Мастерские им. В.П. Шмитца: система комплексной поддержки взрослых людей с ментальной инвалидностью

237

Аннотация

Организация социальной и трудовой занятости на постоянной основе для людей с ментальной инвалидностью — процесс многоаспектный и длительный, требующий проработки на уровне государства. Представлена технология стационарозамещения и описание новых внедрённых практик по комплексному сопровождению и поддержке взрослых людей с ментальной инвалидностью в Псковской области. Проведён анализ результатов работы ресурсного центра социального обслуживания и действующей системы комплексного сопровождения за период 2018—2021 годов по направлениям: профессиональное обучение, социально-трудовая занятость на производстве, социальная дневная занятость, социокультурная интеграция; сопровождаемое проживание и постинтернатное сопровождение. На постоянной основе учреждение посещают 164 человека, из них 16 — лица с расстройствами аутистического спектра (РАС). Составлены и применяются обучающие программы для приобретения рабочих профессий. В 2019 году открыт дом сопровождаемого проживания и внедрена система постинтернатного сопровождения. Анализируются проблемы: непроработанная законодательная база, нехватка квалифицированных специалистов, отсутствие унифицированного методического инструментария и пакета документов по трудоустройству инвалидов в специально созданных защищенных организациях и учреждениях. Для дальнейшей разработки предложены вопросы социализации людей с ментальной инвалидностью и возможные способы решения проблем.

Общая информация

Ключевые слова: ментальная инвалидность, расстройства аутистического спектра, стационарозамещение, профессиональное обучение, социально-трудовая занятость, социокультурная интеграция, сопровождаемое проживание, региональный ресурсный центр

Рубрика издания: Социокультурная интеграция и спорт

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2022200208

Получена: 12.01.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Семенкова О.С., Сукманов В.В. Мастерские им. В.П. Шмитца: система комплексной поддержки взрослых людей с ментальной инвалидностью // Аутизм и нарушения развития. 2022. Том 20. № 2. С. 62–77. DOI: 10.17759/autdd.2022200208

Полный текст

Введение

Вопрос жизнеустройства в России людей старше 18 лет с ментальной инвалидностью в последние годы поднимается достаточно часто и по настоящее время является открытым. Численность данной категории граждан ежегодно увеличивается. Данные по Псковской области из Федерального реестра инвалидов подтверждают высокие показатели числа неработающих граждан с инвалидностью трудоспособного возраста (таблица 1).

Рассмотрение вопроса жизнеобеспечения граждан с умственными и психическими нарушениями, их вовлечённости в социум, необходимости перехода от проживания в интернате или обособленно в семье к внедрению стационарозамещающих технологий до сих пор остаётся на уровне дебатов или немногих реализованных проектов и грантов.

Вопрос неоднозначен и вызывает постоянные дискуссии на тему: «Должны ли все граждане трудоспособного возраста трудиться на открытом рынке труда, или для некоторых категорий лиц с инвалидностью правильнее и безопаснее создавать специальные условия для организации социальной, трудовой занятости на постоянной основе и трудоустройства в защищенном пространстве?».

Таблица 1

Данные Федеральной государственной информационной системы Федерального реестра инвалидов (ФГИС ФРИ) по Псковской области

 

Год

Всего инвалидов трудоспособного возраста

Работающие

Неработающие

1 гр.

2 гр.

3 гр.

Работающие

Неработающие

Работающие

Неработающие

Работающие

Неработающие

2021

16909

3737

22,10%

13172

77,90%

120

2055

783

5685

2834

5432

2020

15274

3379

22,12%

11895

77,88%

121

1929

673

5305

2585

4661

2019

15395

3284

21,33%

12111

78,67%

104

1873

651

5521

2529

4717

2018

15692

3325

21,19%

12367

78,81%

96

1844

650

5734

2579

4789


Особого внимания заслуживает вопрос, касающийся принятия решений другими людьми вместо самого взрослого человека с ментальной инвалидностью. В 90% случаев при выборе перспективы развития лиц с умственными и психическими нарушениями основным является мнение родителя, при этом интересы сторон не всегда совпадают (к тому же некоторые родители настаивают на позиции — все услуги должны быть бесплатными, что невозможно). Решение во многих случаях принимается в пользу экономии материальных средств, личного мнения родителя о наиболее подходящем виде деятельности для его ребёнка; особую роль играет завышение или занижение оценки способностей своего ребенка, чувство страха за него и боязнь отпустить в более самостоятельную жизнь.

Ниже предлагаются заметки по поводу затруднений, возникающих при решении вопросов социализации и жизнеустройства в целом людей с ментальной инвалидностью в России.

Само понятие «ментальная инвалидность» законодательно не закреплено. Предложение о его закреплении в 2019 г. было выдвинуто заместителем министра труда и социальной защиты Г. Лекаревым на Российском инвестиционном форуме в Сочи «Люди как люди» на площадке «Социальная инклюзия лиц с ментальной инвалидностью». Понятие является достаточно емким и собирательным, включающим обширный спектр нарушений умственного и психического развития. Термин «инвалидность» несёт социальную смысловую нагрузку, а уточнение «ментальная» даёт возможность говорить о большой категории граждан (с когнитивными нарушениями, РАС и другими психическими расстройствами, генетическими заболеваниями, тяжёлыми множественными нарушениями (ТМНР) и т.п.), нуждающихся в постоянном сопровождении и поддержке при решении вопросов жизнеустройства.

Чтобы избежать дискриминации какой-либо категории лиц с инвалидностью, прорабатывая вопросы комплексного сопровождения и стационарозамещения, уместнее говорить именно о людях с ментальной инвалидностью.

При установлении группы инвалидности государством предусмотрены материальные выплаты (страховые пенсии по инвалидности), а система жизнеобеспечения позволяет либо провести жизнь дома, либо в интернате. Ни один из вариантов не предоставляет возможности обучения профессии, организации постоянной трудовой, социальной занятости и достойной, максимально самостоятельной жизни в обществе; Острота вопроса поддерживается не только отсутствием системы сопровождения лиц с ментальной инвалидностью, но и, как следствие, отсутствием перспектив развития и организации личной жизни их родителей или опекунов;

Несмотря на имеющиеся публикации, выступления на тему организации трудовой занятости и трудоустройства, профессионального обучения [1; 2; 4; 5; 6; 7; 10; 11; 14; 16] и организации сопровождаемого проживания [3; 8; 12; 15; 17] лиц с ментальной инвалидностью, несмотря на сообщения о реализации проектов и грантовых направлений, сделать вывод о качестве, эффективности и результативности деятельности, о степени разработанности темы очень сложно. С одной стороны, вопрос решается, с другой, — разноплановость проводимых мероприятий, множество трактовок и субъективизм оценок полученных результатов, отсутствие чётко сформулированных методов работы, критериев и мер измерения эффективности реализованных проектов, не дают возможности делать однозначные выводы и активно тиражировать полученный опыт [7; 18].

