О современном дошкольном образовании детей с аутизмом

263

Аннотация

Основные проявления аутизма формируются длительное время, и дошкольное образование детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) имеет не только коррекционно-развивающее значение, но и служит важнейшим про­филактическим фактором. Тематический выпуск журнала «Аутизм и нарушения развития» называется «Дошколь­ное образование детей с РАС: реализация адаптированных образовательных программ и применение доказательных практик». Журнал представляет шесть статей, посвященных актуальным вопросам дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра в России. Две статьи посвящены общим вопросам (исследование и диагно­стика РАС), авторы четырех других статей знакомят читателей с методами обучения и сопровождения детей дошколь­ного возраста. Показана значимость тематики публикаций, возможные перспективы дальнейших исследований.

Общая информация

Ключевые слова: аутизм, расстройства аутистического спектра, родители детей с аутизмом, билингвизм, комплексное сопровождение, зарубежный опыт, образование детей дошкольного возраста, развивающее пространство

Рубрика издания: Колонка тематического редактора

Тип материала: редакторская заметка

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2023210201

Получена: 27.06.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Морозов С.А. О современном дошкольном образовании детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. 2023. Том 21. № 2. С. 3–6. DOI: 10.17759/autdd.2023210201

Полный текст

В настоящем номере журнала «Аутизм и нарушения развития» читателям предложены шесть статей, посвящённых дошкольному образованию (ДО). Это постоянная тема наших публикаций, что не случайно: доказано, что даже при типичном развитии основы, за­ложенные в ребенке до пяти-шести лет, во многом опре­деляют дальнейшее становление личности. В случае аутизма, расстройств аутистического спектра (РАС) дошкольное образование приобретает особый смысл: возможности спонтанного развития ограничены про­явлениями аутизма, и специальная поддержка через об­разовательный процесс становится необходимым фак­тором благоприятного развития. Более того, поскольку основные проявления аутизма формируются на протя­жении длительного временнóго интервала, дошкольное образование приобретает не только коррекционно-раз­вивающее, но и профилактическое значение [2; 3; 5].
Публикуемые статьи затрагивают ряд важных во­просов дошкольного образования и, естественно, не претендуют на полноту охвата темы: эта тема предпо­лагает не только публикацию отдельного выпуска жур­нала, но нескольких монографий или руководств. Тем не менее, представляемый выпуск позволяет судить о состоянии проблемы, о тенденциях развития дошколь­ного образования, а также о возможных решениях про­блемы дошкольного образования детей с РАС.
Две работы объединены в рубрике «Исследование и диагностика РАС». Статья С.С. Морозовой, Н.В. Тарасовой и С.Г. Чи­гриной посвящена оценке родителями современного дошкольного образования в России. Результаты прове­денного широкого анкетирования (629 респондентов) показывают, что несмотря на естественную субъектив­ность мнений, родители поднимают в основном те же вопросы, которые беспокоят и специалистов. Для срав­нения взяты данные апробации Примерной адапти­рованной общеобразовательной программы ДО детей с РАС [4] (два первых раздела этой программы почти без изменений вошли в недавно принятую Федераль­ную адаптированную образовательную программу до­школьного образования для обучающихся с ОВЗ [9]). Традиционность рекомендаций не умаляет их актуаль­ности, но без конструктивного сотрудничества роди­телей и специалистов обойтись невозможно (следует помнить, что в дошкольный период развития ребенка велики возможности профилактики эмоционального выгорания родителей, столь актуального в школьном возрасте, особенно в пубертатный период [8]).
В статье И. Балчуниене и А.Н. Корнева описан очень интересный случай спонтанного билингвизма у маль­чика с аутизмом семи с половиной лет. Только с учётом опубликованной в предыдущем номере журнала 1-й ча­сти исследования [1] можно оценить высочайшее ка­чество обследования, уникальность материала и ответ­ственный подход к выводам. Несмотря на отсутствие, по мнению авторов, убедительных объяснений опи­санного феномена, вызывает удовлетворение сам факт обращения к проблеме речевого развития при аутизме, которая в последнее время рассматривается в основном как коморбидная по отношению к РАС и почему-то вы­падает из поля внимания исследователей.
