Современное состояние проблемы высокофункционального аутизма

14

Аннотация

Актуальность и цель. В настоящее время подгруппа высокофункциональный аутизм (high functional autism, HFA) в группе расстройств аутистического спектра (РАС) не рассматривается как отдельная нозологическая единица. При этом в ряде зарубежных исследований распространенности аутизма показано, что у 10% людей с РАС диагностирован HFA. Рассмотрены ключевые особенности HFA, отличия этой подгруппы расстройств от других подгрупп РАС. Обобщены данные о современном состоянии проблемы HFA. Более четкое понимание как психологических, так и нейрофизиологических особенностей высокофункционального аутизма поможет получить корректные результаты диагностики, избежав ошибок при планировании терапии и сопровождения.

Методы и методики. Проведен систематический обзор литературных источников, размещенных в научных´базах данных PubMed, MedLine, Научная электронная библиотека. Основные поисковые термины: высоко- функциональный аутизм, HFA, синдром Аспергера, расстройства аутистического спектра, РАС, диагностика, речевые нарушения. В анализ для обзора были включены 42 статьи зарубежных и отечественных специалистов, наиболее точно соответствующих исследуемой тематике.

Результаты. Профиль развития людей с высокофункциональным аутизмом отличается от профиля развития людей с аутизмом с когнитивными и речевыми нарушениями: для первого характерен своеобразный стиль социального взаимодействия и более высокий уровень речевого и когнитивного развития. Высокий уровень интеллекта помогает людям с HFA освоить социальные правила и лучше адаптироваться.

Выводы. В раннем онтогенезе выделить социальные нарушения у людей с высокофункциональным аутизмом сложно, в том числе из-за отсутствия разработанного диагностического инструментария, и существует потребность в более внимательной оценке детей с подозрением на высокофункциональный аутизм, а также в разработке надежных чувствительных инструментов оценки для последующей терапии и выстраивания маршрутов сопровождения.

Общая информация

Ключевые слова: высокофункциональный аутизм, синдром Аспергера, расстройства аутистического спектра, диагностика, дифференциация, электроэнцефалограмма, нейробиология

Рубрика издания: Исследование РАС

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2024220401

Получена: 06.02.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Данилина К.К., Салимова К.Р. Современное состояние проблемы высокофункционального аутизма // Аутизм и нарушения развития. 2024. Том 22. № 4. С. 4–12. DOI: 10.17759/autdd.2024220401

Полный текст

Введение

Обсуждение термина «высокофункциональный аутизм» (high functional autism, HFA) невозможно без понимания того, как формировалось понятие аутизм в целом. Термин «аутизм» был введен швей- царским психиатром Э. Крепелином в 1911 году, однако более широкую популярность он приобрел благодаря трудам Е. Блёйлера, который применял его при описании одного из аспектов шизофрении. В 1943 году Л. Каннер использовал термин «ран- ний детский аутизм» при описании поведенческого стереотипа 11-ти детей [1; 17; 18; 38]. Параллельно немецкий психиатр Г. Аспергер исследовал анало- гичный поведенческий стереотип, но у детей с нор- мальным интеллектом и речью. Лишь в 1981 году данное нарушение было выделено в качестве отдельной нозологической единицы — синдрома Асперге- ра. Поскольку при аутизме симптоматика проявля- ется с первых лет жизни, в 1994 г. он был включен в Международную классификацию болезней (МКБ) 10-го пересмотра, в раздел «Нарушения психологи- ческого развития» (F84.5). В одиннадцатом пере- смотре классификации (МКБ-11) синдром Аспергера включен в более широкую группу расстройств спектра аутизма [4].

