Аутизм и нарушения развития
2010. Том 8. № 3. С. 68–72
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Памяти Ивара Ловааса
Общая информация
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, дети с РАС, прикладной поведенческий анализ, коррекция поведенческих расстройств
Рубрика издания: Новости, события, документы
Тип материала: эссе
Для цитаты: Власова О.А. Памяти Ивара Ловааса // Аутизм и нарушения развития. 2010. Том 8. № 3. С. 68–72.
Полный текст
2 августа из Ланкастера (штат Калифорния, США) пришло печальное известие: на 84-м году жизни скончался Оле Ивар Лова- ас — видный ученый, психолог, создатель и разработчик метода Прикладного поведенческого анализа (Applied Behavior Analysis (ABA), широко применяемого во всем мире для коррекционной работы с аутичными детьми. Его имя по праву можно поставить в один ряд с такими выдающимися педагогами и психологами как Мария Монтессори, Франсуаза Дольто, Лео Каннер, Ганс Аспергер.
Доктор Ловаас родился 8 мая 1927 года в небольшой норвежской деревушке Лиер, неподалеку от Осло. Его отец был журналистом в местной газете, а мать, происходившая из фермерской семьи, — домохозяйкой. В годы нацистской оккупации Норвегии вся семья Ловаасов принудительно работала на полях сельскохозяйственными чернорабочими по 10 часов в день. После войны Ивар Ловаас уезжает в США, получив стипендию на продолжение обучения по классу скрипки в Лютеранском колледже в Декоре (штат Айова), который закончил в 1951 году. Затем он поступил на факультет психологии в Вашингтонский университет, где в 1958 году получил степень доктора психологии.
В конце 1950-х, заканчивая работу над своей докторской диссертацией по психологии в Институте развития ребенка в Университете Вашингтона, Ивар Ловаас записал следующее наблюдение на страницах своего рабочего дневника: «Все дети казались счастливыми и нормальными, за исключением одной маленькой девочки, которая не смотрела в глаза, не говорила и не играла в игрушки, она проводила весь день, сотрясаясь всем телом, махала руками и вела себя так, будто вокруг не было ни души. Я боялся, что если она не поправится в результате психологической помощи, то закончит свои дни в государственной больнице... Многие признаки в ней выдавали аутизм, но в те времена этот диагноз почти не ставился». Возможно, именно этот эпизод из практики послужил началом его поиска эффективных методов для преодоления аутизма. В процессе своих исследований он сосредоточенно наблюдал за поведением маленьких пациентов, постепенно отказываясь от невротической теории Фрейда и обращаясь к бихевиоризму с использованием подкрепления и стимулов для изменения поведения.
Когда Ловаас работал над своей докторской диссертацией, знаковым событием в психологии стало появление в 1953 году работы его старшего современника, известного американского психолога Скиннера. На примере опытов над животными Скиннер доказал, что поведение можно изменить с помощью добросовестного повторения определенных упражнений и подкрепления выработанных таким образом условных рефлексов. Тогда же И.Ловаас начал формировать и всесторонний терапевтический и образовательный подход к лечению, который в дальнейшем и стал знаменитой лова- асовской моделью Прикладного поведенческого анализа (ABA). Многие из разработок Скиннера использовались Ловаасом и его коллегами при попытках развивать речь у аутичных детей. Чтобы исключить само- травмирующее поведение, Ловаас использовал наказание, а для исключения других нежелательных форм поведения — угаше- ние. Программа обучения языку была основана на представлениях о формировании, подкреплении, генерализации и дискриминации. Например, сначала ребенка можно награждать конфетой за любую вокализацию.
Затем такая вокализация оформляется в слово: например, «дай», «пока», «привет». Когда таким образом заучивается несколько слов, используются специальные приемы, чтобы научить ребенка произносить каждое слово в присутствии соответствующего стимульного объекта. Ребенка учат несколько разных учителей, чтобы обеспечить возможность генерализации языковых навыков. Было замечено, что дети, живущие в семьях, продолжали прогрессировать в своем развитии, в то время как дети, находившиеся в закрытых лечебных учреждениях интернатного типа, иногда регрессировали к аутичному поведению. Несмотря на эти сложности, в результате обучения поведение у всех детей в той или иной степени улучшалось.
Доктор Ловаас, в отличие от принятой в то время практики, используя бихевиористский подход, предлагал в каждом случае аутизма строгое последовательное выполнение программы модификации поведения.
Метод Ловааса основан на интенсивном повторении отдельных действий: аутичный ребенок занимается по 35-40 часов в неделю с преподавателем или родителем, обученным работе по этой методике. Особо подчеркивается, что при аутизме необходимо раннее вмешательство: начинать работу по данной методике следует в возрасте до трех с половиной лет.
