Д. Бродбент, В. Грей Уолтер и др., Швейцарии — Ж. Пиаже, Б. Инельдер и других стран.

Президентом конгресса был А.Н. Леонтьев. Он выступил с речью-докладом «Проблема отражения и ее значение для психологии». В докладе обосновывалось положение о том, что отражение является активным творческим процессом, осуществляясь в элементарных формах сенсомоторными аппаратами организма, а в высших формах — с помощью сложных видов символической деятельности, позволяющей человеку усваивать исторический опыт предшествующих поколений и осуществлять более глубокие формы отражения действительности. С вечерними лекциями выступили: А.А. Смирнов (СССР) — о путях развития советской психологии, Ж. Пиаже (Швейцария) — о междисциплинарных связях и положении психологии среди других наук, Н. Миллер (США) — об исследованиях в области теории учения и психопатологии.

В конце шестидесятых годов психология стала востребованной на промышленных предприятиях, в военной промышленности, в неврологических и психиатрических клиниках. Создавались новые научные институты, которые нуждались в психологах. Выявились актуальные социально-психологические задачи. Расширилась психолого-педагогическая проблематика. Это потребовало расширения подготовки специалистов в прикладных областях психологии, организации новых кафедр.

В 1970 г. в соответствии с приказом по Министерству высшего и среднего специального образования (пр. №631 от 17 сентября 1970) кафедры факультета были преобразованы в следующие шесть кафедр: общей психологии (зав.: проф. А.Н. Леонтьев (1970— 1979 гг), А.А. Бодалев (1979—1989 гг), О.К. Тихоми­ров (1989—1999 гг), В.Ф. Петренко (1999—2000 гг), проф. Б.С. Братусь (с 2001 г.)), психологии труда и инженерной психологии (зав.: проф. В.П. Зинчен­ко (1970—1983 гг.), Е.А. Климов (1983—2002 гг.), Ю.К. Стрелков (с 2002 г.)), психофизиологии (зав.: проф. Е.Н. Соколов (1970—1999 гг), А.М. Чернори- зов (с 1999 г)), нейропсихологии и патопсихологии (зав.: проф. А.Р. Лурия (1970—1980 гг), Ю.Ф. Поляков (1980—2001 гг.), А.Ш. Тхостов (с 2001 г.)), детской психологии (зав.: проф. П.Я .Гальперин (1970—1983 гг.), С.Н. Карпова (1983—1989 гг.), А.И. Подольский (с 1989 г.)), педагогики и педагогической психологии (зав.: проф. Н.Ф. Талызина (1970—1996 гг.), И.И. Ильясов (с 1996 г)). В 1972 г была организована кафедра социальной психологии (зав.: проф. ГМ. Анд­реева (1972—1989 гг), А.И. Донцов (1989 — 02.2006 гг.), ТГ Стефаненко (с 03.2006 г.).

С начала 70-х годов введена подготовка студентов по пяти специализациям: общая психология, психология труда и инженерная психология, медицинская психология, возрастная и педагогическая психология, социальная психология.

С деятельностью А.Н. Леонтьева связано изменение статуса психологической науки. В 1968 г ВАК выделил психологические науки в самостоятельную группу из общего состава педагогических и включил психологию в перечень отраслей науки, по которым присуждаются ученые степени. С 1977 г. факультет издает свой журнал «Вестник МГУ. Серия 14. Психология» .

После смерти А.Н.Леонтьева деканом факультета был назначен профессор А.А. Бодалев, представитель ленинградской психологической школы, выпускник отделения психологии философского факультета Ленинградского университета.