Внедрение новых институций в системе комплексного сопровождения позволит обеспечить полноценную трудовую занятость в дневное время и максимально самостоятельное проживание, включая решение вопросов профессионального обучения и активной социализации и социокультурной интеграции, в свободное от трудовой занятости время.

Существенным вкладом в создание и развитие эффективной комплексной системы сопровождения лиц старше 18 лет с ментальной инвалидностью на территории Российской Федерации может стать представленный в статье накопленный опыт зарубежных и российских организаций, анализ апробированных ими технологий и внедрённых адаптированных практик. Представленные нами данные подкреплены комментариями актуальной ситуации и предложениями, определяющими способы решения имеющихся проблем.

Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов имени Вернера Петера Шмитца

Региональный ресурсный центр Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Псковской области «Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов имени Вернера Петера Шмитца» (РРЦ ГБУСО ПО «ПИМ») является учреждением полустационарного обслуживания. С 2001 года на территории субъекта Российской Федерации в городе Пскове и с 2021 года в городе Великие Луки учреждением успешно внедрена и продолжает развиваться система комплексного сопровождения взрослых граждан с ментальной инвалидностью.

На начальном этапе работа РРЦ выстраивалась на основе многолетнего опыта Германии в работе с людьми с умственные нарушениями. Со временем используемые методы были адаптированы относительно законодательной и нормативно-правовой базы Российской Федерации с учетом национального стандарта РФ социального обслуживания населения и качества оказываемых услуг [17].

Совместно с органами исполнительной власти, НКО, организациями социальной сферы региона за 2017-2021 годы РРЦ активно прорабатывался вопрос комплексного сопровождения граждан взрослого возраста с ментальной инвалидностью. За это время актуализирован используемый ранее методический материал в области трудовой занятости и социокультурной абилитации и интеграции, что позволило тиражировать накопленный опыт и открыть филиал в южном муниципалитете региона; внедрить и успешно продолжать развивать направление сопровождаемого проживания лиц, проживавших ранее в ПНИ; добиться определённых результатов в области профессионального обучения лиц с ментальной инвалидностью и помочь реализовать полученные профессиональные умения и навыки в производственном процессе. В ходе внедрения новых практик постоянно проводится мониторинг качества оказываемых услуг и удовлетворённости граждан, получающих социальные услуги (обобщённые данные приведены в таблице 2).

Производственно-интеграционные мастерские в системе комплексного сопровождения людей с ментальной инвалидностью

Категория граждан с ментальной инвалидностью чрезвычайно полиморфна, но право на достойную и полноценную жизнь в обществе должно быть у каждого. Решение вопроса путём реализации проектов и грантов только силами НКО, как правило, дает возможность закрыть лишь часть или какой-либо один вопрос для определённой группы лиц (только дневную занятость или только сопровождаемое проживание).

Таблица 2

Социальная значимость внедрения новых стационарозамещающих технологий

 

Для людей

с инвалидностью

Для родственников людей с инвалидностью

Для специалистов

Для государства и общества

Включённость в жизнь общества (уход от замкнутости и одиночества):

— установление контактов,

— активность и взаимодействие,

— самореализация

Возможности

— трудоустройства,

— ведения активного образа жизни,

— отдыха

Приобретение нового опыта (теоретического и практического)

взаимодействия с людьми с инвалидностью и их близкими

Решение вопросов реализации прав людей с инвалидностью на достойную жизнь

Обучение по профессии/ приобретение профессии

Получение консультативной помощи:

— о имеющихся возможностях жизнеобеспечения;

— о новых способах взаимодействия с взрослеющим ребенком;

— об инновациях и их использовании

Получение консультативной помощи и обмен опытом специалистами регионов, принимающих участие в процессе внедрения комплекса мер по сопровождению людей с ментальной инвалидностью

Развитие позитивного отношения и толерантности общества к людям с ментальной инвалидностью

Овладение производственными умениями и навыками;

— повышение самооценки

Возможность не волноваться за своего близкого

Внедрение новых технологий:

— открытие новых рабочих перспектив,

— разнообразие деятельности

Изменение экономической ситуации путем максимального включения всех граждан в экономические процессы

Возможность участия в производительном труде;

— дневная занятость

Возможность ухода от гиперопеки во взаимоотношениях с близким

Постоянное повышение квалификации, уход от однообразия и рутинности в работе

Новые пути взаимодействия — новые креативные решения, проекты, программы

Обучение навыкам самостоятельной жизни и возможность жить вне ПНИ

Возможность ухода от мыслей и тревог за будущее подопечного

— открытие реальных жизненных перспектив

Расширение возможностей для реализации профессионального потенциала — снижение риска выгорания

Взаимовыгодное сотрудничество (новые программы трудоустройства граждан с инвалидностью)


На начальном этапе построения комплексной системы жизнеустройства людей с ментальной инвалидностью развитие отдельных узкопрофильных направлений не даёт эффективных результатов ни для решения вопроса по удовлетворению запросов на получение комплекса услуг, ни для формирования необходимой правовой, материальной и методической базы для развития и тиражирования опыта комплексного сопровождения и жизнеустройства лиц с ментальной инвалидностью на территории всех субъектов РФ. Система комплексного сопровождения — это непрерывная цепочка преемственных направлений развития и поддержки человека с ментальной инвалидностью от рождения до конца жизни, предоставляющая право выбора и гарантирующая достойную жизнь в социуме. Варианты реализации могут быть различными: учреждение, предоставляющее комплекс услуг, или налаженное взаимодействие различных организаций — звеньев одной цепи, объединённых единством законных требований и определённых полномочий, при консолидации усилий которых достигается общая цель.

Миссия РРЦ — обеспечение равных прав и повышение качества жизни людей с ограниченными возможностями. Цель — трудовая и социокультурная реабилитация лиц с умственными, психическими и физическими особенностями здоровья, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, сопровождении или помощи.

В таблице 3 представлены основные разноаспектные направления эффективной работы системы комплексного сопровождения лиц с ментальной инвалидностью РРЦ г. Пскова.

Сконцентрированные в одном учреждении разные по наполнению виды предоставляемых социальных услуг, сопровождения и поддержки, разбивка процессов на этапы даёт возможность получателям социальных услуг переходить с одной ступени на другую без стрессов, длительного ожидания и изменений в привычной структуре дня. В случае невозможности найти себя в одном направлении, предоставляются возможности двигаться и развиваться в другом. Это обеспечивается планомерной чётко скоординированной непрерывной системной работой, главная задача которой — помощь в раскрытии, развитии и реализации личного потенциала человека при сопровождении (в нужном объёме и количестве) в течение всей жизни.

