Аутизм и нарушения развития
2014. Том 12. № 3. С. 18–21
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Формирование и генерализация навыка самостоятельного приема пищи у ребенка с РАС
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, навык самостоятельного приема пищи, генерализация навыка, адаптация
Рубрика издания: Педагогический опыт
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Ерофеева Ю.И. Формирование и генерализация навыка самостоятельного приема пищи у ребенка с РАС // Аутизм и нарушения развития. 2014. Том 12. № 3. С. 18–21.
Полный текст
Дети с расстройствами аутистического спектра зачастую имеют трудности в приобретении и закреплении навыков самообслуживания, педагогам приходится применять специальные приемы и методы для их научения. Дефектолог поэтапно описывает способы обучения ребенка самостоятельному приему пищи и генерализации этого навыка.
Формирование навыков самообслуживания является важной целью коррекционной работы с детьми с РАС. Умение самостоятельно есть, одеваться, пользоваться туалетом существенно повышает адаптацию ребенка. При обучении детей с РАС, в том числе и при формировании навыков самообслуживания, специалисты нередко сталкиваются с проблемой генерализации: демонстрируя навык в определенном месте и с конкретным человеком, ребенок не использует его в других местах и с другими людьми.
В данной работе описываются способы формирования и генерализации навыка самостоятельного приема пищи у ребенка с РАС.
Описание ребенка
Игорь Г. 5-ти лет и 9-ти месяцев имеет диагноз детский аутизм. Мальчик выглядит соответственно возрасту. Движения неуклюжие. В глаза смотрит по просьбе, но непродолжительно. Самостоятельно контакт инициирует редко. На имя откликается. К занятиям привлекается. Выполняет задания, приближенные к возрастной норме или предназначенные для детей более младшего возраста. Простые инструкции: «дай, назови, покажи» понимает и выполняет. Более сложные инструкции часто игнорирует или не удерживает.
Поведение ребенка в основном целенаправленное. Указательный жест сформирован, но он пользуется им не часто. Речь представлена заученными фразами, цитатами из знакомых мультфильмов, телепрограмм. Обращений в речи нет. Вопросы не задает. С просьбами не обращается. Речевой поток льется постоянно, сопровождая любой вид деятельности. Чаще всего фразы не связаны с ситуацией. Игорь проявляет интерес к буквам и цифрам. Знает все цифры, соотносит число и количество, владеет обратным счетом. Знает все буквы. Читает слова и короткие фразы с пониманием смысла прочитанного.
Мальчик избегает контакта со сверстниками. В игры других детей не включается, наблюдает издалека. Боится массовых мероприятий, громкой музыки, большого количества людей. Очень робок. Медлителен. Неуклюжий.
Ведущая рука — правая. Трехпальцевый хват не сформирован. Игорю не нравится любая деятельность, связанная с мелкой моторикой: он не любит рисовать, лепить, вырезать, нанизывать бусины, выкладывать мелкую мозаику. Не может самостоятельно одеться, раздеться, обуться. Не удерживает ложку. Самостоятельно не ест. Употребляет только жидкую или протертую пищу. Не жует.
Одной из коррекционных целей было научить ребенка пользоваться ложкой и самостоятельно есть.
Работа по формированию данного навыка велась следующим образом.
Родители приносили на занятия детское питание, которое мальчик любит, глубокую маленькую тарелку, ложку, фартучек, салфетки.
На первом занятии учитель предложила Игорю самостоятельно доставать из рюкзака столовые принадлежности и пюре, расставлять их на столе. Поначалу мальчик отказывался брать в руки любой из этих предметов. Тогда в рюкзак были добавлены игрушки, вызывающие у него интерес. Удалось включить его в игру. Он запускал руку в рюкзак и, не глядя, не выбирая, доставал предмет, называл его и складывал на стол. В предложенной игровой ситуации ребенок негативизма, связанного с предметами для приема пищи, не проявлял.
