Группа подготовки к школе для детей с отклоняющимся развитием. Профилактика школьной неуспешности*

203

Общая информация

* Продолжение. Начало в № 4 2004 г.

Ключевые слова: подготовка к школе, дети с отклоняющимся развитием, школьная неуспешность, профилактика , профилактика школьной неуспешности

Рубрика издания: Педагогический опыт

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Выгодская И.Г., Кукаркина Е.Б., Лущекина Е.А., Субботина Е.В. Группа подготовки к школе для детей с отклоняющимся развитием. Профилактика школьной неуспешности // Аутизм и нарушения развития. 2005. Том 3. № 1. С. 40–58.

Полный текст

Общие вводные пояснения к проведению занятий

Работа с особыми детьми требует особых условий и предполагает использование некоторых специальных приемов. Большое значение имеют организационные мероприятия как внутри отдельных занятий, так и между занятиями. Остановимся на этом несколько подробнее.

1. Обычно занятия объединяются по 2–3 в один день, и каждое длится 30-40 мин. Для детей с проблемами развития это является тяжелой нагрузкой, поэтому большое значение имеет разумная организация перемен (по 10-15 мин.).

Несмотря на то, что перемена — пауза между занятиями, во время нее  требуется определенное участие преподавателя и активная помощь родителей. Предоставленные самим себе дети обычно перевозбуждаются и только больше устают (поскольку не обладают еще навыками самоорганизации). На перемене дети должны иметь возможность поесть (родители приносят подходящую и удобную для этого случая еду и напитки). Эта трапеза должна быть специально организована: детей усаживают в отведенном месте за общий стол, взрослые обращают внимание детей на культуру поведения (есть над столом, жевать с закрытым ртом, не крошить, пользоваться салфеткой, говорить, только проглотив пищу и т. п.). За столом дополнительно отрабатываются коммуникативные навыки: обращаться друг к другу с просьбой, вежливо принимать или отказываться от угощения, не перекрикивать друг друга, уметь слушать другого и пр. «Между делом» можно закрепить пройденный на занятии материал: например, найти среди еды известные геометрические формы; поупражняться в подборе прилагательных: какого цвета или вкуса разная еда? Какие еще у нее свойства (жидкая, мягкая, хрустящая, рассыпчатая и пр.).

2. Для поддержания детей в работоспособном состоянии в рамках одного занятия также требуются дополнительные организационные мероприятия. Универсальных способов и приемов здесь нет, многое зависит от конкретного состава группы, но можно перечислить некоторые наиболее распространенные и действенные приемы.

1)                         Организационные моменты в начале и в конце занятий. Подробнее см. в пояснениях к отдельным курсам.

2)                         Разминка в середине занятия, которая служит для отдыха, но одновременно способствует концентрации внимания, эмоциональной разрядке, облегчает переход к другой теме. Конкретные примеры см. в пояснениях к курсу подготовки к математике.

3)                         Релаксация — специальная система расслабляющих упражнений, способствующая снятию эмоционального напряжения. Способ проведения релаксации описан в планах курса подготовки к чтению и письму.

4)                         Соревновательный момент (кто быстрее выполнит задание, кто правильнее и т. д.) способствует повышению мотивации, но «особые» дети могут быть чрезмерно чувствительны к успеху и неуспеху (проигрыш может расстроить их до слез или привести к проявлениям агрессии), поэтому «соревнования» нужно вводить осторожно, в мягкой форме, с обязательным поощрением за какое-нибудь достижение каждого ребенка, независимо от основного результата.

5)                         Специальные приемы, применяемые по отношению к отдельным детям, поведение которых мешает работе группы. Например, если ребенок не может сосредоточиться, совершает посторонние действия, разговаривает, издает какой-либо другой шум (топает, хлопает, поет, шелестит бумагой), можно:

–        задать конкретно ему простой дополнительный вопрос;

–        попросить его выйти к доске и выполнить какое-либо несложное для него задание;

–        попросить «помочь» преподавателю раздать фломастеры, бумагу и т. п.;

–        ввести какое-либо дополнительное поощрение за уже выполненную работу и особо отметить данного ребенка, не забывая остальных.

Во всех этих случаях положительные эмоции могут служить стимулом сосредоточения на работе.

Негативные воздействия (строгий голос, лишение поощрения и пр.) тоже могут в отдельных случаях способствовать налаживанию работы, но здесь надо быть намного осторожнее. Следует иметь в виду, что негативное воздействие на одного ребенка может косвенно подействовать на других детей и нарушить их работу (один «соберется», другой «развалится»).

 

ПОДГОТОВКА К  ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ

 

         Вводные пояснения

Предлагаемый курс направлен на подготовку к обучению грамоте, а также на профилактику дисграфии и дислексии.

Первый этап работы содержит следующие разделы:

1. Развитие слухового восприятия.

2. Развитие фонематического слуха.

3. Обучение звуко-буквенному анализу.

4. Развитие тонкой моторики рук и артикуляционного аппарата.

Для каждого этапа разработаны специальные дидактические игры и связанные с ними методические приемы.

На первом этапе развитие слухового восприятия строится на основе различения звуков окружающего мира по степени громкости. Для этого используются "звуковые странички" (рис. 1).

 

Рис. 1. Звуковая страничка.

По заданию и с помощью педагога (П.) дети показывают на картинках предметы, производящие громкие и тихие звуки, и обводят картинки соответственно двойной или одинарной рамкой (рис.1). Под «молчащей» картинкой следует заштриховать овал. Та же символика будет использоваться впоследствии, когда дети начнут учиться различать звонкие и глухие согласные. Так различение неречевых звуков по степени громкости готовит ребенка к дифференциации фонем.

Развитие фонематического слуха и обучение звуко-буквенному анализу осуществляется в двух сказках-играх «Звукоград» и «Буквоград». В игре «Звукоград» П. знакомит детей со звуками речи - фонемами. В игре «Буквоград», которая является логическим продолжением предыдущей, дошкольники узнают, что звуки речи обозначаются особыми знаками – буквами.

 

                   Рис. 2.  Рисунок: карты «Буквограда».

 

Карты волшебных городов дети будут составлять постепенно с помощью взрослых. Карты «Звукограда» и «Буквограда» сходны между собой. Они воспроизводят всю фонетико-фонематическую систему русского языка. На карте «Звукограда» звуки обозначены символами – "шторками": гласные – красными кружками, согласные – квадратами синего и зеленого цвета. Синий цвет показывает твердость, а зеленый цвет – мягкость согласных, как это принято в большинстве азбук и букварей. Каждый ребенок при помощи П. и родителя конструирует карту «Звукограда» в течение нескольких занятий, постепенно наклеивая свободно откидывающиеся шторки, соответствующие звукам речи. Когда по сюжету сказки выясняется, что звуки обозначаются буквами, взрослый пишет под каждой шторкой соответствующую графему, а ребенок обводит или раскрашивает ее.

