К вопросу подготовки специалистов для реализации инклюзивной практики в системе образования
Общая информация
Ключевые слова: подготовка и переподготовка кадров
Рубрика издания: Инклюзивная практика в профессиональном образовании
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Кутепова Е.Н. К вопросу подготовки специалистов для реализации инклюзивной практики в системе образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» впервые в системе высшего профессионального образования РФ определил необходимость подготовки специалистов для обеспечения психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях общего образования. Обусловлено это как разворачивающейся в России практикой совместного обучения детей с ОВЗ и нормально развивающихся детей, так и подписанием РФ ряда международных актов, определяющих эту возможность через развитие инклюзивного образования. Для обеспечения индивидуальной образовательной программы обучения каждого ребенка педагог должен овладеть принципиально иными средствами организации учебно-воспитательного процесса. Ориентация на формирование компетенций учащихся, их развитие в процессе обучения, учет их возрастных и индивидуальных особенностей должны стать основополагающими в подготовке специалистов. Это означает, что все будущие и настоящие педагоги, независимо от предмета, который они преподают, должны овладеть рядом общих компетенций, позволяющих им организовывать процесс обучения с опорой на тот тип деятельности учащегося, который для него наиболее актуален в настоящий момент и будет актуален в ближайшем будущем. По мнению В. В. Рубцова «. конкретные виды деятельности взрослых и детей, самих детей становятся в этом случае условием развития учащихся, а формирование требуемых компетенций выступает как результат возрастных достижений, неразрывно связанный с ведущей для данного возраста деятельностью учащегося» (1).
Полный текст
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» впервые в системе высшего профессионального образования РФ определил необходимость подготовки специалистов для обеспечения психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях общего образования. Обусловлено это как разворачивающейся в России практикой совместного обучения детей с ОВЗ и нормально развивающихся детей, так и подписанием РФ ряда международных актов, определяющих эту возможность через развитие инклюзивного образования. Для обеспечения индивидуальной образовательной программы обучения каждого ребенка педагог должен овладеть принципиально иными средствами организации учебно-воспитательного процесса. Ориентация на формирование компетенций учащихся, их развитие в процессе обучения, учет их возрастных и индивидуальных особенностей должны стать основополагающими в подготовке специалистов. Это означает, что все будущие и настоящие педагоги, независимо от предмета, который они преподают, должны овладеть рядом общих компетенций, позволяющих им организовывать процесс обучения с опорой на тот тип деятельности учащегося, который для него наиболее актуален в настоящий момент и будет актуален в ближайшем будущем. По мнению В. В. Рубцова «. конкретные виды деятельности взрослых и детей, самих детей становятся в этом случае условием развития учащихся, а формирование требуемых компетенций выступает как результат возрастных достижений, неразрывно связанный с ведущей для данного возраста деятельностью учащегося» (1).
Повышение уровня психолого-педагогической подготовки педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях общего образования, возможно как через двухуровневое обучение в рамках психолого-педагогического направления (бакалавр — магистр), так и через обучение бакалавров или специалистов — учителей начальных классов, методистов дошкольного образования, учителей дефектологов, учителей-логопедов, социальных педагогов, учителей-предметников — в магистратуре по направлению «Психолого-педагогическое образование» по основной образовательной программе «Организация инклюзивного образования».
Кроме того, необходимо в системе повышения квалификации педагогов, уже работающих в инклюзивной практике, предусмотреть возможность и необходимость прохождения определенного модуля или программы повышения квалификации не только по предмету его профессиональной деятельности (математика, русский язык и др.), но и по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях общего образования. Достаточно важным является и формирование позитивного отношения к инклюзивному образованию у педагогов и психологов общеобразовательных учреждений, которое должно осуществляться в рамках курсов повышения квалификации.
Хотелось бы отметить тот факт, что цели формирующегося инклюзивного образования находятся в принципиально иной системе координат, нежели цели существующих в настоящий момент систем общего и специального образования. Инклюзивное образование направлено не на ликвидацию сложившейся системы специального (коррекционного) образования, а на соединение, взаимопроникновение и взаимоответственность слабо связанных между собой систем общего и специального образования. Опыт многих стран говорит о том, что главным при создании системы инклюзивного образования является наличие людей, готовых к изменениям. Что же это за специалисты?
Бакалавр инклюзивного образования, получивший образование по направлению «Психолого-педагогическое образование», готовится к психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании и должен решать профессиональные задачи как общие для всех видов профессиональной деятельности (2), так и специфические:
— проведение дифференциальной диагностики для определения типа отклонений;
— проведение психологического обследования детей с сенсорными, речевыми и двигательными нарушениями разного возраста с использованием рекомендованного инструментария, включая первичную обработку результатов и умение формулировать психологическое заключение и т. д.
Наряду с обязательным овладением как общекультурными и профессиональными компетенциями в области психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании, бакалавр «должен уметь организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития., готов применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи; . способен собрать и подготовить документацию о ребенке для обсуждения его проблем на психолого-медико-педагогическом консилиуме учебного учреждения» (2), так и дополнительными компетенциями — принимать философию и методологию инклюзивного образования; уметь соотносить образовательные задачи и задачи социальной адаптации.