Что подразумевает термин «высокофункцио- нальный» применительно к аутистическим нарушениям? Высокофункциональными расстройства спектра аутизма преимущественно называют в пси- хологической терминологии, а в медицинских клас- сификациях МКБ-10, МКБ-11, а также в принятом в США Диагностическом и статистическом руко- водстве по психическим расстройствам (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders — DSM) четвертого и пятого пересмотров этот термин от- сутствует. Аутистические нарушения относят к группам низкофункциональных или высокофунк- циональных в зависимости от уровня интеллекта, определяемого по тесту Векслера: в первой группе уровень IQ ниже 70, во второй — выше 70. При этом проведено достаточно исследований, в которых сравниваются различия HFA и синдрома Асперге- ра, однако результаты таких исследований противо- речивы. В одних работах показана связь HFA с син- дромом Аспергера [22; 29], в других, — что различия между синдромом Аспергера и HFA затрагивают только ранее речевое развитие [15; 33]. В 1995 году Klin с соавторами обнаружили различия между синдромом Аспергера и HFA в 11-ти нейропсихоло- гических сферах [21]. В других исследованиях, на- против, по данным нейропсихологических тестов, различий не было выявлено [37]. Часто в литерату- ре либо используется один общий термин «синдром Аспергера—HFA», либо эти два термина использу- ются взаимозаменяемо [22; 25]. С точки зрения от- ечественной психиатрии, высокофункциональный аутизм также принято считать синонимом синдро- ма Аспергера. Принимая во внимание имеющиеся терминологические подходы, в обзор авторы вклю- чали как исследования, касающиеся HFA, так и ка- сающиеся синдрома Аспергера.

Методы и методики

Для более четкого представления об особенностях HFA, качественной диагностики и планирования корректного сопровождения выполнен обзор российских и зарубежных исследований, посвященных проблеме HFA и синдрому Аспергера и опубликован- ных в научных базах данных Научная электронная библиотека, PubMed, MedLine. Cформулированы основные поисковые термины: высокофункциональ- ный аутизм, HFA, синдром Аспергера, расстройства аутистического спектра, диагностика, речевые на- рушения. В анализ для обзора включены 42 статьи отечественных и зарубежных исследователей, в которых отражена тематика HFA и его диагностики, в том числе, отсутствие специфических маркеров для диагностики в раннем возрасте.

Особенности людей с HFA

В силу гетерогенности группы проявления рас- стройств аутистического спектра (РАС) могут варьи- ровать от легких до тяжелых и сочетаться с другими нарушениями. Помимо классической триады нарушений, при РАС также могут присутствовать: когнитивная и поведенческая ригидность; измененная сенсорная чувствительность; трудности при обработ- ке сенсорной информации и при эмоциональной регуляции [6].

Большинство специалистов единогласны в том, что для HFA, так же как и для других форм РАС, характерно нарушение социального взаимодействия [38; 40]. Люди с HFA, как правило, мотивированы на взаимодействие с другими, но оказываются социаль- но изолированными из-за своего необычного стиля общения, часто чрезмерно формального и затрагива- ющего исключительно их своеобразные интересы не- зависимо от того, заинтересован ли в теме собеседник [41]. Дети с HFA часто демонстрируют ограниченные модели поведения и стереотипные движения и дей- ствия. Ретроспективный анализ случаев, проанализи- рованных Г. Аспергером, показал, что из 44-х человек у 82% присутствовали особые ограниченные интересы [13]. Среди людей с HFA такое поведение чаще всего проявляется как сопротивление изменениям в личном распорядке, или в ближайшем окружении, или как протест против препятствий в удовлетворе- нии своего ограниченного интереса. Последний, как правило, сосредоточен на накоплении больших объ- емов информации по конкретной теме, что отнимает у человека много времени и преобладает над другими видами деятельности. Такая интенсивность отличает ограниченные интересы людей с HFA от интересов их сверстников. Важно отметить, что такие интересы имеют приоритет над социальной деятельностью со сверстниками, а взаимодействие с другими людьми может принимать форму монолога. Также примеча- тельно то, что с возрастом вовлеченность в такие ин- тересы увеличивается [14].

Речевые особенности

Дети с HFA часто начинают говорить раньше, чем ходить, в отличие от других форм РАС, когда речь формируется с задержкой [16; 42]. При HFA люди часто бывают многословными, им трудно придержи- ваться темы разговора [7]. Также характерны другие особенности речи, например, в ней может отсутство- вать нормальная просодия, а также она может быть не- обычной с точки зрения громкости, темпа или ритма, быть слишком быстрой и громкой, или, напротив, с длительными паузами, очень тихой. Иногда длитель- ные паузы отражают трудности, с которыми сталки- ваются люди с HFA при формулировании ответов на вопросы и структурировании своего высказывания. Люди с HFA обычно бегло говорят, но испытывают затруднения при участии в диалоге. У них также мо- гут возникать трудности при понимании метафор [13]. Было высказано предположение, что эти трудности могут быть связаны с нарушениями центральной об- работки речевой информации [13], в частности, слов и фраз, имеющих переносное значение [16]. При обще- нии люди с HFA чаще всего не понимают иронию и скрытый смысл высказывания [28].