В основе методики лежит система поощрений и наказаний с целью закрепления положительных поведенческих паттернов и исключения нежелательных. Обучение социальным навыкам разделяется на отдельные последовательные этапы. Например, обучение мытью рук разделяется на ряд шагов: включение крана, использование мыла, пользование полотенцем. В идеале конечным результатом подобного обучения, начинающегося с простой задачи — умения спокойно сидеть на стуле, устанавливать глазной контакт с собеседником, — становится научение умению действовать и говорить свободно и понятно.
Сегодня в методике Ловааса используется только положительное подкрепление, такое как еда, объятия и щекотка, вознаграждающие соответствующие типы поведения.
Публикация принципиально нового исследования доктора Ловааса в 1987 году продемонстрировала, что почти половина детей с аутизмом, которые получили раннюю интенсивную поведенческую терапию, достигли значительного увеличения показателя интеллекта нормального диапазона и были в состоянии посещать общеобразовательную школу без ассистента. В последние двадцать лет основные методы работы с детьми, страдающими аутизмом, основывались на результатах Прикладного поведенческого анализа. В 1995 году Ивар Ловаас создал Институт Ловааса в Лос- Анджелесе, который обучает преподавателей работе по его методике. В настоящее время тысячи детей в США и во всем мире получают терапию по методу Ловааса. В России этот метод впервые стал широко применяться в Центре психолого-медикосоциального сопровождения детей и подростков Департамента образования Москвы[I].
Одной из самых известных и популярных книг И. Ловааса стала изданная в 1981 году «Книга Я» (The Me Book) — практическое пособие для обучения особых детей. В 2002 году Ловаас написал «Обучение детей с нарушениями развития: основополагающие методики» (Teaching Individuals With Developmental Delays: Basic Intervention Techniques). За годы своей исследовательской и преподавательской деятельности Ивар Ловаас опубликовал более 70 книг и статей.
Исследования доктора Ловааса продолжают его близкие, ученики, коллеги, друзья и единомышленники: его супруга Нина Ловаас, адъюнкт — профессор Рочестер- ского университета, доктор Трайстрам Смит и Скотт и Линда Райты, которые были студентами доктора Ловааса в Калифорнийском университете. Одним из продолжателей дела доктора Ловааса стал его сын Эрик Ловаас, который в 2005 году открыл Центр Ловааса по поведенческой терапии (Lovaas Center for Behavior Intervention) в Лас-Вегасе (штат Невада, США). В этом Центре оказывают консультативную помощь семьям штатов Невада, Флорида, Джорджия, Калифорния и Мехико. Эрик Ловаас проводит активную работу в качестве члена правления Ассоциации по аутизму штата Невада, читает лекции, дает многочисленные интервью. «Мой отец полностью посвятил жизнь своей работе. Он был исследователем, призванным изменить этот мир к лучшему для тех, кто был менее способен сражаться за себя...».
Во всех своих интервью доктор Ловаас откровенно говорил, что в мире не существует панацеи от аутизма. «Полное излечение означало бы, что мы полностью преодолели неврологическое нарушение, — говорил он в интервью Висконсинскому государственному журналу в 1994 году. — Мы не делаем этого. Мы просто помогаем обрести нормальную жизнь». До конца своей жизни доктор Ловаас подчеркивал, что метод Прикладного поведенческого анализа в высшей степени полезен при терапии детских расстройств всех видов. «Если бы ко мне сюда, в Калифорнийский университет, привели Гитлера в возрасте 4-5 лет, — сказал он в интервью одной из лос-анджелесских газет в 2004 году, — то я, возможно, сделал бы из него хорошего человека».
Ивар Ловаас не раз говорил своим коллегам, что его самой большой мечтой является то, чтобы каждый родитель, живущий в Калифорнии, в Нью-Йорке или на Аляске, имел доступ к услугам по эффективному лечению аутизма. Он постоянно говорил о необходимости реформы системы страхования, поскольку ему было хорошо известно, каким тяжелым бременем ложатся на семьи расходы по лечению и воспитанию детей, страдающих аутизмом. В предисловии к своей последней книге Ивар Ловаас писал: «Это учебное руководство посвящается всем родителям детей, страдающих нарушениями развития, с глубоким уважением к тому бремени, которое они несут, служа образцом для подражания у других родителей».
Новаторская работа доктора Ловааса помогла существенно улучшить качество жизни тысяч детей, страдающих аутизмом, и их семей. Его труды продолжают оказывать серьезное влияние на работу современных специалистов по аутизму. Многим детям и родителям Оле Ивар Ловаас, подобно известному сказочному персонажу Оле Лукойе, подарил мечту и дал настоящую надежду на лучшее будущее.
[I] См. Л.Г. Бородина. О книге О.Ивара Ловааса «Обучение детей с нарушениями развития» // Аутизм и нарушения развития, № 3, 2005, с. 7-22; № 1, 2006, с. 15-21; О.В. Скробкина (Курманова). Использование зарубежных программ в коррекции без- речевых детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития, № 3, 2006, с. 12-17; № 1, 2006, с. 13-20.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1051
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 14
Скачиваний
Всего: 2051
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 5