Государственное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 89 ЮЗАО

312

Общая информация

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, ОВЗ, медико-социальная реабилитация

Рубрика издания: Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь

Тип материала: краткое сообщение

Для цитаты: Романенкова Е.Э. Государственное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 89 ЮЗАО // Аутизм и нарушения развития. 2007. Том 5. № 2. С. 68–70.

Полный текст

 

Как быть родителям, чьи дети не могут из- за нездоровья или в силу особенностей посещать детский сад и лишены возможности социализации и подготовки к школе.

Распоряжением Правительства г.Москвы в 1999 году было утверждено Положение о группах кратковременного пребывания для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, а в 2001 году вышел документ с расширенным перечнем этих групп.

Выполняя решения Правительства Москвы, Юго-Западным окружным управлением образования под руководством Л.Г. Бар­ковской было предложено открыть на базе ГОУ д\с № 89 группы кратковременного пребывания для родителей с детьми, которые не могут посещать массовые группы ГОУ.

Исходя из потребностей родителей, в детском саду № 89 были открыты :

-      группа адаптации «Мы вместе» (для детей от 2, 5 до 3, 5 лет);

-      группа развития «Играя, обучаемся» (для детей от 3, 5 до 5-ти лет)

-      группа «Будущий первоклассник» (для детей от 5-и до 7-и лет)

Результатом работы педагогов творческой лаборатории над темой «Новые формы работы в группах кратковременного пребывания» стало открытие двух новых групп для детей с особенностями в развитии.

Первая группа «Особый ребёнок» для детей с тяжёлыми нарушениями речи (она разновозрастная). Дети, которые посещают данную группу, имеют следующие диагнозы:

-                 ОНР 3-й степени;

-                 стёртая дизартрия;

-                 логоневроз;

-                 моторная алалия.

Вторая группа «Особый ребёнок» открыта для детей с ограниченными возможностями (она также разновозрастная). В ней находятся дети с такими диагнозами как:

-                 задержка психоречевого развития;

-                 задержка психомоторного развития;

-                 симптоматичная эпилепсия;

-                 ДЦП;

-                 аутизм.

Тесное взаимодействие педагогов, работающих в группах «Особый ребёнок», логопеда, дефектолога, психолога, социального педагога, педагогов дополнительного образования по изобразительной деятельности и речевому развитию и воспитателей даёт возможность детям с особенностями в развитии легче и быстрее адаптироваться как в детском, так и во взрослом коллективе, обеспечивает эмоциональный и психологический комфорт, помогает достигнуть равного или близкого по возрастной норме общего и речевого развития.

Важным принципом коррекционно­педагогической работы в этих группах является необходимость индивидуального подхода к каждому ребёнку; в работе учитывается специфика аномального развития, общее состояние здоровья, возраст, особенности характера, индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка.

В основу индивидуальных программ, разработанных специалистами творческой лаборатории ГОУ для каждого ребёнка, легли игровые технологии, которые представляют собой систему игр и занятий, направленных на активизацию, совершенствование, формирование и коррекцию основных линий развития ребенка с особенностями.

Игротерапия включает в себя специальные игры с музыкальным сопровождением, игры с перевоплощением, а также особые приемы при прослушивании художественных произведений.

Индивидуальный и дифференцированный подход к детям во время игр, занятий и других видов деятельности осуществляется за счет:

-    регулирования индивидуальной образовательной нагрузки;

-    индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию.

Для устранения эмоциональных расстройств, нарушений поведения и укрепления психического здоровья педагоги детского сада в работе с детьми с особенностями в развитии используют изотерапию, музыкотера- пию, книготерапию.

Синтез различных видов искусства, например, сочетания музыки, изобразительной деятельности, художественного слова, ЛФК оказывает благотворное влияние на эмоциональный фон этих детей, помогает им легче адаптироваться к условиям детского сада, легче взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

В детском саду проводятся совместные праздники и развлечения детей групп «Особый ребёнок» с детьми из других групп, что помогает расширению контактов между детьми с особенностями в развитии и их обычными сверстниками, которые в свою очередь получают уроки нравственного и духовного воспитания. Участие в речевых занятиях детей из других групп помогает детям с ограниченными возможностями более активно взаимодействовать с педагогами, вызывает у детей желание и интерес к выполнению и повторению заданий.

Результатом активной интеграции на занятиях по изобразительной деятельности являются совместные творческие работы детей общеразвивающих групп и детей групп «Особый ребёнок».

При организации игровой деятельности дети, приходя в гости в группу «Особый ребёнок», охотно берут на себя главные роли, побуждая тем самым детей с особенностями участвовать в развитии их сюжета.

Результатом такой интегративной деятельности детей с ограниченными возможностями и их сверстников из общеразвивающих групп является реализация основной цели функционирования этих групп — максимально возможная социальная адаптация детей групп «Особый ребёнок» к окружающему миру.

Постоянно занимаясь изучением запросов, пожеланий родителей по поводу характера работы "кратковременных" групп (режим, содержание, методы, формы), ГОУ д\с № 89 намечает перспективы в работе. Планируется открытие группы «Особый ребёнок» для детей с ограниченными возможностями в развитии с 12-часовым пребыванием в саду.

Понимание важности проблемы воспитания и развития детей с ограниченными возможностями начальником Юго-Западного окружного управления образования М.Ю. Тихоновым и главным специалистом дошкольного образования Л.Г. Барковской даёт возможность педагогическому коллективу ГОУ д\с № 89 реализовывать принцип гуманизации образования, обуславливающий необходимость создания условий для успешного обучения и воспитания этих детей.

Педагогический коллектив ГОУ д\с № 89 будет рад дальнейшему сотрудничеству с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями.

Мы ждем вас!

Е. Э. Романенкова, заведующая ГОУ д\с № 89 Почетный работник общего образования РФ, педагог высшей категории

 

Информация об авторах

Романенкова Елена Эдуардовна, Заведующая детским садом № 89 г. Москвы, Москва, Россия, e-mail: detsadik89@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 741
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 312
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2