Нейрофизиологические особенности

Несмотря на частое сходство электроэнцефало- грамм (ЭЭГ) людей с HFA и с возрастной нормой, при анализе количественных характеристик ЭЭГ в этой группе выявляются определенные черты, что вместе с другими методами оценки может оказать су- щественную помощь диагностике. По данным разных авторов, при HFA наблюдается опережение созрева- ния биоэлектрической активности головного мозга [2; 7]. В возрасте 3—4 года в ЭЭГ доминирует 9—10 Гц компонент альфа-ритма, а в 6—7 лет преобладающим становится 10—11 Гц компонент альфа-ритма, кото- рый у нейротипичных детей становится доминирую- щим в 10—11 лет. Разными авторами показано также снижение амплитудной характеристики альфа-активности [2] и общее снижение индекса альфа-активности [12].

Для подгруппы HFA, как и для всей группы РАС, характерно увеличение индекса бета-2 активности, что может быть связано с нарушением соотношения процессов возбуждения-торможения [2]. Эпи-активность при HFA преимущественно регистрируется в височных отделах коры, встречается реже, чем в остальной группе РАС, но чаще, чем в общей популяции [11; 34].
Что касается медленноволновой активности, согласно некоторым данным, в группе HFA показано увеличение абсолютной спектральной плотности дельта-активности, а также увеличение относительной спектральной плотности дельта-активности в передних отделах коры головного мозга [12]. По другим данным, медленные формы активности не увели- чены, по сравнению с возрастной нормой, а в тета-полосе частот значения спектральной плотности могут быть ниже, чем у нейротипичных детей [2].
Таким образом, несмотря на неспецифичность нейрофизиологической оценки, она играет важную роль при диагностике HFA, поскольку отражает нарушение возрастных закономерностей формирова- ния ЭЭГ.

Отличия HFA от других форм РАС

HFA в значительной степени отличается от дру- гих форм РАС отсутствием задержки когнитивно- го и языкового развития и некоторой социальной адаптированностью людей [14; 35]. И иногда это позволяет четко определить HFA, в то время как при других формах РАС необходимы дополнительные исследования, такие как оценка двигательной активности и нейропсихологическая оценка. Пока- зано, что при HFA высока вероятность двигатель- ных нарушений (так называемой неуклюжести); некоторые авторы также отмечали неспособность к невербальному обучению (non-verbal learning disability, NVLD), в отличие от людей с другими формами РАС и сходным когнитивным уровнем [36]. Поэтому HFA нередко диагностируют позже, чем другие формы РАС, часто после трех лет [19; 20]. С точки зрения клинических симптомов люди с HFA имеют более слабые двигательные навыки и лучше развитую речь, чем люди из других подгрупп РАС [30]. Изучение нейромоторного поведе- ния дополнительно подтвердило различия между группами HFA и аутизм в паттернах походки. В исследовании Nayate с соавторами паттерн походки у людей с HFA меньше отличался от походки нейро- типичных людей по количественным нарушениям, чем у людей с аутизмом, что позволяет предполо- жить разное вовлечение мозжечка [31].

