Образ физического Я в самоотношении девушек 17-18 лет
Общая информация
Рубрика издания: Телесность: возрастные особенности восприятия
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Черкашина А.Г., Черкашин В.И. Образ физического Я в самоотношении девушек 17-18 лет // Психология телесности: теоретические и практические исследования.
Фрагмент статьи
Одним из важнейших отношений социального и психологического бытия человека является его отношение к самому себе, к собственной личности. Аспект отношения к себе в общем контексте психологического изучения личности рассматривается как вопрос о ее самосознании, о личности как «Я», которое в качестве субъекта тем или иным способом «присваивает» себе все, что делает человек, и сознательно или бессознательно относит к себе исходящие от него дела и поступки. Для социально-психологического анализа Я-концепции центральным является акцент на процессе социального взаимодействия, которое определяет представления человека о себе. При этом представления личности о себе сопровождаются тем или иным самоотношением, самооценкой своих особенностей и проявлений или общей оценкой своего «Я» как некоторой обобщенной целостности [1]. Представления социальны по своей природе).
Полный текст
Одним из важнейших отношений социального и психологического бытия человека является его отношение к самому себе, к собственной личности. Аспект отношения к себе в общем контексте психологического изучения личности рассматривается как вопрос о ее самосознании, о личности как «Я», которое в качестве субъекта тем или иным способом «присваивает» себе все, что делает человек, и сознательно или бессознательно относит к себе исходящие от него дела и поступки. Для социально-психологического анализа Я-концепции центральным является акцент на процессе социального взаимодействия, которое определяет представления человека о себе. При этом представления личности о себе сопровождаются тем или иным самоотношением, самооценкой своих особенностей и проявлений или общей оценкой своего «Я» как некоторой обобщенной целостности [1]. Представления социальны по своей природе).
Одним из аспектов социальных представлений о человеке и его месте в обществе являются представления о теле, Образе Я. В исследованиях Р. Бернса, а и др. подчеркивается, что размеры тела и его форма служат важнейшим источником формирования представления о собственном Я. Внешность человека, как ничто другое, способна вызывать совершенно определенную социальную реакцию. Эта обратная связь оказывает сильное влияние на формирование самовосприятия индивида. Культурно обусловленные стереотипные реакции, социальные нормы и стандарты, ожидания – все это указывает индивиду на нежелательность существенных отклонений формы размеров его тела от идеала. Сформированное представление и отношение к Образу тела является одним из ярких примеров самопрезентации, которая отражает ценность тела как такового, а также существующие в обществе социокультурные эталоны. Формирование Образа Физического Я происходит в результате влияния социально-психологических источников и представляет собой двойственный процесс. С одной стороны – это влияние социума, которое выражается в суждениях, мнениях, представлениях, стереотипах, эталонах. С другой стороны – это самостоятельное осмысление и дифференцированно-избирательная работа на основе собственных критериев [2].
Образ Физического Я понимается как единство восприятия, установок, оценок, представлений, связанных и с телесной внешностью и функциями тела. Причем, опыт переживания собственного тела считается первым шагом на пути обретения свой идентичности и формирования Я-концепции [1,3]. Образ Физического Я как социальный феномен обладает рядом особенностей, которые выражаются критериями внешней привлекательности. Физическая красота проявляется в двух планах: внешнем (совокупность анатомических, функциональных и социальных характеристик) и внутреннем (здоровье, которое является важным фактором регуляции поведения в отношении изменения своего Физического Я). Внешние и внутренние характеристики составляют собой единое целое, которое выражается в гармонии телесной красоты [4]. Современные образы, нормы и эталоны тела, отражающие социальные критерии привлекательности находятся под прессингом средств массовой информации, содержательная сторона которых наиболее доступна для анализа.