Хотелось бы привести пример, частично близкий рассмотренному в данной статье. Как минимум в двух случаях в нашей практике у русскоязычных детей в результате изучения (а не спонтанно, как в работе И. Балчуниене и А.Н. Корнева) английского языка получилось так, что, несмотря на разный уровень ре­чевого развития, по-английски дети говорили более свободно и спонтанно, чем на родном русском языке. В одной из работ в качестве объяснения предложена причина: более чёткая структурированность англий­ского языка (например, фиксированный порядок слов в простых предложениях) [3], но такое объяснение представляется не более чем парциальным. Так или иначе, но интереснейшая тема билингвизма при аутиз­ме заслуживает самого серьёзного изучения.
В рубрике «Методы обучения и сопровождения» читатели прочтут четыре статьи.
А.В. Лукашова исследовала сложнейший процесс индивидуального подхода к обучению навыкам соци­ального поведения в условиях группы в работе с деть­ми, у которых аутистические проявления отмечаются в рамках тяжёлых множественных нарушений разви­тия (ТМНР) [7]. Подчёркивается, что положительный эффект достигается сочетанием учёта индивидуаль­ных особенностей ребёнка и последовательной мето­дичной пошаговой работы по формирования навыков.
С.Н. Хабарова и И.Л. Есаулкова делятся опытом занятий с детьми во многофункциональном образо­вательном пространстве «Поляна активности» — спе­циально оборудованной территории, позволяющей реализовывать многие важные направления коррекци­онно-развивающей работы с детьми с аутизмом, в том числе в условиях инклюзивных групп, что представля­ется весьма полезным, особенно в условиях творческо­го подхода к реализации представленных принципов.
О необходимости комплексного подхода к обсле­дованию и лечебно-коррекционному процессу детей с РАС пишут много и часто. Тем не менее, работа Н.А. Пахтусовой, В.А. Акмаева и О.С. Некрасовой представляет интерес тем, что в ней проблема ком­плексности обретает конкретное выражение. Не сле­дует считать, что приведённый пример является эта­лонным (тем более, что это «случай из практики»). С чем-то, наверное, можно не согласиться, но про­демонстрированный подход может стать отправной точкой не столько для теоретических исследований, сколько для практической работы.
Дошкольное образование — проблема мировая, во многих странах накоплен значительный опыт, и его из­учение может быть полезным для становления ДО в России. Изучению подготовки детей к школьному об­учению в Великобритании, США и Австралии посвя­щена статья И.С. Константиновой и М.Ю. Кузьменко. Авторы дают краткое описание нескольких зарубеж­ных программ по подготовке дошкольников с аутиз­мом к школе и по поддержке таких детей на начальных этапах обучения. Эта информация безусловно полезна читателям журнала, и отсутствие оценочного подхода со стороны авторов поможет читателям сформировать самостоятельное, независимое отношение к предло­женной информации с максимально возможной объек­тивностью. В то же время, следует заметить, что спектр зарубежных программ и методик значительно более широк, в частности, С.С. Морозова приводит только в качестве примера описание ещё четырех программ [6, с. 87—95]. Знание принципов отбора приведённых в статье программ позволило бы читателям лучше сори­ентироваться в их многообразии. В частности, многие американские авторы отмечают, что возникают труд­ности переноса программ, разработанных в школах при университетах [12; 15], в условия муниципальных образовательных учреждений и подчёркивают сложно­сти, связанные с особенностями системы образования [10; 11; 12], включая недостаточную подготовку кадров [13; 14]. Так или иначе, но в целом некоторые зарубеж­ные авторы (прежде всего, в англоязычных странах) оценивают готовность дошкольников к школьному об­учению как недостаточную [10; 14]. Хочется надеяться, что авторы в последующих работах проведут анализ различных программ, сравнят зарубежные и отече­ственные (например, [2; 6]) наработки и всерьез рас­смотрят вопросы их эффективности.
Каждое из направлений, отражённое в представ­ленных статьях, очень важно для совершенствования системы дошкольного образования и нуждается в развитии, но спектр реальных проблем дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра значительно шире, что, несомненно, найдёт отражение в дальнейших выпусках журнала.