Диагностика HFA

Распространенность HFA ниже распространен- ности РАС. В исследованиях, описанных в англоязычных источниках, показано, что из 50-ти человек в возрасте от 6-ти до 17-ти лет у одного выявляется РАС [9], при этом у 10% из этих людей был диагностирован HFA [3; 32]. HFA представляет собой форму РАС, при которой нарушения затрагивают в основном социальное взаимодействие, а не речевое или когнитивное развитие. Люди с HFA с трудом понимают социальные правила и концепции, осо- бенно связанные с эмпатией, с уместностью в бесе- де любимых ими тем, но при этом могут говорить бегло и красноречиво. По речевому развитию люди с HFA сильно выделяются среди людей с прочими формами аутизма в лучшую сторону. Дети с HFA используют отдельные слова к 2-м годам и полные фразы к 3-м годам, в то время как дети с РАС испы- тывают трудности с отдельными словами и фразами и после 3-х лет [26]. Часто в подростковом возрас- те и в периоды стресса и изменений у людей с HFA проявляется больше аутистической симптоматики из-за трудностей в понимании различных правил социального взаимодействия и адаптации к ним. В России детям с задержкой речевого развития ча- сто ошибочно ставится диагноз аутизм, в том числе присутствовавший ранее в МКБ-10 диагноз синдром Аспергера.
Осложняет диагностику HFA отсутствие стан- дартизированных методов выявления, особенно в части типичных для этой подгруппы социальных нарушений. HFA и другие формы РАС обычно диа- гностируются в несколько этапов. Первоначальный скрининг развития проводится во время регулярных медицинских осмотров у педиатра, при которых тщательно собирается анамнез, и проводится наблюдение за ребенком. Если отмечаются какие-либо симптомы, связанные с РАС, ребенка направляют на комплексное обследование группой профессионалов, в состав которой обычно входят психиатр, невролог, психолог, логопед и другие специали- сты, имеющие опыт диагностики таких детей. Для диагностики психических расстройств психиатры опираются на DSM-5 и МКБ-11 [4; 27]. В МКБ-11 HFA не выделен в отдельную подгруппу РАС, однако может быть отнесен к подгруппе «Расстройства аутистического спектра без нарушения интеллекту- ального развития и с легким нарушением функцио- нального языка или без него».
В России в настоящее время широко используют- ся методики, являющиеся золотым стандартом для диагностики РАС — ADOS-2 [24] и ADI-R [5; 24]. ADOS-2 (План диагностического обследования при аутизме, второе издание) — полуструктурированная стандартизированная методика диагностики обще- ния, социального взаимодействия, игры и ограни- ченного/повторяющегося поведения. Этот инстру- мент позволяет провести в России качественную и количественную оценку аутистических симптомов в соответствии с DSM-5 и МКБ-10. Чувствитель- ность ADOS-2 составляет от 0,83 до 0,91, а специфич- ность — от 0,86 до 0,94. ADI-R (Autism Diagnostic Interview-Revised) — интервью для диагностики ау- тизма. Опросник, предназначенный для родителей и специалистов, включает 93 вопроса, оценивает каче- ство социального взаимодействия, общение и речь, повторяющиеся и стереотипные интересы и поведе- ние. В опроснике также есть пункты, оценивающие самоповреждающее поведение и гиперактивность. Хотя ADI-R представляет собой научно обоснованный метод для выявления аутистических черт у детей, у него есть свои недостатки. Главный из них — опора на субъективную оценку, даваемую родителями или специалистами, что ведет к необходимости тщатель- ной интерпретации полученного результата. Поэтому методику ADI-R рекомендуется использовать вместе с Планом диагностического обследования при аутиз- ме [24]. В целом, использование этих двух инстру- ментов в комбинации эффективно, поскольку они дополняют друг друга. Однако несмотря на высокую специфичность и чувствительность, они не являются специфичными для HFA, равно как и для любой другой группы РАС.
В зарубежных странах для более точной постанов- ки диагноза используются тесты и опросники, спец- ифичные для HFA, а часто и для синдрома Аспер- гера, которые заполняют родители детей, тьюторы, учителя или психологи. К ним относятся детский тест на синдром Аспергера (Childhood Asperger’s Syndrome Test), а также диагностическая шкала синдрома Аспергера (Asperger’s Syndrome Diagnostic Scale, ASDS), шкала расстройств Г. Аспергера (Gilliam Asperger’s Disorder Scale, GADS) и индекс расстройств К. Аспергера (Krug Asperger’s Disorder Index, KADI) [10]. Среди них KADI продемонстри- ровал самую высокую надежность и достоверность. Несмотря на отсутствие стандартизированного про- цесса диагностики HFA, эти шкалы предоставляют более индивидуализированную и полную оценку людей с HFA (и с РАС) на основе ограниченного поведения и социального взаимодействия, при этом рейтинг достоверности варьирует от 83 до 90% [10]. Он основан на проценте соответствия диагноза, по- ставленного врачом, и на результатах заполнения рейтинговой шкалы. Именно поэтому рейтинговые шкалы рекомендуют использовать для более точной оценки при диагностике HFA.

