Аутизм и нарушения развития
2023. Том 21. № 1. С. 41–48
doi:10.17759/autdd.2023210105
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Обзор электронного коммуникативного приложения системы альтернативной коммуникации PECS IV+
Аннотация
Система альтернативной коммуникации PECS используется для работы с детьми и взрослыми, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС) и другие социально-коммуникативные особенности, либо потерявшими речь в силу различных травм или медицинских состояний. Кратко описаны этапы обучения системе PECS. Представлен обзор электронного коммуникативного голос-говорящего устройства PECS IV+ (Picture exchange communication system IV+), предназначенного для пользователей с тяжелыми речевыми нарушениями. Обсуждаются условия перехода с традиционной версии PECS на электронный носитель, например, неразвитая речь, словарный запас ученика более 50 слов в виде изображений. Перечислены принципы выбора электронного устройства и алгоритм протокола обучения пользователя PECS переходу на электронное голос-говорящее устройство. В статье использованы материалы нескольких научных исследований, описывающих устройство приложения и практический опыт работы с ним. Благодаря последовательному обучению с применением протокола PECS словарный запас ученика может быть существенно увеличен, и появляется необходимость перехода с традиционной бумажной версии на электронные устройства, в которых удобнее хранить все увеличивающееся количество слов. Электронное коммуникативное голос-говорящее устройство PECS IV+ позволяет пользователю улучшить такие параметры общения как скорость, длина высказываний, сложность фразовых конструкций, возможность озвучивания слов с помощью электронного голосового носителя. Даны рекомендации взрослым по использованию устройства PECS IV+, важнейшая из которых — как можно чаще создавать коммуникативные возможности.
Общая информация
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, прикладной анализ поведения, система альтернативной коммуникации PECS, программное приложение PECS IV+, голос-говорящие устройства, альтернативная и дополнительная коммуникация
Рубрика издания: Методы обучения и сопровождения
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2023210105
Получена: 01.02.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Попова О.А. Обзор электронного коммуникативного приложения системы альтернативной коммуникации PECS IV+ // Аутизм и нарушения развития. 2023. Том 21. № 1. С. 41–48. DOI: 10.17759/autdd.2023210105
Полный текст
Этап PECS |
Название, ОПИСАНИЕ |
Цель обучения |
Процедура обучения |
ЭТАП I |
Простой обмен |
Как инициировать общение |
3-шаговая последовательность: взять карточку, протянуть, отпустить. Процедура подсказки с помощью двух человек |
ЭТАП II |
Расстояние и и настойчивость |
Уметь проявлять настойчивость в коммуникации и преодолевать расстояние в поисках коммуникативной книги и партнера |
Общение при разнообразии людей, видов деятельности, местоположений и поощрений |
ЭТАП III |
III А — простое различение III B — условное различение |
Уметь попросить желаемый предмет и избежать нежелательного. Различение между одинаково желаемыми предметами |
Обучение различению. 4-шаговая процедура коррекции ошибок Проверка соответствия. 4-шаговая процедура коррекции ошибок |
ЭТАП IV |
Построение предложений |
Составление грамматической конструкции предложения с карточкой «Я хочу» |
Последовательное обучение с помощью 4 шагов. На 4 шаге: Подсказка с постоянной временной задержкой для формирования первичных вокальных реакций. Стратегию дифференцированного подкрепления за просьбу речью или карточками. |
ЭТАП V |
Ответ на вопрос «Что ты хочешь?» |
Составление грамматической конструкции предложения с карточкой «Я хочу» |
Подсказка с постепенным увеличением временной задержки. Сохранение спонтанных просьб. |
ЭТАП VI |
Комментирование |
Ответы на вопросы «Что ты видишь/слышишь/чувствуешь/ что у тебя есть?» и т.д. |
Различение вводных конструкций предложений. Спонтанные комментирование и просьбы |
Литература
- Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми и взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные нарушения, расстройства аутистического спектра: сборник статей / ред.-сост. В.Л. Рыскина. Санкт- Петербург: Скифия, 2016. 288 с. ISBN 978-5-00025-076-1.
- Купер Дж.О., Херон Т.Э., Хьюард У.Л. Прикладной анализ поведения. Москва: Практика, 2016. С. 348—349, 456— 472. ISBN 978-5-89816-157-6.
- Сандберг М., Партингтон Дж. Формирование речевых навыков у детей с аутизмом и иными ограниченными возможностями в развитии. [Холмдел]: Behavior Analysts, 2013. 243 стр. ISBN 978-5-289-02715-3
- Фон Течнер С., Мартинсен Х., Введение в альтернативную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра. Москва: Теревинф, 2014. 432 с. ISBN 978-5-4212-231-8.
- Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS: Руководство для педагогов. Москва: Теревинф, 2011. 416 с. ISBN 978-5-4212-0026-0.
- Bondy A., Frost L. The Delaware Autistic Program // Preschool Education Programs for Children with Autism / S. Harris, J. Handleman (еds.). Austin: Pro-Ed, 1994. Pp. 37—54. ISBN 0-89079-587-8.
