Виртуальная реальность телесности
Общая информация
Рубрика издания: Телесные метафоры и их значение в жизнедеятельности человека
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Дубовый Л.М. Виртуальная реальность телесности // Психология телесности: теоретические и практические исследования.
Фрагмент статьи
Виртуальная реальность, в отличие от всех других психических производных, типа воображения, характеризуется тем, что человек воспринимает и переживает её не как порождение своего собственного ума, а как объективную реальность.
С точки зрения Н.А. Носова генезис человека можно представить следующим образом: «Новорожденный обладает совершенно виртуализированной психикой. Примерно до трёх лет генезис ребёнка заключается в овладении собственной телесностью. Ребёнок овладевает своим телом и окружающим его миром в пространственно-телесном отношении. С трёх лет уже возможна отработка специальных телесных навыков (лепка, рисование, игра в конструктор и т.д.), и генезис ребёнка теперь заключается в освоении реальности сознания. Собственное индивидуальное сознание появляется у ребёнка примерно к семи годам» (Н.А. Носов, 1999).
Полный текст
Виртуальная реальность, в отличие от всех других психических производных, типа воображения, характеризуется тем, что человек воспринимает и переживает её не как порождение своего собственного ума, а как объективную реальность.
С точки зрения Н.А. Носова генезис человека можно представить следующим образом: «Новорожденный обладает совершенно виртуализированной психикой. Примерно до трёх лет генезис ребёнка заключается в овладении собственной телесностью. Ребёнок овладевает своим телом и окружающим его миром в пространственно-телесном отношении. С трёх лет уже возможна отработка специальных телесных навыков (лепка, рисование, игра в конструктор и т.д.), и генезис ребёнка теперь заключается в освоении реальности сознания. Собственное индивидуальное сознание появляется у ребёнка примерно к семи годам» (Н.А. Носов, 1999).
С виртуальной точки зрения, для младенца его телом, его собственностью является весь мир. Поэтому у ребёнка совершенно одинаковая реакция, одинаковый плач в ответ и на боли в животике, и на громкий звук. Генерализованная реакция младенца есть не реакция ребёнка на какой-то – внешний или внутренний — раздражитель, а есть смена состояния всего мира. Сам ребёнок не знает, где кончается его сфера телесности в овладении элементами порождающейся реальности и сфера восприятия и где начинается «не он». Генезис ребёнка до трёх лет заключается в овладении собственной телесностью и девиртуализации единой (физическипсихически-родовой) реальности. С психологической точки зрения здесь происходит возникновение представления о телесности (вещах, предметах, их отношениях, в том числе о собственном теле),в отличие от предшествующего времени, когда была одна единая телесность (реальность).
Появление новой психической реальности – реальности собственной телесности, в отличие от единой, названо Н.А. Носовым феноменом удвоения реальности. Речь идёт именно о психической реальности, а не только о явлении выделения собственного физического тела из окружающей среды, поскольку ребёнок начинает отличать события в собственной телесности от событий, происходящих на уровне смыслов, а не физических явлений. Феномен удвоения реальности заключается не в том, что появляются две реальности, а в том, что каждая из них даёт новое видение мира, новое его различение. Феномен удвоения означает, что произошло различение прежде единого, что означает его девиртуализацию. Генезис человека относительно процесса девиртуализации отдельной реальности заключается в том, что до возникновения феномена её удвоения, т.е. до её девиртуализации, человек овладевает этой реальностью как новой для себя, а после её девиртуализации он её осваивает как уже привычную, лишь расширяет сферу владения этой реальностью, уже без качественного сдвига во взаимоотношениях с этой реальностью.
Реальность телесности имеет самостоятельную функцию в жизни человека на всей её протяженности. Так, если рассмотреть один из аспектов реальности телесности, а именно соотнесение человека с местом его жизни, с пространственным аспектом его жизни, то можно увидеть, что для человека пространство его окружающее, никогда не было пустым, индифферентным. Издревле человек делил пространство на своё и чужое. Своё – известное, освоенное, структурированное. Чужое – неизвестное, враждебное, опасное. Понятно, что это деление на «своё-чужое» не географическое деление, а онтологическо-психологическое. Своё пространство не обязательно должно быть доброжелательным к человеку. Оно хотя и своё, но самостоятельно может повернуться к человеку любым боком. Оно имеет свой норов.