Предоставление разных видов социальных услуг в одном учреждении даёт также возможность сохранять преемственность в подходах, правилах и требованиях, предъявляемых как к поставщику услуг, так и к их получателю. Такое решение открывает реальные и понятные перспективы для граждан с ментальной инвалидностью старше 18 лет и для членов их семей.

Профориентация и профобучение в мастерских

Анализ инклюзивных учебных практик профессиональной подготовки лиц с ментальной инвалидностью в субъектах РФ указывает на имеющиеся схожие проблемы и сложности в решении вопроса последующей занятости воспитанников [5]. Показатели констатируют увеличение числа лиц с когнитивными нарушениями, получивших профессию или специальность, в то время как процент числа трудоустроенных или занятых остаётся низким.

Таблица 3
Реализация комплекса услуг в РРЦ «Производственно-интеграционные мастерские»

 

Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов имени В.П. Шмитца

В мастерских работают 55 сотрудников для 164 человек

Максимальная доступность услуг поддерживается путём организации ежедневной службы доставки (дом — мастерские — дом)

Постоянная организация и поддержка социокультурного развития

Экскурсии и интерактивные музейные экспозиции

Кружки, спортивные секции, спортивно-массовые мероприятия

Мастер-классы, интеллектуальные игры, конкурсы таланта и профмастерства

Праздники, культурномассовые мероприятия

11 отделений мастерских

работают круглый год по пятидневной рабочей неделе и предоставляют социальные услуги:

a) в форме полустационарного обслуживания:

b) в форме обслуживания на дому

c) предоставление образовательных услуг

Производственные отделения социально-трудовая занятость

Непроизводственные отделения

Отделение сопровождаемого проживания

Образовательный центр

Растениеводства

2 Тренировочных отделения

(в г. Пскове и в филиале

г. Великие Луки) адаптации и профориентации

Постинтернатное сопровождение в форме стационарозамещающей технологии сопровождаемого проживания (проживающие выписаны из ПНИ и зарегистрированы по адресу проживания)

1. Написание адаптированных программ обучения по рабочим профессиям и методическое сопровождение

2.  проведение семинаров, мастер-классов, викторин

Деревообработки

Швейное

Прачечное

Картонажное Хозяйственное Отделение реализации

Отделение социальной дневной занятости

(развитие и уход)

соотношение

сотрудник / ПСУ = 1/10

соотношение сотрудник / ПСУ = 1/5

в группе, где необходим и уход, 1/3

зав.отделением (0,5 ставки), 2 спец. по соц. работе (4ч / день), 2 дежурных по режиму (с 20:00 до 08:00)

зав. отделением, методист


Основные проблемы, чаще всего не находящие решения:

— несоответствие уровня профессиональной подготовки требованиям конкурентоспособного рынка;

—     выбор адаптированных основных программ профессионального обучения (АОППО), не отвечающих реальному запросу рынка труда;

—  невозможность трудоустройства после завершения обучения из-за малой производительности труда или низкого качества выполняемых работ;

—    невозможность осуществления трудовой деятельности без сопровождения;

—  несмотря на внедрение новых образовательных технологий в сфере профессионального обучения, категория лиц с выраженными когнитивными нарушениями остаётся не включённой в процесс профессионального обучения и последующей трудовой занятости/ трудоустройства.

Право на труд есть у каждого гражданина, но факты свидетельствуют о невозможности каждого быть трудоустроенным, особенно на открытом рынке труда. Так же, как и право на обучение есть у каждого, но для реализации этого права лицами с ментальной инвалидностью необходимо определить, где и каким образом, по каким программам стоит проводить профподготовку, чтобы обучение открывало новые перспективы, а приобретённые знания давали возможность участвовать в трудовой деятельности.

Опираясь на опыт немецких партнёров, РРЦ организует процесс обучения по профессии на базе своих производственно-интеграционных мастерских. Обучение на базе специально организованного трудового пространства даёт чёткое понимание того, к чему должен быть подготовлен обучающийся, чтобы быть включённым в дальнейший трудовой процесс. Это делает задачи профессиональной подготовки понятными и конкретными (таблица 4), а обучение доступным и актуальным для последующего трудоустройства или занятости.

В РРЦ учебные программы разрабатываются отделением «Образовательный центр» и реализуются на базе «Тренировочного отделения». В ходе практико-ориентированного обучения и комплекса учебно-производственной подготовки осуществляется постоянное взаимодействие инструкторов профессионального обучения, инструкторов по труду производственных отделений и самих обучающихся. Для повышения эффективности профподготовки процесс обучения разделён на этапы (таблица 5).

Таблица 4

Задачи сферы профессиональной подготовки

 

Задачи

Требования

1.

Разработка адаптированных программ профессиональной подготовки

— краткосрочные, доступные;

— отвечающие запросу рынка труда или производственных отделений мастерских

2.

Формирование способности самостоятельно выполнять хотя бы минимум работ (в защищённых мастерских) после обучения

— самостоятельность выполнения простых операций или видов работ;

— качество выполнения

3.

Обеспечение условий для максимально качественной и самостоятельной работы по профессии или производственному направлению

— реалистичные и комфортные условия обучения и труда с учётом индивидуальных особенностей;

— подбор объема сопровождения

4.

Подбор профессионального направления в соответствии с реальными умениями, навыками и способностями

предоставление возможности попробовать себя во всех возможных производственных сферах, но выбор осуществить, суммируя: желание, умения и потенциальные возможности

5.

Мотивация к труду (по профессии в мастерских или на открытом рынке труда)

— подбор и отработка навыка по виду работ с целью достижения самостоятельности выполнения операций и самореализации

Таблица 5

Этапы профессиональной подготовки и обучения

 

Название этапа

Вид деятельности

1.

Адаптация

— ознакомительно-подготовительная деятельность

2.

Профориентация

— предоставление информации о профессиональных направлениях и возможность попробовать себя в каждом из них

3.

Профессиональная подготовка или обучение по выбранной профессии

— получение знаний, формирование и отработка умений и навыков по выбранному направлению

4.

Производственные пробы или производственная практика

— кратковременные внедрения на производство и полный переход на производственную практику для отработки операций и видов работ на производстве

5.

Итоговая аттестация и переход на производство

— завершение процесса профессиональной подготовки, переход в производственное отделение и производственная адаптация в нём, организация трудовой занятости на постоянной основе


На каждом этапе обучения теоретический материал разъясняется вместе с освоением и отработкой отдельных трудовых и профессиональных навыков последовательно: от операций к видам работ и до освоения профессии (вида деятельности) в полном объёме.

В своей работе специалисты центра руководствуются следующими принципами: учёт возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей; активное вовлечение в процессы обучения и труда; учёт теоретической и смысловой сложности материала и его последующей практической значимости; постоянное чередование теории и практики в процессе профориентации и профобучения.