Литература

  1. Балчюниене И., Корнев А.Н. Особенности речи и устного дискурса при детском аутизме: описание случая спонтанного билингвизма. Часть I: Клинико-анамнестическое исследование // Аутизм и нарушения развития. 2023. Т. 21. № 1. С. 68—75. DOI:10.17759/autdd.2023210108
  2. Довбня С., Морозова Т., Залогина Т. и др. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью. Санкт-Петербург: Сеанс, 2018. 202 с. ISBN 978-5-905669-37-8.
  3. Морозов С.А. Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра: учебно-методическое пособие / Общество помощи аутичным детям «Добро». Москва, 2015. 539 с. ISBN 978-5-9907171-8-3.
  4. Морозов С.А. О ходе апробации примерной адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2018. Т. 16. № 4. С. 3—11. DOI:10.17759/autdd.2018160401
  5. Морозов С.А., Морозова Т.И. Воспитание и обучение детей с аутизмом (дошкольный возраст): учебно-методическое пособие. Москва: Книжное издательство, 2017. 323 с. ISBN 978-5-6040130-9-0.
  6. Морозова С.С. Основные аспекты использования ABA при аутизме / Общество помощи аутичным детям «Добро». Москва, 2013. 363 с. ISBN 978-5-904818-04-3.
  7. Назаркина С.И., Царёв А.М. Организация «Службы сопровождения семьи и ребёнка» в г. Пскове // Служба сопровождения семьи и ребёнка: Инновационный опыт: Методический сборник / ред. В.М. Соколова. Владимир: Транзит-ИКС, 2010. С. 5—18. ISBN 978-5-8311-0474-5.
  8. Никитина Ю.В. Трудности, возникающие у родителей детей с РАС // Организация работы с родителями детей с расстройствами аутистического спектра: Методические рекомендации / Под общ. ред. А.В. Хаустова. Москва: ФРЦ МГППУ, 2017. С. 6—27. ISBN 978-5-94051-164-9.
  9. Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Приказ от 24 ноября 2022 г. № 1022 [Электронный ресурс] / Министерство просвещения РФ. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202301270036 (дата обращения: 22.06.2023).
  10. Bitterman A., Daley T.C., Misra S. et al. A National Sample of Preschoolers with Autism Spectrum Disorders: Special Education Services and Parent Satisfaction // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2008. Vol. 38. № 8. Pр. 1509—1517. DOI:10.1007/s10803-007-0531-9
  11. Chang Y.-C., Shire S.J., Shih W., et al. Preschool Deployment of Evidence-Based Social Communication Intervention: JASPER in the Classroom // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2016. Vol. 46. № 6. Рp. 2211—2223. DOI:10.1007/s10803-016-2752-2
  12. Dingfelder H.E., Mandel D.S. Bridging the Research-to-Practice Gap in Autism Intervention: An Application of Diffusion of Innovation Theory // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2011. Vol. 41. № 5. Рp. 597—609. DOI:10.1007/ s10803-010-1081-0
  13. Geiger D.M., Smith D.T., Creaghead N.A. Parent and Professional Agreement on Cognitive Level of Children with Autism // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2002. Vol. 32. № 4. Рp. 307—312. DOI:10.1023/a:1016382819186
  14. Thomas K., Ellis A.R., McLaurin C. et al. Access to Care for Autism-Related Services // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2007. Vol. 37. № 10. Pp. 1902—1912. DOI:10.1007/s10803-006-0323-7
  15. Towle P.O., Vacanti-Shova K., Higgins-D’Alessandro A. et al. A Longitudinal Study of Children Diagnosed with Autism Spectrum Disorder Before Age Three: School Services at Three Points Time for Three Levels of Outcome Disability // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2018. Vol. 48. № 11. Pp. 2064—2076. DOI:10.1007/s10803-018-3606-x

Информация об авторах

Морозов Сергей Алексеевич, кандидат биологических наук, доцент, Ведущий научный сотрудник Центра социализации и персонализации образования детей, Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7354-2711, e-mail: morozov-ca@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 724
В прошлом месяце: 41
В текущем месяце: 32

Скачиваний

Всего: 263
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 6