Психолого-педагогические предпосылки повышения эффективности гуманизации военного образования

Общая информация

Рубрика издания: Социально-психологические проблемы подготовки личности к профессиональной деятельности

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Мамчур А.М. Психолого-педагогические предпосылки повышения эффективности гуманизации военного образования // Проблемы cоциальной психологии личности.

Полный текст

В современных условиях обострения вопросов войны и мира в международных отношениях, участившимися случаями разрешения внутренних политических кризисов силовыми методами, изменившейся экономической и социальной ситуации в стране происходит усложнение содержания гуманитаризации военного образования. Это обусловлено необходимостью деидеологизации обучения курсантов, преодоления сложившегося узкопрофессионального «технократического» направления в подготовке будущих офицеров, обеспечения научного подхода обучаемых в нравственном самоопределении и этической оценке разрабатываемых технических идей. Проведение идей гуманитаризации в процессе обучения курсантов вузов также затрудняется: по причине неэффективного конструирования и применения в обучении гуманитарного содержания военно-специальных и социально-экономических дисциплин; недостаточной согласованностью и педагогической целесообразностью в такой деятельности постоянного и переменного состава вузов; отсутствием обобщения накопленного передового опыта по проблеме; некачественным использованием средств материального и дидактического обеспечения этого процесса. Но самые благородные идеи и разумные требования не могут внести радикальных перемен в систему подготовки обучаемого при сохранении негуманных общественных отношений. Преобразовать эту систему можно при наличии главного условия гуманитаризации военного образования – гуманизации всего общества [1].

Гуманизм подразумевает не просто борьбу за человека, за его свободное всестороннее развитие, но и ненависть к его врагам, к тому, кто сеет зло. Требование гуманизма – не освободить мир от плохих людей, а людей от плохого мира, от всего, что уродует их жизнь [2].

В высших военных училищах сложилась определенная система гуманитаризации обучения курсантов, проводятся отдельные мероприятия по организации и планированию гуманитарной деятельности курсантов, формированию мотивации курсантов ко всестороннему самосовершенствованию, обобщается и распространяется отдельный передовой опыт лучших преподавателей. Вместе с тем наметилась тенденция снижения гуманитарной насыщенности процесса обучения. В значительной степени это связано с увольнением опытных, хорошо подготовленных преподавателей и назначением на их место офицеров без педагогического стажа, без первоначальной профессионально-педагогической подготовки. Также выявлено, что 62% преподавателей склонны считать необходимым обновление гуманитаризации обучения курсантов в современных условиях; 64% - имеют недостаточную гуманитарную подготовленность; 71% имеют слабые умения и навыки по конструированию гуманитарного содержания военно-специальных и общенаучных дисциплин. Повышение эффективности гуманитаризации затрудняется недостаточной плановостью и целеустремленностью деятельности руководства вузов и кафедр в данной области, отсутствием научно-обоснованных программ, слабостью учебно-материальной базы. Опрос, проведенный среди курсантов вузов, показал недооценку ими практического значения получаемых гуманитарных знаний (89%), склонность к приобретению узкопрофессиональных знаний (72%), низкий уровень осознанности ценностной ориентации (63%) [4].

Основными причинами такого положения для дел являются: уменьшение конкурса среди поступающих в вузы; ухудшение качества подготовки абитуриентов в школе; отсутствие стимулов, желания активно учиться и работать над собой у обучаемых [3]. Необходимо учитывать, что какой-то специальной работы по повышению эффективности гуманитаризации военного образования в вузах не проводится, а влияние на него осуществляется через создание определенных объективных и субъективных предпосылок, от которых зависит эффективность данного процесса.

Объективные предпосылки: социально-экономические условия жизни, природа и назначение Вооруженных Сил РФ, которые оказывают влияние как на формирование ценностной ориентации курсанта в частности, так и на гуманитаризацию процесса обучения в целом.

Субъективные предпосылки: зависящие от личности и деятельности самого курсанта, от стиля работы командно-преподавательского состава, условий жизнедеятельности в коллективе.