 

Выводы

В настоящее время HFA не рассматривается как отдельная нозологическая единица, и многие спе- циалисты используют термины HFA и синдром Аспергера как синонимы. Первоначальное описание синдрома Г. Аспергером [8; 39] подчеркивало ряд клинических особенностей, включая более позднее начало, чем обычно при расстройствах аутистиче- ского спектра с нормативным интеллектом. Основ- ная черта — особый стиль социального взаимодей- ствия — приводит к отчуждению от других людей, особенно от сверстников. Непонимание социальных норм и правил ведения диалога, а также и ожиданий собеседника часто приводит к поведенческим про- блемам и социальной изоляции. Хотя такой профиль развития отличается от профиля человека с аутиз- мом с когнитивными и речевыми нарушениями, в на- стоящее время отсутствуют специфические маркеры, которые позволят диагностировать эту подгруппу в раннем возрасте. Тем не менее, именно у подгруппы HFA есть потенциал для лучшей социальной адапта- ции по сравнению с людьми, имеющими другие фор- мы аутизма. В связи с этим существует потребность в разработке надежных и чувствительных диагности- ческих инструментов, которые для своевременной психолого-педагогической коррекции могли бы ис- пользовать как педагоги, работающие с РАС, так и другие специалисты, что позволит более эффективно выстроить систему помощи.