Процесс обучения имеет свои специфические особенности (см. таблицу 6), учёт которых позволяет добиваться планируемых результатов.

Немаловажным для лиц с РАС и другими ментальными нарушениями является вопрос постоянства: организации доставки до учреждения и обратно; обустройства учебного и производственного пространства в одном учреждении; единства требований; структуры дня и правил внутреннего распорядка; контингента сотрудников и ближайшего окружения на разных этапах развития.

Большую значимость для обучающихся имеет и вопрос организации учебной и производственной практики, позволяющей с первых дней отрабатывать комплекс умений и навыков на будущем рабочем месте с тем инструктором по труду, который будет сопровождать человека на протяжении всего последующего времени работы в мастерских.


Цели и задачи производственной практики:

—  создание дополнительной мотивации для успешного освоения АОППО и последующей занятости;

—   индивидуальный подбор и обустройство рабочего места с учётом особенностей и возможностей человека.

—   овладение трудовыми операциями/ видом деятельности по профессии, на месте возможного трудоустройства/ трудовой занятости, с функционально-ориентированной подготовкой к выполнению в будущем работы на производстве;

—    приобретение опыта максимально самостоятельной трудовой деятельности при социальной интеграции в профессиональной среде.

Получение теоретических знаний, одновременная проработка и закрепление их в производственной среде в ходе обучения помогает как в выстраивании процесса обучения, так и в планировании последующего вида деятельности в производственном отделении с необходимым объёмом сопровождения. Такая форма обучения даёт возможность понять и уточнить специфические особенности личности, выявить сложности в установлении рабочих отношений, оценить степень влияния внутренних и внешних факторов на психоэмоциональное и физическое состояние человека в процессе труда.

Таблица 6

Специфика процесса обучения в мастерских

 

 

Направление

Организация процесса

1.

Профессиональная, производственная и социальная адаптация

— имеют индивидуальную направленность, сопровождение в процессе, подкрепляются постоянными диагностиками и оценками изменений развития

2.

Выбор профессионального направления/обучения по профессии

— предлагается попробовать себя в разных направлениях, которые в дальнейшем гарантированно предоставляются мастерскими в производственных цехах

3.

Организация и проведение социально-психологического контроля

— наблюдение за получателем услуг на всем протяжении взаимодействия: в процессе обучения, производственных проб, практики и дальнейшей профессиональной деятельности

4.

Практико-ориентированное обучение

— возможность прохождения обучения и одновременного выполнения тренировочных практических заданий, производственных проб, практики в производственных отделениях, на будущем месте занятости

5.

Социально-педагогическое сопровождение

— в процессе обучения и на рабочем месте, единство документации, даёт возможность выявлять, развивать и поддерживать творческие и профессиональные способности на любом этапе развития получателя услуг

6.

Подбор и взаимодействие специалистов

— специальный педагог, отвечающий за процесс обучения, и инструктор по труду производственного направления, будущий наставник

7.

Направленность обучения

— отражает потребности в социально-личностном становлении и в реализации имеющегося личностного потенциала

8.

Нормативный срок освоения программы по дисциплине

— определяется в соответствии со степенью сложности учебного материала и темпом освоения программы, обусловленным индивидуальными особенностями учащегося

9.

Итоговая аттестация

— формы выбора формы сдачи теоретического материала: тест (возможно использование текстового и пиктограммного, рисуночного материала) или устный ответ

Освоение АОППО проводится на базе тренировочного и производственного отделений мастерских соответствующей профессиональной направленности и предполагает формирование профессиональных знаний и навыков в соответствии с квалификационными требованиями по профессии. Квалификационная характеристика профессиональной деятельности выпускника определяется согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику (ЕТКС) и/или профессиональному стандарту. Итоговой аттестацией обучения по профессии является квалификационный экзамен в форме презентации сформированных знаний, навыков и профессиональных умений.

После успешного освоения АОППО выпускник получает свидетельство по профессии и автоматически включается в процесс производства продукции, товаров, работ, услуг, организованный в производственном отделении мастерских.

Показатели готовности получателя социальных услуг к переводу в производственное отделение:

—    сформированность навыка самообслуживания или умение попросить вовремя о помощи и принять её;

—   чёткое следование правилам внутреннего распорядка, соблюдение правил техники безопасности;

—   умение выполнять поручения инструктора по труду не только в его присутствии, но и самостоятельно;

—    наличие базовых знаний, умений и навыков для выполнения операций или вида деятельности по определенной профессии или направлению.

Важно отметить, что при невозможности освоения АОППО человек не исключается из РРЦ, а все равно вписывается в трудовой процесс, но в качестве помощника на производстве, или переходит в непроизводственное отделение, где организована дневная занятость.

Вопросы организации социально-трудовой занятости

Вопрос трудоустройства на открытом рынке труда людей с инвалидностью или организации трудовой занятости в специально созданных условиях остаётся одним из важнейших социально-экономических вопросов государственной политики [2, с. 245—264]. Её целью является создание и совершенствование всех необходимых условий, способствующих повышению уровня и качества жизни людей с инвалидностью (Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда») [8]. Об этом свидетельствует постоянное внедрение новых практик по данному направлению, регулярные изменения и дополнения, вносимые в законодательную базу РФ, создание дополнительной нормативно-правовой базы в отдельных субъектах России.

Рассматривая вопросы занятости лиц с ментальной инвалидностью, не всегда стоит стремиться к их обязательному трудоустройству на открытом рынке труда. Зачастую это невозможно из-за низкой конкурентоспособности данной категории граждан, нуждаемости в создании специальных условий труда; небезопасно по причине имеющихся трудностей с пространственной ориентацией в городской среде, помещении, особенности коммуникации, необходимости в сопровождении. Альтернативой трудоустройству на открытом рынке может стать создание производственно-интеграционных мастерских как центра социально-трудовой занятости лиц с ментальной инвалидностью. Подобный успешный зарубежный и отечественный опыт был рассмотрен и проанализирован главным специалистом по профреабилитации и занятости инвалидов ФГБУ ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта Минтруда России В.А. Чукардиным, на основе результатов работы которого составлено «Примерное положение об организациях, обеспечивающих социальную занятость инвалидов трудоспособного возраста» [11]. Обзор мирового опыта представлен Л.Н. Нацун в статье «Поддерживаемое трудоустройство» [6, с. 663—680]. Накопленный опыт новых практик по вопросам вовлечения лиц с инвалидностью в трудовой процесс освещён в «Сборнике по трудоустройству инвалидов, сформированном на основе успешно реализованных региональных практик и мероприятий» [14, с. 65-91]. Частный опыт представлен организациями в различных современных публикуемых изданиях и отчётах о проектной деятельности конкретного региона [1; 4; 20].