    Гласные и согласные располагаются по четырем вертикалям карты-схемы. Игровые названия вертика­лей - улицы. Гласные А, Ы, Э, О, У живут на улице Певцов. Гласные Я, И, Е, Ё, Ю живут на улице Улыбчивых Певцов, так как каждая из них начинается со звука Й (для детей — с короткой улыбки). Согласные звонкие (М-Мь, Б-Бь, Й, З-Зь, Г-Гь, Ж, В-Вь, Д-Дь, Р-Рь, Л-Ль, Н-Нь) живут на Громкой улице, а глухие (П-Пь, С-Сь, Ц, К-Кь, Х-Хь, Ш, Щ, Ч, Ф-Фь, Т-Ть) — на Тихой.

По горизонталям располагаются звуки, в произнесении которых в чем-то сходно, а в чем-то по-разному уча­ствуют губы и язык. Игровые названия горизонталей — переулки. Например, в Воротном переулке при произнесении звуков А, Я, М, Мь, Б, Бь, П, Пь рот широко открывается и плотно закрывается (для де­тей — как ворота). А в Веселом переулке при произнесении зву­ков Ы, И, Й, З-Зь. С-Сь, Ц губы растянуты в улыбку (для детей — лица звуков веселые).

  У каждого звука — двойной «адрес». Например, О живет в Сердитом переулке на улице Певцов; В живет в Паровозном переулке на Громкой улице. Таким образом получается, что большинство жителей этих городов живут на перекрестках.

         В сказки про Звукоград и Буквоград введен сквозной образ черепашонка Типтопа, который вместе с детьми познает грамоту, преодолевает трудности, переживает неудачи, радуется успехам, вызывает у детей сочув­ствие, желание помочь. Все это учит понимать переживания другого, выражен­ные как с помощью вербальных, так и невербальных средств общения.

Развитие тонкой моторики пальцев и артикуляционных органов осуществляется в игре «Театр пальчиков и языка» или в сопряженной гимнастике.

         Сопряженная гимнастика – условное название упражнений для одновременной работы губ, языка и рук. В планах занятий подобраны артикуляционные игровые упражнения для каждого звука речи. Артикуляционная гимнастика тренирует мышцы языка, способствует уточнению артикулем, т.е. положения губ и языка в момент порождения звука речи. Такое уточнение полезно всем дошкольникам, а особенно детям с нарушенным звукопроизношением. Движения пальцев и ладоней не просто включаются в систему рот- рука, но и подсказывают ребенку позицию языка. Например, кисть руки, собранная в горсть, наглядно показывает «чашечку» - форму для подъема скругленного языка. Проводимая в хорошем темпе и веселом ритме, сопряженная гимнастика представляет собой специальную разминку во время занятий по обучению грамоте.

  Планы занятий

 

                        развитие слухового восприятия

на материале неречевых звуков окружающего мира

 

Задачи:

- уточнение и расширение  представлений о неречевых звуках окружающего мира;

- различение громких и тихих неречевых звуков окружающего мира.

- работа над построением фразы, уточнением и расширением словаря (глаголов и отглагольных существительных, связанных со звуковой тематикой).

Материалы:

- Таблица громких и тихих неречевых звуков.

- «Звуковые странички» с изображениями объектов или ситуаций, связанных с разными неречевыми звуками. Образец см. на рис. 1.

- «Погремушки» — коробочки, пузырьки, наполненные различными крупами (гречкой, рисом, фасолью).

-         «Фруктовое дерево» - поделка, изготовленная детьми дома.

 

Ход занятия

    Организационный момент.

Приветствие: дети, стоя, приветствуют П., обращаясь к нему по имени и отчеству, П. здоровается с каждым ребенком, называя его по имени. Далее дети встают в круг и, бросая мяч друг другу или передавая его по кругу, здороваются друг с другом по имени.

Сопряженная гимнастика.

П. показывает одну из детских домашних заготовок «Фруктовое дерево» и объясняет: «Вот ствол, и ваше туловище, как ствол стройного дерева. Вытянитесь и макушкой потянитесь к небу. Вот крона, и ваши руки, как крона – ветки и листья; растопырьте шире пальцы, руки тяните вверх  к солнышку. А теперь покажите крону пальцами и языком: руки перед собой, а пальчики вверх и скругленный язык тоже вверх. У вас получился целый театр – театр пальчиков и языка. Такой спектакль без слов называется пантомимой, а вы - артисты-мимы». П. оценивает позу каждого ребенка. Особое внимание обращается на ширину и скругленность поднятого языка. П. предлагает «артистам» сесть. После этого все вместе рассматривают поделки – «яблони», «груши», «вишни» и другие деревья. П. оценивает работу каждого «мастера».

 Релаксация (обучение детей умению принимать позу покоя).

П. Объясняет, как принять позу покоя, и произносит стихи.

Формула общего покоя: сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, слегка расставить ноги, свободно положить руки на колени.

Есть у нас игра такая —

Очень легкая, простая.
Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно:

Расслабление приятно!

Расслабление мышц рук – упражнение "кулачки".

Специалист предлагает детям сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, слегка расставить ноги, свободно положить руки на колени, сильно сжать руки в кулаки. Дети должны почувствовать, что так сидеть неприятно, руки устают. После этого пальцы распрямляются, руки расслабляются и отдыхают.

      Работа над слуховым восприятием.

1) П. предлагает принять «позу покоя», закрыть глаза и по звуку угадать, какая погремушка гремит. После каждого прослушивания дети открывают глаза, чтобы убедиться в правильности своего ответа.

2) П. показывает «звуковую страничку» и дает задание: «Картинку, которая изображает громкий звук, обвести двойной рамкой, ведь от громкого звука рамы могут вылететь. «Тихую» картинку обвести одной линией. Картинку, на которой изображена полная тишина, обводить не надо, под ней надо нарисовать овал и заштриховать его – овал похож на сомкнутые губы. Назовите «громкие картинки» (барабанный бой, грохот грома); назовите «тихие картинки» (писк цыпленка, стук мяча о мягкую травку). Какие картинки обведете двойной линией, какие – одной линией? Покажите пальчиком самые тихие «молчащие» картинки (цветок, ящерица) и плотно сожмите губы».

Работа над построением фразы.

П. строит беседу по «Звуковой страничке», предлагая детям отвечать четко, не торопясь, полными предложениями, например:  «Что делает цыпленок? -Цыпленок тихо пищит. - Что делает его мама-курица? – Курица громко кудахчет. - Что делает его папа-петух? - Его папа громко кукарекает». П. громко и четко повторяет ответы детей, голосом выделяя окончания глаголов.  "Как называется крик курицы?" (кудахтанье). Задается несколько аналогичных вопросов.

 Домашнее задание.

1) Сделать из бумаги значок в виде плода со своего фруктового  дерева. На значке написать печатными буквами имя ребенка. Ребенок должен сам  обвести буквы при помощи маминой подсказки – гласные красным карандашом, а согласные синим карандашом.

2) Несколько раз в день принимать «позу покоя», особенно после возбуждающих моментов: прогулки, похода в магазин и т.п. Это упражнение следует ввести в повседневную жизнь.