- Bondy A., Frost L. The Picture Exchange Communication System // Behavior Modification. 2001. Vol. 25. № 5. Pp. 725— 744. DOI:10.1177/0145445501255004
- Bondy A., Frost L. The Picture Exchange Communication System // Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. 1994. Vol. 9. № 3. Pp. 1—19. DOI:10.1177/108835769400900301
- Bondy A., Weiss M.J. The Pyramid Approach to Education: A Guide to Functional ABA. Newark: Pyramid Educational Consultants, 2011. 310 p. ISBN 978-1-928598-20-6.
- Carpenter M., Charlop-Christy M.H. Verbal and nonverbal communication in children with autism after learning the Picture Exchange Communication System (PECS): Paper presented at the meeting of the Association for Behavior Analysis Conference. Washington, 2000. P 18.
- Frost L., Daly M., Bondy A. Speech features with and without access to PECS for children with autism: Paper presented at meeting of the New Jersey Center for Outreach and Services for the Autism Community, Inc. (COSAC). Long Beach, 1997. P.34 .
- Frost L., McGowan J. Strategies for Transitioning From PECS to SGD: Part I: Overview and Device Selection // Perspectives on Augmentative and Alternative Communication. 2011. Vol. 20. № 4. Pp. 114—118. DOI:10.1044/ aac20.4.114
- Frost L., McGowan J. Strategies for Transitioning From PECS to SGD: Part II: Maintaining Communication Competency // Perspectives on Augmentative and Alternative Communication. 2012. Vol. 21. № 1. Pp. 3—10. DOI:10.1044/aac21.1.3
- Ganz J., Simpson R. Effects on communicative requesting and speech development of the Picture Exchange Communication System in children with characteristics of autism // Journal of Autism and Developmental Disabilities. 2004. Vol. 34. № 4. Pp. 395—409. DOI:10.1023/b:jadd.0000037416.59095.d7
- Johnson A.A. Factors related to the rejection and/or abandonment of AAC devices: Master’s thesis / University of New Hampshire. Durham, 2008. 70 p.
- Le L., Charlop-Christy M.H. PECS and social behavior: Paper presented at the meeting of the California Association for Behavior Analysis. San Francisco, 1999. p. 19
- Le L., Charlop-Christy M.H., Carpenter M. et al. Assessment of social behaviors following acquisition of PECS for children with autism: Paper presented at the meeting of the Association for Behavior Analysis Conference. Chicago, 1999. p. 16
- Marckel J.M., Neef N.A., Ferreri S.J. A preliminary analysis of teaching improvisation with the Picture Exchange Communication System to children with autism // Journal of Applied Behavior Analysis. 2006. Vol. 39. № 1. Pp. 109— 115. DOI:10.1901/jaba.2006.131-04
- Mirenda P., Erickson K. Augmentative communication and literacy // Autism spectrum disorders: A transactional developmental perspective / B.M. Prizant, A.M. Wetherby (eds.). Baltimore: Brookes, 2000. Pp. 369—394. ISBN 978-1- 55766-445-7.
- Romski M.A., Sevcik R.A. Breaking the speech barrier: Language development through augmented means. Baltimore: Brookes, 1996. 213 p. ISBN 1-55766-252-5.
- Schwartz I.S., Garfinkle A.N., Bauer J. The Picture Exchange Communication System: Communicative Outcomes for Young Children with Disabilities // Topics in Early Childhood Special Education. 1998. Vol. 18. № 3. Pp. 10—15. DOI:10.1177/027112149801800305
- Sigafoos J., O’Reilly M., Drasgow E. et al. Strategies to achieve socially acceptable escape and avoidance // Exemplary Practices for Beginning Communicators: Implications for AAC / J. Reichle, D. Beukelman, J. Light (eds.). Baltimore: Brookes, 2002. Pp. 157—186. ISBN 1-55766-529-X.
- Skinner B.F. Science and Human Behavior. New York: Macmillan, 1953. P. 461. ISBN 0-02-929040-6.
- Skinner B.F. Selection by consequences // Behavioral and Brain Sciences. 1984. Vol. 7. № 4. Pp. 477—481. DOI:10.1017/ S0140525X0002673X
- Skinner B.F. The control of human behavior // Transactions of the New York Academy of Science. 1955. Vol. 17. № 7 Series II. Pp. 547—551. DOI:10.1111/j.2164-0947.1955.tb02820.x
- Stone W.L., Ousley O.P., Yoder P.J. et al. Nonverbal Communication in Two- and Three-Year-Old Children with Autism // Journal of Autism and Developmental Disorders. 1997. Vol. 27. № 6. Pp. 677—696. DOI:10.1023/A:1025854816091
- Sulzer-Azaroff B., Hoffman A., Horton C. et al. The Picture Exchange Communication System (PECS): What do the data say? // Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. 2009. Vol. 24. № 2. Pp. 89—103. DOI:10.1177/1088357609332743
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1348
В прошлом месяце: 110
В текущем месяце: 73
Скачиваний
Всего: 245
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 8