Руководитель секции «Психология саморегуляции» Российского психологического общества. Член Международного общества по исследованию индивидуальных различий (ISSID).
Член экспертных советов по педагогике и психологии ВАК РФ, эксперт РФФИ и РНФ. Главный редактор журнала «Теоретическая и экспериментальная психология», член научной редколлегии журналов «Спортивный психолог» и «Экспериментальная психология».
В 1971 г. окончила факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, в 1975 г. - аспирантуру Психологического института РАО.
В 1975 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Образ динамического объекта и его оперативность», в 1995 г. - докторскую диссертацию на тему «Индивидуальный стиль саморегуляции произвольной активности человека».
С 1971 г. работает в Психологическом институте РАО, с 2000 г. заведует лабораторией.
В течение 10 лет, до 1991 г., принимала практическое участие в психологической подготовке спортсменов высшей квалификации в качестве психолога сборной команды СССР по пулевой стрельбе.
В 1991-2001 гг. преподавала психологию и психологические дисциплины в Московском педагогическом государственном университете.
В 2002-2016 гг. — профессор Московского государственного психолого-педагогического университета.
Принимает участие в экспертизе и обсуждении исследовательских проектов школьников в образовательном центре «Сириус». Постоянный эксперт и член жюри ежегодного конкурса проектно-исследовательских проектов школьников в рамках Всероссийской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее».
Участвует в политических проектах различного уровня.
Сфера научных интересов: общая психология, психология саморегуляции, психология личности, дифференциальная психология, психология саморегуляции, психология труда, психология образования.
В 1990-х гг. В.И. Моросановой создана оригинальная концепция индивидуального стиля саморегуляции произвольной активности, развивающая субъектно-деятельностный подход и обобщающая результаты ее исследований трудовой, учебной, спортивной и политической деятельности человека. Развиты представления о стилевых особенностях осознанной саморегуляции произвольной активности человека и о регуляторно-личностых ее свойствах. Обосновано как теоретически, так и эмпирически, что инструментальная сторона личности человека, его темперамент и акцентуации характера, может быть описана структурой регуляторных профилей саморегуляции, а общий уровень развития саморегуляции зависит от субъектной активности человека и вносит значимых вклад в эффективность достижения учебных и профессиональных целей. Были созданы первые версии многошкальных опросников для диагностики индивидуальных профилей саморегуляции, получивших широкую известность и широкое применение в отечественной психологической науке.
В 2000-х гг. предложена когнитивно-личностная модель саморегуляции и разработана методология дифференциального подхода к исследованию психической саморегуляции человека. Новая модель развивает нормативную модель саморегуляции О.А. Конопкитна Она была эмпирически верифицирована в многочисленных исследованиях учеников и последователей В.И. Моросановой. Было обосновано, что развитие осознанной саморегуляции во многом определяет индивидуальные возможности в овладении темпераментом и воспитании характера, служит основой повышения регулирующей роли самосознания. Созданные В.И. Моросановой и ее учениками регуляторно-личностные типологии обучающихся расширяют практические возможности в проектировании индивидуальных стилей учебной и профессиональной подготовки. Высокую научную и практическую значимость для образования имеют данные о том, что развитие осознаной саморегуляции вносит заметный вклад в академическую успешность учащегося при условии позитивного отношения к учению.
В 2010-2021 гг. В.И. Моросановой сформулированы основные принципы предложенного и активно разрабатываемого ею в настоящее время ресурсного подхода к осознанной саморегуляции как управляющем уровне системы психической саморегуляции, которая включает субсистемы универсальных и специальных регуляторных компетенций человека, позволяющих осознанно и самостоятельно выдвигать цели и управлять их достижением. Был сделан важный в методологическом отношении вывод о том, что эти субсистемы, в свою очередь, взаимосвязаны с субсистемами когнитивных, личностных и психофизиологических резервов, интегрируя и опосредствуя их влияние на самоорганизацию поведения человека. В этом смысле, осознанная саморегуляция является метаресурсом, от ее зависят не только продуктивные аспекты достижение любой цели, но и разрешение самых разнообразных проблем жизнедеятельности, таких как поддержание психологического благополучия, преодоление угроз психологической безопасности, субъектное развитие, цифровая социализация, личностное и профессиональное самоопределение и др. В многочисленных эмпирических исследованиях, выполненных под руководством В.И. Моросановой, было показано, что регуляторные ресурсы являются механизмом координации, а также средством медиации, модерации и накопления всей палитры индивидуальных психологических ресурсов для осознанного решения многообразных задач жизнедеятельности человека.
Результаты исследований регулярно представляются на российских и международных конференциях, симпозиумах, съездах и конгрессах (Международном психологическом конгрессе (International Congress of Psychology (ICP): Берлин, 2008; Кейптаун, 2012; Йокогама, 2016); Европейском психологическом конгрессе (ECP): Гранада, 2005; Стамбул, 2011; Москва, 2019); конференциях Международного общества по изучению индивидуальных различий (ISSID: Лондон, 2011; Барселона, 2013; Варшава, 2017); международных конференциях по психологии личности (ECP: Афины, 2006; Тарту, 2008; Брно, 2010; Лозанна, 2014); конференциях Международного общества по исследованию интеллекта (ISIR): Лимассол, 2011; Мельбурн, 2013; Санкт-Петербург, 2018) и др.
С 2003 г. выступает организатором работы симпозиумов и научных конференций, секций и круглых столов по тематике психологии саморегуляции.
Под руководством В.И. Моросановой успешно защищено 15 кандидатских диссертаций, находятся в процессе подготовки 3 докторские диссертации.
В 80-е годы, наряду с научными исследованиями проблемы психической надежности трудовой и спортивной деятельности, работала психологом сборной команды страны по пулевой стрельбе.
В 90-е годы - исследование регуляторных аспектов характера и личности человека, консультирование по проблемам имиджа политика. Создана оригинальная концепция индивидуального стиля саморегуляции произвольной активности, развивающая субъектно-деятельностный подход и обобщающая результаты исследований трудовой, учебной, спортивной и политической деятельности человека.
Психологический институт РАО — с 1971 г. и по настоящее время; заведует лабораторией психологии саморегуляции (с 2000 года).
МПГУ, доцент (с 1991), профессор (1997—2001).
МГППУ, профессор (с 2001 по настоящее время).
Член диссертационных ученых советов
при Психологическом институте РАО;
при факультете психологии Ростовского государственного университета (2000—2003);
при Институте психологии РАН (с 2004 г.)