Образ собственного тела – гораздо более важный компонент юношеского самосознания, чем это обычно считают взрослые. Так же как и подросткам, юношескому возрасту свойственно болезненное внимание к представлениям о норме в отношении роста тела, его размера, веса, пропорции и т.п. Возрастная граница 17-18 лет является пограничным рубежом между ранней и поздней юностью, своеобразным психосоциальным мораторием. В данном возрасте уже присутствует наличие устойчивых особенностей, ценностей, мировоззрения и т.п. но процесс формирования самоотношения еще находится под влиянием социального окружения (эталонов и стереотипов).
Психосоциальный мораторий институциирован в форме системы высшего образования – период студенчества, где общая деятельность в сочетании с однородностью возраста способствует формированию специфического группового самосознания, студенческой субкультуры поведения. Все это представляется фундаментом, на котором будут строиться дальнейшие социальные отношения, опробование социальных и профессиональных ролей и успешная личностная самореализация [5].
Изменения во внешнем облике потенциально являются для девушек более болезненными, чем для юношей, так как внешность является для них более значимой. Поэтому у девушек Я-концепция сильнее коррелирует с оценкой привлекательности своего тела, чем с оценкой его эффективности. Уверенность в собственной физической привлекательности также взаимосвязана с успешностью в межличностном общении и проявляется в самопрезентациях внешности. Правильно сформированное представление о себе, соответствие физического развития стандартам, принятым в группе ровесников и друзей эмоционально переживается девушками сильнее и чаще влияет на обобщенное самоотношение, а также является определяющим фактором в социальном признании и положении в группе, успешной половой идентификации.
Вслед за распознаванием, узнаванием своей внешности возникает проблема ее оценки. По сравнению с описательной составляющей Я-концепции, в обозначении аспекта, связанного с отношением к себе имеет место гораздо меньшая терминологическая определенность. Но, тем не менее, в последнее время все чаще употребляется понятие «самоотношение». Строение самоотношения можно представить следующим образом: во-первых, существует некоторое обобщенное самоотношение (самоуважение, самооценка), которое является целостным, одномерным и универсальным образованием, выражающим степень положительного отношения индивида к собственному представлению о себе; во-вторых, что это обобщенное самоотношение каким-то образом интегрируется из частных самооценок, взвешенных по субъективной значимости. Самооценки рассматриваются как оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей [3].
Самоотношение развивается в результате социального влияния и взаимодействия, где каждая конкретная социальная ситуация развития задает иерархию ведущих деятельностей и соответствующих им основных мотивов и ценностей, социальных представлений, стереотипов, эталонов, норм поведения, по отношению к которым индивид осмысливает собственное Я, наделяет его личностным смыслом. Основным механизмом формирования самооценки ученые считают процесс социального сравнения. Критерием социального сравнения выступает социальный эталон, а при его отсутствии – ближайшее социальное окружение.
Самоотношение имеет макроструктуру с четырьмя эмоциональными компонентами: самоуважение, самопринятие, аутосимпатию и ожидаемое отношение от других людей и две подсистемы, каждая из которой специфически связана со смыслом «Я»: систему самооценок и систему эмоционально-ценностных отношений. Система самооценок выполняет функцию сравнения с другими («Я в сравнении с другими»), а эмоционально-ценностная система сигнализирует о субъективной значимости этих самооценок («Я-Я») [6].
Однако, в настоящее время, существует множество разрозненных и противоречивых фактов, различных методологических установок, отсутствует общепризнанная и устоявшаяся терминология, связанная с самоотношением и Образом тела как объектов социально-психологического анализа. Отечественная социальная психология располагает еще недостаточными теоретическими и практическими данными по этой проблеме. В настоящий момент, в социальной психологии существует лишь немногочисленное число работ, посвященных проблеме гендер – социальные атрибуты внешнего облика С. Н. Яременко, D. Kyle. и др.; изучающие представления о способах оформления внешнего облика маскулинной, феминной личности А. А. Бодалев, В. А. Лабунская. Нет четко установленных закономерностей влияния самого содержания Образа Физического Я, сформированного в процессе социального взаимодействия, его составляющих, его формально-структурных характеристик, как на частные самооценки, так и глобальное отношение к себе. Отсутствие комплексных методик исследования формирования Образа тела и отношения к нему под влиянием социума обуславливает актуальность данной темы и предполагает проведение экспериментального исследования.