Московский городской психолого-педагогический университет в сентябре 2010 года, первым в России, начал подготовку магистров инклюзивного образования по программе «Организация инклюзивного образования». Учитывая отсутствующую на тот момент нормативную базу, в том числе место работы и должность будущего выпускника (в настоящий момент Департамент образования г. Москвы определил должность как «координатор инклюзивного образования») и возможности трудоустройства как в дошкольное образовательное учреждение, так и в общеобразовательную школу, в основу создания этой программы был положен принцип дифференцированной подготовки студентов для работы на указанных уровнях общего образования, реализуемый через курсы по выбору вариативной части профессионального цикла дисциплин:
1. Проектирование вариативных образовательных программ, видов и форм обучения в дошкольном образовании/ Проектирование вариативных образовательных программ, видов и форм обучения в школьном образовании
2. Проектирование и разработка коррекционно-развивающих программ работы с детьми дошкольного возраста/ Проектирование и разработка коррекцион-но-развивающих программ работы с детьми школьного возраста
3. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного процесса в ДОУ/ Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного процесса в школе.
Кроме психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании магистр реализует следующие виды деятельности — образовательную, научно-исследовательскую, научно-методическую и организационно-управленческую, в соответствии с которыми и формируются его компетенции. По нашему мнению, магистр инклюзивного образования должен овладеть дополнительными компетенциями, не обозначенными в Стандарте:
— способен транслировать философию и методологию инклюзивного образования среди участников образовательного процесса;
— способен проектировать инклюзивную образовательную среду и ее дидактическое наполнение;
— умеет организовывать и координировать деятельность, участвовать в работе междисциплинарной команды специалистов, в том числе по разработке индивидуальных образовательных программ для детей с
ОВЗ;
— умеет прогнозировать динамику изменений состояния и развития ребенка в зависимости от применяемых воздействий;
— умеет вести психотерапевтическую работу с взрослыми участниками инклюзивного образовательного процесса, в том числе родителями ребенка с ОВЗ;
— умеет формировать толерантные отношения в инклюзивном детском коллективе, в коллективе взрослых участников инклюзивного образовательного процесса;
— способен определять потребности конкретного ребенка в образовательной программе и стратегии сопровождения.
С учетом того, что подготовка бакалавров и магистров в области инклюзивного образования только началась, а страна уже вступила на сложный и проблемный путь организации инклюзивной практики в учреждениях образования, основной задачей является повышение квалификации педагогических и административных кадров учреждений образования. С 2009 года по настоящее время сотрудниками ИПИО подготовлено 6 краткосрочных программ повышения квалификации, которые освоило более 300 специалистов. Особую значимость для организации инклюзивной практики в городе играет программа «Организационно-управленческие основы инклюзивного образования». Содержание учебной программы ориентировано на обучение руководящих кадров (руководители инклюзивных образовательных учреждений, координаторы инклюзивного образования в образовательных учреждениях, руководители структурных подразделений окружных ресурсных центров, методисты окружных методических центров), отвечающих за организацию инклюзивных процессов в системе образования г. Москвы. Основной целью реализации программы является формирование представлений о философских, методологических основах и принципах инклюзивного образования, освещение проблемы нормативно-правового обеспечения инклюзивного образования, представление современных моделей психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями, формирование управленческих компетенций в области проектирования и организации инклюзивной практики.
Очень востребована программа «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в ДОУ/школе», содержание которой ориентировано на обучение слушателей основам психолого-педагогического сопровождения различных категорий детей с ОВЗ. Это определяется необходимостью организации единой инклюзивной образовательной вертикали, начинающейся от службы ранней помощи детям с ОВЗ раннего и младшего дошкольного возраста до образовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование на начальной и далее ступенях образования, вплоть до среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Всего один выпуск воспитателей ДОУ был осуществлен по программе «Организация образовательного процесса в инклюзивной группе ДОУ». Основная цель которой — сформировать у слушателей представления об организации целостного образовательного процесса в инклюзивной группе дошкольного образовательного учреждения, основных подходах к реализации задач развития всех детей группы, формированию детских сообществ для повышения способности детей с ограниченными возможностями здоровья к адаптации в социуме.
В 2010—2011 учебном году, впервые, 63 учителя начальных классов повысили свою квалификацию по программе «Организация образовательного процесса в инклюзивном классе начальной школы», цель которой — познакомить слушателей с современными философскими, методологическими подходами к обучению детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной школы, формировать профессиональные компетентности в области освоения стратегий обучения в контексте гуманитарных технологий, проектирования образовательного процесса в инклюзивном классе.
Подытоживая вышеизложенное, отметим, что эффективность совместного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками во многом зависит от специальной психолого-педагогической подготовки педагогических кадров. При этом знания, умения и навыки педагогов общего образования не должны дублировать подготовку специалистов специального (дефектологического) образования. Важно понимать, что учителя, воспитатели, специалисты общего образования являются членами команды психолого-педагогического сопровождения ребенка с
ОВЗ, что требует формирования их профессиональной компетентности в зависимости от занимаемой должности.
Литература
- Рубцов В. В. Определяя пути реформирования высшего педагогического образования, необходимо учитывать мнение профессионального сообщества. Учительская газета, 20 января 2009 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»). 16.04.2010 г. № 376.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 6695
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 142
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0