Вопросы оценки эффективности

Переход от медицинской модели оказания помощи к социальной модели сопровождения и поддержки способствует интеграции и активной социализации лиц с ментальной инвалидностью в жизнь общества, что снижает уровень дискриминации и постепенно меняет отношение общества к этой категории граждан. Становится понятным, что вопросы качества жизни нормотипичного населения и людей с инвалидностью, включая трудоустройство и занятость, заслуживают равного внимания. Но изменения не являются стабильными и продуктивными на всей территории страны и не касаются всех членов общества.

При рассмотрении вопросов организации приоритетных сфер жизни граждан с ментальной инвалидностью механизмы правового регулирования, социального сопровождения и поддержки в настоящее время работают слабо. Вопрос организации социально-трудовой занятости требует дополнительных законодательных и организационно-правовых решений. Предпочтение отдаётся созданию специальных рабочих мест на уже действующих производствах.

Эффективность данной формы организации трудовой занятости или трудоустройства достаточно низкая: высокие требования к работнику; отсутствие необходимого постоянного сопровождения, контроля за своевременным отдыхом, приёмом пищи и медикаментов; снижение психофизических показателей здоровья на фоне нагрузок и напряжения и т.д. — все это посильно далеко не всем. Как и в сфере профессионального обучения, появляется «система отбора» наиболее сильных, активных, самостоятельных и обученных граждан. Избирательный подход не удовлетворяет потребности включения в трудовой процесс категории граждан с ментальной инвалидностью.

Не менее часто встречаются и другие формы организации рабочего дня — центры или группы дневного пребывания, где не предъявляются требования к качеству выполняемой работы, отсутствует учёт возрастных особенностей (когда взрослому человеку предлагается детское занятие), нет постоянства и бесперебойной организации рабочего процесса.

Сложность и многоаспектность организации трудовой занятости граждан с ментальной инвалидностью требует государственного участия и поддержки. Необходима актуализация и разработка стандартов, дополнительной нормативно-правовой базы, межведомственного взаимодействия, финансового инвестирования и поддержки создаваемых учреждений. Создание специальных учреждений трудовой занятости и дальнейшее развитие качественного ресурса требует решения вопросов доступности, организации максимально безопасного (специально оборудованного производственного пространства); обеспечения бесперебойного функционирования и сопровождения на постоянной основе.

Опыт мастерских в организации производственных видов работ в специально оборудованном и защищённом пространстве

Передовые практики и опыт Германии в сфере организации трудовой занятости граждан с ментальной инвалидностью стали прототипом открытых в 2001 году и успешно развивающихся по сей день «Производственно-интеграционных мастерских для инвалидов имени В.П.Шмитца» Пскова. Данная организационная форма полустационарного социального обслуживания является примером продуктивной и эффективной работы в области организации трудового процесса и развития системы комплексного сопровождения граждан с ментальной инвалидностью. Реализовать своё право на профобучение, труд и максимально самостоятельную жизнь здесь могут те граждане, которые не имеют возможности учиться или работать в обычных условиях. Мастерские в составе РРЦ имеют достаточную наработанную методическую базу, апробированный документарный инструментарий и разработанные обучающие программы, как для профессионального обучения инвалидов, так и для обучения сотрудников социальной сферы, занимающихся организацией трудовой занятости лиц с ментальной инвалидностью.

Производственно-интеграционные мастерские — это часть комплексной системы сопровождения. При организации социально-трудовой занятости важно помогать работнику развивать его личностный потенциал, достигать самостоятельного выполнения работ или отдельных трудовых операций (в соответствии с возрастом и возможностями), достигать результата своего труда для формирования ощущения и понимания собственной значимости, способствовать расширению и накоплению социального опыта и выстраиванию социальных контактов.

Учреждение располагает земельным участком в 3,5 гектара, с расположенными на нём тремя теплицами, хозяйственными постройками и прогулочными зонами; помещениями (общей площадью 3200 м²) со специально оборудованными в них производственными и непроизводственными отделениями, санитарно-гигиеническими комнатами, местами приёма пищи, спортивной зоной и комнатами отдыха. Каждое помещение имеет своё специально организованное и оборудованное пространство, отвечающее потребностям разных категорий людей с ментальной инвалидностью.

Организуя производственное пространство, соответствующее потребностям граждан, получающих услуги по социально-трудовой занятости, особое внимание следует уделять решению основных социально-реабилитационных задач согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 29.03.2019 № 363 (ред. от 23.03.2021) [8] и методическим рекомендациям, утверждённым Приказом Минтруда России от 01.02.2018 № 46 [9].

Следует отметить, что виды предлагаемых работ на производственных отделениях тщательно отбираются и соответствуют «рекомендуемым несложным видам труда, которые могут выполнять инвалиды, способные осуществлять трудовую деятельность с помощью / сопровождением других лиц» [9].

Производственные отделения оборудованы согласно требованиям к выполняемому труду: профессиональными станками и машинами, ручным инструментом, вентиляционными системами и вытяжками.

Организация социально-трудовой занятости в учреждении осуществляется по 7 направлениям и подразумевает ежедневную деятельность в рабочие часы на конкретном отделении по соответствующему направлению подготовки (см. таблицу 7).

Специалистам важно учитывать необходимость стабильной организации социально-трудового процесса. Бесперебойная ежедневная работа производственных отделений достигается путём постоянного мониторинга рынка сбыта готовой продукции, анализа спроса, поиска заказов, взаимодействия с заинтересованными учреждениями и организациями на постоянной основе (магазины, парикмахерские, детские сады, фабрики и т.д.).

Таблица 7

Производственные направления отделений трудовой занятости мастерских

 

 

Производственное направление

Виды выполняемых работ

Единые для всех отделений требования и правила:

1.

Швейное дело и художественное вышивание

— пошив хозяйственных сумок, постельного белья, кухонных принадлежностей;

—  вышивание;

— изготовление игрушек, сувениров

Соблюдение:

— внутреннего распорядка сотрудниками и получателями услуг;

— техники безопасности (сотрудниками и работающими), прохождение плановых инструктажей и перед каждым новым видом деятельности;

— охраны труда: строгое соблюдение режима работы и отдыха, необходимость производственной гимнастики;

— сопровождение в рабочем процессе (1 сотрудник/ 10 получателей соцуслуг);

— специальное оборудование рабочего места;

— разбивка процесса производства на операции, виды работ;

— распределение работ по степени сложности, объёму и физической нагрузке;

— обязательная система оценки качества работ и готового продукта (индивидуальные оценочные листы);

— постоянное ведение сопроводительной документации по каждому ПСУ

2.