3) Придумать, нарисовать и раскрасить свои «громкие», «тихие» и «совсем молчаливые» картинки. Обвести их соответственно двойной или одинарной рамкой, а под картинками, изображающими «полную тишину», нарисовать заштрихованный овал.

4) Посмотреть на свое фруктовое дерево и вспомнить громкие и тихие звуки, например, чириканье птиц, шелест листьев и т.п.

5) Сделать по одной «погремушке» (гречневой, рисовой, фасолевой…).

 

     При необходимости проводится еще одно или несколько аналогичных занятий. В помощь  предлагается следующая таблица.

 

Таблица громких и тихих неречевых звуков

 

 

 

Громко

 

 

Тихо

 

Полная

тишина

В квар­тире

Теле-фон

Звонок вход-ной двери

Звонит будиль-ник

От-крыт кран

Шагаю-щий малыш

Заки-пает чайник

Игрушки в пустой комнате

Засте-лен­ная кровать

 

 

Дзн_

Дин-дин

Тр_

С_

Топ

Пхх

 

 

Во дворе

Соба-ка

Игра на бара­бане

Работа-ет пила

Цыпленок

Игра в мяч

Лошадь

Крадет-ся кошка

Пустая скамей-ка

 

Гав

Бум

Вжик

Пи

Тук

Фр-

 

 

В городе

Ма-шины заво-дядятся

Сигнал маши-ны

Коло-коль­ный звон

Двери троллей-буса закрываются

Велоси-пед едет по песку

Шур-шат шины машины

Маши-на стоит в гараже

Свето-фор

 

 

Ж_

Би-би

Дин-дон

Пш_

Х_

Ш_

 

 

В лесу, в поле, на болоте

Лягу-шка

Ворона

Шмель

Камыш

Падаю-щая шишка

Еж-

Заяц прита-ился под кустом

Цветок в

лесу

 

 

Ква

Кар

Ж_

Ш_

Бух

Пых

 

 

 

 

1.     Гласные звуки. РАЗВИТие фонематического слуха и уточнение артикулем гласных

 

Задачи:

- знакомство с демонстрационной картой «Звукограда», представляющей систему звуков русского языка (описание см. выше);

- введение сказочного образа черепашки;

- знакомство с фонемами и артикулемами гласных звуков;

- развитие диалогической речи.

Материалы:

- карта «Звукограда», которую демонстрирует П.;

- игрушечная черепашка;

- обручи-шапочки с гласными буквами;

- "волшебное дерево".

 

ЗВУК "А"

Ход занятия

Организационный момент.

Приветствие и построение по инструкции (ориентировано на понимание пространственных отношений и предложных конструкций: встать за кем-то, перед кем-то, между кем-то и кем-то и т. п.). Это упражнение повторяется в течение длительного времени в группах, где есть дети, плохо ориентирующиеся в пространстве, а также дети с речевыми и сенсорными проблемами.

Релаксация: упражнения всегда начинаются с позы покоя (см. первую тему); постепенно добавляются новые упражнения. Упражнение «Олени». Поднять над головой скрещенные напряженные руки с широко расставленными пальцами (руки стали твердыми, как рога у оленя). Руки так держать трудно. Напряжение неприятно. Быстро опустить руки, уронить их на колени.

Посмотрите: мы – олени,

Рвется ветер нам навстречу!

Ветер стих,

Расправим плечи,

Руки снова на колени,

А теперь немного лени…

Руки не напряжены

И рассла-а-бле-ны…

Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают ваши пальчики!

 

         Сопряженная гимнастика.

В основе артикуляционных упражнений лежит утрированная беззвучная артикуляция гласных звуков.

«А»

Игра «Крокодил». Раз - крокодил плывет за добычей - его пасть закрыта,  губы сомкнуты, ладони одна на другой, плотно прижатые друг к другу, продвигаются вперед. Два – крокодил хватает добычу – размыкаются ладони, открывается рот. Три – крокодил заглатывает добычу – возвращение в исходную позицию (рис. 3, 4, 5, 6).

         Аналогично проводится игра по стихотворению С.Я. Маршака «Бегемот разинул рот, булки просит бегемот».

         Игра «Ворота». Раз - губы сомкнуты; ладони изображают закрытые ворота, пальцы сомкнуты. Два - пальцы размыкаются, рот широко раскрывается. Три -  из ворот выезжает машина – язык выдвигается вперед на нижнюю губу             (желательно, чтобы дети сами придумали, как ртом показать выезжающую машину. Четыре – машина дает задний ход - язык задвигается назад в рот (рис. 7, 8).

Знакомство с артикуляцией гласного звука "А".

П. предлагает детям отгадать загадку:

           Это чьи лежат яички?

                   Почему не видно птички?    

                   Вывелись из них не птахи,

                   А смешные … (черепахи).

 

П.- Один из этих черепашат (П. показывает игрушку черепашки) Черепашонок Типтоп решил выучить человеческий язык и отправился для этого в город звуков речи – Звукоград.

П. предъявляет демонстрационную карту Звукограда.

П.- У ворот Звукограда висит карта города: на двух улицах – домики с красными шторками на окнах, а на остальных улицах – с синими и зелеными шторками. Отправился Типтоп сначала на первую улицу с красными шторками, а там из-за шторок песни слышны, жители широко рты открывают и громко поют: «А», «Ы», «Э», «О», «У». Звук «А» - акает, язык на дне рта, рот открыт широко, как ворота. Споем песенку первого звука на этой улице Певцов: рты широко откроем, «голосовую машинку включим», для этого нужно положить ладошку на горлышко, и вы почувствуете ею работу голоса.

  Выделение звука «А» в начале слова (в ударной позиции).

П. просит детей назвать первый звук в словах: адрес, азбука, Анна и др.

П. просит детей придумать слова, начинающиеся на звук «А». (Черепашка Типтоп тоже спрашивает, одобряет детей и удивляется их хорошим ответам).                                                  

6.     Выделение слов, начинающихся со звука «А», на слух.

Устал Типтоп, а мы послушаем стихотворение и найдем в нем слова со звуком А:

Астра в садике цветет.

Аист, вам пора в поход.

  Построение фразы в диалогической речи.

Дети показывают свои «фруктовые деревья» и обмениваются плодами с них; строят диалог: «У меня яблоня. На яблоне яблоки. Вишенка, дай, пожалуйста, свой плод - вишню! У меня будет волшебное дерево». – «Яблоня, возьми мою вишню и дай мне, пожалуйста, твое яблоко. И у меня будет тоже волшебное дерево». Таким образом, каждый из детей получает по одному плоду от других.

Домашнее задание.

1)    Наклеить на альбомном листе в левом верхнем углу красный кружок так, чтобы он мог открываться, как шторка (см. карту Буквограда, рис. 2).

2)    Сделать шапочку-обруч, на которой прикреплена красная буква "А".

3)    Рассказать дома, как получилось "Волшебное дерево", какие новые плоды появились на дереве, сколько всего плодов, сколько плодов новых, сколько старых, каких больше.

4)    Четко рассказывать стихотворение про астру и аиста.

 

Аналогично проводится работа с остальными гласными звуками.