В качестве декана, А.А. Бодалев считал важным обеспечить в работе факультета правильное соотношение трех ее сторон: теоретической, экспериментально-эмпирической и прикладной. В 80-е гг. продолжались научные исследования в области теории деятельности, ее категориального аппарата; изучались отдельные виды деятельности: трудовая (Е.А. Климов и сотрудники), учебная (Н.Ф. Та­лызина, И.И. Ильясов, З.А. Решетова Н.Г. Салмина), совместная деятельность. С позиций теории деятельности продолжалось теоретическое и экспериментальное изучение познавательных процессов (Б.М. Величковский, А.Д. Логвиненко, О.К. Тихомиров, В.В. Петухов, С.Д. Смирнов и др.), сознания (Е.Ю. Арте­мьева, В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелев). Интенсивно разрабатывались вопросы изучения психической деятельности животных в онто- и филогенезе, в том числе и их прикладные аспекты (К.Э. Фабри, Н.Н. Мешкова)

А.А. Бодалев организовал при факультете Центр психологической помощи семье. Исходя из понимания предмета исследования психологии, включающего широкий круг проблем — от познания до личности, он поставил перед коллективом факультета задачу не сводить этот предмет к познанию, но развивать исследования в области общения, личности, традиционно разрабатываемые на факультете недостаточно интенсивно. Именно в 80-е гг важнейшей темой становится психология личности в различных кон­текстах: в связи с проблемами диагностики, восприятия человека человеком (В.В. Столин, А.А. Бода­лев), изучения структур и динамики смысловых образований личности (Б.С. Братусь, А.Г. Асмолов, Ё.В. Бо­роздина, Е.Е. Насиновская и др.), анализа личности в структуре внутрисемейных отношений (А.А. Бо­далев, В.В. Столин, А.С. Спиваковская и др.). Разрабатывались социально-психологические проблемы исследования личности. В область исследований включается проблема общения (А.А. Бодалев, ГМ. Ан­дреева, Ё.В. Матвеева, А.У Хараш, Н.Н. Богомолова, А.А. Леонтьев), социально-психологического тренинга . На кафедре социальной психологии основной темой исследований становится проблема социального восприятия.

В период с 1986 по 2000 гг деканом факультета психологии был профессор Е.А. Климов, выпускник Казанского университета, ученик профессора В.С. Мер­лина, создателя известной научной школы психологии индивидуальности. Е.А. Климов — крупный специалист в области психологии труда и ее истории. За цикл работ по проблемам психологии профессиональной деятельности удостоен академической премии имени С.Л. Рубинштейна за 2002 г

Е.А. Климов поддерживал сложившееся на факультете многообразие объектов исследования — от нейронных механизмов психических процессов (Е.Н. Соколов и его школа), исследования личности (Д.А. Леонтьев, А.Г Асмолов), субъективных способов репрезентации мира в сознании субъекта (Е.Ю. Ар­темьева, В.Ф. Петренко) до этнопсихологии (Т.Г Сте­фаненко), психологии малых групп и коллективов (А.И. Донцов). Поддерживая идеи компьютеризации (в области психодиагностики, в практикуме), Е.А. Климов способствовал открытию кафедры психологии и инженерии знаний (зав. проф. Б.М. Величковский (1989—1993)). В 1991 г в структуру факультета включена кафедра педагогики, психологии и методики преподавания в высшей школе, ранее (1978 г.) существовавшая на факультете повышения квалификации МГУ. Заведующим этой кафедрой был назначен проф. С.Д. Смирнов. В 1998 г. открыта кафедра психологии личности (зав. проф. А.Г. Асмолов). Расширение областей исследований, проводящихся на факультете, создавало объективные основы для организации новых структурных подразделений. По инициативе Е.А. Климова были частично преобразованы существовавшие и организованы новые подразделения: Центр по переподготовке работников сферы образования (1989 г., декан проф. Н.Ф. Талызина), лаборатория психологии общения и психосеманти­ки (1990 г., проф. В.Ф. Петренко; удостоен академической премии имени С.Л. Рубинштейна за 1999 г.), лаборатория по изучению личности в экстремальной стрессовой жизненной ситуации (1990 г., зав. канд. психол. наук М.Ш. Магомед-Эминов), лаборатория нейропсихологии (1992 г. , зав. проф. Т.В. Аху- тина), лаборатория психологии труда (1992 г. , зав. проф. А.Б. Леонова), лаборатория психологии профессий и конфликта (1992 г., зав. проф. Е.А. Климов). Созданные структуры позволили организационно оформить сложившиеся ранее направления в области научных исследований и подготовки профессиональных психологов, создать более благоприятные условия для развития наиболее актуальных областей психологической науки.

