Аутизм и нарушения развития
2023. Том 21. № 1. С. 59–67
doi:10.17759/autdd.2023210107
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Обзор современных исследований методов визуальной поддержки
Аннотация
Использование методов визуальной поддержки в коррекционной работе с проблемами коммуникации, трудностями освоения академических и социальных навыков, с проблемным поведением детей и взрослых с нарушениями развития, в частности, с расстройствами аутистического спектра (РАС), признается практиками эффективной стратегией. Актуальной является задача обобщения результатов исследований методов и видов визуальной поддержки, вопросов их эффективности. В обзоре приведены современные зарубежные и российские исследования, посвященные использованию визуальной поддержки в педагогической и психологической практике. Анализируется возрастной состав участников, дизайн исследований, используемые виды визуальной поддержки, контекст, в котором она применялась, и задачи, решаемые при помощи методов визуальной поддержки, в первую очередь, — обучение коммуникативным, социальным и академическим навыкам, а также социально приемлемому поведению. Представленный обзор будет полезен практикам при выборе методов визуальной поддержки в работе с разными категориями детей и взрослых
Общая информация
Ключевые слова: визуальная поддержка, расстройства аутистического спектра, нарушения развития, трудности в обучении, проблемное поведение, коммуникативные навыки
Рубрика издания: Методы обучения и сопровождения
Тип материала: обзорная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2023210107
Финансирование. Исследование выполнено за счет гранта Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» (до-говор ИС/09-2021 от 05 октября 2021 г.)
Благодарности. Авторы благодарят за поддержку и неизменный интерес к исследованию председателя правления Региональной благотворительной общественной организации «Центр лечебной педагогики» А.Л. Битову
Получена: 26.01.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Мальцева Н.А., Мельникова Д.А. Обзор современных исследований методов визуальной поддержки // Аутизм и нарушения развития. 2023. Том 21. № 1. С. 59–67. DOI: 10.17759/autdd.2023210107
Полный текст
Визуальная поддержка (ВП) — обобщающее название методов предоставления визуальной опоры для облегчения понимания ситуации и восприятия информации, используемых, например, в работе по освоению и закреплению учебного материала, формированию навыков [11]. Такие методы могут применяться с разной целью и в контексте различных вмешательств. В специальной литературе понятие визуальной поддержки понимается достаточно широко. К видам визуальной поддержки относят визуальное расписание, состоящее из предметов или изображений; план действий или этапов деятельности; зрительную опору для ориентировки во времени — от календарей до таймера; наглядные правила поведения; цветовую маркировку пространства; отчасти — видеомоделирование и т.д. [4; 5; 9; 11]. В системе альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS применяются картинки, облегчающие коммуникацию людям, не пользующимся речью как основным средством коммуникации, которые можно условно рассматривать как визуальную поддержку [17; 18]. В практической работе с детьми и взрослыми с нарушениями развития похожие виды визуальной поддержки иногда используются для решения совершенно различных задач: коррекции трудностей запоминания и речевых нарушений; работы с мотивацией учеников; для подсказки при выполнении последовательности действий и при работе по развитию возможностей планирования деятельности; при развитии коммуникации и социальных навыков.
Литература
- Баева Д.В., Малышева Т.В. Подари мне радость общения!: Пособие по работе с коммуникативными книгами для педагогов и родителей. Санкт-Петербург: Скифия, 2019. 172 с. ISBN 978-5-00025-182-9.
- Басилова Т.А., Михайлова Т.М., Пайкова А.М. Ян ван Дайк о детях с врожденными нарушениями зрения и слуха: вопросы обучения и исследование проблем. Москва: Теревинф, 2018. 128 с. ISBN 978-5-4212-0498-5.
- Брюхова К. Б., Гайнанова В.А. Стратегии визуальной поддержки в рамках организации специальной образовательной среды для обучающихся с РАС // Педагогический журнал. 2021. Т. 11. № 6А. С. 64—69. DOI:10.34670/AR.2021.80.43.007
- Горина Е.Ю. Использование наглядных расписаний в работе с детьми, имеющими различные трудности в обучении // Особый ребенок: Исследования и опыт помощи: Вып. 8: науч.-практ. сборник. Москва: Теревинф, 2014. С. 63—79. ISBN 978-5-4212-0202-8.
- Грей К. Социальные истории: Инновационная методика для развития социальной компетентности у детей с аутизмом. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2018. 432 с. ISBN 978-5-91743-080-5.