Упражнения для сопряженной гимнастики:

«Ы»

Игра «Веселый медвежонок». Раз – медвежонок улыбается  – нижняя челюсть слегка оттянута вниз, губы растянуты в широкой улыбке. Два – руки показывают, как переступают лапы косолапого медвежонка. Три – движения губ и рук совмещаются (рис. 9, 10).

«Э»

Игра «Дразнилки». Раз – кончик языка плотно упереть в нижние зубы. Два – "сделать нос" - приставить растопыренные ладони к носу, подушечка мизинца одной руки прижата к подушечке большого пальца другой руки. Три – выкатить колесом язык, пошевелить пальцами, изображающими нос. Поменять местами правую и левую руки (рис. 11, 12).        Это «озорное» упражнение – своеобразный тест на возможность переключения. Обычно детям с нарушенной мелкой моторикой «дразнилка» дается трудно. Шутливое выполнение упражнения позволяет снять эмоциональное напряжение.

«О»

Игра «Сердитка». Раз – сердитое лицо, брови хмурятся, губы овалом. Два – скрюченные, напряженные пальцы рук изображают когти льва. Три – движения лица и рук одновременные.

Игра «Браслеты». Раз – губы вытянуты кружком, большой палец и мизинец левой руки изображают браслет. Два – браслет надевается на запястье правой руки. Три – снять браслет и расслабить губы. Аналогично изображать браслеты большим и безымянным, большим и средним, большим и указательным пальцами; менять правую и левую руки (рис. 13–16).

«У»

Игра «Колечки». Раз – вытянуть губы так, чтобы получилось колечко; захватить мизинцем правой руки большой палец, имитируя кольцо. Два – надеть колечко на средний палец левой руки. Три – снять колечко с пальца, губы расслабить (рис. 17, 18).

Игра «Пароход». Раз – соединить ладони лодочкой, поднять большие пальцы, как трубы парохода. Два – губы вытянуть трубой. Три – показать руками, как плывет пароход (рис. 21).

«И»

Игра «Чтоб понравилось лягушкам». Раз – чтоб понравилось лягушкам, тянем губки прямо к ушкам. Два – веселее и пошире растягиваем гармошку (руки имитируют движения гармониста). Три – одновременно показываем широкую улыбку и движения гармониста (рис. 19, 20).

«Я»

Игра «Молчаливый ослик и хвастун». Раз – позиция для губ состоит из двух движений: растянутые в улыбку губы и широко открытый рот (молчаливый ослик). Два – кулачком постучать по груди, как хвастун-«якалка» (рис. 5, 18, 19).

«Е»

Игра «Веселушка и дразнилка». Раз – быстрая улыбка и движение гармониста, растягивающего меха гармони (веселушка). Два – рот открыт, нижняя челюсть слегка оттянута вниз, руки "делают нос" (дразнилка). Команды быстро чередуются (рис. 19, 20, 11, 12).

«Ё»

Игра «Сердитый ёж». Раз – быстрая улыбка. Два – вытянутые кружком губы. Три – руками показать сердитые иголки ёжика: пальцы обеих рук переплести и поднять вверх. Четыре – движение рук и губ одновременно (рис. 19, 13).

«Ю»

Игра «Веселый свисток паровоза». Раз – быстрая улыбка. Два – губы, вытянутые узкой трубочкой, показывают трубу парохода. Три – ладони сложены лодочкой, поднятые большие пальцы показывают трубу. В трубе свисток (один большой палец опустить). Четыре – одновременно показать руками пароход и свисток, а губами узкую трубу, из которой может появиться свист (рис. 19, 17, 21).

 Знакомство детей с артикулемами остальных гласных звуков

 Звук «Ы» - ыхает, он веселый: губы в широкой улыбке, кончик языка внизу, а спинка его чуть выгнута. Звук «Э» - эхает, дразнит всех: губы в улыбке, нижняя губа оттянута вниз, язык иногда высовывается и дразнит, кончик языка внизу, а сам язык горбиком выгибается. Звук «О» - ойкает, лицо сердитое, губы круглые, язык расположен низко. Звук «У» - ухает, гудит как паровозная труба, губы трубочкой. «Раз все жители этой улицы поют, значит это улица Певцов», - решил Типтоп.

Идет черепашонок дальше и слышит песни, похожие на те, что слышал раньше: И,           

йА, йЭ, йО, йУ. Каждый звук свою песенку начинает с улыбки: - йА(«Я») – якает, а песенка похожа на песенку звука «А» и напоминает крик ослика.

     - И – визжит как веселый поросенок, кончик языка внизу, язык горкой;

     - йЭ («Е») – обижается на соседку-дразнилку, но все равно начинает с улыбки;

     - йО («Ё») – после короткой улыбки показывает сердитое лицо, сердце ёкает;

     - йУ («Ю») – после короткой улыбки вытягивает губы трубочкой.

         «А это улица Улыбчивых певцов, каждый звук здесь начинается с короткой улыбки - звука «Й», - подумал Типтоп. На обеих улицах очень хорошо работает голосовая машинка. Положите ладонь на горлышко, и вы почувствуете ее работу. На этой улице на всех окошках красные круглые шторки.

 

 Стихи, начинающиеся с гласных.

Ослик был сегодня зол:

Он узнал, что он осел.

 

Утка – опытный нырок,

Ужик любит холодок.

 

Эта кнопка и шнурок –

Электрический звонок.

 

Иней лег на ветви ели,

     Иглы за ночь побелели.

 

     Ястреб ягод не клюет,

Ястреб тетерева ждет.

 

Еле-еле Лена ела,

     Есть от лени не хотела.

 

     Ёлка с ёжиком похожи,

     Ёж в иголках, ёлка тоже.

 

     Юнга – будущий матрос –

Южных рыбок нам привез.

 

Подведение итогов.

     Типтоп уже знает жителей двух улиц: Певцов – «А», «Ы», «Э», «У» и Улыбчивых Певцов – «Я», «И», «Е», «Ё», «Ю». Они голосят или, как говорили в старину – ГЛАСЯТ, поют, поэтому они называются гласными. Они похожи между собой, только жители второй улицы всегда начинают песенку с улыбки. На окошках у всех красные круглые шторки.

 

 Домашнее задание:

-         наклеить  красные круглые шторки в «Звукограде» для гласных звуков;

-         приготовить для своих обручей карточки с гласными буквами (взрослый пишет печатные буквы, ребенок раскрашивает их красным цветом).

 

Этап знакомства с гласными звуками заканчивается утренником, на котором проводится "Парад гласных". Дети прикрепляют к своим обручам-шапочкам карточки с гласными буквами. Один из детей — "командир":

Ну-ка буквы, встаньте в ряд!

Я – командир, вы мой отряд!

Буква «А», твой рапорт! Ребенок с буквой «А» рассказывает стихотворение про аиста. Во время пауз все маршируют. Аналогично «рапортуют» все остальные.

П:               Наш закончился парад,

                            По домам идет отряд.

Задания после утренника:

1)    Родителям — написать свои впечатления от утренника.

2)    Принести ветки для осеннего букета.