Деревообработка

— изготовление мебели для улиц, бань, детских учреждений и т.д;

— работа на станочном оборудовании и с ручным инструментом;

— шлифовка, сборка, итоговая обработка;

— выпиливание лобзиком на станке, ручная шлифовка, финишное покрытие (сувениры и развивающие игрушки-пазлы из дерева);

— оформление готовой продукции, выжигание по дереву;

— сортировка, комплектовка

3.

Растениеводство

— выращивание растений, рассады, цветов (в теплицах); — уход за уличными растениями;

— стрижка кустов, газонов, рыхление, поливка, подкормка, прополка;

— кошение газонов с помощью триммера или газонокосилки

4.

Прачечное дело

— машинная стирка, отбеливание и удаление пятен;

— утюжка;

— уборка, погрузочные работы

5.

Картонажное дело

— изготовление визиток, буклетов, календарей;

— изготовление упаковки (бумажных пакетов, конвертов, картонных коробок)

6.

Хозяйственная деятельность

— ручная и машинная мойка — посуды, кухонного инвентаря;

— мытьё кухонного оборудования, столов, полов и уборка мусора в столовой;

—  поддержание чистоты центрального коридора;

– машинные и ручные работы

7.

Отделение реализации – магазин

— маркировка, укладка, упаковка товара, подсобные работы;

— работа на выездных ярмарках, выставках и в магазине мастерских

Не меньшее внимание уделяется поддержанию интереса к выполняемому виду деятельности, повышению мотивации работающих, что предполагает и материальную поддержку в виде денежных выплат (требует дополнительной проработки законодательной базы), и внедрение в производственный процесс мероприятий социокультурной направленности.

Предоставление социальных услуг учреждением носит заявительный характер. Это исключает возможность отказа в услугах или отбора «более сильного» контингента. Учреждение ставит своей задачей подбор наиболее подходящего вида деятельности. Широкий спектр предоставляемых услуг гарантирует каждому обратившемуся включение в жизнь общества и занятость 5 дней в неделю в течение рабочего дня (с 9:00 до 16:00). В случае, когда оценка возможностей и уровня сформированности навыков самообслуживания, рассмотрение производственных рисков и умений, способность соблюдать правила техники безопасности, учёт пожеланий самого получателя услуг или его законного представителя исключают возможность участия в производственном процессе, людям предоставляется возможность перехода в непроизводственное отделение.

Организация социальной дневной занятости в непроизводственных отделениях

Отделение социальной дневной занятости представляет собой большую непроизводственную зону: просторные оборудованные помещения, разбитые на сектора для проведения занятий по социально-бытовой ориентации; кухонные зоны для обучения самостоятельному приготовлению простых блюд и выполнению хозяйственно-бытовой деятельности; кабинеты для занятий ручным трудом, для природотерапии и арт-терапии; спортивные комнаты и комнаты отдыха и релаксации. Работа носит обучающий характер и направлена на решение вопросов по поддержанию или формированию бытовых навыков. Направления работы отделения социальной дневной занятости РРЦ ГБУСО «ПИМ» представлены в таблице 8.

Посещение непроизводственного отделения не предусматривает участия в производственном процессе, но не исключает возможность дневной занятости (соответственно возрасту) на постоянной основе.

Таблица 8

Направления работы отделения социальной дневной занятости

 

Направление

Вид деятельности

1.

Хозяйственно-бытовые навыки

— уборка помещения, полив цветов, дежурство в столовой, утюжка белья и т.д.

2.

Занятия по социально-бытовой ориентации

— расширение и поддержание общего кругозора, повторение правил культуры поведения, здорового образа жизни

3.

Приготовление элементарных блюд — кулинария

— формирование новых навыков (приготовление простых блюд, выполнение простой работы)

4.

Чистота и здоровье

— отработка и поддержание элементарных навыков самообслуживания, гигиены тела, ухода за волосами, ухода за одеждой и обувью

5.

Развитие речи и коммуникации

— проведение работы по расширению коммуникативного потенциала (обучение элементарным навыкам работы на компьютере;

— для некоторых — поддержание навыка письма и чтения, внимательного слушания

6.

Природотерапия и арт-терапия

— ручной труд, изготовление поделок из природного материала, работа с красками, карандашами, бумагой, клеем

7.

Мастер-классы и культурно-массовые мероприятия

— ручной труд, экскурсии, праздники, викторины

8.

Прогулки, ритмика, физическая нагрузка

— спортивно-оздоровительные занятия

Работа отделения подразумевает ежедневную организацию рабочего времени с предъявлением общих требований к соблюдению режимных моментов, правил поведения и культуры общения в учреждении, ориентирована на человека с его потребностями и имеющимися способностями, с учетом соблюдения вопросов доступности и безопасности, а также предоставляет личностно-ориентированную поддержку и сопровождение (при необходимости, и организацию мероприятий по уходу) в нужном объёме и количестве.

Организация социальной дневной занятости является не менее актуальной и значимой темой в проработке вопроса комплексной поддержки и сопровождения граждан с ментальной инвалидностью, нуждающихся в постоянном сопровождении и/или уходе.

Сопровождаемое проживание / постинтернатное сопровождение

Важным вопросом среди актуальных на сегодняшний день является развитие технологии сопровождаемого проживания лиц с ментальной инвалидностью. На территории г. Пскова и региона практика является внедрённой и развивается. Имеющийся опыт представлен в пособии «Жизнь с достоинством (сопровождаемое проживание)» [3]. Тема сопровождаемого проживания разрабатывается достаточно давно, о чём свидетельствуют многочисленные конференции и публикации, например, [15], но вопрос не является решённым и требует дальнейшей проработки, наращивания мощностей и формирования рабочих механизмов регулирования.

РРЦ с 2018 г. занимается развитием технологии сопровождаемого проживания и постинтернатного сопровождения лиц с ментальной инвалидностью, ранее проживавших в стационаре. Особого внимания требует разработка последовательного плана действий по выводу воспитанников из стационара, их адаптации, социализации и интеграции в социуме. Внедрение практики предусматривает установление и налаживание межведомственного взаимодействия, чёткое и поэтапное выполнение учреждениями социального обслуживания (психоневрологического интерната (ПНИ) и РРЦ) взятых на себя договорных обязательств, кураторства со стороны органов исполнительной власти, подготовки ресурсов (в том числе, и места проживания) и работы с подопечными.

Цель внедрения технологии — организация сопровождаемого проживания в малых группах для граждан с ментальной инвалидностью старше 18 лет, восстановление их социального статуса и интеграция в социум (из ДДИ, ПНИ). В ходе внедрения практики использованы материалы методических рекомендаций [12] и имеющийся опыт сопровождаемого проживания Псковской области и в Пскове, а также опыт других регионов.