- Григорьева Е.В. Визуальная поддержка как метод формирования жизненных компетенций у детей с расстройствами аутистического спектра // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики: материалы II Международной научно-практической конференции (20—22 апреля 2017 г., Калуга, Россия). Калуга: АКФ «Политоп», 2017. С. 324—326. ISBN 978-5-938211-149-0.
- Гусева Н.Ю. Использование чек-листов как инструмента визуальной поддержки в развитии деятельности подростков с расстройствами аутистического спектра // Национальная Ассоциация Ученых. 2020. Т. 11. № 55. С. 54—56. DOI:10.31618/nas.2413-5291.2020.1.55.210
- Гусева Н.Ю., Зимина Е.О. Использование визуальной поддержки в формировании навыков изобразительной деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра // Национальная Ассоциация Ученых. 2020. Т. 4. № 61. С. 21—24. DOI:10.31618/nas.2413-5291.2020.4.61.335
- Глухова О.А., Канарская М.Д. Визуальная поддержка для детей с расстройством аутистического спектра // Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии: Материалы XII Международной научно-практической конференции в рамках Международной объединенной научно-практической конференции «Специальное и инклюзивное образование: вызовы, проблемы, пути решения» (Череповец, 18 октября 2019 г.) / под ред. О.А. Денисовой. Череповец: Череповецкий государственный университет, 2020. С. 24—28. ISBN 978-5- 85341-881-3.
- Дорохова Е.С. Метод «визуальных поддержек» в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра // Детство, открытое миру: сборник материалов XI Всероссийской научно-практической конференции c международным участием (23 марта 2021 г., Омск) Омск: ОмГПУ, 2021. С. 291—294. ISBN 978-5-8268-2288-3.
- Коэн М.Дж., Герхардт П.Ф. Визуальная поддержка: Система действенных методов для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2021. 280 с. ISBN 978-5-91743- 079-9.
- Красношлыкова Т.С., Косенко О.С. Использование средств визуальной поддержки при работе с речевыми нарушениями у детей с ОВЗ // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. Статья № 223. 8 с.
- Леванчук К.Д. Визуализация как средство развития речевой компетенции // Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и перспективы развития: материалы VII Международной научно-практической онлайн-конференции студентов и молодых учёных (Мытищи—Гомель—Москва—Санкт-Петербург—Минск— Речица, 16 марта 2022 г.). Москва: Московский государственный областной университет, 2022. С. 139—143. ISBN 978-5-7017-3349-5.
- Миняйло К.О., Цыганкова А.В. Методы визуальной поддержки при коррекционно-развивающей работе с ребенком с расстройством аутистического спектра // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: Материалы IV Всероссийской заочной научно-практической конференции, посвященной 60-летию начала подготовки дефектологов на Урале (Екатеринбург, 22 апреля 2022 г.). Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2022. С. 199—205. ISBN 978-5-7186-1973-7.
- Радостина Т.А. Формирование пространственно-временных представлений у младших школьников с расстройством аутистического спектра // Школьная педагогика. 2021. № 2. С. 16—18.
- Потапова Е.М. Технология визуального расписания в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО»: Тульское образовательное пространство. 2021. № 3. С. 183—184.
- Фон Течнер С., Мартинсен Х. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра. Москва: Теревинф, 2015. 432 с. ISBN 978-5-4212-231-8.
- Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов. Москва: Теревинф, 2011. 416 с. ISBN 978-5-4212-0026-0.
- Хилькевич Е.В. Социальные истории и инструменты визуальной поддержки в музеях: Методическое пособие. Москва: ФРЦ МГППУ, 2022. 102 с. ISBN 978-5-94051-239-4.
- Barnett J.H., Trillo R., More C.M. Visual Supports to Promote Science Discourse for Middle and High School Students With Autism Spectrum Disorders // Intervention in School and Clinic. 2018. Vol. 53. № 5. Pp. 292—299. DOI:10.1177/1053451217736865
- Bateman K.J., Wilson S.E., Gauvreau A. et al. Visual Supports to Increase Conversation Engagement for Preschoolers With Autism Spectrum Disorder During Mealtimes: An Initial Investigation // Journal of Early Intervention. 2022. Pp. 1—22. DOI:10.1177/10538151221111762
- Berenguer C., Baixauli I., Gómez S. et al. Exploring the Impact of Augmented Reality in Children and Adolescents with Autism Spectrum Disorder: A Systematic Review // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17. Article № 6143. 15 p. DOI:10.3390/ijerph17176143
- Bross L.A., Huffman J.M., Anderson A. et al. Technology-Based Self-Monitoring and Visual Supports to Teach Question Asking Skills to Young Adults With Autism in Community Settings // Journal of Special Education Technology. 2022. 11 p. DOI:10.1177/01626434221142809
- Cagetti M.G., Mastroberardino S., Campus G. et al. Dental care protocol based on visual supports for children with autism spectrum disorders // Medicina Oral, Patolologia Oral y Cirugia Bucal. 2015. Vol. 20. № 5. Pp. 598—604.