 

                                     

ПОДГОТОВКА  К  ОБУЧЕНИЮ  МАТЕМАТИКЕ

 

Вводные пояснения

1. Задания по одним и тем же темам постоянно повторяются, но занятия построены так, что сложность заданий постепенно увеличивается: от предметных действий к абстрактному плану, от выполнения внешне заданной программы к самостоятельному программированию действий. Такое движение от простого к сложному позволяет прочно закрепить желаемые навыки и понимание данной темы.

2. Детям часто даются задания на отдельных бланках, которые нужно сохранять для последующей работы. Для этой цели каждый ребенок имеет специальную папку, в которую приучается аккуратно вкладывать бланки. Это является дополнительным средством формирования произвольного внимания.

3. Организационные моменты в начале и конце занятия проходят примерно по одной схеме. В начале занятия звонит колокольчик, дети садятся за парты, кладут в определенное место свои вещи, педагог здоровается с каждым,  ребенок отвечает. В конце занятия дети складывают свои вещи, выстраиваются у двери и по звонку колокольчика выходят из класса. Организационный момент в начале первого (вводного) занятия имеет особое значение и описан подробно.

4. Используемые на занятиях разминки часто повторяются с небольшими вариациями. Далее приводятся наиболее часто употребляемые виды разминок.

Разминка с мячиками. Детям раздают маленькие, диаметром  3-4 см, мячики из литой резины и предлагают покатать их:

-         ладонью правой руки по столу (круговыми движениями или взад-вперед);

-         ладонью правой руки по ладони левой;

-         между вертикально поставленными ладонями;

-         указательным пальцем ведущей руки (т. е. правой — для правшей) по столу;

-         средним пальцем ведущей руки по столу.

Одновременно с совершаемыми движениями П. или кто-либо из детей ведет счет (от 1 до 10, от 10 до 1, с переходом через десяток, только нечетный или  четный ряд — в соответствии с содержанием данного занятия).

Разминка с хлопками. В ответ на 1 хлопок преподавателя дети должны поднять правую руку, на 2 — левую (последовательность хлопков варьируется). Когда дети освоят данную программу, можно предлагать выполнять разминку стоя и поднимать не руку, а ногу. Можно также менять саму программу (например, предложить на 1 хлопок поднять правую руку, а на 2 — ничего).

Разминка с «пуговицей». Для этого вида разминок нужна специальная учебная пуговица (можно купить в магазинах развивающих игр: диаметр около  8 см, с четырьмя дырочками), шнурок и деревянная игла. Детям предлагается «пришивать» или «расшивать» пуговицу, передавая ее друг другу. Каждый ребенок делает  1, 2 или 3 стежка, следуя инструкции педагога. Преподаватель следит, чтобы ребенок вводил иглу с нужной стороны пуговицы и в нужную дырочку.

Разминка с ритмами. Преподаватель отстукивает карандашом по столу несложные ритмы (например, 2 удара с коротким интервалом, 2 - с длинным; 3 - с коротким, 2 - с длинным и т. п., персонально для каждого ребенка с учетом его возможностей). Ребенок должен воспроизвести данный ритм. Разминка может иметь игровой сюжет — «сигналы из космоса», например: «Ты должен/должна правильно услышать сигнал и точно его повторить — тогда тебя услышат на другой планете».

Другие возможные варианты разминок будут описаны непосредственно в планах занятий.

 

Планы занятий

 

Занятие № 1 (вводное).

Задачи:

1)                        Познакомить детей с правилами поведения на уроке.

2)                        Провести краткую диагностику знания каждым ребенком числового ряда, умения записывать цифры.

3)                        Учить детей соотносить число и количество.

4)                        Учить детей ориентироваться на доске, парте, листе бумаги.

 

Материалы:

-   таблички с именами детей, которые можно прикрепить на одежду (П. подготавливает их заранее);

-         несколько сухих осенних листьев;

-         любые наклейки красного цвета;

-         простые карандаши,  цветные фломастеры;

-         писчая бумага;

-         счетный материал: а) небольшие (около 1 см в диаметре) кружки одинакового цвета (из любого достаточно твердого материала — по 5 на каждого ребенка); б) набор карточек с цифрами от 1 до 5 для каждого ребенка;

-         квадраты из картона (10 х 10 см), по 1 на каждого ребенка;

-         круглая резинка красного цвета (или красная ленточка);

-         бланк с заданием (рис. 22).

 

 

Ход занятия

Организационный момент.

1)    Дети садятся за парты. П. звонит в колокольчик, объясняет детям, что колокольчик будет отмечать начало и конец каждого урока. П. представляется детям.

2)    Все дети получают таблички со своими именами. Имена стараются узнать (прочитать) сами; прикрепляют таблички к одежде.[1] П. здоровается с каждым ребенком за руку, называет его по имени. Ребенок отвечает, тоже называет педагога по имени.

3)    П. показывает детям, как правильно сидеть за партой, куда класть вещи; объясняет основные правила поведения на уроке: внимательно слушать П., не перебивать П. и других детей, не отвечать вместо другого, поднимать руку, если хочешь что-то сказать.

4)    Чтобы слушать было легко, необходимо вести себя на уроке тихо. П. проводит специальную беседу про тишину:

-         что можно услышать на улице? (проехала машина, автобус, залаяла собака … — это хорошо слышно);

-         а чтобы услышать, как падает листочек? (надо хорошо прислушаться, если будет другой шум, мы не услышим). П. показывает, как падает листочек;

-         а чтобы услышать тишину? (надо вести себя тихо-тихо);

-         П.: чтобы нам на занятиях было легко, чтобы вы не уставали и хорошо понимали, что я вам говорю, надо научиться слышать тишину. Давайте договоримся: когда я показываю на листочек (прикреплен к доске или нарисован) — надо послушать тишину.

 

Краткая диагностика знания детьми числового ряда, умения записывать цифры.

П. раздает детям по листку бумаги и фломастеру: «Напишите все цифры, которые знаете и умеете писать. Подпишите листки».

П. собирает листки. На последних занятиях проводится аналогичное задание; сравнение результата позволяет оценить динамику формирования данного навыка.

 

Соотнесение числа и количества. Развитие пространственных представлений.

1)    П. раздает детям бланк с заданием:

                     Рис. 22. Задание к занятию № 1.

"Что вы видите на этом листочке? (точки и цифры). Где цифра 1? - обращается к одному из детей. - А сколько точек над ней нарисовано?" (одна). Аналогично — про другие цифры. Лучше называть цифры вразбивку.

2) П. раздает каждому ребенку разное количество, от 1 до 5, карточек с цифрами, а также кружочки и картонные квадраты.

П: Найдите на вашем листке квадратик, в котором столько же точек, сколько у вас на столе кружочков (каждый ребенок показывает свою картинку). Расставьте кружочки на квадрате так же, как точки на картинке.

При выполнении этого задания дети зачастую не определяют  пространственное расположение точек и расставляют их произвольно (в ряд, "кучкой" где-то сбоку и пр.). Поэтому П. дает им пространственные ориентиры, помогающие правильно выполнить задание.

П: Посмотрите на свой квадратик. Где у него правая сторона?