Решение вопросов, связанных с подготовкой жилья, требует проведения ряда организационноправовых мероприятий: современного обустройства территории и жилого пространства; оформления помещений как жилых; наполнения жилого пространства предметами мебели и обихода с учётом личных предпочтений, пожеланий и особых потребностей проживающих. Работа с подопечными предполагает разделение процесса на этапы, отработанные в РРЦ «ПИМ» и представленные в таблице 9.

Таблица 9

Этапы работы при переводе подопечных из стационара в социум

 

Название этапа

Виды деятельности

1.

Подготовительный

— отбор кандидатов для выхода из ПНИ;

— анализ личных дел и медицинских анамнезов;

— организация информационно-разъяснительных бесед;

— подготовка документов для перевода;

— организация встреч для установления новых контактов

2.

Период адаптации в социуме

— проведение вводного курса обучения (в РРЦ) правилам общения, культуры поведения, умению включаться в учебную и трудовую деятельность;

— проведение общего курса профориентации с последующим обучением по профессии (от 3 до 6 месяцев);

— заранее учреждениями решаются вопросы логистики: доставки подопечных из ПНИ в РРЦ утром и вечернее возвращение в ПНИ;

— курс профориентации плавно переходит в обучение по профессии. К этому моменту желание покинуть стены стационара становится более осознанным, что делает возможным переход к проживанию на тренировочных квартирах, формирование умения ориентироваться в социальных отношениях, включаться в них, получать новые знания для изменения образа своей жизни

3.

Тренировочное, учебное сопровождаемое проживание

— проживание на учебных квартирах в городе, переход от привычной жизни «на всём готовом» к жизни «я сам»;

— переход в дом учебного проживания на территории РРЦ, но с уменьшением объёма сопровождения: обучение ведению домашнего хозяйства, планированию дня, домашних дел, обращению с финансами, постепенное обучение самостоятельности во всём;

— на этом этапе достаточно эффективным является проживание и взаимодействие в малых группах, когда обязанности не разом ложатся на плечи одного человека, а распределяются между всеми. Со временем некоторые связи ослабевают, ведение хозяйства становится посильным, но остаётся и та категория лиц, для кого уместно продолжать вести хозяйство в паре или малой группе.

Вопросы обучения, дневной занятости, трудоустройства не становятся второстепенными, необходимость трудиться воспитывает чувство ответственности перед собой и обществом;

— обучение самостоятельной организации досуга и приобщение к участию в общественных мероприятиях и праздниках

4.

Заключительный этап внедрения, но не окончания развития технологии

Начало максимально самостоятельной жизни в доме сопровождаемого проживания в городе:

— выход из ПНИ;

— регистрация по месту проживания;

— составление договоров обслуживания на дому;

— проведение итоговой функциональной диагностики, определение степени дефицита самообслуживания и зависимости от посторонней помощи;

— определение объёма услуг по сопровождению;

— ознакомление с правилами проживания и выполнением обязанностей по дому;

— составление и ведение учётной документации сотрудниками

Дальнейшая работа выстраивается по принципу поддержки максимально самостоятельной жизни проживающих с постепенным уменьшением сопровождения. Поддержка и сопровождение ориентированы на продолжение индивидуально-личностного развития проживающих, совершенствование хозяйственно-бытовых умений и навыков, увеличение самостоятельности и на снижение объёма помощи персонала. Развитие самостоятельности и расширение перспектив для самореализации ослабляют зависимость от родителей, иногда тотальную.

Переход из ПНИ в социум демонстрирует возможность изменения образа жизни и повышения ее качества, а также улучшения работы самой системы социальной поддержки лиц с ментальными нарушениями.

Заключение

Проблемы организации процессов встраивания в социум граждан с ментальной инвалидностью качественно решаются только с привлечением и ведущим участием государственных ресурсов при создании единой государственной системы комплексного сопровождения и поддержки взрослых граждан с ментальной инвалидностью на постоянной основе при активном взаимодействии и партнёрстве с общественными организациями, бизнес-сообществом и НКО.

Анализ всех аспектов проживания людей с ментальной инвалидностью в ПНИ и доме сопровождаемого проживания уже на начальном этапе показывает, что достаточное число проживающих в ПНИ могут жить в обществе при условии создания для них специальных условий организации жизни и сопровождения. Развитие представленной технологии позволит снизить и обеспокоенность родителей, имеющих детей с ментальной инвалидностью, не желающих помещать своего ребенка в ПНИ, и реализует право каждого на достойную жизнь в обществе.

РРЦ ГБУСО «Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов им. В.П. Шмитца» — это социальное учреждение по подготовке и включению людей с когнитивными, психическими и физическими нарушениями (I, II и III групп инвалидности) старше 18 лет в социально-трудовую и максимально полноценную жизнь в обществе. Оказываемые РРЦ услуги являются комплексными, предоставляются в полустационарной форме социального обслуживания и сопровождения на дому последовательно и непрерывно; содержание, кратность и длительность разных видов услуг определяется индивидуально. Обязательным сопровождением любой технологии стационарозамещения в РРЦ является реализация услуг по социокультурной интеграции.

С 2021 г. Региональный ресурсный центр открыл филиал мастерских в южном муниципалитете Псковской области (г. Великие Луки).

Методическая работа РРЦ выстроена с обязательным соблюдением государственной законодательной и региональной нормативно-правовой базы, с использованием адаптированной методики Германии Нamet-2 [19], самостоятельно разработанного диагностического и методического инструментария, в основу которого положены классификации и критерии, используемые в работе бюро медико-социальной экспертизы [13]. Также решаются многие другие вопросы, например, разработки критериев готовности людей к переходу от получения социальных услуг к трудоустройству; организации специального трудового пространства.

Эффективность развиваемых направлений и многолетний опыт работы свидетельствуют о важности и возможности построения именно комплексной системы поддержки и сопровождения людей с ментальной инвалидностью, которая позволяет оптимально прорабатывать вопросы межведомственного взаимодействия, формировать необходимую организационно-правовую базу, контролировать качество оказываемых услуг и разрабатывать методическую документацию.

Вопросы, требующие дальнейшего рассмотрения

Работа РРЦ как поставщика социальных услуг позволяет оказывать гарантированный комплекс услуг. Сложности могут возникнуть со временем, например, когда ПСУ повышает уровень работоспособности, объем и качество продукта своего труда. И тогда требуется принимать решение о возможности трудоустройства и особенностях договорных обязательств сторон.