В 90-х годах широкое распространение получили подготовка по второй специальности и годичная переподготовка лиц, имеющих высшее образование. Психология оказалась востребованной в сферах рекламы и политики, управления и организации, кадровой работы, личных проблем человека. Организована система дополнительного образования по различным программам.

В 2000 г. деканом факультета психологии избран и в 2005 г. переизбран на новый срок профессор А.И. Донцов.

Он продолжил работу по совершенствованию и развитию структуры факультета В 2003 г. были организованы две новые кафедры: методологии психологии (зав. доктор психол. наук Ю.П. Зинченко) и пси­хогенетики (зав. доктор психол. наук М.С. Егорова). В 2004 г кафедры педагогики и методики преподавания в высшей школе и педагогики и педагогической психологии преобразованы в новую кафедру психологии образования и педагогики (зав. проф. С.Д. Смир­нов). В этом же году создана кафедра экстремальной психологии и психологической помощи (зав. доцент М.Ш. Магомед-Эминов); лаборатория по изучению личности в экстремальной стрессовой жизненной ситуации (в 2004 г. преобразована в научно­учебный центр психологической помощи).

В марте 2006 г. и.о.декана факультета психологии избран профессор Ю.П. Зинченко.

В настоящее время структура факультета включает десять кафедр, шесть лабораторий, два научно-учебных центра.

Ученые факультета разрабатывают проблемы: методологии, теории и истории психологии; методического аппарата современной психологии, в том числе на базе информационных технологий; общих закономерностей и индивидуальных особенностей психического развития и обучения детей, подростков и молодежи в изменяющемся мире; психического здоровья: норма, отклонение, диагностика, коррекция; психологии формирования, функционирования и развития человека как профессионала; психологии социальных групп и организаций; психологии когнитивных процессов в общепсихологическом, психофизиологическом, нейропсихологическом и социально-психологическом аспектах; диагностики, коррекции, психологической помощи человеку в экстремальных условиях; психологии формирования установок толерантного сознания; культурно-исторической психологии личности и сознания.


На основе установок, восходящих к теории деятельности, на факультете успешно развиваются крупные научные школы А.Н. Леонтьева, А.Р Лурия, Б.В. Зейгарник, Е.Н. Соколова, П.Я. Гальпе­рина, Г.М. Андреевой. Лауреатами премии Президента России в области образования (1999 г) стали П.Я. Гальперин (посмертно), Н.Ф. Талызина, Н.Г. Сал- мина, З.А. Решетова, Л.Ф. Обухова, И.И. Ильясов, И.А. Володарская, Л.И Айдарова, А.И. Подольский, Н.Н. Нечаев (в настоящее время проректор и зав. кафедрой Московского государственного лингвистического университета). Лауреатами премии им. М.В. Ломоносова за научную работу являются профессора А.Р Лурия (1967 г.), Е.Д. Хомская (1972 г.) А.Н. Леонтьев (1976 г.) Б.В. Зейгарник (1978 г.), ГМ. Андреева (1984 г), Л.С. Цветкова (1998 г), Н.Ф. Та­лызина (2001 г), З.А. Решетова (2003 г.). Удостоены премии им. М.В. Ломоносова за педагогическую деятельность, создание уникальных курсов лекций, учебников и учебных пособий проф. Е.Н. Соколов (1992 г), Е.А. Климов (1999 г), ГМ. Андреева (2001 г), А.А. Леонтьев (2002 г.), доц. В.В. Петухов (1993 г.), В.Я. Романов (1995 г.), О.А. Карабанова (2001 г.), И.А Володарская (2002), Е.Е Соколова (2004 г.), Н.Н. Данилова (2004 г), В.В. Умрихин (2005 г), Л.А. Петровская (2005 г). Профессор Е.Н. Соколов награжден Международной ассоциацией психофизиологов Премией столетия (1998 г.).