Чужие силы могут оказать воздействие на человека даже в его родном доме, что особенно хорошо видно на ритуальных ограничениях, связанных с новорожденным и роженицей: 40 дней нельзя выносить ребёнка из дома; нельзя ночью выливать воду, в которой купали ребёнка; нельзя никому давать взаймы и т.д.
Между своим и чужим пространством нет связи, переход из одного в другое всегда дискретен, это реальности разного типа, даже если они внешне наглядно не разделены. Например. Человек, находящийся на дороге, входящей в лес, не встречает препятствий на своём пути. Но, входя в лес, он исчезает из обозрения других людей, он не наблюдаем ими. Это всё равно, что умереть. Поэтому возвращение оттуда есть всегда чудесное возращение. Человек, вернувшийся оттуда, всегда несёт на себе печать другого мира.
Четыре рода связей определяют место жизни человека. Первое – связь с небесами: Богом, Космосом и т.п. Эта связь олицетворяется храмом или другими культовыми сооружениями. Второе – связь с землёй, связь с родом, предками. Эта связь олицетворяется местом захоронения. Третье – связь с другими людьми, живыми действующими лицами, с общиной. Эта связь олицетворяется местом общего сбора – форум, рынок. Четвёртое – связь с самим собой, связи внутри человека, определяющие его как существо существующее, персонифицирующее его место, где «я есть я». Эта связь олицетворяется родным домом, очагом.
Таким образом, «телесность человека» -это не только его тело, но и те пространства, физические и смысловые, которые составляют его самого как человека. В нашем представлении о телесности нет различения на физическое, биологическое, с одной стороны, и психическое — с другой. Фактически, на вопрос «что такое человек?» нет абсолютного ответа. Человек, как один крайний вариант, может быть тождественным всему мирозданью, в том смысле, что микрокосмос, тождественен макрокосмосу. Как другой крайний вариант, человек – это ничто. В том смысле, что он не имеет никакого собственного содержания. Реально каждый конкретный человек имярек – это нечто промежуточное между этими двумя крайностями.
В процессе развития человек постоянно меняется: в нём появляются новые реальности и каждая реальность присутствует в каждом человеке сугубо индивидуализировано. В афористичной форме можно сказать, что человек это то, чем он себя представляет, если его поведение соответствует этому представлению. Вовсе не обязательно в своём представлении идентифицироваться с кем-то другим или какой-то ролью, главное – реально понимать объём своего человеческого бытия. Реальность телесности, пространственно-телесные отношения – это не только реальность физического пространства, т.е. имеет не только физическое измерение. Психическая телесность может «распространяться» и на самые высшие уровни бытия, на трансцендентные реальности. И у каждого человека своя виртуальная реальность телесности: определённого уровня в иерархии бытия и определённого объёма. Каждый человек в понятие телесности вкладывает свой смысл.
Понимание механизмов формирования реальности телесности позволяет более осмысленно подойти к использованию методов телесной терапии при коррекции психических состояний и некоторых характеристик личности, а также определению места в онтогенезе, где произошло нарушение освоения реальности телесности. Коррекцию характеристик личности следует проводить именно с этого момента, потому что деформация психического состояния или соматического статуса происходит и закрепляется в онтогенезе с указанного периода. Некоторое подобие описанным действиям на психологическом уровне можно проследить при разработке, например, после перелома руки. Здесь также надо вначале восстановить управление крупными мышцами спины, затем плеча и предплечья, и лишь после этого притупить к овладению тонкими движеньями пальцев руки. Т.е., мы повторяем путь формирования управления движениями кисти и пальцев руки, как это происходило в онтогенезе в раннем детстве.
Изучение психологических механизмов овладения реальностью телесности позволяет объяснить психологические механизмы влияния телесных упражнений на коррекцию состояния и характеристик личности и осознанно использовать те или иные методы в каждом конкретном случае.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2227
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 6