Исследование проводилось в Самарском Государственном Педагогическом Университете со студентками 1 и 2 курсов – более 252 человек. Целью исследования является выявление особенностей самоотношения к Образу физического Я девушек студенток 17-18 лет.
В качестве основного эмпирического инструментария использовалась авторская методика исследования самоотношения к Образу Физического Я. Для обработки данных использовались методы математической статистики: подсчет среднего арифметического по каждому тесту, контент–анализ, корреляционный анализ Пирсона, t-критерий Стьюдента, факторный анализ методом главных компонент с последующим Varimax вращением. Использовалась компьютерная программа анализа данных Statistica, Vers. 5.
В процессе исследования была разработана методика измерения самоотношения к Образу Физического Я в системе «Я в сравнении с другими» и «Я в сравнении с Я». Разработанная методика была проверена на надежность и валидность и в конечном итоге получила название «Методика исследования самоотношения к Образу Физического Я». В Образ Физического Я включались анатомические, функциональные и социальные характеристики, которые в совокупности представляют характеристики внешней привлекательности. Представленные характеристики оцениваются по двум критериям: самооценка (Я в сравнении с другими – хуже или лучше чем у других) и субъективная значимость (Я сравнивается с Я – насколько этот признак для личности ценен и значим, насколько оценка несет личностное окрашенное значение). Также методика позволяет измерить, уровень самооценки предложенных характеристик, какие характеристики наиболее доминируют в субъективном отношении личности и наиболее личностно значимы. Апробация методики исследования самоотношения к Образу Физического Я выполнялась на девушках 17-18 лет, студенток 1 и 2 курса Самарского Государственного Педагогического Университета, общее количество составило 296 человек.
Было установлено, что исследуемые характеристики Образа Физического Я, с одной стороны, имеют тесное взаимодействие друг с другом, подтверждая теоретическое, о существовании внешнего облика в единой гармонии анатомических, функциональных и социальных характеристик. С другой стороны, элементы характеристик Образа Физического Я обладают способностью доминировать, что позволяет их выделять в отдельные компоненты Образа Физического Я и изучать их также отдельно, независимо от других, что и делают существующие методики.
Так как субъективное отношение к Образу Физического Я складывается в результате социального сравнения, являющийся ведущим социально-психологическим источником, а критерием для сравнения выступает социальный эталон внешней привлекательности, при его отсутствие – ближайшее социальное окружение, был выявлен социальный эталон внешней привлекательности для девушек 17-18 лет. Данный эталон был получен с помощью контент-анализа, стимульным материалом послужила авторская методика исследования самоотношения к Образу Физического Я. Испытуемым девушкам 17-18 лет, около 117 человек была предложена инструкция: «Опишите Образ Идеальной девушки, используя перечисленные компоненты анатомических, функциональных и социальных характеристик».
В конечном результате социальный эталон внешней привлекательности для девушек 17-18 лет представлен таким образом:
Анатомические характеристики. Лицо. Волосы густые, средней длины, натурального цвета. Чистая, немного загорелая кожа. Лицо круглой формы, зауженное к подбородку. Не высокий, прямоугольный лоб. Не очень густые, дугообразной формы брови. Средне посаженые глаза, большие и выразительные. Небольшой, прямой и слегка курносый нос. Губы естественно розового цвета, пухлые, бантиком. Ровные, белые зубы. Подбородок округлой формы. Уши небольшого размера и недалеко отстоящие от головы. Плавно перетекающий профиль.
Фигура. Рост 165-
Ноги. Прямой формы, округлые, упругие бедра, нижняя часть от колена тонкая, с накаченными, но несильно выраженными икрами. Тонкие щиколотки, здоровые, без плоскостопия, со средним подъемом, 37-39 размера ступни.