Литература

  1. Башина В.М. О синдроме раннего детского аутизма Каннера // Журнал неврологии и психиатрии им С.С. Корсакова. 1974. Т. 74. № 10. С. 1538—1542.
  2. Горбачевская Н.Л., Мамохина У.А., Вершинина Н.В. и др. Особенности спектральных характеристик ЭЭГ у лиц с расстройствами аутистического спектра // Психиатрия. 2018. № 2. С. 48—54.
  3. Иовчук Н.М., Северный А.А. Проблемы диагностики и коррекции аутизма у детей (на примере синдрома Аспергера) // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2014. Т. 114. № 1: Ч. 2. С. 15—19.
  4. МКБ-11 | Международная классификация болезней 11-го пересмотра: [Электронный ресурс]. 2024. URL: https://icd11.ru (дата обращения: 12.02.2024).
  5. Сорокин А.Б., Давыдова Е.Ю., Самарина Л.В. и др. Стандартизированные методы диагностики аутизма: опыт использования ADOS-2 и ADI-R // Аутизм и нарушения развития. 2021. Т. 19. № 1. С. 12—24. DOI:10.17759/autdd.2021190102
  6. Тюшкевич С.A., Мамохина У.А., Данилина К.К. и др. К вопросу о механизмах возникновения расстройств аутистического спектра: описание семейного случая // Аутизм и нарушения развития. 2020. Т. 18. № 2. С. 32—40. DOI:10.17759/autdd.2020180205
  7. Чиж Д.И., Петрова Е.В., Мужиков В.С. и др. Особенности ЭЭГ-диагностики у детей с расстройствами аутистического спектра // Ульяновский медико-биологический журнал. 2021. № 2. С. 69—82. DOI:10.34014/2227- 1848-2021-2-69-82
  8. Asperger H. Die ‚aunstisehen Psychopathen‘ im Kindesalter // Archiv fur psychiatrie und Nervenkrankheiten. 1944. Vol. 117. Pp. 76—136.
  9. Blumberg S.J., Bramlett M.D., Kogan M.D. et al. Changes in prevalence of parent-reported autism spectrum disorder in school-aged US Children: 2007 to 2011—2012 // National Health Statistics Reports. 2013. Vol. 65. Pp. 1—11.
  10. Campbell J. Diagnostic assessment of Asperger’s disorder: a review of five third-party rating scales // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2005. Vol. 35. Pp. 25—35. DOI:10.1007/s10803-004-1028-4
  11. Cederlund M., Gillberg C. One hundred males with Asperger syndrome: A clinical study of background and associated factors // Developmental Medicine and Child Neurology. 2004. Vol. 46. № 10. Pp. 652—660. DOI:10.1017/ s0012162204001100
  12. Clarke A.R., Barry R.J., Indraratna A. et al. EEG activity in children with Asperger’s Syndrome // Clinical Neurophysiology. 2016. Vol. 127. № 1. Pp. 442—451. DOI:10.1016/j.clinph.2015.05.015
  13. Gold R., Faust M. Right hemisphere dysfunction and metaphor comprehension in young adults with Asperger syndrome // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2010. Vol. 40. Pp. 800—811. DOI:10.1007/s10803-009-0930-1
  14. Hippler K., Klicpera C. A retrospective analysis of the clinical case records of autistic psychopaths’ diagnosed by Hans Asperger and his team at the University Children’s Hospital, Vienna // Philosophical Transactions of the Royal Society of London: Series B: Biological Sciences. 2003. Vol. 358. № 1430. Pp. 291—301. DOI:10.1098/ rstb.2002.1197
  15. Howlin P. Outcome in high-functioning adults with autism with and without early language de- lays: implications for the differentiation between autism and Asperger syndrome // J. Autism Dev. Disord. 2003. V. 33. № 1. Pp. 3—13. DOI:10.1023/a:1022270118899
  16. Jin W.-Y., Wu L.-L., Hu L.-F. et al. Intelligence profiles and adaptive behaviors of high-functioning autism spectrum disorder and developmental speech and language disorders // Frontiers in Pediatrics. 2023. Vol. 10. Article № 972643. 10 p. DOI:10.3389/fped.2022.972643
  17. Jung-Beeman M. Bilateral brain processes for comprehending natural language // Trends in Cognitive Sciences. 2005. Vol. 9. № 11. Pp. 512—518. DOI:10.1016/j.tics.2005.09.009
  18. Kanner L. Autistic disturbances of affective contact // Nervous Child. 1943. Vol. 2. Pp. 217—250.
  19. Khouzam H.R., El-Gabalawi F., Pirwani N. et al. Asperger’s disorder: a review of its diagnosis and treatment // Comprehensive Psychiatry. 2004. Vol. 45. № 3. Pp. 184—191. DOI:10.1016/j.comppsych.2004.02.004
  20. Klin A. Autism and Asperger syndrome: an overview // Rev. Bras. Psiquiatr. 2006. V. 28. Рp. 3—11. DOI:10.1590/s1516- 44462006000500002
  21. Klin A., Volkmar F.R., Sparrow S.S. et.al. Validity and neuropsychological characterization of Asperger syndrome: convergence with nonverbal learning disabilities syndrome // J. Child Psychol. Psychiatry. 1995. Vol. 36. № 7. Pp. 1127— 1140. DOI:10.1111/j.1469-7610.1995.tb01361.x
  22. Koumenidou M., Kotzamanidou M., Panoutsakopoulos V. et al. The Long-Term Adaptations of a Combined Swimming and Aquatic Therapy Intervention in an Adult Person with High-Functioning Autism (Asperger’s Syndrome): A Case Study // Healthcare (Basel). 2023. V. 11. Pp. 2986. DOI:10.3390/healthcare11222986.
  23. Koyama T., Tachimori H., Osada H. et.al. Cognitive and symptom profiles in Asperger’s syndrome and high-functioning autism // Psychiatry Clin. Neurosci. 2007. V. 61. № 1. Pp. 99—104. DOI:10.1111/j.1440-1819.2007.01617.x
