Аутизм и нарушения развития
2006. Том 4. № 4. С. 66–68
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Воронежский Областной Центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями "Парус Надежды"
Общая информация
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, реабилитационная работа, взаимодействие специалистов, индивидуальная программа реабилитации
Рубрика издания: Общественные организации, оказывающие помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья
Тип материала: краткое сообщение
Для цитаты: Колосков А.Р., Киселева М.Н. Воронежский Областной Центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями "Парус Надежды" // Аутизм и нарушения развития. 2006. Том 4. № 4. С. 66–68.
Полный текст
Детский аутизм – нарушение психического развития,которое в наше время получает все большее распространение. Но, несмотря на это, родителям, имеющим аутичных детей, очень трудно найти специалистов, оказывающих квалифицированную помощь ребенку и его семье.
С января 1997 года на базе Воронежского Областного Центра реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями (ОЦРДП) оказывают психотерапевтическую и психокоррекционную помощь аутичным детям и их родителям. 1-3 раза в неделю психиатр, психолог, логопед и педагог проводят индивидуальные занятия с детьми и членами их семей. Включение специалистов в работу осуществляется постепенно, исходя из реальных возможностей развития ребенка.
За 9 лет реабилитационной работы в центре "Парус Надежды" была оказана консультативная, курсовая и долговременная индивидуальная психокоррекционная помощь более чем 130 детям с первазивными расстройствами различного генеза. В 2000 году коллективом специалистов был снят видеофильм "Ранний детский аутизм", в котором рассказывается об аутичных детях, проблемах их развития и о клинических особенностях заболевания, а также о реабилитационной работе, проводимой с детьми в центре. С 2004 года в интернете существует сайт autism-vrn.narod.ru, отражающий успехи и проблемы реабилитации детей с аутизмом и близкими к нему расстройствами, проводимой в Воронеже.
В настоящее время объем и структура помощи этим детям значительно расширились. На первом этапе поступления в Центр дети проходят специальную отборочную комиссию с участием заместителей главного врача по педагогической и лечебной работе, а также заведующих отделениями ОЦРДП. На отборочной комиссии определяются объемы и сроки реализации ИПР. Учитываются особенности и ограничения развития, состояние физического здоровья, возможности проведения медикаментозной терапии.
Вся реабилитационная работа в центре "Парус Надежды" строится на основе принципа преемственности между медицинской (стационарной и поликлинической) терапевтической помощью и различными социальными учреждениями, детскими садами и школами. Далее ребенка осматривают специалисты, непосредственно принимающие участие в реабилитационной программе, для составления наиболее оптимальной для ребенка схемы коррекции и обучения. Степень включения в работу различных специалистов и применяемых методик индивидуальной, групповой и курсовой терапии определяется степенью выраженности аутистических симптомов, интеллектуальной недостаточности и наличием сопутствующих нарушений.
Реабилитационная программа помощи в развитии детям с различными расстройствами аутистического спектра включает в себя два основных блока:
- курс медицинской реабилитации;
- курс психолого-педагогической реабилитации.
Курс медицинской реабилитации аутичного ребенка проводится с целью его соматического оздоровления, стимуляции психического развития и социализации и включает в себя комплексное воздействие на ребенка:
- использование массажа,
- лазеротерапии,
- иглорефлексотерапии,
- различных видов физиотерапии,
- подводного душа-массажа,
- ЛФК,
- развитие тонкой моторики пальцев рук,
- занятия на тренажерах.
Длительность курса 3 недели, проводится он 3 раза в год.
Длительность курса реабилитации 9 недель и более по 2-3 раза в год. В центре психолого-педагогическую реабилитацию проводят: психиатр, медицинские психологи, логопед-дефектолог, педагог, педагог социальной адаптации, музыкальный работник и инструкторы отделения спортивной реабилитации.
Таким образом, реализация ИПР подразумевает медико-психолого-педагогическое взаимодействие, предполагающее профессиональное взаимодополнение деятельности различных специалистов, информационный обмен между педагогами, медиками психологами и другими специалистами, утверждение квалификационного паритета. С этой целью регулярно проводятся совместные обсуждения специалистами хода коррекционной работы для внесения изменений в индивидуальный план реабилитации и для уточнения тактики психолого-педагогической работы как с самим ребенком, так и с его родителями.
Психиатр центра "Парус Надежды" как ведущий специалист организует взаимодействие всех специалистов и проводит психотерапевтическую работу с детьми и их родителями. Психолог проводит занятия, направленные на усиление психической активности, уменьшение тревожности, страхов, выработку элементов целенаправленного поведения, разрабатывает индивидуальные поведенческие программы. Педагоги и другие специалисты способствуют развитию мелкой моторики, сюжетных игр, социальной адаптации, готовят ребенка к получению начального образования,обучая рисованию, чтению, счету, письму. Логопед-дефектолог потенцирует развитие активной фразовой речи, четкости произносимых звуков, формирование диалогичной речи, проводит логопедический массаж. В "Парусе Надежды" проводится индивидуальная и групповая работа с участием музыкального работника. В психотерапевтических и просветительских целях организован Клуб выходного дня для родителей.
Большое значение для детей с нарушениями развития имеет физическая реабилитация. Регулярность занятий физкультурой и планомерность их выполнения способствуют лучшей организации поведения ребенка, развитию его волевых качеств и навыков спонтанного общения в коллективе.
Для каждого ребенка центра составляется комплекс упражнений с использованием различных тренажеров и спортивных снарядов: мячей, скакалки, обруча, каната, колец и др. Инструктор и родители ребенка помогают ему во время проведения занятий.
Дети посещают центр 2-3 раза в неделю с длительностью пребывания от 45 минут до 3-х часов. Различные занятия проводятся в игровой комнате, комнате РОМПА, в малой сенсорной комнате, тренажерном зале, зале групповой терапии, в специально оборудованных кабинетах психиатра, психолога, логопеда, педагогическом классе. Для работы используются персональные компьютеры со специально подобранными программами. Педагогический класс оборудован шкафами с выдвижными ящиками (на каждом подписано имя ребенка и прикреплена его фотография), в которых находятся методические материалы и результаты творчества детей, проходящих реабилитацию. Оборудован стенд с их рисунками и поделками.
В городском парке "Динамо" под наблюдением специалистов Центра проводятся занятия иппотерапией. Самым тяжелым, по проявлениям аутизма, детям организованы консультации на дому. Конечно существует много организационных и методических проблем, но с течением времени и при непосредственном участии руководства Центра (Иванникова Н.В., Петрова И.В.) многие из них решаются в положительном аспекте.
В настоящее время у всех детей отмечается положительная динамика с большей или меньшей степенью выраженности (в зависимости от группы выраженности аутизма и степени интеллектуальной недостаточности), которая проявляется в нивелировке тревожности, появлении и развитии навыков самообслуживания, расширении познаний в счете и письме, развитии мотивации целесообразного поведения и т.д.
Девятилетний опыт занятий с аутичными детьми на базе нашего Центра показывает успешность и целесообразность создания и реализации на региональном уровне ИПР детям с различными расстройствами аутистического спектра для решения проблем аутичного поведения, эмоционального и психического недоразвития.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 585
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 72
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0