П. вводит разграничение понятий право-лево, маркируя руку ребенка, доску, парты: на правую руку ребенка надевает красную резинку (или повязывает ленточку), слева на доске пишет синим цветом букву "Л", справа — красным букву "П", показывает левую и правую стороны доски, просит детей показать правую и левую стороны парты, листа бумаги, квадрата. В качестве дополнительного ориентира можно наклеить каждому ребенку с правой стороны парты красную бумажку.

Когда усвоены понятия право, лево, можно перейти к объединению двух представлений: право-лево и верх-низ. Для этого вводятся названия для каждого угла четырехугольника..

П: Посмотрите, сколько углов у доски? (4). А как их можно назвать?

Показывает на левый верхний угол: Где находится этот угол, справа или слева? (слева).

Показывает на левый нижний угол: А этот где? (слева). Как же их отличить? (один наверху, другой внизу).

П: Значит мы будем называть этот угол — левый верхний, а этот — левый нижний. (Аналогично — углы с правой стороны).

П: Теперь расставьте правильно ваши кружки на квадрате. (П. проверяет каждого ребенка, помогает сориентироваться. Например, "все кружочки надо расставить по углам" или "два кружочка в углах внизу, а один — наверху посередине").

П: Какую цифру надо поставить под вашим квадратом? (сколько кружков, такая и цифра).

Затем П. меняет количество кружков у детей, чтобы они попробовали составить разные варианты расположения точек (соответственно, меняется и цифра).

П. собирает у детей кружки, квадраты и карточки с цифрами.

3) П: Посмотрите на листок с заданием. Точки хотят стать нарядными (раздает детям по голубому фломастеру). Обведите каждую точку фломастером, «оденьте» ее в одежку.

4) П: Нарисуйте в пустых квадратиках под цифрами такие же точки, как наверху.

Завершающий организационный момент.

Домашнее задание:  на бланке с заданием нарисовать точки в оставшихся пустых квадратах, аналогично выполненным на уроке, но другим цветом.

 

          Занятие № 2.

     Задачи:

1)    Учить детей выделять отдельные свойства и признаки объектов, обобщать, делать простой логический вывод.

2)    Закрепить умение находить основные пространственные ориентиры на листе бумаги.

3)    Закрепить представление об упорядоченной последовательности, умение соотносить число и количество (числовой ряд 1 – 6).

 

Материалы:

- фломастеры, простые карандаши;

- писчая бумага;

- трафареты с изображением бабочки или птицы (размер примерно 3 х 3, 4 х 4 см);

- мячики из литой резины (диаметр 3–4 см);

- набор карточек с цифрами от 1 до 6 для каждого ребенка;

- бланк с заданием 1 (рис. 23);

- бланк с заданием 2 (рис. 24); данное задание требует предварительной подготовки: лист разрезается на 6 частей, по количеству картинок (набор для каждого ребенка).

 

Ход занятия.

Организационный момент.

 

Развитие способности к анализу, обобщению, логическому выводу.

П. раздает детям бланк с заданием 1.

 

Рис. 23. Задание 1 к занятию № 2.

 

П: Посмотрите на картинку. Это два друга, Бим и Бом. Бим старше Бома. Как вы думаете, где тут Бим? (Тот мальчик, который выше). Бим любит цвет неба. Какой у него любимый цвет? (Голубой). А Бому нравится цвет травы — значит у него какой цвет любимый? (Зеленый).

Раскрасьте свитер Бима и рубащку Бома их любимыми цветами. Теми же цветами обведите имена "БИМ" и "БОМ" вверху. (Если дети не умеют читать, П. помогает разобраться, где какое имя).

По окончании работы дети убирают листы в папку.

 

Развитие пространственных представлений.

П. раздает детям чистые листы бумаги и трафареты с изображением бабочки (птицы); дети кладут перед собой лист в вертикальном направлении.

П: Перерисуйте бабочку, чтобы она была посередине листа (проверяет и поправляет, если кто-то затрудняется найти середину. На доске П. рисует прямоугольник, аналог листа бумаги, и бабочку посередине).

 П.: Ваша бабочка хочет полетать. Куда ей лететь? Нарисуем вверху листа облако (показывает на доске — дети рисуют), внизу — травку, справа  - цветочек, слева — елочку. (Маркеры на доске и парте, помогающие определить правую и левую стороны, остаются с прошлого занятия).  Нарисуем «дорожки»: как бабочка полетит вверх, вниз, вправо, влево? (Дети рисуют соединительные линии от бабочки к другим рисункам).

Если дети без существенных затруднений справляются с этим заданием, можно добавить и другие направления: левый верхний угол, правый верхний угол и, соответственно, нижние углы; нарисовать там еще какие-нибудь ориентиры — солнышко, пчелку, грибок и т. п.

Дети подписывают свои листки, отдают их П.

Разминка.

Проводится разминка с мячиками. Движения сопровождаются счетом от 1 до 10 (считает П.).

 

Выстраивание упорядоченной последовательности. Соотнесение числа и количества.

П. раздает детям наборы картинок (6 разрозненных) из бланка с заданием 2.

Рис. 24. Бланк с заданием 2 к занятию № 2.

 

П: Какая сказка нарисована на картинках? ("Репка"). С чего начинается сказка? Кто сначала тянул репку? (Дед). Найдите такую картинку, положите перед собой.

П: А потом он кого позвал? (Бабку) Найдите эту картинку и положите под картинкой, на которой только один дед тянет репку.

П: А следующая картинка какая? (На которой дед, бабка и внучка). Расставьте все остальные картинки по порядку. П. проверяет правильность последовательности у каждого ребенка, при возникновении затруднений проговаривает вместе с ребенком появление каждого следующего персонажа.

Когда последовательность сложена, П. раздает детям наборы карточек с цифрами (1 – 6).

П: Сколько героев сказки на 1-й картинке? (1). Найдите цифру 1, положите рядом с этой картинкой.

П: Положите рядом с остальными картинками нужные цифры. П. проверяет правильность выполнения задания. Если есть ошибки или затруднения, проговаривает вместе с ребенком. Сколько здесь героев сказки? (Например, 4). Значит надо положить цифру 4 и т. д.

 

Завершающий организационный момент.

 

Домашнее задание:

-         раскрасить одежду Бима и Бома по инструкции: штаны должны быть одинакового цвета, а шапочки — любого, кроме красного;

-         разложить по порядку картинки из сказки "Репка", проговорить, сколько героев сказки каждый раз тянули репку (сперва 1, потом 2 и     т. д.).

 

 

РИТМИКА

 

Вводные пояснения.

        

Содержание занятий ритмикой (на весь курс):

1.     Танцевальные композиции.

2.     Музыкальные игры.

3.     Инсценировки сказок с музыкальным сопровождением.

4.     Упражнения, направленные на умение управлять тонусом отдельных

групп мышц (напряжение и расслабление).

5.     Движения, сопровождающиеся чтением стихов.

6.      Ритмические упражнения – прохлопывание и простукивание ритмов.

7.   Пропевание гласных звуков.