Руки. Верхняя часть до локтя подтянутая, без мускулатуры. Нижняя часть от локтя тонкая, без волос, узкое 15-
Функциональные характеристики. Выносливость. Хорошо развита общая и скоростная выносливость. Силовая выносливость имеет средний уровень.
Сила мышц рук, ног и спины средняя. Мышцы брюшного пресса развиты очень хорошо.
Быстрота движений средняя. Высокий уровень быстроты реакции.
Ловкость. Хорошо развитое чувство равновесия, без лишних колебаний, походка легкая, от бедра, плавные, грациозные движения.
Гибкость тазобедренного и голеностопного сустава выше среднего. Хорошо растянуты связки и мышцы. Очень гибкий позвоночник.
Социальные характеристики. Одежда. Обязательно удобная. Не стоит гнаться за модой, но следовать своему стилю. Должна соответствовать пропорциям фигуры и индивидуальному стилю, подчеркивать пропорции, неповторимость. Должна гармонично сочетаться с цветотипом внешности, социальной роли. Не обязательно должна соответствовать возрасту.
Аксессуары. Обязательное соответствие с одеждой и цветотипом внешности. Удобная, стильная обувь. Головной убор необязателен. Сумки, платки, зонты стильные, одного цвета. Однородные и в небольшом количестве украшения – кольца, цепочки, браслеты.
Косметика. Обязательное сочетание с одеждой и цветотипом внешности. Не яркий, естественный макияж. Аккуратный, не вызывающий маникюр и педикюр. Не резкие, с запахом свежести духи. Прическа аккуратная, соответствующая случаю.
Полученный социальных эталон внешней привлекательности для девушек 17-18 лет был использован как критерий для сравнения и выявления самоотношения к Образу Физического Я у девушек 17-18 лет (n=252).
Исследование самоотношения к Образу Физического Я у девушек 17-18 лет показало, что в процессе сравнения своих характеристик внешней привлекательности с социальным эталоном девушки остаются довольны своей внешностью, и оценивают себя достаточно высоко – выше среднего. Выше всего оцениваются анатомические и социальные характеристики, функциональными характеристиками девушки по сравнению с перечисленными выше не так удовлетворены.
По сравнению с самооценками, которые имели уровень выше среднего, в эмоционально-ценностном компоненте самоотношения характеристикам Образа Физического Я придается высокое значение. Наиважнейшее значение в системе «Я-Я» придается социальным атрибутам внешности и функциональной обусловленности внешней привлекательности. Анатомические характеристики не занимают лидирующего положения. Возможно, это объясняется удовлетворенностью самооценками этих характеристик (анатомических) и некоторым недовольством социальными и функциональными характеристиками Образа Физического Я. Такая разная иерархия положения характеристик Образа Физического Я объясняется, выявленными нами достоверными различиями в самооценках и субъективной значимости (в системе «Я и другие» и в системе «Я-Я»). При сравнении с предложенным социальным эталоном девушки 17-18 лет больше довольны анатомическими характеристиками Образа Физического Я, а социальные характеристики значимы как форма самопрезентации, как способ выражения привлекающего начала. Ведущая роль самооценок анатомических характеристик влияет на формирование личностной значимости функциональных, социальных и частично анатомических характеристик. Высокие самооценки функциональных и социальных характеристик подразумевают и их высокую личностную значимость.
Литература
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 361с.
- Кон И.С. В поисках себя. М.: Высшая школа, 1983. С. 189.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: Наука, 1983. С.16-20.
- Куницына В.Н., Панферов В.Н. Проблема отношений личности в трудах В. Н. Мясищева // Психологический журнал. 1992. Т.13. №3. С.40-45.
- Кривцова С.В. Подросток на перекрестке эпох. - М.: Генезис, 1997.- С.78-94.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 12421
В прошлом месяце: 50
В текущем месяце: 39