Гуманитаризация военного образования носит сложный, диалектически противоречивый характер. Наиболее значимые ее противоречия: между потребностью в насыщении гуманитарным, воспитательным, человековедческим содержанием учебных дисциплин и недостаточной готовностью отдельной части преподавателей к проектированию такого содержания; между значимостью, напряженностью такой деятельности преподавателей и ее оценкой, поощрением со стороны руководства вузов и кафедр; между выдвижением приоритета гармоничного развития курсанта и отсутствием достаточной гуманитарной составляющей учебных дисциплин; между необходимостью уважения самоценности личности курсанта и реально сложившимся "учебно-дисциплинарным подходом" к его воспитанию и обучению; между современными высокими требованиями ко всесторонней развитости выпускников и реальным низким уровнем развитости их нравственных качеств; между современными требованиями к осуществлению профессиональной деятельности с позиций гуманизма и необходимостью реального участия в различных вооруженных конфликтах и т.д.

На практике противоречия проявляются в виде трудностей в деятельности субъектов и объектов изучаемого процесса. Преодоление их способствует повышению эффективности этого процесса.

Выявленные предпосылки и противоречия позволяют создать базу для обоснования основных направлений повышения эффективности гуманитаризации военного образования [4].

одним из основных направлений является максимальное использование в преподавании гуманитарного содержания различных учебных дисциплин. Это направление включает в себя: 1) увеличение гуманитарной составляющей процесса обучения курсантов (введение дополнительных гуманитарных учебных предметов; усиление гуманитарного содержания традиционно преподаваемых социально-экономических дисциплин; расширение гуманитарного содержания преподаваемых военно-специальных, общетехнических и общенаучных дисциплин; выполнение научными знаниями при преподавании гуманитарной функции); 2) развитие умений преподавательского состава по усилению гуманитарной направленности различных учебных дисциплин (составление системы задач по конструированию гуманитарного содержания учебной дисциплины; практическая направленность таких задач; знания, необходимые для решения таких задач).

Одним из действенных направлений является активное вовлечение курсантов в гуманитарную деятельность. Это направление включает в себя: 1) планирование учебно-познавательной деятельности курсантов (теоретико-методологическое; научно-прикладное; прикладное); 2) планирование внеучебной деятельности (выработка у курсантов устойчивых мотивов к гуманитарной деятельности; участие в общественно-значимой практике вуза; усвоение передового опыта гуманитарной деятельности).

Одним из непременных направлений является оптимизация применения средств дидактического и материально-социального обеспечения гуманитаризации обучения курсантов.  Это направление включает в себя: 1) создание гуманитарной среды вуза (медицинское и бытовое обеспечение; обеспечение реальных возможностей деятельности субъектов и объектов этого процесса; проявление реальной свободы и достоинств личности; применение системы диагностики; гуманистическое воспитание); 2) выявление новой технологии (самостоятельная работа и ее организация; структурирование учебного материала и процесса обучения; график учебно-воспитательного процесса, упорядочивающий целевой, мотивационный, содержательный, операционный, контрольный, оценочный компоненты процесса обучения; реализация структурного подхода к организации самостоятельной работы).

Таким образом, современный этап развития высшей военной школы требует последовательного повышения эффективности гуманитаризации военного образования как средства достижения гуманизации всего воинского обучения и воспитания; развития у курсантов интереса к гуманитарным знаниям и стремления к овладению этими знаниями; формирования мотивационных установок осуществления профессиональной деятельности с позиции гуманизма; стимулирования их инициативы и творчества в решении гуманистических задач; воспитания высоких нравственных качеств, необходимых будущему офицеру в процессе гуманитарной и учебно-познавательной деятельности; побуждения обучаемых к активному самосовершенствованию и т.п.

Гуманитаризация военного образования – сложное социально-психолого-педагогическое явление. Оно характеризует гуманитарную направленность различных учебных дисциплин и позволяет изучать их с учетом требований будущей воинской специальности с позиции гуманизма.

Литература

  1. Байкова Л.А. Гуманитаризация школы: теория и опыт. Рязань, 1999.
  2. Белкин В.Г. Гуманитаризация образования: новые подходы. Владивосток, 1999.
  3. Колоткин М.Н. Гуманитаризация высшей школы России на рубеже веков – взгляд в будущее.  Новосибирск, 1999.
  4. Мамчур А.М. Гуманитаризация военного образования курсантов (слушателей) вузов: история, теория, практика. Саратов, 2001.
  5. Сизов В.С. Гуманитаризация образования: стратегия и методология. Киров, 2000.

Информация об авторах

Мамчур А.М., Саратов, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 3207
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4