В числе важнейших вопросов, предполагающих дальнейшую разработку и системное решение, следующие:

—    отладка механизма системы взаимодействия НКО и государственных учреждений социальной направленности;

—  принятие законодательных решений в вопросах трудоустройства лиц с ментальной инвалидностью (возможно частичного, временного) в специально созданных условиях и защищённом пространстве с сопровождением на постоянной основе;

—    разработка и уточнение плана мониторингов эффективности работы системы комплексного сопровождения с учетом всех индивидуальных аспектов;

—   урегулирование вопросов, касающихся принятия решений вместо человека — «как жить, где жить; работать, быть занятым или проводить время только в кругу семьи, ПНИ и т.д.»;

—   тиражирование успешного опыта по созданию системы комплексного сопровождения на территории России с целью открытия реальных перспектив развития и повышения качества жизни людей с ментальной инвалидностью старше 18 лет.

Опыт зарубежных стран разнообразен, используются разные модели занятости и оплаты труда (в большинстве случаев это связано с сокращением социальных выплат, но появлением трудового стажа и накопительной части пенсии), что повышает мотивацию к трудовой деятельности. Системный подход предоставляет разные возможности и открывает перспективу для каждого.

Создание ресурсных центров по комплексному сопровождению лиц с ментальной инвалидностью в регионах позволит на постоянной основе решить вопросы занятости и включенности в жизнь общества достаточного числа граждан, проживающих в интернатах или обособленно в узком кругу семьи.

Литература

  1. 18 плюс — Работа и занятость молодёжи и взрослых с умственными и множественными ограничениями: Материалы международной научно-практической конференции (14—17 февраля 2007 г., г. Минск). Псков: Изд-во Псковского государственного педагогического университета, 2008. 112 с.
  2. Жданкин Н.А., Симаков С.Д. Основные задачи при решении проблемы трудоустройства инвалидов (обзор) // Креативная экономика. 2021. Т. 15. № 1. С. 245—264. DOI:10.18334/ce.15.1.111563
  3. Жизнь с достоинством: Практическое пособие по сопровождаемому проживанию. Москва: Перо, 2017. 272 с. ISBN 978-5-00122-047-3.
  4. Жукова Т.Н., Новожилова И.С. Технологии социального сопровождения инвалидов трудоспособного возраста для интеграции их в трудовые отношения // Ученые записки СПбГИПСР. 2020. Т. 34. № 2. С. 110—114.
  5. Карпова Н.А. Основные проблемы профессиональной ориентации молодых людей с тяжелыми нарушениями психического развития и интеллектуальной недостаточностью // Аутизм и нарушения развития. 2020. Т. 18. № 2. С. 49—54. DOI:10.17759/autdd.2020180207
  6. Нацун Л.Н. «Поддерживаемое трудоустройство» инвалидов: обзор мирового опыта // Вестник УрФУ: Серия: Экономика и управление. 2017. Т. 16. № 4. С. 663—680. DOI:10.15826/vestnik.2017.16.4.032
  7. Николас Д. Трудоустройство людей с РАС. Анализ исследований и шаги для дальнейшего развития // Аутизм и нарушения развития. 2020. Т. 18. № 3. С. 5—11. DOI:10.17759/autdd.2020180301
  8. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»: Постановление №  363  /  Правительство  РФ  [Электронный  ресурс].  URL:  http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201904080016 (дата обращения: 15.01.2022).
  9. Приказ Минтруда России № 46 от 01.02.2018 г. «Об утверждении методических рекомендаций для специалистов органов службы занятости населения по организации работы с инвалидами, в том числе по оценке значимости нарушенных функций организма инвалида для выполнения трудовых функций» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71777820/ (дата обращения: 15.01.2022).
  10. Приказ Минтруда России № 515 от 04.08.2014 г. «Об утверждении методических рекомендаций по трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности» [Электронный ресурс]. 1 с. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/268 (дата обращения: 15.01.2022).
  11. Приказ Минтруда России № 547 от 30.06.2017 г. «Об утверждении Примерного положения об организациях, обеспечивающих социальную занятость инвалидов трудоспособного возраста» [Электронный ресурс]. 1 с. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/6341 (дата обращения: 15.01.2022).
  12. Приказ Минтруда России № 847 от 14.12.2017 г. «Об утверждении методических рекомендаций по организации различныхтехнологийсопровождаемогопроживанияинвалидов, втомчислетакойтехнологии, каксопровождаемое совместное проживание малых групп инвалидов в отдельных жилых помещениях» [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/1278 (дата обращения: 15.01.2022).
  13. Приказ Минтруда России № 1024н от 17.12.2015 г. «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико- социальной экспертизы» [Электронный ресурс]. 1 с. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/467 (дата обращения: 15.01.2022).
  14. Сборник по трудоустройству инвалидов, сформированный на основе успешно реализованных региональных практик и мероприятий, в том числе осуществляемых социально ориентированными некоммерческими организациями [Электронный ресурс] / Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Москва, 2019. С. 65—91. URL: https://mintrud.gov.ru/uploads/magic/ru-RU/Ministry-0-1001-src-1585754245.0802. pdf (дата обращения: 15.01.2022).
  15. Сопровождаемое/поддерживаемое проживание людей с нарушениями развития: Материалы двух конференций в Санкт-Петербурге: апрель 2010, октябрь 2011. Санкт-Петербург: Социальная школа Каритас, 2012. 286 с. ISBN 978-5-9903711-1-8.
  16. Трудовая и социальная адаптация людей с ментальной инвалидностью: опыт, практики, проблемы и решения: [Круглый стол] [Электронный ресурс] / Театр-студия Круг II. 28 янв. 2022. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=N2tJJgWTgIE (дата обращения: 19.06.2022).
  17. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ [Электронный ресурс]. Ред. от 11.06.2021. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_156558/ (дата обращения: 15.01.2022).
  18. Цацура Е.А. Стационарозамещающие технологии социального обслуживания: опыт регионов // Отечественный журнал социальной работы. 2018. № 2. С. 33—40.
  19. Handlungsorientierte Module zur Erfassung und Förderung beruflicher Kompetenzen «Hamet-2» [Практикоориентированные модули для фиксации и улучшения профессиональных навыков «Hamet-2»] [Электронный ресурс]. 14 с. URL: https://docplayer.org/43518595-Die-module-des-hamet-2-wurden-nach- wissenschaftlichen-kriterien-konstruiert.html (дата обращения: 15.01.2022).
  20. IV Межрегиональная научно-практическая конференция: Профессиональная реабилитация лиц с нарушениями интеллектуального развития: Региональная модель сопровождаемого трудоустройства: Конференция состоялась 12 ноября 2021 [Электронный ресурс]. URL: http://multi-conference.ru/ (дата обращения: 15.01.2022).

Информация об авторах

Семенкова Ольга Сергеевна, заместитель директора, Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Псковской области, Псков, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1132-5682, e-mail: olga.s-76@mail.ru

Сукманов Вячеслав Вячеславович, директор Регионального ресурсного центра, Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Псковской области «Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов имени Вернера Петера Шмитца», Псков, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7175-0755, e-mail: svv_psk@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 796
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 16

Скачиваний

Всего: 237
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 8