 

Во время занятия на правую руку детям удобно надеть резинку. Она служит ориентиром для закрепления пространственных представлений (лево-право). При выполнении движений преподаватель проговаривает, с какой руки или ноги нужно начинать движение, в какую сторону смотреть, поворачиваться.

Каждое занятие целесообразно начинать с одной и той же танцевальной  композиции. Это помогает детям быстрее  включиться в занятие.

         При подборе музыки важно, чтобы качество записи и  исполнение – были хорошими, а слова песен хорошо различались.

         Музыкальные игры способствуют развитию произвольности. Одним из важных моментов является умение соблюдать правила игры: начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом мелодии, музыкального фрагмента, внимательно слушать и выполнять определенное действие в нужный момент, фиксировать и удерживать позу. Так как дети могут выбывать из игры в соответствии с правилами, П. должен проследить, чтобы  выбывающие не чувствовали себя обиженными, чтобы у них оставалось положительное эмоциональное отношение к игре. Чтобы избежать негативных реакций детей на неудачу можно дать ребенку подержать игрушку, например, Мишку, которому тоже интересно посмотреть: как дети играют. Можно доверить нажимать кнопку на магнитофоне или дать задание внимательно следить за тем, как дети выполняют правила игры.  Такой подход способствует выработке более адекватной реакции детей на неудачу, развивает их наблюдательность и мотивирует к выполнению правил в дальнейших играх.  

         Если дети устали, стали невнимательны, плохо слушают, то можно объявить «минутку шалости», в течение которой дети могут делать то, что им хочется. По сигналу преподавателя (это может быть удар в бубен, три хлопка и  т. п.) ученики занимают свои места, и занятие продолжается.

На занятиях по ритмике мы предлагаем использовать материал, который перекликается с темой занятий по развитию речи. Так на первых шести занятиях педагог в разных вариантах пропевает с детьми гласные звуки, одновременно с этим на занятиях по  развитию речи дети проходят гласные звуки. Итогом этой темы является утренник, описание которого будет представлено в следующих публикациях.

         Общие задачи курса:

1)    учить находить свободное место в зале, не мешая друг другу;

2)    пробудить у детей интерес к движениям под музыку;

3)    учить детей начинать движение с первыми звуками музыки и заканчивать, когда музыка затихает;

4)    учить двигаться в соответствии с характером мелодии и передавать через движение определенный образ.

Задачи (общие для первых 2-х занятий):

1)  введение правил – приветствие, умение реагировать на звук колокольчика  (звук колокольчика будет являться сигналом начала и конца занятия);

2) учить пропевать гласные звуки;

3)    учить напрягать и расслаблять определенные группы мышц;

4)    учить умению двигаться в разном темпе.

 

Планы занятий

 

Занятие № 1.

Знакомство.

Материалы и атрибуты: колокольчик, резинки (для волос), игрушечный мишка, осенние листочки (можно вырезать из цветного картона или прогладить утюгом настоящие осенние листья, наклеить их на картонку и обклеить прозрачной пленкой),  бубен. 

Музыкальное сопровождение: “Полька” – С.Рахманинов; “Плюшевый медвежонок” – муз. В.Кривцова.

 

Ход занятия.

П. предлагает детям построиться по росту и помогает им правильно найти место среди других детей.

Игра с колокольчиком.

П. рассказывает, что каждое занятие начинается и заканчивается звонком колокольчика, и предлагает детям поиграть в такую игру: по первому звонку колокольчика дети расходятся по залу, по второму – должны встать в ряд. Игра проводится 2-3 раза.

          Поклон.

П. спрашивает у детей, кто умеет здороваться без слов, на языке движений?

П. показывает, как делать поклон: “Прямая стойка, пятки вместе, носки  немного раздвинуты в стороны, руки опущены вдоль тела, спина прямая, взгляд на преподавателя, поклон головой”. П.  обращает  внимание детей на то, что,  здороваясь,  смотрят в глаза собеседнику. (В дальнейшем каждое занятие начинается и заканчивается поклоном.)

         Полька.

П.  просит детей изобразить, как двигаются  животные: как скачут лошадка, козлик, как летают птички или бабочки, как прыгает лягушка, прыгают зайчик или кенгуру.

Далее П. предлагает детям прослушать музыку (“Полька” Рахманинова) и постараться определить: с движением какого животного ассоциируется тот или иной музыкальный фрагмент. Если дети не угадывают движения, то П. подсказывает: 1 часть – как скачет лошадка; 2 часть – как летают птички; 3 часть – как скачут лягушки. (В дальнейшем в течение первого полугодия в начале каждого занятия используется эта же мелодия. Во втором полугодии композицию можно заменить).

П.  просит детей занять свободное место в зале, учит их находить место  таким образом, чтобы  друг другу не мешать. Для этого дети должны поднять руки в стороны и повернуться вокруг себя, проверяя, не задевают ли они друг друга и окружающие предметы.

Пантомима   “Времена года”.          П: «Весной в природе все оживает, - исходное положение (И.П.)  на корточках, -  прорастают молодые росточки. -  Руки со сложенными  ладошками медленно вытягиваются вверх, и все медленно поднимаются за руками, вставая с корточек, наверху руки разводятся в стороны. - На веточках распускаются листочки. - Ладошки раскрываются, пальцы растопырены. -  Летом деревья стоят все в листве, дует ветерок, листочки колышатся на ветру, - покачивающие движения рук из стороны в сторону. - Осенью листья пожелтели, пожухли, - кисти рук расслабляются, повисают, руки остаются  поднятыми вверх, - подул ветерок, листочки отрываются от ветки и плавно падают на землю». - Плавные движения руками из стороны в сторону и одновременно сверху вниз.

         Движениия, сопровождающиеся чтением стихов.

П: “Ребята, к нам из леса пришел неуклюжий косолапый … Кто это?

Да, ребята, это медвежонок”. П. показывает детям игрушечного мишку. Мишка здоровается и знакомится с ребятами. П. рассказывает детям стихотворение:

 

Мишка косолапый                   Дети изображают, как 

По лесу идет.                         неуклюже мишка

                                               ходит на двух лапах, наклоняется

                            Шишки собирает,                   за шишками.

                            Песенки поет.                         

                            Шишка отскочила

                            Прямо Мишке в лоб!               Правой ладонью хватаются

за лоб, затем ставят кулаки

                            Мишка рассердился                 на пояс и топают ногой.

                            И ногою топ!

                                                       

П. предлагает детям показать, как ходит мишка. Дети повторяют за П. движения под слова стихотворения.

         Пропевание гласных.

         П.: "Когда шишка попала мишке в лоб, мишка сказал “О-о-о-о-о-й!”… Потом мишка рассердился и сказал сердито “У-у-у-у-ух! …  Ребята, как нам жалко мишку – “А-а-а-а-ах!”.

         Разучивание танца “Плюшевый Медвежонок”.

П: “Ребята, а вы знаете, как Мишка ходит на четырех лапах?  - Все повторяют за П. - А как мишка спинку чешет? - Лежа на спине, согнутые в коленях ноги прижать к себе и обнять руками, раскачивающиеся движения. - А как мишка на двух лапах пританцовывает?”  - Покачивание с ноги на ногу.