Научно-педагогическую деятельность ведут более 70 докторов и 140 кандидатов психологических наук, в том числе 1 член-корреспондент РАН и 12 действительных членов и членов-корреспондентов РАО. В настоящее время на факультете обучается более 1000 студентов и 120 аспирантов. Формы обучения — дневная и вечерняя. Срок обучения на дневном отделении 5 лет, на вечернем — 6 лет. Обучение ведется по специальностям «психология» и «клиническая психология». Специализация начинается после 6 семестра на дневном отделении и после 8 — на вечернем. Выпускникам присваивается квалификация «Психолог. Преподаватель психологии» по специальности «Психология» и «Психолог. Клинический психолог. Преподаватель психологии» по специальности «Клиническая психология».

Из 5044 часов аудиторных занятий, отводимых на лекции, семинары, лабораторные работы и практические занятия, 19% приходится на общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; 13% на общеобразовательные дисциплины естественнонаучного и математического цикла; 38% на общеобразовательные психологические дисциплины; 22% на дисциплины специализации; 5% на факультативные дисциплины и дисциплины по выбору. Подготовка к практической работе осуществляется через систему спецпрактикумов и учебных практик на местах будущей работы. На 5 курсе проводится производственная практика. Базовыми .учреждениями для практики являются научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения и школы, психологические лаборатории клиник и предприятий, психологические центры и консультации. На факультете работает научное студенческое общество, ежегодно проводятся Всероссийские научные студенческие конференции и выездные научные психологические школы. Факультет возглавляет учебно-методический совет направления «Психология» и «Клиническая психология» в составе Учебно-методического объединения (УМО) по классическому университетскому образованию (председатель совета — и.о. декана факультета проф. Ю.П. Зинченко).

С 2000/2001 уч.г на факультете психологии открыт прием в магистратуру для лиц, имеющих диплом бакалавра психологии, а также для специалистов-психологов, желающих освоить новую специализацию. На факультете психологии существует обучение лиц с высшим образованием (обучение — 3,5 года), организована система дополнительного образования (профессиональной переподготовки). Система направлена на освоение одной из областей практической психологии в соответствии с одной из предлагаемых на факультете программ (организационная психология и управление персоналом, психолог-консультант в социальных системах, психолого-педагогические основы учебного процесса и др.). Срок обучения по различным программам дополнительного образования — от 9 до 18 месяцев.

С 1999 г. в соответствии с решением Правительства Российской Федерации и с согласия Правительства Украины в г. Севастополе был открыт Черноморский филиал МГУ, в составе которого есть факультет психологии С 2006 г начал действовать филиал МГУ в г. Ташкенте, в составе которого также есть факультет психологии. Подготовка психологов в филиалах ведется по специальности «Психология». Занятия проводятся на русском языке преподавателями факультета по учебным планам и программам факультета.

За 40 лет факультетом подготовлено более 6000 специалистов, среди них 80 докторов и около 900 кандидатов наук. С момента организации факультет принимает активное участие в развитии учебно-методической работы в области психологии, во многом определяя принципы разработки учебных планов и образовательного стандарта подготовки специалистов-психологов. Созданные профессорами и сотрудниками факультета учебники и учебные пособия являются крупным вкладом в процесс обеспечения учебного процесса подготовки профессиональных психологов в стране.

Информация об авторах

Ждан Антонина Николаевна, доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологи факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Действительный член Российской академии образования, член редакционного совета научного журнала «Методология и история психологии»., Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0001-3068-4971, e-mail: zhdan@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 848
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 18

Скачиваний

Всего: 934
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 10