На третьем занятии Игорю было предложено убирать предметы на предназначенные для них места (в коробку, на полку, в корзину) или расставлять на столе. Задавались вопросы: «Что ты достал?», «Где это лежит?», «Куда ты поставишь (положишь) шарик (машинку, ежика, салфетки, ложку, кубик и т.д.)?». С этой задачей мальчик справился.
С четвертого занятия количество игрушек стали уменьшать.
На шестом занятии в рюкзачке лежали только предметы для еды и баночка с пюре. Негативизма мальчик не проявлял. Спокойно их доставал, называл, выставляя на стол. Самостоятельно стал пытаться надеть фартучек. На этом же занятии дефектолог открыла баночку с пюре, выложила его в тарелочку, вложила ложку в руку ребенка. Используя прием «рука в руке», учитель Игоря покормила.
Начиная с седьмого занятия, помощь взрослого постепенно уменьшалась. Начиная откручивать крышку у баночки, педагог предлагала Игорю открутить ее до конца. Потом, удерживая кисть ребенка с ложкой, постепенно переводила свою руку на его запястье, затем к локтю, затем придерживала за плечо, уменьшая нажим и лишь делая посыл руки мальчика с ложкой в нужном направлении.
После еды Игорю предлагалось отнести посуду в раковину. На данном этапе трудности не возникли.
В процессе обучения стало понятно, что ребенок очень нервничает, когда еда капает на стол, и пачкается рот, подбородок и руки. Из беседы с родителями выяснилось, что значимые взрослые, приучая Игоря к аккуратности, ругались, если мальчик не соответствовал их требованиям. Психические особенности ребенка и трудности в развитии мелкой моторики совсем не учитывались.
Чтобы справиться с этой задачей, были приготовлены влажные салфетки и положены рядом с тарелкой. Как только первые капли пюре попадали на фартучек, сразу же, удерживая руку ребенка, учитель вместе с ним вытирала их, и использованные салфетки складывались на край стола. Также применялся прием «рука в руке». При этом мальчика хвалили и поощряли поглаживанием по голове и по спине. Была поставлена задача, чтобы действие вытирания было сформировано и закрепилось как естественное, чтобы Игорь в любой ситуации дискомфорта при приеме пищи спокойно брал необходимое ему количество салфеток, не спрашивая взрослых.
На одиннадцатом занятии мальчик доставал из рюкзачка еду, ложку, тарелочку, салфетки. С помощью педагога откручивал крышку баночки. В тарелочку еду выкладывал взрослый. Самостоятельно удерживая ложку, Игорь съедал почти весь объем пищи.
Генерализация
навыка самостоятельного
приема пищи
На этом этапе возникла проблема: Игорь отказывался самостоятельно есть дома и в присутствии кого-либо из семьи даже в кабинете у дефектолога. То есть все столкнулись с проблемой генерализации навыка. Для преодоления этих трудностей использовались следующие приемы.
Папе было предложено находиться рядом с открытой дверью кабинета. Голосом и движениями папа обозначал свое присутствие, иногда заглядывая на несколько секунд. Ребенок, немного нервничая, поел самостоятельно, отнес посуду в раковину. На следующем занятии папа уже присутствовал в кабинете, сидя около двери. Постепенно стул, на котором сидел папа, придвигался ближе к столу.
На шестнадцатом занятии мальчик ел в присутствии папы не только в кабинете, но и дома. Другим членам семьи был предложен вариант с постепенным появлением нового взрослого в поле зрения ребенка (за открытой дверью, около порога, постепенно придвигая стул ближе).
Результаты
В рамках занятий с дефектологом за 5 месяцев Игорь овладел умением пользоваться ложкой, убирать посуду со стола в раковину.
Сейчас мальчик может самостоятельно есть за общим столом со знакомыми взрослыми. При этом он не боится испачкаться и накапать на стол.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2787
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 13
Скачиваний
Всего: 1326
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 5