П. предлагает детям прослушать песенку "Плюшевый Медвежонок".

Беседа с детьми о характере песни. Дети могут импровизировать и придумать свои движения. Под музыку дети повторяют за П. движения танца1.

 

         Описание движений

Вступление: опуститься на четвереньки (превратиться в Мишку).

1 фигура.

Запев: ходьба на четвереньках в любых направлениях.

Припев:

         И.П. – стоя, ноги на ширине плеч, носки направлены внутрь, руки перед грудью (поза    медведя).

1 фраза: на слова «Я добрый Мишка плюшевый» 2 раза топнуть правой ногой, 2 раза левой;

2 фраза: на слова «игрушечный медведь» - то же;

3 фраза: на слова «послушайте» – правую руку к правому уху; «послушайте» – левую руку к левому уху;

4 фраза: на слова «как я умею» – показать на себя обеими руками;        «петь» – руки вперед. На слова «Ры-ра-ры-ру» – раскачиваться из стороны в сторону, на ускорение музыки   быстро топать ногами.

На каждый припев движения повторяются.

2 фигура.

И.П. – предлагает сгруппироваться, лежа на спине, обхватив руками согнутые в коленях ноги. Качание на спине в разных направлениях.

Припев.

3 фигура.

1 фраза – кружение на шагах (вперевалочку);

2 фраза – то же движение в другую сторону.

Припев.

         Заключение: Мишка кашляет – похлопать себя по груди.

В конце сесть на пол, ноги врозь.

 

         П: “Мишка–Топтыжка собрал в лесу разноцветные листья. - П. показывает детям листья. -  Давайте изобразим как листья падают с веток.” -  плавные движения руками сверху вниз и из стороны в сторону сопровождаются пропеванием гласных звуков А, О, Ы,  Э, У (высота звука меняется сверху вниз).

Игра с листьями.

П: “Мишка предлагает вам поиграть с листьями.” – Игра с листьями под бубен (когда звучит бубен, дети собирают  листья, когда бубен замолкает, дети должны остановиться).  Игра повторяется 3 – 4 раза.

         Поклон,  звонок колокольчика.

 

         Занятие № 2.

Материалы и атрибуты: колокольчик, резинка на руку, игрушечный мишка, бубен, осенние листья.

Музыкальное сопровождение: “Полька” – С.Рахманинов; “Плюшевый Медвежонок” – музыка В.Кривцова.

Ход занятия:

Звонок колокольчика, построение. Приветствие. Полька.

 

         Упражнения на напряжение и расслабление.

1. Дети тянутся руками вверх, потом расслабляют руки и роняют их вниз.

2. Пантомима «Времена года» (см. занятие № 1).

3. Дети садятся на ковер, скрестив перед собой ноги. П: "Давайте потянемся макушечкой вверх, спинка ровная, прямая, мышцы сильные (рис. 25), расслабили спину, мышцы отдыхают" (рис. 26).

4.     П: «А теперь мы с вами превращаемся в гусей – тянем шею (подбородок направлен вперед и наверх). Расслабляем шею». (Голова повисла).

Каждое упражнение повторяется 3-4 раза.

         Танец "Плюшевый Медвежонок".

         П: «Сегодня к нам в гости опять пришел мишка, давайте его порадуем и станцуем танец Плюшевого Медвежонка. - П. показывает движения танца, дети повторяют за ним. П. может спросить у детей, какие движения танца они запомнили с прошлого занятия… Дети под музыку исполняют танец вместе с П.

         Пропевание гласных.

П. спрашивает у детей: что любят медведи? "Однажды мишка захотел меда и полез на дерево, где в дупле жили пчелы. Дерево было высокое…” – П. показывает движение руками  снизу вверх и поет  “Ааааааа!”, при этом меняя высоту звука – снизу вверх (дети повторяют). - Мишка сунул лапу в дупло, - имитация движения рукой, -  и стал облизывать лапу “Ааах, как вкусно!”. Но тут прилетели пчелы, и одна ужалила мишку в щеку, тогда он вскрикнул “Ооооой! Ооооой! Ой-ой-ой!” и полез скорее вниз, - движение двумя руками   сверху вниз,  – “Ээээээх! -  нараспев, звук меняется по высоте сверху вниз, -  Мишка пошел по лесу, сначала медленно “Топ…топ…топ…”, но пчелы полетели за ним, и мишка пошел все быстрее и быстрее – “Топ-топ-топ…”.

         Упражнение “быстро-медленно”.

Под медленное ритмичное звучание бубна дети медленно идут или шагают по залу, темп ускоряется – движения соответственно тоже и переходят в легкий бег,  темп замедляется, и бег замедляется. 

         Движения, сопровождающиеся чтением стихов.

П. рассказывает стихотворение2 и показывает движения, дети за ним повторяют:

 

                   Медведь по лесу бродит,                    Слегка согнувшись, идти

                   От дуба к дубу ходит.                          “вперевалочку”.

 

                   Находит в дуплах мед                          Изображать: как он достает 

                   И в рот себе кладет.                              и ест мед.

 

                   Облизывает лапу                                   Отмахиваться руками от

                   Сластена косолапый,                             пчел.

                   А пчелы налетают,

                   Медведя прогоняют.

 

                   А пчелы жалят мишку:                          Щипать себя за щеки.

                   - Не ешь наш мед, воришка!                   Грозить пальцем.

 

                   Бредет лесной дорогой                          Шаг “вперевалочку”

                   Медведь к себе в берлогу.                    

                   Ложится, засыпает                            Лечь на пол.

                   И пчелок вспоминает.

 

П. предлагает детям вспомнить стихотворение с движениями “Мишка касолапый…”  (см. занятие № 1).

         Игра с листьями (см. занятие № 1).

         П. предлагает детям вспомнить, что было на занятии: дети стоят в ряд, П. бросает им по-очереди мяч, и каждый ребенок вспоминает что-то из занятия и бросает мяч обратно педагогу (можно встать в круг и передавать мяч по кругу).

Поклон.



[1] Таблички с именами существенно облегчают работу на первых занятиях, когда П. еще не запомнил всех детей по именам, а некоторые дети еще не научились самостоятельно писать свое имя (его можно переписать с таблички). В дальнейшем необходимость использования табличек отпадает.

1 Композиция «Плюшевый Медвежонок»  А.И. Буренина. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. - СПб., 2000.

2  Лопухина И. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. - СПб.: Дельта, 1997.

Информация об авторах

Выгодская Ингрид Григорьевна, учитель-логопед, Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: cpmsdip@yandex.ru

Кукаркина Елена Борисовна, педагог-психолог, ФРЦ МГППУ, Москва, Россия, e-mail: ekukar1954@mail.ru

Лущекина Елена Андреевна, Педагог-психолог, ФРЦ МГППУ, Москва, Россия, e-mail: cpmsdip@yandex.ru

Субботина Е.В., педагог-психолог, ФРЦ МГППУ, e-mail: subbota2004@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 590
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 203
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1