Аутизм и нарушения развития
2023. Том 21. № 2. С. 3–6
doi:10.17759/autdd.2023210201
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
О современном дошкольном образовании детей с аутизмом
Аннотация
Основные проявления аутизма формируются длительное время, и дошкольное образование детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) имеет не только коррекционно-развивающее значение, но и служит важнейшим профилактическим фактором. Тематический выпуск журнала «Аутизм и нарушения развития» называется «Дошкольное образование детей с РАС: реализация адаптированных образовательных программ и применение доказательных практик». Журнал представляет шесть статей, посвященных актуальным вопросам дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра в России. Две статьи посвящены общим вопросам (исследование и диагностика РАС), авторы четырех других статей знакомят читателей с методами обучения и сопровождения детей дошкольного возраста. Показана значимость тематики публикаций, возможные перспективы дальнейших исследований.
Общая информация
Ключевые слова: аутизм, расстройства аутистического спектра, родители детей с аутизмом, билингвизм, комплексное сопровождение, зарубежный опыт, образование детей дошкольного возраста, развивающее пространство
Рубрика издания: Колонка тематического редактора
Тип материала: редакторская заметка
DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2023210201
Получена: 27.06.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Морозов С.А. О современном дошкольном образовании детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. 2023. Том 21. № 2. С. 3–6. DOI: 10.17759/autdd.2023210201
Полный текст
Литература
- Балчюниене И., Корнев А.Н. Особенности речи и устного дискурса при детском аутизме: описание случая спонтанного билингвизма. Часть I: Клинико-анамнестическое исследование // Аутизм и нарушения развития. 2023. Т. 21. № 1. С. 68—75. DOI:10.17759/autdd.2023210108
- Довбня С., Морозова Т., Залогина Т. и др. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью. Санкт-Петербург: Сеанс, 2018. 202 с. ISBN 978-5-905669-37-8.
- Морозов С.А. Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра: учебно-методическое пособие / Общество помощи аутичным детям «Добро». Москва, 2015. 539 с. ISBN 978-5-9907171-8-3.
- Морозов С.А. О ходе апробации примерной адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2018. Т. 16. № 4. С. 3—11. DOI:10.17759/autdd.2018160401
- Морозов С.А., Морозова Т.И. Воспитание и обучение детей с аутизмом (дошкольный возраст): учебно-методическое пособие. Москва: Книжное издательство, 2017. 323 с. ISBN 978-5-6040130-9-0.
- Морозова С.С. Основные аспекты использования ABA при аутизме / Общество помощи аутичным детям «Добро». Москва, 2013. 363 с. ISBN 978-5-904818-04-3.
- Назаркина С.И., Царёв А.М. Организация «Службы сопровождения семьи и ребёнка» в г. Пскове // Служба сопровождения семьи и ребёнка: Инновационный опыт: Методический сборник / ред. В.М. Соколова. Владимир: Транзит-ИКС, 2010. С. 5—18. ISBN 978-5-8311-0474-5.
- Никитина Ю.В. Трудности, возникающие у родителей детей с РАС // Организация работы с родителями детей с расстройствами аутистического спектра: Методические рекомендации / Под общ. ред. А.В. Хаустова. Москва: ФРЦ МГППУ, 2017. С. 6—27. ISBN 978-5-94051-164-9.
- Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Приказ от 24 ноября 2022 г. № 1022 [Электронный ресурс] / Министерство просвещения РФ. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202301270036 (дата обращения: 22.06.2023).
- Bitterman A., Daley T.C., Misra S. et al. A National Sample of Preschoolers with Autism Spectrum Disorders: Special Education Services and Parent Satisfaction // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2008. Vol. 38. № 8. Pр. 1509—1517. DOI:10.1007/s10803-007-0531-9
- Chang Y.-C., Shire S.J., Shih W., et al. Preschool Deployment of Evidence-Based Social Communication Intervention: JASPER in the Classroom // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2016. Vol. 46. № 6. Рp. 2211—2223. DOI:10.1007/s10803-016-2752-2
- Dingfelder H.E., Mandel D.S. Bridging the Research-to-Practice Gap in Autism Intervention: An Application of Diffusion of Innovation Theory // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2011. Vol. 41. № 5. Рp. 597—609. DOI:10.1007/ s10803-010-1081-0
- Geiger D.M., Smith D.T., Creaghead N.A. Parent and Professional Agreement on Cognitive Level of Children with Autism // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2002. Vol. 32. № 4. Рp. 307—312. DOI:10.1023/a:1016382819186
- Thomas K., Ellis A.R., McLaurin C. et al. Access to Care for Autism-Related Services // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2007. Vol. 37. № 10. Pp. 1902—1912. DOI:10.1007/s10803-006-0323-7
- Towle P.O., Vacanti-Shova K., Higgins-D’Alessandro A. et al. A Longitudinal Study of Children Diagnosed with Autism Spectrum Disorder Before Age Three: School Services at Three Points Time for Three Levels of Outcome Disability // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2018. Vol. 48. № 11. Pp. 2064—2076. DOI:10.1007/s10803-018-3606-x
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 724
В прошлом месяце: 41
В текущем месяце: 32
Скачиваний
Всего: 263
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 6