- Chazin K.T., Barton E.E., Ledford J.R. et al. Implementation and Intervention Practices to Facilitate Communication Skills for a Child With Complex Communication Needs // Journal of Early Intervention. 2018. Vol. 40. № 2. Pp. 138— 157. DOI:10.1177/1053815118771397
- Diamond L.L. Problem Solving Using Visual Support for Young Children With Autism // Intervention in School and Clinic. 2018. Vol. 54. № 2. Pp. 106—110. DOI:10.1177/1053451218765234
- Fields C.J., Demchak M. Integrated Visual Supports in a School-Based Microenterprise for Students With Intellectual Disabilities // Career Development and Transition for Exceptional Individuals. 2019. Vol. 42. № 2. Pp. 128—134. DOI:10.1177/2165143418769611
- Foster-Cohen S., Mirfin-Veitch B. Evidence for the effectiveness of visual supports in helping children with disabilities access the mainstream primary school curriculum // Journal of Research in Special Educational Needs. 2015. Vol. 17. № 2. Pp. 77—86. DOI:10.1111/1471-3802.12105
- Hines M., Balandin S., Togher L. Communication and AAC in the Lives of Adults with Autism: The Stories of Their Older Parents // Augmentative and Alternative Communication. 2011. Vol. 27. № 4. Pp. 256—266. DOI:10.3109/07434618.2 011.587830
- Jung S., Ousley C., McNaughton D. et al. The Effects of Technology Supports on Community Grocery Shopping Skills for Students With Intellectual and Developmental Disabilities: A Meta-Analysis // Journal of Special Education Technology. 2022. Vol. 37. № 3. Pp. 351—362. DOI:10.1177/0162643421989970
- Koumpouros Y., Kafazis T. Wearables and mobile technologies in Autism Spectrum Disorder interventions: A systematic literature review // Research in Autism Spectrum Disorders. 2019. Vol. 66. Article № 101405. 25 p. DOI:10.1016/j. rasd.2019.05.005
- O’Brien A.M., Schlosser R.W., Yu C. et al. Repurposing a Smartwatch to Support Individuals With Autism Spectrum Disorder: Sensory and Operational Considerations // Journal of Special Education Technology. 2021. Vol. 36. № 4. Pp. 215—226. DOI:10.1177/0162643420904001
- Rutherford M., Baxter J., Grayson Z. et al. Visual supports at home and in the community for individuals with autism spectrum disorders: A scoping review // Autism. 2020. Vol. 24. № 2. Pp. 447—469. DOI:10.1177/1362361319871756
- Tsuda S., Takada S. Assessing the effectiveness of a comprehensive menstrual health education program for preadolescent girls with intellectual disability and high support needs in Japan // Journal of Intellectual Disabilities. 2022. Pp. 7—54. DOI:10.1177/17446295221130423
- Watkins L., Ledbetter-Cho K., O’Reilly M. et al. Interventions for students with autism in inclusive settings: A best-evidence synthesis and meta-analysis // Psychological Bulletin. 2019. Vol. 145. № 5. Pp. 490—507. DOI:10.1037/bul0000190
- Washington K.N., Warr-Leeper G.A. Visual Support in Intervention for Preschoolers With Specific Language Impairment // Topics in Language Disorders. 2013. Vol. 33. № 4. Pp. 347—365. DOI:10.1097/01.TLD.0000437941.08860.2f
- Zimmerman K.N. Social Stories and Visual Supports Interventions for Students at Risk for Emotional and Behavioral Disorders // Behavioral Disorders. 2019. Vol. 45. № 5. Pp. 207—223. DOI:10.1177/0198742919874050
- Zimmerman K.N., Ledford J.R., Barton E.E. Using Visual Activity Schedules for Young Children With Challenging Behavior // Journal of Early Intervention. 2017. Vol. 39. № 4. Pp. 339—358. DOI:10.1177/1053815117725693
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1152
В прошлом месяце: 90
В текущем месяце: 41
Скачиваний
Всего: 222
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 7