  24. Lebersfeld J.B., Swanson M., Clesi C.D. et al. Systematic Review and Meta-Analysis of the Clinical Utility of the ADOS- 2 and the ADI-R in Diagnosing Autism Spectrum Disorders in Children // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2021. Vol. 51. Pp. 4101—4114. DOI:10.1007/s10803-020-04839-z
  25. Lee T., Liang L., Hou W.K., et al. The Chinese “Reading the Mind in the Eyes” Test: A study with normal adults, and adults with Asperger syndrome/high-functioning autism // Asian J Psychiatr. 2023. V. 89. Pp. 103785. DOI:10.1016/j. ajp.2023.103785.
  26. Lotspeich L.J., Kwon H., Schumann C.M. et al. Investigation of neuroanatomical differences between autism and Asperger syndrome // Archives Of General Psychiatry. 2004. Vol. 61. № 3. Pp. 291—298. DOI:10.1001/archpsyc.61.3.291
  27. Mahjouri S., Lord C.E. What the DSM-5 portends for research, diagnosis, and treatment of autism spectrum disorders // Current Psychiatry Reports. 2012. Vol. 14. Pp. 739—747. DOI:10.1007/s11920-012-0327-2
  28. Martin I., McDonald S. An exploration of causes of non-literal language problems in individuals with Asperger Syndrome // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2004. Vol. 34. Pp. 311—328. DOI:10.1023/ b:jadd.0000029553.52889.15
  29. Mikami K., Matsumoto H. Differentiation between childhood autism and Asperger’s syndrome // Ni- hon Rinsho. 2007. 65. Pp. 487—491.
  30. Miller J.N., Ozonoff S. The external validity of Asperger disorder: lack of evidence from the domain of neuropsychology // Journal of Abnormal Psychology. 2000. Vol. 109. № 2. Pp. 227—238.
  31. Nayate A., Tonge B.J., Bradshaw J.L. et al. Differentiation of high-functioning autism and Asperger’s disorder based on neuromotor behavior // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2012. Vol. 42. Pp. 707—717. DOI:10.1007/ s10803-011-1299-5
  32. Newschaffer С.J., Croen L.A., Daniels J. et al. The epidemiology of autism spectrum disorders // Annual Review of Public Health. 2007. Vol. 28. Pp. 235—258. DOI:10.1146/annurev.publhealth.28.021406.144007
  33. Noterdaeme M., Wriedt E., Höhne C. Asperger’s syndrome and high-functioning autism: language, motor and cognitive profiles // Eur. Child Adolesc. Psychiatry. 2010. V. 19. Pp. 475—481. DOI:10.1007/s00787-009-0057-0
  34. Rinehart N.J., Bradshaw J.L., Brereton A.V. et al. A clinical and neurobehavioural review of high-functioning autism and Asperger’s disorder // Australian & New Zealand Journal of Psychiatry. 2002. Vol. 36. № 6. Pp. 762—770. DOI:10.1046/ j.1440-1614.2002.01097.x
  35. Schweizer T., Endres D., Dziobek I. et al. Psychosocial therapeutic approaches for high-functioning autistic adults // Frontiers in Psychiatry. 2024. Vol. 14. Article № 1265066. 10 p. DOI:10.3389/fpsyt.2023.1265066
  36. Sharma S., Woolfson L.M., Hunter S. Confusion and inconsistency in diagnosis of Asperger syndrome: a review of studies from 1981 to 2010 // Autism. 2012. Vol. 16. № 5. Pp. 465—486. DOI:10.1177/1362361311411935
  37. Szatmari P., Tuff L., Finlayson M.A. et al. Asperger’s syndrome and autism: neurocognitive aspects // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry. 1990. V. 29. Pp. 130—136. DOI:10.1097/00004583-199001000-00021
  38. Tarazi F.I., Sahli Z.T., Pleskow J. et al. Asperger’s syndrome: diagnosis, comorbidity and therapy // Expert Review of Neurotherapeutics. 2015. Vol. 15. № 3. Pp. 281—293. DOI:10.1586/14737175.2015.1009898
  39. Vicedo M., Ilerbaig J. Autism in Baltimore, 1938—1943 // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2021. Vol. 51. Pp. 1157—1172. DOI:10.1007/s10803-020-04602-4
  40. Volkmar F, Klin A. Diagnostic issues in Asperger syndrome // Asperger syndrome / A. Klin, F.R. Volkmar, S.S. Sparrow (eds.). New York: Guilford Press, 2000. Pp. 25—71. ISBN 1-57230-534-7.
  41. Wing L. Asperger’s syndrome: a clinical account // Psychological Medicine. 1981. Vol. 11. № 1. Pp. 115—129. DOI:10.1017/s0033291700053332
  42. Zarokanellou V., Papanikolaou K., Tafiadis D. et al. Qualitative analysis of verbal fluency in school-age children with high- functioning autism spectrum disorders: Associations with age and IQ // Applied Neuropsychology: Child. 2023. Vol. 12.№ 3. Pp. 235—244. DOI:10.1080/21622965.2022.2090255

Информация об авторах

Данилина Камилла Касимовна, научный сотрудник, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Научно-практический центр детской психоневрологии Департамента здравоохранения г. Москвы», Младший научный сотрудник научной лаборатории Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет", Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0396-2884, e-mail: d-kk@mail.ru

Салимова Ксерия Рамизовна, научный сотрудник Лаборатории комплексного исследования речи у детей с аутизмом и другими нарушениями развития, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6328-001X, e-mail: ksalimova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 112
В прошлом месяце: 30
В текущем месяце: 82

Скачиваний

Всего: 14
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 11